Взаимосвязь чувства одиночества и агрессивности у подростков 16-18 лет
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 33 + 33 источника
- Добавлена 17.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА И АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 16-18 ЛЕТ 6
1.1 Понятие одиночества в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2 Понятие «агрессия» и «агрессивность». Агрессивность как предмет исследования в психологии 13
1.3 Агрессивность и субъективное переживание одиночества в исследованиях 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Материалы и методы исследования 24
2.2 Этапы исследования и их характеристика 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 32
3.1 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования 32
3.2 Корреляционный анализ результатов исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Практические рекомендации 58
Список литературы 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Им свойственно завышенная сверх нормы стремление к независимости и тяга к озорству. Чувство уважения чужих границ не свойственно данному типу личности. Они могут с легкостью отбросить первоначальную тему разговора. Людей такого типа личности сложно не заметить в компании, они всегда шумят, им свойственно хорошее расположение духа и прекрасное личное ощущение. Они всегда прибывают в состоянии наполненности жизненной энергии и имеют цветущий вид и хороший аппетит. Сведениям индивидам не знакомы проблемы со сном, и способностью наслаждаться жизнью. Это люди веселые, с повышенной самооценкой, поверхностные, легкомысленныеи, в то же время, изобретательные и деловые. Они превосходные собеседники, способные развлекать других, активные, энергичные и инициативные. Однако их гипертрофированное стремление к независимости может выступить причиной конфликта. Для них характерны такие черты проявления темперамента как раздражение с последующим проявлением гнева, выплеском бурной реакции. Особенно такое проявление эмоций возникает у гипертимныйтипов когда они вынуждены соприкоснуться с противодействием или неудачей. Эти люди особенно с завышенными показателями индикатора отличаются склонностью к аморальным поступкам и высокой раздражительности. Они с трудом переносят однообразную деятельность, строгую дисциплину и вынужденное одиночество. Показатели по параметру тревожность выше уобследованных юношей, чем у обследованных девушек (U=197,50; р≤0,05). Это свидетельствует о том, что у обследованных юношей более выражен тревожный тип личности, чем у обследованных девушек. То есть юношиотличаются своим нежеланием к вступлению в контакты с сообществом, им присуще минорное настроение, они чаще сомневаются в себе и своих способностях, в большинстве ситуаций испытываю определенную робость перед окружающими. Дети которые привержены данному типу боятся темноты и все время просят оставить им свет на ночь, также эти дети опасаются животных и посторонних незнакомых людей. Индивиды данного типа пытаются как можно реже участвовать в шумных компаниях. Перед шумными и активными играми у них возникает лёгкое чувство тревоги и желание побыстрее уединиться, уйти на безопасную территорию. Застенчивые дети это тоже яркий указатель на вероятную приверженность к тревожному типу личности, хотя до недавних времен застенчивость воспринималась как благодетель. Для таких старшеклассников, а в будущем и взрослых характерен страх перед контрольными, тестами, экзаменами. Вызов в кабинет директора или руководителя вводит их в ужас. Склонные испытывать тревогу перед старшими эти люди при проявлении осуждения или гиперопеки со стороны взрослого или старшего часто впадают в чувство вины и угрызений совести, они могут сразу расплакаться либо при хорошем обучении с трудом но сдержать свои слезы. Как следствие в целях избегания подобных тяжелых, травмирующих ситуаций они развивают в себе высокую планку чувства долг и агрессивности, как предупредительную меру возможному наказанию. Им свойственна низкая оценка своих возможностей, однако они мастерски пытаются ее замаскировать под набором действий который получается у них лучше всего. Эти люди не могут стерпеть насмешки, поскольку те ударяются об их низкую оценку и по их мнению оголяют то что они надежно прячут. Будучи такими уязвимыми и зная эту черту своего характера тревожный тип старается избегать конфликтов и быть максимально удобным для окружающих. Их дружелюбие, взаимовыручка очень часто подкупает окружающих и помогает им выжить, однако по факту является способом приспособления и маскировки своих слабых позиций. Данный тип личности требует очень пристального внимания, поскольку такой тип поведения является отправной точкой подавления собственных переживаний и развития агрессии.