Формирование и развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в профессиональной подготовке преподавателя.
Заказать уникальную дипломную работу- 81 81 страница
- 49 + 49 источников
- Добавлена 15.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков самостоятельной работы обучающихся в профессиональной подготовке преподавателя 7
1.1. Понятие и характеристики навыков самостоятельной работы 7
1.2. Актуальные технологии, используемые для формирования навыков самостоятельной работы обучающихся в профессиональной подготовке преподавателя 12
Глава 2. Планирование деятельности по формированию навыков самостоятельной работы обучающихся в профессиональной подготовке преподавателя 40
2.1. Обоснование основных направлений работы 40
2.2. Определение экономических затрат на деятельность по формированию навыков самостоятельной работы обучающихся в профессиональной подготовке преподавателя 59
Глава 3. Разработка программы формирования и развития навыков самостоятельной работы обучающихся в профессиональной подготовке преподавателя 60
3.1. Пояснительная записка 60
3.2. Содержание программы 63
Заключение 70
Список использованных источников 74
Необходимость ориентироваться во все более увеличивающемся информационном потоке делает способность критически мыслить краеугольной для реализации личной свободы и независимости, в том числе в принятии решений. Поиски ответов на вопросы о смысле жизни и самореализации выходят на первый план, делая важным такое качество личности, как самостоятельность, которая проявляется в понимании собственных сильных и слабых сторон, способности делать самостоятельный выбор, брать за него ответственность и действовать. Для развития этих навыков в первую очередь необходима соответствующая среда, в которой будут создаваться необходимые для развития этих качеств условия. В основу программы легли исследования таких авторов, как В.В. Герасимова [15], А.В. Лысенко [27], С.В. Молчанова [31], А.И. Подольского [37], Е.Ю. Почтаревой [38], А.А. Фоминой [46], Т.В. Челпаченко [49] и др.В программе использован метод кейсов. При разработке кейсов, нам необходимо было определиться не только с тематикой, но и с количеством и общим названием нашей разработки. В современном мире имеется большое количество различных моделей аттестаций и оценивания компетенций педагогов. Одними из самых распространённых являются американские, шведский, японские, сингапурские и китайские модели. К сожалению, ни одна из существующих моделей оценивания в настоящее время не является идеальной. В каждой из них есть свои плюсы и минусы. Каждая из данных моделей базировалась не только на знаниях и умениях педагогов, но и на их базовых компетенциях, убеждениях, воспитании, мировоззрении и образе мыслей. При использовании любой из этих моделей в другой среде необходимо изменять и структуру оценивания, для более точных и качественных результатов [24]. Каждая система оценивания включает в себя различный комплекс методов и техник. К ним относятся: устные опросы, тесты, лабораторные работы, рефераты, проекты, кейсы, портфолио и др. [32]. Одним из наиболее успешных способов является использование кейс-технологии. Кейсы более 100 лет используется как способ не только оценки, но и развития компетенций. Сейчас их всё чаще используют в образовании, в олимпиадном направлении: «Я-профессионал», «Учитель будущего», «Учитель года», «Worldskills». Данная технология позволяет не только оценить знания педагога, но и его уровень владения базовыми компетенциями. Данный метод может использоваться руководителями для выявления дефицитов их педагогического коллектива. В кейсовых заданиях часто предлагается дать свой комментарий к ситуации, что выделяет данный метод из числа других. В данных заданиях отсутствует «правильный» и «неправильный» ответ. Акцент делается на умении коммуницировать, описывать и доказывать свою точку зрения, приводя аргументы для поддержания своих идей [24]. Для более детального понимания кейс-технологий, нам необходимо разобраться в некоторых базовых понятиях, а именно, необходимо произвести анализ сути понятийной базы относительно терминов кейс-технология, кейс-стади, кейс-метод, метод. Попова С.Ю. дает следующее определение понятия кейс-технология: «Интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса». Прутчeнков А.С. считает кейс-стади многоуровневым поэтапным процессом знакомства с проблемой, базируемой на реальных событиях, с последующим представлением своего мнения на решения перед всей группой обучающихся [28]. В Гарвордской школе считалось, что кейс-метод - способ обучения, когда преподаватели и студенты обсуждают деловую проблемную ситуацию, привносят свои идеи для её решения и аргументируют поступательность своих действий [33]. Мерри Р. определяет метод кейсов как «…изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях». А.П. Фомина. считает, что кейс — это «описание конкретной ситуации, содержащей в себе определенную проблему, вопрос, не всегда имеющий единственно правильный ответ» [47].