Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушением функций опорнодвигательного аппарата (последствия ампутации конечностей).
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 24.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. АНАТОМО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТЕЙ КОНЕЧНОСТЕЙ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ 7
1.1 Физиологические изменения после ампутации конечностей 8
1.2 Психологические аспекты ампутации и их влияние на физическое воспитание 9
1.3 Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры 10
ГЛАВА 2. АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 13
2.1 Основные принципы адаптивного физического воспитания 13
2.2 Подходы и методы адаптивного физического воспитания 14
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ 16
3.1 Методические особенности применения физических упражнений у детей после ампутации конечностей 17
3.2 Влияние адаптивного физического воспитания на показатели физического и психического здоровья 25
3.3 Влияние адаптивного физического воспитания на социальную адаптацию и самооценку 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Например, после ампутации обеих голеней рекомендуется имитировать ходьбу в положении лежа или сидя. При разгибании в коленном суставе увеличивается напряжение сгибателей голени, а при сгибании происходит сокращение икроножной мышцы. Движения выполняются поочередно каждой культей. В случае ампутации на уровне стопы фантомно-импульсивная гимнастика имеет большое значение. Например, после ампутации на уровне шарпа или гаранджо рекомендуется проводить упражнения с изометрическим напряжением мышц культи, имитирующих сгибание и разгибание пальцев. Важно чередовать максимальное напряжение мышц с их расслаблением.Упражнения для мышц сохранившейся нижней конечности. Поддержание конечности после ампутации требует больших усилий, чем сама ампутация, поэтому мышечно-связочный аппарат этой конечности подвергается повышенным требованиям. Отсутствие целенаправленной подготовки и увеличение нагрузки на сохраненную конечность неблагоприятно сказываются на ее функциональном состоянии. Поэтому применяются специальные упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата и предотвращения плоскостопия и других проблем. Одним из фокусов является развитие способности произвольного расслабления мышечных групп, которые следует обучать в разных положениях - лежа, сидя и ходя на костылях. Расслабление этих групп мышц достигается через потряхивания, маховые упражнения и упражнения на растяжение. Целью является достижение произвольного расслабления сохраненной конечности при ходьбе на костылях и, в дальнейшем, с протезом, а также обеспечение свободного, нерастянутого положения стопы. Дополнительное легкое сгибание стопы способствует снижению напряжения ее мышц.Упражнения для развития координационных способностей. Выполнение этих упражнений способствует восстановлению координации движений сoхранившейся конечности и культи, развитию согласованности движений в различных звеньях опорно-двигательного аппарата. 1. Упражнения для развития способности к ориентированию в пространстве: — передвижение с изменением направления по сигналу; — акробатические упражнения; — повороты в движении; — малоподвижные игры с мячом. 2. Упражнения для развития способности к перестроению и комбинированию двигательные действий: — выполнение упражнений в необычных исходных положениях; — различного рода передвижения после необычных исходных положений или после выполнения двигательных действий; — упражнения с балансированием предметами; — преодоление различных препятствий. 3. Упражнения для развития способности к произвольному расслаблению мышц: — упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц культи и сохранной конечности;— упражнения на расслабление мышц (потряхивание и махи свободной конечностью, выполнение упражнений в медленном темпе); — диафрагмальное дыхание с фиксацией рук на опоре (на поясе, спинке стула).Упражнения для коррекции нарушений осанки. Эти упражнения предписаны для профилактики нарушений осанки и предотвращения сколиотической установки позвоночника, а также для коррекции уже имеющихся проблем. Применяются наклоны туловища, преимущественно на верхней части грудного отдела позвоночника, в сторону усеченной конечности. Также используются наклоны с прогибанием, сопровождающимися движениями надплечий: - В положении лежа на животе передача мяча по полу (перекатывание);- В положении сидя наклоны и повороты туловища;- В положении лежа на животе разгибание туловища в грудном и поясничном отделах позвоночного столба;- Лежа на спине наклоны туловища влево и вправо;- Лежа на животе с руками вверх разгибание туловища в грудном и поясничном отделах позвоночного столба с последующим наклоном влево и вправо;- Лежа на животе поднимание противоположной руки и ноги (культи);- Лежа на животе поочередное поднимание ног (культей)[10].3.2 Влияние адаптивного физического воспитания на показатели физического и психического здоровьяАдаптивное физическое воспитание является эффективным средством для улучшения показателей физического и психического здоровья. Оно базируется на индивидуальном подходе к каждому ученику, учитывающем его физическую подготовку, особенности организма и потребности. Исследования показывают, что адаптивное физическое воспитание положительно влияет на физическую подготовку и общую физическую активность учащихся. В результате регулярных занятий, основанных на индивидуальных задачах и тренировках, ученики развивают не только силу, выносливость и гибкость, но и координацию движений, равновесие и гибкость мышления. Такой комплексный подход помогает укрепить физическое здоровье, снизить риск развития заболеваний опорно-двигательной системы и помогает предотвратить травмы.