Воспитание трудолюбия детей дошкольного возраста средствами природы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 52 52 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 29.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение…………………………………………………………….…………3
1 Теоретические основы воспитания трудолюбия детей дошкольного возраста средствами природы………………………………………………..……..6
1.1 Психолого-педагогические аспекты воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...…..6
1.2 Сущность трудолюбия как качества личности дошкольника…………10
1.3 Методические особенности воспитания трудолюбия детей дошкольного возраста путем знакомства со средствами природы……….……..16
Выводы по первой главе………………………………………………….….25
2 Эмпирическое исследование эффективности использования средств природы в процессе воспитания трудолюбия детей дошкольного возраста……27
2.1 Диагностика первоначального уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста………………………...…………...……..27
2.2 Комплекс мероприятий, направленный на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами природы…………………….31
2.3 Контрольная диагностика уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста………………………….………………………..34
Выводы по второй главе…………….…………………………………….…38
Заключение…………………………………………………………….……..39
Список использованных источников……………………….………………41
Приложение 1……………………………………………………………..….43
Приложение 2……………………………………………………………..….48
Приложение 3………………………………………………………………...50
Приложение 4……………………………………………………………..….51
Приложение 5………………………………………………………………...52
Фрагмент для ознакомления

Только двое детей не смогли правильно определить предмет труда и выбрать необходимое оборудование для работы.УровеньУмения и навыки при участииребёнка в коллективном труде потипу общего (содержание заданийодинаково)Умения и навыки при участииребёнка в коллективном труде(содержание заданий разное)Высокий76Средний 24Низкий10Таблица 6 - Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовомутрудуПри повторной диагностике увеличилось количество детей, которые с удовольствием принимают участие в трудовой деятельности, проявляют старательность в выполнении трудовых задач.УровеньРучная умелостьСпособность реализовать замыселВысокий76Средний 23Низкий11Таблица 7 - Уровень сформированности отношения детей к ручному трудуПри повторной проверке уровня сформированности отношения детей к ручному труду было обнаружено, что количество дошкольников, способных реализовать задуманное, увеличилось. Однако все еще наблюдаются недостаточные комбинаторные навыки и самостоятельность для осуществления творческих задумок (необходимы советы, указания, вмешательство взрослого в трудовой процесс). У двух детей все еще присутствует беспомощность в различных аспектах трудового процесса, низкий уровень самостоятельности и необходимость прямой помощи взрослого.УровеньДежурствоПо столовойВ игровом уголкеВысокий44Средний 45Низкий21Таблица 8 - Уровень сформированности отношения детей к дежурствуВ ходе наблюдения за дежурством в столовой и игровом уголке было замечено, что большинство детей добросовестно выполняют свои обязанности и стремятся получить одобрение взрослых. При повторной диагностике было отмечено снижение числа детей с низким уровнем трудовой воспитанности, преобладал средний уровень. Эти дети проявляли желание участвовать в труде, особенно им нравился труд, соответствующий их интересам. Часто для того, чтобы дети выполнили задание, необходимо было эмоциональное побуждение. Дети понимали пользу своих действий и активно участвовали в различных трудовых делах группы. Они проявляли большой интерес к результату и качеству работы, ответственно относились к порученному делу. Обобщив результаты контрольного исследования, мы выявили, что 49% старших дошкольников находится на высоком уровне воспитанности трудолюбия, 37% - на среднем, оставшиеся 14% - на низком уровнеРисунок 2 - Результаты уровня воспитанности трудолюбия детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследованияДля определения эффективности разработанного нами комплекса занятий мы провели сравнительную диагностику результатов исследования на начальном и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы.Рисунок 3 – Сравнительная диагностика результатов исследования на начальном и контрольном этапах опытно-экспериментальной работыВыводы по второй главеНа основе выявленных особенностей воспитания трудолюбия детей дошкольного возраста средствами природы была построена система работы с детьми, включающая разнообразные формы деятельности. В процессе трудовой деятельности развивались ценные качества: уважение к друг другу, взрослым, их труду, интерес к трудовой деятельности. Мы считаем, что средства природы являются наиболее эффективными в воспитании трудолюбия детей дошкольного возраста.ЗаключениеВ ходе исследования было изучено понятие "трудолюбие", дана психолого-педагогическая характеристика трудолюбия детей дошкольного возраста и определены методы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Проведя анализ различных точек зрения, мы пришли к выводу, что трудовое воспитание представляет собой целенаправленную совместную деятельность воспитателя и воспитанников, направленную на развитие общетрудовых навыков и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его результатам, а также на осознанный выбор профессии.