Из вышесказанного видно, что каждый термин уступает по значимости предыдущему. Основываясь на этих данных, мы выбрали термин кейс-технология, как базовый при работе над темой нашей работы. При обобщении всех проанализированных нами источников, включающий в себя и зарубежный опыт, мы можем сформулировать общий фокус понимания термина «кейс-технологии». Кейс-технологии – совокупность методов, средств, способов и форм, которые используют описание раннее произошедших событий, а также конкретных ситуаций, сложившихся при определённых условиях, с дополнительными заданиями, связанными с развитием определенного спектра компетенций. Раньше, когда кейсы только зарождались, считалось, что кейс-технологии можно использовать лишь в тех дисциплинах, где нет одного «истинного» или «верного» ответа, в тех дисциплинах, где есть «поле» для рассуждений и обсуждений. В современном мире кейсы-технологии шагнули далеко вперёд. Если ещё сто лет назад из применяли только в бизнес школах, сейчас кейсы можно использовать на любом уроке в любой образовательной организации, при должной адаптации [33]. Кейс-технологии для оценивания знаний впервые применили в Гарвардском университете в 1870 году. Через 38 лет, когда в Гарварде основали первую школу бизнеса, был введён курс «Искусство ведения бизнеса». На курс приглашали бизнесменов, которые представляли и вместе со студентами обсуждали проблемы, с которыми они сами столкнулись во время ведения собственного бизнеса. Через несколько дней студенты должны были принести письменный отчёт с анализом проблемной ситуации и вариантами её решения. После проходило очередное обсуждения решений в группах и выбор лучшего.Для более детального понимание нашего выбора, нам необходимо ввести и разграничить два термина «комплекс» и «комплект». Согласна русскому терминологическому словарю комплекс – является совокупностью явлений, предметов или действий. Комплекс – это завершённый или полный набор предметов, который составляет из себя единое целое [32]. В данных понятиях для нас важны слова «завершённый» и «полный». Мы разрабатываем отрытый источник, который в будущем может пополняться, поэтому мы выбрали первый термин - «комплекс кейсов». Для разработки комплекса кейсов по теме «Самостоятельность в профессиональной подготовке будущего преподавателя» нам понадобились не только знания научной базы, но также и осведомлённость, нормативно-правовых актах и профессиональных стандартах. После разработки комплекса кейсов, он обговаривался, отправлялся на доработку, а после был утверждён на педагогическом совещании с руководителями направлений и директором образовательной организации.Содержание программыВ рамках проведённой работы был разработан комплекс кейсов, направленный на развитие навыков самостоятельности обучающихся колледжа как будущих преподавателей. В кейсах были представлены сложные ситуации, требующие от обучающихся самостоятельного решения.Работа с кейсами проводилась по следующей структуре:Организационная часть. Основная задача данного этапа - приведение группы в «рабочее состояние»: взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния помещения, готовности рабочих мест обучающихся, организация внимания и внутренней готовности, создание в группе деловой обстановки. Проверка усвоения знаний по предыдущей теме. Главная цель этапа - выявить уровень учебных достижений обучающихся, предусмотренный программой. Проверка усвоения знаний и умений позволяет выявить уровень подготовки обучающихся, уточнить и систематизировать их знания, ликвидировать пробелы в усвоении ими учебного материала на основании полученной в результате проверки знаний информации. Виды и формы контроля различны: устный опрос, тестирование, терминологический диктант, кратковременная самостоятельная работа, викторина, кроссворд и др. Также на данном этапе преподавателем может быть организовано установление правильности и осознанности выполнения всеми обучающимися домашнего задания, устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов. Введение в тему и подготовка обучающихся к самостоятельной работе. Этап подразумевает под собой знакомство обучающихся с темой занятия, формой его проведения; создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез; мотивацию обучающихся к учебной деятельности; активному участию; актуализацию знаний обучающихся, необходимых для выполнения кейса. Преподавателю также стоит напомнить обучающимся об особенностях работы с кейсом. Деление на команды может производиться различным образом: по рядам; расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.), по жребию, по желанию обучающихся и др. Оптимальный состав группы — 4-6 человек. Очень маленькая группа (2-3 человека), часто неплохо решая дидактические задачи, имеет слабые возможности для социализации обучающихся. Слишком большая группа (более 6 человек) плохо поддается управлению и в процессе работы нередко распадается на подгруппы. Группа из 4-6 обучающихся оптимальна для реальных условий обучения, она может заниматься за двумя сдвинутыми или рядом стоящими столами. Если запланировано распределение ролей, преподавателю необходимо определить функции каждой из них и объяснить обучающимся их специфику. К примеру, в группах между обучающимися могут быть распределены следующие роли: - «координатор» (модератор), который организует работу в группе; - «секретарь», фиксирующий результаты работы группы; - «спикер», представляющий итог работы всей группы. 