Кроме того, адаптивное физическое воспитание оказывает положительное влияние на психическое здоровье. Регулярные физические упражнения способствуют выработке эндорфинов, гормонов счастья, которые помогают справиться с негативными эмоциями, снизить уровень стресса и тревожности. Занятия спортом также развивают самодисциплину, уверенность в себе и способность к организации времени. В результате ученики получают не только физические и психические выгоды, но и развивают важные социальные навыки, такие как коммуникация, сотрудничество и уважение к другим [9].В целом, адаптивное физическое воспитание является эффективным инструментом для поддержания и улучшения физического и психического здоровья учеников. Он помогает им стать более активными, здоровыми и счастливыми, а также формирует важные жизненные навыки и привычки. Поэтому включение адаптивного физического воспитания в образовательную программу играет ключевую роль в развитии и подготовке молодого поколения к будущей жизни.3.3 Влияние адаптивного физического воспитания на социальную адаптацию и самооценкуАдаптивное физическое воспитание играет значительную роль в формировании социальной адаптации и повышении самооценки у различных возрастных групп. Эта методика тренировок и занятий спортом способствует развитию физических и психических способностей человека, а также помогает преодолеть различные проблемы социальной адаптации и повысить уверенность в себе.Одним из важных аспектов адаптивного физического воспитания является его способность преодолевать физические ограничения и помогать людям с ограниченными возможностями в полноценном участии в спортивных мероприятиях. Такие занятия помогают снять барьеры между людьми, развивают у них толерантность и уважение к другим, а также формируют позитивный образ жизни и отношение к самому себе.Влияние адаптивного физического воспитания на социальную адаптацию заключается в его способности учить людей справляться с различными жизненными ситуациями и принимать решения. Занятия спортом способствуют развитию таких качеств, как целеустремленность, самоконтроль, настойчивость и командный дух. Благодаря этому, люди, занимающиеся адаптивным физическим воспитанием, находятся в более благоприятной позиции для взаимодействия с окружающими людьми, обретают уверенность в своих силах и эффективно справляются с трудностями [6].Кроме того, адаптивное физическое воспитание способствует повышению самооценки у людей всех возрастных групп. В процессе занятий спортом люди осознают свои физические и психические возможности, узнают свои сильные стороны и находят способы их развития, а также осознают, что они могут достичь успеха и преодолеть трудности. Это положительно влияет на их самооценку, формирует уверенность в себе и помогает устанавливать и достигать поставленные цели.Выводы по третьей главеВ заключение, физическое воспитание после ампутации конечностей – это сложный процесс, который требует комплексного подхода и учета индивидуальных особенностей каждого пациента. Он направлен на обеспечение полноценной физической активности и оказание психологической поддержки, чтобы помочь пациенту успешно адаптироваться к новым условиям и жить полноценную жизнь. Кроме того, адаптивное физическое воспитание имеет огромное значение для социальной адаптации и повышения самооценки. Занятия спортом помогают людям преодолеть физические ограничения и научиться справляться с жизненными трудностями, формируют уверенность в себе и способствуют развитию командного духа. Важно продвигать и развивать адаптивное физическое воспитание как эффективный метод социальной адаптации и укрепления самооценки у различных категорий людей.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование адаптивного физического воспитания лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, особенно с учетом последствий ампутации конечностей, является актуальной и значимой задачей в современной медицине и спорте.В процессе написания данной работы были выделены основные аспекты, которые необходимо учитывать при проведении адаптивных занятий по физическому воспитанию лиц с такими нарушениями. Были рассмотрены различные методики, а также приведены примеры успешной адаптации к физическим нагрузкам после ампутации конечностей. В заключение данной теоретической курсовой работы можно сделать следующие выводы.1. Проведенный анализ литературных источников позволяет утверждать, что адаптивное физическое воспитание играет важную роль в процессе реабилитации лиц с нарушенной функцией опорно-двигательного аппарата после ампутации конечностей. Изучение теоретических основ и методов применения такого воспитания позволяет разработать оптимальные стратегии реабилитации и создать условия для максимально эффективного восстановления физической активности и качества жизни указанной категории лиц.2. Анализ анатомо-физиологических особенностей опорно-двигательного аппарата у лиц с последствиями ампутации конечностей позволяет определить специфические проблемы и вызовы, с которыми они сталкиваются. Это знание важно для разработки адаптивных физических упражнений, которые должны быть неприменимыми и эффективными, учитывая конкретные потребности и возможности данной категории лиц.3. Основными принципами формирования адаптивных физических упражнений для лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата после ампутации конечностей являются: индивидуальный подход, учет физических и психологических особенностей, постепенное и прогрессивное увеличение нагрузок, использование специальных адаптивных устройств и методов тренировки.4. На основе проведенного исследования, была разработана методика адаптивного физического воспитания, направленная на восстановление и улучшение физических возможностей лиц с ампутацией конечностей. Данная методика включает различные типы адаптивных упражнений, учитывающих особенности каждого отдельного случая, и позволяет эффективно влиять на физическую реабилитацию и функциональное восстановление данной категории лиц.