Педагогические услвия развития зрительно - моторной координации у слабовидящих детей 5-6 лет

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 38 38 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 29.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………
1.1. Понятие зрительно-моторной координации в психофизиологических и психолого-педагогических исследованиях ……………………………………
1.2. Особенности развития зрительно-моторной координации у детей со слабым зрением ………………………………………………..……………….
1.3. Педагогические условия развития зрительно-моторной координации у детей со слабым зрением …………………………………………...…………
Глава 2. Педагогические условия развития зрительно-моторной координации у детей со слабым зрением ……………………………………..
2.1. Диагностика уровня развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей ……………………………………………………..……..
2.2. Анализ результатов исследований ………………………………..………
2.3. Развитие зрительно-моторной координации и пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения при помощи подвижных игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ ……………….………………………………………………..
Фрагмент для ознакомления

Проведение таких игр открывает огромное количество возможностей для всестороннего формирования личности ребенка. В игровом процессе дети не только закрепляют и совершенствуют свои двигательные навыки, но и развивают личностные качества.Эффективность движений в значительной степени зависит от остроты зрения, и поэтому у детей с нарушениями зрения результаты в выполнении двигательных упражнений хуже по сравнению с нормально видящими детьми. Однако подвижные игры являются мощным инструментом всестороннего развития детей с нарушениями зрения. Слабовидящие дети любят и могут играть практически в любые игры, нуждаясь лишь в помощи и обучении.Все подвижные игры способствуют развитию таких качеств, как смелость, активность, настойчивость и социальная адаптация у детей с нарушением зрения. Через игры дети познают мир, свое тело и возможности, развиваясь гармонично.Специальных игр для слабовидящих детей нет, они играют в те же игры, что и их сверстники с нормальным зрением, но при выборе игр необходимо учитывать возраст, физическую подготовленность и зрительные особенности детей.Наблюдения показывают, что у детей с нарушением зрения есть свои особенности в подвижных играх: они часто боятся коллективных игр, большого количества участников, столкновений и риска разбить очки. Большинство таких детей также испытывает страх перед быстрой динамикой. Они не полностью используют свои двигательные возможности и трудно ориентируются в пространстве.При организации подвижных игр следует учитывать несколько принципов:1. Не повторять движения, в которых дети только что упражнялись, чтобы не перегружать одни и те же группы мышц и не утомлять детей.2. Учитывать зрительные нарушения всех детей и планировать игры в зависимости от этого.Для игр используются специальные инструменты:Мячи ярких цветов (оранжевый, красный, желтый, зеленый), благоприятно воздействующие на сетчатку глаза.Индивидуальные зрительные ориентиры в виде цветных геометрических фигур, подобранные с учетом зрительных возможностей детей.Правила проведения игр:Перед занятием нужно настроить детей и заинтересовать их.Проводить зрительную гимнастику перед выполнением заданий.Избегать игры лицом к солнцу или окнам, так как яркий свет может отвлекать детей.Начинать игру по условному сигналу (свисток, хлопок, команда и т. д.), предупредив детей заранее.Контролировать поведение и соблюдение правил игры.Делать паузы в игре для уменьшения напряжения и утомления, используя это время для анализа игры.При организации подвижных игр для детей с нарушением зрения следует учитывать их уровень физической подготовки, состояние здоровья и зрительные возможности. Игры должны быть коррекционными, развивать такие качества, как смелость, активность, настойчивость, общение и социальная адаптация. В процессе игровых занятий развиваются координация движений, ориентирование, слух, навыки в беге, ходьбе и прыжках, а также развивается выносливость, скорость и командные действия, соблюдение правил и волевые качества.«ДОГОНИ КОЛОКОЛЬЧИК»Цель: Развитие скорости, ловкости и способности ориентироваться в пространстве.Состав участников: 10-12 человек.Оборудование: Колокольчик.Правила проведения: Игровая площадка обозначается тактильными ориентирами. Из игроков выбирают две пары водящих. Один из игроков получает в руки колокольчик и убегает от водящих. Водящие должны окружить его, сомкнув руки, при этом игрок с колокольчиком может передать его любому другому игроку. Если игрока с колокольчиком поймают, он и передавший колокольчик заменяют одну из пар водящих. Колокольчик передается самому ловкому игроку, и игра продолжается.