Воспитательный процесс в организации дополнительного образования детей
Заказать уникальную дипломную работу- 53 53 страницы
- 22 + 22 источника
- Добавлена 30.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты подготовки детей и подростков к участию в отчетном концерте 6
1.1 Концерт как вид музыкальной деятельности 6
1.2 Особенности и условия подготовки детей и подростков к участию в отчетном концерте 16
Глава 2. Порядок и организация подготовки детей и подростков к участию в отчетном концерте 23
2.1 Разработка порядка и организация подготовки детей и подростков к участию в отчетном концерте 23
2.2 Анализ организации и проведения отчетного концерта для подростков 31
2.3 Методические рекомендации по организации отчетного концерта 35
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение 51
Ребенок стремится показать свои достижения своим близким, в связи с этим родителей необходимо пригласить через руководителей творческих объединений.5. Накануне отчетного концерта руководитель коллектива должен эмоционально подготовить участников и особенно обратить внимание на их внешний вид. Настроение, с которым ребенок или подросток придет на отчетный концерт, в значительной мере повлияет на успех мероприятия, а подходящий внешний вид создаст эстетическое восприятие и дополнит приятные впечатления у зрителей.6. При работе с детьми и подростками всегда необходимо предусмотреть форс-мажорные обстоятельства и продумать замену выступающих.Необходимо тщательно продумать проведение и процедуры работы в костюмерных комнатах, где задействованы руководители творческих коллективов, родители и учащиеся. Важно обеспечить четкость и организованность в процессах переодевания, смены костюмов и выполнения причесок детей. Эффективное планирование и координация данных аспектов позволят избежать лишней суеты и негативных эмоций, способствуя тому, что педагоги и учащиеся смогут спокойно и сосредоточенно подготовиться к выходу на сцену. Также важно обеспечить своевременную и организованную доставку всех необходимых реквизитов и костюмов на место проведения отчетного концерта.Подведение итогов по мероприятию должна быть выполнена в течение трех дней после отчетного концерта, что даёт возможность оценить все аспекты проведения мероприятия, включая эффективность работы в костюмерных, и внести необходимые корректировки для будущих событий.Видеосъёмка, которая ведется во время концерта, играет значительную роль в оценке и анализе проведённого мероприятия. Она предоставляет организаторам отчетного концерта и руководителям творческих коллективов уникальную возможность наглядно оценить уровень мастерства участников. Благодаря записи можно детально проанализировать все выступления, выявить сильные стороны и те аспекты, которые требуют дальнейшей доработки, что особенно ценно для корректировки подготовки к будущим выступлениям.Комплекс мероприятий, включая тщательную организацию и проведение отчетного концерта, позволяет эффективно распределять время и задачи между всеми участниками. В результате такой организации достигается главная цель, которая заключается в успешном проведении мероприятия, которое оставит положительные впечатления как у участников, так и у зрителей.Следую представленным методическим рекомендациям, былапроведенасценарно-режиссерская работа по разработке и реализации проекта театрализованного концерта «Мы помним!».Обоснование выбора темы: в нашей стране каждый год отмечают день Великой Победы и отдают дань уважения тем, кто воевал за нашу Родину, но с каждым годом героев той войны становится все меньше, а вместе с ними уходит у подрастающего поколения историческая память. Много книг написано о жестоких битвах, о героях войны, но очень мало сказано о детях войны – о тех, кто был очень молод в те страшные годы. Они были маленькими детьми и прожили те страшные годы вместе со всей страной. Обоснование выбора темы театрализованного концерта «Мы помним!» заключается в том, что людей и детей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны, письма – это живые свидетельства из прошлого. Исходя из краткого обоснования выбора темы концерта, можно определить тему, идею, конфликт и сверхзадачу театрализованного концерта «Мы помним!». Театрализованный концерт «Мы помним!» посвящается «детям войны». Тема: взрослое детство «детей войны». Идея: цена Великой Победы-детские жизни. «Сверхзадача, - говорит Георгий Александрович Товстоногов, - режиссёрская концепция спектакля», «Мысль, которая оцарапала сердце художника». Сверхзадача театрализованного концерта «Мы помним!»: Хочу чтобы современные дети прочувствовали трагизм обстоятельств, в которые попали их сверстники. Сюжетно-режиссёрская концепция концерта была направлена на повествование о переживаниях «детей войны» посредством драматургию их писем, которые служили лейтмотивом и связующим элементом всех концертных номеров. Рассматриваемые письма помогали зрителю погружаться в атмосферу каждого выступления, обретая более глубокое понимание темы мероприятия.