Методические особенности проведения спортивных игр с детьми различного возраста с врожденными и приобретенными дефектами конечностей.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 13.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Характеристика базовых принципов адаптивной физической культуры 5
1.1. Общая характеристика системы физической реабилитации 5
1.2. Особенности адаптивной физической культуры 9
Глава 2. Особенности проведения спортивных игр с детьми различного возраста с врожденными и приобретенными дефектами конечностей 12
2.1. Характеристика детей с врожденными и приобретенными дефектами конечностей 12
2.2. Методические особенности проведения подвижных и спортивных игры с детьми разного возраста 16
Заключение 23
Список литературы 24
Побеждает команда, закончившая передачи мячапервой и не нарушившая правил.Развитие способности кдифференцированию силовых, пространственныхи временных параметровдвижений, к динамическому равновесию, способности к отмериванию рас стояния до предметов,точности зрительного восприятия, формированиенавыков коллективныхдействий«Попади в мяч» – для детей 10-12лет с врожденным недоразвитием илипосле ампутации бёдра или голени накостыляхВ центре площадки находится баскетбольный мяч. Две команды располагаются вшеренгах на противоположных сторонахплощадки на расстоянии 10-12 м По сигналу игроки выполняют удары по футбольному мячу, стараясь попасть в баскетбольный мяч. Игроки другой командысобирают мячи и тоже по сигналу выполняют удары. Побеждает команда, сумевшая закатить баскетбольный мяч зачерту другой.Удары выполняются только по сигналу. Преждевременные удары не засчитываются. Еслибаскетбольный мяч отскочит в сторону, его возвращают на прежнее место. При ударе нельзя заступать за черту.Варианты. Игроки выполняют ударыпо мячу, который медленно катится поперек площадки.Развитие способности кдифференцированию силовых и временных параметров движений, подвижности в коленном итазобедренном суставах,скорости и точности зрительного восприятия, способности к отмериваниюрасстояния до предметов,динамического равновесия, динамической и статической силы мышц сохраненной конечности.«Мостик и кошка» – для детей 10-12 лет на протезе бедра или голени.Игроки двух команд располагаются вколоннах у линии старта. Перед нимина полу в 3 и 6 м мелом начерчены два круга диаметром 1,5 м. По сигналу первые номера выбегают вперед и, оказавшись в первом кругу, выполняютгимнастический мост. После этого бегут вторые номера, которые подлезают под мостом, как кошка, и встают во второй круг, где принимают положение упорстоя согнувшись. После этого первыеномера бегут во второй круг и пролезают, как кошка, между рук и ног партнера. Потом игроки, взявшись за руки, бегут к своим командам. Когда парапересечет линию старта, вперед выбегают следующие игроки. Когда пара, начинавшая игру, снова окажется впереди,игроки меняются ролями. Игра заканчивается, когда игроки, начинавшие эстафету, снова окажутся впереди.Коррекция нарушенийосанки во фронтальнойплоскости, развитие подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, быстроты движений,способности к точностидвижений по пространственным и силовым параметрам движений, статической силы мышцтуловища, рук и ног, способности к перестроениюи комбинированию двигательных действий.«Перемена мест» — для детей с врожденным недоразвитием или после ампутации верхних конечностей.Две команды располагаются лицом другк другу в шахматном порядке на противоположных сторонах площадки. Всеигроки одновременно выполняют упражнения для коррекции нарушении осанки в положении стоя, сидя, лежа. Посигналу все игроки перебегают на противоположную сторону площадки, стараясь как можно быстрее пересечь линию. Команда, игроки которой первымисоберутся за линией, получает одно очко.Игра продолжается до шести очков.Коррекция нарушенийосанки во фронтальной исагиттальной плоскости,увеличение подвижностив суставах верхних инижних конечностей, развитие способности к перестроению и комбинированию двигательных действий, быстроты простойдвигательной реакции.