Проблема бюджетного дефицита и управления государственным долгом

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-экономические и политические процессы
  • 31 31 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 10.09.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы бюджетного дефицита и государственного долга 5
1.1 Понятие и виды бюджетного дефицита 5
1.2 Причины возникновения бюджетного дефицита 9
1.3 Понятие государственного долга и его классификация 14
1.4 Экономические последствия бюджетного дефицита и государственного долга 20
Глава 2. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга в России 20
2.1 Анализ текущего состояния бюджетного дефицита и государственного долга в России 20
2.2 Причины бюджетного дефицита в России 22
Заключение 26
Список литературы 28

Фрагмент для ознакомления

рублей. Исторически бюджет России сильно зависит от доходов, получаемых от экспорта нефти и газа. Эти товары подвержены колебаниям цен на мировом рынке. Снижение цен на нефть и газ может существенно сократить государственные доходы, что приведет к дефициту бюджета.Эта уязвимость стала очевидна в 2020 году, когда пандемия COVID-19 привела к резкому падению мирового спроса на нефть, что привело к значительному снижению доходов от российского экспорта и увеличению бюджетного дефицита.За последнее десятилетие в России наблюдался рост государственных расходов по различным направлениям. Расширение социальных программ, таких как пенсии и здравоохранение, может создать нагрузку на бюджет, особенно в сочетании с застойным или сокращающимся населением.Россия приступила к реализации значительной программы военной модернизации, которая требует значительных финансовых ресурсов.Существуют опасения по поводу неэффективности и коррупции внутри российского правительства. Эти проблемы могут привести к растрате ресурсов и препятствовать экономическому росту, еще больше ограничивая налоговые поступления и усугубляя бюджетный дефицит.Введение западных санкций после присоединения Крыма и вторжения на Украину оказало многогранное влияние на российскую экономику.Санкции ограничили доступ России к западным рынкам капитала, в результате чего правительству стало дороже занимать деньги для финансирования дефицита бюджета.Санкции нарушили торговые потоки с некоторыми западными странами, что потенциально может привести к снижению экспортных доходов и дальнейшему напряжению бюджета.Пандемия, несомненно, повлияла на российскую экономику.Карантинные меры и экономические потрясения привели к снижению темпов роста ВВП, что привело к снижению налоговых поступлений.Правительство также понесло дополнительные расходы на меры здравоохранения и программы социальной поддержки в ответ на пандемию.Важно понимать, что эти причины не изолированы. Они часто взаимодействуют и усиливают эффекты друг друга. Например, снижение цен на нефть может привести к сокращению государственных доходов, что приведет к сокращению расходов или увеличению заимствований, что приведет к увеличению долгового бремени.Перед российским правительством стоит задача решить проблему бюджетного дефицита, сохраняя при этом экономическую стабильность. Уменьшение зависимости от нефти и газа за счет стимулирования роста в других секторах, таких как производство и сельское хозяйство, может обеспечить более стабильную базу доходов.Выявление и устранение недостатков государственного бюджета может высвободить ресурсы для основных услуг.Борьба с коррупцией может повысить прозрачность и обеспечить эффективное распределение ресурсов.Переговоры по смягчению санкций - участие в дипломатии с целью снятия некоторых санкций при сохранении интересов национальной безопасности может улучшить экономическую ситуацию.Дефицит бюджета России возникает в результате сложного взаимодействия факторов. Решение этой проблемы требует многогранного подхода, который способствует диверсификации экономики, оптимизации расходов, борьбе с коррупцией и изучению возможностей навигации по санкционному ландшафту. Предприняв решительные действия, Россия может стремиться к более устойчивому и устойчивому экономическому будущему.В Федеральном законе от 27 ноября 2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2024 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 179 956 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,5 процента (декабрь 2024 года к декабрю 2023 года); прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 35 065 283 588,1 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 1 821 070 963,9 тыс. рублей; общий объем расходов федерального бюджета в сумме 36 660 675 369,3 тыс. рублей; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2025 года в сумме 26 637 455 114,6 тыс. рублей; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2025 года в сумме 64,0 млрд. долларов США, или 57,6 млрд. евро, а также, дефицит федерального бюджета в сумме 1 595 391 781,2 тыс. рублей.Дефицит бюджета возникает, когда расходы превышают доходы и впоследствии влияют на финансовое положение страны. Термин «фискальный дефицит» обычно используется для обозначения общих экономических расходов, а не бюджетов компаний или частных лиц. Государственный долг состоит из накопленного бюджетного дефицита.Дефицит бюджета России формируется из-за сложного взаимодействия экономических,структурных и политических факторов. Среди основных:колебания цен на нефть,экономические санкции,демографические проблемы,неэффективный сбор доходов. Решение проблемы бюджетного дефицита имеет ключевое значение для обеспечения экономической стабильности и устойчивого развития страны.