Тема свободы в стихотворении "Цыганы" А.С. Пушкина

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Литература
  • 5 5 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 14.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
-
Фрагмент для ознакомления

В начале девятнадцатого века российское общество высшего класса можно было разделить на три категории. Первая группа включала дворян, зависимых от чинов, зажиточных, но погрязших в пороках, неспособных и не желающих меняться. Вторая группа признавала свою бессилие перед первой, оставаясь в плену слабости и неспособности изменить устоявшиеся порядки. И, наконец, третья группа – поэты, новаторы, стремящиеся к свободе, выходящие за рамки установленных рамок, искатели новых ощущений и опытов. Сам Пушкин был представителем этой третьей группы, как и его герой поэмы "Цыганы" – Алеко.В лагере все уважают чужие желания и признают их. Почему же одни следуют своему сердцу, а другие нет? Алеко стремился к свободе, но не осознавал ее истинного значения для себя и для окружающих. Желая свободы для себя, он не уважал свободу других. Алеко не понимал очевидной истины: сердцу не прикажешь. Он выбрал месть своей возлюбленной вместо того, чтобы позволить ей быть счастливой без него. Алеко не мог полностью принять образ жизни цыган. Он вырос в обществе с жесткими правилами и не мог принять иной, свободный мир цыган, где никто не навязывает свою волю.В поэме не прямо высказывается авторская позиция. Поэт проявляет любовь к своим персонажам: он одобряет старика, сочувствует Алеко, восхищается Земфирой. Однако он ярко демонстрирует, что цивилизованному человеку невозможно существовать без законов, в атмосфере полного беспредела. Появление Алеко в диком мире свободного народа приводит к трагическим последствиям.В своё время В. Г. Белинский считал, что Алеко несёт ответственность за трагедию, произошедшую с цыганами, и писал о них как о людях, ставших жертвами влияния цивилизации. П. В. Анненков развивал эту мысль, отмечая, что Пушкин искусно противопоставил цыган, лишенного гордости и тщеславия, простому дикому племени, которое он считал недостойным. Некоторые учёные в советское время поддерживали этот взгляд, утверждая, что Пушкин идеализировал добро в цыганах. Однако другие исследователи пришли к выводу, что Пушкин, описывая первобытную среду, на самом деле выступал против идеи Руссо о гармоничном мире. Г. А. Гуковский считал цыган носителями народной мудрости.Алеко, стремящийся к абсолютной свободе, не мог принять ограниченную цыганскую волю, подчинённую судьбе. Герой, отвергнувший этические принципы цивилизации, оказался вне понятий добра и зла. В отличие от цыган, которым незнакомы нравственные законы, Алеко, выросший в культуре, отвергал их. Пушкинские цыгане, бродящие по миру, были его частью, в то время как Алеко, по словам Достоевского, был "несчастным скитальцем в родной земле", борясь с миром, который ему не принадлежит. B. C. Непомнящий считал, что Алеко – первый трагический герой Пушкина, чья главная трагедия происходила в его душе, где боролись жажда свободы и склонность к тирании.Символика играет значительную роль в каждом литературном произведении. Основным символом в данной поэме выступают цыгане, представляющие собой дикий и свободный народ, не придерживающийся общепринятых норм и правил поведения.Автор описывает жизнь цыган яркими красками, передавая связь с природой через их кочевой образ жизни, готовку на открытом огне, пасущихся лошадей и даже дрессированного медведя. Пушкин использует яркие эпитеты, такие как "резвая воля", "черноокая цыганка", "коварная судьба", а также вводит сравнения, например, сравнивая цыган с беззаботной птичкой или вольным духом.

-