Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 52 52 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 20.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА 6
1.1. Сущность функциональной асимметрии мозга 6
1.2. Эволюционный аспект функциональной асимметрии мозга 9
1.3. Структурно-функциональная организация полушарий мозга 16
2. ЗНАЧИМОСТЬ ЗНАНИЙ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА 23
2.1. Применение знаний в учебной деятельности 23
2.2. Применение знаний при подготовке к экзаменам 28
2.3. Применение знаний в профессиональной деятельности 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список литературы 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35

Фрагмент для ознакомления

Многие авторы определяют особенности «правополушарного» мышления как способность к целостному восприятию множества объектов и явлений одновременно со всеми их аспектами. С «левополушарным мышлением», наоборот, связывается последовательное, аналитическое познание, а не синтетическое. Таким образом, правое полушарие формирует цельное представление о мире, в то время как левое постепенно собирает модель мира из отдельных, тщательно изученных деталей.Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что доминирующее положение полушария в психологической деятельности человека может оказывать существенное влияние на выбор профессии и успешность ее осуществления, а также в целом.Долгосрочный жизненный план. У юношей профессиональное самоопределение формируется в соответствии с общей жизненной перспективой и органично входит в нее. Это влияет на их профессиональное самоопределение через долгосрочные факторы: чем больше определений жизненных планов, тем выше уровень и степень сформированности профессиональных планов.Будьте уверены в правильности выбора эксперта. Для девушек жизненное и профессиональное самоопределение никоим образом не взаимосвязаны. Они характеризуются большей эмоциональностью и целеустремленностью и меньшейОбщее мировоззрение. Непосредственный замысел девушки в основном зависит от уровня познавательного интереса и эмоциональной возбудимости.У молодых людей на планирование ближайшего будущего сильное воздействие оказывают когнитивные показатели (способность к комбинаторному мышлению, общий уровень интеллекта) и уровень саморегуляции. Открытие о научном принципе «разделения труда» между правым и левым полушариями человеческого мозга представляет собой новый подход к его возможностям. Как уже отмечалось, равновесное состояние обоих полушарий мозга достаточно редкое явление, обычно преобладает одно из них. Поэтому выбор профессии, обучение в этой области и занятие работой, соответствующей преобладающему полушарию, повышает шансы человека на успех в той степени, в которой преобладающее полушарие превосходит по активности противоположное.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе работы над курсовым проектом было изучено понятие межполушарной асимметрии головного мозга и установлена связь между этой асимметрией и познавательными способностями и эмоциональной личностной сферой. Также были исследованы функции полушарий. Результаты исследования среди студентов группы n ГУП подтвердили теорию, выдвинутую в проекте: были обнаружены различия в доминировании полушарий у студентов группы n, и это подтверждает, что асимметрия полушарий головного мозга влияет на формирование психофизиологических особенностей каждого человека. Таким образом, цель работы была достигнута. Несмотря на некоторые расхождения в показателях по разным тестам, результаты исследования по изучаемой проблеме у студентов группы n можно считать достаточно точными. Тема исследования и его результаты могут заинтересовать в первую очередь самих студентов, особенно в период подготовки к ОГЭ и выбору будущей профессии. Эта тема также может быть важной для педагогов, так как в современном мире актуальным является вопрос об организации системы обучения и воспитания с учетом особенностей обучающихся и функционирования их головного мозга.В заключении хотелось бы представить некоторые практические рекомендации людям, занимающимся воспитанием и обучением студентов:Важно помнить, что функциональная асимметрия полушарий является эволюционным явлением. Симметрия функций может привести к врожденному слабоумию, проявляющемуся в неспособности усваивать влияние социальной среды. Для нормального нервно-психического развития необходимо наличие асимметрии функций полушарий, что позволяет социальной среде влиять на функциональное состояние мозга.При воспитании и обучении важно учитывать особенности межполушарной асимметрии и гендерную специфику латерализации полушарий.