Валютно-финансовое сотрудничество в рамках БРИКС

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экономика
  • 69 69 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 03.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 2
Глава 1. Место и роль стран БРИКС в мировой валютно-финансовой системе 5
1.1. Основные этапы эволюции БРИКС, состав, программные документы и цели объединения 5
1.2. Особенности участия стран БРИКС в системе международных экономических и валютно-финансовых отношениях 13
Глава 2. Финансовые цели БРИКС 25
2.1 Направления валютно-финансового и инвестиционного сотрудничества стран БРИКС 25
2.2 Факторы и особенности формирования совместных институтов финансово-экономического сотрудничества стран БРИКС 33
2.3. Реализованные цели и проекты валютно-финансового сотрудничества в рамках объединения 41
Глава 3. Интернационализация валют стран БРИКС 45
3.1. Регионализация валют стран БРИКС как макроуровень их интернационализации 45
3.2. Перспективы создания единой валюты БРИКС 54
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 65

Фрагмент для ознакомления

Это включает в себя ценообразование на сырьевые товары и подписание торговых контрактов в местной валюте.Китай и Россия уже добились значительных успехов в этой области, проводя значительную часть своей двусторонней торговли в юанях и рублях соответственно: в ходе официального визита в Пекин в мае 2024 г. глава РФ Владимир Путин заявил, что 90% всех платежей между РФ и КНР проводятся в национальных валютах. Стоит понимать, что регионализация валют БРИКС связана с определенными ограничениями. Экономическое неравенство между странами БРИКС представляет собой проблему для валютной регионализации. Такие страны, как Китай, имеют более надежные финансовые системы по сравнению с другими странами, такими как Южная Африка.Гармонизация экономической политики и обеспечение макроэкономической стабильности в этих различных экономиках имеют решающее значение для успеха валютной регионализации. Управление волатильностью обменных курсов валют БРИКС может оказаться сложной задачей. Эффективная монетарная координация и финансовое регулирование необходимы для смягчения рисков, связанных с колебаниями валютных курсов. Соответствующая финансовая инфраструктура и технологическая готовность имеют решающее значение. Обеспечение совместимости банковских систем, платежных платформ и нормативно-правовой базы в странах БРИКС является важной задачей.Китайский юань все чаще принимается в качестве региональной валюты в Азии и за ее пределами, что обусловлено экономическим влиянием Китая и стратегическими инициативами по интернационализации его валюты. Китай заключил многочисленные двусторонние соглашения о свопах (BSA) с различными странами для содействия использованию юаня в международной торговле и инвестициях. Эти соглашения позволяют странам обменивать свои местные валюты напрямую на юани, минуя необходимость использования доллара США. По состоянию на последние годы Китай заключил своп-соглашения с более чем 40 странами, включая такие крупные экономики, как Япония, Южная Корея и Европейский Союз. Эти соглашения облегчают торговлю и инвестиции в юанях, тем самым увеличивая их региональное использование.Китайское руководство принимает следующие меры по интернационализации национальной валюты:Создание оффшорного центра: Гонконг служит крупным оффшорным торговым центром в юанях, предоставляя международным инвесторам платформу для доступа к активам, выраженным в юанях. Финансовая инфраструктура особого административного района КНР поддерживает различные финансовые продукты в юанях, включая облигации, депозиты и торговлю валютой; Расчеты по трансграничной торговле: Народный банк Китая (НБК) ввел политику поощрения использования юаня в трансграничной торговле. Пилотный проект трансграничных торговых расчетов в юанях, запущенный в 2009 г., позволяет предприятиям совершать торговые операции в юанях, а не полагаться на доллар США;Создание собственной платежной системы: создание Трансграничной межбанковской платежной системы (CIPS) облегчает международные транзакции в юанях, упрощая и повышая эффективность для предприятий и финансовых учреждений ведения торговли и инвестиций в юанях; Создание региональных финансовых институтов: такие институты, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути, поддерживают использование юаня в проектах регионального развития. Эти учреждения предоставляют финансирование в юанях, способствуя его использованию в проектах инфраструктуры и развития по всей Азии; Инициатива «Один пояс – один путь»: ОПОП является ключевым фактором интернационализации юаня. Многие инфраструктурные проекты в рамках инициативы финансируются и совершаются в юанях, что побуждает страны-участницы переходить на эту валюту.