Образ Петербурга в произведениях русских писателей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 35 35 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 31.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Петербургский период Анны Ахматовой 4
1.1. Жизнь Анны Ахматовой в Петербурге 4
1.2 Роль города в биографии поэтессы 8
ГЛАВА II. Облик Петербурга в творчестве Ахматовой 19
2.1 Влияние пушкинских, блоковских, некрасовских мест города на творчество Ахматовой 19
1.3 Петербургский текст Ахматовой 24
2.4 Символизм, интертекстуальность и семиотика в стихотворениях о Петербурге Анны Ахматовой 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления

Другое, напротив, олицетворяет культуру, закон, чувство пропорции, гармонию, а также рациональное мышление, знание, самопознание, самоконтроль. Безусловно, в стихотворениях поэтессы присутствуют оба начала. Петербургский текст Анны Андреевны складывается как мозаика, состоящая из фрагментов различных образов, ощущений и ассоциаций, которые в поэтическом восприятии Ахматовой тесно связаны с Петербургом. Мир ее произведений – это «художественно освоенная и преображенная реальность» [9, c.3].Именно ее тесная связь с Петербургом обеспечивает единство этихфрагментов и формирует ее петербургский текст. В нем есть такие образы,как город вцелом,архитектура(включаяздания,памятникиискульптуры),топонимика,мосты,набережные,ограды, фонари, парки и сады. Каждыйизэтихобразовтеснопереплетаетсясвнутреннимипереживаниямипоэтессы,сеестрастью,влюбленностями,восхищениемкрасотойприроды:Ты свободен, я свободна,Завтралучше,чемвчера,–Над Невою темноводной,Под улыбкою холоднойИмператораПетра.ВтворчествеАхматовойвпетербургскийтекстпроникаетмотивпогибающегогорода,однакоуникальностьахматовскойинтерпретациизаключается в том, что этот город существует одновременно под знакомбедствияиславы.Оннаходится«накраюбездны»,нонеизменновеличественен.Этотдвойственныйгород–царственныйиодинокий,жестокийибеззащитный,обреченныйиторжествующий – остается длянеесамымважным:…Анеставшиймоеймогилой,Ты,гранитный,кромешный,милый,Побледнел,помертвел,затих.Разлучениенашемнимо:Я с тобою неразлучима,Теньмоянастенахтвоих…Многоликость Петербурга пронизывает все творчество Ахматовой,объединяяразнообразныепосодержаниюижанрупроизведения.ВеепетербургскомтекстеслышныотголоскиПетербургаПушкина,Достоевского и Блока. В ее произведениях о городе на Неве смешиваютсяпатетические,лирические,иронические и трагические мотивы, создаваясложнуюимогучую«симфонию»«Петербургскоготекста».Все,чтосказановПервойчастиОлюбви,изменеистрасти,Сбросилскрыльевсвободныйстих,И стоит мой Город «зашитый»…ТяжелынадгробныеплитыНабессонныхочахтвоих.Ахматова не только прекрасно понимает, насколько ее город тесносвязан с историей России, с ее победными и трагическими страницами, ноивосхищаетсяэтим.Поэтессаназываетего«холодным»,«проклятым»и«траурным»,ноостаетсявернаему.2.4Символизм,интертекстуальностьисемиотикавстихотворенияхоПетербургеАнныАхматовойЛирические герои Ахматовой сложны, автор наделяет их множествомролей.Ноисампоэтическиймир,вкоторомгороднаНевезанимаетогромноеместо,такжесложенимноголик[13,с.107].Внемпереплелисьразличныетемыинаправления,внемсимволизмграничитсклассическими образами, античными и даже библейскими. Вся ее поэзиянаполненаинтертекстуальнымиотсылкамииглубокимсемиотическимсмыслом,чтоделаетеестихотворенияобъектомпостоянногоисследования[14,с.99].СимволизмиграетзначимуюрольвстихотворенияхАхматовойоПетербурге, однако он своеобразен. На это указывает литературовед Н.Ю.Смирнова: «В этом смысле культура символизма выступала «ближайшимконтекстом»,откоторогоАхматоваотталкиваласьикоторыйнаопределенномэтапебылдлянееважнейшимвпроекциинасозданиесобственного художественного мира» [17, с.5]. Город на Неве выполняетисторическую функцию: он становится не просто фоном для поэтическихобразов,носимволомэпохи,утраченнойкрасотыивтожевремясовременником,свидетелемсобытий.