Имидж лидера: технология создания и продвижения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 72 72 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 01.07.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ИМИЖДА ЛИДЕРА 5
1.1. Лидерство как психологическая категория 5
1.2. Имидж как социально-психологический феномен 21
Выводы по главе 1 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА ЛИДЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ 43
2.1. Организация и методики исследования 43
2.2. Анализ результатов исследования 44
Выводы по главе 2 46
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПРОДВИЖЕНИЮ ИМИДЖА ЛИДЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ 47
3.1. Мероприятия по созданию и продвижению имиджа лидера 47
3.2. Оценка эффективности разработанных рекомендаций 63
Выводы по главе 3 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Фрагмент для ознакомления

Программа состояла из 8 занятий, каждое из которых было проведенно с определенной целью. Занятия проводились в группе по 10 человек. Занятия, по времени проведения, длились от 45 до 90 минут, в зависимости от цели и задач. Основные материалы, которые использовались в ходе занятий: бумага, карандаши, гуашь, маркеры. Для развития эмоционального интеллекта участников помимо колоды метафорических ассоциативных карт «Emotion» Довлатова К.Н., им было предложено нарисовать свои метафорические карты, на тему того, как они представляют себе ту или иную эмоцию. Таблица 3.1 Описание арт-терапевтической программы с помощью метафорических ассоциативных картЗанятиеЦель ЗадачиМатериалыРезультатыЗанятие 1: Понимание эмоцийРазвить осознанность и понимание различных эмоцийПознакомиться с понятием эмоций и их важностью. Знакомство с МАК. Изучение различных эмоции, используя примеры и личный опыт. Создать индивидуальные метафорические ассоциативные карты для представления различных эмоцийБелая доска или флипчарт Бумага Гуашь Маркеры Карандаши МАК «Emotion» Довлатова К.Н.Результаты с помощью маркеров и стикеров-заметок: демонстрируют понимание различных эмоций и их влияния на поведение.Занятие 2: Распознавание и регулировани е эмоцийРазвить способность распознавать и регулировать эмоцииОбсудить различные триггеры и ситуации, которые вызывают эмоции. Практика в выявлении эмоций у себя и других. Разработать методы эмоциональной регуляции, такие как упражнения на глубокое дыхание или ведение дневникаЭмоциональные карточки или плакаты Раздаточные материалы по дыхательным упражнениям МАК «Emotion» Довлатова К.Н.Улучшение своих способностей выявлять и регулировать эмоции у себя и других людейЗанятие 3: Эмпатия и восприятие перспективыРазвить эмпатию и навык восприятия перспективыОбъяснить важность эмпатии в построении отношений. Участвовать в ролевых играх, чтобы попрактиковаться в восприятии перспективы. Создать групповую метафорическую ассоциативную карту, представляющую эмпатиюСценарии ролевых игр или скрипты сценариев Бумага Гуашь Маркеры Карандаши МАК «Emotion» Довлатова К.Ндемонстрируют улучшенные способности к сопереживанию и восприятию перспективыЗанятие 4: Эффективное общениеРазвить коммуникативные навыки, особенно в эффективном выражении эмоцийОбсудить важность ясного и чуткого общения при выражении эмоций. Практиковать техники активного слушания и ассертивного общения. Создать личные метафорические ассоциативные карты, показывающие эффективные стратегии общения.Раздаточные материалы по коммуникативным навыкам Примеры сценариев уверенного общения Бумага Гуашь Маркеры Карандаши МАК «Emotion» Довлатова К.Н демонстрируют улучшенные коммуникативны е навыки, особенно в уверенном выражении эмоцийЗанятие 5: Управление конфликтамиРазвить навыки мирного и конструктивного управления конфликтамиОбсудить распространенные причины конфликтов и их влияние на эмоции. Разыграть ролевые сценарии конфликтов и попрактикуйтесь в методах разрешения конфликтов. Разработать групповую метафорическую ассоциативную карту, изображающую стратегии разрешения конфликтовМатериалы: Раздаточные материалы по методам разрешения конфликтов Сценарии ролевых игр или скрипты сценариев Бумага Гуашь Маркеры Карандаши МАК «Emotion» Довлатова К.Н. демонстрируют улучшенные навыки управления конфликтами.Занятие 6. Эмоциональная устойчивостьРазвивать эмоциональную устойчивость и стратегии преодоленияОбсудить концепцию эмоциональной устойчивости и ее значение. Изучить различные механизмы преодоления и их эффективность. Совместно создать метафорические ассоциативные карты, иллюстрирующие эмоциональную устойчивостьРаздаточные материалы по жизнестойкости Примеры механизмов совладения Бумага Гуашь Маркеры Карандаши МАК «Emotion» Довлатова К.НДемонстрируют повышенную эмоциональную устойчивость и разработают эффективные стратегии совладанияЗанятие 7: Саморефлексия и эмоциональный ростПоощрять саморефлексию и личный эмоциональный ростСпособствовать индивидуальному размышлению о личном эмоциональном росте на протяжении всей программы. Введение упражнения для ведения личного дневника, чтобы исследовать эмоции и области роста. Делитесь личными идеями и достижениями в рамках обсуждений в небольших группахЛичные дневники или записные книжки МАК «Emotion» Довлатова К.