Сценографическое решение, использовавшее мотив трансформирующихся детских кроваток, значительно усиливало визуальное восприятие представления. Данный элемент не только подчёркивал невинность и уязвимость детского возраста, но и демонстрировал жестокость перелома, который наступает с началом военных действий. Тематический конфликт в постановке выражался посредством противостояния мирного детства и жестоких реалий войны, что создавало драматическое напряжение и эмоциональное воздействие на аудиторию.Перед началом работы над сценарием был разработан сценарный план, который охватывал все ключевые моменты мероприятия. Этапы плана оказали помощь организаторам в поддержке структурированности сценария и обеспечивали координацию всех элементов концерта для достижения целостного и согласованного выражения задумки.Рисунок 2 - Композиционная структура театрализованного концерта «Мы помним!»В концерте также использовались выразительные средства:1. Мизансценирование.2. Манера актерской игры. 3. Сценография и элементы оформления.4. Мизансцена – это комплексная режиссёрская техника, посредством которой демонстрируется позиционирование актёров на сцене, что является одним из наиболее выразительных приёмов в театре. Основная задача мизансцены заключается в передаче внутреннего мира персонажей и их взаимодействие с окружением, отразив эмоциональное состояние и мотивы действий. Режиссёр, используя мизансцену, стремится не только расположить актёров удобно и логично, но и раскрыть глубину персонажей, дать понять аудитории, что именно их движет, какие цели они перед собой ставят, и что их тревожит в данной ситуации.Хорошо продуманная мизансцена влияет на многие компоненты отчетного концерта: отражает и поддерживает основную линию повествования, помогает актёрам почувствовать себя увереннее на сцене, создавая необходимую атмосферу и делая взаимодействие более натуральным и убедительным. Данные элементы способствуют созданию целостного, глубоко проработанного образа, который захватывает внимание аудитории и делает историю запоминающейся.В театрализованном концерте были использованы различные виды мизансцен: − Диагональная – слева направо усиливает движение, начало чего-либо. Справа налево - затормаживает движение, конец чего либо, в целом удваивает объем − Точечная – для создания атмосферы хаоса, неразберихи, для выделения солиста − Шахматная – зрительное увеличение количества актеров на сцене − Полукруг – возможность видеть друг друга, визуально существует как преграда за пространством полукруга. Так, например, в самом начале театрализованного концерта, во время прочтения закадрового стихотворения о «детях войны» главные герои выходят на сцену на 2-ой план, в точечную мизансцену, которая создает атмосферу небольшого хауса, читают поочередно стихотворение поворачиваясь к зрителям. Во время песни «Дети войны» главные герои выходят со свечами в руках в шахматной мизансцене, данная мизансцена дает зрительное увеличение актеров. Работа с актерами. Работая с актерами, режиссер должен точно поставить задачи актерам, которые отвечают на вопросы «Кто мой герой?», «Что он делает?», «Зачем и почему он это делает?», очень важно окунуть их в атмосферу и временную историю, которой посвящен концерт. Важную роль в создании театрализованного концерта играет правильное распределение ролей, для этого была проведена первая встреча с участниками концерта. При распределении ролей, исходили из типажей актеров и их артистических способностей. Действующие лица в театрализованном концерте «Мы помним!» рассказывают историю о детях, которые погибли во времени Великой Отечественной Войны. В сценографии театрализованного концерта «Мы помним!» использовались кровати, которые были основным оформлением сцены. Кровать происходит от слова «кров», что означает укрытие, завеса. А значит, что кровать своего рода – это защищенное место, убежище, в которых дети могли прятаться от своего страха. Эти же кровати трансформировались во время концерта в ящики с оружием, боеприпасами, в кровати для госпиталя. Через них проходило все действие театрализованного концерта. Костюмами детей в самом начале театрализованного концерта являлись белые купальники и лосины, поверх белая накидка-как олицетворение ангелов. Костюмы исполнителей номеров соответствовали каждому номеру. В танцевальной композицией «Проводы» на мужчинах была военная форма, а на женщинах платья времен сороковых годов. Костюмы для вальса Фронтовых медсестёр состояли из военных медицинских халатов и военной формы. Музыка - один из важнейших элементов театрализованного концерта. Музыка несет в себе все функции драматургического элемента, создает единое целое с основной идеей концерта, влияет не только на зрителя, но и на творческое состояние актера. Музыка помогает ему сосредоточиться, войти в роль, влияет на творческое воображение, повышает тонус сценического состояния. В театрализованном концерте «Мы помним!» звучала большое количество сюжетной музыки: при выходе «детей-ангелов» звучал колокольный звон; в финале концерта исполнялась общая песня всех участников концерта «Ты помни, никогда не забывай!». Ввести условную музыку значительнее труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а также вокально-хоровые средства. Условная музыка может: − Эмоционально усилить диалог и монолог. − Характеризовать действующих лиц. − Подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля. − Обострять конфликт. В рамках театрализованного концерта «Мы помним!» были использованы условная музыка, которая звучала во время монологов детей, представляющих персонажей, переживших военные события. Такая музыкальная подложка не только усиливала эмоциональный фон рассказов, но и помогала глубже раскрыть внутренний мир персонажей, делая их переживания более ощутимыми для зрителей. Произведения, такие как «Березовые сны», «Прощай, любимый город», «Темная ночь» и «Алеша», заполняли пространство, подчеркивая при этом настроение и тематическую направленность момента.В дополнение к музыкальному сопровождению, в отчетном концерте активно применялись звуковые и шумовые эффекты. Они выполняли функцию усиления художественного воздействия на аудиторию и способствовали созданию атмосферы реалистичности событий на сцене. Звуки колокольного звона, сирены, сигнализирующей о начале военных действий, а также шумы войны и парка развлечений погружали зрителей в контекст времени, повышая эмоциональное напряжение и вовлеченность в происходящее на сцене.После выбора музыкального и звукового оформления для концерта была создана звуковая партитура. Этот документ, являющийся неотъемлемой частью режиссерской работы, фиксировал все аспекты звукового и шумового сопровождения, обеспечивая чёткость и организованность во время выполнения проекта театрализованного концерта.Для проекта театрализованного концерта «Мы помним!» была основана постановочная группа, в которую входили: художник по сцене и костюмам; светорежиссер; звукорежиссер; руководители творческих коллективов. В рамках подготовки отчетного концерта художник взял на себя ответственность за создание декораций и костюмов, а также за формирование видеоряда, который играл роль важного выразительного элемента шоу. Видеоматериал, который включал в себя в себя документальные кадры, фотографии и видеофрагменты, был тщательно подобран художником. Такие визуальные компоненты не только усиливали впечатления от номеров, но и добавляли представлению достоверности и исторической глубины.Светорежиссер, в свою очередь, занимался световым оформлением отчетного концерта. Качественно организованное световое сопровождение играет важную роль в создании атмосферы и помогает зрителям лучше воспринимать действо, среду и игру актёров на сцене. Эффектное световое решение делает каждый момент отчетного концерта более выразительным и запоминающимся, обогащая визуальную и эмоциональную составляющие представления.Звукорежиссёр взял на себя работу по разработке звукового решения для театрализованного концерта. В его обязанности входили контроль за живым звучанием, точную настройку звука и обеспечение его стабильного качества в течение всего мероприятия, независимо от изменений на сцене. Руководители художественных коллективов, в свою очередь, координировали подготовку и проведение вокальных и хореографических номеров, гарантируя при этом высокий уровень исполнения и организации каждого выступления.Репетиция − основная форма подготовки театрализованного концерта, предусматривающая чтения и обсуждения концерта, ее многократное исполнение по отдельным сценам, актам и всей в целом. Репетиция проводится под руководством режиссера. Виды репетиций: застольные, «в выгородке», монтировочные, прогонные и генеральные. Во время репетиций в выгородке: намечались и разрабатывались мизансцены и пластика персонажей; - искали характеры и взаимоотношения персонажей; актеры осваивали и постепенно заучивали тексты своих ролей. Далее были проведены монтировочные репетиции, где проходила отработка всего, что связано с оформлением и технической стороной концерта, велась работа с кроватями, с реквизитом и костюмами. Последующие репетиции концерта назывались прогонными, чьё основное назначение заключалось в выработке плавности и точности исполнения программы в соответствии с заранее установленной хронологией. Во время таких репетиций использовались декорации, реквизит и костюмы, что позволяло участникам адаптироваться к реальным условиям предстоящего выступления.