В заключении написания курсовой работы на тему "Воспитание трудолюбия детей дошкольного возраста средствами природы" можно сделать следующие выводы:- Трудовое воспитание дошкольников является целенаправленным процессом формирования у них положительного отношения к труду, умения и желания работать, а также уважения к труду взрослых и нравственно ценных качеств. Для достижения всестороннего развития ребенка необходимо вовремя привлечь его к посильному и регулярному труду, который способствует укреплению физического здоровья и координации движений.- Трудовое воспитание детей следует осуществлять при ознакомлении с окружающим миром, так как природа является эстетическим воспитателем ребенка. Работая в природе, дети учатся понимать, видеть и ценить ее красоту. Уход за растениями, посадками кустов и деревьев дает дошкольникам живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов.- Главными методами трудового воспитания детей являются объяснение, показ, анализ процесса труда и оценка его результатов, а также обучение отдельным способам выполнения трудовых действий. Формами трудового воспитания дошкольников выступают индивидуальные поручения, коллективный труд и дежурства.После проведения диагностики уровня воспитанности трудолюбия у детей старшей группы, мы выяснили, что средний уровень воспитанности трудолюбия присутствует. В связи с этим, мы разработали комплекс мероприятий по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Целью этого комплекса является формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения работать, развитие нравственно ценных качеств и уважение к труду взрослых. Комплекс мероприятий был опробован в МБДОУ №9 детском саду "Елочка" в поселке Ключи, Камчатского края.В данном исследовании была определена и экспериментально проверена эффективность использования средств природы при воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Они также представляют особенности осуществления трудового воспитания детей, которые учитывает педагог. Таким образом, все поставленные задачи выполнены, цель работы достигнута, гипотеза исследования доказана.Список используемых источниковБых Е.В. Трудовое воспитание дошкольников / Е.В. Бых // Проблемы педагогики. - 2019. - № 6 (45). - С. 68-70.Декман И.Е. Формирование интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И.Е. Декман, О.В. Громоздина // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 9 (38). - С. 18-26. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 50-52. Мазильникова, Н. Н. Эколого- валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова. – СПб: Детство- Пресс, 2013. – 96 сМаркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.Новикова Н.Е. Приобщение дошкольников к труду – как фактор становления личности ребёнка / Н.Е. Новикова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 2. - С. 72-76. Нургатина И.Е. Особенности реализации образовательной области «Труд» в старшей группе дошкольного образовательного учреждения / И.Е. Нургатина, Л.С. Хабибрахманова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 6-1. - С. 97-100. Полухина А.В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / А.В. Полухина, Ф.М, Сулейманова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 9 (17). - С. 364-365.Рощупкина А.А. Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в процессе организвции взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи / А.А. Рощупкина, Е.В. Чмелёва // Аксиологические проблемы педагогики. - 2019. - № 10. С. - 120-129. Тафинцева Н.А. Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО / Н.А. Тафинцева // Преемственность в образовании. - 2019. - № 21(03). - С. 169-174. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук.М., 1978.24сХабибулина И.З. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / И.З. Хабибулина, И.И. Кусаева // Современное научное знание: теория, методология, практика: сб. науч. трудов по материалам X междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 24- 27. Черкасов И.А. Диагностика представдений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых / И.А. Черкасов // Вестник науки и образования. - 2020. - № 1 (79). - С. 85-89. Шемелова О.Ю. Психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности / О.Ю. Шемелова // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 1-1 (8). - С. 160-162Приложение 1Диагностика трудовых умений и навыков детейстаршего дошкольного возрастаДля проведения диагностики трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в детском саду используются критерии, установленные программой воспитания и обучения. Данные критерии оцениваются в следующих разделах:- труд в природе;- хозяйственно-бытовой труд;- ручной труд;- трудолюбие в процессе дежурств;- представления о труде взрослых.