Особенности навыка рассказывания сказок у детей старшего дошкольного возраста С ОНР
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 14.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей формирования навыка рассказывания сказок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
1.1 Понятие «связная речь», «навык рассказывания сказок» в специальной литературе ………………………………………………………… 6
1.2 Формирование навыка рассказывания сказок в онтогенезе ……….. 9
1.3 Особенности формирования навыка рассказывания сказок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………………………….… 13
Выводы по 1 главе ………………………………………….……………. 17
Глава 2. Выявление особенностей навыка рассказывания сказок у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и методики выявления особенностей навыка рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи …………………………………………………………….. 19
2.2 Результаты и их интерпретация…………….…………………….... 22
Выводы по 2 главе …………………………………………………….…. 29
Заключение ……………………………………………….……………… 30
Список источников и литературы ………………………………………. 32
Приложение ……………………………………………………………… 34
Красил забор. Нарисованы были цветочки»). Большинство детей рассказ составляли с помощью наводящих вопросов («Какая картинка первая? Что вначале делает мышонок? Что дальше?»), резко нарушена связность повествования («Мышонок покрасил забор. Нарисовал цветы. Он пришел и покрасил весь забор.»), отмечались пропуски существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушало смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету (пропуск «забор с красными цветочками», «мышонок пришел с кисточкой»), встречались смысловые ошибки («Кисточка рисовала забор», «Мышь рисовалась»). Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках («Мышонок пришел, покрасил, нарисовал цветы»). У двоих детей нарушена связность повествования («»), отмечались пропуски отдельных моментов действия («Мышонок пришел с кисточкой», «Рисовал цветы», «Подошел к баночкам с краской», полностью отсутствует описание мышонка, не употребляли слов-признаков), отдельные смысловые несоответствия (Кисточка рисовала», «Мышка рисовалась», «забор замелся двором» - Мышь красила двор).Результаты исследования пересказа текста у дошкольников с общим недоразвитием речи представлены на рис. 2.3.При пересказе текста у большинства дошкольников с ОНР отмечался недостаточный уровень, составивший 58,3%, у 8,3% был средний уровень, у 33,4% – низкий. При пересказе текста лишь один ребенок воспроизвел его без грамматических нарушений и сохраняли смысл рассказа, допуская лишь некоторые смысловые неточности («Стручок открылся. Горошина расцвела»). Большинство дошкольников с ОНР грамматически неправильно оформляли высказывания («В стручке сидел горошины», «Горошины покатилась», «Один горошина в канаве»), пропускали некоторые предложения, нарушая последовательность рассказа («В стручке были горошины. Горошины покатились. Мальчик выстрелил. Там их съели голуби. Один дал росток. Зеленый стал.»), рассказ был незавершенным («Горошина укатилась», «Ружье как выстрелило»).Результаты исследования сочинения рассказа из личного опыта у дошкольников с общим недоразвитием речи представлены на рис. 2.4.Результаты исследования сочинения рассказа из личного опыта показали, что у 8,3% отмечался средний уровень, у 25% – недостаточный и у 66,7% - низкий уровень. Составление рассказа из личного опыта было одним из самых трудных заданий, результаты показали, что самостоятельно дети не справились с ним, всем требовалась помощь. Дети затруднялись отвечать на вопросы по плану. Экспериментатор задавал вопросы повторно, а если дети не могли ответить снова на вопрос, то им была предложена знакомая ситуация, после чего они давали ответ на вопрос. Например, ребенок не отвечал на вопрос Что находится на участке?, тогда экспериментатор предлагал такую ситуацию: «Вспомни, вы вчера гуляли на площадке, что там у вас есть?» и тогда ребенок, вспомнив знакомую ему ситуацию, отвечал на вопрос. У детей рассказ был лишен последовательности и логичности («Там много деревов. Играемся мы на площадке. В мяч, песок. Девчоки в игрушки, куклы там»). Отмечались грамматические нарушения высказываний («На площадках игрушка», «Я люблю в мяч гоняца», «в ихней кухне готовица еда»). Предложения были простыми по структуре («Растут дерева», «Мы играемся», «Есть игрушки»).Результаты исследования составления рассказа-описания у дошкольников с общим недоразвитием речи представлены на рис. 2.5.Составления рассказа-описания показало, что у 25% детей с ОНР отмечался недостаточный уровень, у остальных – низкий, который составил 75%. Составление рассказа-описания оказалось очень трудным заданием, никто из детей самостоятельно его не составил, требовались наводящие вопросы. Дети затруднялись подбирать необходимые слова для описания куклы, их словарь отмечен бедностью («красивая», «красиво одета», «милая»), они употребляли слова, используемые ими в повседневной жизни ( «в тапках», «платье красиво», «темные волосы»). Рассказ сводился к перечислению признаков, характерных для описываемого предмета. Дети, не закончив одну мысль, начинали рассказывать о других признаках, а также не соблюдали последовательность при изложении. Чаще всего рассказ-описание был следующим: «Кукла. Размер большой. Руки, ноги есть… волосы коричневые. У нее платье. Розовый. В волосах резинки. Тапки. Она красивая. У нее носки белые».