Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды. Пределы действия нормативных актов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 29 29 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 30.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА 5
1.1 Сущность понятия нормативно-правового акта 5
1.2. Виды нормативно-правовых актов 8
1.3. Отличия нормативно-правовых актов от других источников права 13
2. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 17
2.1. Действие нормативно-правовых актов во времени 17
2.2. Действие нормативно-правовых актов в пространстве 20
2.3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29


Фрагмент для ознакомления

Иностранцы либо лица без гражданства, которые не проживают на территории России постоянно и совершили преступное деяние за пределами России, относительно которого она согласно международным договорам обязалась предпринимать меры по пресечению и наказанию, могут привлекаться к уголовной ответственности согласно данным договорам (распространение наркотиков, фальшивомонетничество, угон воздушного судна и пр.). Нередко в данных случаях предусмотрена выдача преступников (экстрадиция).
Граждане России, которые совершили преступные деяния за границей (вместе с тем и военнослужащие), выдаче другим странам не подлежат, и ответственность должны нести согласно уголовному законодательству России.
Действие актов в пространстве обычно предполагает распространение действия акта на территорию данного государства. Территориальный критерий предполагает, что все нормативноправовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства и акты, охватывающие лишь определенную ее часть. Также существуют акты, которые распространяются за пределами территории страны-РФ.
Примером нормативно-правовых актов, распространяющихся на всю территорию Российской Федерации являются конституционные и федеральные законы. Акты субъектов федерации и органов местного самоуправления действуют только в пределах данного субъекта. Однако некоторые акты могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории.
Об этом заранее должно оговариваться в самом нормативно-правовом акте. В Российской Федерации существуют множество примеров актов, распространяющихся только на определенной части территории. Таковыми могут быть законы и указы Президента РФ или постановления Правительства РФ, касающиеся отдельных районов или всего Крайнего Севера, Дальнего Востока, а также регионов, пострадавших от чернобыльской аварии. [8, c. 78]
Действие некоторых определенных нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории данного государства. Но может быть и наоборот: на территории данного государства (Российской Федерации) могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах иностранных государств .
2.3. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц
Действие нормативных правовых актов распространено на всех лиц (юридических и физических), которые находятся на территории государства или его отдельной части.
Но часть нормативных актов нацелена на регламентирование правового положения строго определяемых субъектов. В силу этого правовые субъекты делятся на ряд разновидностей по самым разнообразным признакам.
В зависимости от вида правового субъекта: физические и юридические лица (внутригосударственные, иностранные, совместные организации); в зависимости от гражданства — граждане государства, лица без гражданства, иностранные граждане, вынужденные переселенцы, беженцы; в зависимости от возрастной и половой принадлежности — пенсионеры, молодежь, женщины; в зависимости от профессиональной принадлежности — бюджетники (региональные и федеральные), военнослужащие, врачи, работники органов внутренних дел, сотрудники коммерческих предприятий и организаций; в зависимости от принадлежности к определенной территории — жители районов Крайнего Севера и пр. [10, c. 155]
Что касается иностранцев, то относительно них имеются значительные ограничения право- и дееспособности. В частности, законом запрещается им занимать определенные должности либо заниматься определенными разновидностями деятельности (вместе с тем и частной), находиться на муниципальной или государственной службе; осуществлять трудовую деятельность вне пределов федерального субъекта, на территории которого ему разрешается временное проживание; запрещается заниматься трудовой деятельностью вообще без разрешения таковой. Присутствуют существенные ограничения в свободе передвижения (запрещение на посещение соответствующих территорий, объектов и организаций).
Особую гражданскую правоспособность имеют также и юридические лица с участием иностранцев. К примеру, коммерческие организации с долей иностранных граждан или лиц без гражданства в уставном капитале больше чем 50% участками земли вправе обладать только на правах аренды; им также запрещается приватизация помещений.
В рамках этого вопроса необходимо также коснуться положений о так называемых правовых иммунитетах, или совокупности специальных привилегий и льгот, которые устанавливаются законодательством для соответствующих категорий лиц и связанных, в основном, с их освобождением от некоторых обязанностей или от ответственности, призванных обеспечить исполнение данными лицами определенных функций.
Иммунитеты выводят из-под действия закона конкретно указанных лиц. К данным субъектам необходимо относить лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом: послов, поверенных в делах, посланников, советников, секретарей посольств, атташе, торговых представителей.
Они не могут привлекаться к уголовной или административной ответственности, не подлежат аресту и задержанию. Как правило, их в качестве персон нон грата (нежелательных лиц) высылают за границы государства пребывания в свое государство, согласно законам которого они могут привлекаться к ответственности за совершаемое в России правонарушение.