4. Самостоятельная работа обучающихся, то есть разработка обучающимися вариантов решения кейса. Первое, с чего обучающимся необходимо начать работу над кейсом, — это осмысление проблемной ситуации, в рамках чего нужно кратко описать ситуацию и представить суть проблемы. Идентифицируя проблему и определяя первопричины, обучающиеся как бы «ставят диагноз», для чего необходимо понимание взаимозависимостей и функциональных связей в анализируемой ситуации. После того как обучающиеся поняли существующую проблемную ситуацию, им следует сформулировать цели дальнейшей работы с кейсом, что происходит в ходе групповой дискуссии. Второе – это сбор информации. Обучающиеся должны не только проанализировать предоставленную информацию, но, если это необходимо, самостоятельно собрать и проанализировать дополнительную информацию. Данная работа проводится в малых группах, которые должны самостоятельно освоить постановку проблемы при анализе ситуации. Третье - рассмотрение альтернатив, также происходящее в малых группах. Здесь на переднем плане находится развитие альтернатив действий. Обучающийся должен освободиться от одномерного мышления, которое рассматривает только одну возможность или решение как правильное. Необходимо обратиться к творчеству обучающихся, чтобы найти как можно больше альтернатив решения для исследования ситуации. Чтобы суметь предложить больше альтернатив, от будущего преподавателя требуется рассмотреть комплексную проблему под разными углами зрения. Задача этой ступени состоит в том, чтобы открыть обучающимся разносторонние способы мышления и разъяснить им, что решения всегда принимаются на основе выбора из многих альтернатив. Четвертое – принятие решения. На этой ступени от обучающихся требуется найти совместное решение внутри малой группы. До того, как прийти к этому, обучающиеся должны сопоставить все найденные альтернативы решения. Чтобы суметь прийти к решению, должны быть приняты во внимание преимущества и недостатки каждой отдельной альтернативы, а также их последствия. Далее обучающимся предлагается письменно зафиксировать факторы и аргументы, которые оказали влияние на их процесс решения, в рамках плана решения для самоконтроля и документации. На протяжении данного этапа главной задачей преподавателя является координация работы обучающихся по представлению вариантов решения кейса, контроль за выполнением правил участия на уроке с применением кейс-метода. 5. Этап проверки выполнения задания, а именно представление и защита обучающимися варианта решения кейса, проведение общей дискуссии по решению проблемы, содержащейся в кейсе. Происходит уже не в малых группах, а перед всеми присутствующими, при этом отдельные группы представляют решение, к которому они пришли. Если исследование случая предлагает пространство для нескольких возможностей решения, то нужно исходить из того, что отдельные группы пришли к разным или же абсолютно противоположным решениям. Из этого можно развить оживленную дискуссию, при которой каждая группа называет свое решение, но и принимает во внимание возражения одногруппников. На основе возражений малая группа может сама контролировать, убедительна ли их цепочка аргументов. Так как отдельные малые группы действуют как противники, их задача - с одной стороны, защитить свое решение, а с другой, критически проверить аргументы другой группы. На этом этапе следует подчеркнуть роль преподавателя как модератора, который заботится о регулируемом ходе дискуссии. Важным условием здесь является то, что преподаватель сам должен владеть необходимой компетентностью для осуществления руководства обучающимися в рамках дискуссии. 6. Подведение итогов, которое включает в себя совместное формулирование выводов о результатах работы, выбор оптимального варианта решения кейса. Преподаватель совместно с обучающимися формулирует выводы в целом об эффективности проделанной работы. Организация оценивания предложенных вариантов решения кейса может быть произведена на основе следующих критериев оценивания: полнота решения кейса, активность работы всех членов группы, доказательность и убедительность, оригинальность, форма изложения материала (свободная; своими словами) и качество презентации, степень творчества и самостоятельности в подходе к анализу кейса и его решению, наличие собственных взглядов на проблему и др. Могут быть введены штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.). Учитель организует рефлексию обучающихся по результатам работы над кейсом, выявляет приобретенные знания, умения. Также учитель производит самоанализ о проведении урока с применением кейс-метода, достижении поставленных целей обучения, намечает перспективу на будущее. 7. Домашнее задание. Этот этап информирования обучающихся о домашнем задании, проведение инструктажа по его выполнению. Преподаватель сообщает обучающимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения. Кейс-метод как интерактивный метод формирует и развивает следующие умения и навыки самостоятельности: Способность рассуждать и анализировать ситуации, оценивать альтернативные варианты и выбирать из них оптимальное Анализ информации, умение выделять главное и нужное из большого объема информации для решения конкретной ситуации Практические навыки, так как решая кейсы, ученики будут знать, как действовать в похожей ситуации в реальной жизни Коммуникативные навыки, например, умение формулировать свою точку зрения, грамотно аргументируя ее, умение выслушивать и принимать мнения отличное от своего, умение вести дискуссию Умения работать в группе и сотрудничать в процессе решения общей проблемы.Далее рассмотрим примеры разработанных кейсов, направленных на развитие самостоятельности будущих педагогов.Таблица 2.1Комплекс кейсов, направленных на формирование навыков самостоятельности обучающихся в профессиональной подготовке преподавателя№ п/пОписание кейса1Руководитель предложил Вам и Вашему коллеге самостоятельно разработать банк заданий для обучающихся. При этом Вы считаете, что преимущественно это должны быть творческие и развивающие задания, требующие самостоятельных рассуждений, в то время как Ваш коллега считает, что в основу данного комплекса должны быть положены тесты.Как Вы будете обсуждать сложившуюся ситуацию с коллегой?