В целом, исследование подтверждает важность применения адаптивного физического воспитания для лиц с нарушенной функцией опорно-двигательного аппарата после ампутации конечностей. Предложенная методика может быть использована в практике и способствовать улучшению качества жизни и восстановлению физических возможностей данной категории лиц.Дальнейшие исследования и разработка новых методик адаптивного физического воспитания представляют собой перспективное направление, которое позволит максимально улучшить качество жизни людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и последствиями ампутации конечностей.Таким образом, адаптивное физическое воспитание является неотъемлемой частью комплексного подхода к реабилитации и обеспечению полноценной жизни лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Он способствует не только физической реабилитации, но и улучшению психологического состояния, самооценки и общего благополучия этих людей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАхмадиев М. Н. Социальная востребованность подготовки специалистов в области адаптивной физической культуры //Физическая культура: проблемы обучения и воспитания. – 2019. – С. 10-18.Дашиева Д. А. Модель адаптивного физического воспитания в восстановлении двигательных функций инвалидов-ампутантов //Физическая культура и спорт-основы здоровой нации. – 2019. – С. 197-200.Дерябина Г., Лернер В., Рыжкина А. Структура и содержание адаптивного физического воспитания детей с поражениями опорно-двигательного аппарата //Danish Scientific Journal. – 2021. – №. 48-2. – С. 39-43.Дмитриева А. И. Анализ превентивных технологий сохранения коленного сустава при ампутациях нижних конечностей //Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. – 2021. – С. 935-940.Добрынина Л. А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей : дис. – Хабаровск : дис.... канд. пед. наук, 2002.Карева Г. В., Сбитный С. Н. Анализ методических приемов, используемых на занятиях адаптивной физической культурой со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – №. 1 (22). – С. 99-101.Масловский Е. А., Соболевски К. Л., Bacuлeвскa–Соболевскa С. Восстановлeние двигательно–лoкомоторной функциии y лиц с ампутацией нижних конечностей на основе использования битeхнических средств в нетрадицинных условиях эксплуатации. – 2013.Сусляев В. Г. и др. Медицинская технология раннего восстановления способности к самостоятельному передвижению после ампутации нижней конечности //Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2019. – №. 2. – С. 101-109.Хильчевская И. В., Михайлюк Н. В. Теория и методика физического воспитания в адаптивных группах //ББК 75.1 И 66. – 2019. – С. 200.Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил. ISBN 5-85009-743-0Suslyaev V. G. et al. Medical technology of early recovery of the ability to move independently after amputation of the lower limb //Bulletin of the Russian Military Medical Academy. – 2019. – Т. 21. – №. 2. – С. 101-109.
2. Дашиева Д. А. Модель адаптивного физического воспитания в восстановлении двигательных функций инвалидов-ампутантов //Физическая культура и спорт-основы здоровой нации. – 2019. – С. 197-200.
3. Дерябина Г., Лернер В., Рыжкина А. Структура и содержание адаптивного физического воспитания детей с поражениями опорно-двигательного аппарата //Danish Scientific Journal. – 2021. – №. 48-2. – С. 39-43.
4. Дмитриева А. И. Анализ превентивных технологий сохранения коленного сустава при ампутациях нижних конечностей //Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры. – 2021. – С. 935-940.
5. Добрынина Л. А. Адаптивное физическое воспитание глухих дошкольников на основе развития координационных способностей : дис. – Хабаровск : дис.... канд. пед. наук, 2002.
6. Карева Г. В., Сбитный С. Н. Анализ методических приемов, используемых на занятиях адаптивной физической культурой со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – №. 1 (22). – С. 99-101.
7. Масловский Е. А., Соболевски К. Л., Bacuлeвскa–Соболевскa С. Восстановлeние двигательно–лoкомоторной функциии y лиц с ампутацией нижних конечностей на основе использования битeхнических средств в нетрадицинных условиях эксплуатации. – 2013.
8. Сусляев В. Г. и др. Медицинская технология раннего восстановления способности к самостоятельному передвижению после ампутации нижней конечности //Вестник Российской военно-медицинской академии. – 2019. – №. 2. – С. 101-109.
9. Хильчевская И. В., Михайлюк Н. В. Теория и методика физического воспитания в адаптивных группах //ББК 75.1 И 66. – 2019. – С. 200.
10. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с, ил. ISBN 5-85009-743-0
11. Suslyaev V. G. et al. Medical technology of early recovery of the ability to move independently after amputation of the lower limb //Bulletin of the Russian Military Medical Academy. – 2019. – Т. 21. – №. 2. – С. 101-109.