ЗАКЛЮЧЕНИЕУправление бюджетным дефицитом и государственным долгом является одной из самых сложных и важных задач для любого правительства. Бюджетный дефицит, который возникает, когда расходы правительства превышают его доходы, может быть признаком активной налогово-бюджетной политики во время экономических спадов или предупреждением о финансовой безответственности. Аналогичным образом, государственный долг, накопленный в результате займов правительств для покрытия этого дефицита, может служить инструментом катализатора экономического роста или стать цепью, отягощающей экономические перспективы страны.В краткосрочной перспективе дефицит бюджета может стимулировать экономический рост, предоставляя правительствам средства для инвестиций в инфраструктуру, образование и другие государственные услуги. Этот кейнсианский подход особенно актуален во время экономического спада, когда государственные расходы могут компенсировать недостаток инвестиций частного сектора. И наоборот, устойчивый бюджетный дефицит может привести к накоплению государственного долга, в результате чего стоимость обслуживания долга станет значительной частью будущих бюджетов и вытеснит основные расходы.Управление государственным долгом представляет собой сложный процесс балансирования. Ответственное управление предполагает не только обеспечение устойчивого уровня долга, но и оптимальность его состава. Долги можно классифицировать по срокам погашения, источнику и типу процентной ставки, и каждый из них имеет свои риски и преимущества. Например, долгосрочный долг с фиксированной ставкой обеспечивает предсказуемость платежей, но может стоить дороже. Долг с переменной процентной ставкой, хотя и потенциально дешевле, может привести к увеличению рисков, если процентные ставки неожиданно вырастут.Последствия неспособности справиться с бюджетным дефицитом и государственным долгом огромны. Высокий уровень долга может сдерживать инвестиции, поскольку инвесторы опасаются повышения налогов или дефолта, а также может ограничить способность правительства проводить антициклическую политику во времена экономических трудностей. Кроме того, тяжелое долговое бремя может привести к мерам жесткой экономии, которые могут задушить экономический рост и привести к политическим и социальным волнениям.В глобальном масштабе проблема бюджетного дефицита и государственного долга неоднородна – она варьируется в зависимости от экономических условий страны, налогово-бюджетной политики и внешней среды. Страны с собственной валютой и контролем над денежно-кредитной политикой могут иметь больше свободы действий в управлении долгом, чем страны без нее. Точно так же страны с сильным экономическим ростом могут более комфортно поддерживать более высокий уровень долга, чем страны, переживающие стагнацию.Ключ к успешному управлению государственным долгом лежит в разумной налогово-бюджетной политике, надежном экономическом планировании и прозрачности. Правительства должны стремиться сбалансировать свои балансы в течение экономического цикла, гарантируя, что любой дефицит, возникший во время спадов, компенсируется профицитом во времена бума. Эффективные налоговые системы, диверсификация экономики и стратегические инвестиции, способствующие росту, имеют решающее значение для поддержания здоровья государственных финансов.Более того, политическая воля сделать трудный выбор, такой как сокращение непроизводительных расходов или проведение эффективных налоговых реформ, необходима для согласования краткосрочных экономических целей с долгосрочной финансовой устойчивостью. Международное сотрудничество и следование передовому опыту в области прозрачности и управления долгом также могут помочь снизить риски, связанные с заимствованиями.В заключение, хотя бюджетный дефицит и государственный долг являются неотъемлемыми аспектами современной экономики, их управление требует стратегического и дисциплинированного подхода. Политики должны найти хрупкий баланс между использованием долга для роста и избежанием фискальных ловушек, которые препятствуют экономической стабильности. По мере развития глобальной экономики должны развиваться и стратегии, используемые для управления государственными финансами, обеспечивая, чтобы экономическое благополучие граждан оставалось на переднем крае принятия финансовых решений.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАврамчикова Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академическогобакалавриата/Н. Аврамчикова. Москва: Издательство Юрайт, 2019. С. 174.Алексеенко Н., Экономическое содержание государственного долга как следствие бюджетного дефицита / Н. Алексеенко, С. Цыгакова // Финансы, учет, банки. 2018. Вып. 3 (24). С. 5-11.Арчинов А. Теоретические основы управления государственным долгом // Научные исследования: от теории к практике. 2015. С. 334-336.Балюк И. Об идентификации внутреннего и внешнего долга // Общество и экономика. 2017. С. 92-102.Безновская В.В., Коваленко Н.В., Кузнецова Е.В. Денежно-кредитное регулирование инновационного развития экономики России // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2018. С. 13.Буценко И. Внешний долг стран мира в условиях глобализации / И.Буценко, В.Селюнина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2016. Т. 2 (68). С. 65.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024).Госдолг России по итогам 2022 года приблизился к 23 трлн рублей [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/01/25/960321-gosdolg-rossii-po-itogam-2022-goda (Дата обращения: 16.05.2024).