Влияние лыжной подготовки на физическое развитие школьников старших классов
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 26.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ 5
1.1. Понятие физического подготовки, физической подготовленности, физического развития 5
1.2. Анатомо-физиологические особенности школьников старших классов 6
1.3. Влияние лыжной подготовки на физическое развитие школьников старших классов 10
Выводы по главе 1 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ 15
2.1. Организация исследования 15
2.2. Программа лыжной подготовки 19
2.4. Оценка уровня физической подготовленности учащихся до и после участия в секции «Лыжная подготовка» 26
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ОФП. СФП, Игра.221Техника лыжных ходов. ОФП. СФП.231Техника лыжных ходов. ОФП. СФП.241Техника лыжных ходов. ОФП. СФП.251Равномерная тренировка техники лыжных ходов.СФП. ОФП261Равномерная тренировка техники лыжных ходов.СФП. ОФП271Равномерная тренировка техники лыжных ходов.СФП. ОФП281Теория «Правила соревнований по лыжным гонкам». Техника лыжных ходов. Скоростнаяработа. СФП.291Техническая подготовка – повторная работа.Развитие выносливости. СФП.301Преодоление спусков, подъемов. Техникалыжных ходов. ОФП311Контрольная тренировка, соревнование.321Повторная тренировка. Техника лыжных ходов.ОФП331Техника лыжных ходов. Горнолыжнаяподготовка.341Теория «Правила соревнований по лыжным гонкам». Техника лыжных ходов. Горнолыжнаяподготовка351Техника лыжных ходов. Скоростно-силоваяподготовка361Контрольная тренировка, соревнование371Техника лыжных ходов. Скоростная подготовка.ОФП.381Техника лыжных ходов. Скоростная подготовка.ОФП.391Равномерная тренировка – отработка техникилыжных ходов. ОФП401Контрольная тренировка. Соревнование.411Равномерная тренировка. Техника лыжных ходов.421Техника лыжных ходов. Преодоление подъемов,спусков431Техника лыжных ходов. Эстафеты. Скоростно-силовая подготовка441Равномерная тренировка. Техника ходов. ОФП.451Контрольная тренировка. соревнования461Техника лыжных ходов. Равномерная тренировка. СФП471Техника лыжных ходов. Интервальная работа.ОФП481Контрольная тренировка. соревнования491Теория «Смазка лыж». Равномерная тренировка.Техника лыжных ходов501Техника лыжных ходов. Скоростно-силоваяработа. ОФП.511Техника лыжных ходов. Скоростно-силоваяработа. ОФП.521Контрольная тренировка. соревнования531Техника лыжных ходов. Развитие выносливости.СФП541Техника лыжных ходов. Отработка спуска иподъема в гору.551Контрольная тренировка, соревнования561Равномерная тренировка. Отработка техникилыжных ходов.571ОФП. Игры. СФП.581ОФП. Игры. СФП.591ОФП. Игры. СФП.601ОФП. Игры. СФП.611ОФП. Игры. СФП.621ОФП. Кросс. Имитация лыжных ходов. Игры.631ОФП. Кросс. Имитация лыжных ходов. Игры.641ОФП. Кросс. Имитация лыжных ходов. Игры.651ОФП. Кросс. Имитация лыжных ходов. Игры.661ОФП. Кросс. Игры. СФП. Силовая подготовка671ОФП. Кросс. Игры. СФП. Силовая подготовка681ОФП. Бег и беговые упражнения. Игры.Оборудование:Гимнастическая стенка – 2 шт.Гимнастические маты – 6 шт.Гимнастические скамейки – 3 шт.Площадка баскетбольная – 1 шт.Мячи баскетбольные (тренировочные) – 10 шт.Лыжи – 20 шт.Ботинки лыжные – 20 парПалки лыжные – 20 парСкакалки – 10 шт.;Свисток – 1шт.;Мяч футбольный – 1 шт.Стадион – 1 шт.Мазь лыжная – 10 шт.2.4. Оценкауровня физической подготовленности учащихся до и после участия в секции «Лыжная подготовка»В исследовании приняло участие 20 учащихся мужского пола в возрасте 17-18 лет. Средний возраст испытуемых составил 17,29±0,18 лет.Из них 10 человек – экспериментальная группа, которая проходила подготовку в рамках секции «Лыжная подготовкаит», 10 человек – контрольная группа, в которой физическое воспитание велось встандартным методикам, определенным программой в рамках уроков физической культуры.Результаты оценки уровня физической подготовленности испытуемых на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 2.