Систематизация знаний в обучении истории в общеобразовательной школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 71 71 страница
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 01.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы систематизации знаний в обучении истории в общеобразовательной школе 6
1.1 Понятие и сущность общения и систематизации знаний 6
1.2 Основные цели, задачи, функции обобщения и систематизации знаний в обучении истории в общеобразовательной школе 10
1.3 Принципы, типы, приемы обобщения систематизации знаний в обучении истории в общеобразовательной школе 19
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Анализ подходов к обобщению и систематизации знаний в обучении истории в общеобразовательной школе 30
2.1 Анализ опыта педагогов по обобщению и систематизации знаний в обучении истории в общеобразовательной школе 30
2.2 Применение различных приемов по обобщению и систематизации знаний в обучении истории в общеобразовательной школе 41
2.3. Оценка эффективности различных приемов по систематизации знаний в обучении истории в общеобразовательной школе 50
Выводы по второй главе 53
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 61

Фрагмент для ознакомления

Здесь детям предлагалось написать такие партии как РСДРП, ПСР, КДП, Союз 17 октября, СРН. Из них знакомы детям были только партии РСДРП и ПСР. Здесь следовало указать год, лидера и основные мысли. Что касается остальных партий, то найти информацию по ним детям следовало самостоятельнов рамках домашней работы.При подведении итогов урока дети сделали выводы по занятию. Здесь никаких приемов обобщения не применялось ввиду недостатка времени. Однако в данном случае им также можно найти место. Например, в своей работе мы не затрагивали новые информационные технологии, которые не могли быть нами использованы ввиду дефицита оборудования. Например, на сайте https://wordwall.net/ по адресу https://wordwall.net/ru/resource/56425227/российская-империя-в-царствование-николая-ii можно пройти игру-викторину (рисунок 15).Рисунок – Титульный слайд игры-викториныВ качестве домашнего задания детям было предложено составить полную схему генеалогического древа дома Романовых со всеми детьми и супругами, закончить таблицы и часть кластера, которые писались на уроке.Таким образом, мы предложили детям большое число способов обобщения и систематизации знаний. При этом могут применяться и другие приемы, которые мы также указали выше.Можно заключить, что в целом проблема систематизации и обобщения знаний на уроках истории может быть решена большим числом способов. Это могут быть таблицы, хронологические шкалы, различного рода графические схем, например инфографика, ментальные карты. Активно могут применяться дидактические игры, современные информационные технологии. При этом важно понимать, что педагогу следует готовиться к такой работе, от него требуется понимание того в каком месте уместно применить тот или иной прием, какие средства могут быть использованы. Также мы пришли к выводу, что важно часть работы оставлять на домашнее выполнение. Причем это не должны быть рядовые задания из учебника. Не секрет, что часто такие задания учащийся часто списывают, находя их в сети Интернет. Важно создавать такой набор условий, при котором списывание без понимания не будет иметь смысла. Например, составление ментальной карты сложно выполнить, не применяя знаний, логики, не используя свое воображение. 2.3. Оценка эффективности различных приемов по систематизации знаний  в обучении истории в общеобразовательной школеИтак, мы провели урок по истории с использованием различных приемов систематизации и обобщения знаний.После проведения урока мы спросили у детей – какой прием по обобщению и систематизации знаний им помог более всего. Результаты представлены на рисунке 15.Рисунок – Прием по обобщению и систематизации знаний, который помог обучающимся лучше всегоКак видно из рисунка, дети посчитали более эффективным такой прием как составление таблиц – 100,0%. Работа с хронологическими шкалами помогла 96,2% обучающихся, составление кластеров – 50,0% обучающихся.Мы можем говорить о том, что такие приемы могут применяться практически на каждом этап урока. Так, на этапе актуализации ранее изученного мы предложили детям применить хронологические шкалы. Этот прием позволяет обратить внимание обучающихся на тот период, который мы анализируем. Кроме того благодаря таким шкалам мы можем обобщать и систематизировать знания детей по периодизации истории, «привязывать» конкретные знания истории к какому-то периоду. В свою очередь это позволяет детям лучше ориентироваться в датах. Важно, что мы применили две шкалы – общую хронологическую шкалу истории человечества и шкалу по истории России, которую дети составляли сами. Эти две шкалы были сопоставлены с помощью линий.