Порядок разработки и реализации внешнеторговой и таможенной политики России на основе действующих правовых норм

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 38 38 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 28.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
1.МЕСТО И РОЛЬ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ 6
1.1 Таможенная политика России: понятие, цели, инструменты реализации 6
1.2. Сущность, цели и методы осуществления таможенной политики РФ, порядок разработки 11
1.3. Структура таможенных органов РФ и их основные функции согласно таможенной политике 14
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 19
2.1 Сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации 19
2.2 Виды нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности и их экономическая сущность 26
2.3 Перспективы развития таможенной деятельности в регулировании внешней торговли 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Фрагмент для ознакомления

Количественные ограничения импорта и экспорта непосредственно регламентируют количество товара, ввозимого в страну и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. Национальное производство — это важное понятие в экономике, которое описывает производственную деятельность и экономическую деятельность, связанную с созданием и реализацией товаров и услуг на территории конкретной страны. Оно является основой экономической активности страны и определяет ее экономический рост и развитие.Понятие национального производства может быть рассмотрено с разных сторон. С одной стороны, это может быть рассмотрено в контексте тех объектов, которые производятся в определенной стране. С другой стороны, это может быть рассмотрено в контексте производственных отношений и инфраструктуры, которые используются для создания продуктов и услуг.Примерами национального производства могут быть производства, связанные с ремонтом транспортных средств, выпуском продуктов питания, разработкой программного обеспечения, производством электронной техники и т.д. Различные страны могут иметь свой фокус в отношении национального производства, т.к. это зависит от таких факторов, как доступность сырья, трудовые ресурсы, технологии и т.д.Национальное производство — это совокупность товаров и услуг, производимых внутри страны. Оно включает в себя все секторы экономики, такие как сельское хозяйство, промышленность, услуги и т.д. Национальное производство измеряется валовым внутренним продуктом (ВВП), который является сводным показателем экономической активности страны.Национальное производство имеет важное значение для экономического развития страны. Оно обеспечивает потребности населения и создает рабочие места. Кроме того, рост национального производства способствует увеличению налоговых поступлений, что в свою очередь обеспечивает финансовую устойчивость государства.Однако некоторые ученые считают, что национальное производство не всегда выгодно в глобальном масштабе. Например, когда страна производит товары, которые можно купить дешевле у других стран, это может привести к снижению конкурентоспособности национального производства.2.3 Перспективы развития таможенной деятельности в регулировании внешней торговлиВ реальной практике имеются различия в толковании норм таможенного законодательства арбитражными судами Российской Федерации; это приводит к тому, что те участники внешнеэкономической деятельности, которые обладают большей информацией, выбирают места таможенного оформления в зависимости от позиции арбитражного суда конкретного субъекта Российской Федерации.Поэтому таможенное законодательство должно применяться в единой редакции, тем самым создавая равные условия для всех лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, и снижая «субъективный фактор» в решениях и действиях таможенных органов и их должностных лиц.ТК ЕАЭС выявил проблемы, в частности, субъективный фактор, работники таможенных органов оказались психологически не готовы к новому таможенному законодательству. Реальный квалифицированный резерв кадров не создан. Также необходимо прекратить практику пересечения юрисдикции правоохранительных органов и иных государственных органов в вопросах государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью. Еще одной проблемой, является правовая неосведомленность участников внешнеэкономической деятельности. В ней полно нововведений, но большинство из них остаются невостребованными из-за обозначенной проблемы. В заключении исследования целесообразно констатировать следующее:1) система тарифных преференций является одним из наиболее эффективных инструментов развития внешнеторговых отношений и реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики государств-участников. Для достижения наибольшей выгоды от применения данной системы преференций в рамках ЕАЭС целесообразно использовать положительный опыт зарубежных стран по данной тематике;2) состояние современной нормативно-правовой базы ЕАЭС в сфере предоставления льгот по уплате таможенных платежей (в