Вариант для слабовидящих и зрячих: Вместо колокольчика надевается колпак на голову. Участники ловят только игрока с колпаком, игра получает название «Берегись, Буратино!».Методические указания:Пары: незрячий и ребенок с остаточным зрением, зрячий и незрячий.Игрокам запрещается выходить за границы площадки.Игрокам можно надеть озвученные браслеты или другие акцентирующие звуковые аксессуары.«ПОВТОРИ (ДЕЛАЙ КАК Я)»Цель: Развитие ощущений от изменений положения тела и конечностей, равновесия, координации, скорости, зрительно-моторной координации и оптико-пространственного восприятия, концентрации внимания.Оборудование: Объемные и/или плоскостные муляжи фигуры человека, фотографии и/или схематические изображения человека в разных позах, ростовое зеркало.Правила проведения: Начальная поза - сидя (на стуле или полу) или стоя. Педагог становится перед детьми (2-3 ребенка) и сообщает, что они будут повторять его движения. Выигрывает тот, кто выполняет движения быстрее и точнее. Начинают с простых движений, ориентируясь на индивидуальные возможности детей. Используются показ и совместные действия, каждое движение сопровождается инструкциями: «подними», «согни» и т.д. Постепенно переходят к серии из нескольких движений. Все изменения положения сопровождаются речевыми объяснениями, их объем зависит от уровня речевого развития детей. Возможны сокращения инструкций до называния частей тела и их расположения. Если зрение позволяет, дети выполняют движение, глядя в зеркало на педагога или по фотографиям и схемам.Игры для улучшения зрительных функций у детей с косоглазием и амблиопией:Упражнения и игровые методы, заменяющие аппаратное лечение, в рамках физического воспитания, с целью: Постоянное наблюдение глазами за движущимися объектами.1. Наблюдение за мигающими лампочками на световом табло (справа налево, слева направо, снизу вверх, сверху вниз).2. «Подбрось кольцо и поймай».3. Метание мяча в цель (с использованием индивидуальных ручных кольцебросов).4. Настольные игры: баскетбол и теннис.5. «Наблюдай за маятником».Игры с мячом для детей с расходящимся косоглазием:Цель: усиление аккомодации и тренировка направления взгляда вниз и вблизь.1. Прокатывание мяча в ворота.2. Прокатывание мяча вокруг кеглей.3. Прокатывание мяча вокруг кубов.4. Перекатывание мяча друг другу с фиксацией направлений (вправо, влево, прямо).5. Скатывание мяча с возвышенности (наклонная доска, горка).6. Заброс мяча в ведерко или лунку (перпендикулярно).7. Отбивание мяча об пол (стоя, ходя по комнате, прыгая) с рифмовками.8. Прокатывание мяча назад (индивидуально и коллективно).9. Забрасывание мяча в корзину с расстояния.10. Отталкивание мяча от себя.11. Прокатывание мяча вокруг себя (без движения с места).12. Прокатывание мяча ногами (сидя на полу).13. Игра «Бодай мяч» (ходьба на четвереньках).14. Футбол.15. Ведение мяча ногой на заданном расстоянии.Игры с мячом для детей с сходящимся косоглазием:Цель: расслабление конвергенции и тренировка направления взгляда вдаль и вверх.1. Бросание и ловля мяча друг другу.2. Подбрасывание мяча вверх и самостоятельная ловля (с хлопками).3. Бросание мяча о стену и ловля отскочившего.4. Передача мяча над головой (в колонне, сидя, стоя).5. Забрасывание мяча в кольцо.6. Игра с мячом через сетку.7. Бросание и ловля мяча через веревку (натянутую выше роста ребенка).8. Закатывание мяча на возвышенность (доска или другой предмет).9. Попадание мячом в цель (подвижную или неподвижную).10. Сбивание кегли или игрушки броском.11. Соревнование «Чей мяч выше подлетит».12. Игра «Поймай шарик» (на удочку).13. Соревнование «Кто первым принесет мяч» (бросать можно вверх и вдаль).14. Соревнование «Кто дальше бросит мяч».15. Бросание мяча через обруч.Вывод по второй главеВ заключении данной главы можно отметить, что эффективность педагогических условий для развития зрительно-моторной координации у детей со слабым зрением играет ключевую роль в их общем физическом, когнитивном и эмоциональном развитии. Процесс диагностики уровня зрительно-моторной координации является первым и важным шагом, который позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и определить наиболее подходящие методы и техники для коррекции и улучшения этих навыков.Анализ результатов исследований показывает, что дети со слабым зрением демонстрируют значительное улучшение зрительно-моторных навыков при применении специально разработанных методик и программ. Не менее важным является то, что эти успехи положительно сказываются на их самооценке и социальной адаптации. Подвижные игры, как один из основных инструментов в данной программе, доказали свою высокую эффективность в развитии координационных способностей и пространственного восприятия у детей с нарушениями зрения.