В результате коллега не принял Ваши аргументы, полностью разработав собственное предложение, показав его руководству. При этом руководство крайне негативно приняло разработанный Вашим коллегой вариант заданий, посчитав при этом, что данный вариант был разработан совместно с Вами. Что Вы скажете руководителю?2Один из обучающихся проявляет незаурядные способности к дисциплине, которую Вы преподаёте. При этом в коллективе обучающихся возможно выполнение заданий только на среднем или ниже среднего уровнях. Разработайте систему заданий для самостоятельной работы повышенной сложности.Сформулируйте рекомендации для того, чтобы он мог эффективно работать самостоятельно.3Руководитель позвонил Вам поздно вечером, сообщив, что завтра первое занятие у Вас будет открытым. При этом будет присутствовать методист, который поощряет креативный подход в преподавании. Времени у Вас совсем немного.Попробуйте самостоятельно разработать материалы, содержащие креативный и нестандартный компонент, в условиях дефицита времени.4Вы твёрдо решили, что после окончания обучения в колледже будете работать преподавателем вместе со своим другом, на которого во многом рассчитывали. Однако Ваш друг вдруг резко поменял своё решение, настаивает на том, что Вы с ним совместно должны организовать своё дело. Как Вы поступите в данной ситуации? Аргументируйте свою позицию. 5В учебном коллективе, в котором Вы преподаёте, должен был состояться спектакль с участием артистов. Однако данный спектакль был отменён, но обучающиеся настроены на развлечение и интересный досуг.Самостоятельно попробуйте организовать интересный досуг для обучающихся, предложив им самим строить театр-экспромт по какому-либо произведениюОрганизуйте для них развлекательное мероприятие в игровой формеЗаключениеВ заключении подведены основные итоги проведённого исследования:1. На основе анализа источников научной литературы показано, что самостоятельность – это система представлений человека о собственных физических и умственных возможностях. Соответственно, она взаимосвязана с важнейшими характеристиками психики человека (с самооценкой, уверенностью в себе, тревожностью, развитием эмоционально-волевой сферы и т.д.). Система формирования осведомленности, являющаяся одним из многогранных, масштабных видов деятельности, предполагает включение в свой состав социальных, целевых, функциональных, организационных и других аспектов. Самостоятельность характеризуется наличием ярко выраженной сложности, что позволяет ей охватывать все поколения, а также входить во все сферы жизни современного человека.Формирование самостоятельности является неотъемлемым элементом жизни всего российского общества, а также всех его социальных и государственных институтов. В различных источниках этот термин трактуется по-разному. Исходя из определения, данного в ходе всестороннего анализа источников, под осведомленностью следует понимать черты личности, проявляющиеся в сочетании следующих компонентов:− осознание необходимости и важности действий в соответствии с социальными нормами и требованиями как первичными социальными ценностями;− в осознании своей социальной роли;− способность и готовность нести ответственность за свои действия;− способность делать свободный, независимый, осознанный выбор;− самостоятельное и добровольное выполнение своего долга перед обществом;− осознанное и добровольное принятие личностью требований, предъявляемых к ней обществом;− способность к самоконтролю, умение анализировать свое поведение и определять меру своей ответственности;− способность принимать самостоятельные решения;− умение и готовность заботиться о себе и других.− умение ставить цель;− умение определять мотивы своей деятельности;− умение планировать собственные действия;− способность реализовывать план действий для достижения поставленной цели, независимо от возникающих препятствий.Суть и содержание системы работы по формированию самостоятельности заключается в следующих психолого-педагогических компонентах: потребностно-мотивационном, когнитивно-интеллектуальном, поведенческом.Стоит отметить, что деятельность по формированию самостоятельности выступает элементом образовательного процесса, а также является одной из форм практической организации свободного времени, доступного учащимся для формирования не только психологических характеристик, но и патриотического мировоззрения, четкой гражданской позиции.2. В рамках обзора научной литературы были определены психологические условия успешности учебной деятельности студентов. В связи с этим отмечаются ключевые особенности студенческого возраста, связанные с интенсивным физическим развитием, половым созреванием, изменениями гормонального баланса, а также социальными и личностными факторами, существенно меняющими жизнь. 3. Определены особенности формирования самостоятельностистудентов в учебной деятельности. Формирование самостоятельности происходит в три этапа. Первый этап - подражательно-пассивный. Учебные задания выполняются на основе образца. Второй этап – пассивный поиск, или совместное разделение. Этот этап характеризуется внедрением метода действия в учебную деятельность и применением его к новому материалу. Третий этап называется интенсивно творческим. Характерной чертой этого этапа является готовность самостоятельно выбирать способ действия и использовать его для достижения поставленной цели. 4. В ходе данной работы было проведено эмпирическое исследование самостоятельностиобучающихся. В целом диагностика различных аспектов самостоятельности в экспериментальной и контрольной группах показала, что для развития осознанности у студентов необходима специальная работа.