Большая часть приемов по обобщению и систематизации знаний были применены на этапе открытия новых знаний. Так, мы предложили детям заполнить таблицу. Это была таблица по персоналиям, т.к. именно персоналии, исходя из данных анализа литературы являются одним из проблемным с точки зрения запоминания материалов. В таблице детям предлагалось два столбца – персона, взгляды. В качестве персон выделялись таких деятелей как С.Ю. Витте, В.К. Плеве, С.В. Зубатов, В.И. Ленин, Л. Мартов, В.М. Чернов, П.Н. Милюков, П.Д. Святополк-Мирский.Интересным приемом является опорный конспект. Опорный конспект был составлен по теме «Зубатовский социализм». В нем мы указали название явления, привели портрет деятеля (С.В. Зубатов). Затем указывалось, что данное явление – это попытка разрушить веру рабочих в революционные организации, убедить их в совпадении их интересов и интересов правительств, противостоящего интересам буржуазии. Затем уточнялось, что в 1901-1902 гг. были созданы легальные рабочие организации, которые находились под жестким контролем полиции. Но требования рабочих не были услышаны, они стали принимать участие в волнениям. Программу закрыли, а С.В. Зубатова отправили в отставку. В разделе закрепления нового материала мы предложили детям кластер «Правление Николая II».. Центром кластера стало поле «Николай II».От центрального поля отходят поля работа государственной думы, революции, реформы, общественная мысль, воины. Мы указали, что данный кластер будет составляться несколько занятий. На данном занятии была заполнена ветвь «Общественная мысль». Мы записали партии РСДРП, ПСР, КДП, Союз 17 октября, СРН. Две первые партии были прописаны на уроке. Оставшиеся три партии предлагалось заполнить детям дома, используя материалы из дополнительных источников.Выводы по второй главеПодводя итоги, мы можем говорить о том, что обобщение и систематизация знаний при обучении истории – это сложная система технологий, методов, приемов, средств обучения, которые должна работать в комплексе. ЗаключениеМы изучили эффективность современных методов, приемов, средств систематизации и общения знаний при обучении истории в школе.На основе полеченных сведений были сделаны следующие выводы:В целом под процессом обобщения понимается обнаружение у отдельных предметов, лиц, явлений, событий общей внутренней и внешней связи. Систематизация – это действие по приведению чего-либо к системе.Обобщение и систематизация знаний направлена на достижение прочности и системности знаний учащихся, способствует формированию образного и абстрактного мышления, выступает важным условием для реализации внутрикурсовых, межкурсовых и межпредметных преемственных связей. Анализ литературы показал, что существует большое количество приемов, средств, методов, технологий обучения, которые применяются при организации обобщения и систематизация знаний. Однако до сих пор нет каких-либо актуальных методических рекомендаций, которые бы определяли наиболее эффективные способы систематизации и повторения исторических знаний учащимися. Это делает нашу работу актуальной.Анализ опыта педагогов по обобщению и систематизации знаний в обучении истории в общеобразовательной школе.При выборе формы обобщения и систематизации знаний педагоги предпочли фронтальную систематизацию. Технологии обучения, которые педагоги считают более эффективнымипри обобщении и систематизации знаний – это игровое обучение. Говоря о методах обучения, которые более эффективнымипри обобщении и систематизации знаний педагоги в выбрали наглядные методы, практические методы. Довольно велико разнообразие средств обучения, которые педагоги предпочитают применять при обобщении и систематизации знаний. Преимущественно это печатные средства и наглядные средства. Педагоги также указали большое разнообразие методических приемов. Чаще всего к ним были отнесены составление сводных таблиц, составление опорных конспектов. Выделяя способы, которые являются более эффективнымипри обобщении и систематизации знаний педагоги указали на применение схем, планов, таблиц и т.д., использование передовых методик обучения, обеспечение преемственность как в содержании, так и в методах обучения между всеми классами.Мы разработали и провели урок, по результатам которого выявили, что более эффективными являются такие приемы как составление таблиц, работа с картами помогла, составление кластеров.