Кпримеру,в«Петербурге»и«Реквиеме» город на Неве выступает как символ разрушенной империи иутраченного смысла [16, с.152]. В сборнике «Четки» Петербург становитсяглавным героем, к которому обращается поэтесса. Мотив непонимания иотчужденностисгородомусиливается,аглубинапсихологизмадостигаетсявыразительностьюдеталей.ЗачастуюприметыПетербургастановятсязнакамиразлуки.Так,например,имивпроизведенияхАнныАндреевныстановятсясимволыПетербурга – мосты, реки и арки. Мост через реку у Анны Андреевнычастосвязансидеей смерти. В ряде ее стихотворений мост неизбежноведеткгибели,гдесамобудущеевоплощаетсявобразесмерти:Утебясветлоипросто.Негонименятуда,ГдеподдушнымсводоммостаСтынетгрязнаявода.Непреодолимымпорогом,границеймеждусчастливымпрошлымитрагическимнастоящимстановятсяиворота:ПомнюдревниеворотаИконецпути–Тамсомноюшедшийкто-тоМнесказал:«Прости»...Еще один постоянный символ – холод Петербурга: черные изваяния,которые символизируют замерзшие живые тени. Очевидно, что холоднаяулыбка Петра – результат не только сурового петербургского климата, но ихолодадушижестокогоцаря,ихолодабронзы,изкоторогоотлитпамятникПетру.Здесьпрослеживаетсякультурно-семантическая функция города.Ахматовамастерскиобъединяетэтиоттенкихолода,переносяегоналирическихгероев,застывших«подаркойнаГалерной»:НадНевоютемноводной,Подулыбкою холоднойИмператораПетра.Ахматова сопоставляет лирических героев, жизнь которых конечна, ивечностькаменныхизваяний,гдеопятьпрослеживаетсяпарадигма«жизнь-смерть» [10, с.3]. Впрочем, символизм Ахматовой отличается оттрадиционного символизма, и на это указывал Л. Я. Гинзбург: «ПоэзияАхматовой – не поэзия переносных смыслов. В основном у нее значенияслов не изменены метафорически, но резко преобразованы контекстом...»[6,c.254].ИнтертекстуальностьтакжеиграетважнуюрольвпоэтикеАхматовой.В ее стихах о Петербурге просматривается влияние русской классическойлитературы,особеннотворчестваПушкинаиДостоевского.Ахматоваобращается к мотивам и образам, характерным для русской литературнойтрадиции, но придавая им новый смысл и эмоциональное напряжение. Этосоздаетсложныймозаичныйобразгорода,насыщенныйкультурнымиотсылками и историческими аллюзиями. К примеру, у Пушкина: «Городпышный, город бедный… Скука, холод и гранит». У Ахматовой: «Но ни начто не променяем пышный Гранитный город славы и беды». Очевидны иотсылкикДостоевскому,длякоторогогороднаНевебылсимволомстраданий и горя, проклятым городом. У Ахматовой появляются те жеобразы:«Изтюремноговынырнувбреда,Фонарипогребальногорят».СемиотикавстихотворенияхАнныАхматовойоПетербургепроявляется через множественные слои смысла, заложенные в тексте. ЕщеЮ.М.Лотмануказывалнаособенностьиндивидуальногоавторскогоосмысленияструктурыпроизведения:«Мысльписателяреализуетсявопределенной художественной структуре и неотделима от нее» [12, с.41], иэтоосмыслениеприсущеАхматовойвполной мере. Город становитсяметафорой для широкого спектра человеческих переживаний и состояний:потери, разочарования, надежды, влюбленности, воспоминаний, объединяясимволическую и эстетическую функции. Язык стихотворений, их ритм,рифма, звучание и образность играют роль знаков, способных передатьсложные эмоции и авторское восприятие [20, c.538]. Важность знаков вхудожественной структуре поэзии Ахматовой не сводится к самим знакам,а зависит от их организации в конкретном тексте и той роли, которую онииграют в этом тексте. Например, поэтесса соотносит воду с катастрофой(наводнение),смертью,увяданиемприроды,безжизненнымпространством:В последний раз мы встретились тогдаНанабережной,гдевсегдавстречались.БылавНевевысокаявода.Инаводненьявгородебоялись.ВтожевремявпоэзииАхматовойводаможетстановитьсяживой:этоводафонтанов,чистыхручьевилиозера,символизирующаяжизньи обновление. Живая и мертвая вода – очевидный отсыл к соотношениюжизниисмерти.Все эти образы, символы и интертекстуальность текстов Ахматовойпомогаютсоздатьатмосферутаинственности,мистикиинепредсказуемости Петербурга, его постоянства и изменчивости, создавсвоеобразныйсплависторииисовременностиэтогогорода.Ахматоваиспользуетвсевозможныеприемы,чтобывызватьучитателямассуассоциаций,натолкнутьегонаразмышленияобобщей картине мира влирикепоэтессы,осмыслежизни,осмертиибессмертии.