Продвижение юаня в качестве региональной валюты соответствует более широким экономическим и стратегическим целям Китая. Продвигая юань, Китай стремится уменьшить свою зависимость от доллара США, тем самым получая больший контроль над своей экономической политикой и снижая уязвимость к внешнему финансовому давлению.Расширение использования юаня усиливает экономическое влияние Китая в регионе, усиливая его роль регионального экономического лидера и консолидируя его геополитическую мощь.Несмотря на то, что юань добивается значительных успехов в качестве региональной валюты, остается ряд проблем. Поддержание стабильного и предсказуемого обменного курса юаня имеет решающее значение для завоевания доверия международных инвесторов и торговых партнеров.Контроль за движением капитала в Китае может ограничить свободное движение юаня, создавая барьер на пути его полной интернационализации. Для повышения глобальной привлекательности юаня необходима постепенная либерализация финансовой системы.Китайский юань все больше закрепляется в статусе региональной валюты благодаря стратегическим инициативам, двусторонним соглашениям и развитию финансовой инфраструктуры. Хотя проблемы остаются, усилия Китая по интернационализации юаня отражают его стремление усилить свое экономическое влияние и уменьшить зависимость от доллара США. Продолжающийся прогресс в финансовых реформах и региональном сотрудничестве будет иметь ключевое значение для будущего юаня как известной региональной и потенциально глобальной валюты.Российский рубль активно продвигается как региональная валюта, особенно в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и соседних регионах. Стратегическая и экономическая политика России направлена ​​на повышение роли рубля в региональной торговле и финансах, в первую очередь за счета снижения зависимости от доллара США и евро. Россия, как ведущий член ЕАЭС, способствует использованию рубля среди государств-членов (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия) для облегчения экономической интеграции и снижения транзакционных издержек. Двусторонние торговые соглашения со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) часто включают положения об использовании рубля в торговых расчетах, что повышает его региональную роль. Россия часто оценивает экспорт энергоносителей в соседние страны в рублях, что расширяет региональное использование валюты. Учитывая статус России как крупного поставщика энергоносителей, это значительно увеличивает объем рублевых операций.Поощряя использование рубля, Россия стремится смягчить влияние волатильности доллара и финансовых санкций США. Это часть более широкой стратегии по достижению большего экономического суверенитета.При этом на пути регионализация рубля стоит ряд объективных препятствий. Так, волатильность рубля создает проблемы для его принятия в качестве региональной валюты. Стабильность обменного курса рубля имеет решающее значение для укрепления доверия между региональными партнерами. Западные санкции и геополитическая напряженность влияют на стабильность рубля и международное восприятие. Эти факторы могут помешать его более широкому принятию даже внутри региона.Роль российского рубля как региональной валюты определяется экономической интеграцией, финансовой стабильностью и геополитической стратегией. Несмотря на трудности, продолжающиеся усилия по продвижению рубля посредством двусторонних соглашений, развития финансовой инфраструктуры и стратегической экономической политики укрепят его региональное положение. Успех этих инициатив будет зависеть от способности России поддерживать макроэкономическую стабильность и преодолевать геополитическую напряженность.