Таблица 2Результаты оценки уровня физической подготовленности испытуемых на констатирующем этапе экспериментаТестНорматив на бронзовый значокРезультатДостоверность различийЭГКГtэмпрБег 60 м, с9,011,35±0,2611,9±0,280,42р>0,01Бег 3000 м, мин, с15,2019,90±0,1819,03±0,211,78р>0,01Челночный бег 3 х 10 м, с8,212,41±0,1411,92±0,240,48р>0,01Подтягивание из виса на высокой перекладине, раз87,30±0,457,90±0,381,02р>0,01Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в 1 минуту3523,90±0,9724,10±1,230,13р>0,01Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз2515,10±1,0316,40±0,860,97р>0,01Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см192154,10±9,26155,30±4,610,12р>0,01Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см+61,30±0,261,40±0,160,33р>0,01Примечание – tкрдля p≤0,05 = 2,10, tкрдля p≤0,01 = 2,88Как следует из таблицы, по тесту «Бег 60 м, с» результат в ЭГ составляет 11,35±0,26 с, в КГ – 11,9±0,28 с. Различия между ЭГ и КГ статистически незначимы (tэмп = 0,42, р>0,01).По тесту «Бег 3000 м, мин, с» результат в ЭГ составляет 19,90±0,18 с, в КГ – 19,03±0,21 с. Различия между ЭГ и КГ статистически незначимы (tэмп = 1,78 р>0,01).По тесту «Челночный бег 3 х 10 м, с» результат в ЭГ составляет 12,41±0,14 с, в КГ – 11,92±0,24 с. Различия между ЭГ и КГ статистически незначимы (tэмп = 0,48 р>0,01).По тесту «Подтягивание из виса на высокой перекладине, раз» результат в ЭГ составляет 7,30±0,45 раз, в КГ – 7,90±0,38 раз. Различия между ЭГ и КГ статистически незначимы (tэмп = 1,02, р>0,01).По тесту «Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в 1 минуту» результат в ЭГ составляет 23,90±0,97 раз, в КГ – 24,10±1,23 раз. Различия между ЭГ и КГ статистически незначимы (tэмп = 0,13, р>0,01).По тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз» результат в ЭГ составляет 15,10±1,03 раз, в КГ – 16,40±0,86 раз. Различия между ЭГ и КГ статистически незначимы (tэмп = 0,97, р>0,01).По тесту «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см» результат в ЭГ составляет 154,10±9,26 см, в КГ – 155,30±4,61 см. Различия между ЭГ и КГ статистически незначимы (tэмп = 0,12, р>0,01).По тесту «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см» результат в ЭГ составляет 1,30±0,26 см, в КГ – 1,40±0,16 см. Различия между ЭГ и КГ статистически незначимы (tэмп = 0,33, р>0,01).Можно заключить, что на момент начала подготовки все испытуемые имели сравнимый уровень физической подготовленности по всем испытаниям, т.е. группы имели сравнимый уровень физической подготовленности.Результаты оценки уровня физической подготовленности испытуемых на контрольном этапе эксперимента, представлены в таблице 3.Таблица 3 Результаты оценки уровня физической подготовленности испытуемых на контрольном этапе экспериментаТестНорматив на бронзовый значокРезультатДостоверность различийЭГКГtэмпрБег 60 м, с9,08,42±0,069,93±0,275,37р<0,01Бег 3000 м, мин, с15,2015,21±0,0318,32±0,147,55р<0,01Челночный бег 3 х 10 м, с8,26,92±0,068,89±0,214,36р<0,01Подтягивание из виса на высокой перекладине, раз813,70±0,2610,80±0,366,50р<0,01Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в 1 минуту3542,80±0,8328,40±,269,55р<0,01Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз2536,10±1,1125,70±0,797,64р<0,01Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см192362,90±5,95246,70±11,329,09р<0,01Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см+611,90±0,667,40±0,455,62р<0,01Примечание – tкрдля p≤0,05 = 2,10, tкрдля p≤0,01 = 2,88Как следует из таблицы, по тесту «Бег 60 м, с» результат в ЭГ составляет 8,42±0,06 с, в КГ – 9,93±0,27 с. Различия между ЭГ и КГ статистически значимы, т.е. показатель в ЭГ достоверно выше, чем показатель в КГ (tэмп = 5,37, р<0,01).По тесту «Бег 3000 м, мин, с» результат в ЭГ составляет 15,21±0,03 с, в КГ – 18,32±0,14 с. Различия между ЭГ и КГ статистически значимы, т.е. показатель в ЭГ достоверно выше, чем показатель в КГ (tэмп = 7,55, р<0,01).По тесту «Челночный бег 3 х 10 м, с» результат в ЭГ составляет 6,92±0,06 с, в КГ – 7,89±0,21 с. Различия между ЭГ и КГ статистически значимы, т.е. показатель в ЭГ достоверно выше, чем показатель в КГ (tэмп = 4,36, р<0,01).По тесту «Подтягивание из виса на высокой перекладине, раз» результат в ЭГ составляет 13,70±0,26 раз, в КГ – 10,80±0,36 раз. Различия между ЭГ и КГ статистически значимы, т.е. показатель в ЭГ достоверно выше, чем показатель в КГ (tэмп = 6,50, р<0,01).По тесту «Поднимание туловища из положения лежа на спине, раз в 1 минуту» результат в ЭГ составляет 42,80±0,83 раз, в КГ – 28,40±,26 раз. Различия между ЭГ и КГ статистически значимы, т.