Список литературыАктуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типо : колл. моногр. Ч. 5 / под общ. ред. д-ра ист. наук, проф., Заслуженного деятеля науки ХМАО-Югры Л.В. Алексеевой. – Нижневартовск: НВГУ, 2018. – 224 с.Анбаева, А.К. Психолого-педагогические основы систематизации и обобщения знаний / А.К. Асанбаева // Вестник Нарынского государственного университета им. С. Нааматова, 2015. – № 3. – С. 7-10.Барабанов, В.В. История как учебный предмет в современной социокультурной ситуации России / В.В. Барабанов // Universum: Вестник Герценовского университета, 2010. – № 1. – С. 64-70.Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с.Гаськова, С.А. Работа с персоналиями на уроках истории в 8-м классе / С.А. Гаськова // Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития. Материалы IV Национальной научно-практической конференции, 2019. – С. 98-100.Данильченко, Д.П. Применение игровых технологий на уроках истории и обществознания / Д.П. Данильченко // Актуальные вопросы современного образования: региональный аспект. Материалы III Региональной научно-методической конференции, 2023. – С. 119-122.Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.Кудряшов, В.И. Некоторые вопросы систематизации знаний учащихся / В.И. Кудряшов // Интеграция образования, 2001. – № 2. – С. 27-29.Курков, В.В. Таблицы и логические схемы как актуальный инструмент систематизации знаний при изучении истории русско-турецких воин / В.В. Курков, Е.А. Пименов // Вестник педагогических наук, 2022. – № 7. – С. 234-240.Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории СССР в VII-X классах / П.С. Лейбенгруб. – М.: Просвещение, 1977. – 175 с.Лесниченко, В.В. Роль повторительно-обобщающих уроков в обучении истории / В.В. Лесниченко // Научно-практические исследования, 2017. – № 7 (7). – С. 111-116.Лихтина, С.С. Способы систематизации знаний и умений обучающихся на уроках истории / С.С. Лихтин // Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 116-118.Ляшова, И.А. Интерактивная папка как эффективный способ повторения и систематизации знаний по истории в контексте требований национального проекта «Современная школа» / И.А. Ляшова // Актуальные исследования, 2023. – № 16-2 (146). – С. 66-68.Мартыненко, Д.Ю. Обобщение в процессе изучения основных битв Великой отечественной войны на уроках истории/ Д.Ю. Мартыненко // Педагогическое признание. Сборник статей II международного научно-методического конкурса. В 3 ч. Ч. 1, 2020. – С. 265-274.Матрусова, Е.Н. Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках обобщения по всемирной истории на второй ступени общего среднего образования / Е.Н. Матрусова // Современное образование Витебщины, 2018. – № 2 (20). – С. 42-47.Мкрутумян, Т.А. Урок систематизации и обобщения знаний на уроках истории / Т.А. Мкрутумян // Актуальные научные вопросы и современные образовательные технологии. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 2013. – С. 99-101.Наволокова, Н.П. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / авт. сост. Н.П. Наволокова, В.Н. Андреева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 118 с.Осипова, М.И. Использование таблиц и схем на уроках истории и обществознания как средство систематизации и конкретизации знаний учащихся / М.И. Осипова // Вестник научных конференций, 2017. – № 3-2 (19). – С. 88-89Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с.Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Михериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 624 с.Пенькова, Ю.А. Компетентностный подход в преподавании истории на пример практического (лабораторного) урока: «Обобщение по теме «Великая отечественная война 1941-1945 гг.) / Ю.А. Пенькова // Ученые записки МАГУ. Исторические науки Сборник научных статей. К 90-летию профессора А.А. Киселева. Т. 16., 2017. – С. 131-137.Попцов, Д.А. Использование опорных хронологический линий в преподавании повторительно-обобщающего курса истории в старшей школе / Д.А. Попцов // Научно-педагогическое образование. Pedagogical Review, 2023. – № 1 (47). – С. 42-53.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 13.05.2024).Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/48f0c657a155e6e9b9ce99ac9d5b2604.pdf (дата обращения: 13.05.2024).Руденко, А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 172 с.Самохвалова, О.А. Квиз как форма урока-обобщения по истории / О.А. Самохвалова // Державинский форум, 2023. – Т. 7. – № 4 (28). – С. 457-463.Сластнин, В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенин. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.