бюджетное устройство и Бюджетная система

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 37 37 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 01.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура 5
1.1. Сущность и особенности построения бюджетной системы 5
1.2. Сущность доходов бюджета 9
1.3. Государственные расходы: понятие и классификации 13
Глава 2. Особенности бюджетного устройства и бюджетной системы России 17
2.1. Характеристика бюджетного устройства России 17
2.2 Принципы функционирования бюджетной системы и их реализация в Российской Федерации 20
2.3 Проблемы сбалансированности бюджетной системы Российской 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Фрагмент для ознакомления

Следует отметить, что социально-экономические условия территорий могут значительно различаться. Налоговый потенциал и потребности территорий часто не совпадают, что приводит к несбалансированности бюджетов «по вертикали». В результате этого органы власти отдельных регионов испытывают затруднения в обеспечении своих функций из-за ограниченных доходов.Также важно учитывать, что несбалансированность бюджетов «по горизонтали» возникает из-за различий в экономическом развитии территорий и их налоговых потенциалах. Это создает дополнительные вызовы для обеспечения финансовой устойчивости и равномерного развития различных регионов.Главной целью государственного регулирования в сфере распределения налоговых источников доходной части бюджета является обеспечение равномерности финансового обеспечения различных уровней бюджетной системы. Для достижения этой цели применяется система межбюджетных трансфертов, которая позволяет выравнивать диспропорции между объемом налоговых поступлений и объемом бюджетных услуг.Оптимальную степень мобилизации бюджетных ресурсов территории можно достичь путем анализа и корректировки налоговой политики, а также разработки механизмов стимулирования экономического роста и увеличения доходов бюджета.Бюджетная система РФ основана на принципах разграничения расходных полномочий между территориями, закрепления налоговых и неналоговых доходов, предоставления финансовой помощи территориям и выравнивания бюджетной обеспеченности. Важно поддерживать баланс между доходами и расходами на всех уровнях бюджетной системы для обеспечения устойчивого развития и социальной стабильности.В современных условиях межбюджетное регулирование становится ключевым инструментом формирования бюджетов на местном уровне. Прозрачность и эффективность этого процесса напрямую влияют на финансовую устойчивость и развитие территорий.Проблема обеспечения сбалансированности бюджетов на различных уровнях становится все более актуальной в современной бюджетной системе. Достижение стабильности и уравновешенности финансов возможно благодаря разнообразным источникам доходов и финансовой поддержке.На практике сбалансированный бюджет может быть обеспечен не только за счет собственных доходов, но и за счет межбюджетных трансфертов и формирования резервных фондов. Этот комплексный подход способствует устойчивости финансовой системы и обеспечению потребностей различных территорий. Важно учитывать особенности каждого региона и обеспечивать адекватное распределение финансовых ресурсов для достижения баланса в бюджетах.В условиях сокращения доходов и увеличения расходов бюджеты становятся несбалансированными. Для достижения баланса необходимо активно искать дополнительные источники доходов и повышать эффективность расходования средств. Экономика в настоящее время сталкивается с рядом сложностей, таких как снижение доходов от нефтегазовых ресурсов, отток капиталов, колебания валютного курса и другие факторы. Эти изменения оказывают давление на бюджетную систему в целом, что приводит к дефициту бюджетных ресурсов. Федеральный бюджет, региональные и местные бюджеты подвержены влиянию сложившейся экономической ситуации, что приводит к увеличению числа регионов, нуждающихся в дотациях. В таких условиях необходимо пересматривать существующие механизмы управления бюджетными ресурсами и разрабатывать новые стратегии для обеспечения устойчивости финансовой системы.Финансовое выравнивание регионов, в которых наблюдается постоянный рост текущих расходов, не связанных с развитием территории, является важной задачей для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Нехватка финансовых ресурсов приводит к дисбалансам в региональных и местных бюджетах, что усугубляет социально-экономические проблемы.Основные проблемы регионов не сводятся только к различиям в уровне экономического развития, но и к недостатку финансирования основных полномочий. Это делает их финансово зависимыми и затрудняет реализацию социальных программ и инфраструктурных проектов.Уже наблюдается тенденция увеличения дефицита консолидированных бюджетов как на уровне государства в целом, так и на уровне субъектов. Это требует принятия комплексных мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, а также разработки механизмов финансовой поддержки наиболее уязвимых регионов.Источники экономического роста играют ключевую роль в обеспечении устойчивости региональных и местных бюджетов. Однако, возникающая проблема связана с увеличением объема заимствований и ростом долговых обязательств. Это может привести к тому, что средства, выделенные на обслуживание долгов, займут приоритетное положение перед финансированием развития территорий.Существует опасность, что в будущем бюджетные средства будут перераспределяться в пользу обслуживания долгов, что может замедлить развитие регионов. Важно понимать, что проблема несбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы имеет множество причин. Одной из главных является рост долговых обязательств и неэффективное управление заимствованиями.