Вместе с дипломатами обладателями иммунитета в тех или других случаях могут являться депутаты, кандидаты в депутаты, Президент России, Председатель Счетной палаты России, Уполномоченный по правам человека в России, прокуроры, судьи, близкие родственники лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности, и могут не давать показаний и не привлекаться к ответственности, и множество иных субъектов.
Всего в сфере, к примеру, уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству и международным договорам наделяются иммунитетом больше тридцати категорий граждан России и порядка ста пятидесяти категорий иностранцев. [17, c. 243]
В заключение данной главы следует указать, что для правильного, законного применения нормативных правовых актов в Российской Федерации необходимо ответить на три основных вопроса: с какого времени и по какое время нормативный акт имеет свою юридическую силу, то есть действие во времени; на какую территорию он распространяет своё регулирующее влияние, то есть действие в пространстве; а также каковы его адресаты, то есть действие по кругу лиц. Мы полагаем, что установление таких границ для нормативно-правовых актов в РФ играет чрезвычайно важную роль.
Ведь именно с помощью данных рамок ограничения обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в нормативных правовых актах общеобязательных норм права.
Данные пределы являются основными элементами такой формы существования права, как нормативно-правовой акт. Ведь, действительно, благодаря данным рамкам, государство способно легитимно регулировать общество.
Наличие пределов для нормативно-правовых актов необходимо, так как именно они позволяют развивать благосостояние государства и разграничивать полномочия органов государственной власти. Благодаря существованию таких пределов нормативно-правовых актов, появляется возможность более эффективного регулирования правовой системы в Российской Федерации.
Ограничения действия для актов являются неотъемлемой частью для их правильного применения. Ведь с помощью их возможна более полная реализация прав человека.
Так как безграничное влияние и действие нормативно-правовых актов может привести к губительным последствиям, таким как несменяемость законов, что приводит к остановке развития государства, возможно, к концентрации власти в руках одного лидера (так как постоянные законы могут стать причиной несменяемости власти). Также одним из важных последствий отсутствия пределов нормативно-правовых актов являются народные недовольства и ущемления желаний, интересов граждан. Важно правильно установить рамки функционирования для законов в РФ, ведь иначе произойдет разрушение государства в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нормативный правовой акт является источником права, в форме которого проявляется его формальная сущность, для которой характерны: фиксация правовых норм, наличие чётко выраженной структуры, влияние государства на формирование источника права посредством разработки и издания нормативного правового акта, обязательный характер для исполнения в пределах юрисдикции государства, издавшего нормативный правовой акт, формально определенный характер выражения и закрепления. Подчеркнем, что нормативные правовые акты занимают руководящее положение в отечественной правовой системе, в то время как иные формы правовых актов ограничены теми разрешительными рамками, устанавливаемыми законодательством. Нормативные акты создают единственную иерархическую систему. Законом признается имеющий высшую юридическую силу нормативный акт, который принимается в особенном порядке высшими представительными органами власти государства либо самим народом и регламентирует самые значимые социальные отношения. Согласно назначению и юридической силе законы подразделяются на конституционные и обыкновенные.
Обыкновенные законы делятся на текущие и кодифицированные. Согласно характеру собственного действия законы классифицируются на чрезвычайные, временные и постоянные. В нашей стране, как и в каждом государстве с федеративным устройством, действуют законы федеральные и законы федеральных субъектов. Действующие законы представляют собой систему законодательства. Высшая юридическая сила подразумевает, что никакие другие акты права не могут вступать в противоречие с законом, не могут его отменять либо изменять, однако путем принятия закона можно отменять либо изменять любые иные акты права. Содержанием закона являются первичные нормы, которые в определенных ситуациях в последующем конкретизируются и развиваются в актах подзаконных. Подзаконные акты (нормативные) принимают органы власти государства в рамках собственной компетенции и, в основном, на основе законов. Согласно общему правилу эти акты должны находиться в соответствии с законами. К указанным актам в нашей стране необходимо относить нормативные акты главы государства, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства, разные нормативные акты федеральных ведомств или министерств, иных федеральных органов, осуществляющих исполнительную власть, иных федеральных органов государства. Необходимо выделять вместе с тем акты органов местного самоуправления, которые издаются в соответствии с вышестоящим законодательством и подзаконными актами и оказывают воздействие на общественные отношения исключительно на территориях соответствующих муниципальных образований.
Говоря про пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов в российском обществе необходимо говорить про развитие и продвижении эффективности государства и правовой системы в целом. Необходимость повышения эффективности действий нормативных правовых актов в Российской Федерации диктуется развитием общественных отношений в обществе в целом. Становление демократического государства, гражданского общества и правового государства подразумевают собой развития правовой системы и правосознания всего общества. Отсюда появляются новые отрасли права, новые институты и субинституты права. Дабы регулировать их государство и издает новые нормативные правовые акты, которые и направлены на урегулирование данных отношений.