При любой асимметрии полушарий необходимо развивать межполушарное взаимодействие для повышения интеллектуальной активности и успешного обучения.Межполушарную асимметрию головного мозга следует учитывать при выборе методов проверки знаний и оценки учащихся. Для левополушарных учащихся предпочтительны письменные опросы с неограниченным временем выполнения и вопросы «закрытого» типа, а для правополушарных учащихся подойдут устные опросы, задания с «открытыми» вопросами и фиксированным временем выполнения.Список литературыАлександров С.Г. Ф 94 Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга: учебное пособие для студентов/ С.Г. Александров: ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрав России, Кафедра нормальной физиологии. - Иркутск: ИГМУ, 2014. - 62 с.Анатомия и физиология человека: учебник / Н. И. Федюкович, И. К.Гайнутдинов. - Изд. 21-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 510 с.Брагина Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина,Т.А. Доброхотова. - М.: Медицина, 2009. - 240 с.Гайтон, А. К. Медицинская физиология / А. К. Гайтон, Дж. Э. Холл /пер. с англ.; под ред. В. И. Кобрина. - М.: Логосфера, 2009. - 1296 с.Глазачева, Е. Г. Ионкиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 136 с.Корабельникова Е. А. Сновидения и межполушарная асимметрия /Е. А. Корабельникова, В. Л. Голубев // Журнал неврологии и психиатрии. - 2010. - № 12. - С. 51-52.Межполушарная асимметрия мозга [Электронный ресурс]/ http://mozgius.ru/mezhpolusharnaya-assimetriya.htmlНаглядная физиология: учебное пособие / Джереми Уард, РоджерЛинден, Роб Кларк ; пер. с англ. Е. Г. Ионкиной, О. С. Глазачева ; под ред. О. С. - с. 45-49.Cпингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга [Электронный ресурс]/ https://studfiles.net/preview/399158Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. - М.: Научный мир, 2009. - 836 с.Журнал невропатологии и психиатрии. -2011. - Т. 81, № 9. - С. 1367-1375.Физиология и основы анатомии: учебник / под ред. А. В. Котова, Т. Н.Лосевой. - М.: ОАО «Издательство «Медицина»», 2011. - 1056 с.: ил.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга Левое полушарие Правое полушариеОсновная специальность левого полушария - логическое мышление, которое фактически управляет лишь выполнением следующих функций: Левое полушарие отвечает за речевые навыки. Контролируйте речь, навыки чтения и письма, запоминайте факты, имена, даты и их написание. Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Это позволит проанализировать все факты.Числа и математические символы также распознаются левым полушарием. Буквальное понимание слов: Левое полушарие способно понимать только буквальное значение слов.Последовательная обработкаинформации: Информация обрабатывается поэтапно левым полушарием. Математические навыки: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический и аналитический подход, необходимый для решения математических задач, также является продуктомлевого полушария.Управление движением правой стороны тела.Основная особенность правого полушария - интуиция. Отвечает за выполнение следующих функций: Обработка невербальной информации: Она выражается не в словах, а в символах и образах. Пространственная ориентация: Правое полушарие обычно отвечает за восприятие местоположения и пространственную ориентацию.Вы можете ориентироваться в окружающей среде и создавать мозаичные изображения или головоломки. Музыкальность: Музыкальные способности и способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, тогда как за музыкальное образование отвечает левое полушарие. Метафоры: С помощью правого полушария мозга мы понимаем метафоры и результаты работы воображения других людей. Воображение: Правое полушарие дает нам способность мечтать и мечтать. Художественные способности: Правое полушарие отвечает за творческие художественные способности. Эмоции: Эмоции не являются продуктом работы правого полушария, но они более тесно связаны с правым полушарием, чем с левым. Параллельная обработка информации: Правое полушарие может обрабатывать множество различных типов информации одновременно. Правое полушарие также может распознавать лица, что позволяет нам в целом распознавать многие черты лица. Контролируетдвижения левой стороны телаПриложение 2Комплексный метод определения ведущего полушария (Яссман Л.В., Даниленко В.Н., 1999)Этот метод основан на проведении нескольких тестов, которые оценивают доминирующий глаз, доминирующую руку и доминирующую сторону вращения. Испытуемому предлагается последовательно выполнять задания, затем оценивать выполнение задания и определить доминирующее полушарие (каждый пункт оценивается одним баллом). Задание и критерии оценки приведены в таблице.