Бразильский реал (BRL) имеет потенциал стать региональной валютой в Южной Америке, подобно тому, как это предусмотрено для других валют БРИКС в соответствующих регионах. Бразилия, как крупнейшая экономика Южной Америки, имеет стратегическое положение для продвижения использования национальной валюты для региональной торговли и финансовой интеграции. Значительный экономический размер Бразилии и ее влияние в Южной Америке делают реал естественным кандидатом на статус региональной валюты. Это может способствовать торговле и инвестициям внутри региона, уменьшая зависимость от внешних валют, таких как доллар США. Бразильский реал имеет значительный потенциал стать региональной валютой в Южной Америке. Экономический размер и влияние Бразилии в сочетании со стратегическими инициативами в области торговли и финансовой инфраструктуры могут способствовать региональному принятию Реала. Преодоление таких проблем, как экономическое неравенство и обеспечение стабильности валюты, будет иметь решающее значение для этого начинания. Успешная регионализация Реала укрепит экономическую интеграцию и финансовую стабильность в Южной Америке.Концепция превращения индийской рупии в региональную валюту подразумевает ее принятие соседними странами для двусторонней торговли и финансовых операций. Это может включать страны Южной Азии, такие как Непал, Бутан, Бангладеш и Шри-Ланка, и потенциально распространяться на другие регионы, имеющие тесные экономические связи с Индией.Индия заключила двусторонние соглашения с соседними странами, чтобы вести торговлю в рупиях. Например, Индия и Непал заключили соглашения, которые позволяют использовать рупию для некоторых операций. В настоящее время предпринимаются усилия по расширению таких соглашений с другими странами Южной Азии, включая Бангладеш и Шри-Ланку.Резервный банк Индии (RBI) поощряет использование рупии в международных торговых расчетах, особенно со странами Южной Азии и Африки.Эти меры включают облегчение торговых расчетов в рупиях и стимулирование экспортеров и импортеров к использованию рупии. Индия заключила соглашения о валютных свопах с несколькими странами, предоставляя финансовую поддержку и ликвидность для обеспечения стабильности торговых и финансовых операций. Цель этих соглашений - предоставить альтернативу торговле, номинированной в долларах, и стимулировать использование рупии.Идея превращения индийской рупии в региональную валюту имеет значительные потенциальные преимущества, включая усиление экономической интеграции, снижение зависимости от доллара и повышение стабильности соседних экономик. Однако для достижения этой цели необходимо преодолеть проблемы, связанные с экономическим неравенством, политическим сопротивлением и обеспечением стабильности рупии. Текущие инициативы, такие как двусторонние соглашения, торговые расчеты в рупиях и соглашения о валютных свопах, отражают стратегическое стремление Индии повысить роль рупии в региональной торговле и финансах. Дальнейший прогресс будет зависеть от продолжения экономического сотрудничества, согласования политики и укрепления доверия между соседними странами.Идея превращения южноафриканского рэнда в региональную валюту предполагает его использование за пределами ЮАР, в частности, в торговых и финансовых операциях на юге Африки. Сюда могут входить страны Южноафриканского таможенного союза (SACU) и другие государства-члены Сообщества развития Юга Африки (САДК).В SACU входят ЮАР, Ботсвана, Лесото, Намибия и Эсватини (Свазиленд). В этих странах рэнд уже широко используется наряду с местными валютами. Валюты Лесото, Намибии и Эсватини привязаны к ранду, что способствует развитию торговли и экономической стабильности. САДК способствует региональной интеграции и экономическому сотрудничеству. В рамках сообщества ведутся дискуссии о расширении использования рэнда в торговле и инвестициях. В настоящее время реализуются инициативы по гармонизации финансовых правил и платежных систем для поддержки региональной интеграции.Идея использования южноафриканского ранда в качестве региональной валюты имеет значительные потенциальные преимущества, включая усиление экономической интеграции, снижение зависимости от доллара США и повышение стабильности соседних экономик. Однако для достижения этой цели необходимо преодолеть проблемы, связанные с экономическим неравенством, политическим сопротивлением и обеспечением стабильности рэнда. Текущие инициативы, такие как использование рэнда в странах SACU, торговые расчеты в рэндах и трансграничные проекты, отражают стратегическое стремление Южной Африки повысить роль рэнда в региональной торговле и финансах. Дальнейший прогресс будет зависеть от продолжения экономического сотрудничества, согласования политики и укрепления доверия между соседними странами.