е. показатель в ЭГ достоверно выше, чем показатель в КГ (tэмп = 9,55, р<0,01).По тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз» результат в ЭГ составляет 36,10±1,11 раз, в КГ – 25,70±0,79 раз. Различия между ЭГ и КГ статистически значимы, т.е. показатель в ЭГ достоверно выше, чем показатель в КГ (tэмп = 7,64, р<0,01).По тесту «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см» результат в ЭГ составляет 362,90±5,95 см, в КГ – 246,70±11,32 см. Различия между ЭГ и КГ статистически значимы, т.е. показатель в ЭГ достоверно выше, чем показатель в КГ (tэмп = 9,09, р<0,01).По тесту «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см» результат в ЭГ составляет 11,90±0,66 см, в КГ – 7,40±0,45 см. Различия между ЭГ и КГ статистически значимы, т.е. показатель в ЭГ достоверно выше, чем показатель в КГ (tэмп = 5,62, р<0,01).Выводы по главе 2Таким образом, исследование было проведено в общеобразовательной школе, на базе которого существует секция «Лыжная подготовка». Исследование предполагало изучение уровня развития физических качеств у испытуемых ЭГ и КГ до и после проведения занятий в секции.Можно видеть, что как в ЭГ, так и в КГ физическая подготовка дала результаты. Вместе с тем, у занимающихся в ЭГ уровень физической подготовленности был достоверно выше по всем тестам. Это говорит о том, что программа секции «Лыжная подготовка» являются более эффективными, чем стандартная программа физической подготовки.Лыжная подготовка играет важную роль в системе физического и спортивного воспитания. Занятия ею укрепляют и развивают организм школьника, а также являются средством культурно - нравственного воспитания и приобщения человека к обществу.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, можно заключить, что физическая нагрузка – это естественная потребность человека и многих живых существ, которая сопровождается вовлечением большого количество органов и их систем, центральными из которых являются нервная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. В основе процессов, происходящих в организме при физической нагрузке лежат процессы адаптации. Процессы адаптации затрагивают физиологические резервы организма и основываются на нейрогуморальной регуляции, т.е. центральными управляющими системами являются нейрогенные и эндокринные механизмы регуляции. Одной из важных задач, которая решается в рамках процесса физического воспитания детей – это повышение уровня их физической подготовленности. От того насколько эффективно будет решаться эта задача зависит здоровье нации в целом, поскольку физическое благополучие человека – это одна из составляющих здоровья, без него невозможно достичь высокого качества жизни. Уровень физической подготовленности детей оказывает влияние на все сферы их настоящей и будущей жизни, в том числе на учебу, социальную активность, трудовую деятельность и т.д.Лыжная подготовка составляет важную часть общей физической подготовки школьников. Причина состоит в том, что природно-климатические особенности Российской Федерации, наличие обширных территорий, которые длительное время покрыты снегом в большей степени предрасполагает к развитию зимних видов спорта, в частности лыжного спорта. Лыжный спорт – это один из популярных видов спорта, который сегодня завоевывает все большее внимание. Занятия лыжной подготовкой, прогулка на лыжах, поход, тренировки и соревнования – все это способствует воспитанию многих физических качеств, например, таких как выносливость, сила, ловкость, быстрота, координация движений. Ко всему прочему не будем забывать о том, что также у учащихся развиваются морально-волевые качества – смелость, настойчивость, решительность, выдержка. Нельзя забывать о том, что занятия лыжной подготовкой разносторонне воздействует на организм учащихся. При выполнении заданий на лыжах в работу включаются мышцы туловища, верхние и нижние конечности, в организме происходит совершенствование в первую очередь сердечнососудистой, дыхательной и нервной системы.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБезрукихМ.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.Белова О.А. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Белова. – Рязань: РГУ, 2011. – 170 с.ВиленскийМ.