Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 33 + 33 источника
- Добавлена 06.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования детско-родительских отношений 6
1.1 Понятие и сущность детско-родительских отношений 6
1.2. Роль детско-родительских отношений в формировании личности ребёнка 12
Глава 2. Неполные семьи: особенности и проблемы 21
2.1. Понятие неполной семьи и ее типология 21
2.2. Последствия развода для детей и детско-родительских отношений 24
2.3. Влияние отсутствия одного из родителей на детско- родительские отношения 27
Выводы 34
Заключение 36
Список использованных источников 38
Депривация приводит к эмоциональной холодности, агрессивности, но в то же время уязвимости. Однако, по словам Эриксона, дети, лишенные в младенчестве материнской любви и внимания, могут стать нормальными людьми в том случае, если этот дефицит будет скомпенсирован на последующих этапах развития. Самооценка — важнейший аспект любой личности, её центр, регулятор деятельности и общения. Очень низкая самооценка, свойственная людям выросшим в депривационных условиях, приводит к отклонениям и невротическим расстройствам. В условиях полной материнской депривации уже на первом году жизни у детей наблюдается возникновение общения со сверстниками. Для семейных детей не характерен столь ранний интерес к сверстникам. В то же время общение у депривированных младенцев имеет свою специфику. Она проявляется в том, что отношения между детьми складываются не как дружеские, а по типу родственных. Это может производить впечатление видимой стабильности, защищённости, когда группа сверстников выступает в качестве своеобразного аналога семьи. В то же время это мешает формированию равноправных отношений[13]. Дети неспособны правильно оценить свои личностные качества, лишены избирательной дружеской привязанности. Каждый ребёнок вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Контакты между детьми поверхностны. Критерием благополучия ребёнка является отношение к нему группы сверстников. В случае негативного отношения он испытывает разочарование и неудачу, что часто приводит к отчуждению и агрессии. Недостаток отношений с матерью в раннем возрасте всё же не всегда имеет серьёзные последствия для последующего развития и психического здоровья. Множество других факторов могут повлиять на формирование ребёнка, такие как врождённые особенности нервной системы, то есть степень переносимости различных воздействий, травматизации, наличие других компенсирующих воздействий в виде объектов привязанности. Это говорит о том, что при создании необходимых условий можно компенсировать депривационные нарушения в более позднем возрасте.Итак, взаимоотношения внутри полных и неполных семей значительно различаются и имеют свои особенности.Одним из основных сходств взаимоотношений в полных и неполных семьях является наличие родительской заботы и ответственности. В обоих случаях родители оказывают заботу и поддержку своим детям, стремятся обеспечить детей лучшими условиями для роста и развития, а также оказывают помощь и поддержку в разных жизненных ситуациях.В полных и неполных семьях взаимоотношения основаны на взаимном уважении и доверии. Родители стремятся установить доверительные отношения с детьми, чтобы они могли обсуждать свои проблемы и заботиться о них, стараются быть примером для своих детей, учат их навыкам общения и конструктивного разрешению конфликтов.Одно из главных различий заключается в роли отсутствующего родителя. В неполных семьях дети могут испытывать трудности в установлении отношений со вторым родителем или замещающим его лицом, что может привести к переживаниям, эмоциональному напряжению, развитию тревожности и низкой самооценке, что, в конечном счете, может негативно сказаться на их способности выстраивать собственные отношения.В полных семьях оба родителя могут принимать активное участие в воспитании и воспитании детей, они разделяют ответственность за принятие решений, формирование ценностей и наставничество, что способствует созданию более структурированной и сбалансированной семейной динамики.В неполных же семьях один родитель, как правило, справляется с множеством ролей – и родителя, и источника доходов, и поддержки для детей, такая ситуация создает дополнительное давление и стресс для этого родителя, а это пагубно влияет на его способность эффективно участвовать во взаимоотношениях с детьми. В таких семьях нередконаблюдается нарушение баланса в обязанностях и ролевых функциях, что влияет на психику ребенка.3. Психологическая помощь воспитывающимся в неполных семьях Психологическая помощь – это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений. Важным звеном психологической помощи родителям является психологическая поддержка.По своей сущности психологическая поддержка – это процесс межличностного взаимодействия, помогающие и направленные на помощь субъекту в становлении и развитии личности, в ходе которого у него возникает положительно окрашенное чувство уверенности в себе, в своих возможностях. Основными направлениями психологической поддержки являются психологическая профилактика, психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция, а также психологическое сопровождение.Целью социально-педагогической помощи неполной семье ввоспитании ребенка является оказание помощи ребенку в процессе егосоциализации и создание условий для его самореализации в обществе. Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляемомусоциально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:- осуществлять деятельность по изучению личности ребенка иокружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды наформирование личности ребенка;- прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессеразвития и воспитания ребенка;- организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи наоснове диалога;- помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих наразвитие личности ребенка;- помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализоватьсебя;- информировать о возможных правовых мерах защиты неполнойсемьи;- оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;- формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполнойсемьи.Первое, что важно учитывать при оказании помощи детям в неполных семьях, - это осознание их уникальной ситуации. Дети могут испытывать чувство потери, неполноценности и опустошения, могут быть мотивированы расстаться с одним из родителей, но по-прежнему испытывать грусть и тоску по нему. Понимание этих эмоций и принятие их важны для предоставления соответствующей психологической поддержки.Одним из основополагающих аспектов работы с детьми в неполных семьях является установление и поддержание эмоционального и психологического контакта с ребенком. Усилия должны быть направлены на создание безопасной и поддерживающей среды, где ребенок может выразить свои чувства и эмоции, данный процесс может включать в себя разговоры с ребенком о его эмоциональном состоянии, установку ясных границ и правил, поощрение ребенка к самовыражению через искусство, игры или другие методы.Важно помочь ребенку понять и справиться с изменениями в семье. В неполных семьях могут происходить перемены, такие как переезд, изменение образа жизни или появление новых членов семьи. Поддержка ребенка в осознании и адаптации к этим изменениям является необходимой частью психологической помощи, сюда входят объяснение причин и последствий изменений, обсуждение возникающих у ребенка эмоций, предоставление информации или ресурсов для преодоления трудностей.Не менее важным аспектом психологической помощи является поддержка развития у ребенка навыков регуляции эмоций и адаптивного поведения. В неполных семьях дети могут испытывать более высокий уровень эмоциональных стрессов, что может привести к негативным эмоциональным и поведенческим реакциям. Психологическое сопровождение должно включать работу с ребенком по развитию стратегий управления эмоциями, коммуникационных навыков и способности адаптироваться к изменчивым условиям семьи.Таким образом, воспитание в неполной семье может быть сложным для детей и родителей, но при наличии соответствующей психологической поддержки они могут успешно справиться с трудностями. Понимание особенностей и потребностей детей из неполных семей, поддержка эмоционального контакта, помощь в адаптации к переменам и развитие навыков саморегуляции - важные составляющие эффективной психологической помощи воспитывающимся в неполных семьях.Выводы1. Понятие «детско-родительские взаимоотношения» толкуется, как совокупность взаимных позиций, установок детей и их родителей по отношению друг к другу. Детско-родительские взаимоотношения – это своеобразный психосоциальный регулятор поведения ребенка и родителей, благодаря которому создается среда для проявления чувств, переживаний, убеждений, установок, жизненных стереотипов каждого участника межличностного взаимодействия.Детско-родительские взаимоотношения современными отечественными исследователями изучаются как целостная система, включающая в себя родительские чувства к ребенку, ролевые позиции всех членов семьи, поведенческие модели и другие аспекты.2.Успех семейного воспитания во многом зависит от организации домашнего быта, традиций семейной жизни: порядка в семейном хозяйстве, привлечении детей к распределения бюджета семьи, общего режима дня и т.д. [2].Большое значение в семейном воспитании играет выбранный воспитательный стиль, среди них выделяют: гиперопеку, авторитарный, либеральный, демократический и непоследовательный стили воспитания. В большинстве своем, стиль воспитания ребенка является репродуктивным, то есть во многом репродуцирует стиль воспитания, который применялся в детстве родителей. Неправильный выбор родителями стиля семейного воспитания может привести к формированию различных отклонений в физическом, психическом развитии, эмоциональной и поведенческой сферах. 3. Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория — это функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские и отцовские неполные семьи.4. Среди возможных проблем детства в неполной семье вследствие развода могут быть чувство неполноценности, травля, негативный опыт или отсутствие всякого опыта отношений и невозможность их построить, чувство вины из-за распада семьи.В наибольшей травмирующей семейной ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви, так и отцовского авторитета.5. Сходства детско-родительских отношений в полных и неполных семьях заключаются в следующем: наличие родительской заботы и ответственности. Родители оказывают заботу и поддержку своим детям, стремятся обеспечить детей лучшими условиями для роста и развития, а также оказывают помощь и поддержку в разных жизненных ситуациях; взаимоотношения основаны на взаимном уважении и доверии. Родители стремятся установить доверительные отношения с детьми, чтобы они могли честно обсуждать свои проблемы и заботиться о них, стараются быть примером для своих детей, учат их навыкам общения и конструктивного разрешению конфликтов.