Лесковские праведники как тип национального характера
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 19.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Н.С.ЛЕСКОВ О ПРАВЕДНИКАХ И ПРАВЕДНИЧЕСТВЕ
1.1 Понятие "праведник" и "праведничество" в творчестве Лескова 5
1.2 Типология героев-праведников 9
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ЦИКЛЕ РАССКАЗОВ Н.С.ЛЕСКОВА О ПРАВЕДНИКАХ 14
2.1 Поиск праведника в повести "Очарованный странник" 14
2.2 Проблема национального характера в рассказе "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" 16
2.3Влияние концепции Н.С.Лескова на развитие темы праведничества в русской литературе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Он преодолевает свои сомнения и страхи, стремится к улучшению своего мастерства и достижению новых высот. Таким образом, повесть показывает нам не только внешнюю борьбу Левши со своими противоречиями, но и его внутреннее развитие, которое в конечном счете формирует его личность.В заключение, повесть "Левша" А. П. Лескова является глубоким размышлением о русской культуре, вере в себя и свои силы, а также о значимости общения и взаимоотношений между людьми. Через жизнь главного героя автор передает нам важные жизненные уроки, подчеркивая роль традиций, творчества и внутренней силы в достижении счастья и успеха. "Левша" оставляет за собой глубокие эмоции и вдохновляет нас в поиске нашего истинного пути к саморазвитию и самопознанию.2.3 Влияние концепции Н.С.Лескова на развитие темы праведничества в русской литературе Тема праведничества, как воплощение русского национального характера, поднимается в творчестве Н.С.Лескова. Русский характер, воспринимаемый писателем не как идеал, вызывает восхищение и восторг, он завораживает стремление к простору и свободе. Русский характер представлен в "обнаженной форме" с широтой и страстями, которые писатель трактует как символ высших сил. В своем художественном мире Н.С. Лесков стремился понять русского человека, его характер в самой глубине, постепенно освобождая характер от политического и социального, чтобы достичь этнических основ, обнажить суть характера. В этой эпопее он обнаружил причины внезапного возбуждения, необычайной решительности, внезапного бунта, пробуждения "непостыдной совести", "скрытой теплоты", а также проявления зверства и дикости. "Сегодня стяжатель и грешник - завтра все всем раздал с лихвою и всем слуга сделался; сегодня блудник и сластолюбец - завтра постник и праведник"[9,с.48] В сердце русского населения Лесков заметил нечто, способное изменить грешника в нового человека. В своих работах Лесков показывал, как люди менялись под воздействием веры и могли преодолевать свои пороки. Он говорил о том, что сегодняшний грешник может завтра стать благочестивым и милосердным человеком, который распределит свои богатства с лихвой и станет слугой всех нуждающихся. Также Лесков приводил примеры, где человек, ранее запятнанный греховным образом жизни, способен стать постником и искренним праведником. Он верил, что через святость и духовное преображение каждый человек может найти свою жизненную цель и приобщиться к высшей истине. Знакомство с житиями святых помогало ему добавить в свои произведения глубину и духовность. Эти истории передавали ценные уроки о том, что настоящая сила и преобразование лежат не во внешнем блеске и успехах, а внутри самого человека, в его вере и духовной жизни."Праведничество" как содержательная область художественного текста анализируется на материале произведений классической литературы 19 века, в первую очередь его второй половины. Мехтиева С.Г. пишет так: "суть в том, что в произведениях Н.С.Лескова обрисован тип людей, не занимающих высокое общественное положение, но между тем составляющих основу нравственности общества".[10, с.184] Такие герои-праведники существуют не только в творчестве Лескова. Соня Мармеладова - одна из наиболее ярких и запоминающихся женских персонажей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Ее образ отразил великое мастерство писателя в передаче духовной силы и силы души. Образ Сони Мармеладовой можно смело назвать образом праведника в русской литературе.Соня - молодая проститутка, старшая дочь Мармеладова, одного из главных персонажей романа. Несмотря на свое непростое положение, она олицетворяет необыкновенное благородство, силу духа и праведность. Весьма примечательно, что сама Соня становится для Раскольникова символом надежды на искупление и возможность перерождения.