Соотношение-государства-и-права

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 30 30 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 27.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение. 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ИХ ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ 5
1.1 Понятие государства и его основные признаки 5
1.2 Понятие права и его основные признаки 9
Глава 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СООТНОШЕНИИ И
ВЗАИМОСВЯЗИ 15
2.1 Воздействие государства на право 15
2.2 Воздействие права на государство 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованных источников и литературы 27
Фрагмент для ознакомления

Государство использует право для воздействия на граждан в рамках установленных законом границ, и, наоборот, граждане могут воздействовать на власть через право. Отсутствие закона в связях между государством и личностью может привести к негативным последствиям для последней. Таким образом, значимость права во многом зависит от его способности гарантировать гармоничное развитие личности и расширение ее свободы. В этом контексте, связь права с государством актуальна только в том случае, когда государство служит интересам человека; б) Закон узаконивает деятельность государства, оправдывая его защитные и принудительные действия. Поступки государства находятся под строгим контролем юридических норм, получая юридическую форму; в) С помощью права устанавливаются границы влияния государства, обозначаются пределы его вмешательства в жизнь граждан; г) Закон закрепляет особые интересы наций и этносов, тем самым воздействуя на государственную власть в ее отношениях с различными народами. Этот аспект особенно важен для многонационального федеративного государства, являясь ключевым условием его существования;д) Юридическая структура задает рамки для эффективного надзора над действиями государственных органов, тем самым предоставляя правовые обеспечения для подотчетного поведения правительства перед гражданами; е) В наше время право является основным каналом коммуникации между государством, его жителями и международным сообществом; ж) Исключительно средство права служит базой для легитимации применения государственного принуждения, устанавливая основания, ограничения и способы этой силы. При осмыслении взаимоотношений между государством и правом важно подчеркнуть их взаимную автономию. Это подтверждается тем фактом, что законы, изданные государством, иногда диссонируют с общепринятым правопониманием. Тем не менее, государственная машина является первостепенным и активным создателем правовых норм и гарантом их выполнения. Право же оказывает на правительство структурирующее и систематизирующее воздействие. Концепция правового государства воплощает в себе положительный потенциал, заложенный в праве, когда оно взаимодействует с государственной системой. В такой модели государства право помогает устранить отрицательные аспекты властной деятельности, в то же время раскрывая положительные аспекты государственной структуры. В ответ государство способствует глубокой правовой интеграции и совершенствованию своей сущности. С.С. Алексеев связывал наивысший уровень развития права не просто с концепцией правового государства, а с идеей "общества права", то есть общества, где доминирует безоговорочное превосходство права, его устоев и ценностей являются абсолютными и неоспоримыми.Итогом изучения взаимодействия, единства и разногласий между строением государства и системой права становится разъяснение природы установившихся меж ними связей. Теоретическое осмысление тесной связи между государством и правом оформилось в конце 19-го века, благодаря усилиям Г. Еллинека, который утверждал, что эта взаимосвязь носит неизбежный и объективный характер, выдвигая на передний план права граждан: «...В ходе истории культурные нации сформировали фундаментальный набор прав, не подвластный воле законодателя». Особое внимание Еллинек уделил правовым основам законотворчества государства. Дальнейшее развитие идей Еллинека нашли в работах Л. Дюги, а также выдающихся русских юристов конца 19-го — начала 20-го века: Н.И. Палиенко, Н.С. Алексеева, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева и других. Сегодня тема взаимосвязи государства и права продолжает анализироваться в контексте исследования правового государства в работах как отечественных ученых (В.Д. Зорькин, Н.В. Витрук, Н.И. Козюбра, В.В. Копейчиков, В.С. Нерсесянц, М.Ф. Орзих), так и зарубежных исследователей. Рассматриваемая проблематика обогатилась различными направлениями изучения: - В.Е. Гулиев и М.А. Аржанов особо выделяют причинно-следственные отношения между государством и правом, при этом акцентируя внимание на их неравноценности и доминировании государства над правом. - Л.