Выполняемое задание Оценка ведущего полушарияПереплести пальцы рукСверху большой палец правой руки - ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки - правоеИспытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно закрывает правый и левый глаз Карандаш смещается при закрытии правого глаза - ведущее полушарие левое, карандаш смещается при закрытии левого глаза - ведущее полушарие правое Имитировать позу НаполеонаКисть левой руки первой направляется к предплечью - плечу правой руки и оказывается сверху - ведущая рука левая, ведущее полушарие - правое; кисть правой руки первой направляется к предплечью - плечу левой руки - ведущая рука правая, ведущее полушарие - левоеИмитировать аплодисментыСверху находится правая рука - ведущее полушарие левое, сверху находится левая рука - ведущее полушарие правое Провести прямую вертикальную черту, разделяющую чистый лист бумаги на две части Линия ближе к правому краю листа - ведущее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа - ведущее полушарие левое Нарисовать треугольник и квадрат сначала левой рукой, затем правой рукой Лучше и быстрее нарисованы фигуры правой рукой - ведущее полушарие левое, лучше и быстрее нарисованы левой рукой - ведущее правое Поставить произвольное количество палочек левой рукой, а затем правой рукой Больше поставлено палочек правой рукой - ведущее полушарие левое, левой рукой - правое, одинаковое количество обеими руками - правоеНарисовать круг, завершив его стрелкойСтрелка указывает направление против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, по часовой стрелке - правоеСидя на стуле, положить ногу на ногуСверху правая нога - ведущее полушарие левое, сверху левая нога - правое Стоя покружится в удобную сторону Кружиться против часовой стрелки - ведущее полушарие левое, кружиться по часовой стрелке - правоеБыстро моргнуть одним глазомБыстро моргает правый глаз - ведущее полушарие правое, левый глаз - левое. Быстрее моргает не доминирующий глаз Итоговая оценка = ((Сумма баллов левого полушария - Сумма баллов правого полушария) / 11) * 100Полученный показатель составляет: Больше или равен 30 - полное доминирование левого полушария.От 10 до 30 - неполное доминирование левого полушария.От 10 до 10 - неполное доминирование правого полушария.Ниже 10 - полное доминирование правого полушария.По результатам выполнения всех заданий для каждого испытуемого делается вывод о доминировании правого или левого полушария или об отсутствии выраженного доминирования.Приложение 3Комплексный метод определения ведущего полушария (Яссман Л.В., Даниленко В.Н., 1999) Результаты исследования№ п/пТип доминированияОбщие показатели по группе (в %)Результаты в группе. Девочки (в %)Результаты в группе. Мальчики (в %)1Полное доминирование правого полушария302537,52Неполное доминирование правого полушария151712,53Полное доминирование левого полушария 202512,54Неполное доминирование левого полушария353337,5Сумма показателей№ п/пТип доминированияОбщие показатели по группе (в %)Результаты в группе. Девочки (в %)Результаты в группе. Мальчики (в %)1Доминирование правого полушария4542502Доминирование левого полушария555850Приложение 4Визуальный индиго тест Автор теста: психолог Владимир Пугач Автор картинки: психофизиолог Nobuyuki KayaharaЭтот тест может помочь определить, какое полушарие мозга более активно. Он показывает состояние и характеристики перцептивного (субъективного) пространственного восприятия, которые мозг обрабатывает и «видит» в данный момент. Особенно это касается рук. Другими словами, человек, у которого функционируют как левое, так и правое полушария мозга.Тестирование Устройтесь поудобнее. На картинке вы видите силуэт, вращающийся фигуры.1-й этап. Психологическая настройка.Психологическая настройка вашего мозга длится примерно 2 мин.2-й этап. Собственно тестирование.Если фигура постоянно вращается только по часовой стрелке, это означает, что у вас доминирует левое полушарие и доминирует мозговая активность левого полушария. Это способность говорить и выражать логику, считать и мыслить.Вращение происходит только против часовой стрелки - доминирует правое полушарие, и в основном доминирует деятельность правого полушария - интуиция, образное мышление, музыкальность и чувство ориентации в пространстве и времени.Если фигура вращается поочередно, то в одну, то в другую сторону - это признак обеих рук, то есть работы левого и правого полушарий. У некоторых людей это переключение в повороте контура происходит, когда голова наклоняется вправо, а затем влево. У других, когда взгляд сфокусирован на лице, можно заметить изменение направления вращения.