Труд в природе.1) Ребенку предлагается помочь в уходе за растениями, поливая их, рыхля землю, убирая пыль:- ребенок соглашается и принимает предложение воспитателя;- ребенок соглашается, но нуждается в дополнительной мотивации («Помоги мне»);- ребенок не принимает предложение вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).2) Ребенку предлагается выбрать два растения из уголка природы, которым нужен уход, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:- ребенок самостоятельно определяет предмет труда, выделяет его особенности (сухая земля, пыль на листьях и т.д.);- ребенок определяет предмет труда с помощью воспитателя;- ребенок не может определить предмет труда даже с помощью взрослого.3) Ребенку предлагается предсказать, какими будут растения после его ухода:- ребенок предвидит результат труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);- результат труда определяется взрослым;- ребенок не может выполнить задание даже с помощью взрослого.4) Ребенку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить, почему такая последовательность важна. В случае затруднений, ребенку дают набор картинок с изображением трудовых действий и предлагают их расположить в правильной последовательности:- ребенок самостоятельно рассказывает и объясняет последовательность трудовых действий;- ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности и объясняет;- ребенок не может спланировать последовательность трудовых действий.5) Ребенку предлагается выбрать необходимое оборудование для работы. Вместе с необходимыми инструментами и оборудованием, ребенку предлагают также ненужные для данного труда предметы (например, сачок для пересадки рыб и т.д.):- ребенок самостоятельно выбирает необходимое оборудование;- ребенок выбирает необходимые инструменты с небольшой помощью взрослого;- ребенок не может выполнить задание.6) Ребенку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать, рыхлить землю, убирать пыль:- ребенок самостоятельно и качественно выполняет все трудовые действия;- ребенок самостоятельно выполняет отдельные действия, но не всегда качественно;- качество выполнения трудовых действий и результата низкое.Анализируя отношение детей, определим, к какой группе относится ребенок:Низкий уровень - требуется помощь взрослых;Средний уровень - требуется небольшая помощь;Высокий уровень - полная самостоятельность.Хозяйственно-бытовой труд включает выполнение различных заданий, таких как мыть поддонники растений или чистить грязные баночки. Воспитатель обращает внимание на то, как дети распределяют предметы труда, используют необходимое оборудование и оценивают качество своей работы. В коллективном труде каждый ребенок выполняет определенное трудовое действие, например, один моет, другой ополаскивает, третий вытирает и так далее. Дети сами договариваются и распределяют обязанности. Воспитатель обращает внимание на умение детей поставить общую цель, распределить работу и организовать рабочее место.Анализируя отношение детей к труду, можно определить, к какой группе они относятся. Ребенок с низким уровнем отношения к труду охотно принимает участие, но его действия спешные и некачественные. В коллективном труде предпочитает быть рядом с другими. Ребенок со средним уровнем отношения к труду также охотно участвует и старается, но предпочитает быть помощником. Ребенок с высоким уровнем отношения к труду наслаждается им, выполняет все действия качественно и умело. Он также выступает в роли организатора в коллективных формах труда и взаимодействует с другими детьми.Ручной труд включает следующие этапы. 1) Детям предлагается задание - сделать снежинку. Они должны выбрать бумагу нужного качества, цвета и величины, а также необходимые инструменты, такие как ножницы и карандаш. Затем они должны сделать снежинку, используя один из предложенных образцов.2) Педагог размещает на столе перед детьми 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие пооперационные карты, которые наглядно показывают, как сделать снежинку.При выполнении задания особое внимание уделяется наличию общетрудовых и специальных навыков, развитию умений конструирования, комбинаторных умений, а также определению, является ли деятельность репродуктивной или творческой.3) Воспитатель оценивает, насколько ребенок может поставить перед собой цель, выбрать материалы и инструменты, организовать свое рабочее место, использовать пооперационные карты, контролировать свои действия и достичь результата самостоятельно.Путем анализа отношения детей можно определить, к какой категории относится ребенок:1. Низкий уровень - проявляется в беспомощности во всех аспектах трудового процесса, отказе от деятельности, низкой самостоятельности и необходимости прямой помощи взрослого. Результат работы характеризуется низким качеством.2. Средний уровень - характеризуется высокой самостоятельностью в деятельности репродуктивного характера. Качество работы высокое, но без новаторских элементов, требуется подсказка и вмешательство взрослого в трудовой процесс. Замысел частично реализован.3. Высокий уровень - характеризуется развитыми комбинаторными умениями, использованием пооперационных карт, обобщенным методом конструирования, полной самостоятельностью и высоким качеством работы, оригинальностью или новаторскими элементами.