Ее праведность можно наблюдать на протяжении всего романа. Она не только находит силы пресекать собственные грехи и покаяться перед Богом, но и может вдохновить других на подобные поступки. Важное место в ее жизни занимает вера, и она предается ей безоговорочно. Благодаря своей вере Соня становится носителем нравственных идеалов, именно поэтому ее образ переплетается с идеей праведника.Своеобразный образ праведника в Соне проявляется в ее поступках и жертвенной любви к ближним. Она готова прийти на помощь и поддержку не только своему отцу, но и осужденному за преступления Раскольникову. Благодаря ее влиянию на него, Раскольников начинает видеть смысл и надежду в своей жизни, и потихоньку исцеляется от своей душевной раны.В одной из своих работ Дорофеева Е.О. и Конышев Е.М. пишут о том, что "у Лескова возникает та удивительная двуплановость изображения, которая столько характерна для Достоевского". [2, с.210]Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" обладает глубоким смыслом и самобытностью. Она не только является символом праведности и надежды на искупление, но и показывает, что и в самых темных местах возможно найти свет и благодать. Ее сила духа и вера в глубине души уводят нас в мир уникальных душевных переживаний и вечных ценностей, что делает роман одним из самых значимых произведений мировой литературы. Её праведность и сила духа проявляются не только в отношении других людей, но и перед Богом. Соня находит силы пресекать свои собственные грехи и покаяться, стремясь исправить свою жизнь и искать истинное прощение. Её преданность вере неизменна и она безоговорочно следует нравственным идеалам, которые она в себе несет. Это делает ее образ особенным и насыщенным смыслом, ставя ее на уровень символа праведника.Таким образом, образ Сони Мармеладовой в романе "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского представляет собой сильное воплощение идеи праведника и русского национального характера. Её непоколебимая вера, благородство и жертвенная любовь делают ее центральным фигурой, инспирирующей и вдохновляющей других на преодоление своих грехов и поиск истинного искупления. Её образ остается знаковым идентификатором в литературе, оставляя нам великое наследие о силе духа и способности обрести свет и благодать даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Середенко И.И. в своей статье пишет о Достоевском так: "...Достоевский питает устойчивое пристрастие к некоторым текстам, постоянно присутствующим в после его зрения. Это прежде всего Библия".[12]Следующим примеров тема праведника можно привести из одной из центральных и наиболее значимых в рассказе Александра Солженицына "Матрёнин двор". В произведении автор затрагивает сложные вопросы моральности, человеческой природы и ответственности перед другими людьми. По словам литературного критика А.М. Ранчина:"и для Лескова, и для Солженицына характерна установка на документальность повествования, которая обычно не является художественной игрой и основывается на использовании подлинного материала - на описании реальных событий и лиц".[11,с.104]В глазах Солженицына праведники в первую очередь олицетворяют духовность народа, навыки жизни, основанные на правде, и молчаливый упрек всему грубому и самодовольному.Матрена была примером покорности и терпения. Она принимала свои испытания с достоинством и не стонала от боли или несчастья. Ее смирение и вера в бога давали ей силы перенести любые трудности, с которыми она сталкивалась. Ее скромность и тихий голос становились призывом к истинным ценностям и жизненным принципам.Образ Матрены воплощает редкое качество - стойкость перед испытаниями времени. Она не поддавалась влиянию грубого и самодовольного, сохраняя верность себе и своим принципам. Она олицетворяет тех людей, которые не поворачиваются спиной перед трудностями, а находят в себе силы для преодоления испытаний.Матрена идеализирует православную Россию, где духовные ценности и истинные принципы стоят прочно. Она всегда была готова отдать свою последнюю кусочек хлеба или встать на защиту слабого. Ее образ напоминает нам о значимости духовности и отказа от суетных материальных благ ради душевного спокойствия. Солженицын писатель 20 века.Таким образом, тема праведничества чрезвычайно важна и распространена в русской литературе. Вплоть до XIX века, русские писатели активно исследовали моральные дилеммы и напряжение между праведностью и житейской несправедливостью. Эта тема настолько проникла в русскую литературу, что стала одним из ее главных элементов. Еще одним интересным примером, исследующим тему праведности, является роман Л. Н. Толстого "Война и мир". Это образ Платона Каратаева - толстовское понимание праведничества.