Особенности развития социальной компетентности у детей и подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 06.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Теоретические аспекты развития социальной компетентности у детей и подростков…………………………….…………………………………………..….5
1.1 Социальная компетентность как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………………………………………5
1.2 Особенности формирования социальной компетентности в разных периодах жизни……………………………………………………………….….…10
1.3 Методы формирования социальной компетентности…………………15
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей развития социальной компетентности у детей и подростков…………………………….…26
2.1 Констатирующий этап исследования………………………………...…26
2.2 Формирующий этап исследования………………………………….…..28
2.3 Контрольный этап исследования………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………..…….33
Список используемых источников……………………………………….....35
В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления. По методологии проведения:- Луночные игры - это любая салонная игра, такая как шахматы, "Озеро", "Монополия". Игра проходит на специально организованном поле с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;- Ролевые игры - каждый участник имеет определенное задание или роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;- Групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра "Координационный Совет", "Кораблекрушение");- Имитационные игры - цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;- Организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;- Инновационные игры (В.С. Дудченко) - формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;- Ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о разнообразии игр и их эффективности. Также понимаем, что игра не может быть ограничена одним критерием, она многофункциональна и может быть рассмотрена в широком контексте в зависимости от сценария.Таким образом, деловая игра является эффективным инструментом для развития социальных и ключевых компетенций, а также способствует профессиональному самоопределению и укреплению отношений между участниками.2 Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей развития социальной компетентности у детей и подростков2.1 Констатирующий этап исследованияНа данном этапе работы нами было проведено диагностическое исследование уровня социальной компетентности у подростков в количестве 14 человек. 1. «Диагностика межличностных отношений» Т. ЛириДанная методика предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью можно выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Опросник включает 128 оценочных суждений, которые разделены на 8 типов отношений, каждый из которых содержит 16 пунктов, упорядоченных по возрастающей интенсивности. Методика структурирована таким образом, что суждения, направленные на выяснение определенного типа отношений, не расположены подряд, а группируются по 4 и повторяются через равные интервалы. При обработке результатов подсчитывается количество отношений каждого типа.С помощью методики «Диагностика межличностных отношений Т. Лири» были изучены особенности межличностных отношений подростков. Дружелюбие, как преобладающий тип межличностных отношений, отмечен у 33% испытуемых экспериментальной группы. Доминирование диагностировано у 67% испытуемых. Уровень конфликтности в экспериментальной группе представлен в следующей пропорции: высокий уровень - 46,6%, средний уровень – 40%, 13,4% - низкий уровень. Таким образом, у испытуемых экспериментальной группы в стилемежличностных отношений доминирование преобладает над дружелюбием,что свидетельствует о высоком уровня конфликтности испытуемых2. Методика «Шкала социальной компетентности» (А.М.Прихожан) направлена на изучение уровня развития социальной компетентности подростков. По данной методике изучаются такие компетентности как самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, интерес к социальной жизни в соответствии с возрастными нормами.Интерпретация результатов проводилась в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.По результатам исследования по методике "Шкала социальной компетентности" (А.М.Прихожан) можно сделать вывод, что из 100% обучающихся (14 человек) 64% (9 человек) обладают средним уровнем общей социальной компетентности, что соответствует их возрасту. 36% (5 человек) имеют низкий уровень общей социальной компетентности, что указывает на незначительное отставание в развитии социальной компетентности.Рисунок 1 – Результаты диагностики "Шкала социальной компетентности" на констатирующем этапе эксперимента.Результаты исследования показали, что у подростков средний уровень социальной компетентности, однако также присутствует и низкий уровень. Можно сделать вывод, что в соответствии с возрастным развитием у подростков есть определенные знания в области социального взаимодействия, сформированы некоторые социальные навыки и способы поведения в обществе.2.2 Формирующий этап исследованияНа формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами была разработана программа занятий «Быть компетентным здорово» для обучающихся 8 класса в количестве 14 человек, направленная на развитие социальной компетентности подростков. Программа "Быть компетентным здорово!" была успешно реализована, в рамках которой были проведены все необходимые мероприятия для формирования социальной компетентности подростков.