Рецепция современной русской прозы в практике работы книжных клубов

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Русская литература
  • 50 50 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 10.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Роль и влияние книжных клубов на культуру чтения 6
1.1 Роль книжных клубов в культуре чтения 6
1.2 Влияние книжных клубов на общество и динамику развития литературы 10
Глава 2. Современная русская проза в практике работы книжных клубов 17
2.1 Вклад книжных клубов в популяризацию современной русской прозы 17
2.2 Взаимодействие читательского сообщества с современной русской прозой 17
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Фрагмент для ознакомления

Если реакции на дополнительный коммент не будет вообще - на усмотрение админа. Кроме того, если три раза при таких ситуациях реакции не будет, то этот пункт Правил будет пересмотрен до результата "на усмотрение админа".
Если книга не описана ни в русскоязычной, ни в иноязычной версиях Википедии, то случай признается исключительным (например, книжная новинка), и выбор сайта для проверки - на усмотрение админа.
Если в Википедии (непосредственно на странице книги и на странице автора) не упомянута принадлежность к сборнику, то администрация считает книгу не принадлежащей к сборнику.
Если порядок чтения важен, и предложена не первая книга цикла - книге в рамках Клуба отбой сразу. Если предложена первая книга - через дополнительный комментарий.
Если сборник неформальный, по Википедии и т.п., то книга участвует на общих основаниях.
Если у подписчика возражение по поводу принадлежности к сборнику, то ответственность за обоснование своей точки зрения (со ссылками/скринами) лежит полностью на этом подписчике через дополнительные комментарии к предложенной книге;
Если у книги есть приквел/сиквел, не связанный с ней напрямую - через дополнительный комментарий.
Администрация участвует в комментировании на общих основаниях.
5-6 числа текущего месяца в закрепленной записи появляется голосование с шорт-листом из 9 книг, прошедших админскую проверку) Голосование заканчивается за сутки до Дня обсуждения текущего месяца: т.е., если День обсуждения 30 числа, то голосование завершится в 23.00 28 числа. По его итогам выбирается Книга следующего месяца.
Книга, не удовлетворяющая какому-либо Требованию, в шорт-лист, очевидно, не попадает.
2. Если предлагающих достаточно, то в список будут включены по одной книге от каждого подписчика с ориентиром (!) на лайки за редким исключением (например, книга предложена под конец дня и не успела собрать достаточное количество лайков).
3. Если предлагающих достаточно, но есть книга/книги, предложенные одним (!) подписчиком и они набрали МНОГО лайков (тем самым коллектив выразил активное согласие с предложением), то она/они включаются в шорт-лист, даже если шорт-лист может быть удовлетворен пунктом 2 этого списка.
Решение о применении п.2 и п.3 - на усмотрение админа.
4. Если предлагаемых книг настолько мало, что их всех не хватит для голосовалки, в шорт-лист включаются книги из голосовалок предыдущих месяцев. При этом включаются книги, которые заняли 2-5 места и не были в итоге прочитаны в другие месяцы. Из голосовалок каких месяцев брать недостающие книги - на усмотрение админа.
Пункты 2-4 применяются с учетом разнообразия предложенных авторов, жанров, стилей и еще чего-нибудь и, скорее всего, к разбавлению шорт-листа будут привлекаться книги из предыдущих голосовалок. Во благо вкусов подписчиков.
Предложено и набрало максимальное количество лайков более, чем 9 книг. Решение: на усмотрение админа. Практика показывает, что основная причина непопадания в шорт-лист нашего Клуба — нарушение правил выбора книги.
По итогам голосования максимальное количество голосов набирает более 1 книги. Решение: за сутки до Дня обсуждения текущего месяца создается голосование, содержащие только «спорные» книги: проголосовать можно только за одну. Такое голосование завершается в 21.00 — следите и не пропустите! ⚡
Книга дважды подряд участвовала в голосовании и дважды же не победила (т.е., заняла 2 место и ниже) Решение: повторно она сможет попасть в голосовалку минимум через месяц. Когда именно - на усмотрение админа.
