Понятие стереотипов мышления (барьеров сознания) и его деление по материалам книги Грановская Р.М., Крижанская Ю.С «Творчество и преодоление стереотипов»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 17 17 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 31.05.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Раздел 1. Понятие стереотипа мышления 4
1.1. Особенности возникновения стандартизации поведения и мышления 4
1.2.О вреде стереотипов для творческого мышления 5
Раздел 2. Типы стереотипов или барьеров сознания 7
2.1. Путь пчелы 7
2.2.Путь паука. Идолы рода и племени по Ф. Бэкону 7
2.3. Влияние эмоций и преодоление стереотипов 11
Заключение 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Основу системы составляет стратегия анализа некорректно (а часто, и просто неверно) поставленной задачи и преобразование ее в схему (модель) конфликта, неразрешимого ранее известными способами. Конструктивный анализ этого конфликта приводит к выявлению физического (химического, геометрического и т. д.) противоречия. Преодоление его является необходимым и достаточным условием решения исходной задачи.Также авторы считают, что преодолевать стереотипы можно не только индивидуально, но в группе. Группа оказывает самостоятельное воздействие на каждого ее члена, по отношению к которому она может выступать в разных ипостасях: как фон, как организатор контактор или как основной инструмент воздействия на личность. Здесь мы остановимся только на последнем случае. Оказалось, что группа является более эффективным инструментом, чем парное обучение. Присутствие других усиливает мотивацию каждого участника, он усваивает их оценки, получает от них дополнительный репертуар решений, принимает более рискованные стратегии поведения.В частности, рассматриваются возможности гештальт-групп. Базисом гештальт-терапии выступает творческий подход к проблеме исцеления. Эта терапия задействует многие творческие способности и свойства человека. Основная идея данного подхода состоит в том, что возникают новые представления, когда в творческом процессе человек интуитивно осознает проблему (инсайт). Эта идея чаще всего имеет форму целостного образа, гештальта, в котором осуществляется репрезентация отдельных элементов — а именно, это мысли, идеи, образы — далее они становятся единой целостной композицией, которая имеет четкую и законченную структуру. При изменении в структуре одного из элементов образуется новыйгештальт. Творческая пауза способствует актуализации различного опыта, анализа данного опыта в общем мыслительном поле. Творческий процесс способствует тому, что человек получает уникальную возможность несколько иначе взглянуть на ситуацию, выйти за пределы традиционного для него восприятия.Итак, гештальт-терапия является именно творческим процессом, то есть, в ней осуществляется использование творческих форм художественного выражения. Суть творчества состоит в создании ценностей материального и духовного порядка, соответственно, происходит открытие чего-то нового, уникального и ценного. Именно это происходит и с клиентом при условии успешного и эффективного протекания терапии. Также терапевтическая сессия имеет игровой характер, так как абсолютно все терапевтические ситуации являются искусственными. Терапевтическая работа имеет также и пространственно-временные характеристики, которые имеют отличия от обыденной жизни. В терапевтической сессии время протекает иначе, ведь в сжатый промежуток времени человек может переживать опыт нескольких лет. Наличие временной и пространственной условности позволяет нам сопоставить гештальт-терапию с искусством. Пространство сессии выступает в качестве особой категории, которая сопоставима с театральным пространством. Каждый клиент – это индивидуальность, а значит, это определяет и уникальность пространства каждой сессии. В терапевтической сессии имеет значение не только сам способ жизни, но и многие символический аспекты: это разного рода переживания, объекты внутреннего мира, метафоры и т.д. Кроме того, в терапии важна задача восстановления игровой способности человека. Игра – это творческое переживание. Кроме того, игра – это базовая форма жизни. Именно на базе игры полностью осуществляется построение эксперимента в гештальт-терапии.Изучены также и возможности трансактного анализа Э. Берна.чтобы личность гармонично развивалась и существовала, с позиции трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Э. Берн, исходя из собственной практики, пришел к выводу, что чаще всего встречается проблема ослабления Взрослого Я, тансактный анализ позволяет укрепить позиции Взрослого Я через распознание, проявление чуткости к проявлениям Детского Я у других людей, выработку собственной системы ценностей и т.