Показатели по параметруэмотивность выше уобследованных юношей, чем у обследованных девушек (U=292,50; р≤0,05). Это свидетельствует о том, что у обследованных юношей более выражен эмотивный тип личности, чем у обследованных девушек. То есть юношам свойственна доброта и сострадание к успехам других. Они плаксивы и впечатлительны, им свойственно воспринимать всякие жизненные события серьезнеенежели чем это делают другие люди. Им свойственны обостренное чувство долга, трудолюбие. Уважайте природу, любите растения, заботьтесь о животных.Показатели по параметруциклотимность выше уобследованных юношей, чем у обследованных девушек (U=292,50; р≤0,05). Это свидетельствует о том, что у обследованных юношей более выражен циклотимный тип личности, чем у обследованных девушек. То есть юношихарактеризуются изменением гипертимных и дистимических состояний. Они известны частыми сменами настроения, а также зависимостью от внешних событий. Радостные события приводят к стремлению к активности, повышенной разговорчивости, подъему идей; грустные - к депрессии, замедлению реакций и мышления; их манеракоммуникации с людьми также часто дифференцируется. На комментарии дают ответную реакцию раздражения, даже грубость, либо выраженный гнев, однако впадают в отчаяние, глубокую депрессию глубоко внутри; этому типу личности также присущи суицидальные попытки, поэтому очень важно отслеживать индикатор и его пороги. Отличительной особенностью акцентирующей внимание и требующей внимание взрослого и старшего является грубость. И чем ярче ее проявление тем скоротечнее необходимо предпринимать меры. Сравнительный анализ результатов исследования по методике «» представлены в таблице 2 и на рисунке 2.Таблица 2 – Сравнительный анализ средних показателей методики «Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)» у обследованных старшеклассников юноши n=30девушки семей n=30U-Манна-Уитнир-уровень значимостиВербальная агрессия (ВА)4,236,03242,5000,002Физическая агрессия (ФА)5,434,53349,0000,138Предметная агрессия (ПА)5,175,93308,5000,036Эмоциональная агрессия (ЭА)5,406,40327,5000,070Самоагрессия (СА)3,735,17196,0000,001Показатели по параметрувербальная агрессия выше уобследованных девушек, чем у обследованных юношей (U=242,50; р≤0,01). Это свидетельствует о том, что у обследованных девушек более выражена черта агрессивностивербальная агрессия, чем у обследованных юношей. То есть девушкипри выражении агрессии чаще, чем юноши используют словесные оскорбления. Показатели по параметрупредметная агрессия выше уобследованных девушек, чем у обследованных юношей (U=308,50; р≤0,05). Это свидетельствует о том, что у обследованных девушек более выражена черта агрессивностипредметная агрессия, чем у обследованных юношей. То есть девушкичаще, чем юноши срывают свою агрессию на окружающих предметах. Показатели по параметрусамоагрессиявыше уобследованных девушек, чем у обследованных юношей (U=196,0; р≤0,05). Это свидетельствует о том, что у обследованных девушек более выражена черта агрессивностисамоагрессия, чем у обследованных юношей. То есть девушкине находятся в мире и согласии с собой, у них ослаблены механизмы психологической защиты, в агрессивной среде обследованные девушки чувствуют себя беззащитными.Рисунок 2 – Показатели методики «Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)» у обследованных старшеклассниковФизическая агрессия у обследованных старшеклассников наименее выражена 5,43 и 4,53 соответственно. Для обследованных юношей и девушек не характерно выражать агрессию с помощью физической силы.Эмоциональная агрессия у обследованных старшеклассников находится на среднем уровне 5,4 и 6,4 соответственно. Эмоциональная агрессия более выражена у обследованных девушек и выражается в том, что при общении с другим человеком возникает эмоциональное отчуждение, возникают подозрения, враждебность, неприязнь или недоброжелательность.Таким образом, для обследованных девушек характерны следующие особенности агрессивности:девушки при выражении агрессии чаще, чем юноши используют словесные оскорбления, срывают свою агрессию на окружающих предметах, девушки не находятся в мире и согласии с собой, у них ослаблены механизмы психологической защиты.Сравнительный анализ результатов исследования по методике «Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки по Р.В. Овчаровой» представлены в таблице 3 и на рисунке 3.Таблица 3 – Сравнительный анализ средних показателей методики «Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки по Р.