Н демонстрируют повышенное самосознание и личный эмоциональный рост.Занятие 8: Интеграция и применение в будущемПроанализировать и закрепить полученные знания при подготовке к будущему применениюПроанализировать ключевые концепции, стратегии и опыт предыдущих занятий. Обсудить способы применения эмоционального интеллекта в различных жизненных сценариях. Создание заключительного проекта, в котором учащиеся создадут свою собственную метафорическую ассоциативную карту эмоционального интеллектаБумага Гуашь Маркеры Карандаши МАК «Emotion» Довлатова К.Н.закрепляют полученные знания, как применять эмоциональный интеллект в различных аспектах жизни.Развитие стрессоустойчивостиМетодика «Искренний разговор» с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК) [9]. Метафорические или проективные ассоциативные карты представляют собой набор карточек из плотного картона, на которых нанесены изобразительные или фотографические изображения. Данное изображение является визуальным стимулом, благодаря рассматриванию которого в сознании человека появляется материал из его психики за счет процесса проекции. Любая карта может трактоваться по-разному разными людьми.Используемые материалы: в данной методике использовались 2 колоды МАК — колода метафорических карт «Oh-Cards» (88 изображений, Германия, автор Э. Раман, М. Эгетмейер) и колода метафорических карт «Инсайт» (72 изображения, Россия, автор М. Минакова). Цель методики: снижение напряжения и переосмысление проблем, вызывающих тревожность, клиентом. Порядок выполнения: - перед началом работы с картами, клиенту предлагается своими словами описать проблему, которая его тревожит; - клиенту предъявляется любая колода метафорических карт, и психолог предлагает в закрытую, то есть, наугад, рубашками вверх, вытянуть из нее 5 произвольных карт; - вытянутые карты будут выступать стимульным материалом при рассказе о тревожности. Для этого психолог предлагает поочередно открывать карты, внимательно рассмотреть изображение и с помощью увиденного ответить на вопрос «Что я могу рассказать о своих покупках?» - после этого психолог предлагает ознакомиться с колодой карт, но уже в открытую, и в случае, если студенты увидят в ней изображения, которыми можно дополнить свой рассказ, то им предлагается их тоже использовать. Время выполнения данной методики 20-30 минут. В процессе обсуждения изображений на карточках, психолог может задавать уточняющие вопросы: Какие мысли о приходят вам на ум при разглядывании этой карты? Что происходит на рисунке? Какие эмоции вызывает у вас это изображение? Что напоминает вам образ, изображенный на карте? Есть ли вы на этом рисунке, и если да, то как чувствуете себя и что делаете? Если на карте есть другие действующие лица, то что чувствуют и думают они? Что привело к ситуации на этом изображении? Что будет дальше, чем эта ситуация может закончиться? Рисуночная техника «Мои чувства в прошлом, настоящем и будущем». Используемые материалы: 3 листа бумаги А4, цветные карандаши. Цель методики: выражение эмоций и снижение тревожности, создание оптимистичного образа будущего. Порядок выполнения: - психолог предлагает предпринимателям выполнить последовательно три рисунка на тему «Мои чувства в прошлом, настоящем и будущем» с использованием инструментария; - по завершению работы предпринимателям предлагается рассказать о своих чувствах с помощью рисунков в хронологическом порядке или начиная с того, который больше нравится; - после обсуждения изображений, психолог предлагает изменить предпринимателям что-то в своих рисунках, если у них есть такая потребность, а затем обсудить это.Время выполнения данной методики 30 минут. Вопросы, на которые может опираться специалист в процессе обсуждения: Какие эмоции вы изобразили? Какая эмоция преобладает в прошлом, настоящем и будущем? С чем связаны выбранные вами эмоции? Хотелось бы вам что-то изменить в рисунке, обозначающем будущее, чтобы это могло быть и как отразится на вашей жизни? Письменная техника «Неотправленное письмо». Используемые материалы: бумага в неограниченных количествах, ручка. Цель методики: выражение мыслей и эмоций, снижение эмоционального напряжения (а именно, чувство обиды и вины), прояснение позиции клиента.