д. Трансакция является единицей коммуникации между двумя или более персонами. В концепции Э. Берна в отдельную трансакцию входят трансакция-стимул и трансакция-ответ. Трансакции исходят из определенного состояния Я одного партнера по общению и направлены к определенному состоянию Я другого партнера. То есть, это открыто проявляющийся аспект тех социальных связей, в которые включен человек. И цель трансактного анализа состоит в анализе единиц общения с позиции состояний Я или эго-состояний всех его участников. Каждая трансакция может иметь как деструктивные последствия, так и позитивные. Трансакции как конкретные формы социальной деятельности анализируются через формы структурирования времени. Э. Берн полагал целесообразным выделить такие формы: уход в себя, ритуал, деятельность, игра, близость. Причем, игре уделено наибольшее внимание, поскольку игры есть часть более масштабных «ансамблей» трансакций - сценариев. Анализ сценариев – еще один аспект ТА. Личности свойственно проживать жизнь согласно тем решениям, которые принимаются ребенком под влиянием посланий от родителей. У человека есть те или иные сценарные стереотипы и решения, которые определяют его взаимодействие с другими людьми. Главная сложность состоит в том, что чаще всего эти сценарии проживаются неосознанно. Фундаментальная цель ТА по Э. Берну – вернуть эту осознанность личности, изменить негативные стереотипы поведения, чтобы дать возможность личности гармонично существовать и взаимодействовать. Здесь следует отменить, что сам Э. Берн называл этот процесс превращением «лягушки» в «принца» или «принцессу». Но возвращение осознанности – это не единственная цель ТА, есть и такая важная цель, как развитие способности личности к интимности или к тому, чтобы делиться своими чувствами с другими. Но все эти цели, как отмечал Э. Берн, достигаются через установку на трансформацию, реализацию данных изменений, естественно, с поддержкой терапевта. Говоря о методах, методиках трансактного анализа, нужно отметить, что Э. Берн считал необходимым заключение контракта между клиентом и терапевтом, в данном контракте прописывается план терапии, который согласован с клиентом. Максимальная прозрачность – вот базис метода Э. Берна. Этот контрактный метод предполагает, что клиент и терапевт равны, они знают, к каким целям идут, какими способами, здесь присутствует равная ответственность за ход терапии и ее результаты. В структурном отношении вТА выделяются такие этапы, разделы: проведение анализа структуры личности, структурных моделей, анализ коммуникаций с позиции трансакций, анализ игр, анализ клиента по сценарному аспекту. Проведение терапии в рамках трансактного анализа подразумевает использование общепринятых в психологическом консультировании гуманистического направления техник, например, эмпатии, конгруэнтности, конфронтации как уважительного оспаривания убеждений клиента или его пассивного поведения.ЗаключениеВ целом, подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что научное творчество невозможно себе представить как без стереотипов, которые упорядочивают научное мышление, так и без новаторского подхода. К сожалению, если стереотипы начинают одерживать верх над ученым, то он утрачивает способность к тому, чтобы совершать новые открытия, оценивать прогрессивный потенциал научных идей и теорий. Соответственно, эти стереотипы следует последовательно преодолевать. Способов преодоления стереотипов в научном творчестве достаточно много, тем не менее, авторами книги они обоснованно разделены на индивидуальные и групповые. Индивидуальная работа ученого должна выстраиваться на основе генерации свежих идей, абстрагирования, использования новых методов исследования. Несмотря на возраст и авторитет, ученый должен помнить, что для новых идей никогда не поздно. Групповая работа в книге изучается в контексте психотерапевтических методик. В частности, огромный потенциал присущ гештальт-терапии, трансактному анализу. Эти методики рассмотрены как действенные методы личностного развития, снятия барьеров мышления, соответственно, личность начинает мыслить более свободно, что позитивно сказывается на творческой научной деятельности. Как представляется на основе прочитанного, все же, в целях достижения максимального эффекта преодоления стереотипов нужно сочетать разные методы индивидуальной и групповой работы. Список литературыГрановская Р. М., Крижанская Ю. С.Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., 1994. — 192 с.

1. Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., 1994. — 192 с.