Подводя итог, регионализация валют БРИКС знаменует собой значительный шаг на пути к их интернационализации, отражая стратегический шаг по усилению экономической независимости и стабильности. Несмотря на то, что проблемы остаются, продолжающееся развитие финансовой инфраструктуры в сочетании с политическим и экономическим сотрудничеством будет иметь решающее значение для достижения этой цели. Такая регионализация не только укрепляет экономические связи внутри БРИКС, но и способствует достижению более широкой цели — созданию более сбалансированной и многополярной глобальной финансовой системы.3.2. Перспективы создания единой валюты БРИКССтраны БРИКС активно продвигают идею создания общей валюты, прежде всего для снижения своей зависимости от доллара США и смягчения последствий санкций. Эта инициатива получила импульс по мере того, как блок расширился и включил в себя такие страны, как Саудовская Аравия, Иран и ОАЭ, причем более 20 других выразили заинтересованность в присоединении.Предлагаемая валюта может быть цифровой, что будет способствовать торговым и финансовым операциям между государствами-членами. Этот шаг обусловлен практическими соображениями, такими как избежание экономических потрясений, вызванных колебаниями курса доллара и высокими процентными ставками, установленными Федеральной резервной системой США. Используя валюту БРИКС или местные валюты для торговли, эти страны стремятся оградить себя от геополитических рисков и экономических санкций, связанных с долларом.Однако остаются значительные проблемы. Создание единой валюты требует надежных институциональных рамок, общих стандартов и общей экономической политики, чего трудно достичь, учитывая разнообразие экономических ландшафтов стран БРИКС. Эксперты утверждают, что введение новой валюты является долгосрочной целью, при этом многие предпочитают постепенные шаги, такие как увеличение использования местных валют в двусторонней торговле. Хотя идея валюты БРИКС направлена ​​на предоставление альтернативы доллару, речь идет не обязательно о ее замене, а о предоставлении большего выбора в глобальных финансовых взаимодействиях. Эта инициатива отражает более широкое стремление к созданию многополярной финансовой системы, которая сможет лучше служить экономическим интересам развивающихся стран.Большая часть спекуляций на тему создания валюты БРИКС была вызвана заявлениями лидеров двух стран на саммите БРИКС в августе. В частности, президент Бразилии Луис Инансио Лула да Силва призвал БРИКС создать общую валюту для торговли и инвестиций. В то время как, президент России Владимир Путин заявил: «Объективный, необратимый процесс дедолларизации наших экономических связей набирает обороты».Конечно, БРИКС постепенно становится силой, с которой нужно считаться: изменение абсолютного и относительного экономического веса экономик БРИКС за последнее десятилетие изменило форму мировой экономики. Желание БРИКС найти способ уменьшить свою зависимость от доллара США совершенно логично. Это связано с тем, что резервный статус доллара США накладывает огромные ограничения на их внутреннюю денежно-кредитную политику, учитывая необходимость стабилизировать обменные курсы путем таргетирования инфляции, а также держать доллары в резерве.В последние годы оформилась устойчивая тенденция проведения торговых операций между странами в составе объединения с использованием национальных валют, тем не менее, создание валюты БРИКС потребует значительных усилий и времени. Стоит отметить, что отказ от доллара США в качестве мировой резервной валюты не только маловероятен в ближайшем будущем; вполне возможно, что это может быть даже нежелательно для некоторых членов БРИКС. Гораздо более интересное предложение, имеющее больше шансов на успех в среднесрочной перспективе, — это развитие альтернативных каналов в инфраструктуре финансовых рынков. В настоящее время доллар США лежит в основе ключевой инфраструктуры международных финансовых рынков. Таким образом, призывы к дедолларизации могут быть во многом политизированными, о чем свидетельствует заморозка российских золотовалютных резервов на сумму 640 млрд.долл. США, а также отстранение российских банков от SWIFT после начала СВО на Украине.