Порядок выполнения: - перед составлением каждого письма психолог предлагает предпринимателям закрыть глаза и сосредоточиться на своем дыхании и телесных ощущениях с помощью инструкции, которая дается в устной форме; - предпринимателям предлагается написать первое письмо, адресованное себе в прошлом, под названием «Я тебя прощаю». В этом письме требуется подробно изложить все свои переживания, требования к себе и другим, события, которые вызывают эмоциональный отклик. Данное письмо не ограничено по размеру, но ввиду того, что приводит к сильным переживаниям, может выполняться частями, ограниченными по времени. - после завершения первого письма предприниматели приступают ко второму под названием «Ты меня прости». В этом письме они могут описать все ситуации и собственные переживания, за которые им хотелось бы попросить прощения. Данная часть также не ограничена по объему. - после завершения писем психолог переходит к обсуждению эмоционального состояния лидеров. Важно отметить, что психолог не ознакамливается непосредственно с продуктом данной техники, а ведет обсуждение, опираясь на рассказ. Вопросами, которые могут помочь в обсуждении данной техники, могут являться следующими: Какое письмо вам было легче всего написать? Как письмо далось тяжелее всего? Как вы почувствовали себя после написания писем? Как чувствовали себя в процессе? Есть ли у вас новые мысли относительно вашего осознанного поведения после написания данных писем, и если да, можете ли вы ими поделиться? Время выполнения методики от 45 до 60 минут, и в случае незавершенности, может переноситься на следующую встречу. Рисуночная техника «Прощальная открытка» [6]. Используемые материалы: лист плотной бумаги А4, жидкие краски (гуашь или акварель), кисти, карандаш или ручка, конверт А5, упаковочные материалы. Цель методики: прощание с прошлым. Порядок выполнения состоит из трех этапов: - перед началом работы с помощью устной инструкции психолог предлагает предпринимателям закрыть глаза и сосредоточиться на своем дыхании и телесных ощущениях, а также, представить свой образ Я, с которым хотелось бы попрощаться; - после визуализации образа каждый предприниматель берет сложенный вдвое лист бумаги, на котором предлагается изобразить образ прощания, который у него возник; - следующим этапом психолог предлагает написать на внутренней части открытки текст, несколько строк, обращенных к тому образу Я, с кем хотелось бы попрощаться. На этом шаге предпринимателям необходимо облечь свое прощание в слова. Место для письменного послания ограничено, поэтому приходится обдумать смысл, которые нужно заложить в эти строки; - последним шагом предпринимателям предлагается трансформировать свою открытку так, чтобы в их воображении она могла дойти до «адресата». Поэтому можно положить открытку в конверт, свернуть трубочкой, перевязать лентой или использовать другие упаковочные материалы. Длительность выполнения методики от 20 до 30 минут. При выполнении данной техники написанные строки остаются в личном пространстве студентов и не озвучиваются психологу, так как цель их написания не диагностическая, а выразительная. То же самое можно отнести и к изображению на открытке. При желании, предприниматели могут поделиться своими мыслями о данном образе, но психолог задает уточняющие вопросы только относительно эмоционального состояния в процессе и после выполнения техники. Блиц-опрос «Машина времени». Данная техника проводится устно и не требует дополнительной подготовки или материалов. Цель данной методики: создание оптимистичного прогноза, повышение уверенности в возможности преодолеть тревожность. Порядок выполнения: - психолог озвучивает следующую инструкцию «Представьте, что у нас есть машина времени, и благодаря ей, мы можем переместиться в любой день. Для этого мне нужно будет всего лишь назвать временной промежуток, и мы сразу же окажемся там. Сейчас я предлагаю вам обратить внимание на то, как вы будете чувствовать себя и как изменится ваше отношение к прошлому в то время, которое я назову»; - после инструкции психолог предлагает предпринимателям поделиться эмоциональным состоянием в текущий момент, а затем озвучивает временные промежутки — 2 недели, 1,5 месяца, 3 месяца, полгода, 1 год, 3 года. Задача студентов — описать свое состояние относительно расставания по прошествии каждого из этих периодов; - после завершения техники психолог подводит итоги, делая акцент на том, что состояние студентов в будущем неизменно приведет к улучшениям.Длительность выполнения методики до 10 минут, что позволяет совмещать ее с другими техниками на одной встрече. Рисуночная техника «Я в отношениях / Я не в отношениях» Материалы: 2 листа бумаги А4, художественные мелки или пастель. Цель методики: отделение образа себя от негативного образа, коррекция мотивов.