Ступницкий, В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 520 с.Толкачева, А.Г. Квест-технология как форма обобщения и систематизации знаний учащихся на уроках истории и обществознания / А.Г. Толкачева // МНСК-2018: педагогика. Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции, 2018. – С. 88-89.Федеральная рабочая программа основного общего образования «История» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/17_ФРП_История_5-9-классы.pdf (дата обращения: 13.05.2024)..Халиуллин, А.Ф. Применение дебатов на уроках истории / А.Ф. Халиуллин // Инновации. Наука. Образование, 2022. – № 50. – С. 146-152.Цыренова, М.Г. Повторительно-обобщающий урок по истории / М.Г. Цыренова // Преподавание истории в школе, 2007. – № 4. – С. 3-8.Шапарина, О.Н. Игра как форма проведения уроков повторения и обобщения в современном школьном историческом образовании / О.Н. Шапарина // Преподавание истории в школе, 2021. – № 5. – С. 64-73.Шапарина, О.Н. Игровые элементы на уроках отечественной истории как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении / О.Н. Шапарина // Преподавание истории в школе, 2016. – № 4. – С. 36-41.Широкова, Н.А. Археологические практики: школа и музей / Н.А. Широкова // Археология как социокультурная практика: опыт и перспективы управления наследием. Материалы Международной научной конференции, 2017. – С. 126-129.Шукуров, Д.А. Подходы к систематизации знаний и умений учащихся / Д.А. Шукуров // Вестник Бохтарского государственного университета им. Носира Хусрава, 2016. – № 1-3 (39). – С. 73-76.Эргашева, З.Ш. Преподавание истории / З.Ш. Эргашева // Экономика и социум, 2018. – № 11 (54). – С. 1199-1201.Юдина, Н.В. «Портал древности»: интерактивный сайт по всеобщей истории Древнего мира / Н.В. Юдина, Л.А. Мякишева, Д.А. Рычкова, М.И. Шубарина // Педагогическое проектирование: идеи и решения. Сборник статей. Выпуск 5, 2022. – С. 280-284.Юдина, Н.В. Средневековье в инфографике: технология применения на уроках / Н.В. Юдина, Д.И. Тюльканова, Д.В. Семяшкина, Д.А. Аботурова, В.Д. Ильина, В.С. Шаров // Педагогическое проектирование: идеи и решения. Сборник статей. Выпуск 2, 2020. – С. 155-168.Янко-Триницкая, А.А. Обобщающе-повторительные уроки по истории в V-VII классах / А.А. Янко-Триницкая. – М.: Учпедгиз, 1956. – 99 с.ПриложениеКонспект урока «Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904 гг.»Тип урока: урок изучения нового материала.Цель урока: сформировать у детей знания о роли личности Николая II в судьбе Российской империи, основных причинах обострения противоречий, которые существовали на тот момент в российском обществе.Задачи урока:Образовательные задачи:выявление и закрепление знаний о роли личности Николая II в российской истории;формирование общего понимания причин и следствий обострения противоречий, которые существовали на тот момент в российском обществе.Развивающие задачи:формировать и развивать у обучающихся умение работать с историческими источниками информации;формировать и развивать у обучающихся умение работать с историческими картами;развивать у обучающихся такие познавательные процессы как память, внимание, мышление;формировать у обучающихся положительную мотивацию к обучению;формировать у обучающихся умение обобщать и систематизировать информацию.Воспитательные задачи:развивать у обучающихся положительное отношение к отечественной истории;формировать у обучающихся гражданско-патриотическую позицию;развивать у обучающихся любовь к своему Отечеству, уважение к ратным подвигам войной своей страны.Методические приемы:словесный;наглядный;практический.Формирование УУД:Познавательные:умение искать необходимую информацию;умение выявлять причинно-следственные связи;умение делать выводы;умение пересказывать содержание в сжатом виде;умение работать с историческими картами;умение выявлять причины и следствия тех или иных явлений, процессов;умение представлять информацию в виде таблицы, схем.Коммуникативные:умение обеспечивать учебное взаимодействие;умение выражать свои мысли вслух;умение вести аргументированный диалог, спор, отстаивать свою точку зрения.Регуляторные:умение планировать деятельность;умение оценивать степень достижения поставленных целей.Средства обучения:интерактивная доска, проектор, доступ в сеть Интернет;учебник «История» Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, А.А. Левандовский и др., 9 класс, часть 1;хронологические шкалы на каждого учащегося (общая шкала истории человечества, пустая шкала) в конверте;текст петиции к царю Николаю II от Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга на каждую парту;заготовки под кластер в конверте.