С целью формирования самостоятельности была разработана специальная программа, основанная на последних исследованиях 2018-2024 годов группы ученых под руководством Д.А. Леонтьева, автора концепции личностного потенциала, и созданной на ее основе современной программе для общеобразовательных школ «Развитие личностного потенциала». Программа «Развитие осознанности у студентов с использованием методов арт-терапии в коучинговом подходе» предназначена для студентов. Структура программы модульная, что позволяет проектировать из нее различные форматы занятий: от недельных интенсивных занятий на каникулах до полноценного курса продолжительностью девять месяцев, а также проводить индивидуальную работу по траектории развития личностного потенциала.В ходе программы студенты развивали навыки саморегуляции и критического мышления, постановки целей и их достижения, а также работы в команде и выстраивания отношений, которые являются важными составляющими их осознанности. Использование приемов арт-терапии в упражнениях позволило подросткам получить доступ к образному мышлению и невербальному проявлению подсознания, что, наряду с активным использованием логического и критического мышления, дает возможность значительно расширить осознание и создать более полную картину мира. После реализации разработанных занятий программы психолого-педагогического сопровождения развития самостоятельности как условия успешности обучения была дана оценка эфективности и результативности данной работы. Таким образом, цель данного исследования полностью достигнута.Список использованных источниковАбрамова, С.Б. Образ будущего в представлениях современных студентов: ожидания и страхи / С. С. Абрамова // Журнал психологии. 2017. № 3. С. 97–99. –Текст : непосредственный. Авдулова, Т.П. Психология студенческого возраста: Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2015. 288 c. – Текст : непосредственный.Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. – С. 63-70.Алексеева, О.С. Ценности и их связь с базовыми чертами личности / О. С. Андреева // Психологические исследования. 2019. Т. 12. № 63. С. 223– 226. – Текст : непосредственный. Андреева. К.Э. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов / К. Э. Андреева, А.А. Николаева – Текст : электронный. // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №6 (220). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniyatsennostnyh-orientatsiy-podrostkov (дата обращения: 23.02.2024). Андриенко, О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания / О. А. Андриенко // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 1 (26). С. 70-77. – Текст : непосредственный. Арцимович, И. В. Современное поколение: вызовы обществу или времени / И. В. Арцимович // Интерактивная наука. - 2021. - № 12. - С. 119- 121. – Текст : непосредственный. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности :избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва ; Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1995. – 348 с. – Текст : непосредственный. Березин, С.В. Особенности старшего студенческого возраста / С. В. Березин. - М.: Психология, 2016. 544 с. – Текст : непосредственный.Буреломова, А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных студентов: диссертация ... канд. психол. н.: 19.00.05 / А. С. Буреломова. – Москва, 2013. 150 с. – Текст : непосредственный.Возрастные и индивидуальные особенности младших студентов [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР ; Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. - Москва : Просвещение, 1967. - 360 с. – Текст : непосредственный.Выготский, Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка : 16+ / Лев Выготский. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2021. - 221 с. – Текст : непосредственный. Гай, П. Фрейд. М.: Азбука–Аттикус, КоЛибри, 2016. 430 с. – Текст : непосредственный. Гарванова, М.З. Исследование ценностей в современной психологии / М. З. Гарванова, И. Г. Гарванов. //Современная психология: материалы III Международной научной конференции. Казань, октябрь 2014 г. Казань: Бук, 2014. С. 6-8. – Текст : непосредственный. Герасимова, В.В. Школа волонтеров. / В. В. Герасимова, Р. И. Апкаримов, Ю. В. Пухова. // Программа социально-психологической и методической подготовки студентов к волонтерской деятельности по первичной профилактики асоциальных явлений среди сверстников - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. – 192 с. – Текст : непосредственный. Голуб, А. М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности/А.М. Голуб//Сацыяльна-педагаичная работа. — 2019. — №4. — С. 53-57. – Текст : непосредственный.Горькая, Ж.В. Психология ценностей / Ж. В. Горькая - М. Самара: Самарский университет, 2014. 92 с. – Текст : непосредственный.Гущина, В.Д. Ценностные ориентации студентов группы риска / В. Д. Гущина. – Текст : электронный.// Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2017/03/7966 (дата обращения: 10.02.2024).Жилинская, А.В. Подходы к построению подростками жизненного пути. / А. В. Жилинская, А. А. Бочавер // Психологический журнал, 2018 том 39, №1, – С. 36–45. – Текст : непосредственный. Закревская, О. В. Особенности ценностных ориентаций старших студентов / Закревская О. В. – Текст : электронный.// Система ценностей современного общества. 2013. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostnyh-orientatsiy-starshihpodrostkov (дата обращения: 22.02.2024). Кирвель, Ч. С. Компьютеризация образования: проблемы и противоречия / Ч. С. Кирвель, В. И. Стрельченко, Ю. В. Балахонская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2020. — №№ 3 (67) . — С. 197-203. – Текст : непосредственный.Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1989. – 254 с. – Текст : непосредственный.Кузнецова, Е. Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций студентов // Вестник ОГУ. 2012. №2 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiypodrostkov (дата обращения: 23.11.2023). Куликов, Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению /Л.В. Куликов.- СПб.: Речь, 2001. – 184 с. – Текст : непосредственный.Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 2016. 17 с. – Текст : непосредственный.Лунякова, Л. Г. Международный проект «здоровье молодежи — междисциплинарный подход»: первые результаты// Социологический альманах. — 2013. — №4. — С. 496-504. – Текст : непосредственный.Лысенко, А.В. Ценностные ориентации студентов / А. В. Лысенко. – Текст : электронный.// Таврический научный обозреватель. 2017. №12-2 (29). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnyeorientatsii-podrostkov (дата обращения: 11.01.2024).Лысенко, А. В. Формирование ценностых ориентаций старших студентов А. В. Лысенко – Текст : электронный.// Таврический научный обозреватель. 2017. №12-2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-podrostkov (дата обращения: 27.11.2023). Малолетнева, И.В. Трансформация ценностей студентов: Миф и реальность / И. В. Малолетнева, Ж. В. Жираткова, Т. С. Элиарова // Вестник университета. 2018;(4) С. 150-155. – Текст : непосредственный. Мартишина, Д.Д. Ценностные ориентации и моральное развитие в студентовом возрасте // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 51.С. 7. – Текст : непосредственный. Молчанов, С.В. Психология юношеского возраста: Учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. 351 c. – Текст : непосредственный. Мурзина, К. Е. Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников / К. Е. Мурзина – Текст : электронный.// Концепт. 2015. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnyh-orientatsiyu-starsheklassnikov (дата обращения: 27.11.2023).Наянзина, Е.М. Исследование ценностных ориентаций современной российской молодежи / Е. М. Наянзина – Текст : электронный. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/48-2011-03-29-09-06-29/6373-2014- 11-10-08-45-51.html (дата обращения: 09.01.2023). Некрасов, С. И. Ценностные ориентации и нравственные установки современной студенческой молодежи / С. И. Некрасов, Е. В. Ярина // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2020. — № 215 (5). — С. 80-87. – Текст : непосредственный. Новиков, А. С. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Школа будущего. – 2013. — № 2. – С. 102-110. – Текст : непосредственный. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология учебник для бакалавров / М.: Юрайт, 2017. 549 с. – Текст : непосредственный. Подольский, А. И. Подросток в современном мире : заметки психолога / А. И. Подольский, О. А. Идобаева, Л. А. Идобаев. - СанктПетербург : КАРО, 2007. – 268 с. – Текст : непосредственный.Почтарева, ЕЮ. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 4. С. 563-575. – Текст : непосредственный. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2017. 496с. – Текст : непосредственный. Рындак, В. Г. Педагогика / Рындак В. Г., Аллагулов А. М., Челпаченко Т. В. и др. - Москва, Изд-во ИФРА-М. - 2021. - 421 с. - Текст : непосредственный. – Текст : непосредственный. Ржанова, И.Е. Ценностные предпочтения двух поколений. / И. Е. Ржанова, О. С. Алексеева // Психологические исследования. 2018. №11(60). С. 88–96. – Текст : непосредственный. Ростовская, Т.К. Ценностные ориентиры современных студентов: особенности и тенденции: монография / Т.К. Ростовская, Т.Б. Калиев. – Москва: РУСАЙНС, 2019. 228 с. – Текст : непосредственный. Столбова, Е. А. Формирование основ ценностных ориентаций старших студентов в условиях полисубъектной среды дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Столбова Елена Александровна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - Москва, 2015. - 176 с. – Текст : непосредственный.Тихомандрицкая, О.А. Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников // Психологические исследования. 2019. № 63. С. 35–37. – Текст : непосредственный.Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/48-2011-03-29-09-06- 29/6373-2014- 11-10-08-45-51.html (дата обращения: 19.01.2024).Фомина, А.А. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор профессионального самоопределения обучающихся / А. А. Фомина – Текст : электронный. // Педагогика успеха: перспективы и возможности, 2016. URL: https://interactiveplus.ru/ru/article/18478/discussion_platform (дата обращения 13.01.2024). Фомина, А. П. Формирование ценностных ориентаций у студентов в условиях общеобразовательной школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 5.8.1. / Фомина Александра Павловна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»]. – Орехово-Зуево, 2022. - 24 с. – Текст : непосредственный. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для студентов и их педагогов : Пособие для учителей / Г. А. Цукерман. - Москва : Фирма «Интерпракс», 1994. – 156 с. – Текст : непосредственный. Челпаченко, Т. В. Педагогические ситуации как феномен воспитания личности (по материалам педагогического наследия В. А. Сухомлинского) / Т. В. Челпаченко. - Текст : непосредственный // В сборнике: Непреходящие ценности педагогического наследия В. А. Сухомлинского в эпоху глобальных перемен. Материалы международной научно-практической онлайн-конференции. -Оренбург: ОГПУ. 2021. - С. 88-93. – Текст : непосредственный.