Образ Платона Каратаева –образ крестьянина-праведника, который не только сам жил в ладу с миром и людьми, восхищаясь любым проявлением "живой жизни", но и сумел воскресить зашедшего в духовный тупик Пьера Безухова, навсегда оставшись для него "вечным олицетворением духа простоты и правды".Однако, тема праведничества в русской литературе не ограничивается только этими тремя примерами. Ее подчеркнёт и рассказА. П. Платонова "Юшка".Юшка не был похож на жителей города, он отличался от них беззлобностью, всепрощением, он любил всех, даже того, кто его обижал, и этим вызывал у людей злобу и раздражение.Юшка – это убогий праведник, который несмотря на злость, ненависть к нему со стороны людей, был добрым человеком, который жил по библейским законам, на зло отвечал добром.Таким образом, можно сказать, что тема праведничества в русской литературе имеет глубокие корни и многогранные проявления. Она способна вызвать в читателе множество эмоций и вопросов, пробуждать раздумья о сущности нашего существования и стремлениях к идеалу.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализируя вышесказанное, мы можем сделать обобщенный вывод, что творчество Н.С. Лескова отличается особым вниманием к национальному характеру русского народа. Интересно отметить, что одним из ярких и запоминающихся типов русского национального характера, которые Лесков прекрасно описывает в своих произведениях, являются "праведники"."Праведник" в трактовке Лескова - это человек, который следует своим принципам, живет по совести и всегда выбирает путь, соответствующий моральным ценностям. Описывая праведников, Лесков создает из них положительные и благородные героев, чьи поступки служат примером для всего общества.Мехтиева С.Г. в своей работе подчеркивает, что "Лесков продолжает мистическую линию богоискательства, представленную в русской литературе и до него".[10,с.183]Праведники, описанные в произведениях Лескова, отличаются высокой чертой характера - стойкостью в собственных убеждениях. Эти герои неуклонно идут своим путем, несмотря на множество трудностей и испытаний. Их решения и поступки основаны на их внутренней морали и отвечают высоким моральным нормам.Лесков активно использует мотивы и символы русской национальной культуры для создания образов праведников. В его произведениях мы встречаем характерные черты и нравы русского народа, такие как гостеприимство, верность своим корням, простота и искренность. Все эти черты придают героям Лескова особую национальную окраску и позволяют нам узнать и полюбить русский характер.Николай Семенович использует образы праведников, характерные черты и символы русской культуры, чтобы дать своим персонажам этническую окраску и подчеркнуть их связь с русским национальным характером. Гостеприимство, верность корням, простота и искренность являются нерастраченными чертами русского народа, которые Лесков воспроизводит в своих праведниках. Эти черты помогают читателям распознать и полюбить русский характер и проникнуться глубиной и мудростью этих героев.Главная особенность праведников в произведениях Николая Лескова заключается в их иррациональности и парадоксальности. Эти персонажи часто проявляют добродетель, самоотверженность и моральную стойкость, которые кажутся не логичными и даже странными с точки зрения обыденной жизни. У Лескова добродетель не всегда является результатом рационального выбора или морального расчета; вместо этого она может быть инстинктивной, внутренне присущей человеку, не требующей обоснований или внешних стимулов.Эта иррациональная добродетель отражает и особенность национального характера, которую наблюдает Лесков. Русская душа, по его мнению, полна противоречий и непредсказуемости. Праведники Лескова часто действуют вопреки своим интересам, социальным нормам и ожиданиям окружающих, руководствуясь неким внутренним позывом, интуицией или голосом совести. Их поступки иногда кажутся окружающим странными или даже нелепыми, но в них скрыта глубинная этическая правда, недоступная поверхностному взгляду. Таким образом, Лесков указывает на глубоко человеческую, иррациональную природу добродетели, которая, будучи парадоксальной и иногда необъяснимой, составляет неотъемлемую часть национального характера. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВласова, А. В. Образ праведника в контексте произведений Н. С. Лескова (на примере некоторых рассказов) / А. В. Власова // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2006. – № 1(33). – С. 14-16. Дорофеева Е.