Ход урока:Организационный момент.Добрый день, дети. Вы готовы к уроку? Кто сегодня отсутствует? Хорошо, приступаем.Проверка домашнего задания.Вашим домашним заданием было изучение параграф 37, составление диаграммы, которая отражает место России в мировой экономике в начале XX века. Коротко нарисуем эту диаграмму на доске и проведем ее анализ. Кто готов выйти к доске?Открытие новых знаний.3.1. Актуализация ранее изученного.Давайте вспомним, что происходило с социально-экономическим развитием страны на границе XIX и XX вв. Сначала определимся о каком периоде истории мы говорим. На ваших столах находятся конверты. Найдите в них две шкалы – общая хронологическая шкала истории человечества, шкала истории России с Древней Руси до 1991 года.Итак, вклеиваем в тетрадь общую шкалу (рисунок 11). На ней отмечаем точкой тот период, который мы сегодня изучаем. Рисунок 17 – Общая хронологическая шкала истории человечестваПрекрасно. Итак, мы с вами оказались на границе XIXи XXвеков. Вклеиваем вторую шкалу в тетрадь. На второй шкале обозначьте основные вехи развития нашей страны от 862 года до начала советского периода, а также укажите тот период, который мы сегодня с вами будем изучать. А теперь соедините две шкалы вместе. Например, 862 год как дата начало российской государственности – это IX век. Соединим шкалы в данных точка. Аналогично поступим с основными вехами истории России, которые вы обозначили на шкале.Молодцы. Итак, мы с вами оказались на границе XIX и XX веков. На прошлом уроке мы с вами выяснили, что Росси в конце XIX – начале XX века была среднеразвитой страной аграрно-индустриального характера с многоукладной экономикой. Страна нуждалась в мерах по модернизации сельского хозяйства. Этот процесс очень сильно тормозила низкая товарность крестьянских хозяйств, малое количество земли у крестьян и сохранение общин. 3.2. Осознание сути нового материала, открытие новых знаний.Давайте вспомним, какие формы правления мы знаем. Молодцы! Это республика и монархия. На момент конца XIXвека в нашей стране была абсолютная монархия. Что это обозначает?Верно! Это форма правления, при которой вся полнота власти находится в руках монарха. Период с 1721 года до 1917 года – это период существования Российской империи. Кто был первым императором? Молодцы! Им был Петр I. Все императоры были членами династии Романовых. Династия начинается с Михаила Федоровича Романова, но поскольку нас интересует период Российской Империи, то возьмем в качестве начального лица Петра I. Составьте короткую схему генеалогического древа. На нем обозначим императоров и императриц без детей и супругов. Итак, изучаемый нами сегодня период истории России приходится на смерть императора Александр III, которая произошла в 1894 году. Кто взошел на престол?Верно! Это был Николай II. На тот момент ему было 26 лет. Прочтите текст петиции к царю Николаю II от Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга. О чем просил императора народ? Верно, народ говорил о том, что у них нет права голоса, просил возможности для себя выражать свое мнение по тем вопросам, которые его касались.Желаниям народа не суждено было сбыться. Уже в первой своей публичной речи в 1895 году Николай пообещал, что будет придерживаться основ самодержавия также неуклонно, так и его отец.Прочтите параграф 2 учебника. Какие разногласия были в верхних эшелонах власти?Верно. В верхних эшелонах власти не было согласия в том, какого должно быть направление экономического развития страны. В тетрадь попрошу вас записать таблицу. В ней будет два столбца – персона, взгляды. В качестве персон заносит таких деятелей как С.Ю. Витте, В.К. Плеве, С.В. Зубатов, В.И. Ленин, Л. Мартов, В.М. Чернов, П.Н. Милюков, П.Д. Святополк-Мирский. По мере знакомства с материалом заполняйте эту таблицу. Даю вам три минуты на то, чтобы заполнить информацию о первых двух деятелях (таблица 2).Таблица Персоналии 1894-1904 гг.ПерсонаВзглядС.Ю. ВиттеВ.К. ПлевеС.В. ЗубатовВ.И. ЛенинЛ. МартовВ.М. ЧерновП.Н. МилюковП.Д. Святополк-МирскийПрочтите параграф 3. Укажите основные события, которые происходили в изучаемый период. О чем нам говорят эти события?Верно! В этот период произошли вступления женщин, начались студенческие и крестьянские беспорядки, выступления рабочих, волнения среди армянского народа. Оживилось национальное движение Прочитайте параграф 4. Что такое «зубатовское движение»? Верно! С.