Различия заключаются в следующем: дети могут испытывать трудности в установлении отношений со вторым родителем или замещающим его лицом, что может привести к переживаниям, эмоциональному напряжению, развитию тревожности и низкой самооценке, что, в конечном счете, может негативно сказаться на их способности выстраивать собственные отношения; один родитель, как правило, справляется с множеством ролей – и родителя, и источника доходов, и поддержки для детей, такая ситуация создает дополнительное давление и стресс для этого родителя, а это пагубно влияет на его способность эффективно участвовать во взаимоотношениях с детьми. В таких семьях нередко наблюдается нарушение баланса в обязанностях и ролевых функциях, что влияет на психику ребенка.ЗаключениеАнализ психологической литературы по вопросам детско-родительских отношений свидетельствует о её значимости. Поскольку взаимоотношения родителей и ребенка - это важный источник детского развития. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. Понятийный аппарат детско-родительских отношений широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать - ребенок»; типы (стили) воспитания детей; семейные роли ребенка и др.Детско-родительские отношения являются одним из самых важных аспектов в жизни каждого ребенка. Они имеют огромное значение для его эмоционального, психологического и социального развития. Детско-родительские отношения - это единая,взаимообусловленная, целостная, сложная система отношений, котораявключает в себя эмоциональный, поведенческий и когнитивныйкомпонентыОднако, в неполных семьях эти отношения могут иметь свои особенности, влияющие на динамику и качество общения между родителями и детьми.Благодаря проведенному теоретическому анализу литературных источниковбыло обнаружено, что проблеманеполных семей актуальна и широко изучается зарубежными иотечественными учеными. В современном мире институт семьи имеет нестабильноеположение, ведь происходит процесс дифференциации семьи и обществав целом. Изменения касаются всех сторон общественной жизни, в том числе ибрачно-семейных отношений. Меняется роль семьи в обществе, семья начинаетрассматриваться не как производственная ячейка, а как совокупность функционированиясоциально-экономического, воспитательного, духовного и других факторов, которые влияют на жизнедеятельность человека.Семья является той социальной группировкой, которую человек легче всегоиндетифицирует с собой и вообще со своим существованием. Понятие «неполной семьи»в современном социуме перестает быть осуждаемым или необычным, но тем не менее, не теряет исследовательского интереса.Феномен неполной семьи становится все более распространенным и требует поиска инновационных форм и методов работы психологов по данной категории населения.Рассматривая неполную семью, как среду воспитания нельзя однозначно сказать, что сама по себе неполная семья является негативной средой, с точки зрения влияния для ребенка, как и то, что наличие обоих родителей в полной семье делает ее позитивной. Это происходит вследствие влияния множества факторов. Многие детские психологи обнаруживают, что даже полная семья не гарантирует успех воспитания ребенка, а только создает условия для успешного формирования его личности. Огромное влияние оказывают стили воспитания, традиционно выделяют: авторитетный, авторитарный, демократический, либеральный и индифферентный стили.Список использованных источниковБожович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2017. – 283 с.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2019. – 140 с.Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. –2018. – №4. – С. 63-73.Валеев А.Р. Об особенностях развития эмоционально-волевой сферы / А.Р. Валеева // Дошкольное воспитание. – 2017. – №12. – С. 14-19Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет / А.Н. Веркаса. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 127с.Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский.- М.: Эксмо, 2015. 508 с. Гладченко В.Е. Стиль семейного воспитания и его влияниена развитие личности ребенка / В.Е. Гладченко // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. – Уфа: Аэтерна, 2017. – Ч. 2. – С. 191-194Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: учебное пособие для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.Иванченко, В.А. Социально-психологические особенности детей из неполных семей//Известия Саратовского университета. – 2010.- №2. – С. 69-72.Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2018. – 752 с.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 320 с.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 320 с.Кон И. Психология ранней юности. – Москва: Просвещение, 1989. – 207 с.Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / Е.В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2019. – 133 сКошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т.А. Кошкарова // Школа здоровья. – 2014. – №2. – С.5-14.Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т.А. Кошкарова // Школа здоровья. – 2014. – №2. – С.5-14.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 208 с.Кузнецова, Е.В. Социализация детей в семьях разведенных родителей: дис. Канд. Соц. Наук/ Е.В. Кузнецова. – Саранск, 2013. – 208 с.Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – №1. – С. 16-25Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье / Е. Кулакова // Обруч. – 2012. – №5. – С.11-13.Лебедева, Л.А. К вопросу о влиянии неполных семей на формирование личности дошкольника / Л.