Вместо того, чтобы брать на себя роль хранителей резервной валюты, Китай и Россия, а также союзники по БРИКС, стремятся исключить доллар из транзакций третьих сторон, ограничивая его влияние в недвусторонних отношениях. Подчеркивая это, министр финансов России Антон Силуанов отметил на министерской встрече БРИКС в апреле 2022 г.: «Это подталкивает нас к необходимости ускорить работу по следующим направлениям: использование национальных валют для экспортно-импортных операций, интеграция платежных систем и карт в собственную систему финансовых сообщений и создание независимого рейтингового агентства БРИКС». К настоящему моменту Бразилия, Россия, Индия и Южная Африка уже разработали национальные межбанковские портняжные системы. Так, например, китайская UnionPay была официально запущена в 2002 г. в качестве альтернативы Visa и Mastercard и обогнала этих действующих игроков в 2015 г. по объему карточных платежей.Индийский универсальный платежный интерфейс (UPI) следует этому примеру и расширяется от внутренней платежной сети до обеспечения того, чтобы он стал приемлемой формой оплаты за пределами Индии, а также предлагает другим странам техническую помощь для развития аналогичных внутренних платежных сетей.Там, где эти системы распространились на трансграничные платежи, они представляют собой системы, бросающие вызов привычным глобальным механизмам. Трансграничная межбанковская платежная система Китая (CIPS) предназначена для предоставления трансграничных платежных и клиринговых услуг, а также для оффшорных транзакций в юанях. CIPS использует сеть SWIFT в качестве службы обмена сообщениями и, таким образом, полагается на существующую международную валютную систему, а не бросает ей вызов. CIPS уже используется рамках российско-китайской торговли, и, как сообщается, есть планы связать его с российской SPFS, альтернативной службой обмена финансовыми сообщениями SWIFT. Безусловно, сегодня SPFS ограничивается внутренним использованием в России, тем не менее, антироссийские санкции, введение странами «коллективного Запада», создают новый императив для обхода действующих международных протоколов. Расширение блока БРИКС предоставляет более широкому кругу потенциально союзнических членов возможность проверить жизнеспособность альтернативной системы платежей и обмена сообщениями.Одним из основных движущих факторов идея создания валюты БРИКС выступает недовольство многих стран порядком, при котором товары оцениваются в долларах и торгуются на биржах, расположенных на Западе. Поэтому неслучайно из пяти новых членов БРИКС — Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана, Египта, и Эфиопии — трое являются крупными производителями нефти. Расширенное членство предоставляет Китаю и Индии, двум крупным импортерам нефти, площадку, позволяющую увеличить масштаб расчетов в импортных операциях в их собственной валюте через альтернативные платежные системы. Китай уже заключил несколько соглашений о свопах, в частности с Россией и Саудовской Аравией, чтобы облегчить торговые расчеты в юанях.В ходе своего официального визита в КСА в декабре 2022 г.Председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею использования Шанхайской биржи нефти и природного газа в качестве платформы для торговли нефтью и газомв юанях.После саммита БРИКС в 2023 г., по итогам которого Эр-Рияд присоединился к объединению, Китай и Саудовская Аравия возобновили существующее соглашение о валютном свопе и подписали меморандум о взаимопонимании о партнерстве в разработке цифровой валюты центрального банка (CBDC). Это вполне может создать основу для изучения механизма мультивалютного трансграничного клиринга.О том, что перспектива создания единой валюты БРИКС остаётся отдаленной, свидетельствуют и программные документы организации. Так, в декларации, принятой по итогам саммита БРИКС в 2023 г., не упоминалась общая валюта, а вместо этого основное внимание уделялось двустороннему клирингу. Единая валюта теоретически позволила бы странам БРИКС перейти от двустороннего к многостороннему клирингу в торговых расчетах и ​​снизить свою зависимость от доллара. В декларации была подчеркнута «важность поощрения использования национальных валют в международной торговле и финансовых операциях между странами БРИКС, а также их торговыми партнерами» и содержался призыв «укреплять корреспондентские банковские сети между странами БРИКС и обеспечивать возможность расчетов в местных валютах».Здесь стоит подчеркнуть, что даже проведение торговых операций в национальных валютах сопряжено с двумя традиционными проблемами. Пока торговля между странами сбалансирована, такая модель расчетов не создает никаких трудностей.