Порядок выполнения: - психолог предлагает предпринимателям выполнить последовательно два рисунка на тему «Я в отношениях» и «Я не в отношениях» с использованием инструментария; - по завершению работы предпринимателям предлагается рассказать о своих чувствах с помощью рисунков, начиная с того, который больше нравится; - после обсуждения изображений психолог предлагает изменить что-то в своих рисунках, если у лидеров есть такая потребность, а затем, обсудить это. Время выполнения данной методики 30 минут. Вопросы, на которые может опираться специалист в процессе обсуждения: Какой рисунок вам было выполнять легче всего, а какой сложнее? Какие эмоции вы испытываете от каждого рисунка? Что вам больше всего нравится и не нравится в каждом из образов? Находят ли эти образы отражение в реальной жизни? Что бы вы могли изменить на рисунке, чтобы он стал более приятным и комфортным? Как эти изменения можно соотнести с вашей жизнью? Коллаж на тему «Мой мир». Коллаж — это технический приём в искусстве, который заключается в создании графического или живописного произведения путем наклеивания на основу разного рода материалов, отличающихся от основы по цвету или фактуре. В отличии от рисунка, коллаж предполагает полную свободу в самовыражении, так как картинки могут клеиться друг на друга, выходить за края основы, отрываться.Материалы: лист бумаги А3, журналы разнопланового содержания, ножницы, клей, и любые дополнительные художественные материалы. Цель методики: постановка целей для изменения в сферах жизни, повышение удовлетворенности собой. Данная методика выполняется в два отдельных этапа: - на первым этапе перед предпринимателями ставится задача ознакомиться с содержанием и журналов и вырезать те изображения, которые привлекли их внимания. Длительность этого этапа 20-25 минут, тематика коллаж на этом этапе не раскрывается; - на втором этапе психолог предлагает предпринимателям на бумажную или основу наклеить вырезанные изображения, фотографии и различные детали из журналов, объединяя их темой «Мой мир». На данный этап выделяется также 20-25 минут. При желании, коллаж можно дополнить своими рисунками и надписями. При составлении коллажа клиенты пользуются только вырезанными изображениями. При желании, можно отказаться от некоторых вырезанных картинок; - последним этапом выступает обсуждение полученного результата. Студентам предлагается рассказать о своей жизни с использованием полученного коллажа. Психолог, в свою очередь, может задавать наводящие вопросы и интерпретировать некоторые аспекты коллажа; - в процессе обсуждения предпринимателям дополнительно предлагается трансформировать свой коллаж таким образом, чтобы он вызывал больше положительных эмоций путем дополнения его новыми образами или изменения уже наклеенных. При выполнении коллажа допускается использовать фоновую музыку, где умеренно быстрый темп чередуется с медленным, так как это поможет создать благоприятную для творчества атмосферу. При обсуждении коллажа психолог может опираться на следующие вопросы: Как вы чувствовали себя в процессе выполнения коллажа? Что показалось вам самым легким, а что самым сложным? Какие сферы своей жизни вы изобразили на коллаже? Каких сфер, на ваш взгляд, не хватает на вашем коллаже? Какие чувства вы испытываете от своего произведения? Хотелось бы вам что-то исправить, добавить или убрать, и если да, то что? Как можно было бы трансформировать ваш коллаж, чтобы он стал более приятным и комфортным? Диагностика и интерпретация данного продукта деятельности ведется по следующим пунктам: - наличие на коллаже сфер жизни (работа, семья, отношения, друзья, хобби, здоровье, развлечения) и размер пространства, выделенного под каждую из них; - изображение себя на коллаже или, наоборот, отсутствие образа себя; - расположенные в центре образы, которые обозначают центральную тему в жизни; - расположенные в левой части образы, которые обозначают части жизни, связанные с прошлым; - расположенные в правой части образы, которые обозначают части жизни, связанные с будущем; - цветовая гамма коллажа; - сочетания размера изображений, как образ самый крупный, какой самый маленький; - наличие надписей и подписей, которые могут обозначать жизненный девиз, послание, мысли клиента.Развитие экзистенциальной исполненности1.Задание Техника «Знакомство с собой» Испытуемым предложено несколько вариантов бумаги (бумага для акварели) Разная по размеру и по цвету, кисти натуральные, размер на выбор. Создается ОБРАЗ своего состояния или себя в этом МИРе! 1. Вариант только белая бумага. 2. Вариант вариативно (любой цвет и размер) 3. Вариант совмещаем два варианта первый и второй Задание Техника «Вкус корней» Знакомство с собой через метафору «Тело вина как и тело человека всегда стремится к поиску источника жизни, ресурсов и опор через родовые корни».Испытуемым предложено несколько вариантов бумаги (бумага для акварели) Разная по размеру и по цвету, кисти натуральные на выбор. Рисуем Виноградную Лозу-Символ Жизни в Библии. Все, кто был до нас-это наши Корни Все, кто будет после-Ветви Виноградные грозди -это и есть, Мы-потомки. Задание Техника «Опора всегда внутри» Тест 16 Ассоциаций Карла Юнга Его можно применять к любым аспектам жизни и под любой запрос, в том числе к Успеху, Цели, Ресурсам. Ассоциация- это любое слово, совершенно не обязательное связанное по смыслу с основным словом. Задание выполняется последовательно в 5 проходов. В таблице заполняется первый столбец 16 Ассоциаций к слову Ресурс и записывается все, что приходит в голову. Далее каждые две пары слов объединяем в еще одно слово ассоциацию. И пока не выявим одно ключевое слово.