частности, предоставления тарифных преференций) позволяет сделать вывод о наличии пробелов. Особенно остро проблема проявляется в правовом регулировании предоставления льгот по уплате ввозных пошлин. Речь идет о разной степени реализации прав субъекта в таможенно-правовых сделках при предоставлении определенных преимуществ при уплате ввозных пошлин в государствах-членах ЕАЭС;3) в рамках Таможенно-тарифного регулирования предоставление тарифных преференций отдельным странам оказывает существенное влияние на структуру импорта и ценовую политику. Страна, предоставляющая тарифные преференции, регулирует поставку определенных товаров на свой внутренний рынок с учетом своих экономических интересов и интересов национального производителя. Тарифные преференции влияют на внешнеэкономическую деятельность со стороны страны-бенефициара через организацию поступления товаров на внутренний рынок; со странами-бенефициарами ситуация обратная. Тарифные преференции, предоставляемые им другими странами, позволяют им экспортировать свои товары по минимальной ставке таможенной пошлины или вообще без нее, что естественным образом сказывается на внешнеэкономической деятельности страны, увеличивая объемы экспорта;практика использования тарифных преференций в рамках таможенного союза ЕАЭС демонстрирует достаточную стабильность механизма применения тарифных преференций. Если до образования какой-либо общенациональной интеграции стран применялись принципы предоставления преференций странам, образующим с этой страной зону свободной торговли, а также развивающимся и наименее развитым странам, то после образования союза сначала Таможня, затем ЕврАзЭС, а потом ЕАЭС, принципы не изменились. По-прежнему Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения пользуются льготным режимом во взаимной торговле и используют принцип содействия развивающимся и наименее развитым странам в торговле с третьими странами;в отношении стран дальнего зарубежья ЕАЭС имеет следующий опыт преференциальной торговли: Союз в одностороннем порядке предоставляет тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам на основе единой системы тарифных преференций ЕАЭС. При этом Россия участвует в зоне свободной торговли с Сербией (Югославией), Грузией и другими странами, разумеется, на основе взаимности.ЗАКЛЮЧЕНИЕФормируемая в результате рассмотренных задач анализа и синтеза единая таможенная политика России реализуется в процессе деятельности таможенных и иных государственных органов, отвечающих за контроль и осуществление внешнеторговой деятельности. При этом эффективность деятельности указанных органов в совокупности с государствами-членами ЕАЭС существенным образом влияет на действительную эффективность единой таможенной политики Союза.Следовательно, в процессе мониторинга данных таможенной статистики, наряду с основной задачей сбора исходных данных для формирования оптимальной единой таможенной политики, следует выявлять и предупреждать возможные нарушения в деятельности таможенных и иных государственных органов. Концептуально процедура их выявления опирается на предположение о редкости нарушений в деятельности данных органов. Вследствие редкости каждое из нарушений ведет к отклонению характеристик деятельности аналогичных органов. Фиксация отклонения осуществляется на основе обработки данных таможенной статистики. Зафиксированное отклонение сигнализирует о возможном нарушении таможенных правил и может явиться основанием для детального анализа деятельности того или иного таможенного органа.В настоящее время действующим таможенным законодательством установлено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, подлежат обязательному таможенному контролю. Таможенная служба постоянно оказывает внимание таким вопросам как: осуществление таможенного декларирования, таможенный контроль соблюдения актуальных таможенных тарифов.Повышение эффективности борьбы с правонарушениями в сфере внешнеэкономической деятельности, соблюдение законности и обоснованности решений, принимаемых таможенниками в процессе привлечения к уголовной или административной ответственности, остаются приоритетными задачами в деятельности таможенной администрации.Состояние современной нормативно-правовой базы ЕАЭС в сфере предоставления льгот по уплате таможенных платежей (в частности, предоставления тарифных преференций) позволяет сделать вывод о наличии пробелов. Особенно остро проблема проявляется в правовом регулировании предоставления льгот по уплате ввозных пошлин. Речь идет о разной степени реализации прав субъекта в таможенно-правовых сделках при предоставлении определенных преимуществ при уплате ввозных пошлин в государствах-членах ЕАЭС.Опыт использования тарифных преференций в рамках ЕАЭС демонстрирует достаточную стабильность механизма применения тарифных преференций. Если до образования какой-либо общенациональной интеграции стран применялись принципы предоставления преференций странам, образующим с этой страной зону свободной торговли, а также развивающимся и наименее развитым странам, то после образования союза сначала Таможня, затем ЕврАзЭС, а потом ЕАЭС, принципы не изменились. По-прежнему Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения пользуются льготным режимом во взаимной торговле и используют принцип содействия развивающимся и наименее развитым странам в торговле с третьими странами.