Социометрические техники в работе спортивных психологов
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 29.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Необходимость проведения социометрических исследований в процессе подготовки спортсменов……………….……………………………………….……….4
2 Описание методик социометрического изучения спортивного коллектива…....…6
3 Интерпретация результатов диагностик…….………………………………………..8
Заключение………………………………………………….…………………………..10
Список используемой литературы………………………………………………….…11
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Образное описание стадий развития коллектива…………….....12
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Опросный лист социометрии…………………………………….14
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Вопросы к методике «Удовлетворены ли вы коллективом?»….14
Причем начинать работу по выявлению возможных проблем, существующих в коллективе, необходимо еще на этапе формирования группы, который происходит, чаще всего в период дошкольного и младшегошкольного возраста. Именно поэтому, в данной работе рассмотрены методики, ориентированные на эту возрастную группу. Хотя работа спортивного психолога, нацеленная на диагностирование уровня взаимоотношений в коллективе, должна осуществляться на всех этапах развития команды (Кричевский, Дубовская, 1991).Социометрия и другие диагностики, проводимые в группе спортсменов, тренирующихся вместе и особенно играющих в одной команде, позволяют психологу дать рекомендации тренеру, работающему с данным коллективом в отношении дальнейшей работы с командой, повысив, таким образом, результативность группы в целом и способствуя личностному развитию каждого ее участника.Список используемой литературы:1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2008.2. Бодалёв А.А., СтолинВ.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика / А.А. Бодалёв, В.В. Столин, В.С. Аванесов. – СПб.: Речь, 2006. – 440 с. 3. Бэрон Р., Керр, Н., Миллер, Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2003.4. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. – Л., 1970.5. Донцов Д.А. Социально-психологическая диагностика спортивных групп и команд. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., исправл. и доп. / Д. А. Донцов. – М.: РУСАЙНС, 2020. – 114 с.6. Кричевский Р.Л., Дубовская, Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. – М.: МГУ, 1991.7. Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: МГУ, 1981.8. МилграмС. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001.9. Морено Дж. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Л. Морено; Пер. с англ. А. Боковикова. – М.: Академический Проект, 2001. – 154 с.10. Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей. Том 2. Психодиагностика взрослых. Том 3. Психодиагностика семьи. Том 4. Психодиагностика персонала. Редактор-составитель Райгородский Д. Я. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009.ПРИЛОЖЕНИЕ 1ОБРАЗНОЕ ОПИСАНИЕ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА:1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет его в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. 2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. 3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такойгруппе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться.4 ступень. «Алый парус». Это символ устремленности вперед, не успокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. 5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». ПРИЛОЖЕНИЕ 2ОПРОСНЫЙ ЛИСТ СОЦИОМЕТРИИ.Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между участниками в вашем коллективе, сделать его дружнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.1.Представь, что вашакоманда отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?___________________________________________2.Если бы вашейкоманде пришлось участвовать в олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном?______________________________3.Кого из команды ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?__________________________________________________________После каждого вопроса напиши по три фамилии тех членов команды, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!ПРИЛОЖЕНИЕ 3ВОПРОСЫ К МЕТОДИКЕ «УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ КОЛЛЕКТИВОМ?»1.Наша команда очень дружная и сплочённая.2.Наша команда дружная.3.В нашей команде нет ссор, но каждый существует сам по себе.4.В нашей команде иногда бывают ссоры, но конфликтной ее назвать нельзя.5.Наша команда недружная, часто возникают ссоры.6.Наша команда очень недружная. Трудно тренируемся вместе.
2. Бодалёв А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика / А.А. Бодалёв, В.В. Столин, В.С. Аванесов. – СПб.: Речь, 2006. – 440 с.
3. Бэрон Р., Керр, Н., Миллер, Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. – СПб.: Питер, 2003.
4. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. – Л., 1970.
5. Донцов Д.А. Социально-психологическая диагностика спортивных групп и команд. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., исправл. и доп. / Д. А. Донцов. – М.: РУСАЙНС, 2020. – 114 с.
6. Кричевский Р.Л., Дубовская, Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. – М.: МГУ, 1991.
7. Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: МГУ, 1981.
8. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001.
9. Морено Дж. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Дж. Л. Морено; Пер. с англ. А. Боковикова. – М.: Академический Проект, 2001. – 154 с.
10. Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей. Том 2. Психодиагностика взрослых. Том 3. Психодиагностика семьи. Том 4. Психодиагностика персонала. Редактор-составитель Райгородский Д. Я. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2009.