Государственное управление сферой труда и занятости.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 37 37 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 20.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Основы государственного управления сферой труда и занятости 5
1.1. Концепция государственного управления в сфере труда и занятости 5
1.2. Занятость и безработица: понятия и определения 13
ГЛАВА 2. Анализ механизмов государственного регулирования в сфере труда и занятости 21
2.1 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 21
2.2 Службы занятости населения: федеральные службы, региональные службы, фонды занятости 26
Заключение 34
Список используемой литературы 36

Фрагмент для ознакомления

д.). От успешности реализации программ по содействию трудоустройства населения во многом зависит состояние нашего общества. В рамках государственной системы регулирования занятости населения создана и осуществляет работу сеть служб и фондов. Создание иерархической (многоуровневой) системы регулирования занятости населения определяется не только необходимостью в территориальной близости и доступности подобных организаций для населения и наоборот, но и осознанием факта наличия производственной специализации регионов, особенностей демографических и социальных характеристик населения. В силу этого становится очевидным необходимость применения не только общегосударственных мер и гарантий по содействию трудоустройства граждан, но и разработки ситуативного подхода, регионально ориентированных мер и методов по работе с населением в рамках трудоустройства и занятости населения. Таким образом, выделяютсяфедеральные службы и региональные службы занятости. Все структурные подразделения находятся в подчинении соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функционирование системы служб занятости осуществляется на основе единой цели - содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также содействие улучшению условий и охраны труда.Во имя реализации своей цели органы службы занятости на безвозмездной основе получают от органов государственной статистики, налоговых органов все необходимые сведения для выполнения своих функций, а также предоставляют им материалы своей работы. В рамках разработки и реализации программ по содействию в трудоустройстве и занятости службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, предприятий, организаций, учреждений все необходимые сведения. На основе состояния и перспектив экономического развития местных, региональных территориальных единиц и страны в целом органы служб занятости при совместном (партнерском) участии работодателей и членов общественных организаций и соответствующих органов власти создают программы по содействию в трудоустройстве и занятости населения. В свою очередь, органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ. Деятельность федеральной и региональных служб занятости строится на основе определения кризисных территорий - республик, областей, автономий, а в каждом из них - городов и районов по показателям безработицы и низкой занятости населения. Детально изучая положение дел, производится разработка и реализация программ по содействию занятости населения. Финансовую поддержку для реализации программных механизмов службы занятости находят в фондах занятости."Государственный фонд занятости населения РФ является внебюджетным фондом РФ и федеральной государственной собственностью и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Средства фонда занятости формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение Закона РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции от 20 апреля 1996 г., и аккумулируются на счетах учреждений Центрального банка РФ, других уполномоченных банков".В последнее время наиболее значимым в деятельности службы занятости является вопрос о степени эффективности ее деятельности. Со стороны контролирующих органов проводится всесторонняя оценка деятельности федеральной службы занятости и ее территориальных подразделений. Однако самой показательной и объективной является оценка экспертами показателей, отражающих конечные результаты ее работы.Зачастую при оценке работы органов служб занятости определяется динамика уровня спроса и предложения рынка труда, степень реализации своего трудового потенциала безработными и удовлетворенность кадровым предложением работодателя. Таким образом, чем выше роль службы занятости (общероссийской, региональной, местной) в организации рынка труда, тем ее деятельность является более эффективной, заслуживающей самых высоких оценок.Деятельность федеральной службы занятости осуществляется строго в рамках системы нормативно-правового регулирования сферы труда и занятости населения и установленного Правительством РФ Постановления № 156 от 6 апреля 2004 г. "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости (с изменениями на 28 января 2011 года)". В соответствии с данным Постановлением Федеральной службе занятости предписывается следующее:"1. Установить, что Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. 2. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 3. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В ведении Федеральной службы по труду и занятости находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) (п. 3 в ред. постановления Правительства РФ от 27.05.2004 N 252).4. Основными функциями Федеральной службы по труду и занятости являются:а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;б) деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в закрепленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;в) организация альтернативной гражданской службы;г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров", в том числе: "- содействие гражданам в поиске подходящей работы; - подбор работодателям необходимых работников; - бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения; - профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка; - обеспечение социальной поддержки; - направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство; - осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; - выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы".В настоявшее время деятельность службы занятости обременена целым рядом обстоятельств, возникающих в условиях нестабильной социально-экономической среды нашего общества. Являясь одним из механизмов государственного регулирования в сфере труда, система службы занятости на всех уровнях должна осуществлять чуткую и гибкую деятельность, способную своевременно реагировать на динамику происходящих явлений. Эффективность работы службы занятости населения также зависит от соответствия разрабатываемых и внедряемых программ по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость региональным особенностям рынка труда. Полагается, что государственные службы занятости в настоящее время не способны выполнять свою функцию по регулированию рынка труда в полной мере. В настоящее время проблема занятости населения остается одной из самых актуальных. На фоне экономической нестабильности многие учреждения и компании могут приостановить свою деятельность на определенное время или стать банкротами. Следовательно, все сотрудники этих предприятий, которые ранее работали на них, будут лишены возможности трудоустройства. Однако, далеко не всем предоставляется возможность трудоустройства в центрах занятости. В большинстве случаев они остаются на учете по причине отсутствия необходимых навыков или же возраста для получения соответствующей профессии.Сегодня особенно остро стоит вопрос о конкуренции на рынке труда в связи с наплывом беженцев. Также, в период окончания учебного года наблюдается увеличение количества безработных. Это обусловлено тем, что ВУЗы и профильные учебные заведения имеют большое количество студентов, а их трудоустройство не представляется возможным сразу.Проблемы, которые были известны всегда, не привлекали особого внимания, хотя они и существовали. За последние годы государственные службы занятости стали уделять больше внимания решению этих проблем. В связи с изменениями в политике по отношению к рынку труда, появилась возможность замещения вакантных мест после посещения регулярно организуемых ярмарок вакансий и других подобных мероприятий. Служба занятости играет ключевую роль в формировании рынка труда, и не отметить это просто невозможно. В качестве примера можно привести деятельность государственных органов, которые занимаются перепрофилированием, переподготовкой и обучением работников, а также оказывают помощь в трудоустройстве граждан.Помимо этого, службы занятости занимаются сбором информации о количестве безработных граждан, которые уже трудоустроены, а также определении перечня профессий, которые являются наиболее востребованными. Это помогает им составлять статистику и план действий по борьбе с безработицей. Но несмотря ни на что, служба занятости не может решить главную проблему.Таким образом, анализ и исследование состояния рынка труда является основой для разработки эффективных механизмов, которые будут способствовать созданию эффективной службы занятости населения. Одновременно с этим государство должно обеспечивать поддержку экономики, осуществлять эффективное управление и контроль над системой занятости.Направления деятельности служб, которые занимаются организацией труда и занятости населения, должны постоянно совершенствоваться и адаптироваться к изменениям экономической ситуации в стране и регионам, оказывающим влияние на рынок труда. В их деятельности лежит задача разработки и внедрения эффективных методов и программ по содействию занятости населения, которые помогут не только снизить уровень социальной напряженности в обществе, но и укрепить экономику региона и страны в целом.При сегодняшних условиях мобильность является одним из ключевых факторов для стабилизации экономики и улучшения экономической ситуации. Это способность работников и их семей, в случае необходимости, изменять место своего проживания с одного региона на другой. Эта особенность, в свою очередь, может повысить эффективность и производительность экономики в целом.Таким образом, подводя итог, следует сделать акцент на том, что несмотря на то, что службы занятости предоставляют своим клиентам множество услуг, они не могут полностью контролировать ситуацию на рынке труда. Только правильная политика государства, направленная на стабилизацию рынка труда и наделение служб занятости большими полномочиями, может привести к положительным результатам на рынке труда.ЗаключениеТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых,рынок труда, как и любой другой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения. Но специфика труда, являющегося предметом купли-продажи, обуславливает ряд особенностей формирования спроса и предложения на труд, поддержания равновесия. Главным следствием неправильной государственной политики на рынке труда является безработица.