Результаты исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи представлены на рис.2.6 и 2.7.Рис.2.6 Результаты исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи отдельно по каждому заданиюИз таблицы и диаграммы видим, что наиболее успешным заданием было первое на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам, где средний уровень составлял 50%. Наиболее сложными заданиями оказались два последних – составление рассказа из личного опыта и составление рассказа-описания. При составлении этих рассказов преобладающим был низкий уровень.Рис.2.7 Результаты исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Таким образом, исследование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи выявило, что дошкольников этой категории характерным является низкий уровень, который составлял 66,7%, лишь у одного ребенка был отмечен средний уровень (8,3%) и у троих детей – недостаточный уровень (25%). Для дошкольников с общим недоразвитием речи было затруднительным составлять связные высказывания, они допускали грамматические ошибки при оформлении своих высказываний, отмечались пропуски, нарушение последовательности, логичности и связности изложения, рассказы составлялись с применением наводящих вопросов, были отдельные смысловые несоответствия, рассказы чаще всего подменялись перечислением действий, представленных на картинках, большинство детей не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.Выводы по второй главе Выводы, сделанные в ходе исследования, подчеркивают значимость ранней диагностики и коррекции нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Полученные данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство таких детей имеют низкий уровень навыков рассказывания сказок, что усложняет их подготовку к школьному обучению и социальную адаптацию.Наш анализ продемонстрировал, что для детей с общим недоразвитием речи характерны трудности в создании связных высказываний, присутствие грамматических ошибок и нарушение логичности повествования. Частое использование наводящих вопросов говорит о недостатке самостоятельности в формулировании мыслей и нужде в постоянной поддержке взрослого.Эти результаты подчеркивают необходимость разработки специализированных программ для детей с общим недоразвитием речи, фокусирующихся на тренировке навыков рассказывания и коррекции грамматических ошибок. Важно также проводить систематические занятия по развитию связной речи и логического мышления, чтобы сократить отставание и подготовить детей к успешному обучению в школе.Таким образом, ранняя и целенаправленная работа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является ключевым аспектом их будущего успеха как в образовательной, так и в социальной сфере.ЗаключениеСовременная коррекционная педагогика и логопедия при изучении различных аспектов речевого развития уделяют особое внимание навыкам рассказывания сказок у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Проведенное исследование, посвященное данной проблеме, позволило выявить несколько значимых моментов, которые могут существенно повлиять на дальнейшую работу и методики коррекции.Теоретический анализ специальной литературы, проведенный в первой главе, показал, что понятия "связная речь" и "навык рассказывания сказок" рассматриваются многими авторами как ключевые элементы развития коммуникативной компетенции у детей. Формирование этих навыков проходит через несколько этапов онтогенеза, начиная с раннего детства и продолжаясь в дошкольный период, что особенно важно для детей с ОНР, у которых речевое развитие требует специального педагогического внимания.Особенности формирования навыка рассказывания сказок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеют свои специфические черты, обусловленные нарушениями в речевом развитии. Результаты проведенного в рамках второй главы исследования подтвердили, что дети с ОНР испытывают значительные трудности в различных аспектах рассказывания сказок, таких как построение связного повествования, использование разнообразных речевых конструкций и адекватное выражение своих мыслей. Эти трудности требуют применения специальных методик, направленных на развитие речевых навыков.Исследование показало, что для выявления особенностей навыка рассказывания сказок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР важно применять комплексный подход, включающий в себя как традиционные методики (наблюдение, беседу), так и инновационные методы работы с детьми (игровые технологии и моделирование ситуаций). Полученные результаты позволили не только определить уровень речевого развития детей, но и выработать конкретные рекомендации для дальнейшего педагогического воздействия.