О., Конышев Е.М. Проблема зла в произведениях Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №5. С.210.Кашкарева А. П., Щелкунова А.С. Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован») // Актуальные проблемы филологии: материалы II Междунар. науч. конф. – Краснодар: Новация, 2016. – С.11–13.Лазарева Т. С. Религиозно-нравственные искания в творчестве Николая Лескова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. – 2017. – № 4(77). – С. 34-52.Лукьянчикова Н. В. Художественное воплощение этического идеала в произведениях Н. С. Лескова о духовенстве / Н. В. Лукьянчикова // Культура. Литература. Язык : материалы конференции «Чтения Ушинского». Под ред. М.Ю. Егорова. Том Часть 1. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2012. – С. 185-196.Лесков Н. С. «Очарованный странник» //Собр. соч. в 11 томах. М., 1957. Т.4.Лесков Н.С. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)» // Собр. соч. в 5 томах. М., 1981. Т. IIIЛесков Н. С. Праведники : сборник рассказов / Н.С. Лесков. – М.: Директ-Медиа, 2014.– С. 462.Лесков Н. С. Путимец. Из апокрифических рассказов о Гоголе //Газета А. Гатцука. – 1883. – №. 39.Мехтиева С.Г. Н. С. Лесков в контексте нравственных поисков русской литературы XIX в // Вестник ТГУ. 2011. №2. Ранчин Андрей Михайлович Матрёна А. И. Солженицына и Праведники Н. С. Лескова // Литературоведческий журнал. 2018. №43.С.104.Середенко И. И. Прототекст Библии в текстах Ф. М. Достоевского // Культура и текст. 1997. №1. Хайдарова Р.Х., Самигуллина Л.З. Влияние русской литературы на формирование духовности россиян // Дискуссия. 2014. №3 (44). С.140Швецова Т.В. Поступок героя-праведника в цикле Н. С. Лескова // Вестник БГУ. 2017. №1 (31). Шилин, А. М. Н.С. Лесков как русская языковая личность / А. М. Шилин // Мир Н.С. Лескова: поэтика, прагматика, стилистика : Сборник докладов участников Национальной научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Н.С. Лескова. Под ред. А.В. Антюхова, О.А. Головачевой, И.И. Киютиной, Н.В. Трошиной. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. – С. 412-420.
1. Власова, А. В. Образ праведника в контексте произведений Н. С. Лескова (на примере некоторых рассказов) / А. В. Власова // Вестник Ульяновского государственного технического университета. – 2006. – № 1(33). – С. 14-16.
2. Дорофеева Е.О., Конышев Е.М. Проблема зла в произведениях Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №5. С.210.
3. Кашкарева А. П., Щелкунова А.С. Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован») // Актуальные проблемы филологии: материалы II Междунар. науч. конф. – Краснодар: Новация, 2016. – С.11–13.
4. Лазарева Т. С. Религиозно-нравственные искания в творчестве Николая Лескова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. – 2017. – № 4(77). – С. 34-52.
5. Лукьянчикова Н. В. Художественное воплощение этического идеала в произведениях Н. С. Лескова о духовенстве / Н. В. Лукьянчикова // Культура. Литература. Язык : материалы конференции «Чтения Ушинского». Под ред. М.Ю. Егорова. Том Часть 1. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2012. – С. 185-196.
6. Лесков Н. С. «Очарованный странник» //Собр. соч. в 11 томах. М., 1957. Т.4.
7. Лесков Н.С. «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)» // Собр. соч. в 5 томах. М., 1981. Т. III
8. Лесков Н. С. Праведники : сборник рассказов / Н.С. Лесков. – М.: Директ-Медиа, 2014.– С. 462.
9. Лесков Н. С. Путимец. Из апокрифических рассказов о Гоголе //Газета А. Гатцука. – 1883. – №. 39.
10. Мехтиева С.Г. Н. С. Лесков в контексте нравственных поисков русской литературы XIX в // Вестник ТГУ. 2011. №2.
11. Ранчин Андрей Михайлович Матрёна А. И. Солженицына и Праведники Н. С. Лескова // Литературоведческий журнал. 2018. №43.С.104.
12. Середенко И. И. Прототекст Библии в текстах Ф. М. Достоевского // Культура и текст. 1997. №1.
13. Хайдарова Р.Х., Самигуллина Л.З. Влияние русской литературы на формирование духовности россиян // Дискуссия. 2014. №3 (44). С.140
14. Швецова Т.В. Поступок героя-праведника в цикле Н. С. Лескова // Вестник БГУ. 2017. №1 (31).
15. Шилин, А. М. Н.С. Лесков как русская языковая личность / А. М. Шилин // Мир Н.С. Лескова: поэтика, прагматика, стилистика : Сборник докладов участников Национальной научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Н.С. Лескова. Под ред. А.В. Антюхова, О.А. Головачевой, И.И. Киютиной, Н.В. Трошиной. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. – С. 412-420.