На вводном занятии "А давайте познакомимся поближе" целью было познакомиться с подростками через игры и проведение диагностики. Затем на занятии "Социальная компетентность – это…" дети ознакомились с целями и задачами программы, а также узнали суть понятий "компетентность" и "социальная компетентность". На начальном этапе занятия ребятам был задан вопрос о знании этих понятий, на который они не смогли ответить. После презентации и обсуждения подростки смогли уяснить, что такое компетенции человека и социальная компетентность.Тренинг на командообразование "Вместе-мы сила!" был проведен с целью объединения и сплочения участников тренинга в команду, а также развития позитивных навыков взаимодействия в команде. В ходе тренинга учащимся были предложены различные задания, которые они выполняли с интересом и без трудностей. Они узнали, что такое настоящая команда, какие качества должна обладать идеальная команда и почему важно сплачивать коллектив. По окончании тренинга была проведена "обратная связь", где дети поделились своими эмоциями и ощущениями.Другое занятие под названием "Какой же все-таки Я?" было проведено с целью помочь подросткам повысить свою самооценку и познать свой внутренний мир. В начале занятия ребятам была предложена мини-лекция о самооценке, а затем они выполняли упражнения на понимание и осознание своей самооценки.Еще одно занятие под названием "Поговорим об ответственности - нужно ли быть ответственным?" было проведено с двумя целями: способствовать развитию у учащихся чувства ответственности и помочь им анализировать свои поступки и прогнозировать последствия своих действий. Занятие проходило в форме беседы в группах, где ребята узнали о понятии "ответственность" и различных видах ответственности.Другое занятие под названием "Общение в жизни человека" было проведено с целью помочь подросткам совершенствовать свои навыки общения и преодолевать коммуникативные барьеры. Ребята с интересом выполняли разнообразные упражнения для повышения коммуникативных навыков и преодоления барьеров в общении.Занятие под названием "Мы и наши конфликты. Как преодолеть конфликт?" было проведено с целью развития умений взаимодействовать с другими людьми и разрешать конфликты ненасильственным путем. Ребятам предлагалось разбиться на пары и решать конфликтные ситуации мирным и позитивным способом. По окончании каждый ребенок включался в обсуждение и предлагал свои пути разрешения конфликта.Занятие под названием "В мире эмоций" было проведено с целью помочь контролировать свои эмоции. Ребята научились контролировать свои эмоции через изменение условий деятельности."Единство коллектива - ключ к успеху! Наша цель - развивать навыки работы в команде, улучшать коммуникативные способности, взаимозаменяемость и взаимопомощь, а также повышать ответственность за общее дело. Все мероприятия программы "Быть компетентным здорово!" по развитию социальной компетентности подростков в условиях дополнительного образования были успешно проведены. Результаты контрольной диагностики будут представлены далее."2.3 Контрольный этап исследованияНа контрольном этапе опытно-экспериментальной работы мы провели такое же диагностическое исследование, как и на констатирующем этапе. Затем мы сравнили имеющиеся результаты.В ходе повторной диагностики было определено, что дужелюбие, как преобладающий тип межличностных отношений, отмечен у 70% испытуемых экспериментальной группы. Доминирование диагностировано у 30% испытуемых. Уровень конфликтности в экспериментальной группе представлен в следующей пропорции: высокий уровень - 2%, средний уровень – 30%, 68% - низкий уровень.По результатам исследования по методике "Шкала социальной компетентности" (А.М.Прихожан) было показано, что из 100% обучающихся (14 человек) 50% (7 человек) обладают высоким уровнем общей социальной компетентности, что соответствует их возрасту. 29% (4 человека) имеют средний уровень общей социальной компетентности, а 21% (3 человека) имеют в свою очередь низкий уровень общей социальной компетентности.Рисунок 2 – Результаты диагностики "Шкала социальной компетентности" на контрольном этапе экспериментаРисунок 3 – Сравнительный анализ результатов диагностики "Шкала социальной компетентности" на констатирующем и контрольном этапахТаким образом, в результате нашей работы мы наблюдаем положительные изменения. В ходе эксперимента было отмечено увеличение уровня социальной компетентности. Подростки начали понимать, как происходит позитивное взаимодействие в обществе, также было замечено, что в процессе совместной деятельности они помогали друг другу и взаимодействовали между собой.