Проблемы финансовой поддержки бюджетов на разных уровнях власти становятся все более очевидными: несовершенство механизма оказания финансовой помощи, отсутствие самостоятельности у региональных и местных бюджетов, а также недостаток собственных доходных источников. В этом контексте особенно заметны дисбалансы в бюджетах, а также централизация доходных источников. Для решения данных проблем авторы предлагают использовать формулу для учета финансовых возможностей территорий. Они считают, что ключевыми должны стать аналитические исследования доходов и расходов бюджетов, а также особенностей их формирования. Такой подход позволит эффективнее выравнивать дисбалансы бюджетов и повысить финансовую устойчивость регионов. Более тщательный анализ доходов и расходов бюджетов регионального и местного уровней может привести к разработке более сбалансированных механизмов финансовой помощи и учета потенциальных возможностей для финансирования обязательств. Важно также уделить внимание вопросам улучшения бюджетного законодательства для повышения прозрачности и эффективности финансовых процессов на уровне регионов и муниципалитетов.Для обеспечения устойчивости бюджетов регионов существует несколько инструментов, каждый из которых играет свою роль. Среди них можно выделить межбюджетные трансферты, привлечение заемных ресурсов и резервирование средств. Однако, важно отметить, что в условиях финансовой нестабильности особое внимание уделяется дотациям и бюджетным кредитам как основным инструментам сбалансированности бюджетов.В научной литературе широко обсуждается вопрос о том, почему регионы не воспринимают региональные резервные фонды как средство повышения финансовой устойчивости. Это связано с тем, что часто у регионов отсутствуют возможности резервировать собственные ресурсы из-за ограниченности доходных источников для финансирования своих обязательств.Резервные фонды могли бы стать важным инструментом для региональных бюджетов, обеспечивая им дополнительную финансовую поддержку в периоды нестабильности. Тем не менее, в настоящее время их использование ограничено из-за ряда факторов, требующих внимательного изучения и разработки соответствующих стратегий.Для достижения сбалансированности и устойчивости бюджетов регионов и муниципалитетов необходимо предпринимать меры не только по сокращению расходов, но и по увеличению эффективности и результативности их использования.Повышение доли собственных доходов, как налоговых, так и неналоговых, является одним из ключевых аспектов модели бюджетного федерализма, способствующей стабильному развитию финансовой системы регионов.С целью укрепления финансовых возможностей территорий необходимо активно развивать валовой региональный продукт, что содействует увеличению налогового потенциала и способствует снижению дефицита бюджетов.Эффективное бюджетное планирование играет важную роль в обеспечении финансовой устойчивости и роста бюджетов регионов, поэтому необходимо постоянно совершенствовать этот процесс и учитывать изменяющиеся экономические условия.Для обеспечения стабильности и надежности работы системы необходимо постоянно улучшать процессы формирования резервов. Эффективное управление резервами является ключевым элементом успешной деятельности любой организации. Важно иметь четкие стратегии и политики по формированию резервов, чтобы гарантировать финансовую устойчивость и готовность к различным вызовам.Кроме того, необходимо постоянно оценивать текущее состояние резервов и проводить анализ их эффективности. На основе полученных данных можно корректировать стратегии и методы формирования резервов, чтобы лучше соответствовать потребностям организации. Такой подход позволит минимизировать риски и обеспечить устойчивое развитие бизнеса в долгосрочной перспективе.ЗАКЛЮЧЕНИЕБюджетное устройство и Бюджетная система являются основополагающими элементами финансовой системы государства. Бюджетное устройство представляет собой комплекс институтов и организаций, которые осуществляют формирование, исполнение и контроль бюджета. Бюджетная система, в свою очередь, представляет собой совокупность всех бюджетов государства, включая федеральный, региональные и муниципальные.Бюджетное устройство включает такие ключевые элементы, как органы бюджетного управления, органы исполнительной власти, бюджетные комитеты, контрольные органы, а также бюджетные учреждения. Органы бюджетного управления отвечают за формирование и планирование бюджета, разработку программ и проектов, контроль за расходованием и исполнением бюджетных средств. Они также осуществляют мониторинг и анализ финансовых показателей, анализ эффективности расходования бюджетных средств.Бюджетная система является многоуровневой и иерархической структурой, которая отражает соотношение между различными уровнями и формами государственного бюджета. На вершине иерархии находится федеральный бюджет, который формируется и утверждается федеральным законодательным органом. Региональные и муниципальные бюджеты формируются и утверждаются соответственно органами власти регионов и муниципалитетов.Бюджетная система осуществляет функции распределения, регулирования и контроля за финансовыми ресурсами государства. Она обеспечивает финансирование государственных программ и проектов, социальных и экономических потребностей общества, а также обеспечивает финансовую устойчивость и стабильность государства.Важной задачей Бюджетной системы является обеспечение бюджетной дисциплины и ответственности в использовании бюджетных средств. Она предусматривает механизмы контроля и отчетности, а также прозрачность и открытость бюджетного процесса. Бюджетная система также способствует сбалансированному развитию регионов и обеспечению социальной справедливости.