Когда возникает торговый дисбаланс, возникают необходимость конвертации поступлений в общепринятую валюту, скорее всего, в юань. Кроме того, излишки средств от двусторонней торговли должны храниться и инвестироваться в эту местную валюту.Конвертация профицита местной валюты является обратной стороной предоставления кредита тем, кто испытывает дефицит. Это требует общего принятия одной валюты, на роль такой сегодня может претендовать только китайский юань. Тем не менее, перспективы его интернационализации также остаются неоднозначными. Недавние примеры показали, что такая конвертация будет основной проблемой при проведении торговых расчетов стран БРИКС в местных валютах. Министр иностранных дел России Сергей Лавров отмечал, что у российских экспортеров нефти возник большой запас индийских рупий. У Индии не было другого выбора, кроме как платить России в юанях. Обратная сторона — предоставление ключевой валюты по отношению к местным валютам. Это делается посредством двусторонних своп-соглашений Китая, заключенных примерно с 40 странами, и кредитования китайских банков. Эти соглашения об обмене были активированы, в частности, с Пакистаном, Аргентиной, Россией и Турцией. Народный банк Китая предоставляет юани, принимая при этом слабые обесценивающиеся валюты. Китай берет на себя роль Международного валютного фонда, который традиционно предоставлял общепризнанные валюты в обмен на слабые местные валюты. Таким образом, Китай становится кредитором последней инстанции.Заключение В ходе исследования были проанализированы различные аспекты финансово-валютного сотрудничества в рамках объединения БРИКС. По результатм анализа были сформулированы следующие выводы. За годы своего существования из слабо связанной группы стран с развивающейся экономикой БРИКС превратился в более структурированную и влиятельную коалицию. Она создала такие важные институты, как Новый банк развития, и разработала всеобъемлющие рамки для сотрудничества в различных секторах. Цели БРИКС - способствовать экономическому росту, устойчивому развитию, миру, безопасности и созданию более сбалансированной структуры глобального управления, укрепляя при этом сотрудничество между странами-участницами. Сегодня в состав объединения входит 9 государств, по заявлениям высокопоставленных чиновников стран-членов, большое число государств проявляет интерес к вступлению в этой трансконтинентальную организацию.Страны БРИКС играют важнейшую роль в международных экономических и валютно-финансовых отношениях благодаря значительным объемам экономического производства, существенным валютным резервам, активному участию в глобальных и региональных торговых соглашениях, а также усилиям по реформированию глобального финансового управления. Все вместе они стремятся к расширению экономического сотрудничества, стабилизации экономики и усилению своего влияния в мировой экономической системе.Страны БРИКС разработали множество направлений сотрудничества в валютной, финансовой и инвестиционной сферах.Созданный в 2014 г., НБР финансирует инфраструктурные проекты и проекты устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся экономиках.По состоянию на 2024 г. НБР одобрил более 90 проектов на общую сумму свыше 30 млрд.долл.США, включая проекты в области возобновляемых источников энергии, транспортной инфраструктуры и инициативы по развитию городов. Пул условных валютных резервов обеспечивает поддержку ликвидности странам-участницам в случае кризисов платежного баланса. Общий объем ресурсов ПУВР составляет 100 млрд.долл. США. Этот механизм предоставляет краткосрочную поддержку ликвидности и служит предохранительной линией защиты от глобальных финансовых потрясений.Кроме того, страны БРИКС коллективно выступают за реформы в международных финансовых институтах, чтобы увеличить представительство и влияние стран с развивающейся экономикой.Страны БРИКС ведут активное сотрудничество в валютной, финансовой и инвестиционной сферах для укрепления экономической стабильности, содействия устойчивому развитию и усиления своего глобального экономического влияния. С помощью таких институтов, как НБР и ПУВР, инициатив по валютным свопам, финансовой интеграции и совместных инвестиционных проектов БРИКС стремится создать более сбалансированное и устойчивое экономическое партнерство. Их коллективные усилия по реформированию глобального финансового управления и продвижению «зеленого» финансирования еще больше подчеркивают их приверженность устойчивому и инклюзивному экономическому будущему.