При возникновении ситуации, которая здесь не описана, обсуждаем также через дополнительный коммент с последующим внесением изменений в Правила ⚡
Мы, бывает, экспериментируем с Правилами. Но это не происходит внезапно и в одностороннем порядке. Так, например, однажды было решено читать не одно произведение, а целых пять: рассказы Эдгара По. Не стОит воспринимать это нарушением Правил: это именно эксперимент, поддержанный подписчиками. Об экспериментах объявляется дополнительно.
Обсуждение Книги месяца начинается в 9.00 в последний день текущего месяца и продолжается до вечера. ⚡
Подробности читать здесь.
Вы можете поучаствовать в создании контента, воспользовавшись блоком «Предложить новость». Предлагать к публикации можно всё, что так или иначе связано с миром литературы. Например:
цитаты; картинки из разряда «книжный юмор»; рецензии/отзывы на прочитанные книги; новости, информация о «книжных» событиях, праздниках; стихи, короткие рассказы, файлы и т.п.
Кроме того, вы можете обратиться к участникам сообщества: задать «книжный вопрос», спросить совета по выбору книги и т.д. (как правило, такие «предложки» оформляются в рамках ежедневной «болталки» в 20.00 мск); поздравить с праздником всех участников или какого-то конкретного подписчика паблика и т.д.
⭐ Посты, отправленные через «Предложить новость» рассматриваются нерегулярно: все зависит от свободного времени админов. Поэтому если ваш пост актуален именно в день предложения или на какую-то конкретную дату или период, то оповестите об этом администрацию через ЛС группы в свободной форме. Вы получите обратную связь, и все будет рассмотрено и опубликовано вовремя ⭐
☀ Предложенный пост, не приуроченный к конкретному дню/периоду, публикуется в ту дату и время, которые выберут админы.
Возможные причины отклонения "предложки": ✖ текст в рекламных целях; ✖ текст не имеет отношения к миру литературы; ✖ текст содержит оскорбления/мат; ✖ текст содержит информацию, которая недавно уже публиковалась в группе. Реклама и ругательства будут удаляться без предупреждения и оповещения. Повторы влекут за собой бан. В других случаях мы оповещаем о причине отклонения предложенного текста в ЛС автора.
⭐Мы оставляем за собой право корректировать предложенный пост. Если это касается только грамматики и пунктуации, то автора дополнительно не оповещаем. О замене картинки оповестим. Если, на наш взгляд, требуются/желательны более глобальные корректировки, то все дополнительно согласуется с автором.
📩 Если есть вопросы, смело несите их в сообщения группы)».
Таким образом, сначала подписчики выбирают книгу на месяц по требованиям самого клуба, затем администраторы рассматривают предложения читателей, формируется специальный шорт-лист, рассматриваются нестандартные ситуации, когда либо подписчики выбирают в итоге книгу, либо администраторы исходя из предпочтений читателей. В последний день месяца происходит обсуждение книги. К тому же после этого любой подписчик может прислать в группу новость о тех или иных книгах, их авторах.
Изучим третью рубрику клуба под названием «Игры». Всего их представлено девять:
Рисунок 6 - игры сообщества

Мы видим, что каждая игра аутентична и носит не только развлекательный, но и познавательный характер.
Последняя, четвертая, рубрика читательского клуба содержит в себе приложение с шестью различными тестами:
Рисунок 7 - шесть тестов читательского клуба

Таким образом, мы видим, что тесты составлены на основе шести знаменитых произведений, некоторые из которых относятся к современной литературе (творчество С. Кинга и братьев Стругацких).
Отметим пять параметров сообщества: обсуждения (общее их количество 28), фотографии, статьи, видео и музыка. Данные аспекты также способствуют формированию читательской атмосферы.
Рисунок 8 - параметры читательского клуба

Необходимо подчеркнуть, что книжный клуб иногда выкладывает новости о книгах, а также шутки, пословицы и поговорки, связанные с книжным миром.