ЗаключениеПодводя итоги проведенного исследования, можно отметить следующее: проведенный анализ подходов к проблеме социальной компетентности показал, что это сложное социальное явление, недостаточно изучено, имеются существенные разночтения в употреблении таких исходных понятий как "социальная компетентность" и "социальная компетенция". Часто их используют в одном значении. В исследовании мы рассматриваем эти понятия как диалектическое единство части и целого. Понятие "социальная компетентность" предельно широкое, охватывает большое количество феноменов, характеризующих жизнедеятельность индивида в социуме, а понятие "социальная компетенция" мы рассматриваем как структурный элемент социальной компетентности или как совокупность социальных качеств личности. В источниках имеются разночтения по определению этих понятий, мы в рабочем порядке приняли следующее определение социальной компетентности применительно к подростковому возрасту. Это интегральное качество личности, включающее в себя необходимые знания, опыт, способности, сформированные в процессе социализации и позволяющие человеку адаптироваться в социальной среде, успешно взаимодействовать с людьми, выполнять различные социальные роли. Существует мнение, что наиболее сложным, с точки зрения личностного развития ребенка, является переходный подростковый возраст. Многие исследователи подростковый возраст называют возрастом социального риска. Сами по себе возрастные особенности подростков, маргинальность их социального положения способны порождать кризисные ситуации.В работе нами было проведено исследование развития социальной компетентности подростков, на основе полученных результатов которого, нами была разработана программа занятий «Быть компетентным здорово» для обучающихся 8 класса в количестве 14 человек, направленная на развитие социальной компетентности подростков. В конце исследования мы провели повторную диагностику, которая выявила эффективность проведенной нами работы, уровень социальной компетентности учащихся значительно повысился. Таким образом, предложенная нами гипотеза была подтверждена. Список используемых источниковАвдеев, В.М./ Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей / В.М. Авдеев // Социальногуманитарные знания. 2006. №6. Басова, В. М./ Формирование социальной компетентности сельских школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Кострома, 2005. - 39 с. 6. Бермус, А. Г./ Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос» - 2005. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm Битинас, Б. П./ Концепция социального воспитания учащихся Текст. / Б. П. Битинас, В. Г. Бочарова, С. А. Беличева, JI. И. Боровиков и др. М., 1990. Веселкова, Н.В., Прямикова, Е.В./ Социальная компетентность взросления / Н.В. Веселкова, Е.В Прямикова. Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та. 2005. Волосков, И.В./ Особенности социализации учащейся молодежи / И.В. Волосков // Социологические исследования. 2009. №6. Выготский, Л. С./ Педагогическая психология / JI.C. Выготский. - М., 1999. Габелая, И.В./ Показатели социальной компетентности у подростков//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Выпуск № 3 / том 6 / 2013. Гиенко, Л.Н./ Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Барнаул, 2009. – 24 с. 20. Голованова, Н. Ф./ Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004. Зарипова, Е. И./ Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: Дис. . канд. пед. наук. - Омск, 2005. Зеер, Э. Ф./ Практика формирования компетенций: методологический аспект / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. ЕкатеринбургБерезовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. - C. 6. Калинина, Н.В. / Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2024. Калинина, Н.В. /Психология социальной компетентности школьников / Н.В. Калинина. – Самара: СГПУ, 2015. – 296 с. Калинина, Н. В. /Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения /Н.В. Калинина // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. Кострома, 2001. Коблянская, Е.В./ Психологические аспекты социальной компетентности: автореф. дисс. канд. психол. наук 19.00.05 / Елена Владимировна Коблянская. – СПб., 1995. – 22 с. Ковалевич, В. Т., Ковалевич, И. А., Ростовцева, М. В., Машанов, А. А./ Учебно-методический комплекс формирования дополнительных компетенций учителей системы среднего школьного образования как технология эффективного управления человеческими ресурсами // Вестн.КрасГАУ. 2013. Выпуск № 9. С.311–316. Марасанов, Г. И., Ротатаева, Н. А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. — М., 2003. -172 с. 46. Мель, Ю. / Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопр. психол. 1995. № 5. Нефёдова, Н. В. /Проблемы формирования и развития социальной компетентности школьной молодежи// «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи»: сборник статей по материалам XXXVII международной научно-практической конференции, 17 февраля 2014 г. Петровская, Л.А. /Компетентность в общении // М., 1989. 54. Плоткин, М. М./ Социальное воспитание школьников. М., 2003. - 200 с. Прямикова, Е. В. / Социальная компетентность школьников: смыслы и практики/Е.В. Прямикова//Социологические исследования, №7, июль 2019. Ремшмидт, X./ Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. - 320 с.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9..