Современное общество, находясь в условиях модернизации и трансформации социально - экономических процессов, возлагает на государство ответственность за поддержку и защиту интересов и прав своих граждан. В связи с этим, одной из самых актуальных проблем является проблема состоятельности и соответствия государственной социальной политики в отношении регулирования сферы труда и занятости населения. Предопределяя жизнь человека и общества, труд является главным элементом, отвечающим за качество жизни, стабильность и развитие общественных процессов. Следовательно, эффективная система государственного регулирования сферы труда и занятости является гарантом не только стабильной и достойной жизни человека, но и механизмом, отвечающим за развитие всех стон общественной жизнедеятельности. Во-вторых, современное общество характеризуется модернизацией и трансформацией всех общественных систем, что неминуемо отражается на состоянии рынка труда. В раздел наиболее актуальных попадают вопросы о профессиональной востребованности и подготовки, об уровне заработной платы, об условиях труда, о льготах для отдельных категорий граждан, о гарантиях социального обеспечения, об обеспечении социальной защиты работников, о содействии в трудоустройстве и др. Данные вопросы во многом носит стратегический характер, определяющая роль в их решении отведена государству. Регулирование сферы труда и занятости населения является одной из приоритетных задач в рамках государственной социальной политики, где рынок труда, является объектом государственного регулирования.В-третьих, правовая база в сфере труда и занятости населения включает в себя как наднациональный, так и национальный уровень - начиная от норм международного права и заканчивая нормативными актами местного самоуправления. И только при взаимосвязанном и взаимодополняющем воздействии всех нормативно-правовых актов достигается наибольшая эффективность в управлении сферой труда и занятости населения.Трудовое законодательство, являясь одним из механизмов регулирования сферы труда и занятости населения, призвано выполнять следующие задачи: создание оптимальных правовых условий, осуществляющих взаимную согласованность и взаимозависимость интересов субъектов рынка труда. В рамках достижения эффективного трудового законодательства со стороны государства требуется постоянная корректировка нормативно-правовых положений с учетом актуальных изменений, затрагивающих состояние рынка труда.Список используемойлитературыНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024)Научная и учебно-методическая литератураБатурин, Л.А. Экономика социальной сферы / Л.А. Батурин, В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Г.Г. Уварова, Ю.А. Мащенко. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2023 - 528 с.Блудова, С. Н., Экономика : учебное пособие / С. Н. Блудова, А. П. Новосельцева, М. А. Эренценова, В. А. Гладилин. — Москва :Русайнс, 2022. — 239 с.Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.Васильева, Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. - М.: Юрайт, 2018. — 191 c.Днепров, М. Ю. Экономическая теория : учебник для вузов / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с.Топунова, И. Р., Экономическая теория (политическая экономия) : учебное пособие / И. Р. Топунова. — Москва :Русайнс, 2022. — 362 с.Периодические изданияЛеманова П.В. Теории рынка труда. Функционирование механизмов рынка труда / П.В. Леманова // Успехи современной науки. - Белгород, 2016. - Т. 3. № 7. - С. 26-28.Муравьева А.А. Государственное регулирование рынка труда / А.А. Муравьева // Вестник Самарского университета. Сер. Экономика и управление. - Самара, 2015. - № 2 (124). - С.246 - 250.Насакина Л.Н. Рационализация системы и механизмов муниципального управления трудоустройством населения / Л.Н. Насакина // Управление мегаполисом. Научно-теоретический и аналитический журнал. — М.: Изд-во НИК «Контент-Пресс», 2013. - № 5(35). - С. 44-51.Токсанбаева,М.С. Влияние политики занятости на структуру рабочей силы / М.С. Токсанбаева, Ю.А. Лежнева. // Экономическая наука современной России. – 2020, № 4. – С. 62-64Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2023. - №12. – С. 22-23 Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2023. - №2– С. 74Другие источникиСловари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 21.05.2024)

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024)
Научная и учебно-методическая литература
3. Батурин, Л.А. Экономика социальной сферы / Л.А. Батурин, В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Г.Г. Уварова, Ю.А. Мащенко. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2023 - 528 с.
4. Блудова, С. Н., Экономика : учебное пособие / С. Н. Блудова, А. П. Новосельцева, М. А. Эренценова, В. А. Гладилин. — Москва : Русайнс, 2022. — 239 с.
5. Борисов, Е. Ф. Экономика: учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
6. Васильева, Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. - М.: Юрайт, 2018. — 191 c.
7. Днепров, М. Ю. Экономическая теория : учебник для вузов / М. Ю. Днепров, О. В. Михайлюк, В. А. Николаев. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 216 с.
8. Топунова, И. Р., Экономическая теория (политическая экономия) : учебное пособие / И. Р. Топунова. — Москва : Русайнс, 2022. — 362 с.
Периодические издания
9. Леманова П.В. Теории рынка труда. Функционирование механизмов рынка труда / П.В. Леманова // Успехи современной науки. - Белгород, 2016. - Т. 3. № 7. - С. 26-28.
10. Муравьева А.А. Государственное регулирование рынка труда / А.А. Муравьева // Вестник Самарского университета. Сер. Экономика и управление. - Самара, 2015. - № 2 (124). - С.246 - 250.
11. Насакина Л.Н. Рационализация системы и механизмов муниципального управления трудоустройством населения / Л.Н. Насакина // Управление мегаполисом. Научно-теоретический и аналитический журнал. — М.: Изд-во НИК «Контент-Пресс», 2013. - № 5(35). - С. 44-51.
12. Токсанбаева,М.С. Влияние политики занятости на структуру рабочей силы / М.С. Токсанбаева, Ю.А. Лежнева. // Экономическая наука современной России. – 2020, № 4. – С. 62-64
13. Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2023. - №12. – С. 22-23
14. Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2023. - №2– С. 74
Другие источники
15. Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 21.05.2024)