Развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 28.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Теоретической основой написания работы послужила научная и периодическая литература. 3
1.Теоретические аспекты прохождения государственной службы и особенности конфликтов интересов 5
1.1 Понятие государственной службы. Сущность правового статуса государственного служащего 5
1.2 Определение конфликта интересов в отечественном законодательстве 9
2. Конфликты интересов на государственной службе и механизмы их урегулирования 16
2.1 Основные виды конфликтов интересов на государственной службе их анализ 16
2.2 Анализ коррупции и возникновения конфликта интересов в государственной гражданской службе 17
3. Механизмы урегулирования конфликтов интересов 25
Заключение 29
Список литературы 29
Работодатель должен иметь четкие процедуры и политики, регулирующие подобные ситуации, чтобы обеспечить справедливость и профессионализм в бизнес-среде.При рассмотрении ситуации конфликта интересов на втором этапе, необходимо уделить внимание как личным интересам человека, находящегося в данной ситуации, так и интересам его работодателя. Также важно провести анализ, чтобы определить, существует ли на самом деле конфликт интересов или это лишь воображаемая ситуация. Ведь бывают случаи, когда конфликт интересов является реальным, а также ситуации, когда он кажется присутствующим, но на самом деле отсутствует. Для четкой диагностики сложившейся ситуации и определения наличия конфликта интересов, необходимо объективно оценить ее как таковую. Важно понимать, что конфликт интересов либо есть, либо его действительно нет. Важно помнить, что разрешение конфликта интересов требует объективного подхода и точной диагностики.При возникновении конфликта интересов рекомендуется сначала предпринять соответствующие меры по его разрешению. Однако, если данное решение не было принято, и конфликт интересов перерос в правонарушение, то возникает необходимость реализации второго варианта разрешения конфликта, который включает два этапа.Первый этап заключается в выявлении ситуации неурегулированного конфликта интересов. Затем следует провести оценку неурегулированного конфликта интересов как правонарушения и принять необходимые меры по привлечению виновных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Характер правонарушения будет определять меры, применяемые для его разрешения, с целью минимизации негативных последствий.В случае возникновения конфликта интересов, возможно проведение дополнительных исследований, чтобы выяснить, действительно ли имеется ситуация, которая может считаться конфликтом интересов. Следует отметить, что конфликт интересов может быть лишь воображаемым, то есть не наличием самой ситуации конфликта интересов. Оценка правового характера, которая позволяет считать конфликт интересов мнимым, обычно осуществляется комиссией, ответственной за соблюдение требований к поведению и разрешение конфликтов интересов. Этот вариативный механизм разрешения конфликтов интересов имеет антикоррупционную направленность и способствует нормальному функционированию взаимоотношений в области противодействия коррупции. Важно подчеркнуть, что такой механизм обеспечивает должное состояние и работу отношений, связанных с борьбой против коррупции [21].В установленном законодательством порядке всегда происходит разрешение конфликта интересов. Оценка конфликта интересов в контексте антикоррупционной тематики предоставляет возможность рассмотреть его как особый вид юридического конфликта и выделить его специфические особенности. Однако, вышесказанное представляет лишь схематическое определение теоретических подходов к пониманию сущности конфликта интересов в юридическом аспекте. Для полного исследования этих вопросов необходимо более детальное изложение, которое будет учитывать текущую практику, нормативные правовые решения и организационные меры, направленные на выявление, предотвращение и разрешение возникающих конфликтов интересов в настоящее время. Тем самым, совокупность этих факторов позволит создать более эффективную систему регулирования и контроля конфликта интересов.Изучение тенденций развития правовой оценки субъектной составляющей конфликта интересов является важным аспектом современного общественно-правового развития. С учетом динамики изменений в законодательстве, можно наблюдать постепенное расширение круга лиц, на которых распространяются требования по противодействию коррупции.Вначале конфликт интересов был определен только для государственных и муниципальных служащих в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Однако в последующем эти требования стали распространяться и на другие категории лиц, включая работников государственных учреждений, публичных компаний и организаций, а также на негосударственный сектор. Таким образом, политика противодействия коррупции стала более широко применяться и охватывать различные сферы деятельности.