Организация социального обслуживания в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 44 44 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 29.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социального обслуживания для несовершеннолетних 5
1.1 Общая характеристика несовершеннолетних детей 5
1.2 Организация социального обслуживания в социально реабилитационном центре для несовершеннолетних 9
1.3 Программы и услуги социального обслуживания в в социально-реабилитационных центрах 14
Глава 2. Анализ организации социального обслуживания в ГБУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» 21
2.1 Опыт социально-педагогической работы с несовершеннолетними детьми в ГБУ «Ласточка» 21
2.2 Основные направления по совершенствованию методики социального обслуживания в ГБУ «Ласточка» 29
Заключение 36
Список литературы 38

Фрагмент для ознакомления

Это направление затрагивает все стороны развития ребенка: познавательную деятельность, эмоционально-личностную сферу, а также поведение ребенка. Опросив специалистов о положительных результатах после пребывания ребенка в центре, выяснилось, что оценить общую эффективность работы невозможно, но можно проследить динамику изменения отдельных элементов.В учреждении механизм реабилитационного процесса устроен таким образом, что на каждом этапе можно проверить результаты, спрогнозировать и спланировать остальную работу с несовершеннолетним. Например, изменение поведения ребенка можно увидеть после трехнедельного пребывания в центре, а также можно увидеть развитие интереса к кружковым занятиям, занятиям в кабинете.Исследование показало, что социально-воспитательная работа основывалась на комплексном подходе к работе с несовершеннолетними детьми из группы риска. Эксперты также отметили положительные стороны социально-педагогической деятельности и некоторые проблемы, возникающие при организации реабилитации несовершеннолетних детей из группы риска.Мнение экспертов позволило выявить проблемы организации и проведения социально-воспитательной работы, а мнения несовершеннолетних детей, полученные в результате собеседования, позволили выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на содержание социально-воспитательной работы.В рамках завершения обучения квалификации были проведены интервью с несовершеннолетними детьми группы риска из реабилитационного отделения №1. В ходе интервью были опрошены 7 учащихся школьного возраста центра. Форма интервью представлена в приложении 4. Интервью позволили нам выявить положительные и отрицательные факторы на основе ответов детей (приложение 5).К положительным факторам можно отнести: юные школьники с удовольствием готовят домашнее задание вместе с социальным педагогом. Дети отмечают, что в рамках учебной деятельности им необходима помощь в подготовке домашних заданий. Социальный педагог помогает и объясняет то, что дети не поняли и не усвоили в школе. В рамках образовательного процесса, организованного в центре, студенты начинают проявлять интерес к усвоению уроков, начинают осознавать, что обучение необходимо для того, чтобы в будущем стать образованными членами общества.Что касается трудностей, с которыми сталкиваются несовершеннолетние в учебном процессе, то особое внимание юные школьники обращают на такие проблемы, как потеря ручки, карандаша, отсутствие учебников в центре. Отвечая на вопросы, связанные с организацией художественно-творческой деятельности, дети особое внимание уделяют мастерским центра.Посещая групповые занятия, у детей развивается интерес к новым видам деятельности, развиваются творческие способности, навыки общения в группе. Большое внимание уделяется правилам поведения несовершеннолетних, ребенок учится вести себя культурно, получает правила поведения, которые впоследствии закрепляются.В ходе выездных мероприятий воспитанники центра получают много новой информации, у них также развивается интерес к определенному виду деятельности и получают массу положительных эмоций, что очень важно для детей из группы риска, так как в силу определенных обстоятельств они обратились оказывается, практически отсутствует.Немаловажно и то, что дети хотят продолжать творческую деятельность после окончания периода реабилитации в центре. Это говорит о том, что специалистам удалось привлечь внимание и развить интерес детей. При этом большинство детей детсадовского возраста являются школьными. У меня нет мотивации учиться для этого. Подготовка домашнего задания осуществляется только под контролем социального педагога и воспитателя.