В. Зубатов пытался разрушить веру рабочих в революционные организации, убедить их в совпадении их интересов и интересов правительств, противостоящего интересам буржуазии. предлагал создавать просветительские организации рабочих, ставить их под контроль полиции. Он стремился создавать легальные рабочие организации, прообразы будущих профсоюзов. Давайте составим небольшой опорный конспект на тему «Зубатовский социализм», используя полученные данные (рисунок 12).Давайте познакомимся с параграфом 5. Что такое Российская социал-демократическая рабочая партия? Какие цели она изначально преследовала? Молодцы! Изначально данная партия предполагала решение задач революции. Сюда входило свержение императора, формирование демократического государства, расширение избирательного права, предоставление нации права на самоопределение, равные права для всех. Предлагалось облегчить жизнь рабочим и крестьянам.Рисунок – Опорный конспект на тему «Зубатовский социализм»Прочтем параграф 6. Какая организация возникла, какие требования она выдвигала?Прекрасно. В 1902 году возникла Партия социалистов-революционеров. Партия стремилась к революции, ликвидации императора, облегчение труда крестьян, рабочих. Существенное место в программе эсеров занимал аграрный вопрос. Они выступали за то, чтобы ликвидировать помещичье землевладение, передать землю крестьянам. Прочтите параграфы 7 и 8. Почему возникла партия «Союз освобождения», партия кадетов?Молодцы! Мы видим, что не только рабочий класс не устраивала политика Николая II, но и лебералы считали ее некорректной.Закрепление изученного материала.Сегодня мы с вами начнем составлять кластер, который будет называться «Правление Николая II». Это новый для нас прием. Кластер – это способ представления информации в графическом виде. Кластер формируется от центрального элемента, от которого в виде гроздей отходят ветви. Наиболее важные моменты находятся на ветвях первого порядка. Он делятся на ветви второго порядка и т.д. Заготовки под кластер вы найдете в конверте. Какие поля вы видите? Да, это поля Николай II, работа государственной думы, революции, реформы, общественная мысль, воины. Как вы думаете, какое поле будет центральным? Прекрасно. Это Николай II. Размещайте его по центру листа тетради и приклеивайте. От центрального поля отходят поля работа государственной думы, революции, реформы, общественная мысль, воины. Разместите их так, чтобы хватало места для подписей после них и приклейте (рисунок 14).Этот кластер мы будем заполнять постепенно. Как вы думаете, какое поле мы распишем сегодня? Что именно нам удалось изучить?Конечно! Мы сегодня осветили общественную мысль. Какие ветви могут быть у поля «Общественная мысль?». Молодцы! Мы можем перечислить партии, которые образовались в процессе правления Николая I. Пока мы знает некоторые из них. Давайте заполним эту ветку.Я напишу партии, которые необходимо внести, а вы укажите на те из них, которые уже изучили. Итак, я пишу партии РСДРП, ПСР, КДП, Союз 17 октября, СРН. Какие из этих партий вы знаете?Верно. Вы познакомились с партиями РСДРП и ПСР. Давайте кратко раскроем каждую из них. Итак, РСДРП появилась с 1903 году. У нее было 2 лидера. В.И. Ленин хотел передать власть советам. Л. Мартов хотел создать демократическую республики. Оба они желали свержения самоудержания, облегчения жизни простого рабочего. Рисунок – Кластер на тему «Правление Николая II»Что можно сказать по партии ПСР? Она была создана в 1902 году, ее лидером был В.М. Чернов, она радела за социализацию земли, свержение самодержавия, облегчение жизни простых людей (рисунок 15). Что касается остальных партий, то вы найдете по ним информацию и заполните их дома. Могу подсказать, что КДП была создана в 1905 году, ее лидером был П.Н. Милюков. Партия Союз 17 октября была создана в 1905 году, ее лидером был А.И. Гучков. Партия СРН была создана в 1905 году.Подведение итогов урока.Итак, внутренняя политика молодого императора была провальной, она оказалась прямым продолжением политики его отца, не отвечала времени, настроениям в обществе, не предполагала реформ, которые народ ожидал от императора. Это привело к многочисленным волнениям в стране.Рисунок – Ветвь кластера на тему «Правление Николая II» – «Общественная мысль»Домашнее задание.Составить полную схему генеалогического древа дома Романовых со всеми детьми и супругами. Схема должны быть выполнена на листе формата А3, к каждому персоне должен быть приложен небольшой портрет, распечатанный на принтере. Закончить таблицы и часть кластера, которые писались на уроке.Рефлексия.Итак, сегодня мы с вами изучили первые годы правления Николая II, его внутреннюю политику. Какие сложности у вас возникли при выполнении заданий на уроке?Вы все успели выполнить?У вас есть ко мне вопросы по уроку?Всем спасибо, до следующего урока!