ПоитогампроведенногоисследованияможновыделитьнесколькоосновныхфункцийПетербургавтворчествеАхматовой:Символическая. Петербург выступает как символ, гармонирующийили противостоящий ее эмоциональному состоянию, ее этапам жизни, еечувствам. Этот город становится зеркалом, отражающим ее внутренниймир, эмоции и мысли. Образ Петербурга с его архитектурой, пейзажами иатмосферойперекликаетсясеедушевнымсостоянием.Историческая. Город на Неве как бывшая столица России имеетглубокоеисторическоезначение.ВпоэзииАхматовойонстановитсясимволомрусскойкультуры,ееславнойистории,нотакжеиеетрагическойсудьбы.ОбразПетербурганаполняетсямотивамииассоциациями, общими для страны, что делает его неотъемлемой частьюрусскойлитературнойтрадиции.Эстетическая. Петербург представлен в творчестве Ахматовой какуникальное и прекрасное пространство, которое вдохновляет поэтессу насозданиекрасивыхиглубоких образов. Его архитектурные памятники,каналы,мостыиулицыстановятсяобъектамиеепоэзии.Культурно-семантическая.ГороднаНевевпоэзииАхматовойстановитсясвоеобразнымсимбиозомразличныхсмысловиконнотаций.Образ города изменчив, он приобретает множество семантических оттенков, которые варьируются в зависимости от контекста и настроения поэзии.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении исследования можно отметить, что образ ПетербургапроходитчерезвсюлирикуАхматовой,чтоеежизньитворчествонеразрывносвязанысэтимгородом.Онсталнетолькокузницейеелитературноготаланта,ноизеркаломдляотражениясложныхобщественно-историческихпроцессоввстране.Петербургвпоэзиипоэтессы–больше,чемпростогород,оннаполненисторическими,культурнымииэмоциональнымиконнотациями.ОбразПетербургавлирике Анны Андреевны – не только географическое место, но и важныйэлемент,определяющийеевнутренниймириформирующийееличность.В творчестве Ахматовой можно выделить несколько основных функцийгороданаНеве:символическую,историческую,эстетическую,культурно-семантическую.ИсследованиепетербургскоготекстаАхматовойпоказало,чтоеетворчество отражает общую типологию пространственного представлениямира в русской поэзии начала XX века, но также представляет уникальнуюавторскую концепцию пространства. Для достижения поставленных целейбылипроведеныанализпетербургскогопериодажизнипоэтессы,эволюции образа Петербурга в ее поэзии на различных этапах творческогопути.Былиидентифицированыструктурныеикомпозиционныеособенностиобразагородавконтекстееетворчества.Методыисследования–изучениебиографическихданных,семиотический и контекстуальный анализ текстов, а также идентификацияключевыхмотивовисимволов,позволилиболееглубокопонятьрольПетербурга в поэзии Ахматовой, его значимость и особенности городскихпейзажей в ее творчестве. Таким образом, в исследовании изучен образПетербурга в поэзии Анны Ахматовой, выявлена его функциональность.Поставленныевначалеисследованиязадачирешены.СПИСОКЛИТЕРАТУРЫАхматова А.А. Северные элегии. [Электронный ресурс]. –https://slova.org.ru/ahmatova/severnye-elegii/(датаобращения:24.04.2024)Ахматова А.А. Реквием [Электронный ресурс]. –https://www.culture.ru/poems/10174/rekviem(датаобращения:25.04.2024)Ботанова,Е.С.ОбразПетербургавлирикеА.А.Ахматовой.Самара.Самарскийгосударственный педагогический университет. В: Педагогика и психология,Филологияиискусствоведение,2008,№2,сс.209-210.БуравлеваА.ПетербургвтворчествеАнныАхматовой.[Электронныйресурс].–https://ibn.idsi.md/sites/default/files/imag_file/116-118_17.pdf(дата обращения:26.04.2024)Вербловская И. Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой.Петербург – 1890-1910-е годы. [Электронный ресурс]. –http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/about/verblovskaya-peterburg/peterburg-1890-1910-e-gody.htm(датаобращения:26.04.2024)ГинзбургЛ.Олирике.М–Л.,1964,–С.363.Дроботова А. П. Особенности художественного осмысления Петербурга втворчествеА.А.Ахматовой/Молодойученый.—2017.—№10.1(144.1).—С.29-32.ЖирмунскийВ.М.ТворчествоАнныАхматовой.–Л.,1973.–С.54.КозловскаяС.