Интернационализация валют стран БРИКС предполагает расширение их использования в мировой торговле, финансах и инвестициях. Этот процесс направлен на снижение зависимости от основных мировых валют, таких как доллар США и евро, укрепление экономического суверенитета и усиление глобального влияния стран БРИКС.Юань - наиболее интернационализированная валюта стран БРИКС, используемая в мировой торговле, инвестициях и в качестве резервной валюты, остальные валюты стран БРИКС в основном используется в региональной торговле и инвестициях.Каждое государство в составе БРИКС использует конкретные стратегии с учетом своих экономических преимуществ и регионального влияния, а все вместе они разрабатывают институты и механизмы для поддержки этой цели. Новый банк развития, ПУВР и потенциальная платежная система БРИКС играют ключевую роль в этих усилиях, способствуя торговле, инвестициям и финансовой стабильности внутри и за пределами БРИКС.Идея создания валюты БРИКС отражает стремление группы укрепить экономическое сотрудничество и снизить зависимость от устоявшихся мировых валют. Хотя создание общей валюты сопряжено со значительными трудностями, такие шаги, как поощрение использования местных валют, заключение своп-соглашений и разработка платежной системы БРИКС, являются практическими подходами к достижению большей финансовой интеграции. Успех будет зависеть от готовности стран БРИКС к тесному сотрудничеству и решению экономических и политических сложностей.Список использованных источников и литературы

Список использованных источников и литературы
Источники
1. Видеообращение к участникам Делового форума БРИКС // Президент России. 22.08.2023. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/72085.
2. Главы МИД стран БРИКС обсудили прием новых членов в организацию // РБК. 02.06.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/02/06/2023/6478afcf9a79475902c2c57a.
3. Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров // Президент России. 16.05.2024. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/74049.
4. Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова китайскому информационному агентству «Синьхуа», 13 апреля 2011 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/maps/cn/1738904/.
5. Йоханнесбургская декларация-II. БРИКС и Африка: партнерство в интересах совместного ускоренного роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности, Сэндтон, Гаутенг, ЮАР // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 24.08.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1901504/.
6. О международном объединении БРИКС // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 02.07.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1767167/.
7. Совместное заявление лидеров стран БРИК (г. Екатеринбург, Россия, 16 июня 2009 года) // Национальный комитет по исследованию БРИКС, Россия. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs.
8. Agreement on the New Development Bank – Fortaleza, July 15 // New Development Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2022/11/Agreement-on-the-New-Development-Bank.pdf.
9. BRICS Investment Report // United Nations Conference on Trade and Developmet. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/diae2023d1_en.pdf.
10. China to use Shanghai exchange for yuan energy deals with Gulf nations – Xi // Reuters. 02.12.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/business/energy/chinas-xi-tells-gulf-nations-use-shanghai-exchange-yuan-energy-deals-2022-12-09/#:~:text=BEIJING%2C%20Dec%209%20(Reuters),of%20oil%20and%20gas%20trade.
11. GDP growth (annual %) – Brazil // The World Bank. [Электронный ресурс]. URL:https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=BR.
12. GDP growth (annual %) – China // The World Bank. [Электронный ресурс]. URL:https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=CN.
13. GDP growth (annual %) – India // The World Bank. [Электронный ресурс]. URL:https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=IN.
14. GDP growth (annual %) – Russian Federation // The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?locations=RU.
15. Gross domestic product (GDP) of the BRICS countries // Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/254281/gdp-of-the-bric-countries/.
