Религиозные праздники в мусульманской культуре

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 25.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава 1. Характеристика мусульманской культуры 4
1.1 История мусульманской культуры 4
1.2 Основные черты мусульманской культуры 11
Глава 2. Особенности праздников в мусульманской культуре 16
2.1 Главные религиозные праздники 16
2.2 Основные черты мусульманских праздников и ритуалов 20
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Начиная с XII века, во многих молитвенных домах эту ночь стали отмечать особенно торжественно.Во время этой ночи, Аллах являет свою милость и благосклонность к своим верующим, вознаграждая их за молитвы, посты, милостыню и другие духовные практики. За каждое из этих действий в эту ночь верующим воздается многократное благословение. Важно, чтобы в эту ночь верующие искренне раскаивались в своих грехах, просили прощения у Аллаха, возмещали пропущенные молитвы, оказывали милостыню бедным, радовали детей подарками, уделяли внимание родителям, родным и близким, а также читали молитвы (дуа) за своих близких.В ночь Рагаиб рекомендуется совершить намаз для исполнения своих нужд. Этот намаз, называемый намазом Рагаиб, выполняется между вечерним и ночным намазами и состоит из 12 рака’атов. Каждый намаз состоит из двух рака’атов, в первой из которых после суры "аль-Фатиха" читается три раза сура "аль-Кадр" (97-я сура) и двенадцать раз сура "аль-Ихлас" (112-я сура). После выполнения всех 12 рака’атов рекомендуется читать молитву семидесяти раз.После этого произносят молитву: "Аллахуммасалли ‘ала саййидинаМухаммадин ин-Набиййи ль-Уммиййива ‘ала алихи". Затем выполняют сужду (поклон) и повторяют следующую молитву семьдесят раз в положении сужды: "Суббухункуддусунраббуль-Малаикатива р-Рух". После этого, сидя на коленях, поднимают голову и читают семьдесят раз: "Раббигфирвархамватажаваз ‘аммата’лам. Иннака анта л-А’аззуль-Акрам".После повторно выполняют сужду и семьдесят раз повторяют ту же молитву, что и в первый раз. Поднимаясь после второго поклона, читают дуа (молитву), прося у Всевышнего Аллаха исполнения своих нужд. Верующие признают ночь Рагаиб первым этапом духовного очищения перед священным постом в месяц Рамадан и празднованием этого месяца. Они серьезно размышляют о своих поступках и ответственности перед семьей, родиной и обществом.В ночь Рагаиб в мечетях проводят праздничные проповеди. Многие дети, регулярно посещающие мечеть для обучения Корану, активно участвуют в этом. В эту священную ночь дети демонстрируют свои знания перед имамом и верующими, участвуя в конкурсах чтения Корана.Праздник Лейлят аль-Исра Валь-Миърадж отмечает путешествие Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Иерусалим и его вознесение к престолу Аллаха на седьмое небо. Праздник отмечается в ночь с 26 на 27 священного месяца Раджаб по лунному календарю. Событие описывается в суре «аль-Исра» Корана. По хадисам, архангел Джабраил пришел к Пророку Мухаммаду, спящему возле мечети в Мекке, и велел ему совершить путешествие в Иерусалим на крылатом коне Бораке. Пророк посетил гору Сина и Бейт-Лахму, затем вошел в Иерусалимский храм, где совершил молитву вместе с другими пророками. После молитвы ангел Джабраил предложил Мухаммаду два бокала – молоко и вино. Пророк выбрал молоко, и Джабраил похвалил его за это решение, подтверждая правильность его пути и запрещение употребления вина.По легенде, Мухаммад, в сопровождении Джабраила, совершил восхождение на небо по лестнице ангелов, известное как миърадж, и посетил семь небесных уровней. На каждом небесном уровне он встречал пророков: на первом - Адама, на втором - Яхью и Ису, на третьем - Юсуфа, на четвертом - Идриса, на пятом - Харуна, на шестом - Мусу; и на седьмом, самом высшем, Ибрахима, отца всех пророков, который представил Мухаммаду Рай. Все пророки приветствовали Мухаммада как брата. При достижении седьмого неба Мухаммад встретился с престолом Аллаха и провел беседу, составившую 99 тысяч слов. После этого Мухаммад был возвращен в Мекку, где обнаружил, что его постель еще не остыла, а вода из опрокинутого кувшина едва успела вытечь. Мусульмане проводят ночь Миърадж в молитвах и бдении, пересказывая предание о вознесении Пророка. В этот день они также посещают мечеть для совместной молитвы и прослушивания проповеди имама, посвященной этому событию. В ритуальном отношении пост в Миърадж равен ста ночам поста.