Я. Физическая культура: Учебник/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.ГильмутдиноваА.Р. Влияние лыжной подготовки на развитие физических качеств подростков 15-17 лет / А.Р. Гильмутдинова, М.Р. Габадуллин // Университетский спорт: здоровье и процветание нации. Материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 2 т. Т. 1, 2015. – С. 268-270.Ермакова Е.Г. Влияние лыжной подготовки на развитие физических качеств у студентов / Е.Г. Ермакова // Развитие образования, 2021. – Т. 4. – № 3. – С. 25-28.Ляхова Д.В. Влияние ходьбы на лыжах на здоровье человека / Д.В. Ляхова // Вестник научных конференций, 2016. – № 7-2 (11). – С. 70-75.Письменский, И.А. Физическая культура: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 493 с.Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб.пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. – 416 с.Тихомирова И.А. Анатомия и возрастная физиология: учебник для студентов высших учеб.заведений / И.А. Тихомирова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 285 с.Физическая культура: учебник / Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, М.Д. Кудрявцев. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 612 сФизическая культура: учебник для вузов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Б. Муллер и др. – М.: Юрайт, 2013. – 424 с.Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – 13-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.Физическая культура: учебное пособие для вузов / Е. В. Конеева и др.; под редакцией Е. В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 599 с.Филиппова Е.Н. Динамика показателей физического состояния и физической подготовленности студентов при занятиях лыжной подготовки / Е.Н. Филиппова, А.А. Шамаева // Современные проблемы науки, технологий, инновационной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-9 ч. Ч. 3, 2017. – С. 144-146.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холоднов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
2. Белова О.А. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений / О.А. Белова. – Рязань: РГУ, 2011. – 170 с.
3. Виленский М.Я. Физическая культура: Учебник/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 214 с.
4. Гильмутдинова А.Р. Влияние лыжной подготовки на развитие физических качеств подростков 15-17 лет / А.Р. Гильмутдинова, М.Р. Габадуллин // Университетский спорт: здоровье и процветание нации. Материалы V Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 2 т. Т. 1, 2015. – С. 268-270.
5. Ермакова Е.Г. Влияние лыжной подготовки на развитие физических качеств у студентов / Е.Г. Ермакова // Развитие образования, 2021. – Т. 4. – № 3. – С. 25-28.
6. Ляхова Д.В. Влияние ходьбы на лыжах на здоровье человека / Д.В. Ляхова // Вестник научных конференций, 2016. – № 7-2 (11). – С. 70-75.
7. Письменский, И.А. Физическая культура: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 493 с.
8. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. – 416 с.
9. Тихомирова И.А. Анатомия и возрастная физиология: учебник для студентов высших учеб. заведений / И.А. Тихомирова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 285 с.
10. Физическая культура: учебник / Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, М.Д. Кудрявцев. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 612 с
11. Физическая культура: учебник для вузов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Б. Муллер и др. – М.: Юрайт, 2013. – 424 с.
12. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын, Р.Л. Палтиевич, Г.И. Погадаев. – 13-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
13. Физическая культура: учебное пособие для вузов / Е. В. Конеева и др.; под редакцией Е. В. Конеевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 599 с.
14. Филиппова Е.Н. Динамика показателей физического состояния и физической подготовленности студентов при занятиях лыжной подготовки / Е.Н. Филиппова, А.А. Шамаева // Современные проблемы науки, технологий, инновационной деятельности. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-9 ч. Ч. 3, 2017. – С. 144-146.
15. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холоднов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.