Таким образом, комплексный подход, включающий диагностические исследования, использование адаптированных методик и активное включение подвижных игр, является оптимальным для поддержки и развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей. Эти педагогические условия не только способствуют физиологическому развитию, но и способствуют улучшению качества жизни детей, их интеграции в общество и более успешной реализации их потенциала в будущем.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе проведения настоящего исследования нами была выполнена обширная работа, направленная на изучение педагогических условий развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей в возрасте 5-6 лет. В ходе теоретического анализа проблемы, нами были определены ключевые аспекты зрительно-моторной координации, изучены её психофизиологические и психолого-педагогические детерминанты, а также выявлены особенности её формирования у детей с нарушениями зрения.В первой главе мы рассмотрели понятие зрительно-моторной координации через призму различных подходов, представленных в современных психологических и педагогических исследованиях. Было выделено, что зрительно-моторная координация является важным аспектом психомоторного развития ребёнка, от которого зависит успешность как учебной деятельности, так и различных практических навыков. Особое внимание было уделено особенностям развития зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения, что позволило на качественном уровне определить специфику педагогического воздействия, необходимого для поддержки их развития.Во второй главе были рассмотрены и апробированы конкретные педагогические условия и методики, направленные на развитие зрительно-моторной координации у слабовидящих детей. Мы провели диагностику уровня развития данной координации, что позволило выделить ключевые проблемные зоны и наметить стратегия их коррекции.Анализ результатов исследований показал, что использование специализированных игр и упражнений, ориентированных на развитие зрительно-моторной координации и пространственного восприятия, оказывает положительное влияние на психомоторное развитие детей. Одним из эффективных методов стали подвижные игры, адаптированные под особенности зрения детей, которые способствуют активизации их двигательной активности и улучшению зрительно-моторной координации.Таким образом, напрашивается вывод о важности создания специальных педагогических условий для развития зрительно-моторной координации у слабовидящих детей. Эти условия включают: применение адаптивных методик и средств, индивидуальный подход с учётом уровня развития конкретного ребёнка, использование подвижных игр и упражнений, стимулирующих зрительное и моторное взаимодействие.Результаты исследования представляют практическую значимость для педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения, и могут быть использованы для разработки и внедрения коррекционных программ, направленных на полноценное развитие зрительно-моторной координации у данной категории детей. Работа над этим аспектом является важным вкладом в создание условий для успешной интеграции слабовидящих детей в образовательное пространство и их дальнейшую успешную социализацию.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Безруких М. М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: Методическое пособие. Белопольский В.И., Лови О.В. Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство. Изд. 3-е, стереотип.— М.: Когито-Центр, 2008.Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник/В.П.Дудьев. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 366 с.Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.:Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графо- моторных навыков: Методическое пособие. 2-е издание.- М.: Генезис, 2010. Крушельницкая, О.И. Вправо – влево, вверх – вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет [Текст] / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. – М.: Сфера, 2004. – 80 с. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 384 с.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950. – 98 с. (не переизд. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Л. И. Моргайлик. – Л.: ЛГПИ, 1986. – 136 с. Никулина Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях общеобразовательного учреждения общего назначения): учебное пособие. / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Артюкевич // Под ред. Г. В. Никулиной.