С. Явич предпочитает концепцию функциональных взаимосвязей, которая отображает взаимную обусловленность государства и права как независимых социальных институтов, подчеркивая существенное влияние права на структуру государства. При этом такая функциональна связь проявляется на основополагающем уровне и коренится в причинно-следственной связи с доминирующими видами экономических отношений.Николай Иванович Матузов пришёл к выводу, что дихотомия в вопросе отношений между государством и правом неуместна, поскольку эти связи могут быть многообразными и сложными. Он акцентировал внимание на том, что причины взаимодействия могут быть различными, включая первопричины и вторичные факторы; способы трактовки понятия права; а также тот факт, что правонормы зачастую устанавливаются не только государством, но и различными общественными организациями, получая при этом одобрение государства. Ключ к разрешению спора, по мнению Матузова, лежит не в противопоставлении, а в содействии и взаимоподдержке государства и права.Владимир Васильевич Лазарев подчеркивал, что современное государство, являясь суверенным, не может функционировать вне принципов права. Он указывал на то, что необходимость в правопорядке обусловлена экономическими потребностями и что отступление от законов ведёт к революционным изменениям в обществе.В данном контексте, право представляется как фактор, ограничивающий произвол государственных инстанций, защищая при этом интересы индивидуумов и общества в целом. Таким образом, право становится силой, способной подчинить государство, ставя его интересы под контроль и предотвращая злоупотребление властью.Современное государство во многом опирается на право, которое по мере своего совершенствования все сильнее оказывает влияние на государственные структуры. Закономерность такова, что чем точнее и справедливее право отображает потребности общества, тем сильнее оно связывает действия государства, направляя их на реализацию общественных интересов. В этой модели, право делает действия государства более осмысленными и эффективными, позволяя ему соответствовать своей исторической роли.Властные структуры формируют законодательные основы, однако они формируют их в унисон с желанием способствовать развитию личной свободы в рамках социальной динамики, ведь их роль в отличие от деспотических систем заключается не в угнетении, а в поддержке гражданского общества. Правовые принципы являются производными от деятельности государства до тех пор, пока государственная мощь служит основой для защиты и поддержания правовых связей. Однако само государство признается таковым лишь когда его мощь служит защите права, которое формируется через естественно-исторические процессы и ограничивается этим самым правом.Правомерно говорить, что возможность права существовать без нормативных рамок, кардинально ограничивающих произвол властных органов государства, отсутствует. И аналогично, государство теряет свою идентичность, если его структуры и деятельность не скованы общими мерами свободы, которые формируют основание права.Аргументация о взаимосвязи между правовыми принципами и государственным устройством не опровергает идею о взаимной зависимости: государству неотъемлемы правовые регламенты, как и праву необходима государственная сила для своей реализации.Философские выражения отражают переплетение понятий права и государства. Правовые начала выступают как способ выражения свободы в социуме, тогда как государство предстаёт как механизм, который не столько придумывает правила, сколько закрепляет их в законодательных актах и воплощает в жизнь.Существует определенная степень автономии как у государства, так и у правовой системы, но они также проникают друг в друга и взаимозависимы. Пренебрежение юридическими принципами несомненно приводит к подрыву фундаментов государственности и снижению ее важности. История безошибочно показывает, что в случаях, когда государственная машина игнорирует нормы права, стремясь к достижению политических амбиций через несоблюдение законности, это обертывается страданиями граждан и подрывом самой государственной системы. Пренебрежение законностью провоцирует обоснованный протест народа против тех, кто обязан создавать законы и обеспечивать их исполнение. Игнорирование юридических норм со стороны государственных структур рождает аналогичное пренебрежение со стороны граждан.В контексте западной правовой мысли вопрос о взаимосвязи между государственной властью и правом был трансформирован в доктрину верховенства права. Нынешнее конституционное право подняло этот тезис до уровня фундаментального принципа, лежащего в основе конституционного уклада.Концепция верховенства права фактически служит методологической базой для всестороннего понимания взаимодействия между государственной властью и правом, позволяя сбалансированно учитывать влияние государственных органов на право и наоборот.ЗАКЛЮЧЕНИЕПраво – это социальное явление, оно существует только в человеческомобществе. Как сложное социальное явление, право тесно связано с другимисоциальными институтами, такими как экономика, политика, культура и такдалее. В то же время право и общество в целом также рассматриваются каквзаимовыгодныекатегории.