Рисунок 9 - пример пословиц, которые публикуют в сообществе

Теперь необходимо провести результаты нашего исследования выбранного книжного клуба:
Выбранное нами сообщество является только онлайн-группой, что помогает людям-интровертам комфортно себя чувствовать в книжном клубе, имея возможность высказываться о тех или иных книгах, не встречаясь напрямую с людьми;
Книжный клуб устроен просто и лаконично, имеет 4 рубрики и еще 4 дополнительных параметра с обсуждениями книг, фото, статьями, видео и музыкой.
Книжный клуб имеет четкие правила и требования для своих подписчиков, при этом подписаться или написать сообщение администраторам можно в любой момент.
Чтение книг в сообществе устроено таким образом, чтобы читать и обсуждать книги (по одной в месяц) можно было бы только маленького размера, до 400 страниц. На наш взгляд, выбор только одной книги в месяц является правильным решением, особенно для работающих людей или учащихся в учебных заведениях допоздна. Однако выбор книг только маленького размера сильно ограничивает читательский вкус и мировоззрение в области чтения, так как упускаются из виду множество знаменитых и качественных произведений как зарубежной литературы, так и русской (как классической, так и современной). Также в основном выбираются, читаются и обсуждаются книги классические, а не современные (их в меньшем числе представлено). Русской современной прозы также представлено в книжном клубе мало.
Вывод по 2 главе
Глава 2 о современной русской прозе в практике работы книжных клубов показывает, как взаимодействие читательского сообщества с литературными произведениями современных российских писателей способствует обогащению литературной культуры, расширению кругозора читателей и созданию активного и продуктивного общественного диалога вокруг литературы.
В ходе исследования было выявлено, что книжные клубы играют важную роль в продвижении современной русской прозы, поскольку они стимулируют обсуждение произведений, помогают читателям лучше понять и интерпретировать тексты, а также создают платформу для обмена мнениями и идеями. В результате участие в книжных клубах может способствовать расширению аналитических навыков читателей, развитию критического мышления и формированию литературного вкуса.
Основным выводом главы является то, что взаимодействие читательского сообщества с современной русской прозой через книжные клубы имеет значительное значение для развития литературной культуры и обогащения личностного опыта читателей. Подобные формы общения и обсуждения помогают создать активное литературное пространство, где каждый читатель может найти интересный и познавательный диалог, разделить свои впечатления, а также углубить свое понимание и восприятие литературных произведений.
Работа книжных клубов с современной русской прозой не только способствует популяризации и распространению литературных произведений, но и служит важным инструментом для развития образования, культуры и самосознания современного общества.
Кроме того, работа книжных клубов с современной русской прозой способствует исследованию современных литературных тенденций, выявлению талантливых новых авторов и привлечению внимания к актуальным проблемам и вопросам, затрагиваемым в современной литературе. Через обсуждение и анализ произведений читатели могут лучше понять и оценить смысловые и художественные особенности текстов, а также увидеть связь между литературными произведениями и социокультурной реальностью.
Книжные клубы также способствуют развитию коммуникационных навыков участников, поскольку обсуждение книг стимулирует диалог, споры, аргументацию и взаимоотношения между читателями. Кроме того, участие в книжных клубах может способствовать формированию сообщества единомышленников, созданию дружественной и творческой обстановки, а также повышению культурного уровня и интеллектуального развития участников.
Современная русская проза в контексте работы книжных клубов представляет собой обширное поле для исследований, обсуждений и творческого взаимодействия. Она отражает разнообразие жизненных и мировоззренческих позиций, дает возможность читателям увидеть мир глазами различных авторов, погрузиться в разнообразные миры и истории, расширить свой кругозор и понимание окружающего мира. Однако сейчас не всякий книжный клуб уделяет большее внимание современной русской прозе, в основном предпочтение отдается классическим русским и зарубежным произведениям (вывод сделан на примере популярного книжного клуба, который был проанализирован нами во второй главе).
Таким образом, работа книжных клубов с современной русской прозой имеет значительное значение не только для литературной культуры, но и для развития личности, общества и культурных ценностей в целом. Вовлечение читателей в активное общение и обсуждение литературных произведений способствует формированию открытого и творческого пространства, где каждый может найти свое место, выразить свое мнение и найти новых единомышленников.