Приложение 5Результаты визуального индиго теста№ п/пТип доминированияРезультат по комплексному методу по группе № 1Результат индиго теста по группе №2Среди девочекСреди мальчиков1Полное доминирование правого полушария30925737,5122Полное доминирование левого полушария2059257212,5383Неполное доминирование правого и левого полушария.Амбидекстрия503250215050Приложение 6 Лицевой экспресс - тест Дж. Джейна на выявление полушарной асимметрииВзгляните на этотрисунок и покажите, какие два лица, по вашему мнению, будут более счастливыми и удовлетворенными. Если оно все еще существует, то доминирует ваше правое полушарие, а если оно правильное, то доминирует ваше левое полушарие.Рисунок 1. Пример экспресс - теста Дж. ДжейнаПриложение 7 Результаты экспресс - теста Дж.Джейна на выявление полушарной асимметрии№ п/пТип доминированияРезультат по комплексному методу по группеРезультат экспресс - теста по группеСреди девочекСреди мальчиков1Правое полушарие 50 (девочки - 42%, мальчики - 50%)20(девочки - 100%)33-2Левое полушарие50 (девочки - 58%, мальчики - 50%)80 (девочки - 50%, мальчики - 50%)67100Приложение 8 Тест для определения типа характера Тест 1. Ведущая рука. Если при переплетении пальцев рук, сверху оказывается левый палец, то вы помечает. для себя «Л», если правой - «П». В общем случае «Л» связано с более эмоциональным складом личности, «П» - с аналитическим. Тест 2. Ведущий глаз. Необходимо посмотреть на какой-либо предмет через прицел. Если закрыть ведущий глаз «П», то предмет сместиться относительно прицела. Если закрыть не ведущий глаз «Л», то смещения не будет. В общем случае ведущий глаз «П» соответствует твердому, настойчивому, более агрессивному характеру, «Л» - более мягкому и уступчивому.Тест 3. Поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, необходимо отметить «Л», правая - «П». в общем случае левая рука сверху указывает на способность к кокетству, правая - на простодушие.Тест 4. Аплодирование. При совершении правой рукой помечаем «П», левой - «Л». В общем случае аплодирование правой рукой говорит о более решительном характере, левой о нерешительности, стремлению к повышенному обоснованию своих поступков. После прохождения этих четырех тестов должна получится комбинация их четырёх букв (буквы располагаются в порядке нумерации тестов). Определяем, как сочетание работы полушарий мозга влияет на психотип личности.ПППП - для вас характерен консерватизм, направление на общепринятого мнения (стереотипа). Вы не любите конфликтовать, споры и ссориться.ПППЛ - определяющей чертой вашего характера является нерешительность.ППЛП - вас характеризует качество, целеустремленность, чувство юмора, артистизм. При общении с вами необходимы юмор и решительность. Очень контактный тип характера.ППЛЛ - редкий тип характера. Мягкий. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).ПЛПП - тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность.ПЛПЛ - слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены различному влиянию.ЛППП - такое сочетание встречается очень часто. Основная черта - эмоциональность. Сочетающаяся с недостаточной настойчивостью.ЛППЛ - характерны мягкость, наивность. Требует особого, внимательного отношения к себе.ЛЛПП - вам присуще дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.ЛЛПЛ - в вашем характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость. Очень редкий тип характера, практически не встречается у мужчин.ЛЛЛП - вы эмоциональный, энергичный, и решительный человек, но часто наспех принимаете решения, которые приносят серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. Мужчины с таким характером менее эмоциональны.ЛЛЛЛ - у вас антиконсервативный тип характера. Способны на старые вещи взглянуть по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящее в замкнутость.ЛПЛП - самый сильный тип характера. Вас трудно в чем-либо убедить. Вы с трудом меняете свою точку зрения. Но в то же время вы энергичны, упорно добиваетесь поставленных целей. ЛПЛЛ - вы настойчивы в достижении поставленных целей. Обладатели такого характера - люди неуступчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к самоанализу; с трудом находят себе новых друзей.ПЛЛП - у вас легкий характер. Вы умеете избегать конфликтов, любите путешествовать. Легко находите друзей. Однако вы часто меняете свои увлечения.