Как указывалось выше, применение Единого таможенного тарифа ЕАЭС в качестве инструмента торговой политики дает возможность обеспечить защиту и поддержку отечественного производителя в случаях:- с реальным сокращением импорта и созданием условий для развития производства отечественными товаропроизводителями. Производители получают выгоду как от увеличения объемов продаж, так и от более низких цен по сравнению с импортными товарами;- с глубоким анализом и избирательной политикой введения высоких и низких тарифов. Например, на готовую продукцию выставляются высокие импортные тарифы, а на комплектующие или производственное оборудование сохраняется низкий (3-5%).Поставщики продукции в таких условиях обычно вынуждены снижать цены, чтобы иметь возможность вывода своих товаров на желаемые рынки сбыта. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКонституция Российской Федерации: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020: принята всенародным голосованием 12.12.1993.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019 (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ.Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (ред. от 10.04.1947). «Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в Астане 29.05.2017).Гомон И.В., Красильников Д.В., Миначев С.М. Оценка отдельных элементов и основные проблемы таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №5-2. Иванов К.Е. Экономическо-правовые принципы первых российских конвенциальных таможенных тарифов по азиатской торговле (конец XIX – XX в.) // Образование и право. 2021. №1. Лабзенкова У.В., Шибаршина О.Ю. Единый таможенный тариф ЕАЭС как инструмент внешнеторговой политики государства // Скиф. 2022. №2 (66). Мантусов В.Б., Шкляев С.В. Обеспечение соблюдения временных мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, введенных государством - членом евразийского экономического союза в одностороннем порядке // Вестник Российской таможенной академии. 2019. №2. Мигачева О.М., Лановенко И.В., Семина А.Г. Влияние таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №12-2. Минина Ж.Г. Налоговый учет товарных знаков // Журнал прикладных исследований. 2019. №4. Никулина А. А., Акматалиева А.С. Учет требований международных организаций при формировании экспортных таможенных тарифов // Вестник молодежной науки. 2019. №2 (19). Новиков В.Е. Таможенная стоимость в системе мер таможенного регулирования и контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2020. №3. Новиков В.Е. Таможенный тариф и таможенная стоимость как инструменты регулирования внешнеторговых потоков в рамках всемирной торговой организации // Вестник Российской таможенной академии. 2019. №1. Орлова Е.Н., Завьялова Е.О. Таможенные льготы: механизм установления и практика применения // Baikal Research Journal. 2021. №3. Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции. Утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 г. № 8. (в редакции Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.10.2021 № 99, от 12.11.2021 № 129). Подшивалова Д.Я. Применение временных мер в случае неисполнения решения органа по разрешению споров ВТО // Международное право и международные организации. 2018. №3. Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза. Утверждено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 6 апреля 2016 г. № 47. Попов Д.И., Пономарев В.В. Обзор ключевых тарифных обязательств, согласованных странами - участницами Транстихоокеанского партнерства // Торговая политика. 2016. №1 (5). Смбатян А.С. Генеральное Соглашение по тарифам и торговле 1994 в системе многосторонних торговых соглашений ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №3. Терешенкова А. Ю. Проблемы практики и перспективы развития таможенного тарифа ЕАЭС // Управленческое консультирование. 2022. №4 (160). Толикова Е.Э., Степанов К.П. Таможенные инструменты обеспечения конкурентоспособности национального производства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №5-2. Черкасова Е.А. Система таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС на современном этапе // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №4-2. Официальный сайт ФТС России. - Электрон. дан. – Режим доступа: www.customs.ruhttps://customs.gov.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/376534 (дата обращения 15.04.2024).Электрон. дан.- Режим доступа: https://psk-group.su/znacheniya/cto-takoe-nacionalnoe-proizvodstvo(дата обращения 15.04.2024).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020: принята всенародным голосованием 12.12.1993.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019 (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ.
4. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (ред. от 10.04.1947).
5. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в Астане 29.05.2017).
6. Гомон И.В., Красильников Д.В., Миначев С.М. Оценка отдельных элементов и основные проблемы таможенно-тарифного регулирования в рамках ЕАЭС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №5-2.
7. Иванов К.Е. Экономическо-правовые принципы первых российских конвенциальных таможенных тарифов по азиатской торговле (конец XIX – XX в.) // Образование и право. 2021. №1.
8. Лабзенкова У.В., Шибаршина О.Ю. Единый таможенный тариф ЕАЭС как инструмент внешнеторговой политики государства // Скиф. 2022. №2 (66).
9. Мантусов В.Б., Шкляев С.В. Обеспечение соблюдения временных мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, введенных государством - членом евразийского экономического союза в одностороннем порядке // Вестник Российской таможенной академии. 2019. №2.
10. Мигачева О.М., Лановенко И.В., Семина А.Г. Влияние таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №12-2.
11. Минина Ж.Г. Налоговый учет товарных знаков // Журнал прикладных исследований. 2019. №4.
12. Никулина А. А., Акматалиева А.С. Учет требований международных организаций при формировании экспортных таможенных тарифов // Вестник молодежной науки. 2019. №2 (19).
13. Новиков В.Е. Таможенная стоимость в системе мер таможенного регулирования и контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2020. №3.
14. Новиков В.Е. Таможенный тариф и таможенная стоимость как инструменты регулирования внешнеторговых потоков в рамках всемирной торговой организации // Вестник Российской таможенной академии. 2019. №1.
15. Орлова Е.Н., Завьялова Е.О. Таможенные льготы: механизм установления и практика применения // Baikal Research Journal. 2021. №3.
16. Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции. Утвержден решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 г. № 8. (в редакции Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 05.10.2021 № 99, от 12.11.2021 № 129).
17. Подшивалова Д.Я. Применение временных мер в случае неисполнения решения органа по разрешению споров ВТО // Международное право и международные организации. 2018. №3.
18. Положение об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза. Утверждено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 6 апреля 2016 г. № 47.
19. Попов Д.И., Пономарев В.В. Обзор ключевых тарифных обязательств, согласованных странами - участницами Транстихоокеанского партнерства // Торговая политика. 2016. №1 (5).
20. Смбатян А.С. Генеральное Соглашение по тарифам и торговле 1994 в системе многосторонних торговых соглашений ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №3.
21. Терешенкова А. Ю. Проблемы практики и перспективы развития таможенного тарифа ЕАЭС // Управленческое консультирование. 2022. №4 (160).
22. Толикова Е.Э., Степанов К.П. Таможенные инструменты обеспечения конкурентоспособности национального производства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. №5-2.
23. Черкасова Е.А. Система таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС на современном этапе // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №4-2.
24. Официальный сайт ФТС России. - Электрон. дан. – Режим доступа: www.customs.ruhttps://customs.gov.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/376534 (дата обращения 15.04.2024).
25. Электрон. дан.- Режим доступа: https://psk-group.su/znacheniya/cto-takoe-nacionalnoe-proizvodstvo (дата обращения 15.04.2024).