Что касается проблем, с которыми сталкиваются несовершеннолетние в образовательном процессе, то дети отмечают такие трудности, как взаимоотношения с педагогами. Учителя считают несовершеннолетних нерадивыми и не воспринимают их как личности. Негативным фактором является то, что у части детей нет дополнительного желания посещать групповые занятия или дети посещают их, чтобы не вовлекать в работу.Также стоит отметить, что майнеры указывают на такую проблему, как невозможность присутствовать на мероприятии по релизу. Не все студенты центра всегда могут присутствовать на мероприятии, так как в силу определенных обстоятельств они могут быть задействованы в других мероприятиях.Таким образом, из эмпирического исследования можно сделать вывод, что социально-педагогическая работа в центре организована комплексно, но требует определенного совершенствования и внедрения новых направлений для более успешного результата плановых реабилитационных мероприятий на основе индивидуального подхода.программа реабилитации. На основании всего вышеизложенного в целях совершенствования методики социально-педагогической работы были предложены следующие рекомендации:Завершить следующие направления социально-педагогической деятельности:- социально-педагогическая коррекция, которая будет организована на основе личностно-ориентированного подхода;- досуговая и клубная деятельность (в части увеличения площади и технического обеспечения) для формирования положительных интересов несовершеннолетних.Ознакомить с направлением социально-педагогической работы. Трудовое воспитание должно сыграть важную роль в реабилитации детей в центре, так как это направление решает ряд важных задач, таких как:- формирование положительного отношения к работе;- развитие познавательного интереса к новым знаниям;- воспитание умений сотрудничать в коллективной работе, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку;- развивать творческий подход к работе;- воспитание целеустремленности, трудолюбия, исполнительности и ответственности, дисциплины;- формирование потребностей студентов в личностном развитии и самосовершенствовании.В рамках детского реабилитационного центра девочки и мальчики являются участниками трудовой жизни, поэтому тематика работы должна быть интересна обоим. В центре предлагается создать швейную мастерскую для девочек и столярную мастерскую для мальчиков.ЗаключениеВ ходе исследования были рассмотрены основные аспекты организации социального обслуживания в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Были изучены теоретические основы и принципы работы таких центров, а также проанализирована практика их деятельности.Социально-реабилитационные центры играют важную роль в системе социальной защиты детей и подростков, предоставляя им необходимые услуги и поддержку. Они помогают детям и подросткам преодолеть трудности и адаптироваться к жизни в обществе.Организация социального обслуживания в таких центрах включает в себя различные направления работы, такие как социальная реабилитация, медицинская помощь, психологическая поддержка, образование и профессиональное обучение. Все эти услуги направлены на восстановление и развитие потенциала детей и подростков.Так организация социального обслуживания в социально-реабилитационном центре является важным инструментом социальной защиты детей и подростков. Она позволяет им получить необходимую помощь и поддержку, а также способствует их адаптации и интеграции в общество. Для повышения эффективности этой работы необходимо продолжать совершенствование системы социального обслуживания и развивать новые подходы к работе с детьми и подростками.Особое внимание следует уделить работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Необходимо проводить консультации и тренинги для родителей, направленные на повышение их родительской компетентности и ответственности за воспитание детей. Также важно организовать поддержку и сопровождение семей после их выхода из социально-реабилитационного центра, чтобы предотвратить повторное попадание детей в подобные учреждения.Для повышения эффективности работы социально-реабилитационных центров необходимо также развивать сотрудничество с общественными организациями и волонтёрами. Они могут оказать дополнительную помощь и поддержку детям и подросткам, а также внести свой вклад в создание более благоприятной и дружественной атмосферы в центре.