Фиксируем этот Ресурс на бумаге любого цвета и формата. Вместе с тестом забираем с собой. 4. Задание Техника «Вперед, к Вершине» (исследование восприятия достигнутой цели) 8 листов или один лист делим на восемь сегментов. Фактически Пирамида Дилтса, только в движении. Исследуем состояние и изменения в том, если бы эта цель была уже достигнута. Создаем образы на своем пути и затем возвращаемся, снизу вверх спиной и обратно тоже спиной, глядя на образы. Что взяли с собой? Рисуем на рулоне или листе формата А3 и более. Допускается рисование разными сортами вина. Исследуем листы в порядке очередности: 1. Окружение- Что я имею, кто я? 2. Поведение-Что я делаю? 3. Способности-Как я выбираю? 4. Желания-О чем я мечтаю? 5. Убеждения(ценности)- Во что я верю? 6. Идентичность-Кто я такой? 7. Миссия-Для чего, зачем я живу? 8. Смысл-Что я даю МИРу? После прохождения, изобразите эту дорогу заново или внесите дополнения, сверните и заберите с собой. Возможно изображение нового финального образа после прохождения пути. 5. Задание Техника «Мост в Будущее». Запрос на изменения из одного состояния в другое. Техника из точки А в Б или С Используем листы формата А4, цвет на выбор клиента.Создаем (рисуем) два образа: Точка А первый образ-это где сейчас находится человек и точка Б, куда бы он хотел прийти. Далее находим в своем пространстве точку А и встаем, и точку В (точка В иногда бывает промежуточной и тогда возникнет точка С (нарисовать образ потом, после подтверждения гипотезы). Смысл попасть в точку Б при этом побывав три раза в точке А. Из точки А испытуемый описывает свои чувства, эмоции, состояние тела. Далее находит в пространстве точку В и проходит к ней. Описывает свое состояние в этой точке, реакции тела, эмоции, чувства. Сходит с точки В, на ней сейчас долго находиться нельзя, тело еще не готово к длительной встрече с этим состоянием перемен. Идем обратно в точку А. Просим клиента посмотреть из этой точки на точку В. Просим описать состояние, что происходит сейчас, что изменилось? Подумай про свой вариант развития, сконцентрируйся на этом. Иди очень медленно, шаг за шагом, связывай каждый шаг со своими планами. Записываем слова и чувства клиента, задаем вопросы. Клиент доходит до точки В. Считываем ощущения. Это Будущее, запрос под которое сформулирован клиент. Далее возвращаемся в точку А (третий раз). Просим описать состояние клиента. Разговариваем, записываем. И говорим, чтобы клиент повторил: «Это твоя сегодняшняя реальность! Я принимаю свое сегодняшнее состояние как точку старта!» Сделай один шаг вперед. И скажи, каким бы был твой Первый шаг, чтобы ты сделал в ближайшее время на пути к Цели. Клиент проговаривает. Записываем инсайты клиента. Озвучиваем клиенту. Заканчиваем технику. 57 После завершения программы и прохождения всех арт-терапевтических техник, участникам был предложен Опросник и была получена обратная связь. Вопросы к участникам программы: 1. Какие мысли, чувства испытывали и испытываете сейчас? 2. Как цвет повлиял на ощущение? 3. Опишите метафору взаимодействия с материалом? 4. Рождает ли запах метафору? 5. Что то подталкивало к спонтанности или художественному мотиву? 6. Или наоборот, было сложно работать? 7. В чём сложность в работе с материалом? 8. Какой по вашему характер этого вина? 9. Что оно сообщает? 10. О чём это для вас?Большинство участников отметило, что это было неожиданным исследованием себя, через живой материал, через метафору «Вкус корней». Так же все участники отметили, что воспринимали цвет монохром как ограничение, но в дальнейшей работе при различных вариациях нанесения материала на бумагу, замечали как материал может быть многогранен и какие оттенки возникают в результате нанесения разными техниками или при высыхании материала. Для других- монохром был открытием и воспринимался как «выбор без выбора», что приводило к состоянию спокойствия. Материал вел себя непредсказуемо, и многие участники были растеряны при растекании материала и невозможность его собрать, приходилось искать способы и пути решения. Ну а кто-то ощущал внутренний рост и сравнивал себя с лозой, с цветком, ягодой как к принадлежности себя к своему роду к своим корням. Дерево-это метафора человека. И то, насколько простроены у человека крепкие корни, во многом зависит сколько будет жизненных сил и как будут преодолеваться сложности. Какое разветвление может быть у дерева, как после какой-то отрубленной ветки будет возможность восстановить силы и пустить новые ростки и почки. Все эти способности возрождаться, развиваться, продлеваться, идти дальше в жизнь, идти в новое, разветвляться-это все Жизненная Энергия, жизненный потенциал, который берет начало в корнях, в родовой системе. Жизнь нам передана от предков! И то, насколько мы в контакте с жизненной энергией, с устойчивостью, с ощущением укорененности, в контакте с собой, зависит можем ли мы пускать корни в меняющихся обстоятельствах, насколько мы можем быть адаптивны, добиваться успехов и побед.3.2. Оценка эффективности разработанных рекомендацийПосле реализации разработанной программы вновь проведены диагностические методики.