Диагностика трудолюбия в различных видах дежурствНаблюдение за детьми во время дежурства по различным зонам, таким как столовая, игровой уголок, уголок природы, проводится с участием двух человек на каждый вид дежурства. Виды дежурств меняются каждые два дня, и вместе с детьми оценивается качество работы, что способствует формированию самооценки.В рамках этого исследования мы выясняем:- желают ли дети дежурить и отражается ли это в их работе;- каковы их мотивы и характер поведения во время дежурства: уклоняются ли они от обязанностей;- хорошо ли дети выполняют свои обязанности только при контроле со стороны воспитателя;- насколько хорошо они работают во время дежурства по назначению воспитателя;- насколько хорошо они дежурят, выполняют ли работу вне дежурства и помогают ли другим.Анализируя отношение детей к дежурству, мы определяем, к какой группе относится ребенок:Низкий уровень - дети дежурят небрежно, передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не завершают начатое дело, считая, что порядок — это задача помощника воспитателя или других детей.Средний уровень - дети хорошо выполняют свои обязанности, активно и не забывают о них, но не помогают другим, стремясь получить одобрение взрослых.Высокий уровень - дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают и помогают товарищам в различных видах деятельности.Приложение 2I занятие. Беседа на темы: «Ваши знания о комнатных растениях» и«Правильный уход за комнатными растениями»- Здравствуйте дети! Сегодня, мы с вами поговорим на темы: «Ваши знания о комнатных растениях» и «Правильный уход за комнатными растениями». Для начала ответьте на следующие вопросы: 1. Какие растения Вам знакомы в нашем уголке живой природы? - дети называют растений. - Вы отлично знакомы с разновидностью комнатных растений. 2. Как вы думаете, почему их называют комнатными? – ребята с трудом отвечают на данный вопрос. - Этот вопрос заставил Вас задуматься. Комнатные растения — это такие растения, которые в нашей местности не могут расти круглогодично в открытом грунте, из- за того, что они не переносят холодных зим. 3. Из чего можно вырастить растения? - ребята ответили: из семян, луковиц. - Молодцы, а Вы знали, что еще комнатные растения можно выращивать вот из таких веточек с листьями (демонстрирую черенок). Они называются черенками. Более подробно мы рассмотрим данный вид выращивания на занятии под названием «Посадка герани». А теперь мы поговорим о правильном уходе за комнатными растениями. Ответьте мне на вопрос: знаете ли Вы, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями? – дети отвечали с большим энтузиазмом. - Все ваши ответы верны, но рассмотрим более подробно. Правильный уход за комнатными растениями включает в себя пять элементов:1. Освещение: если в помещении недостаточно освещения для растения, то оно будет тянуться к свету, а потом потихоньку будет погибать из- за недостатка света. 2. Температурный режим: Для правильного ухода за комнатными растениями, обязательно нужно знать, какие из них любят тепло, а какие растения привыкли к холоду. 3. Влажность воздуха: Следует понимать, что чем выше стоит растение, тем суше там является воздух, и тем быстрее высыхает почва. 4. Полив: Полив умеренный — это когда после подсыхания земляного кома делается пауза в 1-3 дня. Так поливают растения с кожистыми и с мясистыми листьями, покрытыми восковым налетом или сильноопушенными. В период активного роста, такой режим нужно соблюдают для многих кактусов и суккулентов.5. Подкорм:Выбор удобрений, как по составу, так и по форме разнообразен (порошки, концентраты, растворы, таблетки, гранулы, аэрозоли длявнекорневой подкормки).Удобрение следует наливаю в горшок после того, как полили растение,чтобы раствор лучше впитался в землю.На этом наша беседа завершается, спасибо за внимание!Приложение 3Физминутка «Спал цветок» -Дети встаем с места и повторяем движения за мной. Спал цветок и вдруг проснулся – дети встают, ставят руки на пояс; Больше спать не захотел – повороты головы в право и влево; Повернулся, подтянулся – поворот вокруг себя, подтягивание; Взвился вверх и улетел – плавные махи руками.Приложение 4Дидактическая игра «Части растений» Для данной игры была приготовлена фанера, обшитая фланелькой. Материал: рисунки растений, разрезанные по частям (лепестки, соцветие, стебель, корень,) и с изнаночной стороны приклеены на фланельку. Растения были разными: кустарники, деревья, комнатные растения, цветущие растения. Дети наклеивали на доску растения по частям, таким образом собирая их в единое целое и объясняли функции каждой его частиПриложение 5Проведение занятия «Посадка герани» Воспитатель: Дети мы с Вами на беседе разобрали, как можно сажать растения, и я Вам рассказала о новом для Вас виде посадки - черенкование. Сейчас мы на практике познакомимся с этим видом посадки, будем ухаживать за посаженной геранью и вырастим красивое растение. Каждый цветок превосходен по- своему. О герани написано множество стихов. И все поэты говорят о том, что герань- символ уюта и тепла, символ дома, где тебя всегда ждет семья. Привезли его к нам из далекой Южной Африки, путешественники- мореплаватели. Всем он полюбился тем, что очень красиво цветет. А еще герань выделяет вещества, убивающие микробы – фитонциды. Поэтому в каждом доме желательно иметь это растение, если не у кого нет на него аллергии. Также нежелательно держать растение в спальне и игровой комнате, у некоторых детей может вызвать головную боль.