Список литературы
1. Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типо : колл. моногр. Ч. 5 / под общ. ред. д-ра ист. наук, проф., Заслуженного деятеля науки ХМАО-Югры Л.В. Алексеевой. – Нижневартовск: НВГУ, 2018. – 224 с.
2. Анбаева, А.К. Психолого-педагогические основы систематизации и обобщения знаний / А.К. Асанбаева // Вестник Нарынского государственного университета им. С. Нааматова, 2015. – № 3. – С. 7-10.
3. Барабанов, В.В. История как учебный предмет в современной социокультурной ситуации России / В.В. Барабанов // Universum: Вестник Герценовского университета, 2010. – № 1. – С. 64-70.
4. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000. – 1536 с.
5. Гаськова, С.А. Работа с персоналиями на уроках истории в 8-м классе / С.А. Гаськова // Актуальные вопросы истории России: проблемы и перспективы развития. Материалы IV Национальной научно-практической конференции, 2019. – С. 98-100.
6. Данильченко, Д.П. Применение игровых технологий на уроках истории и обществознания / Д.П. Данильченко // Актуальные вопросы современного образования: региональный аспект. Материалы III Региональной научно-методической конференции, 2023. – С. 119-122.
7. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.
8. Кудряшов, В.И. Некоторые вопросы систематизации знаний учащихся / В.И. Кудряшов // Интеграция образования, 2001. – № 2. – С. 27-29.
9. Курков, В.В. Таблицы и логические схемы как актуальный инструмент систематизации знаний при изучении истории русско-турецких воин / В.В. Курков, Е.А. Пименов // Вестник педагогических наук, 2022. – № 7. – С. 234-240.
10. Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории СССР в VII-X классах / П.С. Лейбенгруб. – М.: Просвещение, 1977. – 175 с.
11. Лесниченко, В.В. Роль повторительно-обобщающих уроков в обучении истории / В.В. Лесниченко // Научно-практические исследования, 2017. – № 7 (7). – С. 111-116.
12. Лихтина, С.С. Способы систематизации знаний и умений обучающихся на уроках истории / С.С. Лихтин // Актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2019. – С. 116-118.
13. Ляшова, И.А. Интерактивная папка как эффективный способ повторения и систематизации знаний по истории в контексте требований национального проекта «Современная школа» / И.А. Ляшова // Актуальные исследования, 2023. – № 16-2 (146). – С. 66-68.
14. Мартыненко, Д.Ю. Обобщение в процессе изучения основных битв Великой отечественной войны на уроках истории/ Д.Ю. Мартыненко // Педагогическое признание. Сборник статей II международного научно-методического конкурса. В 3 ч. Ч. 1, 2020. – С. 265-274.
15. Матрусова, Е.Н. Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках обобщения по всемирной истории на второй ступени общего среднего образования / Е.Н. Матрусова // Современное образование Витебщины, 2018. – № 2 (20). – С. 42-47.
16. Мкрутумян, Т.А. Урок систематизации и обобщения знаний на уроках истории / Т.А. Мкрутумян // Актуальные научные вопросы и современные образовательные технологии. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 2013. – С. 99-101.
17. Наволокова, Н.П. Практическая педагогика: 99 схем и таблиц / авт. сост. Н.П. Наволокова, В.Н. Андреева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 118 с.