2. Авдулова, Т.П. Психология студенческого возраста: Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2015. 288 c. – Текст : непосредственный.
3. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. – С. 63-70.
4. Алексеева, О.С. Ценности и их связь с базовыми чертами личности / О. С. Андреева // Психологические исследования. 2019. Т. 12. № 63. С. 223– 226. – Текст : непосредственный.
5. Андреева. К.Э. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций студентов / К. Э. Андреева, А.А. Николаева – Текст : электронный. // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №6 (220). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniyatsennostnyh-orientatsiy-podrostkov (дата обращения: 23.02.2024).
6. Андриенко, О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания / О. А. Андриенко // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 1 (26). С. 70-77. – Текст : непосредственный.
7. Арцимович, И. В. Современное поколение: вызовы обществу или времени / И. В. Арцимович // Интерактивная наука. - 2021. - № 12. - С. 119- 121. – Текст : непосредственный.
8. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва ; Воронеж : Ин-т практ. психологии, 1995. – 348 с. – Текст : непосредственный.
9. Березин, С.В. Особенности старшего студенческого возраста / С. В. Березин. - М.: Психология, 2016. 544 с. – Текст : непосредственный.
10. Буреломова, А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных студентов: диссертация ... канд. психол. н.: 19.00.05 / А. С. Буреломова. – Москва, 2013. 150 с. – Текст : непосредственный.
11. Возрастные и индивидуальные особенности младших студентов [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР ; Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. - Москва : Просвещение, 1967. - 360 с. – Текст : непосредственный.
12. Выготский, Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка : 16+ / Лев Выготский. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2021. - 221 с. – Текст : непосредственный.
13. Гай, П. Фрейд. М.: Азбука–Аттикус, КоЛибри, 2016. 430 с. – Текст : непосредственный.
14. Гарванова, М.З. Исследование ценностей в современной психологии / М. З. Гарванова, И. Г. Гарванов. //Современная психология: материалы III Международной научной конференции. Казань, октябрь 2014 г. Казань: Бук, 2014. С. 6-8. – Текст : непосредственный.
15. Герасимова, В.В. Школа волонтеров. / В. В. Герасимова, Р. И. Апкаримов, Ю. В. Пухова. // Программа социально-психологической и методической подготовки студентов к волонтерской деятельности по первичной профилактики асоциальных явлений среди сверстников - Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования», 2013. – 192 с. – Текст : непосредственный.
16. Голуб, А. М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности/А.М. Голуб//Сацыяльна-педагаичная работа. — 2019. — №4. — С. 53-57. – Текст : непосредственный.
17. Горькая, Ж.В. Психология ценностей / Ж. В. Горькая - М. Самара: Самарский университет, 2014. 92 с. – Текст : непосредственный.
18. Гущина, В.Д. Ценностные ориентации студентов группы риска / В. Д. Гущина. – Текст : электронный.// Психология, социология и педагогика. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2017/03/7966 (дата обращения: 10.02.2024).
19. Жилинская, А.В. Подходы к построению подростками жизненного пути. / А. В. Жилинская, А. А. Бочавер // Психологический журнал, 2018 том 39, №1, – С. 36–45. – Текст : непосредственный.
20. Закревская, О. В. Особенности ценностных ориентаций старших студентов / Закревская О. В. – Текст : электронный.// Система ценностей современного общества. 2013. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tsennostnyh-orientatsiy-starshihpodrostkov (дата обращения: 22.02.2024).
21. Кирвель, Ч. С. Компьютеризация образования: проблемы и противоречия / Ч. С. Кирвель, В. И. Стрельченко, Ю. В. Балахонская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2020. — №№ 3 (67) . — С. 197-203. – Текст : непосредственный.
22. Кон, И. С. Психология ранней юности : книга для учителя / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1989. – 254 с. – Текст : непосредственный.
23. Кузнецова, Е. Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций студентов // Вестник ОГУ. 2012. №2 (138). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiypodrostkov (дата обращения: 23.11.2023).
24. Куликов, Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению /Л.В. Куликов.- СПб.: Речь, 2001. – 184 с. – Текст : непосредственный.
25. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 2016. 17 с. – Текст : непосредственный.
26. Лунякова, Л. Г. Международный проект «здоровье молодежи — междисциплинарный подход»: первые результаты// Социологический альманах. — 2013. — №4. — С. 496-504. – Текст : непосредственный.