В. Овчаровой» у обследованных старшеклассников юноши n=30девушки семей n=30U-Манна-Уитнир-уровень значимости"Выявление уровня самооценки"1,572,63122,0000,001Как видно из таблицы 3 показатели по параметру уровень самооценки выше уобследованных девушек, чем у обследованных юношей (U=122,0; р≤0,01). Это свидетельствует о том, что у обследованных юношей самооценка снижена с обследованными девушками. Рисунок 3 – Показатели методики «Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки по Р.В. Овчаровой» у обследованных старшеклассниковСравнительный анализ результатов исследования по методике «Опросник для определения вида одиночества (Корчагина С.Г.)» представлены в таблице 4 и на рисунке 4.Таблица 4 – Сравнительный анализ средних показателей методики «Опросник для определения вида одиночества (Корчагина С.Г.)» у обследованных старшеклассников юноши n=30девушкисемей n=30U-Манна-Уитнир-уровень значимостидиффузное1,732,23256,5000,004отчуждающее1,572,20220,0000,001диссоциированное1,672,20253,0000,003состояние одиночества1,532,33186,0000,001Как видно из таблицы 4 показатели по параметру показатели вида и глубины переживания одиночества диффузное выше у обследованных девушек, чем у обследованных юношей (U=256,50; р≤0,01). Это свидетельствует о том, что у обследованных девушек выше показатели вида и глубины переживания одиночества диффузное, чем у обследованных юношей. Для обследованных девушек характерна подозрительность во взаимодействии, для них сложно открыться другому человеку, они тревожны и эмотивны. Их стремление к общению связано с тем, что они хотят самой себе доказать, что существуют в этом мире. Для них другие люди являются зеркалом. Обследованные девушки постоянно испытывают страх, испытывают глубокое экзестенциальное одиночество.Показатели по параметру отчуждающее одиночество выше у обследованных девушек, чем у обследованных юношей (U=220,0; р≤0,01). Это свидетельствует о том, что у обследованных девушек выше выраженность отчуждающего одиночества, чем у обследованных юношей. У обследованных девушек преобладает в общении тенденция к обособлению, они чувствуют себя покинутыми, заброшенными и потерянными.Рисунок 4 – Показатели методики «Опросник для определения вида одиночества (Корчагина С.Г.)» у обследованных старшеклассниковПоказатели по параметрудиссоциированное одиночествовыше уобследованных девушек, чем у обследованных юношей (U=253,0; р≤0,01). Это свидетельствует о том, что у обследованных девушек выше диссоциированное одиночество, чем у обследованных юношей.Показатели по параметрусостояние одиночествовыше уобследованных девушек, чем у обследованных юношей (U=186,0; р≤0,01). Это свидетельствует о том, что у обследованных девушек выше состояние одиночества, чем у обследованных юношей. То есть обследованные девушки лучше, чем юноши справляются с одиночеством.Таким образом, у обследованных девушекпереживания состояния одиночества, чем у обследованных юношей.Сравнительный анализ результатов исследования по методике тест «Кто Я?» М.Куна и К. Макпартленда представлены в таблице 5 и на рисунке 5.Таблица 5 – Сравнительный анализ средних показателей методики тест «Кто Я?» М.Куна и К. Макпартлендау обследованных старшеклассников юноши n=30девушки семей n=30U-Манна-Уитнир-уровень значимостиСоциальное я"0,301,00135,0000,001"Коммуникативное я"0,371,00165,0000,001"Материальное я"0,670,20240,0000,002"Физическое я"0,670,30285,0000,014"Деятельное я "0,230,43360,0000,187"Рефлективное я "0,030,37300,0000,026"Перспективное я"0,000,53210,0000,001Как видно из таблицы 5 показатели по параметру Я-концепции социальное Я (U=135,0; р≤0,01), коммуникативное Я (U=165,0; р≤0,01), рефлексивное Я (U=300,0; р≤0,05), перспективное Я (U=210,0; р≤0,01)выше уобследованных девушек, чем у обследованных юношей. Это свидетельствует о том, что у обследованных девушек выше развиты показатели Я-концепции: социальное Я, коммуникативное Я, рефлексивное Я, перспективное Я. Рисунок 5 – Показатели методики тест «Кто Я?» М.Куна и К. Макпартленда у обследованных старшеклассниковКак видно из таблицы 5 показатели по параметру Я-концепции материальное Я (U=240,0; р≤0,01), физическое Я (U=285,0; р≤0,01)выше уобследованных юношей, чем у обследованных девушек. Это свидетельствует о том, что у обследованных юношей выше развиты показатели Я-концепции: материальное Я, физическое Я.Таким образом, у обследованных девушек выше развиты показатели Я-концепции: социальное Я, коммуникативное Я, рефлексивное Я, перспективное Я. у обследованных юношей выше развиты показатели Я-концепции: материальное Я, физическое Я.3.2 Корреляционный анализ результатов исследованияРезультаты корреляционного анализа взаимосвязичувства одиночества и агрессивности у подростков 16-18 лет.