Э.СтруктурахудожественногопространствавтворчествеАнныАхматовой./Дис.канд.филол.н.,2008.–С.175.Крутий С. М. «Архитектурность» художественных образов в поэзииакмеистов:О.МандельштамиА.Ахматова/Дис.канд.филол.н.,Магнитогорск,2005.–С.160.ЛосиевскийИ.Я.АннаВсеяРуси.ЖизнеописаниеАнныАхматовой.1.Харьков,1996.–С.368.ЛотманЮ.М.Опоэтахипоэзии:Анализпоэт.текста/Ю.М.Лотман;М.Л.Гаспаров.–СПб.:Искусство-СПб,1996.–С.846.Мусатов В. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой /Царственноеслово:Ахматовскиечтения.—М.,1992.Вып.1.—С.103–110.Пальванова Е.М.Понятие семиотизации поэтического текста в контекстесовременных семиотических теорий. / Новый филологический вестник, 2022. –С.97-113.Савельева Е.К. Городской пейзаж ранней лирики А. А. Ахматовой в оценкезарубежныхкритиков70-90годовXXвека.–ВестникКостромскогогосударственногоуниверситета,2008.–С.127-129.СеменовА.Н.Семиотическийанализтекста./ОбразованиеЮгории,2018.–С.146-160.Смирнова,Н.СимволизмкактексткультурывтворческомсознанииАнныАхматовой:Дисс.канд.филол.наук.—Иваново,2004.–С.21.ХейтА.АннаАхматова.Поэтическоестранствие.Дневники,воспоминания,письма,1991.–С.374.Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Том 1. 1938-1941. – 1997. – С.17.20.ЭкоУ.Отсутствующаяструктура.Введениевсемиологию./СПб.,Symposium,2006. - С.538.

1. Ахматова А.А. Северные элегии. [Электронный ресурс]. – https://slova.org.ru/ahmatova/severnye-elegii/ (дата обращения: 24.04.2024)
2. Ахматова А.А. Реквием [Электронный ресурс]. – https://www.culture.ru/poems/10174/rekviem (дата обращения: 25.04.2024)
3. Ботанова, Е.С. Образ Петербурга в лирике А.А.Ахматовой. Самара. Самарский государственный педагогический университет. В: Педагогика и психология, Филология и искусствоведение, 2008, № 2, сс. 209-210.
4. Буравлева А. Петербург в творчестве Анны Ахматовой. [Электронный ресурс].
– https://ibn.idsi.md/sites/default/files/imag_file/116-118_17.pdf (дата обращения: 26.04.2024)
5. Вербловская И. Горькой любовью любимый. Петербург Анны Ахматовой. Петербург – 1890-1910-е годы. [Электронный ресурс]. – http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/about/verblovskaya-peterburg/peterburg-1890-1910
-e-gody.htm (дата обращения: 26.04.2024)
6. Гинзбург Л. О лирике. М – Л., 1964, – С. 363.
7. Дроботова А. П. Особенности художественного осмысления Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой / Молодой ученый. — 2017. — № 10.1 (144.1). — С. 29-32.
8. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. – Л., 1973. – С.54.
9. Козловская С.Э. Структура художественного пространства в творчестве Анны Ахматовой. / Дис. канд. филол. н., 2008. – С.175.
10. Крутий С. М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов: О.Мандельштам и А.Ахматова / Дис. канд. филол. н., Магнитогорск, 2005. – С. 160.
11. Лосиевский И.Я. Анна Всея Руси. Жизнеописание Анны Ахматовой.1. Харьков, 1996. – С. 368.

12. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт. текста/ Ю.М.Лотман; М.Л.Гаспаров. – СПб.: Искусство-СПб, 1996. – С.846.
13. Мусатов В. К проблеме анализа лирической системы Анны Ахматовой / Царственное слово: Ахматовские чтения. — М., 1992. Вып. 1. — С. 103–110.
14. Пальванова Е.М. Понятие семиотизации поэтического текста в контексте современных семиотических теорий. / Новый филологический вестник, 2022. – С.97-113.
15. Савельева Е.К. Городской пейзаж ранней лирики А. А. Ахматовой в оценке зарубежных критиков 70-90 годов XX века. – Вестник Костромского государственного университета, 2008. – С.127-129.
16. Семенов А.Н. Семиотический анализ текста. / Образование Югории, 2018. – С.146-160.
17. Смирнова, Н. Символизм как текст культуры в творческом сознании Анны Ахматовой: Дисс. канд. филол. наук. — Иваново, 2004. – С.21.
18. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Дневники, воспоминания, письма, 1991. – С.374.
19. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Том 1. 1938-1941. – 1997. – С.17. 20.Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. / СПб., Symposium, 2006. - С.538.