Заключение
Изучение роли и влияния книжных клубов на культуру чтения в главе 1 позволяет понять, как эти действия способствуют развитию читательской активности, обмену литературными впечатлениями, формированию личностного роста участников и созданию пространства для комплексного осмысления литературных произведений. Книжные клубы стимулируют общение, анализ и интерпретацию текстов, что способствует углублению понимания произведений и расширению кругозора читателей. Таким образом, они играют важную роль в формировании активного и информированного литературного сообщества.
Анализ современной русской прозы в рамках работы книжных клубов в главе 2 показывает, как взаимодействие читательского сообщества с текстами современных российских писателей способствует обогащению литературной культуры, анализу современных литературных тенденций и взаимодействию с актуальными проблемами и вопросами общества. Участие читателей в обсуждении и анализе произведений способствует развитию критического мышления, формированию литературного вкуса и повышению интеллектуального уровня участников.
Также можно отметить, что книжные клубы играют важную роль в развитии культуры чтения, обогащении литературного опыта читателей и формировании общественного диалога вокруг литературы. Участие в таких клубах способствует повышению уровня образования, культуры и интеллектуального развития участников, а также способствует привлечению внимания к современной русской прозе и ее важности в современном обществе. Таким образом, работа книжных клубов имеет существенное значение для развития литературной культуры и формирования личностного роста читателей в современном мире.
Кроме того, современная русская проза, изучаемая в контексте книжных клубов, также позволяет читателям расширить свое понимание мира, исследовать различные жанры и стили, углубить свои эмоциональные и культурные впечатления от чтения. Обсуждение произведений с другими участниками клуба помогает развить эмпатию, умение видеть ситуации и события глазами других людей, что, в свою очередь, способствует формированию толерантного и открытого к новым идеям мировоззрения.
Современный мир насыщен информацией, и чтение книг в рамках книжных клубов становится не только способом отдохнуть и расслабиться, но и возможностью обогатиться новыми знаниями, идеями, принципами. Через общение, обмен мнениями и суждениями о литературных произведениях участники клуба становятся активными участниками интеллектуального диалога, расширяют свой кругозор и учатся видеть мир во всем его многообразии и комплексности. Однако книжным клубам, особенно популярным, сейчас необходимо акцентировать внимание на современных русских писателей, таких как, например, Евгений Водолазкин, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин, Владимир, Сорокин, Павел Басинский.
Таким образом, синергия между ролью книжных клубов в формировании культуры чтения и изучением современной русской прозы в их практике создает уникальное, аутентичное пространство для развития личности, интеллектуального роста и обогащения литературного опыта читателей. Книжные клубы становятся не только местом дружеского общения и обмена идеями, но и платформой для активного взаимодействия с культурным наследием и современной литературой, способствуя тем самым укреплению общественной и культурной жизни.



Список использованной литературы

David Laskin, Holly Hughes The Reading Group Book: The Complete Guide to Starting and Sustaining a Reading Group. - Plume, 1995. - 208 с.
Elizabeth Long Book Clubs. Women and the Uses of Reading in Everyday Life. - 6 x 9, 2003. - 208 с.
Jamie Colwell, Lindsay Woodward, Amy Hutchinson Out-of-School Reading and Literature Discussion: An Exploration of Adolescents' Participation in Digital Book Clubs // The Online Learning Journal. - 2018. - №22. - С. 221-247.
Johnson, R. Book History and the History of Reading. Publishing History. - Plume, 2005. - 223 с.
Асонова, Е. А., Киктева, К. С., Россинская, А. Н. Право на культуру: опыт интеграции ресурсов музеев в образовательный процесс // Вестник МГПУ: Педагогика и психология. - №2 (44). - С. 63-77.
Безуглая В. С., Мединцева К. В., Мытько Н. В. Книжные клубы как способ пропаганды книги и чтения // Научная палитра. - 2019. - №2 (24). - С. 27-32.