Для выявления взаимосвязей взаимосвязичувства одиночества и агрессивности у подростков 16-18 лету старшеклассников был использован корреляционный анализ с помощью непараметрического критерия Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 6.Таблица 6 – Взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности у подростков 16-18 лет демонстративностьзастреваниепедантичностьвозбудимостьгипертимностьдистимностьтревожностьэкзальтированностьэмотивностьциклотимностьВербальная агрессия (ВА)-0,4660,049-0,318-0,351-0,1810,068-0,6320,017-0,337-0,612Физическая агрессия (ФА)0,317-0,388-0,076-0,078-0,284-0,3940,271-0,4680,2780,226Предметная агрессия (ПА)-0,290-0,014-0,257-0,201-0,2250,106-0,4430,056-0,123-0,390Эмоциональная агрессия (ЭА)-0,330-0,035-0,327-0,286-0,1640,055-0,550-0,032-0,174-0,454Самоагрессия (СА)-0,2970,044-0,094-0,311-0,3190,158-0,571-0,082-0,327-0,549"Выяление уровня самооценки-0,2560,073-0,094-0,106-0,0770,193-0,2990,000-0,232-0,258диффузное-0,104-0,210-0,414-0,404-0,194-0,351-0,230-0,4070,011-0,328отчуждающее-0,1980,004-0,084-0,124-0,071-0,069-0,307-0,0740,042-0,215диссоциированное-0,117-0,240-0,147-0,193-0,230-0,121-0,251-0,332-0,067-0,191состояние одиночества-0,156-0,079-0,165-0,287-0,3000,011-0,108-0,087-0,075-0,174Социальное я"-0,323-0,086-0,228-0,161-0,2370,116-0,393-0,074-0,293-0,446"Коммуникативное я"-0,2630,007-0,216-0,236-0,078-0,019-0,280-0,018-0,049-0,289"Материальное я"0,191-0,1400,0570,1730,116-0,2090,195-0,0240,1560,315"Физическое я"0,1050,106-0,1160,1270,254-0,1760,0340,0900,0360,049"Деятельное я "-0,156-0,023-0,181-0,0250,1300,053-0,1250,2430,064-0,197"Рефлективное я "-0,252-0,225-0,195-0,100-0,172-0,065-0,258-0,132-0,277-0,246"Перспективное я"-0,2670,002-0,093-0,321-0,2930,215-0,292-0,149-0,216-0,344Как видно из таблицы 3 шкала типа личности демонстративность отрицательно коррелирует свербальная агрессия (r= -0,466; р≤0,01), предметная агрессия(r= -0,290; р≤0,05), эмоциональная агрессия(r= -0,330; р≤0,05), самоагрессия(r= -0,297; р≤0,05), уровнем самооценки (r= -0,256; р≤0,05), социальное Я (r= -0,323; р≤0,05), коммуникативное Я (r= -0,363; р≤0,05), перспективное Я (r= -0,267; р≤0,05), а положительно коррелирует с физической агрессией(r= 0,317; р≤0,05). Так, чем выше проявления демонстративности в поведении, тем ниже соблюдение своих принципов, ниже самооценка, ниже стремление к независимости, которое может выступить причиной конфликта. Для них характерны такие черты проявления темперамента как раздражение с последующим проявлением гнева, выплеском бурной реакции. Особенно такое проявление эмоций возникает, когда они вынуждены соприкоснуться с противодействием или неудачей. Эти люди особенно с завышенными показателями индикатора отличаются склонностью к аморальным поступкам и высокой раздражительности. Они с трудом переносят однообразную деятельность, строгую дисциплину и вынужденное одиночество.1) Было установлено, что юноши в среднем обладают средней общительностью, избегают выставлять себя, но и не прячутся от людей, если нужно выступить перед большой аудиторией. Обиды помнят недолго, месть быстро проходит, оскорбления быстро забываются, им присуще адекватное честолюбие и реакция на критические замечания. Дома и в школе стараются поддерживать порядок по мере надобности, они не любят, но соглашаются выполнять работу, требующую тщательности, стараются держаться хладнокровно, однако могут выходить из себя, подростки способны адекватно контролировать свои сильные желания. Им присуще среднее настроение: они не пессимистичны и не оптимистичны. У испытуемых наблюдается средняя степень инициативности. Школьники из испытуемой группы в меру разговорчивы. Чувство страха соответствует норме, эмоциональность находится в пределах нормы, они редко выражают особые чувства к людям, проявляют сострадание исключительно в случае важности. Испытуемые отрицают в себе (или блокируют) проявления колебания настроения, изменения активности, описывают свое поведение как устойчивое, стабильное, независимое от внешних обстоятельств. Важно отметить среднее состояние психических реакций испытуемых, отрицание и блокировку эмоциональных всплесков и колебании настроения, что может свидетельствовать о подавленной агрессии, сопровождающейся внешним спокойствием и безразличием к окружающим.2) Было установлено, что для обследованных девушек характерны следующие особенности агрессивности:девушки при выражении агрессии чаще, чем юноши используют словесные оскорбления, срывают свою агрессию на окружающих предметах, девушки не находятся в мире и согласии с собой, у них ослаблены механизмы психологической защиты.3) Было установлено, что у обследованных юношей самооценка снижена по сравнениюс обследованными девушками. 