ПЛЛЛ - вам присущи непостоянство и независимость, желание все сделать самому. Способность анализировать помогает вам успешно решать сложные задачи. Обычно вы кажетесь мягким, но становитесь требовательным и даже жестким, когда доходит до дела. Приложение 9Результаты тестирования. Психологический портрет учащихся группы n№ теста«П» всего от группы %«П» доля девочек %«П»Доля мальчиков %«Л»Всего от группы %«Л»Доля девочек %«Л»Доля мальчиков %1654520351520240301060303036035254025154604020401030Приложение 10Тестирование. Психологический портрет учащихся группы nНомер участникапол123401ЖЛЛПП02ЖЛЛПП03ЖЛППП04ЖЛПЛП05ЖПППП06ЖППЛП07ЖЛПЛП08ЖЛПЛП09ЖЛЛПЛ10ЖЛЛПЛ11ЖЛЛПЛ12ЖПЛЛЛ13МПППП14МЛПЛЛ15МПЛПП16МПЛЛП17МПЛЛП18МЛЛПЛ19МЛЛПЛ20МЛЛПЛПриложение 11Параметры учета психофизиологических возможностей учащихся и организации дифференцированного подхода в обучении Условия и этапы организации обученияПравополушарные учащиесяЛевополушарные учащиесяПространственная организацияРабочая полусфера - леваяРабочая полусфера - праваяЦветовая организация Светлая доска, темный мелТемная доска, светлый мел Условия, необходимые для успешной учебной деятельностиГештальт (образы), контекст. Связь информации с реальностью, практикой. Творческие задания. Эксперименты. Музыкальный фон. Речевой и музыкальный ритмТехнология, детали. Абстрактный линейный стиль изложения информации. Неоднократное повторение учебного материала. Тишина на уроке Формирование мотивации Завоевание авторитета. Престижность положения в коллективе. Установление новых контактов. Социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности. Глубина знаний. Высокая потребность в умственной деятельности. Потребность в образовании Восприятие материалаЦелостное. Интонационная сторона речи. Визуалы (зрительное). ОбязательныеДискретное (по частям). Смысловая сторона речи. Аудиалы (слуховое)Переработка информации Быстрая, холистическаяМедленная, последовательная Интеллект Невербальный, интуитивный, практический Вербальный, логический, теоретический Деятельность Приверженность практике. Чувство тела, чувство ритма. Координация движений, пространственная от целого к части. Отсутствие желания проверять работу Приверженность теории. Чувство ритма. Анализирование от части к целому. Наличие желания проверять работуРечь Интонация Синтаксис, семантика, смысл. Структура речи Эмоции Экстравертированность. Отрицательные эмоции (страх, печаль, гнев, ярость)Интровертированность. Положительные эмоции (радость, наслаждение, счастье) ПамятьНепроизвольная, наглядно- образная. Визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности)Произвольная. Знаковая. Слуховая Мышление Наглядно - образное Оперирование с образами. Спонтанное. Эмоциональное. Интуитивное, трехмерное (в пространстве). Инсайт (озарение)Абстрактно - логическое. Оперирование цифрами, знаками. Формальное. Рациональное. Программируемое. Двухмерное (на плоскости)Коммуникативность Ориентация на свое тело Ориентация на социум Творчество Образы, эмоции, чувства, ритмНоты, технология, структура, инструментыПрофессияЧеловек - человек. Человек - природа. Человек - искусство Человек - машина. Человек - знак

1. Александров С.Г. Ф 94 Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга: учебное пособие для студентов/ С.Г. Александров: ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрав России, Кафедра нормальной физиологии. - Иркутск: ИГМУ, 2014. - 62 с.
2. Анатомия и физиология человека: учебник / Н. И. Федюкович, И. К. Гайнутдинов. - Изд. 21-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 510 с.
3. Брагина Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. - М.: Медицина, 2009. - 240 с.
4. Гайтон, А. К. Медицинская физиология / А. К. Гайтон, Дж. Э. Холл / пер. с англ.; под ред. В. И. Кобрина. - М.: Логосфера, 2009. - 1296 с.
5. Глазачева, Е. Г. Ионкиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 136 с.
6. Корабельникова Е. А. Сновидения и межполушарная асимметрия / Е. А. Корабельникова, В. Л. Голубев // Журнал неврологии и психиатрии. - 2010. - № 12. - С. 51-52.
7. Межполушарная асимметрия мозга [Электронный ресурс]/ http://mozgius.ru/mezhpolusharnaya-assimetriya.html
8. Наглядная физиология: учебное пособие / Джереми Уард, Роджер Линден, Роб Кларк ; пер. с англ. Е. Г. Ионкиной, О. С. Глазачева ; под ред. О. С. - с. 45-49.
9. Cпингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга [Электронный ресурс]/ https://studfiles.net/preview/399158
10. Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. - М.: Научный мир, 2009. - 836 с.
11. Журнал невропатологии и психиатрии. - 2011. - Т. 81, № 9. - С. 1367-1375.
12. Физиология и основы анатомии: учебник / под ред. А. В. Котова, Т. Н.
Лосевой. - М.: ОАО «Издательство «Медицина»», 2011. - 1056 с.: ил.