Ночь Бараат, известная как "Лейлатуль-Бараат" на арабском языке, считается священной согласно Корану. Это особенное время для каждого мусульманина, когда он обращается к Аллаху с мольбами о милости и прощении. Ночь отмечается полным преданием верующих поклонению Творцу. Термин "Бараат" переводится как "непричастность", "полное отделение", "очищение". Ночь Бараат наступает в период с 14-го на 15-е число месяца Ш`абан. Ее название связано с двумя видами избавления: избавление грешников от милости и избавление святых от неудач и оставления их без помощи. Эту ночь также называют:1. Ночью Жизни, поскольку согласно переданному хадису, человек, оживший эту ночь и ночь середины месяца Шабан, сохраняет жизнь своего сердца и наступает смерть его в день, когда умирают сердца.2. Ночью Заступничества, так как пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) молился за защиту своего народа в тринадцатую ночь, и только за троих получил обещание помощи. Затем он молился за защиту в четырнадцатую ночь и получил обещание защиты для тридцати человек. В пятнадцатую ночь было дано обещание защиты для всего народа, кроме тех, кто отвернулся от Аллаха или держит злобу и ненависть к своему брату.3. Ночью Прощения, так как, согласно переданному хадису, Всевышний прощает всех жителей земли в ночь середины месяца Шабан, кроме многобожника и тех, кто не мирится со своим братом или питает в сердце злобу и ненависть к нему.4. Ночью Освобождения, так как, согласно переданному хадису, в эту ночь Всевышний освобождает своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, исключая тех, кто систематически употребляет опьяняющие средства, оскорбляет родителей, занимается прелюбодеянием, разрывает родственные и дружеские связи, или распространяет клевету.5. Ночью Распределения, так как, согласно переданному хадису, каждый, кто умирает с этого Шабана до следующего, имеет свое имя записанное ангелом смерти, и их дела переписываются в эту ночь.Пророк сказал, что когда наступает ночь середины Шабана, следует оживить ее и поститься на следующий день. Всевышний, по его словам, обращается к людям с вопросами о прошениях: кто просит прощения, чтобы быть простеным, кто испытывает трудности, чтобы быть избавлен от них, кто просит пропитания, чтобы получить его. Этот процесс продолжается до рассвета.Важно пересмотреть свою жизнь, поступки и мысли в эту ночь. Жизнь на земле временна, и каждый вернется к Аллаху, а Судный день наступит. В ночь середины Шабана происходят различные события, благословения, смерть и болезни, которые передаются ангелам. Поэтому мусульманин должен относиться к этой священной ночи серьезно, помня о своем создании Аллахом и возвращении к Нему. Бдительность в эту ночь приведет к счастью как в этой жизни, так и в последующей.Однако важно помнить, что в ночь Бараат Всевышний не простит грехи и не окажет милость тем, кто придерживается многобожия, питает злобу к мусульманам, разрывает отношения с родственниками, проявляет высокомерие и неуважение к родителям, злоупотребляет алкоголем, совершает прелюбодеяние, подстрекает к беспорядкам, отвергает Ислам или клевещет.Аллах в эту ночь принимает покаяние и щедро прощает тех, кто искренне признает Его власть и просит прощения. Достаточно, чтобы мусульманин обратился к Нему с искренним раскаянием. Самое важное – искренность. В эту священную ночь прощения мусульмане должны искренне обратиться к Всевышнему, молиться о прощении грехов и просить благословения.Каждый человек должен внимательно проанализировать свои поступки и деяния за год. Если он обнаружит что-то, что не соответствует воле Творца, ему следует раскаяться и больше не повторять эти ошибки.Девятый месяц мусульманского календаря Рамадан имеет особое значение для последователей ислама. День Арафа – 9-й день месяца Зу ль-Хиджа – это день, который является одним из наиболее примечательных дней мусульманского календаря. В этот день миллионы паломников обращаются к Всевышнему с мольбой, стоя на горе Арафа и прилегающей к ней территории. Первые девять дней месяца Зуль-хиджа наполнены определенной благостностью. За совершение благих поступков в это время вознаграждение увеличивается многократно. Дни Ташрик – продолжение праздника жертвоприношения Курбан-байрам , которое отмечается с 11-го по 13-е числа последнего месяца исламского лунного календаря . Сам праздник жертвоприношения отмечается 10-го числа месяца Зульхиджа. Данный месяц считается у мусульман благословенным, когда верующие совершают хадж (паломничество).