Методы государственного регулирования конкурентной среды
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 28.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты конкуренции и конкурентной среды 4
2. Сущность методов государственного регулирования конкурентной среды 7
3. Роль государственной поддержки производителей в повышении их конкурентоспособности 11
Заключение 20
Список литературы 21
Рассмотрим государственную поддержку отрасли по выбранным критериям на период с 2022 г. по май 2023 г. (табл. 3) (приложение 2)[12,с.742].Таким образом, принимаемые в России антикризисные меры по поддержке и повышению конкурентоспособности производителей молочной продукции в целом оказывают положительное влияние на развитие и укрепление национальной молочной отрасли. Рост производства, увеличение надоев молока, развитие сырьевой базы, увеличение экспорта и обеспечение высокого качества и безопасности продукции – основные результаты принятых мер. Государственные программы и меры – субсидии, льготные кредиты и финансовая поддержка модернизации производства – способствуют развитию молочной отрасли и повышению конкурентоспособности ее участников.Введение торговых ограничений на импорт молочной продукции и установление стандартов качества и безопасности способствует защите отечественных производителей и созданию равных условий для конкуренции на внутреннем рынке. Происходит развитие сырьевой базы, улучшение генетического потенциала животноводства и повышение продуктивности животноводства. Научные исследования способствуют разработке передовых технологий и внедрению их в производство. Увеличение доли отечественной продукции на рынке подтвердило успешность принятых мер.ЗаключениеТаким образом, методы государственного регулирования конкурентной среды играют важную роль в обеспечении эффективного функционирования рыночной экономики. Различные инструменты, такие как антимонопольное законодательство, тарифное регулирование, лицензирование, стимулирование конкуренции и другие, используются для создания условий для справедливой конкуренции, защиты интересов потребителей и предотвращения злоупотреблений со стороны доминирующих игроков на рынке.Ключевым аспектом успешного государственного регулирования конкурентной среды является поиск баланса между необходимостью защиты интересов потребителей и созданием условий для развития предпринимательства и инноваций. Важно, чтобы государственное вмешательство было обоснованным, пропорциональным и основывалось на объективных данных и критериях.Постоянное совершенствование методов государственного регулирования конкурентной среды, адаптация их к изменяющимся условиям рынка и технологическим инновациям являются ключевыми задачами для обеспечения устойчивого развития экономики и защиты интересов всех участников рыночных отношений. Взаимодействие государства, бизнеса и общества в целом является основой успешного функционирования конкурентной среды и достижения общих целей экономического развития.В целом, эффективное государственное регулирование конкурентной среды способствует стимулированию экономического роста, повышению качества товаров и услуг, снижению цен и повышению уровня жизни населения. Поэтому важно продолжать развивать и усовершенствовать инструменты регулирования, чтобы обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие экономики в интересах всех ее участников.Список литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ//Консультант ПлюсНаучная литература2. Ватагович, М. И. Оценка эффективности бюджетной поддержки производителей / М. И. Ватагович - 2022. – №12 (223). – С. 45- 53. 3. Гнатышина, Е. И. Механизм и инструменты государственной поддержки предпринимательства в РФ / Е. И. Гнатышина // Мировая наука. – 2022. – №11 (68). – С. 36-40 4. Кузьминов Я.И. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития./ Я. И. Кузьминов. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - С. 24. 5. Мамедова, А. Э. Стратегические императивы развития конкурентной политики в России / А. Э. Мамедова. // Молодой ученый. - 2023. - № 2 (449). - С. 137-140. 6. Махутова, М. Т. Инструменты повышения конкурентоспособности производителей пиломатериалов в России / М. Т. Махутова. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2021. – №.4. – С. 118-120. 7. Оборин, М. С. Инструменты государственной поддержки агробизнеса в современных условиях / М. С. Оборин // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». – 2021. – №2 (26). – С. 67-76. 