Завершающей ступенью репетиционного процесса являлся генеральный прогон, проходящий в формате концерта, но без присутствия зрителей. На данном этапе все элементы — декорации, костюмы, реквизит, а также грим — были полностью готовы, что давало возможность участникам прочувствовать и отточить каждый аспект представления перед его официальным показом.Таким образом, разработанный нами проекта театрализованный проект «Мы помним!» может быть использован при реализации воспитательного процесса в организации дополнительного образования при проведении отчетного концерта.ЗаключениеПо результатам решения поставленных задач, получены следующие выводы. Концерт являясь формой культурной деятельности является важным элементом общекультурной среды и играет значительную роль в воспитании и образовании детей и молодежи.Организация и проведение отчетного концерта в учебном заведении должны не только отвечать высоким музыкальным стандартам, но и вписываться в рамки эстетических и воспитательных задач, что подразумевает выбор репертуара, который бы отражал образовательную программу и способствовал музыкальному просвещению учащихся. Значимым аспектом является также учет возрастных особенностей исполнителей и аудитории, что помогает оптимально настроить продолжительность и интенсивность отчетного концерта.Помимо технических аспектов, создание поддерживающей и вдохновляющей атмосферы на отчетном концерте имеет жизненно важное значение. Особенно это касается формирования среды, которая способствует творческому взаимодействию и поддержке между участниками, что стимулирует их интерес к музыке и желание совершенствования своих исполнительских навыков. Таким образом, отчетный концерт становится не просто показом достигнутых результатов обучения, но и платформой для дальнейшего развития и самосовершенствования каждого ученика.Одним из ключевых моментов является разнообразие выступлений, чтобы избежать однообразия в жанрах и настроении концертных номеров. Следует также учитывать интересы зрителей и стремиться к созданию целостного и гармоничного впечатления от концерта, что внесет позитивный вклад в культурное развитие и повышение уровня музыкального восприятия аудитории.В результате исследования далось воплотить в разработанном отчетном концерте различные музыкальные стилистики, разнообразные средства музыкального языка. Этот успех является результатом сформированных профессиональных качеств в процессе обучения, самостоятельно найденного психологического настроя на выступление.По результатам исследования, нами был разработан театрализованный проект «Мы помним!», который может быть использован при реализации воспитательного процесса в организации дополнительного образования при проведении отчетного концерта.Таким образом, задачи решены.Список использованных источниковНормативно-правовые актыПриказ Министерства культуры РФ от 5 мая 2014 г. № 763 «Об утверждении перечней должностей и профессий работников федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности» (не вступил в силу) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 4, ст. 373.ЛитератураАбраухова, В.В. Педагогика в системе дополнительного образования детей и взрослых: учебное пособие / В.В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 52 с. Аксютина, З. А. Категориальная система социального воспитания: концептуальные основы: монография/ З. А. Аксютина. Омск: Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ), 2022. – 248 с. Богданов, И.А. Постановка эстрадного номера. Учебное пособие / И.А.Богданов. − Изд. 2-е, испр. и доп. − СПб.: Изд-во СПБГАТИ, 2013. − 331 с.Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада) / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.Бороздина О.С. Педагогика: курс лекций: в 3 ч. Ч. 3: Педагогические технологии / О.С. Бороздина. – Вологда: ВИПЭФСИН России, 2013. – 158 с.Быков С.А. Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики / С.А. Быков, Ю. А. Быбина // Научный журнал. – 2018. – № 6 (29). – С. 101–103.Виноградова Т.В. Дидактическая игра как важный элемент на уроках математики в начальной школе / Т.В. Виноградова, Н.Г. Шмелёва // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.1 (21). – С. 125–126.Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада: М.: Классика-XXI, 2006. – 151 с.Дуков, Е.В. Концертная деятельность как социальная практика в истории европейской культуры : диссертация ... доктора философских наук : 24.00.01. - Москва, 1999. - 339 с.Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности : учебник для вузов / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под научной редакцией А. В. Каменца. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 158 с.Коновалов, В.М. Концертная деятельность любительского эстрадного коллектива [учебно – методическая программа] – М., МГУКИ, 2000. – 21 с. Никитина, Е. А. Общие рекомендации по подготовке учащихся к концертному выступлению / Е. А. Никитина // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 17-19. Кузнецов А. Н. Педагогический потенциал концерта как формы публичного выступления учащихся в студии музыкального театра // Наука и современность. 2013. №25-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-kontserta-kak-formy-publichnogo-vystupleniya-uchaschihsya-v-studii-muzykalnogo-teatra (дата обращения: 18.05.2024).Маслоу, А. Х. Мотивация и личность : учебник : / А. Х. Маслоу. – Москва :ДиректМедиа, 2008. – 947 с. Мезинов, В. Н. Научно-исследовательская работа студентов педагогических специальностей: учебно-методическое пособие к курсу по выбору / В. Н. Мезинов ; Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. – Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2012. – 103 с. Педагогическое проектирование : учебное пособие : [16+] / Р. Р. Алиева, А. У. Умаев, П. К. Магомедова [и др.] ; Дагестанский государственный педагогический университет, Чеченский государственный университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 92 с. Попова, Н. Е. Особенности отчетного концерта в условиях творческой студии / Н. Е. Попова, А. А. Букминов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 2-1(41). – С. 98-101. Сластенин, В.А. Педагогика (для СПО): Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2015. - 304 c. Смольская Юлия Викторовна О современном музыкальном просветительстве: деятельность Педагогической филармонии // Теория и практика общественного развития. 2012. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennom-muzykalnom-prosvetitelstve-deyatelnost-pedagogicheskoy-filarmonii (дата обращения: 18.05.2024).Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Культурология» / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова ; Санкт-Петербург гос. ун-т культуры и искусств. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 527 с.Щербакова Ирина Васильевна Эстетическое развитие обучающихся в процессе реализации общеразвивающихся программ дополнительного образования // КНЖ. 2016. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-razvitie-obuchayuschihsya-v-protsesse-realizatsii-obscherazvivayuschihsya-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.05.2024).Интернет-ресурсыЩапов, А.П. Сочинения А.П. Щапова : в 3 т. : т. 1-3 [Электронный ресурс]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003526220 (дата обращения: 24.04.2024)Клитин, С.С. Эстрада :Пробл. теории, истории и методики [Электронный ресурс]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001362941 (дата обращения: 24.04.2024)ПриложениеВопросы 1. Мне страшно петь в присутствии незнакомых людей. 2. Я всегда намного лучше пою в классе, чем на сцене. 3. Мне кажется, у меня не очень красивый голос. 4. Мои сверстники поют намного лучше меня. 5. Я не люблю концерты. 6. Мне нравится петь в одиночестве, когда меня никто не слышит, так я получаю больше удовольствия от пения. 7. Я не люблю смотреть видео своих выступлений и никому их не показываю. 8. Мне нравится заниматься в классе, но не люблю выходить на сцену. 9. Выступать для меня большой стресс. 10. Меня расстраивает, что я пою хуже других. 11. Мне некомфортно на уроке пения. 12. Учитель всегда ругает меня за плохое выступление. 13. Я стесняюсь петь перед учителем. 14. Дома у меня все хорошо получается, но в классе я теряюсь. 15. Мне кажется, мой учитель невысоко оценивает мои способности к пению. 16. Думаю, что учитель не верит в мои успехи. 17. Боюсь разочаровать учителя. 18. Отношение учителя к другим ученикам лучше, чем ко мне. 19. Учитель не поддерживает меня. 20. Другие ученики смеются над моим голосом.21. У меня было несколько негативных сценических опытов.22. Я боюсь показаться смешным из-за того, что мой голос сорвется или я сфальшивлю на сцене. 23. Когда я пою на сцене, мне тяжело сконцентрироваться на произведении, мысли путаются, я перестаю думать о том, что мыучили. 24. Перед выступлением у меня трясутся руки/дрожит голос/сохнет во рту. 25. На сцене мне чаще всего кажется, что публика настроена враждебно. 26. Когда во время выступления что-то не получается, я хочу убежать со сцены. 27. Когда я выхожу на сцену, думаю о том, как встать, куда деть руки. 28. Во время выступления я боюсь забыть слова. 29. После концерта я вздыхаю с облегчением и хочу все забыть. 30. Я думал о том, чтобы бросить пение из-за того, что боюсь сцены. Вопросы в тесте были поделены на три блока.