16. How India is taking UPI global // Forbes India. 11.08.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbesindia.com/article/take-one-big-story-of-the-day/how-india-is-taking-upi-global/87477/1.
17. Milestone of RMB Internalization: RMB Cross-border Inter-bank Payment System Starts Operation // The People’s Bank of China. 14.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pbc.gov.cn/english/130721/2963649/index.html.
18. New Development Bank // Fitch Ratings. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fitchratings.com/entity/new-development-bank-96664712.
19. New Development Bank General Strategy for 2022–2026 // New Development Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2022/07/NDB_StrategyDocument_Eversion-1.pdf.
20. Projects // New Development Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndb.int/projects/.
21. Sanya Declaration. Sanya, Hainan, China, April 14, 2011 // BRICS Information Center. [Электронный ресурс]. URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/110414-leaders.html.
22. Shareholding // New Development Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ndb.int/about-ndb/shareholding/.
23. UnionPay takes top spot from Visa in $22 trillion global cards market – RBR // Finextra. 22.07.2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.finextra.com/pressarticle/65412/unionpay-takes-top-spotfrom-visa-in-22-trillion-global-cards-market---rbr.
Научная литература
24. Батиста-младший П.Н. Валюта БРИКС? // Современная мировая экономика. 2023. Т. 1. № 3. С. 129-135.
25. Буряков А.С. Специфика развития сотрудничества в рамках БРИКС // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. №2 (96). C.64-67.
26. Звонова Е.А., Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Практикум. : учебно-практическое пособие. М.: КноРус, 2020. 314 с.
27. Лаврентьев В.А., Лаврентьева Л.В., Сахедова Ч.А. Страны БРИКС и их влияние на мировую экономику в условиях геополитического кризиса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2022. №6 (64). С.51-57.
28. Лю Ю., Охотников И.В. Анализ развития финансовых отношений стран БРИКС // Московский экономический журнал. 2023. №2. С.245-251.
29. Миронов Р.Ю., Григорьева Е.М. Оценка потенциала создания наднациональной валюты стран БРИКС // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. №5. C.391-411.
30. Молчанов А.В., Смирнов Ф.А. Формирование валюты БРИКС — проблемы и перспективы в рамках трансформации мировой валютно-финансовой системы // Экономическая безопасность. 2024. Т. 7. № 1. С. 155-174.
31. Пильщиков Ю.С. Инвестиционные отношения стран БРИКС: состояние и перспективы // Региональная экономика и управление. №2 (50). 2017
32. Положенцева Ю.С., Масалев Я.В., Мусаева Б.М. Анализ инвестиционной активности в странах БРИКС // Деловой вестник предпринимателя. 2023. №1 (11). С.30-33.
33. Савинский С.П. Создание платежной системы стран БРИКС+ // Банковское дело. 2023. № 7. С. 56-64.
34. Светличный А.И. Устойчивое развитие и Новый банк развития БРИКС: Анализ и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 1. С. 68-88.
35. Степанова А.О. Анализ и перспективы Нового Банка Развития стран БРИКС // Скиф. 2023. №1 (77). С.29-39.
36. Щербина Е.М. Роль БРИКС в создании многополярного мира // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. №4 (105). С.15-24.
37. Эсенбаева С.Р., Кузнецов А.В. Дедолларизация и валютно-финансовое сотрудничество БРИКС // Мировая экономика и мировые финансы. 2024. №1. С.62-68.
38. Ярыгина И.З. Межгосударственные проекты ЕАЭС-БРИКС в финансовой сфере: проблемы и решения // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. №17-1. C.322-324.
39. Jin E. Why China’s CIPS Matters (and Not for the Reasons You Think) // CNAS. 05.04.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnas.org/publications/commentary/why-chinas-cips-matters-and-not-for-the-reasons-you-think.
40. O’Neill J. Building Better Global Economic BRICs // Coldman Sachs. Nov.2001. [Электронный ресурс]. URL: https://www.goldmansachs.com/intelligence/archive/building-better.html.