Паломники отправляются к долине Мина, где бросают камни в три столба, как символ побития дьявола . В каждый из столбов – малый Джамрат аль-Ула, средний Джамрат аль-Вуста и большой Джамрат аль-Акаба – бросается по 7 камешков. Там же они проводят ночь первого из дней Ат-Ташрик, а утром совершают коллективный намаз, после которого читают такбир (восхваление Аллаха). Далее снова совершается бросание камней, которое продолжается и на третий день Ат-Ташрик.Произнесение такбираТашрик обязательно в следующих случаях: если намаз был совершен в коллективе женщин, следовавшей в совершении намаза своему мужу, а также страннику. Если странник совершит намаз отдельно, а также женщина при совершении намаза следует женщине – это не обязательно.Таким образом, в мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного. В период становления ислама Пророк Мухаммед запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.ЗаключениеВ контексте исторического развития мусульманской культуры важно отметить значимый вклад арабских ученых и художников в различные сферы искусства и науки. Исследования в области точных наук, астрономии, математики и медицины, проведенные арабскими учеными, имели значительное влияние на развитие мировой цивилизации. Арабески, каллиграфия и миниатюрная живопись стали неотъемлемой частью арабской художественной культуры, а их использование в архитектуре придавало зданиям уникальный и прекрасный облик. Вместе с тем, арабская медицина и фармакология достигли высокого уровня развития благодаря трудам выдающихся врачей и ученых. Госпитали, затеянные арабскими учеными, служили не только местом лечения, но и центрами научного исследования. История мусульманской культуры отражает богатство и многообразие ее достижений в различных сферах искусства, науки и медицины.Мусульманская культура представляет собой комплексный набор обычаев, практик и убеждений, которые формируют жизненный стиль и идентичность мусульманского сообщества. Она ориентирована не только на религиозные аспекты, такие как молитва и пост, но также на социокультурные нормы, включая скромность, щедрость и уважение к семейным ценностям. Исламский модернизм, как интеллектуальное движение, играет ключевую роль в переосмыслении и интерпретации основных принципов ислама в контексте современного мира. Вместе с тем, сохранение традиционных ценностей и адаптация к изменяющимся условиям являются важными аспектами мусульманской культуры, которые продолжают влиять на поведение и мышление мусульманского сообщества в современном обществе.В праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.В исламе праздники называются по-арабски — на языке Корана, однако, существуют и параллельные названия на других языках народов мусульманского мира, в частности, языках тюркской группы, на которых говорят татары, узбеки, казахи, турки.Религиозные мусульманские праздники отмечаются в строгом соответствии с лунным календарем — Хиджрой, и это приводит к ежегодному смещению всех праздничных датВ рамках мусульманской культуры выделяются несколько ключевых праздников, каждый из которых имеет свои уникальные обряды и символику. Одним из самых важных событий является Ураза-байрам, который представляет собой значительный праздничный день для мусульман и отмечается после окончания поста в святом месяце Рамадан. В этот день мусульмане совершают праздничную молитву, надевают свою лучшую одежду и приглашают родственников, друзей и соседей в свои дома, чтобы отметить этот день вместе. Помимо этого, особое внимание уделяется благотворительности, ибо средства, собранные в качестве милостыни, направляются на помощь нуждающимся членам общины. Данный праздник не только представляет собой символическое завершение религиозного поста, но и укрепляет социальные связи в мусульманском сообществе.Важной чертой праздников в мусульманской культуре является тщательная подготовка и уважение к традициям. Например, праздник Фитра, который отмечается мусульманами по завершении священного месяца Рамадан, предполагает не только сбор обязательной милостыни, но и проведение обрядов, таких как праздничная молитва и приготовление праздничного ужина.Список литературыАйзатуллин, З. А. Особенности исламской культуры / З. А. Айзатуллин, А. З. Айзатуллин // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. – 2019. – С. 60-62. Ахмедов, А. С. Отношение ислама к культуре в период реформаторства в конце ХIХ-начале XX вв / А. С. Ахмедов // Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана. – 2021. – № 3. – С. 156-161. Бартольд, В. В. Ислам. Культура мусульманства / В. В. Бартольд. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 221 с.Гусенова, Д.А. Мусульманский религиозный календарь в зеркале развития событийного туризма / Д.А.Гусенова // Исламоведение. – 2014. – №2. – С. 52-61.