18. Осипова, М.И. Использование таблиц и схем на уроках истории и обществознания как средство систематизации и конкретизации знаний учащихся / М.И. Осипова // Вестник научных конференций, 2017. – № 3-2 (19). – С. 88-89
19. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2018. – 304 с.
20. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Михериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 624 с.
21. Пенькова, Ю.А. Компетентностный подход в преподавании истории на пример практического (лабораторного) урока: «Обобщение по теме «Великая отечественная война 1941-1945 гг.) / Ю.А. Пенькова // Ученые записки МАГУ. Исторические науки Сборник научных статей. К 90-летию профессора А.А. Киселева. Т. 16., 2017. – С. 131-137.
22. Попцов, Д.А. Использование опорных хронологический линий в преподавании повторительно-обобщающего курса истории в старшей школе / Д.А. Попцов // Научно-педагогическое образование. Pedagogical Review, 2023. – № 1 (47). – С. 42-53.
23. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 13.05.2024).
24. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/48f0c657a155e6e9b9ce99ac9d5b2604.pdf (дата обращения: 13.05.2024).
25. Руденко, А.М. Педагогика в схемах и таблицах / А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 172 с.
26. Самохвалова, О.А. Квиз как форма урока-обобщения по истории / О.А. Самохвалова // Державинский форум, 2023. – Т. 7. – № 4 (28). – С. 457-463.
27. Сластнин, В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенин. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
28. Ступницкий, В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 520 с.
29. Толкачева, А.Г. Квест-технология как форма обобщения и систематизации знаний учащихся на уроках истории и обществознания / А.Г. Толкачева // МНСК-2018: педагогика. Материалы 56-й Международной научной студенческой конференции, 2018. – С. 88-89.
30. Федеральная рабочая программа основного общего образования «История» (для 5-9 классов образовательных организаций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/17_ФРП_История_5-9-классы.pdf (дата обращения: 13.05.2024)..
31. Халиуллин, А.Ф. Применение дебатов на уроках истории / А.Ф. Халиуллин // Инновации. Наука. Образование, 2022. – № 50. – С. 146-152.
32. Цыренова, М.Г. Повторительно-обобщающий урок по истории / М.Г. Цыренова // Преподавание истории в школе, 2007. – № 4. – С. 3-8.
33. Шапарина, О.Н. Игра как форма проведения уроков повторения и обобщения в современном школьном историческом образовании / О.Н. Шапарина // Преподавание истории в школе, 2021. – № 5. – С. 64-73.
34. Шапарина, О.Н. Игровые элементы на уроках отечественной истории как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении / О.Н. Шапарина // Преподавание истории в школе, 2016. – № 4. – С. 36-41.
35. Широкова, Н.А. Археологические практики: школа и музей / Н.А. Широкова // Археология как социокультурная практика: опыт и перспективы управления наследием. Материалы Международной научной конференции, 2017. – С. 126-129.
36. Шукуров, Д.А. Подходы к систематизации знаний и умений учащихся / Д.А. Шукуров // Вестник Бохтарского государственного университета им. Носира Хусрава, 2016. – № 1-3 (39). – С. 73-76.
37. Эргашева, З.Ш. Преподавание истории / З.Ш. Эргашева // Экономика и социум, 2018. – № 11 (54). – С. 1199-1201.
38. Юдина, Н.В. «Портал древности»: интерактивный сайт по всеобщей истории Древнего мира / Н.В. Юдина, Л.А. Мякишева, Д.А. Рычкова, М.И. Шубарина // Педагогическое проектирование: идеи и решения. Сборник статей. Выпуск 5, 2022. – С. 280-284.
39. Юдина, Н.В. Средневековье в инфографике: технология применения на уроках / Н.В. Юдина, Д.И. Тюльканова, Д.В. Семяшкина, Д.А. Аботурова, В.Д. Ильина, В.С. Шаров // Педагогическое проектирование: идеи и решения. Сборник статей. Выпуск 2, 2020. – С. 155-168.
40. Янко-Триницкая, А.А. Обобщающе-повторительные уроки по истории в V-VII классах / А.А. Янко-Триницкая. – М.: Учпедгиз, 1956. – 99 с.