Нотакиеинституты,какгосударствоиправо,болеетесно связаны друг с другом. Различные варианты соотношения государства иправа зависят от типа понимания права. В то же время мы видим три основныхнаправлениясоотношениямеждугосударствомиправом,анализкоторыхпозволяетнамсделатьвыводовзаимосвязииспецификекаждогоизэтихявлений:единство,различие,взаимодействие.В теории государства и права традиционно выделяются два подхода кпроблемесоотношения государстваиправа:Первый – этатистский, на основе приоритетов государства над правом,согласно которому право рассматривалось как побочный продукт деятельностигосударства, как его результат. Второй подход был разработан в соответствии сестественно-правовымиперспективамиидействовалнаосновеприоритетовправапосравнениюсгосударством.Однако,существуеттретьяточказрениянаэтотвопрос,котораядополняетвзглядыэтихдвухпозиций.Сторонникиэтойтеориибудутисходитьизтого,чтопервенство навязывается государству или праву, говорить о том, что право игосударствонемогутсуществоватьдругбездруга,азначит,междунимисуществуетфункциональнаясвязь.Такойподходпозволяетизбежатьодносторонности и понять, что дает право государству и выяснить истиннуюрольгосударствавобеспечении права.Единствогосударстваиправапроявляетсявтом,чтоони-явлениеодногообщества,онивместеработаютнадобщейзадачей:развитиеминормальнымфункционированием общества. Единство государства и права выражается в ихпроисхождении, типологии, обусловленности экономическими, культурными идругимиусловиями,ивобщейисторическойсудьбе.Государствоиправовыступают в качестве средств социального регулирования и упорядоченности,аккумулируяиуравновешиваяобщиеииндивидуальныеинтересы,иобеспечиваяправаличности.Развитиегосударстваиправа–этоединыйпроцесс.Это не значит, что все, свойственное праву, свойственно государству инаоборот. Они предстают как самостоятельные образования, которые, помимообщих,обладаютрядомособыхчерт.Разница между государством и правом заключается в том, что, хотя у нихиестьобщаязадача,решаютониеепо-разному:государствовобластисоциального управления,правовобластисоциальногорегулирования.Различия возникают уже из определений этих понятий. Государство – этоорганизациявласти,состоящейизорганов.Право–этосистеманорм,субъективных прави юридическихопераций.Государствопреждевсеговыражаетобщиеинтересыграждан.Этоорганизация, которая приносит пользу всему обществу, с помощью которойопределяетсяприоритетгруппынадиндивидом.Правожепреждевсеговыражаетиндивидуальный интерес,защитуотдельнойличности.Взаимодействиегосударстваиправавыражаетсявразличныхвоздействиях друг на друга. Отношения между государством и правом таковы,что государство и право связывают друг друга обязательствами, влияют друг надруга.СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВИЛИТЕРАТУРЫАлексеевC.C.Государствои право.–М.:Инфра,2000.БатуринЮ.М.,ЛившицP.З.Правовоегосударство.–М.:НAУКA,1999.– 256с.ВенгеровА.Б.Теориягосударстваиправа:Учебникдляюридическихвузов.3-е изд.– М.: Юриспруденция,2000. – 528с.ЕмельяновС.А.Право:Определениепонятия.–М.,1995.КозлихинИ.Ю.Идеиправовогогосударства.–СПб,1993.–152с.КоролеваА.И.Теориягосударстваиправа. –СПб:Юрист,2000.Лазарева В.В. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Юрист,2000.– 472с.МалькоA.В.Теориягосударстваиправа:Учебник.–М.:КНΟPУC,2006.– 400с.МальтузовН.И.,МалькоA.В.Теориягосударстваиправа.–М.:Инфра,-М.,2002.МановаГ.Н.Теорияправаигосударства:Учебникдлявузов.–М.:БЕК,1999.– 336с.МарченкоМ.Н.Теориягосударстваиправа:курслекций.–М.:Зерцало,2003.МарченкоМ.Н.Государствоиправовусловияхглобализации.–М.,2009.ПротасовВ.Н.Теорияправаигосударства.Проблемытеорииправаигосударства:Вопросыиответы.—М.:НовыйЮрист,2008.—240сХропанюкВ.И.Теориягосударстваиправа:Хрестоматия.Подред.проф.Т.Н.Редько.– М.: Просвещение,2001.

1. Алексеев C.C. Государство и право. – М.: Инфра, 2000.
2. Батурин Ю.М., Лившиц P.З. Правовое государство. – М.: НAУКA, 1999. – 256 с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.
4. Емельянов С.А. Право: Определение понятия. – М., 1995.
5. Козлихин И.Ю. Идеи правового государства. – СПб, 1993. – 152с.
6. Королева А.И. Теория государства и права. – СПб: Юрист, 2000.
7. Лазарева В.В. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Юрист, 2000. – 472с.
8. Малько A.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: КНΟPУC, 2006. – 400с.
9. Мальтузов Н.И., Малько A. В. Теория государства и права. – М.: Инфра, - М., 2002.
10. Манова Г.Н. Теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: БЕК, 1999. – 336с.
11. Марченко М.Н. Теория государства и права: курс лекций. – М.: Зерцало, 2003.
12. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. – М.,
2009.
13. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и
государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 2008. —240с
14. Хропанюк В.И. Теория государства и права: Хрестоматия. Под ред. проф. Т. Н. Редько. – М.: Просвещение, 2001.