4) Выяснилось, чтоу обследованных девушек выше показатели вида и глубины переживания одиночества, чем у обследованных юношей. Для обследованных девушек характерна подозрительность во взаимодействии, для них сложно открыться другому человеку, они тревожны и эмотивны. Их стремление к общению связано с тем, что они хотят самой себе доказать, что существуют в этом мире. Для них другие люди являются зеркалом. Обследованные девушки постоянно испытывают страх, испытывают глубокое экзестенциальное одиночество. У обследованных девушек преобладает в общении тенденция к обособлению, они чувствуют себя покинутыми, заброшенными и потерянными.5) У обследованных девушек выше диссоциированное одиночество, чем у обследованных юношей. Обследованные девушки лучше, чем юноши справляются с одиночеством. Таким образом, у обследованных девушек переживания состояния одиночества является менее острым, чем у обследованных юношей.6) Было установлено, что у обследованных девушек выше развиты показатели Я-концепции: социальное, коммуникативное, рефлексивное, перспективное представление о себе.уобследованных юношей выше развиты показатели Я-концепции: материальное, физическое представление о себе.7) Корреляционный анализ показал, что, чем выше проявления демонстративности в поведении, тем ниже соблюдение своих принципов, ниже самооценка, ниже стремление к независимости, которое может выступить причиной конфликта. Для них характерны такие черты проявления темперамента как раздражение с последующим проявлением гнева, выплеском бурной реакции. Особенно такое проявление эмоций возникает, когда они вынуждены соприкоснуться с противодействием или неудачей. Эти люди особенно с завышенными показателями индикатора отличаются склонностью к аморальным поступкам и высокой раздражительности. Они с трудом переносят однообразную деятельность, строгую дисциплину и вынужденное одиночество.8) Таким образом, гипотезу нашего исследования о том, что существует взаимосвязь чувства одиночества и агрессивности у подростков 16-18 лет, можно считать доказанной.ЗАКЛЮЧЕНИЕТеоретический анализ показал, что для некоторых людей одиночество является источником комфорта и уюта, предоставляя им возможность провести время сами с собой и вникая в свои мысли. В таких моментах они могут найти ответы на волнующие их вопросы и раскрыть глубину своей личности. Агрессия определяется как деструктивное поведение человека или группы людей, имеющее определенные мотивы, которое входит в противоречие с нормами, принятыми в обществе, что наносит ущерб, создает ситуацию дискомфорта, проявляется в негативных чувствах, тревоге, апатии и т. д.В научной психологической литературе выделяют виды агрессии по критерию использования силы.Эмпирическое исследования выявило, что юноши в среднем обладают средней общительностью, избегают выставлять себя, но и не прячутся от людей, если нужно выступить перед большой аудиторией. Обиды помнят недолго, месть быстро проходит, оскорбления быстро забываются, им присуще адекватное честолюбие и реакция на критические замечания. Дома и в школе стараются поддерживать порядок по мере надобности, они не любят, но соглашаются выполнять работу, требующую тщательности, стараются держаться хладнокровно, однако могут выходить из себя, подростки способны адекватно контролировать свои сильные желания. Им присуще среднее настроение: они не пессимистичны и не оптимистичны. У испытуемых наблюдается средняя степень инициативности. Школьники из испытуемой группы в меру разговорчивы. Чувство страха соответствует норме, эмоциональность находится в пределах нормы, они редко выражают особые чувства к людям, проявляют сострадание исключительно в случае важности. Испытуемые отрицают в себе (или блокируют) проявления колебания настроения, изменения активности, описывают свое поведение как устойчивое, стабильное, независимое от внешних обстоятельств. Важно отметить среднее состояние психических реакций испытуемых, отрицание и блокировку эмоциональных всплесков и колебании настроения, что может свидетельствовать о подавленной агрессии, сопровождающейся внешним спокойствием и безразличием к окружающим.Для обследованных девушек характерны следующие особенности агрессивности: девушки при выражении агрессии чаще, чем юноши используют словесные оскорбления, срывают свою агрессию на окружающих предметах, девушки не находятся в мире и согласии с собой, у них ослаблены механизмы психологической защиты.