8. Пичугина, Е. В. Теоретические основы конкуренции / Е. В. Пичугина. - // Молодой ученый. - 2020. - № 6 (296). - С. 285-288. 9. Самыгин, Д. Ю. господдержка сельского хозяйства как объект стратегического планирования продовольственной безопасности / Д. Ю. Самыгин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2021. – №2. – С. 142- 149. 10. Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. Н. Соловьева. – М.: Издательство Юрайт, 2023. - 139 с. 11. Фомин, О. С. Кризисное состояние молочной отрасли региона: причины, последствия, эффективность мер государственной поддержки / О. С. Фомин. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2021. – №4. – С. 88-94 12. Черепанова, Д. М. Оценка уровня государственной поддержки АПК в России и странах Европейского Союза / Д. М. Черепанова.// Аграрная наука Евро-Северо-Востока. – 2022. – №5. – С. 740-750 ПриложенияПриложение 1Таблица 1 - Типология мер государственной поддержки производителей в период кризисаТипы мерСущностьЭкономические мерыИнструменты, применяемые для экономической рационализации факторов производства.Социальные мерыИнструменты, направленные на оказание поддержки и реализацию выплат в адрес населения, благополучие которого оказалось затронутым кризисом отрасли (сотрудники завода, представители отрасли).Административные мерыОграничительные рычаги, связанные с выдачей лицензий, квот, ценовое регулирование, контроль курса валют.Правовые мерыВыпуск и утверждение стандартов, регламентов, актов законодательства, регулирующих работу отрасли.Таблица 2 - Факторы, снижающие конкурентоспособность российской молочной продукции на внутреннем и внешнем рынкеФакторВлияниеСокращение численности населения России и близлежащих странСнизилось количество потребителей конечной продукции молочной отрасли.Смена пищевых привычекУменьшилось потребление молока и молочных продуктов в расчете на душу населения; осуществлен частичный переход на растительные виды молока.Недостаток контроля качества и контрабандаНа внутреннем рынке и при экспорте поступает значительный объем фальсифицированной продукции и сырья, суррогатов молока, молочных жиров, лактозыДефицит инвестиционных ресурсовНехватка «длинных» денег, необходимых для строительства молочных ферм и перерабатывающих мощностей.Санкционное давлениеОбрыв товарно-логистических цепочек экспорта российской продукции и утрата конкурентных позиций на многих национальных рынках.Износ материально-технической базыНаличие существенной доли ветхих коровников, устаревшего доильного и иного оборудования; отсутствие инноваций в производстве и ассортименте продукции.Приложение 2Таблица 3 - Меры государственной антикризисной поддержки молочной отрасли согласно выделенным критериямКритерийМеры государственной поддержкиНПА и отраслевые программы и стратегии(1) Российское правительство разрабатывает и реализует различные программы поддержки сельского хозяйства, включая молочную отрасль. Эти программы включают в себя субсидии, льготные кредиты, содействие в развитии сырьевой базы и технологического оборудования. (2) Действует Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2025 гг.», которая предусматривает финансовую поддержку для модернизации и развития производства молочной продукции. В рамках Программы предполагается выделение из федерального бюджета 2,33 трлн руб. на развитие АПК в 2019-2025 гг.: 377,5 млрд руб. за 2023 г. и 377,4 млрд руб. за 2024 г., 300,7 млрд руб за 2025 г. (3) На рассмотрении находится законопроект №77579-8 «О внесении изменений в статьи 8 и 9 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части установления предельного размера торговой наценки на отдельные виды продовольственных товаров. (4) Действует Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 ггВнешне-экономические меры(1) Вводятся торговые ограничения и таможенные пошлины на импортную молочную продукцию, что способствует защите отечественных производителей и повышает их конкурентоспособность. (2) Наблюдается внесение изменений в технические регламенты, связанные с качеством и безопасностью молочной продукции, вводятся новые стандарты, которым должна соответствовать импортная продукция. (3) Отработаны альтернативные каналы импортных поставок молочного оборудования, позволяющие нивелировать негативный эффект санкций. (4) В 2022 г. продлен нулевой размер ставок ввозных пошлин на пищевые ингредиенты и упаковку. (5) Утвержден перечень продукции критического импорта, в отношении которой оказывается гарантированная государственная поддержка. (6) Предпринимаются попытки расширения территории рынков (ключевыми потенциальными рынками являются Китай, страны Персидского залива, Египет).