Важно также уделять внимание развитию инфраструктуры и материально-технической базы социально-реабилитационных центров. Это позволит обеспечить комфортные условия проживания и обучения детей и подростков, а также создать необходимые условия для проведения реабилитационных мероприятий.В целом, организация социального обслуживания в социально-реабилитационном центре является важным инструментом социальной защиты детей и подростков. Она позволяет им получить необходимую помощь и поддержку, а также способствует их адаптации и интеграции в общество. Для повышения эффективности этой работы необходимо продолжать совершенствование системы социального обслуживания и развивать новые подходы к работе с детьми и подростками.Таким образом, можно сделать вывод, что организация социального обслуживания в социально-реабилитационном центре имеет большое значение для обеспечения благополучия и развития детей и подростков. Однако для достижения наилучших результатов необходимо постоянно совершенствовать систему социального обслуживания, внедрять новые методы и технологии работы, а также укреплять сотрудничество между различными организациями и учреждениями.Список литературы1. Авдулова,Т. П. Психология подросткового возраста. / Т. П. Авдулова.- М. : Академия, 2012. -384 с.2. Айсханова, Е. С. Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних / Е. С. Айсханова. // Молодой ученый. - 2022. - № 23 (103). - С. 713-715. 3. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации. / Б. Н. Алмазов. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 223 с.4. Биковец, В. О. Психологические особенности подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре / В. О. Биковец. // Молодой ученый. - 2023. -№ 6 (453). - С. 344-346.5. Голоухова Г.Н. Методика и технология социального педагога./ Голоухова Г.Н. – Архангельск «ПГУ», 2022. 152 с.6. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2020. - 160 c.7. Ипатов, А. Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи / А. Ипатов. - М.: Речь, 2011. -112 c.8. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов и родителей / В.Г. Казанская - СПб.: Питер, 2021. С. 204 -2069. Кулясова, Ю. А. Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре / Ю. А. Кулясова.// Молодой ученый. - 2021. - № 6 (65). - С. 737-740. 10. Овсянникова Г.В. Социально-педагогические технологии работы социального педагога с детьми.// Современная образовательная среда: теория и практика. 2021. № 1. С. 113-117.11. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей./ Олиференко Л.Я. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. 256 с.12. Садыков Р.М. Социальное обслуживание в условиях его модернизации: теоретические аспекты//Вестник университета. 2021. № 3. С. 156–161.13. Шаповалова, М. Е. Технологии реабилитационной работы с безнадзорными детьми и подростками./ М. Е. Шаповалова // Молодой ученый. - 2023. - № 27 (474). - С. 246-251Электронные ресурсы14. ГБУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» - URL: http://srcn-nizh.soc52.ru/(дата обращения: 25.05.2024).15. Сотникова Л.В. Проблемы социального обслуживания несовершеннолетних. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnogo-obsluzhivaniya-nesovershennoletnih (дата обращения: 25.05.2024). ПриложенияПриложение 1Таблица 1 - Категории несовершеннолетних, поступивших в центр за 2021- 2023 (I квартал) гг.Категории детей2021г.2022г.2023г. 1кв.Поступило детей всего, из них:34026574Оставшиеся без попечения родителей или законных представителей635320Проживающих в семьях, находящихся в СОП23243Самовольно оставившие семью006Самовольно ушедшие из ОУ для детей-сирот и детей000Ставшие жертвой насилия992Оказавшиеся в иной ТЖС16613641Не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию79438Таблица 2 - Основания поступления несовершеннолетних в ГБУ «Ласточка»По основаниям202120222023 1кв.