У обследованных юношей самооценка снижена по сравнению с обследованными девушками. У обследованных девушек выше показатели вида и глубины переживания одиночества, чем у обследованных юношей. Для обследованных девушек характерна подозрительность во взаимодействии, для них сложно открыться другому человеку, они тревожны и эмотивны. Их стремление к общению связано с тем, что они хотят самой себе доказать, что существуют в этом мире. Для них другие люди являются зеркалом. Обследованные девушки постоянно испытывают страх, испытывают глубокое экзестенциальное одиночество. У обследованных девушек преобладает в общении тенденция к обособлению, они чувствуют себя покинутыми, заброшенными и потерянными.У обследованных девушек выше диссоциированное одиночество, чем у обследованных юношей. Обследованные девушки лучше, чем юноши справляются с одиночеством. Таким образом, у обследованных девушек переживания состояния одиночества является менее острым, чем у обследованных юношей.У обследованных девушек выше развиты показатели Я-концепции: социальное, коммуникативное, рефлексивное, перспективное представление о себе. У обследованных юношей выше развиты показатели Я-концепции: материальное, физическое представление о себе.Корреляционный анализ показал, что, чем выше проявления демонстративности в поведении, тем ниже соблюдение своих принципов, ниже самооценка, ниже стремление к независимости, которое может выступить причиной конфликта. Для них характерны такие черты проявления темперамента как раздражение с последующим проявлением гнева, выплеском бурной реакции. Особенно такое проявление эмоций возникает, когда они вынуждены соприкоснуться с противодействием или неудачей. Эти люди особенно с завышенными показателями индикатора отличаются склонностью к аморальным поступкам и высокой раздражительности. Они с трудом переносят однообразную деятельность, строгую дисциплину и вынужденное одиночество.Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что существует взаимосвязь чувства одиночества и агрессивности у подростков 16-18 лет, подтвердилась.Практические рекомендацииРекомендуется принять, что принятие негативных эмоций приведет к уменьшению негативных эмоций. Выделяют ряд причин, по которым люди, принимающие негативные эмоции и мысли, испытывают меньше негативных эмоций: они менее склонны к размышлениям, что увековечивает негативные эмоции, с меньшей вероятностью будут пытаться подавить психические переживания, что может иметь неприятные последствия, с меньшей вероятностью будут испытывать негативные эмоциональные реакции (чувство вины, злость). Так, когда люди принимают (а не оценивают) свои психические переживания, эти переживания идут своим естественным и относительно недолгим течением, а не усугубляются. Как следствие, принятие должно способствовать общему снижению уровня негативных эмоций. Юноши и девушки с более высоким уровнем принятия также могут с большей вероятностью переоценивать стрессовые ситуации в менее угрожающих терминах. Кроме того, люди с более высоким уровнем принятия могут с меньшей вероятностью размышлять о своих стрессорах (либо в задумчивой манере, либо в рефлексивной манере). Также люди с более высоким уровнем принятия могут также быть выше в других аспектах внимательности: наблюдение за переживаниями настоящего момента, описание внутренних переживаний, действие с осознанием и отсутствие реакции на внутренние переживания.Следует использовать стратегии регулирования эмоций. Принятие так же эффективно снижает негативные эмоции, как и другие экспериментально инструктированные стратегии регуляции эмоций. С другой стороны, принятие, по-видимому, представляет собой отношение к психическим переживаниям (включая эмоции, но не ограничиваясь ими), которое не включает в себя постановку целей для определенных эмоциональных состояний, но общие определения регуляции эмоций постулируют, что регуляция эмоций включает в себя постановку цели почувствовать данное эмоциональное состояние. Так, принятие негативных эмоциональных реакций представляет собой своего рода парадокс: оно эффективно помогает людям изменить свои эмоции, и все же это делается без намерения изменить эмоции. Таким образом, принятие может представлять собой особый случай регуляции эмоций.Список литературыПРИЛОЖЕНИЯ
2. Перлман Д., Энн Пепло Л. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л. Энн Пепло // Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989. – С. 152–168
3. Большой психологический словарь/ Авдеева Н.Н. и др. Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2003. -666с. С. 326
4. Вердербер Р. Психология общения: полный курс / Рудольф Вердербер, Кэтлин Вердербер. —СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. —416 с.
5. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества/ Р.С.Вейс . –М.: Прогресс, 1989. –С.114-128
6. Садлер У.А., Джонсон Т.Б. От одиночества – к аномии / У.А.Садлер, Т.Б. Джонсон // Лабиринты одиночества. – М.: Прогресс, 1989. – С. 21-51
7. Станкин М.И. Управление аффектом, Ж.Специалист No9/20000г
8. Драгунова Т.В. Подростковый возраст. Возрастная и педагогическая психология. -М., 1989. -356 с.
9. Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. -2002. -No 8.С. 56-59.
10. Малышева С.В. Особенности чувства одиночества у подростков.// Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2001. -No3. 61-65 с.
11. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.–1996. -No5. –С.3-18
12. Дольто Франсуаза. На стороне подростка. М.: Рама Паблишинг, 2016. –424 с
13. Видра. Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. –М.,2000.220с
14. www.vocabulary.ru/ [электронный ресурс]Режим доступа: http://vocabulary.ru/
15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. -СПб.: Питер, 2001
16. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал.–1996. -No5. –С.3-18
17. Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В. Агрессия и психическое здоровье / Т.Б. Дмитриева, Б.В. Шостакович. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. – 207 с.
18. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии.–2000. -No 6. –С.112-121
19. Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка) / А.П. Краковский. – М.: Педагогика, 1970. – 272 с.
20. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М.: Республика, 1994.
21. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. -Минск: Университетское, 1991
22. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, -1972, -No 6
23. Петренко Р.А., Гетманов И.П., Кимстач В.Н. Биологические и социокультурные факторы агрессии: учебное пособие / Р.А. Петренко, И.П. Гетманов, В.Н. Кимстач. – Новочеркасск, 2008. – С.8-9
24. Шагивалеева Г.Р., Бильданова В.Р. Исследование тревожности, агрессии и агрессивности у «одиноких» и «не одиноких» студентов / Г.Р. Шагивалеева, В.Р. Бильданова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 9. – С.19-27
25. Худякова И.С. Особенности переживания одиночества лицами, содержащимися в следственном изоляторе / И.С. Худякова // Журнал научных публикаций. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2009. –№ 2. – С. 344-347
26. Попова Т.А. Особенности агрессивности, тревожности и субъективного переживания одиночества у подростков из детского дома и семьи / Т.А. Попова, Л.А. Канаева // Фундаментальные исследования. –2014. –№5 (часть 2). –С. 398-401
27. Swails L.W. Associations between aggression and loneliness: An examination of the mediating role of social preference [Electronic resource] / Swails L.W.
28. Storch E.A., Bagner D.M., Geffken G.R., Baumeister A.L. Association between overt and relational aggression and psychosocial adjustment in undergraduate college students / E.A. Storch, D.M. Bagner, G.R. Geffken, A.L. Baumeister // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. – 2012.– Volume 34. – Issue 2.– P. 182–190
29. Ameen N., Rani S. An orphanage study to find out the presence of aggression and loneliness among the male and female orphans / N. Ameen, S. Rani // European Journal of Business and Social Sciences.– 2015. –Vol.4. – № 8.–.P. 115 – 118
30. Зинченко Е.В. Одиночество / Е.В. Зинченко // Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: Когито-Центр, 2015. – С.98-9
31. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства/ Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. –Т. 10. - № 1. –С. 55–81
32. Хван А.А. Стандартизированный опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки: метод. рекомендации / А.А. Хван, Ю.А. Зайцев, Ю.А. Кузнецова. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006. – 68 с.
33. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб., 2002. С.142-146