Это свидетельствует о постепенном укреплении законодательной базы по предотвращению конфликта интересов и коррупции, что является важным шагом в обеспечении прозрачности и законности в различных сферах общественной жизни. Такие меры способствуют повышению доверия граждан к государственным и частным структурам, а также обеспечивают более эффективное функционирование системы управления и контроля.ЗаключениеПравовой статус государственного гражданского служащего в самом общем виде можно определить как систему предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей, систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащие исполнение возложенных на него обязанностей, а также за нарушение запретов и ограничений, связанных с государственной гражданской службой. Конфликт интересов на государственной службе может быть вызван личной заинтересованностью гражданского служащего.В таких случаях ГГС выбирает либо личную заинтересованность и извлечение выгоды, либо он нарушает Законодательство РФ и ставит под удар цели государства.В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» от 02.07.2004 №79-ФЗ в статье 19 прописано как разрешается конфликт интересов на государственной гражданской службе.Каждый кто знает о конфликте на государственной службе, должен незамедлительно сообщить в соответствующие органы. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.Непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов .В процессе исполнения должностных обязанностей гражданский служащий должен постоянно оценивать свои действия , ситуации, условия, влияющие или могущие влиять на надлежащие исполнение их обязанностей. Государственный гражданский служащий ни одним своим действием не должен ставить под сомнение авторитет государственной власти.Деятельность по борьбе с коррупцией требует больших усилий в разработке систематизированного и продуманного плана, который будет действенным, согласно обстановке в стране. В федеральном законе прописаны необходимые меры профилактики, но они все еще разрабатываются и дополняются, так как с течением времени виды коррупции только увеличиваются. Можно выделить следующие, на наш взгляд, антикоррупционные меры:повышение заработной платы, которая сократит разделение населения в материальном благополучии, вследствие чего у граждан отпадет соблазн обогатиться незаконным способом;повышение антикоррупционных взглядов у российских граждан – проведение различных программ, проектов, которые сформировали в сознании человека негативное понятие о коррупции;подготовка и осуществление планов и действий по борьбе с коррупцией, а не только трансляция данной проблемы в разных источниках СМИ;формирование нормативно-правовой базы, так как именно несовершенство законодательства в Российской Федерации подпитывает коррупцию. Необходимо проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов. В настоящее время в законе имеются своеобразные «лазейки», которые позволяют «правомерную» коррупцию и толковать закон в своих интересах.деятельность работников государственных органов должна быть достаточно прозрачной, об этом написано в статье 20 Конвенции ООН против коррупции [4], в которой указывается о больших рисках коррупционеров при покупке имущества, явно превышающего реальные доходы работника.Главной целью борьбы с преступностью коррупционного характера является ее полное искоренение, сокращение причин и условий коррупции. В таком случае она перестанет быть угрозой.На практике в борьбе с преступностью в России коррупционного характера, необходимо использовать и применять опыт других стран, которые находятся в числе антикоррумпированных. Например, Дания находится на первом месте среди стран, в которых минимален уровень коррупции, потому что датчанам свойственна честность, законность, справедливость и их соблюдение передается в гражданском обществе в виде моральных устоев. Исходя из данного примера, российскому обществу следует сделать приоритетным одним из своих главных принципов - честность.Кроме того, в стране необходимо развивать систему правовой культуры, которая могла бы повышать социальный надзор за поведением человека, институтами, организациями и обществом в целом. Необходимо ужесточить контроль за доходами руководящих должностных лиц, разработать систему поощрений, которая пресекала бы причины появления коррупции, обеспечить прозрачность банковских операций, доступность информации, в которой бы отражались все действия чиновников и информировать в них простых граждан. Хотелось бы отметить, что только комплексное использование перечисленных мер может сократить и даже полностью побороть преступность коррупционного характера.Для предотвращения и урегулирования конфликтов интересов существуют механизмы и инструменты. Один из ключевых механизмов урегулирования конфликтов интересов – это законодательное регулирование. Государства разрабатывают и принимают законы и нормативные акты, которые определяют правила поведения и требования к участникам различных сфер деятельности. Например, в политике законодательство может требовать от государственных служащих и политиков раскрытия своих финансовых интересов и отказа от некоторых видов деятельности, которые могут противоречить их обязанностям.