- СПб.: Издательство РГПУ им. А И. Герцена, 1999.- 86 с.  ПрАООП для детей с функциональными расстройствами зрения.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л. И.- М.: Просвещение, 1997  Подколзина Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. № 3.- С. 35–39.  Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – Калуга: Издательство «Адель», 1998. – 118 с. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 284 с. Психологическая энциклопедия. Психология человека от рождения до смерти. МЛАДЕНЧЕСТВО ДЕТСТВО ЮНОСТЬ ВЗРОСЛОСТЬ СТАРОСТЬ. Под общей редакцией А.А.Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с. Ремезова, Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие [Текст] / Л.А. Ремезова. – Тольятти, 2001. – 160 с. Тригер Р.Д. Подготовка детей к обучению грамоте: пособие для детей среднего дошкольного возраста – ВЛАДОС, 2010. – 76 с. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. Рабочая тетрадь. 1 класс. - ВЛАДОС, 2012. – 87 с. Феоктистова, В.А. Обучение и коррекция дошкольников с нарушением зрения [Текст] / В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова, А.М. Витковская. – СПб.: Образование, 1995 – 147 с. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей [Текст] / Л. В. Фомичева. — СПб.: Каро, 2007.  Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. – СПб.: ИМАТОН, 2005http://ru.wikipedia.org http://tolkslovar.ru. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Узнавание «зашумленных» изображений» (А.Р. Лурия)2. «Бендер гештальт-тест» (Л. Бендер)3. «Домик» (Н.И. Гуткина)

1.Безруких М. М., Морозова Л. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5–7,5 лет: Методическое пособие. 
2.Белопольский В.И., Лови О.В. Зрительно-моторный Бендер гештальт-тест: Руководство. Изд. 3-е, стереотип.— М.: Когито-Центр, 2008.
3.Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник/В.П.Дудьев. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
4.Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с. 
5.Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.:Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с.
6.Зегебарт Г. М., Ильичева О. С. Волшебные обводилки. Формирование графо- моторных навыков: Методическое пособие. 2-е издание.- М.: Генезис, 2010. 
7.Крушельницкая, О.И. Вправо – влево, вверх – вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет [Текст] / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. – М.: Сфера, 2004. – 80 с.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 384 с.
9.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М., 1950. – 98 с. (не переизд.
10. Методика обучения русскому языку младших слабовидящих школьников: Учеб. пособие [Текст] / Под ред. Л. И. Моргайлик. – Л.: ЛГПИ, 1986. – 136 с.
11. Никулина Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием (психолого-педагогические основы работы по развитию зрительного восприятия в условиях общеобразовательного учреждения общего назначения): учебное пособие. / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Артюкевич // Под ред. Г. В. Никулиной.- СПб.: Издательство РГПУ им. А И. Герцена, 1999.- 86 с. 
12. ПрАООП для детей с функциональными расстройствами зрения. 
13. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л. И.- М.: Просвещение, 1997 
14. Подколзина Е. Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. № 3.- С. 35–39. 
15. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. – Калуга: Издательство «Адель», 1998. – 118 с.
16. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 284 с.
17. Психологическая энциклопедия. Психология человека от рождения до смерти. МЛАДЕНЧЕСТВО ДЕТСТВО ЮНОСТЬ ВЗРОСЛОСТЬ СТАРОСТЬ. Под общей редакцией А.А.Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.
18. Ремезова, Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие [Текст] / Л.А. Ремезова. – Тольятти, 2001. – 160 с.
19. Тригер Р.Д. Подготовка детей к обучению грамоте: пособие для детей среднего дошкольного возраста – ВЛАДОС, 2010. – 76 с.
20. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. Рабочая тетрадь. 1 класс. - ВЛАДОС, 2012. – 87 с.
21. Феоктистова, В.А. Обучение и коррекция дошкольников с нарушением зрения [Текст] / В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова, А.М. Витковская. – СПб.: Образование, 1995 – 147 с.
22. Фомичева Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей [Текст] / Л. В. Фомичева. — СПб.: Каро, 2007. 
23. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. – СПб.: ИМАТОН, 2005
24. http://ru.wikipedia.org
25. http://tolkslovar.ru