По направлению органов СЗН---По рапорту ОВД---По ходатайству органов образования---По ходатайству органов здравоохранения---По ходатайству органов опеки и попечительства14213227По личному обращению несовершеннолетнего--1По заявлению родителей или законных представителей19413343По ходатайству общественных организаций---Другие причины4-5Приложение 2Таблица 3 - Предоставление социально-педагогических услуг детям всех групп по детскому отделению ОСР № 1за IV квартал 2022 годаНаименование услугиСентябрь 2022Октябрь 2022Ноябрь 2022Декабрь 2022Социально-педагогическая коррекцияКоличествосоциально-педагогическая диагностика и обследование интеллектуального и эмоционального развития детей107146425210выявление и анализ социальнопедагогических проблем несовершеннолетнего гражданина57359391консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетнего по вопросам отношений между родителями и детьми, методике семейного воспитания035612Формирование позитивных интересовсодействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения (для детей школьного возраста)63136222103- содействие в подготовке школьных уроков, в установлении позитивного отношения1889142627173596организация лекций, клубов по интересам, кружковой работы196192401447Организация досуга:посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований и др.2164761423845организация и посещение собственных выставок, концертов, праздников и др.783245982422556Итого:33114905135846422Таблица 4. Предоставление социально-педагогических услуг детям всех групп по детскому отделению ОСР № 1за I квартал 2023 годаНаименование услугиЯнварь2023Февраль2023Март2023Апрель2023Социально-педагогическая коррекция Количествосоциально-педагогическая диагностика и обследование интеллектуального и эмоционального развития детей143201304365выявление и анализ социальнопедагогических проблем несовершеннолетнего гражданина67357989консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетнего по вопросам отношений между родителями и детьми, методике семейного воспитания1243696Формирование позитивных интересовсодействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения (для детей школьного возраста)90198240251содействие в подготовке школьных уроков, в установлении позитивного отношения к учебе1256189930123211организация лекций, клубов по интересам, кружковой работы209211287290Организация досуга:посещение театров, выставок, концертов, праздников, соревнований и др.534167432547организация и посещение собственных выставок, концертов, праздников и др.2451289034453559Итого:4762564478688318Приложение 3Анкета экспертаУважаемый эксперт!Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты о социально-педагогической работе в ГБУ «Ласточка»Ваше мнение очень важно для нас!1. Ф.И.О.__________________________________________________ 2. Занимаемая должность____________________________________ 3. Опыт работы_____________________________________________ 4. Какие направления социально-педагогической деятельности, Вы осуществляете в центре: (0.1) духовно-нравственное; (0.2) гражданско-нравственное; (0.3) формирование стремления к ЗОЖ; (0.4) другое___________________________________________________ 5. Принимают ли участие в организации социально-педагогической работе другие специалисты центра? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________6. Привлекаются при организации социально-педагогической деятельности иные организации и службы? Если да, то перечислите. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________7. Скажите, пожалуйста, какими методами Вы пользуетесь при организации социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними детьми группы риска? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________8. С какими проблемами организации социально-педагогической работы с несовершеннолетними Вы сталкиваетесь? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________9. Какое направление социально-педагогической работы, по Вашему мнению, требует доработки? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________10. Видите ли Вы положительные результаты после пребывания ребенка в Центре? Если да, то в чем это заключается? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Спасибо за участие в опросе!Приложение 4Гид интервью для несовершеннолетних, находящихся нареабилитации в ГБУ «Ласточка»1. Скажи, пожалуйста, тебе в данном центре нравиться заниматься уроками с социальным педагогом?2. Какой предмет тебе нравится изучать больше всего? Проявился ли интерес у тебя к какому-нибудь другому предмету?3. С какими трудностями в учебе ты сталкиваешься?4. Посещаешь ли ты какой-нибудь кружок? Нравится ли тебе проводить там время? Почему?5. В центре проходят различные выездные мероприятия , какой выезд тебе запомнился больше всего? Почему?6. Какие мероприятия в центре тебе нравиться проводить больше всего? Почему?