Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии.
Заказать уникальный реферат- 10 10 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 27.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Следовательно, занятия в современной школе должны выстраиваться таким образом, чтобы ученики самостоятельно приходили к той идее, которую предстоит освоить. Педагог при данном подходе выступает в роли координатора, который задает наводящие вопросы, при этом не мешает рассуждениям ребенка.Для развития данной способности у дошкольников и младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их практическому опыту. Близкая детям тема вызывает интерес и вдохновляет искать новые знания. Большую роль в эффективном освоении иностранного языка имеют творческие способности и креативное мышление. Правильная синхронизация работы педагогов помоет быстро развить нужные компетенции. Не менее важной задачей процесса обучения иностранному языку, в частности и на ранних его этапах, является нравственное развитие личности дошкольников и школьников. Долгое время считалось, что данную функцию должно выполнять воспитание, но в ходе изучения иноязычной речи происходит усвоение норм, ценностей, традиций и обычаев народа – носителя изучаемого языка.Основываясь на указанных выше и иных функциях изучения иностранного языка в раннем возрасте, следует сформулировать наиболее объективную стратегию обучения. Многие останавливаются на упрощенной модели, предполагающей погружение в языковую среду и использование методов, близких к прямому или натуральному. Сущность его заключается в том, чтобы при обучении иностранному создавать те же условия и применять те же приемы, что и при естественном усвоении родного языка ребенком. Но автор указывает на недостаток данного подхода, поскольку уже в дошкольном возрасте ребенок способен к сознательному, аналитическому оперированию языком.Следовательно, создание таких же условий в процессе овладения иностранной речью, как при непроизвольном речевом развитии годовалого ребенка, не принесет ожидаемых результатов, необходимы более сложные формы работы. В процессе поиска оптимальных методов следует учитывать и тот факт, что ведущим видом деятельности является игра, а в начальной школе – это учебно-познавательные интересы.Распространенным является мнение, что эффективность освоения иностранного языка напрямую зависит от способностей ребенка к их изучению. Но автор опровергает данную гипотезу, основываясь на том факте, что изначально каждый ребенок имеет совершенно одинаковую предрасположенность к освоению иностранной речи. Различными при данном процессе являются следующие характеристики:Индивидуальные особенности личности: темперамент, тип личности, особенности центральной нервной системы; способствуют более быстрому или медленному освоению новой информации в целом, не только иностранной речи.Коммуникативные способности. Одни дети склонны к общению, не устают от бесконечных бесед, они открыты для диалога на родном языке. Следовательно, для них не станет проблематичным разговор на иностранном. Менее общительные дошкольники и школьники не будут демонстрировать больших успехов в рассматриваемой нами области,но не по причине незнания языка, а в виду своих особенностей.Общие психологические характеристики: память мышление, воображение скорость восприятия и т.д. Уровень данных качеств способствует более или менее успешному овладению учебной программой в целом, и новым языком в частности.Таким образом, процесс изучения иностранного должен начинаться в раннем возрасте, что будет способствовать его успешному освоению. При этом необходимо придерживаться определенных принципов, учитывать индивидуальные и возрастные особенности дошкольника и младшего школьника. Весь процесс его изучения должен представлять собой четко выработанную систему.Заключение.Алексей Алексеевич Леонтьев— советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, посвятил множество публикаций рассмотренной в данной работе теме. При этом ученый подходит к изучению вопроса речевой деятельности в общей и педагогической психологии с нескольких сторон, как лингвист, как психолог, как методист и как педагог. В результате автор подробно анализирует существующие на период написания книги средства, методы, направления и приемы изучения иностранного языка, при этом останавливается на процессе освоения русского жителями других государств. Здесь ученый исходит из образовательных потребностей общества, тех знаний, умений и навыков, которыми должен обладать современный человек. При этом рассмотрение данного вопроса происходит в контексте анализа психологических особенностей различных возрастных групп и индивидуальных характеристик дошкольников, школьников и студентов, с учетом протекания процессов восприятия, памяти, мышления и т.д. Кроме этого автор книги соединяет психолого-педагогические принципы образовательного процесса с особенностями освоения и формирования иностранной речи, останавливается и на духовно-нравственной составляющей в ходе изучения языка.Не смотря на то, что Алексей Алексеевич занимался изучением рассмотренной в книге темы в прошлом веке, и уже прошел достаточный промежуток времени после публикации его работы, вопросы, затронутые им, актуальны в настоящее время. Сегодня так же преподаватели иностранного языка ориентируются на принципы, которые были разработаны А.А. Леонтьевым, обращаются к описанным им особенностям преподавания и обучения данной дисциплине. Таким образом, рассмотренная книга заслуживает того, чтобы оставаться популярной среди современного поколения лингвистов, педагогов и психологов.