В настоящее время необходимо принятие соответствующего закона в Российской Федерации, который бы закреплял на законодательном уровне понятие, виды нормативных правовых актов, их свойства и особенности, это поможет более точно регламентировать работу органов государственной власти и поможет оптимизировать юридическую технику подготовки и принятия нормативных правовых актов на практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // СПС Консультант Плюс
Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СПС Консультант Плюс
Алексеев С.С. Общая теория права (том 2) - М.: Проспект, 2020. –
Алексеева Т. А. Рецепция римского права: общие принципы и современность (Обзор III Евразийского семинара по римскому праву) / Т. А. Алексеева // Государство и право. – 2020. – № 1. – С. 147-153. 
Астахова Н.И. Теория управления: учебное пособие для бакалавров / Н.И. Астахова. – М.: Юрайт, 2023.
Базака В. В. Особенности действия права во времени / В. В. Базака, Р. В. Овинникова // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2020. – Т. 4, № 12. – С. 28-31.
Бродецкая Н. О. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц / Н. О. Бродецкая // Актуальные проблемы права, экономики и управления (см. в книгах). – 2014. – № 10. – С. 78-80.
Драгун О. В. Характеристика правовых актов и их особенности / О. В. Драгун, Д. А. Юрин, И. А. Нецветаева // Академическая публицистика. – 2022. – № 6-2. – С. 202-207.
Марочко Е. С. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права / Е. С. Марочко // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы : сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции, Курск, 24 марта 2022 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 153-157.
Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: Юстицинформ, 2022.
Пиголкин А.С.Общая теория права. Учебник для юридических вузов. – М.: Кнорус, 2021.
Сабанина Н. О. Роль закона в правовой жизни российского общества / Н. О. Сабанина, Т. В. Кожакина // ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА 2022 : сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 августа 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 61-65.
Саламов А. Х., Головин А. Н. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространестве и по кругу лиц // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №8. – С. 21-28.
Темрезов T. B. Предел как юридическое средство: теоретико-инструментальный аспект / T. B. Темрезов // Алтайский юридический вестник. – 2020. – № 3(31). – С. 25-30.
Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Издательство «Зерцало-М», 2021.
Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2022. - 735 с.
Теория  государства и права: Учебник. / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Юристъ, 2020.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.– М.: Юристъ, 2021.















30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // СПС Консультант Плюс
2. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // СПС Консультант Плюс
3. Алексеев С.С. Общая теория права (том 2) - М.: Проспект, 2020. –
4. Алексеева Т. А. Рецепция римского права: общие принципы и современность (Обзор III Евразийского семинара по римскому праву) / Т. А. Алексеева // Государство и право. – 2020. – № 1. – С. 147-153.
5. Астахова Н.И. Теория управления: учебное пособие для бакалавров / Н.И. Астахова. – М.: Юрайт, 2023.
6. Базака В. В. Особенности действия права во времени / В. В. Базака, Р. В. Овинникова // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО "Донецкий национальный университет". – 2020. – Т. 4, № 12. – С. 28-31.
7. Бродецкая Н. О. Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц / Н. О. Бродецкая // Актуальные проблемы права, экономики и управления (см. в книгах). – 2014. – № 10. – С. 78-80.
8. Драгун О. В. Характеристика правовых актов и их особенности / О. В. Драгун, Д. А. Юрин, И. А. Нецветаева // Академическая публицистика. – 2022. – № 6-2. – С. 202-207.
9. Марочко Е. С. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права / Е. С. Марочко // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы : сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции, Курск, 24 марта 2022 года. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 153-157.
10. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. – М.: Юстицинформ, 2022.
11. Пиголкин А.С.Общая теория права. Учебник для юридических вузов. – М.: Кнорус, 2021.
12. Сабанина Н. О. Роль закона в правовой жизни российского общества / Н. О. Сабанина, Т. В. Кожакина // ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА 2022 : сборник статей VI Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 августа 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 61-65.
13. Саламов А. Х., Головин А. Н. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространестве и по кругу лиц // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №8. – С. 21-28.
14. Темрезов T. B. Предел как юридическое средство: теоретико-инструментальный аспект / T. B. Темрезов // Алтайский юридический вестник. – 2020. – № 3(31). – С. 25-30.
15. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Издательство «Зерцало-М», 2021.
16. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2022. - 735 с.
17. Теория государства и права: Учебник. / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Юристъ, 2020.
18. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.– М.: Юристъ, 2021.