Спасибо за интервью!Список информантов:1. Интервью 1, Муж., 7 лет.2. Интервью 2, Муж., 9 лет.3. Интервью 3, Жен., 8 лет.4. Интервью 4, Жен., 10 лет.5. Интервью 5, Муж., 13 лет.6. Интервью 6, Муж., 12 лет.7. Интервью 7, Жен., 13 лет.Приложение 5Результаты интервьюПозитивные факторы (цитаты интервью)Негативные факторы (цитаты интервью)«Нам нравится учиться у социального педагога. С нами преподают уроки, я помогаю с трудными задачами»«Мне не особенно нравится, когда социальный педагог начинает говорить об уроках и настаивать на их преподавании. Я могу выучить их сама, без напоминаний».«Раньше я не очень любила учить уроки, потому что было много непонятного, но здесь в центре нам помогает социальный педагог и воспитатели"«Я не люблю учиться, поэтому у меня нет любимых школьных предметов. Иногда мне нравится ходить на физкультуру» «Я не люблю ходить в школу, я вообще не понимаю, зачем мне учиться»«Иногда нам не хватает тетрадей, мы постоянно теряем ручки, и не всегда удобно учить уроки по одному учебнику, потому что их не хватает»«Трудно найти общий язык с учителями, в центре с социальным педагогом. Он постоянно требует, чтобы мы делали домашнее задание для проверки. Но зачем проверять, когда мы такие взрослые и можем делать их сами, без контроля"«Поход в кружок – наше любимое занятие в центре. Там мы делаем разные поделки, рисуем, готовимся к мероприятиям» «У нас тоже есть свой бардак, особенно нам нравится в нем действовать»"Там в основном занимаются с детьми младшего возраста, для нас (13-15 лет) особой активности там нет. Если бы мы открыли какие-то кружки для своего возраста, было бы интересно".«Особенно люблю ходить в кино, мы ходим в кино почти каждую неделю» «Мы недавно ходили в библиотеку, это было на открытом воздухе» «На батутах очень весело» «Ходим в церковь»«Иногда бывает, что пропускаешь выездное мероприятие, а то и несколько раз" "Кто-то ходит каждый раз, а ты нет"«Мне нравится, когда к нам приходят волонтеры, они всегда играют с нами в разные игры, рассказывают что-нибудь интересное» «Радиорубка и наш мусор – самые любимые. Мы любим сниматься и готовиться к эфиру»«Я безразличен ко всем событиям» «Мне больше нравится быть на улице, и там уже другие ребята что-то делают, теперь мы любим играть в футбол»

Список литературы

1. Авдулова,Т. П. Психология подросткового возраста. / Т. П. Авдулова.- М. : Академия, 2012. -384 с.
2. Айсханова, Е. С. Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних / Е. С. Айсханова. // Молодой ученый. - 2022. - № 23 (103). - С. 713-715.
3. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации. / Б. Н. Алмазов. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 223 с.
4. Биковец, В. О. Психологические особенности подростков, находящихся в социально-реабилитационном центре / В. О. Биковец. // Молодой ученый. - 2023. -№ 6 (453). - С. 344-346.
5. Голоухова Г.Н. Методика и технология социального педагога./ Голоухова Г.Н. – Архангельск «ПГУ», 2022. 152 с.
6. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2020. - 160 c.
7. Ипатов, А. Подросток. От саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи / А. Ипатов. - М.: Речь, 2011. -112 c.
8. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов и родителей / В.Г. Казанская - СПб.: Питер, 2021. С. 204 -206
9. Кулясова, Ю. А. Особенности социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре / Ю. А. Кулясова.// Молодой ученый. - 2021. - № 6 (65). - С. 737-740.
10. Овсянникова Г.В. Социально-педагогические технологии работы социального педагога с детьми.// Современная образовательная среда: теория и практика. 2021. № 1. С. 113-117.
11. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей./ Олиференко Л.Я. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. 256 с.
12. Садыков Р.М. Социальное обслуживание в условиях его модернизации: теоретические аспекты//Вестник университета. 2021. № 3. С. 156–161.
13. Шаповалова, М. Е. Технологии реабилитационной работы с безнадзорными детьми и подростками./ М. Е. Шаповалова // Молодой ученый. - 2023. - № 27 (474). - С. 246-251
Электронные ресурсы
14. ГБУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» - URL: http://srcn-nizh.soc52.ru/(дата обращения: 25.05.2024).
15. Сотникова Л.В. Проблемы социального обслуживания несовершеннолетних. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnogo-obsluzhivaniya-nesovershennoletnih (дата обращения: 25.05.2024).