Бусыгина, М. А. Развитие ценностных ориентаций подростков на занятиях читательского клуба «Душевное чтение». Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы. // IV Международная научно-практическая конференция. - 2019. - С. 14-17.
Варганова Г. В., Кутяшова Д. А. Цифровые книжные клубы как предмет междисциплинарных исследований // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - С. 15-18.
Ганина А.П. Книжный клуб как форма читательской коммуникации подростков. // Магивделе: проектирование и развитие городской образовательной инфраструктуры. - СПб.: 2021. - С. 176-182.
Данилова, А. К. Книжные клубы в интернет-пространстве: особенности медиаформата. // Грани книжной культуры: к 20-летию создания Научного центра исследований истории книжной культуры. - М.: Научный издательский центр «Наука» РАН, 2021. - С. 205-207.
Дрозд М.А. Книжные клубы в молодежной среде // Культурная жизнь Юга России. 2015. С. 95–96.
Еременкова, М. Е. Читательский клуб как форма внеурочной деятельности по формированию читательской компетенции у младших школьников. Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. // Сборник результатов научных исследований. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. - С. 51-56.
Ильясова, О. Р. Формирование читательской компетентности обучающихся (из опыта работы книжного клуба). // Ямальский вестник. - 2020. - №3 (21). - С. 16-19.
Книжный клуб. Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты // Зотов: Конструктивное пространство URL: https://centrezotov.ru/ (дата обращения: 19.02.2024).
Л. И. Петровичева, Е.Н. Богданович. Функциональная сущность книги / Труды БГТУ. Принт- и медиатехнологии. 2012. № 4. С. 84–88.
Лавров В. Книжная лихорадка. Москва, вторая половина ХХ века: печатные сокровища, библиофилы, букинисты. - М.: Клуб 36`6, 2007. - 432 с.
Мелентьева Ю.П. Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России // Библиосфера. 2006. № 2. С. 3– 6.
Мильчина В. А. С французской книжкою в руках…. Статьи об истории литературы и практике перевода. - М.: Новое литературное обозрение, 2024. - 456 с.
От Гутенберга до Джейн Остин: книжные клубы Москвы // ГИПЕРИОН. Московский книжный клуб-магазин URL: https://hyperionbook.livejournal.com/ (дата обращения: 20.02.2024).
Прозоровская, О. В. Читательский клуб как форма внеклассной работы в российской школе. // Магистр — науке и образованию. - М.: V Всероссийская научная видеоконференция с международным участием, 2019. - С. 6-13.
Размышления на тему: «Зачем нужен Книжный клуб?» // Централизованная Библиотечная Система URL: https://cbsykt.ru/ (дата обращения: 19.02.2024).
Рейсер С., Аронсон М. Литературные кружки и салоны. - М.: Аграф, 2001. - 400 с.
Рубанова, Т. Д. Книжные клубы как коммуникационная площадка // Библиография и книговедение. - 2018. - №3 (416). - С. 85-93.
Томпсон Ш., Браун Т. Грамотность и обучение в книжных клубах // Беседы в цифровую эпоху. - 2017. - С. 51-63.
Фаулер К. Д. Книжный клуб Джейн Остен. - М.: Эксмо, 2006. - 320 с.
Шкредова, М. И. Книжный клуб как форма читательской активности (на примере книжного клуба «Больше книг — больше друзей»). Актуальные вопросы образования в XXI веке. // Всероссийская научно-практическая конференция. - 2019. - С. 325-328.
20

1. David Laskin, Holly Hughes The Reading Group Book: The Complete Guide to Starting and Sustaining a Reading Group. - Plume, 1995. - 208 с.
2. Elizabeth Long Book Clubs. Women and the Uses of Reading in Everyday Life. - 6 x 9, 2003. - 208 с.
3. Jamie Colwell, Lindsay Woodward, Amy Hutchinson Out-of-School Reading and Literature Discussion: An Exploration of Adolescents' Participation in Digital Book Clubs // The Online Learning Journal. - 2018. - №22. - С. 221-247.