Кроме того, регулирование конфликтов интересов может быть обеспечено через создание и работу специализированных комиссий и органов. В различных отраслях бизнеса и государственного управления могут быть созданы комиссии, которые занимаются рассмотрением и разрешением конфликтов интересов. Эти комиссии состоят из независимых экспертов, которые исследуют факты и делают рекомендации или выносят решения по урегулированию конфликтов.Одним из наиболее значимых и эффективных механизмов противодействия конфликтам интересов является этический кодекс и нормы профессиональной этики. Во многих организациях и профессиональных сообществах существуют этические кодексы, которые определяют нормы и правила поведения, связанные с предотвращением и урегулированием конфликтов интересов. Эти кодексы обязывают участников соблюдать определенные принципы и стандарты, а также предусматривают ответственность за нарушение этических норм.Другим механизмом урегулирования конфликтов интересов является требование прозрачности и открытости. Открытость финансовых отношений, бизнес-сделок, связей и взаимодействий может помочь предотвратить или урегулировать конфликты интересов. Например, владельцы компаний или государственные служащие могут быть обязаны раскрывать свои финансовые интересы или связи с другими организациями или лицами.Важным аспектом урегулирования конфликтов интересов является образование и обучение. Люди должны быть осведомлены о том, что такое конфликт интересов, как его предотвращать и как урегулировать. Обучение может быть проведено в рамках профессиональной подготовки, учебных курсов или специализированных тренингов. Знание о механизмах урегулирования конфликтов интересов поможет участникам справиться с ситуациями, связанными с возможными конфликтами.В заключение, механизмы урегулирования конфликтов интересов играют важную роль в повышении прозрачности, этичности и эффективности в различных сферах деятельности. Они помогают предотвращать и разрешать конфликты интересов, обеспечивая справедливость и доверие в отношениях между людьми и организациями. Эти механизмы, такие как законодательство, специализированные органы, этические кодексы, прозрачность и образование, должны быть поддержаны и разработаны с учетом особенностей конкретных отраслей и областей деятельности. Только вместе они могут обеспечить эффективное урегулирование конфликтов интересов и способствовать развитию справедливого и этичного общества.Список литературыФедеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 № 22. Ст. 2063.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 № 31. Ст. 3215О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Российская газета. N 266. 30.12.2008.О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // Российская газета. N 207. 30.10.2009.Алексеев И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. № 3. С. 27–31.Боровик, В. С. Основы политологии и социологии: моногр. / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. - М.: Высшая школа, 2015. - 392 c.Боровский В. Н., Кулик Д. А. Методы контроля над государственной службой // ScienceTime. 2015. - № 3 (39). С. 63–74.Гирин С.А. О соотношении понятий «интерес» и «личная заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2021. № 10. Т. 36. С. 157.Зайко И. А. Основные проблемы и направления развития контроля в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок/И.А. Зайко // Журнал «Бюджет». Шестые Васильевские чтения. – 2023. Закирова М.И., Ющенко Н.А. Сущность, назначение и принципы государственного контроля (надзора) на макро уровне на современном этапе // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века, 2021. - №2. – С.113-115.Козырев, Г.И. Введение в политологию / Г.И. Козырев. - Москва: Огни, 2022. - 280 c.Курбанов Р.А. Принципы государственного контроля // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2022. - №3. – С. 59-61.Макарейко, Н. В. Административное право: краткий курс лекций / Н. В. Макарейко. – Москва: Юрайт, 2022. – 210 с.Мельник, В. А. Политология / В.А. Мельник. - М.: Вышэйшая школа, 2021. - 544 c.Миннигулова Д.Б. Совершенствование административно-правового регулирования статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 6. С. 30 - 32. Никольская Ю.П. Некоторые проблемы современного финансового контроля / Ю.П. Никольская // Финансы. – 2015. – № 9. – С. 56-61.Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции // Административное право и процесс. 2021. N 6. С. 39.Независимый годовой доклад Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusadvocat.com/node/39.Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. – Электронный ресурс. – Точка доступа: https://genproc.gov.ru/.Петросян, Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр») / Д. С. Петросян. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 300 с. http://znanium.com/go.php?id=502379Полетаев, В. Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография / В. Э. Полетаев. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 281 с.http://znanium.com/go.php?id=523338.Пугачев, В. П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - М.: Аспект пресс, 2021. - 480 cЧистяков И. А. Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2023. — №21. — С. 415-417.
1. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 № 22. Ст. 2063.
2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 № 31. Ст. 3215
3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Российская газета. N 266. 30.12.2008.
4. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 // Российская газета. N 207. 30.10.2009.
1. Алексеев И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. № 3. С. 27–31.
2. Боровик, В. С. Основы политологии и социологии: моногр. / В.С. Боровик, Б.И. Кретов. - М.: Высшая школа, 2015. - 392 c.
3. Боровский В. Н., Кулик Д. А. Методы контроля над государственной службой // Science Time. 2015. - № 3 (39). С. 63–74.
4. Гирин С.А. О соотношении понятий «интерес» и «личная заинтересованность» в конфликте интересов на государственной гражданской службе // Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2021. № 10. Т. 36. С. 157.
5. Зайко И. А. Основные проблемы и направления развития контроля в финансово-бюджетной сфере и сфере закупок/И.А. Зайко // Журнал «Бюджет». Шестые Васильевские чтения. – 2023.
6. Закирова М.И., Ющенко Н.А. Сущность, назначение и принципы государственного контроля (надзора) на макро уровне на современном этапе // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века, 2021. - №2. – С.113-115.
7. Козырев, Г.И. Введение в политологию / Г.И. Козырев. - Москва: Огни, 2022. - 280 c.
8. Курбанов Р.А. Принципы государственного контроля // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2022. - №3. – С. 59-61.
9. Макарейко, Н. В. Административное право: краткий курс лекций / Н. В. Макарейко. – Москва: Юрайт, 2022. – 210 с.
10. Мельник, В. А. Политология / В.А. Мельник. - М.: Вышэйшая школа, 2021. - 544 c.
11. Миннигулова Д.Б. Совершенствование административно-правового регулирования статуса государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 6. С. 30 - 32.
12. Никольская Ю.П. Некоторые проблемы современного финансового контроля / Ю.П. Никольская // Финансы. – 2015. – № 9. – С. 56-61.
13. Ноздрачев А.Ф. Конфликт интересов: новое «универсальное» нормативное правовое определение понятия в законодательстве о противодействии коррупции // Административное право и процесс. 2021. N 6. С. 39.
14. Независимый годовой доклад Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusadvocat.com/node/39.
15. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. – Электронный ресурс. – Точка доступа: https://genproc.gov.ru/.
16. Петросян, Д. С. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика» и 38.03.02 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр») / Д. С. Петросян. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 300 с. http://znanium.com/go.php?id=502379
17. Полетаев, В. Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: Монография / В. Э. Полетаев. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2021. - 281 с.http://znanium.com/go.php?id=523338.
18. Пугачев, В. П. Введение в политологию / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - М.: Аспект пресс, 2021. - 480 c
19. Чистяков И. А. Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2023. — №21. — С. 415-417.