Давайте внимательно рассмотрим этот цветок и опишем его. Цветок этот любит свет, стебель у него прямой, листья округлые, светло- зеленые на длинных черенках. Цветки растут «букетиком»- соцветием. Обратите внимание, как нужно правильно сажать черенки. (демонстрация посадки герани). Посмотрите, что вы видите на дне горшочка? Для чего эти отверстия? - (дети отвечают на заданные вопросы). - Правильно, чтобы стекала лишняя вода. Но чтобы не высыпались земля и песок, закрываю отверстие камешками. Следом кладу на дно песок и немного земли. В центр горшка ставлю черенок и насыпаю вокруг землю до первого листочка. Слегка прижимаю землю вокруг черенка. Цветок посажен, но нужно его полить.Для укрепления здоровья взрослые и дети пьют витамины, а растениям нужны подкормка в виде удобрений. Удобрения я добавила вам в леечки, чтобы наше растение прижилось. Чтобы не размыть корни, поливать нужно по краю горшка. А теперь распределим обязанности. Мальчики у нас сильные девочек, поэтому я предлагаю им насыпать песок и землю в горшки, а девочки будут сажать черенки и поливать растения. Дети вы согласны? Ход работы: дети одевают фартуки и приступают к работе. Мальчики берут горшочки и на дно выкладывают камушки, затем насыпают песок и землю, а девочки после этого в центр каждого горшка ставят черенки герани и просят мальчиков насыпать вокруг землю до первого листочка. Далее девочки берут леечки с приготовленным удобрением и поливают по краям горшочков. - Вы отлично справились с поставленной задачей! Теперь вы сможете посадить комнатное растение, но только под присмотром взрослого. Подведем итоги нашего с Вами занятия, давайте вспомним: 1. Чему вы сегодня научились? 2. Черенки какого комнатного растения вы посадили? Теперь поставим черенки на подоконник в нашем уголке природы и будем наблюдать за их ростом. (после проведенного занятия, дети приводят порядок на рабочих местах, убирают использованное оборудование). -Мы сегодня с вами отлично потрудились, а сейчас модно отдохнуть и расслабится. Сядьте на ковер, закройте глаза и расслабьтесь. Все умеют танцевать, прыгать, бегать, убирать, но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая, очень легкая, простая. Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем. Замедляется движенье, исчезает напряженье.Открываем глаза, тихонько встаем. Обратите внимания, на наши с вами комнатные растения, они блестят, сияют и они Вам очень благодарны.

1. Бых Е.В. Трудовое воспитание дошкольников / Е.В. Бых // Проблемы педагогики. - 2019. - № 6 (45). - С. 68-70.
2. Декман И.Е. Формирование интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И.Е. Декман, О.В. Громоздина // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 9 (38). - С. 18-26.
3. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 50-52.
4. Мазильникова, Н. Н. Эколого- валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н. Н. Мазильникова. – СПб: Детство- Пресс, 2013. – 96 с
5. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.
6. Новикова Н.Е. Приобщение дошкольников к труду – как фактор становления личности ребёнка / Н.Е. Новикова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 2. - С. 72-76.
7. Нургатина И.Е. Особенности реализации образовательной области «Труд» в старшей группе дошкольного образовательного учреждения / И.Е. Нургатина, Л.С. Хабибрахманова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 6-1. - С. 97-100.
8. Полухина А.В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / А.В. Полухина, Ф.М, Сулейманова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 9 (17). - С. 364-365.
9. Рощупкина А.А. Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в процессе организвции взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи / А.А. Рощупкина, Е.В. Чмелёва // Аксиологические проблемы педагогики. - 2019. - № 10. С. - 120-129.
10. Тафинцева Н.А. Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО / Н.А. Тафинцева // Преемственность в образовании. - 2019. - № 21(03). - С. 169-174.
11. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук.М., 1978.24с
12. Хабибулина И.З. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / И.З. Хабибулина, И.И. Кусаева // Современное научное знание: теория, методология, практика: сб. науч. трудов по материалам X междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 24- 27.
13. Черкасов И.А. Диагностика представдений детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых / И.А. Черкасов // Вестник науки и образования. - 2020. - № 1 (79). - С. 85-89.
14. Шемелова О.Ю. Психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности / О.Ю. Шемелова // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 1-1 (8). - С. 160-162