27. Лысенко, А.В. Ценностные ориентации студентов / А. В. Лысенко. – Текст : электронный.// Таврический научный обозреватель. 2017. №12-2 (29). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnyeorientatsii-podrostkov (дата обращения: 11.01.2024).
28. Лысенко, А. В. Формирование ценностых ориентаций старших студентов А. В. Лысенко – Текст : электронный.// Таврический научный обозреватель. 2017. №12-2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-podrostkov (дата обращения: 27.11.2023).
29. Малолетнева, И.В. Трансформация ценностей студентов: Миф и реальность / И. В. Малолетнева, Ж. В. Жираткова, Т. С. Элиарова // Вестник университета. 2018;(4) С. 150-155. – Текст : непосредственный.
30. Мартишина, Д.Д. Ценностные ориентации и моральное развитие в студентовом возрасте // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 51.С. 7. – Текст : непосредственный.
31. Молчанов, С.В. Психология юношеского возраста: Учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. 351 c. – Текст : непосредственный.
32. Мурзина, К. Е. Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников / К. Е. Мурзина – Текст : электронный.// Концепт. 2015. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsennostnyh-orientatsiyu-starsheklassnikov (дата обращения: 27.11.2023).
33. Наянзина, Е.М. Исследование ценностных ориентаций современной российской молодежи / Е. М. Наянзина – Текст : электронный. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/48-2011-03-29-09-06-29/6373-2014- 11-10-08-45-51.html (дата обращения: 09.01.2023).
34. Некрасов, С. И. Ценностные ориентации и нравственные установки современной студенческой молодежи / С. И. Некрасов, Е. В. Ярина // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2020. — № 215 (5). — С. 80-87. – Текст : непосредственный.
35. Новиков, А. С. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Школа будущего. – 2013. — № 2. – С. 102-110. – Текст : непосредственный.
36. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология учебник для бакалавров / М.: Юрайт, 2017. 549 с. – Текст : непосредственный.
37. Подольский, А. И. Подросток в современном мире : заметки психолога / А. И. Подольский, О. А. Идобаева, Л. А. Идобаев. - СанктПетербург : КАРО, 2007. – 268 с. – Текст : непосредственный.
38. Почтарева, ЕЮ. Ценностно-смысловая сфера личности: сущность, детерминанты, механизмы развития // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. Вып. 4. С. 563-575. – Текст : непосредственный.
39. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2017. 496с. – Текст : непосредственный.
40. Рындак, В. Г. Педагогика / Рындак В. Г., Аллагулов А. М., Челпаченко Т. В. и др. - Москва, Изд-во ИФРА-М. - 2021. - 421 с. - Текст : непосредственный. – Текст : непосредственный.
41. Ржанова, И.Е. Ценностные предпочтения двух поколений. / И. Е. Ржанова, О. С. Алексеева // Психологические исследования. 2018. №11(60). С. 88–96. – Текст : непосредственный.
42. Ростовская, Т.К. Ценностные ориентиры современных студентов: особенности и тенденции: монография / Т.К. Ростовская, Т.Б. Калиев. – Москва: РУСАЙНС, 2019. 228 с. – Текст : непосредственный.
43. Столбова, Е. А. Формирование основ ценностных ориентаций старших студентов в условиях полисубъектной среды дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Столбова Елена Александровна; [Место защиты: Рос. гос. социал. ун-т]. - Москва, 2015. - 176 с. – Текст : непосредственный.
44. Тихомандрицкая, О.А. Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников // Психологические исследования. 2019. № 63. С. 35–37. – Текст : непосредственный.
45. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809. Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/48-2011-03-29-09-06- 29/6373-2014- 11-10-08-45-51.html (дата обращения: 19.01.2024).
46. Фомина, А.А. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор профессионального самоопределения обучающихся / А. А. Фомина – Текст : электронный. // Педагогика успеха: перспективы и возможности, 2016. URL: https://interactiveplus.ru/ru/article/18478/discussion_platform (дата обращения 13.01.2024).
47. Фомина, А. П. Формирование ценностных ориентаций у студентов в условиях общеобразовательной школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 5.8.1. / Фомина Александра Павловна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»]. – Орехово-Зуево, 2022. - 24 с. – Текст : непосредственный.
48. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для студентов и их педагогов : Пособие для учителей / Г. А. Цукерман. - Москва : Фирма «Интерпракс», 1994. – 156 с. – Текст : непосредственный.
49. Челпаченко, Т. В. Педагогические ситуации как феномен воспитания личности (по материалам педагогического наследия В. А. Сухомлинского) / Т. В. Челпаченко. - Текст : непосредственный // В сборнике: Непреходящие ценности педагогического наследия В. А. Сухомлинского в эпоху глобальных перемен. Материалы международной научно-практической онлайн-конференции. -Оренбург: ОГПУ. 2021. - С. 88-93. – Текст : непосредственный.