Использование спортивных игр в процессе двигательной реабилитации детей с дефектами конечностей направлено на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей, развитие координационных, силовых и скоростных способностей, сенсорных и психодинамических качеств, формирование активного стремления к общению и социализации оптимизации эмоционального состояния. Спортивные игры отличаются многосторонностью воздействия на психофизическое состояние детей и способствуют ускорению процесса их адаптации. Это воздействие можно видеть на рисунке 1.Дети сопатологиями нижних конечностей имеют возможность участвовать в различных спортивных мероприятиях, как с использованием протезов, так и без них. Среди спортивных дисциплин, где применение технических средств и протезов важно для двигательной активности, можно выделить волейбол, хоккей и бадминтон с протезами, гольф, бильярд и бейсбол. Дети в инвалидных колясках могут участвовать в таких играх, как баскетбол, настольный и большой теннис, бадминтон, гандбол и бильярд. Кроме того, помимо перечисленных видов спорта, возможно проведение игр в сидячем волейболе, сидячем бадминтоне и футболе с использованием костылей.Участие детей с односторонними дефектами верхних конечностей в различных играх без протезов позволяет им использовать сохранные функции. Во время игр особое внимание уделяется точности и правильности движений, их разнообразию, а также активному участию усеченной конечности в различных положениях.Рисунок 1 – Решение задачи двигательной реабилитации детей-инвалидов при помощи спортивных игрДети с дефектами верхних конечностей могут принимать участие в спортивных играх благодаря специальным протезам и техническим средствам. Эти устройства предоставляют возможность удерживать спортивные снаряды, такие как теннисные ракетки, ракетки для бадминтона, хоккейные клюшки и многое другое. Их конструкция проста, они легки и удобны в использовании. Они состоят из индивидуально выполненной приемной гильзы, к которой жестко или разъемно крепятся соответствующие спортивные снаряды. Наличие таких специальных устройств и протезов значительно расширяет двигательные возможности детей-инвалидов в занятиях спортивными играми.Спортивные игры, доступные детям с патологиями конечностей можно видеть в таблице 2.Таблица 2 – Спортивные игры, доступные детям с патологиями конечностей (на протезах – А, на коляске – В, с использованием специальных технических средств и приспособлений – С, без использования средств протезной техники и специальных технических приспособлений – Д, на костылях –1, сидя на полу – 2, на санях с коньками – 3)Спортивные игрыДети с дефектами верхних конечностейДети с дефектами нижних конечностейКистьПредплечьеПлечоОбе кисти или олба предплечьяГолень или бедроОбе голениОба бедра или бедро и голеньБаскетбол ДДД–ВВВВолейболД, СД, СД, С–А, Д2В, Д2В, Д2Настольный теннисД, СД, СССА, ВА, ВА, ВБольшой теннисССС–А, ВВАБадминтонД, СД, СД, С–А, Д2А, В, Д2А, Д2ГандболДДД–АА, ВВФутболДДДДД1––ХоккейСС––А, С3А, С3СЗБильярдСС––А, ВА, ВВБейсболСС––АА–ГольфСС––АА–КерлингД, СД, СД–АА–Из таблицы 2 следует, что дети с двусторонними дефектами верхних и нижних конечностей имеют ограниченные возможности для участия в спортивных играх без специальных приспособлений. Рекомендуется им играть по упрощенным правилам, например, волейбол и бадминтон можно проводить в положении сидя на земле или гимнастическом ковре. В бадминтоне можно играть как в одиночку, так и в парах, при высоте сетки 1 м. Дети способны выполнять практически все технические элементы бадминтона. В волейболе группы от четырех до восьми человек формируются на основе уровня физических возможностей и ампутационного дефекта. Основные элементы техники включают верхнюю подачу, прием мяча снизу, передачу мяча и нападающий удар. Правила могут быть упрощены, особенно в подачах, где допускается уменьшение расстояния до 3-3,5 м. Игра проходит в три партии до 15 очков по системе матчбол.ЗаключениеВ рамках проведенного исследования мы изучили возможности применения спортивных игр у детей с врожденными и приобретенными дефектами конечностей.На основании проанализированных данных мы можем заключить следующее:Физическая реабилитация – это система использования физических упражнений и природных факторов в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния, трудоспособности больных, инвалидов, а также других категорий населенияАдаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных нареабилитацию и адаптациюк нормальной социальной среде инвалидов, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.