Таким образом, бюджетное устройство и Бюджетная система являются неотъемлемой частью финансовой системы государства. Они обеспечивают формирование, исполнение и контроль за бюджетными средствами, а также осуществляют регулирование финансовых потоков и обеспечивают финансовую устойчивость государства. Эффективное функционирование бюджетного устройства и Бюджетной системы является важной предпосылкой для устойчивого экономического развития и социального прогресса.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 03.08.2023) "О Федеральном казначействе" // "Собрание законодательства РФ", 06.12.2004, N 49, ст. 4908.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-рСтратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-рОсновные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г. план реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2017 г. N 1166-рАврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 175 c.Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. — 174 c.Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.Валиева Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2016. — 288 c.Вовченко Н. Г., Костоглодова Е. Д. Государственные финансы США. Учебник. — М.: Мини Тайп, 2016. — 280 c.Вовченко Н.Г. Государственные финансы США / Н.Г. Вовченко, Е.Д. Костоглодова. — Рн/Д: Мини Тайп, 2016. — 280 c.Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Юнити, 2016. — 391 c.Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е. А. — М.: Прометей, 2020. — 360 c.Грачева Е. Ю., Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики. — М.: Проспект, 2020. — 256 c.Избранные труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. Сборник статей / Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2018. — 368 c.Кикавец В. В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект. Монография. — М.: Проспект, 2020. — 128 c.Костоглодова Е. Д., Андреева О. В., Иванова О. Б. и др. Государственные финансы Германии. Теория и методология. Монография. — М.: Мини-Тайп, 2018. — 200 c.Кудрин А.Л. Государственные финансы Ренессанса: Карафа — Ортис — Боден: Учебное пособие / А.Л. Кудрин, М.П. Афанасьев. — М.: Магистр, 2018. — 32 c.Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Инфра-М, 2019. — 446 c.Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. — М.: Юнити, 2014. — 559 c.Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. — М.: Юрайт, 2017. — 333 c.Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 333 c.Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. — М.: Проспект, 2016. — 240 c.Толстой Д. А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. — М.: Либроком, 2021. — 270 c.Федорова И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2020. — 149 c.Федорова И. Ю., Фрыгин А. В., Седова М. В. и др. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов. — М.: Дашков и Ко, 2020. — 242 c.Шохин С. О. Международные стандарты государственного финансового контроля: особенности правового регулирования: Учебное пособие. — М.: Прометей, 2020. — 294 c.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
2. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 03.08.2023) "О Федеральном казначействе" // "Собрание законодательства РФ", 06.12.2004, N 49, ст. 4908.
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
4. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
5. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р
6. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р
7. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г. план реализации Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2017 г. N 1166-р
8. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 175 c.
9. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. — 174 c.
10. Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
11. Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.
12. Валиева Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2016. — 288 c.
13. Вовченко Н. Г., Костоглодова Е. Д. Государственные финансы США. Учебник. — М.: Мини Тайп, 2016. — 280 c.
14. Вовченко Н.Г. Государственные финансы США / Н.Г. Вовченко, Е.Д. Костоглодова. — Рн/Д: Мини Тайп, 2016. — 280 c.
15. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Юнити, 2016. — 391 c.
16. Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е. А. — М.: Прометей, 2020. — 360 c.
17. Грачева Е. Ю., Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики. — М.: Проспект, 2020. — 256 c.
18. Избранные труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. Сборник статей / Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2018. — 368 c.
19. Кикавец В. В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект. Монография. — М.: Проспект, 2020. — 128 c.
20. Костоглодова Е. Д., Андреева О. В., Иванова О. Б. и др. Государственные финансы Германии. Теория и методология. Монография. — М.: Мини-Тайп, 2018. — 200 c.
21. Кудрин А.Л. Государственные финансы Ренессанса: Карафа — Ортис — Боден: Учебное пособие / А.Л. Кудрин, М.П. Афанасьев. — М.: Магистр, 2018. — 32 c.
22. Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.
23. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Инфра-М, 2019. — 446 c.
24. Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. — М.: Юнити, 2014. — 559 c.
25. Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. — М.: Юрайт, 2017. — 333 c.
26. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 333 c.
27. Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. — М.: Проспект, 2016. — 240 c.
28. Толстой Д. А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. — М.: Либроком, 2021. — 270 c.
29. Федорова И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2020. — 149 c.
30. Федорова И. Ю., Фрыгин А. В., Седова М. В. и др. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов. — М.: Дашков и Ко, 2020. — 242 c.
31. Шохин С. О. Международные стандарты государственного финансового контроля: особенности правового регулирования: Учебное пособие. — М.: Прометей, 2020. — 294 c.