Литература
2.Абраухова, В.В. Педагогика в системе дополнительного образования детей и взрослых: учебное пособие / В.В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 52 с. Аксютина, З. А. Категориальная система социального воспитания: концептуальные основы: монография/ З. А. Аксютина. Омск: Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ), 2022. – 248 с.
3.Богданов, И.А. Постановка эстрадного номера. Учебное пособие / И.А.Богданов. − Изд. 2-е, испр. и доп. − СПб.: Изд-во СПБГАТИ, 2013. − 331 с.
4.Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада) / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
5.Бороздина О.С. Педагогика: курс лекций: в 3 ч. Ч. 3: Педагогические технологии / О.С. Бороздина. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2013. – 158 с.
6.Быков С.А. Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках математики / С.А. Быков, Ю. А. Быбина // Научный журнал. – 2018. – № 6 (29). – С. 101–103.
7.Виноградова Т.В. Дидактическая игра как важный элемент на уроках математики в начальной школе / Т.В. Виноградова, Н.Г. Шмелёва // Вестник современных исследований. – 2018. – № 6.1 (21). – С. 125–126.
8.Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада: М.: Классика-XXI, 2006. – 151 с.
9.Дуков, Е.В. Концертная деятельность как социальная практика в истории европейской культуры : диссертация ... доктора философских наук : 24.00.01. - Москва, 1999. - 339 с.
10.Каменец, А. В. Основы культурно-досуговой деятельности : учебник для вузов / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под научной редакцией А. В. Каменца. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 158 с.
11.Коновалов, В.М. Концертная деятельность любительского эстрадного коллектива [учебно – методическая программа] – М., МГУКИ, 2000. – 21 с.
Никитина, Е. А. Общие рекомендации по подготовке учащихся к концертному выступлению / Е. А. Никитина // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 17-19.
12.Кузнецов А. Н. Педагогический потенциал концерта как формы публичного выступления учащихся в студии музыкального театра // Наука и современность. 2013. №25-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-potentsial-kontserta-kak-formy-publichnogo-vystupleniya-uchaschihsya-v-studii-muzykalnogo-teatra (дата обращения: 18.05.2024).
13.Маслоу, А. Х. Мотивация и личность : учебник : / А. Х. Маслоу. – Москва : ДиректМедиа, 2008. – 947 с.
14.Мезинов, В. Н. Научно-исследовательская работа студентов педагогических специальностей: учебно-методическое пособие к курсу по выбору / В. Н. Мезинов ; Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. – Елец : Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2012. – 103 с.
15.Педагогическое проектирование : учебное пособие : [16+] / Р. Р. Алиева, А. У. Умаев, П. К. Магомедова [и др.] ; Дагестанский государственный педагогический университет, Чеченский государственный университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – 92 с.
16.Попова, Н. Е. Особенности отчетного концерта в условиях творческой студии / Н. Е. Попова, А. А. Букминов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 2-1(41). – С. 98-101.
17.Сластенин, В.А. Педагогика (для СПО): Учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2015. - 304 c.
18.Смольская Юлия Викторовна О современном музыкальном просветительстве: деятельность Педагогической филармонии // Теория и практика общественного развития. 2012. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennom-muzykalnom-prosvetitelstve-deyatelnost-pedagogicheskoy-filarmonii (дата обращения: 18.05.2024).
19.Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Культурология» / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова ; Санкт-Петербург гос. ун-т культуры и искусств. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 527 с.
20.Щербакова Ирина Васильевна Эстетическое развитие обучающихся в процессе реализации общеразвивающихся программ дополнительного образования // КНЖ. 2016. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-razvitie-obuchayuschihsya-v-protsesse-realizatsii-obscherazvivayuschihsya-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.05.2024).
Интернет-ресурсы
21.Щапов, А.П. Сочинения А.П. Щапова : в 3 т. : т. 1-3 [Электронный ресурс]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003526220 (дата обращения: 24.04.2024)
22.Клитин, С.С. Эстрада : Пробл. теории, истории и методики [Электронный ресурс]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001362941 (дата обращения: 24.04.2024)