Использование теста ЭмИн (Д. Люсин) показало, что по всем компонентам эмоционального интеллекта отмечен заметный рост по сравнению с результатами констатирующего этапа (рис.3.1)Рисунок 3.1 – результаты исследования эмоционального интеллекта на контрольном этапеПомимо этого, установлен существенный рост показателей стрессоустойчивости (рис.3.2)Рисунок 3.2 – Результаты исследования стрессоустойчивости на контрольном этапеТаким образом, после реализации программы формирования имиджа среди лидеров не было тех, кто бы обладал низким уровнем стрессоустойчивости. При этом стало значительно больше тех, у кого этот показатель был на высоком уровне.Был установлен и рост показателей экзистенциальной исполненности (рис.3.3)Рисунок 3.3 – результаты исследования экзистенциальной исполненности на контрольном этапеТаким образом, ни у одного из лидеров не было низкого уровня экзистенциальной исполненности.В целом по всем психологическим характеристикам имиджа показателям отмечен существенный рост, что свидетельствует об эффективности и результативности разработанной методики.Выводы по главе 3В рамках данного исследования разработана программа формирования психологических характеристик имиджа лидеров, которая основывается на использовании методов арт-терапии.В результате были апробированы все три раздела программы: 1) на формирование эмоционального интеллекта, 2) на развитие стрессоустойчивости, 3) на коррекцию экзистенциональной исполненности.После реализации программы у лидеров отмечен существенный рост исследуемых характеристик, что свидетельствует об эффективности и результативности разработанной программы.ЗАКЛЮЧЕНИЕТема исследования личностных особенностей успешных лидеров широко освещена в отечественной и зарубежной литературе, является актуальной в современном мире, важной для научных исследований и применения в практической психологии. Однако единого, признанного всеми учеными, определения данного понятия не существует. В самом общем смысле под «личностным потенциалом» стоит понимать наличие у человека совокупности качеств, которые задают вектор развития его личности в сторону приумножения способностей и возможностей для реализации. Лидерство ввиду постоянного пребывания в рисковой среде, высокой конкуренции, борьбы с внешними обстоятельствами являются источником стресса, что дополнительно усугубляется в случаях, когда предприниматель самостоятельно управляет собственным бизнесом, т.к. функции предпринимателя и управленца не конгруэнтны, а напротив, предполагают наличие у личности противоположных качеств. Для снятия психологического напряжения, выявления и преодоления личностных проблем сегодня активно применяются различные психотерапевтические техники и приёмы, в том числе, терапия творчеством (арт-терапия). Использование арт-терапии в качестве психотерапевтического инструмента основано на мысли о неразрывной связи между подсознанием и сознанием человека. В процессе творческого акта причины психологических проблем всплывают из подсознания на поверхность, человек создает их овеществлённые метафорические образы (в виде творческого продукта), а потом совместно со специалистом прорабатывает и перерабатывает их, создавая новую, более благоприятную для психического состояния, реальность. Результатом данного исследования стало создание программы психологического сопровождениялидеров с применением арт-терапевтических технологий. На основе полученных результатов исследования показано, что разработанная программа является эффективной и результативной для развития таких психологических характеристик имиджа лидера, как эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, экзистенциональная исполненность.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАгеев Н.В. Социально-политическая система изучаемого региона (страны)./ Н.В. Агеев // Российский государственный социальный университет Москва, 2019. – С. 17-20Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. Учебник. М.: Academia, 2016. 224 с.Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие / И.В. Бизюкова. – Москва: ОАО “Издательство “ Экономика”, 2015. – 150 с.Верна, В.В. Управление персоналом организации как основополагающий фактор ее устойчивого развития / В.В. Верна // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 171-173Гординенко, Ю.Ф. Управление персоналом. Серия Высшее образование. / Ю.Ф. Гординенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 352 с.Горскова Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения: Тез. научн.-практ. конф. СПб. –1999. –С. 45–48Дейнека А.В. Управление персоналом организации. Учебник / А.В. Дайнека. –М.: Дашков и Ко, 2016. 288 с.Долгова С.А. Управление персоналом как эффективный инструмент развития бизнеса / С.А. Долгова, А.М. Коршунова // Научный альманах. – 2017. – № 2-1 (28). – С. 88-92Доронина И. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Курс лекций /И.В. Доронина. – Новосибирск: СибАГС, 2015. – 159 с.Дудникова М. В. Корпоративная культура как фактор удержания сотрудников в организации / М.В. Дудникова //Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2020. – №. 4. – С. 67-70.Журавлев П.В. и др. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М.: Изд — во Рос.экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга. 2015. 232 с.Иванкина Л.И. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Л.И.Иванкина; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 260 с.Ильина О. С. Корпоративная культура: тенденции развития и инструменты регулирования / О.С. Ильина // Вестник РУДН. Серия: социология. – 2015. − №2. – С. 66−70Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации / А. Я. Кибанов. – Москва : КНОРУС, 2016. – 368 с.Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом Е.И. Комаров // Управление персоналом. – 2017.- № 1. – С. 38-41Ладыгин О. О. Модель культуры отечественных организаций как отражение базовых ценностей россиян / О.О. Ладыгин // Наука Красноярья. 2016. № 3 (14). С. 85–97.Люсин Д.В. Современные представления обэмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования.– М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. –С. 29–36.Махметова Б. Эффективное управление персоналом организации / Б. Махметова // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 3. – № -1. – С. 35-37Менеджмент организации: Учеб. Пособие /Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. –М.: Дело, 2017. – 260с.Мухаметова Г.Н. Совершенствование системы мотивации персонала на предприятии / Г.Н. Мухаметова // Актуальные вопросы бухгалтерского учета, статистики и информационных технологий, сборник научных статей. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. –Уфа, 2016. –С. 368-370Одегов Ю.Г. Управление человеческими ресурсами. Учебник / Ю.Г. Одегов. – Москва: КноРус, 2018. – 985 c.Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. – 3-е изд., перераб. и доп.–М.: ИНФРА-М, 2019. – 440 с.Попова М. А. Корпоративная культура как важнейший фактор успеха современной организации / М.А. Попова // Научно-практические исследования. 2019. № 7 (7). С. 148–150Резник С. Д. Карьерный менеджмент. Учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина. – Москва.: ИНФРА-М, 2018. – 240 c.Романова О. С. Организационная (корпоративная) культура как субстанциональная сущность с позиции науки управления / О.С. Романова // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики.– 2017. –№ 13 (29). –С. 91–94. Семенова, Н.С. Корпоративная культура в АПК: содержание и особенности / Н.С. Семенова, М.В. Малаховская // Сельский механизатор. – 2016. – № 12. – С. 22-23Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. / Стаут Л. У., пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2016. – 536 с.Уржа О.А. Афанасьевские чтения – традиционное развитие научных школ и направлений факультета социального управления и социологии. / О.А. Уржа// Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 1. С. 8-12Чекмарев О. П. Мотивация и стимулирование труда: учебно-методическое пособие. / О.П. Чекмерёв. – Санкт-Петербург., 2016. – 343 с.Шадская И.Г. Прогнозирование развития туристского рынка на основе социально-экономического мониторинга./ И.Г. Шацкая // Сервис в России и за рубежом. –2016. –№ 8 (46). –С. 207-214Анализ и оценка кадрового резерва. Статья из журнала «Директор по персоналу» № 9, 2015 [Электронный ресурс] — URL: http://www.hr- director.ru/article/65699-qqq-15-m9-analiz-i-otsenka-kadrovogo-rezervaНаставничество как идеальный метод адаптации новичков в коллективе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gd.ru/articles/8030-nastavnichestvoНематериальная мотивация персонала – система, способы, примеры. Статья из журнала «Генеральный директор». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gd.ru/articles/3289-nematerialnaya-motivatsiya-personalaNanyang Technological University. The Importance of Organizational Culture. URL: https://blogs.ntu.edu.sg/nbsgradstudies/2015/10/23/the-importance-of-organizational-culture/#targetText=Organizational%20culture%2C%20by%20its%20very,the%20organization%20they%20belong%20to.

1. Агеев Н.В. Социально-политическая система изучаемого региона (страны)./ Н.В. Агеев // Российский государственный социальный университет Москва, 2019. – С. 17-20
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. Учебник. М.: Academia, 2016. 224 с.
3. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие / И.В. Бизюкова. – Москва: ОАО “Издательство “ Экономика”, 2015. – 150 с.
4. Верна, В.В. Управление персоналом организации как основополагающий фактор ее устойчивого развития / В.В. Верна // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 171-173
5. Гординенко, Ю.Ф. Управление персоналом. Серия Высшее образование. / Ю.Ф. Гординенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 352 с.