2. Басова, В. М./ Формирование социальной компетентности сельских школьников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Кострома, 2005. - 39 с. 6. Бермус, А. Г./ Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос» - 2005. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
3. Битинас, Б. П./ Концепция социального воспитания учащихся Текст. / Б. П. Битинас, В. Г. Бочарова, С. А. Беличева, JI. И. Боровиков и др. М., 1990.
4. Веселкова, Н.В., Прямикова, Е.В./ Социальная компетентность взросления / Н.В. Веселкова, Е.В Прямикова. Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та. 2005.
5. Волосков, И.В./ Особенности социализации учащейся молодежи / И.В. Волосков // Социологические исследования. 2009. №6.
6. Выготский, Л. С./ Педагогическая психология / JI.C. Выготский. - М., 1999.
7. Габелая, И.В./ Показатели социальной компетентности у подростков//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Выпуск № 3 / том 6 / 2013.
8. Гиенко, Л.Н./ Формирование социальной компетентности подростков общеобразовательного учреждения: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Барнаул, 2009. – 24 с. 20. Голованова, Н. Ф./ Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.
9. Зарипова, Е. И./ Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: Дис. . канд. пед. наук. - Омск, 2005.
10. Зеер, Э. Ф./ Практика формирования компетенций: методологический аспект / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков // Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф., 5 мая 2011 г. / науч. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург Березовский: Филиал Рос. гос. проф.-пед. ун-та в г. Березовском, 2011. - C. 6.
11. Калинина, Н.В. / Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В.Калинина. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2024.
12. Калинина, Н.В. /Психология социальной компетентности школьников / Н.В. Калинина. – Самара: СГПУ, 2015. – 296 с.
13. Калинина, Н. В. /Социальная компетентность школьников как индикатор результативности деятельности образовательного учреждения /Н.В. Калинина // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. - М. Кострома, 2001.
14. Коблянская, Е.В./ Психологические аспекты социальной компетентности: автореф. дисс. канд. психол. наук 19.00.05 / Елена Владимировна Коблянская. – СПб., 1995. – 22 с.
15. Ковалевич, В. Т., Ковалевич, И. А., Ростовцева, М. В., Машанов, А. А./ Учебно-методический комплекс формирования дополнительных компетенций учителей системы среднего школьного образования как технология эффективного управления человеческими ресурсами // Вестн.КрасГАУ. 2013. Выпуск № 9. С.311–316.
16. Марасанов, Г. И., Ротатаева, Н. А. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте. — М., 2003. -172 с. 46. Мель, Ю. / Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопр. психол. 1995. № 5.
17. Нефёдова, Н. В. /Проблемы формирования и развития социальной компетентности школьной молодежи// «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологи»: сборник статей по материалам XXXVII международной научно-практической конференции, 17 февраля 2014 г.
18. Петровская, Л.А. /Компетентность в общении // М., 1989. 54. Плоткин, М. М./ Социальное воспитание школьников. М., 2003. - 200 с.
19. Прямикова, Е. В. / Социальная компетентность школьников: смыслы и практики/Е.В. Прямикова//Социологические исследования, №7, июль 2019.
20. Ремшмидт, X./ Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 1994. - 320 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – Стандарты второго поколения. - ISBN 978-5-09-023273-9..