(7) Внедрение региональной программы «Школьное молоко», цель которой – обеспечение учеников школ ежедневным потреблением 200 г молока (одной из целей является увеличение объема внутреннего потребления).Развитие отрасли (материально-техническая база)(1) Государственные программы, отмеченные выше, стимулируют развитие сырьевой базы для молочной отрасли, включая разведение и улучшение качества поголовья скота, повышение продуктивности животноводства и генетическую селекцию. (2) Принимаются новые региональные и федеральные подпрограммы по развитию молочного животноводства, направленные на улучшение генетического потенциала скота и повышение продуктивности. (3) Цифровизация отрасли; в процессе – формирование единой информационно-аналитической системы племенных ресурсов (запуск в 2023 г.).(4) Государство субсидирует более 1000 племенных хозяйств, в которых формируется популяция высокопродуктивного скота. (5) Россельхозбанк финансирует проекты по строительству и модернизации комплексов хозяйств молочного и смешанного направления (общий объём финансовых средств – 245 млрд рублей, поступившие в адрес 2,4 тыс. проектов)Образование и научные исследования(1) Государство финансирует научные исследования в области молочного производства и внедрения в него передовых технологий, затрагивающих, к примеру, процессы кормления скота, доения, осеменения. (2) Предусмотрен повышающий коэффициент 1,2 для эффективных производителей молока, использующих инновационные технологии. (3) Реализуются инициативы в рамках Федеральной научнотехнической программы развития сельского хозяйства на 2017 – 2025 гг.Маркировка и сертификация(1) Внедрение системы маркировки продукции, которая позволяет потребителям отслеживать происхождение и подлинность товара. (2) Действует ТР ТС №033/2013 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (3) Действует 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (4) Действует 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (5) Расширен перечень направлений в рамках КАПЕКСов –добавлена компенсация части затрат на приобретение оборудования для маркировки молочной продукции
1. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ//Консультант Плюс
Научная литература
2. Ватагович, М. И. Оценка эффективности бюджетной поддержки производителей / М. И. Ватагович - 2022. – №12 (223). – С. 45- 53.
3. Гнатышина, Е. И. Механизм и инструменты государственной поддержки предпринимательства в РФ / Е. И. Гнатышина // Мировая наука. – 2022. – №11 (68). – С. 36-40
4. Кузьминов Я.И. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития./ Я. И. Кузьминов. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - С. 24.
5. Мамедова, А. Э. Стратегические императивы развития конкурентной политики в России / А. Э. Мамедова. // Молодой ученый. - 2023. - № 2 (449). - С. 137-140.
6. Махутова, М. Т. Инструменты повышения конкурентоспособности производителей пиломатериалов в России / М. Т. Махутова. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2021. – №.4. – С. 118-120.
7. Оборин, М. С. Инструменты государственной поддержки агробизнеса в современных условиях / М. С. Оборин // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». – 2021. – №2 (26). – С. 67-76.
8. Пичугина, Е. В. Теоретические основы конкуренции / Е. В. Пичугина. - // Молодой ученый. - 2020. - № 6 (296). - С. 285-288.
9. Самыгин, Д. Ю. господдержка сельского хозяйства как объект стратегического планирования продовольственной безопасности / Д. Ю. Самыгин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2021. – №2. – С. 142- 149.
10. Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. Н. Соловьева. – М.: Издательство Юрайт, 2023. - 139 с.
11. Фомин, О. С. Кризисное состояние молочной отрасли региона: причины, последствия, эффективность мер государственной поддержки / О. С. Фомин. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2021. – №4. – С. 88-94
12. Черепанова, Д. М. Оценка уровня государственной поддержки АПК в России и странах Европейского Союза / Д. М. Черепанова.// Аграрная наука Евро-Северо-Востока. – 2022. – №5. – С. 740-750