6. Горскова Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуру / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения: Тез. научн.-практ. конф. СПб. – 1999. – С. 45–48
7. Дейнека А.В. Управление персоналом организации. Учебник / А.В. Дайнека. – М.: Дашков и Ко, 2016. 288 с.
8. Долгова С.А. Управление персоналом как эффективный инструмент развития бизнеса / С.А. Долгова, А.М. Коршунова // Научный альманах. – 2017. – № 2-1 (28). – С. 88-92
9. Доронина И. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Курс лекций /И.В. Доронина. – Новосибирск: СибАГС, 2015. – 159 с.
10. Дудникова М. В. Корпоративная культура как фактор удержания сотрудников в организации / М.В. Дудникова //Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2020. – №. 4. – С. 67-70.
11. Журавлев П.В. и др. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М.: Изд — во Рос.экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга. 2015. 232 с.
12. Иванкина Л.И. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Л.И.Иванкина; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 260 с.
13. Ильина О. С. Корпоративная культура: тенденции развития и инструменты регулирования / О.С. Ильина // Вестник РУДН. Серия: социология. – 2015. − №2. – С. 66−70
14. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации / А. Я. Кибанов. – Москва : КНОРУС, 2016. – 368 с.
15. Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом Е.И. Комаров // Управление персоналом. – 2017.- № 1. – С. 38-41
16. Ладыгин О. О. Модель культуры отечественных организаций как отражение базовых ценностей россиян / О.О. Ладыгин // Наука Красноярья. 2016. № 3 (14). С. 85–97.
17. Люсин Д.В. Современные представления обэмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. –С. 29–36.
18. Махметова Б. Эффективное управление персоналом организации / Б. Махметова // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 3. – № -1. – С. 35-37
19. Менеджмент организации: Учеб. Пособие /Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. –М.: Дело, 2017. – 260с.
20. Мухаметова Г.Н. Совершенствование системы мотивации персонала на предприятии / Г.Н. Мухаметова // Актуальные вопросы бухгалтерского учета, статистики и информационных технологий, сборник научных статей. Министерство сельского хозяйства РФ, Башкирский государственный аграрный университет. – Уфа, 2016. – С. 368-370
21. Одегов Ю.Г. Управление человеческими ресурсами. Учебник / Ю.Г. Одегов. – Москва: КноРус, 2018. – 985 c.
22. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М, 2019. – 440 с.
23. Попова М. А. Корпоративная культура как важнейший фактор успеха современной организации / М.А. Попова // Научно-практические исследования. 2019. № 7 (7). С. 148–150
24. Резник С. Д. Карьерный менеджмент. Учебное пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина. – Москва.: ИНФРА-М, 2018. – 240 c.
25. Романова О. С. Организационная (корпоративная) культура как субстанциональная сущность с позиции науки управления / О.С. Романова // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. – 2017. – № 13 (29). – С. 91–94.
26. Семенова, Н.С. Корпоративная культура в АПК: содержание и особенности / Н.С. Семенова, М.В. Малаховская // Сельский механизатор. – 2016. – № 12. – С. 22-23
27. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. / Стаут Л. У., пер. с англ. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2016. – 536 с.
28. Уржа О.А. Афанасьевские чтения – традиционное развитие научных школ и направлений факультета социального управления и социологии. / О.А. Уржа // Материалы Афанасьевских чтений. 2017. № 1. С. 8-12
29. Чекмарев О. П. Мотивация и стимулирование труда: учебно-методическое пособие. / О.П. Чекмерёв. – Санкт-Петербург., 2016. – 343 с.
30. Шадская И.Г. Прогнозирование развития туристского рынка на основе социально-экономического мониторинга./ И.Г. Шацкая // Сервис в России и за рубежом. – 2016. – № 8 (46). – С. 207-214
31. Анализ и оценка кадрового резерва. Статья из журнала «Директор по персоналу» № 9, 2015 [Электронный ресурс] — URL: http://www.hr- director.ru/article/65699-qqq-15-m9-analiz-i-otsenka-kadrovogo-rezerva
32. Наставничество как идеальный метод адаптации новичков в коллективе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gd.ru/articles/8030-nastavnichestvo
33. Нематериальная мотивация персонала – система, способы, примеры. Статья из журнала «Генеральный директор». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gd.ru/articles/3289-nematerialnaya-motivatsiya-personala
34. Nanyang Technological University. The Importance of Organizational Culture. URL: https://blogs.ntu.edu.sg/nbsgradstudies/2015/10/23/the-importance-of-organizational-culture/#targetText=Organizational%20culture%2C%20by%20its%20very,the%20organization%20they%20belong%20to.