Дорофеева, Т. Г. Сравнительная характеристика христианских и мусульманских праздников / Т. Г. Дорофеева // Сурский вестник. – 2019. – № 3(7). – С. 68-72. Зязин, С. Ю. Мусульманская община в процессе социокультурных преобразований / С. Ю. Зязин // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2019. – Т. 10, № 2. – С. 1-8. Исмаил, М. Н. Арабо-мусульманская культура / М. Н. Исмаил // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2014. – № 4(30). – С. 322-324. Марьям, А. Мусульманская культура, традиции и модернизм / А. Марьям // Язык. Общество. Медицина. – 2022. – С. 325-326. Наток, З. А. Мусульманские праздники и ритуалы в культуре западных адыгов / З. А. Наток // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе. – 2016. – С. 643-662. Хамхоев, М. Б. Определяющие факторы становления и распространения религии ислам и молодежи в данном процессе / М. Б. Хамхоев // Богословское наследие мусульман России. – 2021. – С. 74-80. Яхьяев, М. Я. Поливариативность исламской культуры: истоки и причины / М. Я. Яхьяев // Исламоведение. – 2020. – Т. 11, № 2(44). – С. 109-121. Аляутдинов Ш. Зуль-хиджа. День ‘Арафа[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://umma.ru/zul-hidzha-den-arafa(дата обращения: 20.05.2024)Дни ташрик[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://islamqa.info/ru/answers/36950/Дни-ташрик(дата обращения: 20.05.2024)Мусульманские праздники [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dum-spb.ru/musulmanskie-prazdniki(дата обращения: 20.05.2024)Мусульманские праздники [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://medinaschool.org/library/obshestvo/prazdniki/musulmanskie-prazdniki (дата обращения: 20.05.2024)Ночь Хиджры – память о великом событии в исламе[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ummatour.ru/articles/noch-hidzhry-pamyat-o-velikom-sobytii-v-islame(дата обращения: 20.05.2024)

1. Айзатуллин, З. А. Особенности исламской культуры / З. А. Айзатуллин, А. З. Айзатуллин // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. – 2019. – С. 60-62.
2. Ахмедов, А. С. Отношение ислама к культуре в период реформаторства в конце ХIХ-начале XX вв / А. С. Ахмедов // Известия Института философии, политологии и права имени А. Баховаддинова Национальной академии наук Таджикистана. – 2021. – № 3. – С. 156-161.
3. Бартольд, В. В. Ислам. Культура мусульманства / В. В. Бартольд. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 221 с.
4. Гусенова, Д.А. Мусульманский религиозный календарь в зеркале развития событийного туризма / Д.А. Гусенова // Исламоведение. – 2014. – №2. – С. 52-61.
5. Дорофеева, Т. Г. Сравнительная характеристика христианских и мусульманских праздников / Т. Г. Дорофеева // Сурский вестник. – 2019. – № 3(7). – С. 68-72.
6. Зязин, С. Ю. Мусульманская община в процессе социокультурных преобразований / С. Ю. Зязин // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2019. – Т. 10, № 2. – С. 1-8.
7. Исмаил, М. Н. Арабо-мусульманская культура / М. Н. Исмаил // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2014. – № 4(30). – С. 322-324.
8. Марьям, А. Мусульманская культура, традиции и модернизм / А. Марьям // Язык. Общество. Медицина. – 2022. – С. 325-326.
9. Наток, З. А. Мусульманские праздники и ритуалы в культуре западных адыгов / З. А. Наток // Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе. – 2016. – С. 643-662.
10. Хамхоев, М. Б. Определяющие факторы становления и распространения религии ислам и молодежи в данном процессе / М. Б. Хамхоев // Богословское наследие мусульман России. – 2021. – С. 74-80.
11. Яхьяев, М. Я. Поливариативность исламской культуры: истоки и причины / М. Я. Яхьяев // Исламоведение. – 2020. – Т. 11, № 2(44). – С. 109-121.
12. Аляутдинов Ш. Зуль-хиджа. День ‘Арафа [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://umma.ru/zul-hidzha-den-arafa (дата обращения: 20.05.2024)
13. Дни ташрик [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://islamqa.info/ru/answers/36950/Дни-ташрик (дата обращения: 20.05.2024)
14. Мусульманские праздники [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dum-spb.ru/musulmanskie-prazdniki (дата обращения: 20.05.2024)
15. Мусульманские праздники [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://medinaschool.org/library/obshestvo/prazdniki/musulmanskie-prazdniki (дата обращения: 20.05.2024)
16. Ночь Хиджры – память о великом событии в исламе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ummatour.ru/articles/noch-hidzhry-pamyat-o-velikom-sobytii-v-islame (дата обращения: 20.05.2024)