А. Лебедева, Н.С. Плетнева // Журнал практического психолога. - 2011. - №6.-С.43-58.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: НПФ «Смысл», 2020. – 882 с.Мочалов А.В. Исследование стилей семейного воспитания младших дошкольников в России / А.В. Мочалов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – Москва, 2017. – №4-2. – С. 103-105Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2023. – 720 с.Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева // Семейная психология и семейная терапия. – 2015. – № 4. – С. 32-34Терехина Т.А. Влияние стиля родительского воспитания на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка / Т.А. Терехина // Инновационные подходы в современном педагогическом образовании. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – С. 212-216Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 704-707.Шардакова, Е.В.. Особенности личности детей и детско-родительских отношений в полных и неполных семьях/ Е.В.Шардакова, Н.В. Ротманова // Сб. материалов XХ науч.- практ. конф. ЯНПИС. 16-17 мая 2023 г. – Пермь: Перм. гос. гум.-пед.ун-т, 2023Шишенко Е.В. Практико-ориентированное исследование влияния стиля семейного воспитания на развитие социальной активности детей у старшего дошкольного возраста // Научные исследования и разработки молодых ученых: материалы междунар. науч-практ. конф. – Новосибирск: ООО Центр развития научного сотрудничества, 2016. – Т. 1. С. 65-71Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М., 2017. 560 сЭриксон Э. Детство и общество/ Э.Эриксон. - СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2018. 416 с.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – М.: Педагогика, 2019. – 140 с.
3. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. –2018. – №4. – С. 63-73.
4. Валеев А.Р. Об особенностях развития эмоционально-волевой сферы / А.Р. Валеева // Дошкольное воспитание. – 2017. – №12. – С. 14-19
5. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет / А.Н. Веркаса. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 127с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский.- М.: Эксмо, 2015. 508 с.
7. Гладченко В.Е. Стиль семейного воспитания и его влияние
8. на развитие личности ребенка / В.Е. Гладченко // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. – Уфа: Аэтерна, 2017. – Ч. 2. – С. 191-194
9. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: учебное пособие для воспитателей детского сада / А.В. Запорожец. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
10. Иванченко, В.А. Социально-психологические особенности детей из неполных семей//Известия Саратовского университета. – 2010.- №2. – С. 69-72.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2018. – 752 с.
12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 320 с.
13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2015. – 320 с.
14. Кон И. Психология ранней юности. – Москва: Просвещение, 1989. – 207 с.
15. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / Е.В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2019. – 133 с
16. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т.А. Кошкарова // Школа здоровья. – 2014. – №2. – С.5-14.
17. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т.А. Кошкарова // Школа здоровья. – 2014. – №2. – С.5-14.
18. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 208 с.
19. Кузнецова, Е.В. Социализация детей в семьях разведенных родителей: дис. Канд. Соц. Наук/ Е.В. Кузнецова. – Саранск, 2013. – 208 с.
20. Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – №1. – С. 16-25
21. Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье / Е. Кулакова // Обруч. – 2012. – №5. – С.11-13.
22. Лебедева, Л.А. К вопросу о влиянии неполных семей на формирование личности дошкольника / Л.А. Лебедева, Н.С. Плетнева // Журнал практического психолога. - 2011. - №6.-С.43-58.
23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: НПФ «Смысл», 2020. – 882 с.
24. Мочалов А.В. Исследование стилей семейного воспитания младших дошкольников в России / А.В. Мочалов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – Москва, 2017. – №4-2. – С. 103-105
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2023. – 720 с.
26. Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е.Н. Спирева // Семейная психология и семейная терапия. – 2015. – № 4. – С. 32-34
27. Терехина Т.А. Влияние стиля родительского воспитания на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка / Т.А. Терехина // Инновационные подходы в современном педагогическом образовании. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2015. – С. 212-216
28. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 704-707.
29. Шардакова, Е.В.. Особенности личности детей и детско-родительских отношений в полных и неполных семьях/ Е.В.Шардакова, Н.В. Ротманова // Сб. материалов XХ науч.- практ. конф. ЯНПИС. 16-17 мая 2023 г. – Пермь: Перм. гос. гум.-пед.ун-т, 2023
30. Шишенко Е.В. Практико-ориентированное исследование влияния стиля семейного воспитания на развитие социальной активности детей у старшего дошкольного возраста // Научные исследования и разработки молодых ученых: материалы междунар. науч-практ. конф. – Новосибирск: ООО Центр развития научного сотрудничества, 2016. – Т. 1. С. 65-71
31. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 512 с.
32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М., 2017. 560 с
33. Эриксон Э. Детство и общество/ Э.Эриксон. - СПб.: ЗАО ИТД «Летний сад», 2018. 416 с.