Патологии конечностей крайне разнообразны. При таких патологиях отчасти, либо полностью нарушается функция пораженной конечности, что неминуемо влияет на физическое и психическое состояние ребенка, проявляется в форме различных двигательных компенсаций, вторичных деформаций, которые усугубляют неблагоприятное влияние патологии.У детей с патологиями конечностей могут применяться подвижные и спортивные игры. Такие игры должны учитывать особенности патологии, возраст детей, они способствует решению психологических, биологических и социальных задач.Список литературыЕгорова Е.В. Адаптивная физическая культура или физическая культура для людей с ограниченными возможностями / Е.В. Егорова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе, 2022. – № 37. – С. 64-69.Здравоохранение в России. 2023: Стат.сб./ Росстат. – М., 2023. – 179 с.Корнилов Н.В. Ортопедия: краткое руководство для практических врачей / Н.В. Корнилов, Э.Г. Грязнухин, В.И. Осташко, К.Г. Редько. – СПб.: Гиппократ, 2001. – 368 сКравченко Д.А. Адаптивная физическая культура и ее особенности / Д.А. Кравченко, А.А. Кучерявых // Вестник науки, 2023. – Т. 3. – № 6 (63). – С. 1310-1313.Ортопедия: национальное руководство / под ред. С.П. Миронова, Г.П. Котельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 832 с.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.12.2019 года № 56954 «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации детей» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/565649072 (дата обращения: 14.05.2024).СтраковскяВ.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей / В.Л. Страковская. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1987. – 238 с.Травматология и ортопедия: учебник / Н.В. Корнилов; под ред. Н.В. Корнилова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 592 с.Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения: 14.05.2024)Физическая реабилитация. В 2 т. Т. 1.: учебник для студентов учреждений высшего медицинского профессионального образования / С.Н. Попова, О.В. Козырева, М.М. Малашенко и др.; под ред. С.Н. Попова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с. Фирилева Ж.Е. Непрерывная многолетняя реабилитация как форма восстановления здоровья человека / Ж.Е. Фирилева, П.В. Родичкин // Адаптивная физическая культура, 2017. – № 3 (71). – С. 25Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
2. Здравоохранение в России. 2023: Стат.сб./ Росстат. – М., 2023. – 179 с.
3. Корнилов Н.В. Ортопедия: краткое руководство для практических врачей / Н.В. Корнилов, Э.Г. Грязнухин, В.И. Осташко, К.Г. Редько. – СПб.: Гиппократ, 2001. – 368 с
4. Кравченко Д.А. Адаптивная физическая культура и ее особенности / Д.А. Кравченко, А.А. Кучерявых // Вестник науки, 2023. – Т. 3. – № 6 (63). – С. 1310-1313.
5. Ортопедия: национальное руководство / под ред. С.П. Миронова, Г.П. Котельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 832 с.
6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.12.2019 года № 56954 «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации детей» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/565649072 (дата обращения: 14.05.2024).
7. Страковскя В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей / В.Л. Страковская. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: Медицина, 1987. – 238 с.
8. Травматология и ортопедия: учебник / Н.В. Корнилов; под ред. Н.В. Корнилова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 592 с.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения: 14.05.2024)
10. Физическая реабилитация. В 2 т. Т. 1.: учебник для студентов учреждений высшего медицинского профессионального образования / С.Н. Попова, О.В. Козырева, М.М. Малашенко и др.; под ред. С.Н. Попова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
11. Фирилева Ж.Е. Непрерывная многолетняя реабилитация как форма восстановления здоровья человека / Ж.Е. Фирилева, П.В. Родичкин // Адаптивная физическая культура, 2017. – № 3 (71). – С. 25
12. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.