4. Johnson, R. Book History and the History of Reading. Publishing History. - Plume, 2005. - 223 с.
5. Асонова, Е. А., Киктева, К. С., Россинская, А. Н. Право на культуру: опыт интеграции ресурсов музеев в образовательный процесс // Вестник МГПУ: Педагогика и психология. - №2 (44). - С. 63-77.
6. Безуглая В. С., Мединцева К. В., Мытько Н. В. Книжные клубы как способ пропаганды книги и чтения // Научная палитра. - 2019. - №2 (24). - С. 27-32.
7. Бусыгина, М. А. Развитие ценностных ориентаций подростков на занятиях читательского клуба «Душевное чтение». Инновации в образовании: концепции, проблемы, перспективы. // IV Международная научно-практическая конференция. - 2019. - С. 14-17.
8. Варганова Г. В., Кутяшова Д. А. Цифровые книжные клубы как предмет междисциплинарных исследований // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - С. 15-18.
9. Ганина А.П. Книжный клуб как форма читательской коммуникации подростков. // Магивделе: проектирование и развитие городской образовательной инфраструктуры. - СПб.: 2021. - С. 176-182.
10. Данилова, А. К. Книжные клубы в интернет-пространстве: особенности медиаформата. // Грани книжной культуры: к 20-летию создания Научного центра исследований истории книжной культуры. - М.: Научный издательский центр «Наука» РАН, 2021. - С. 205-207.
11. Дрозд М.А. Книжные клубы в молодежной среде // Культурная жизнь Юга России. 2015. С. 95–96.
12. Еременкова, М. Е. Читательский клуб как форма внеурочной деятельности по формированию читательской компетенции у младших школьников. Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. // Сборник результатов научных исследований. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. - С. 51-56.
13. Ильясова, О. Р. Формирование читательской компетентности обучающихся (из опыта работы книжного клуба). // Ямальский вестник. - 2020. - №3 (21). - С. 16-19.
14. Книжный клуб. Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты // Зотов: Конструктивное пространство URL: https://centrezotov.ru/ (дата обращения: 19.02.2024).
15. Л. И. Петровичева, Е.Н. Богданович. Функциональная сущность книги / Труды БГТУ. Принт- и медиатехнологии. 2012. № 4. С. 84–88.
16. Лавров В. Книжная лихорадка. Москва, вторая половина ХХ века: печатные сокровища, библиофилы, букинисты. - М.: Клуб 36`6, 2007. - 432 с.
17. Мелентьева Ю.П. Технологии продвижения чтения в нечитающую среду. Опыт библиотек России // Библиосфера. 2006. № 2. С. 3– 6.
18. Мильчина В. А. С французской книжкою в руках…. Статьи об истории литературы и практике перевода. - М.: Новое литературное обозрение, 2024. - 456 с.
19. От Гутенберга до Джейн Остин: книжные клубы Москвы // ГИПЕРИОН. Московский книжный клуб-магазин URL: https://hyperionbook.livejournal.com/ (дата обращения: 20.02.2024).
20. Прозоровская, О. В. Читательский клуб как форма внеклассной работы в российской школе. // Магистр — науке и образованию. - М.: V Всероссийская научная видеоконференция с международным участием, 2019. - С. 6-13.
21. Размышления на тему: «Зачем нужен Книжный клуб?» // Централизованная Библиотечная Система URL: https://cbsykt.ru/ (дата обращения: 19.02.2024).
22. Рейсер С., Аронсон М. Литературные кружки и салоны. - М.: Аграф, 2001. - 400 с.
23. Рубанова, Т. Д. Книжные клубы как коммуникационная площадка // Библиография и книговедение. - 2018. - №3 (416). - С. 85-93.
24. Томпсон Ш., Браун Т. Грамотность и обучение в книжных клубах // Беседы в цифровую эпоху. - 2017. - С. 51-63.
25. Фаулер К. Д. Книжный клуб Джейн Остен. - М.: Эксмо, 2006. - 320 с.
26. Шкредова, М. И. Книжный клуб как форма читательской активности (на примере книжного клуба «Больше книг — больше друзей»). Актуальные вопросы образования в XXI веке. // Всероссийская научно-практическая конференция. - 2019. - С. 325-328.