Ждановская А. Внешний долг как форма экономической зависимости /А. Ждановская // Вестник ИЭ РАН. 2018. № 2. С. 173-187.Кечайкина Е.М., Бояркина Л.М. Правовое регулирование государственного (муниципального) внешнего долга как института обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. 2020. С. 12-19.Кирова И.В., Попова Т.Л. Экономические санкции: история и современность // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2015. С. 6.Кирова И.В., Ростова Д.В. Эффективное развитие российской экономики: препятствия и пути их преодоления // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. С. 100-107.Князев Ю. Долговой кризис в мире и проблема задолженности стран и Центрально-Восточной Европы на фоне всеобщего долгового кризиса/Ю.Князев, Н.Куликова. Москва: Институт экономики РАН, 2013. С. 57.Кульбида М. Сотрудничество международных финансовых организаций со странами Восточной Европы / М. Кульбида // Научный вестник Херсонского государственного университета (Экономические науки). 2015. С. 24-29.Макконел К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 2. / К.Макконел, С.Брю. Москва: Республика, 1992. С. 400.Макроэкономика : учебник для вузов / под общ.ред. В. Ф. Максимовой. М. :Юрайт, 2023. 155 с. // Образовательная платформа Юрайт : сайт. URL: https://urait.ru/bcode/531617 (дата обращения: 15.05.2024).Миклашевская Н. Внешний долг: актуальные вопросы теории и практики//Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика / Н.Миклашевская. 2013. № 1. С. 19-35.Успенская А.А. Анализ эффективности проведения долговой политики в России: проблемы и пути их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. С. 186-195.Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»Чугунов И.Я. Долгострочная бюджетная стратегия в системе економической цикличности // Вестник КНТЭУ 2014. С. 64-77.Чугунов И.Я. Институциональная архитектоника бюджетной системы // Финансы Украины. 2008. С. 3-10.Шахова Г.Я. Современные тенденции в методологии бюджетного прогнозирования // Научно-исследоваотельский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. С. 61-70.

1. Аврамчикова Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата/Н. Аврамчикова. Москва: Издательство Юрайт, 2019. С. 174.
2. Алексеенко Н., Экономическое содержание государственного долга как следствие бюджетного дефицита / Н. Алексеенко, С. Цыгакова // Финансы, учет, банки. 2018. Вып. 3 (24). С. 5-11.
3. Арчинов А. Теоретические основы управления государственным долгом // Научные исследования: от теории к практике. 2015. С. 334-336.
4. Балюк И. Об идентификации внутреннего и внешнего долга // Общество и экономика. 2017. С. 92-102.
5. Безновская В.В., Коваленко Н.В., Кузнецова Е.В. Денежно-кредитное регулирование инновационного развития экономики России // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2018. С. 13.
6. Буценко И. Внешний долг стран мира в условиях глобализации / И.Буценко, В.Селюнина // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2016. Т. 2 (68). С. 65.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024).
8. Госдолг России по итогам 2022 года приблизился к 23 трлн рублей [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2023/01/25/960321-gosdolg-rossii-po-itogam-2022-goda (Дата обращения: 16.05.2024).
9. Ждановская А. Внешний долг как форма экономической зависимости /А. Ждановская // Вестник ИЭ РАН. 2018. № 2. С. 173-187.
10. Кечайкина Е.М., Бояркина Л.М. Правовое регулирование государственного (муниципального) внешнего долга как института обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. 2020. С. 12-19.
11. Кирова И.В., Попова Т.Л. Экономические санкции: история и современность // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2015. С. 6.
12. Кирова И.В., Ростова Д.В. Эффективное развитие российской экономики: препятствия и пути их преодоления // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. С. 100-107.
13. Князев Ю. Долговой кризис в мире и проблема задолженности стран и Центрально-Восточной Европы на фоне всеобщего долгового кризиса/Ю.Князев, Н.Куликова. Москва: Институт экономики РАН, 2013. С. 57.
14. Кульбида М. Сотрудничество международных финансовых организаций со странами Восточной Европы / М. Кульбида // Научный вестник Херсонского государственного университета (Экономические науки). 2015. С. 24-29.
15. Макконел К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 2. / К.Макконел, С.Брю. Москва: Республика, 1992. С. 400.
16. Макроэкономика : учебник для вузов / под общ. ред. В. Ф. Максимовой. М. : Юрайт, 2023. 155 с. // Образовательная платформа Юрайт : сайт. URL: https://urait.ru/bcode/531617 (дата обращения: 15.05.2024).
17. Миклашевская Н. Внешний долг: актуальные вопросы теории и практики//Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика / Н.Миклашевская. 2013. № 1. С. 19-35.
18. Успенская А.А. Анализ эффективности проведения долговой политики в России: проблемы и пути их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. С. 186-195.
19. Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»
20. Чугунов И.Я. Долгострочная бюджетная стратегия в системе економической цикличности // Вестник КНТЭУ 2014. С. 64-77.
21. Чугунов И.Я. Институциональная архитектоника бюджетной системы // Финансы Украины. 2008. С. 3-10.
22. Шахова Г.Я. Современные тенденции в методологии бюджетного прогнозирования // Научно-исследовао тельский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. С. 61-70.