Таким образом, наше исследование подтвердило необходимость системного подхода в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР. Только через многоуровневое, последовательное воздействие, учитывающее индивидуальные особенности каждого ребенка, можно добиться значимых изменений в их речевом развитии. Важным аспектом остаётся создание благоприятной речевой среды, активное вовлечение родителей и использование сказки как мощного инструмента педагогического воздействия.Выводы, сделанные на основании проведенного исследования, позволяют утверждать, что целенаправленная работа по развитию навыка рассказывания сказок у детей старшего дошкольного возраста с ОНР способствует улучшению их речевой компетенции, а также общему развитию личности ребенка. Дальнейшее углубленное изучение данной проблемы и разработка специализированных методик и программ обещают значительный прогресс в образовательной практике.ЛитератураАмонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: книга для учителя / Ш.А. Амонашвили. – К.: Освита, 1991. – 111 с. Большая школьная энциклопедия/Под ред. А. А. Кузнецова и М. В. Рыжакова. Т.2.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.- (2 изд.) С. 130–134Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский; под ред. А.Н. Драчева. – СПб: Союз, 1997. – 96 с. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. — 1. — Москва: Труд, 2010. — 184 c. — Текст: непосредственный. Выготский Л. С. Проблема сознания // Выготский Л. С. Собр. соч. М., 1982. Т. 1Глузман, Н.А. Концепция модельного центра дополнительного образования одаренных детей «Дар» в Евпаторийском институте социальных наук (проект) / Н.А. Глузман, Ю.К. Картавая, Н.А. Петренко // Гуманитарные науки. – 2017. – № 3 (39). – С. 35-44. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. — 2-е изд. — Москва: МГОПУ, 1995. — 162 c. — Текст: непосредственный. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 246 c. — Текст: непосредственный. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика / Т. С. Комарова, Л. Р. Болотина, С. П. Баранов. — 2-е изд. — Москва: Культура, Академический проект, 2005. — 79 c. — Текст: непосредственный. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1995. – 256 с. 296 Леонтьев, А.А Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2001. – 446 с. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2005. – 176 с. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Издательство: АСТ , 2020–416 с Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: в 5 т. / В.А.Сухомлинский. – К.: Рад. шк., 1977. – Т. 3: Сердце отдаю детям. – 1977. – 672 с. Наговицын А. Е., Пономарева В. И. Типология сказки (Сказкотерапия: теория и практика). — М.: Генезис, 2011. — 336 с Тимофеева, Ю.А. Работа над словом в процессе анализа текста на уроках развития речи в начальной школе: дис. … по ВАК 13.00.02, канд. пед. наук / Ю.А. Тимофеева. – Рязань, 2007. – 187 с. 9. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – К.: Рад. шк., 1983. – Т.1. – 1983. – 488 с.Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования в России. Гайдук О. С. –2012. № 14,С. 124–129.ПриложениеПриложение 1Приложение 2
2. Большая школьная энциклопедия/Под ред. А. А. Кузнецова и М. В. Рыжакова. Т.2.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.- (2 изд.) С. 130–134
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский; под ред. А.Н. Драчева. – СПб: Союз, 1997. – 96 с.
4. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. — 1. — Москва: Труд, 2010. — 184 c. — Текст: непосредственный.
5. Выготский Л. С. Проблема сознания // Выготский Л. С. Собр. соч. М., 1982. Т. 1
6. Глузман, Н.А. Концепция модельного центра дополнительного образования одаренных детей «Дар» в Евпаторийском институте социальных наук (проект) / Н.А. Глузман, Ю.К. Картавая, Н.А. Петренко // Гуманитарные науки. – 2017. – № 3 (39). – С. 35-44.
7. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. — 2-е изд. — Москва: МГОПУ, 1995. — 162 c. — Текст: непосредственный.
8. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 246 c. — Текст: непосредственный. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика / Т. С.
9. Комарова, Л. Р. Болотина, С. П. Баранов. — 2-е изд. — Москва: Культура, Академический проект, 2005. — 79 c. — Текст: непосредственный.
10. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1995. – 256 с. 296
11. Леонтьев, А.А Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2001. – 446 с.
12. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути её развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2005. – 176 с.
13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Издательство: АСТ , 2020–416 с
14. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: в 5 т. / В.А.Сухомлинский. – К.: Рад. шк., 1977. – Т. 3: Сердце отдаю детям. – 1977. – 672 с.
15. Наговицын А. Е., Пономарева В. И. Типология сказки (Сказкотерапия: теория и практика). — М.: Генезис, 2011. — 336 с
16. Тимофеева, Ю.А. Работа над словом в процессе анализа текста на уроках развития речи в начальной школе: дис. … по ВАК 13.00.02, канд. пед. наук / Ю.А. Тимофеева. – Рязань, 2007. – 187 с. 9. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – К.: Рад. шк., 1983. – Т.1. – 1983. – 488 с.
17. Формирование творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования в России. Гайдук О. С. –2012. № 14,С. 124–129.