Значение игры для психического развития детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 02.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические аспекты значения игры для психического развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Общая характеристика игровой деятельности детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста 11
1.3 Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста 14
2. Практические аспекты значения игры для психического развития детей старшего дошкольного возраста 19
2.1 Выявление игровых навыков у детей старшего дошкольного возраста 19
2.2 Анализ результатов деятельности по развитию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста 24
2.3 Методички рекомендации для педагогов ДОО по использованию игровых технологий 29
Заключение 35
Список информационных источников 37
Приложение 40
В ходе подведения итогов подчеркивалось, что путь к победе возможен лишь при помощи преодоления трудностей, благодаря дисциплинированности и внимания.По окончании игры у игроков спрашивалось, понравилась ли им игра и, в том числе, давали установку на следующую игру, которая станет еще интереснее. Чаще всего, дети с нетерпением ожидали следующего раза.В дидактических играх использовались самые разные приемы обучения – словесные, наглядные, практические. В процессе проведения игр у дошкольников поддерживали увлеченность игровой задачей. Для этого педагог участвовалв качестве участника игры, реализуя мотивацию своих требований и, в том числе, замечаний. Необходимая для выполнения игры дисциплина устанавливалась довольно легко, потому чтоиграющие сами были заинтересованы в выполнении правил и, в том числе, контролировали следование им.Вовремядостижения игровой задачи от игроков требовали полную самостоятельность, в связи с этим, все воспитуемые до начала игры уясняли ее задачу и правила.Всего за время формирующего воздействия нами былиследующие игры: игра «Семья», «Капитаны» и, в том числе, игра «Больница». Предполагаемые результатыпроведенной работы по развитию навыков игровой деятельности:1.Развита самостоятельность в организации и реализации игровойдеятельности.2.Сформирована мотивация к взаимодействию в рамках игровойдеятельности.3.Развитынавыки и умения игровой деятельности. Дидактические игры были довольно кратковременными, одновременно этим важно было, чтобы за эти 20-30 минут не снижалась мыслительная активность играющих, не падал интерес к поставленной в дидактической игре задаче. В особенности важным было наблюдение за этим в коллективных играх. До начала игры надо было вызвать у воспитанников интерес к ней и, в частности, желание играть. Все это было достигнуто путем активного применения в дидактической игре загадок, считалочек, интригующих вопросов, напоминаний.По окончании формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.По итогам формирующего этапа было проведено контрольное исследование уровня сформированности игровых умений у старших дошкольников. Изучив содержание игровой деятельности испытуемых, мы определили насколько изменились показатели сформированности игровой деятельности дошкольников.Таблица 3.имена детейсодержание игрывыполнение взятой на себя ролиреализация игровых действийВзаимо-действие детей в игреобщие баллыАлиса11215Андрей12216Акулина112-4Денис12317Полина Т.12216Полина Ч.12227Матвей213-5Олег111-3Высокий уровень сформированности игровой деятельности у одного ребёнка.Средний уровень сформированности имеют 5 детей, что отличается от начальной диагностики.Низкий уровень сформированности остался у 2 детей, что также отличается от первоначальных результатов.Таим образом, мы вывили эффективность деятельности по развитию игровых умений у детей старшего дошкольного возраста2.3 Методические рекомендации для педагогов ДОО по использованию игровых технологийРекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста:Необходимо стимулированиедошкольников к применению выразительных средств речи, жестов в ходе передачи характераиграемого персонажа.Необходимо обеспечение условий для игровой деятельности дошкольников.Нужно позволить детям свободно выбирать игру, которая соответствуетих интересам.Необходимопоощрение детской инициативы.Воспитателю нужно подключаться к игре, принимая на себя роль, которая не связана в непосредственной степени с сюжетно-смысловым контекстом, вводить в игру роль из иного смыслового контекста (это заставитвоспитанников развернуть сюжет в новом направлении).Воспитателю надопомогать развивать у воспитуемых инициативу и самостоятельность в игре, активность в осуществлении игровых замыслов.Нужно поощрение стремлениядошкольникаизготавливатьсобственными руками недостающие для игры предметы.Нужно формировать у дошкольников умения создавать новые многообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их вовремя игры.Помогать укреплять детские игровые объединения, проявлять внимательность к отношениям, которые складываются дошкольниками в игре.Направлять воспитанников на сотрудничество в совместной игре, осуществлять регуляцию их поведения на основе творческих игровых замыслов.Развитие умения дошкольников самим реализовывать организацию совместной игры, справедливо решать появившиеся в игре конфликты. Для чего необходимо применение нормативных способов (очередности, разных видов жребия).Развитие у детей умения широко применять игровую роль, чтобы развёртывать разнообразные сюжеты, включаться в согласованную с ровесниками игру.Нужно совершенствование умениядошкольников осуществлять регуляцию поведения на основе игровых правил.Воспитателю необходимо постепенно формировать у воспитуемых умение креативно комбинировать многообразные события, создавая, тем самым, новый сюжет игры.Воспитателю надо поддерживать интерес воспитанников к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных тестов, предложив различные формы: драматизацию по ролям, кукольный театр, участвовать вместе с дошкольниками.Воспитателю необходимо организовать с небольшими подгруппами воспитуемых игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей либо ровесников.Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры:1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).2. Развивать воображение, наблюдательности, подражание, использование знаний, умений, навыков воспитанников:- воспитательные: усваивать нормы и правила поведения в коллективе, выполнять правила по сюжету игры;- трудовые: действия воспитанников в ходе игры и во время подготовки к ней;- использовать художественное слово и художественную деятельность;- развивать речь и активизировать словарь.3. Методические приёмы по руководству игрой.Участие педагога с младшими группами воспитуемых, указание, напоминание, беседы с дошкольниками, индивидуальная работа с малоактивными ребятами.4. Подготовка материала к этой игре.5. Подготовка воспитателя к этой игре:- изучать методическую литературу;- составлять план игры, конспект;- приготавливать атрибутыдошкольниками с родителями.Предварительная работа с воспитуемыми, подготовка к игре для того, чтобы представить игру.6. Деятельность воспитанников в игре.Распределение по игровым группам.Перечень правил о каждой игре.7. Ход игры.8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов:Использовать сюрпризные моменты (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.), чтобы поддерживать интерес ребят к игре.Отправить письмо, посылку с сообщением или с просьбой.Читать книги по теме игры, обсуждать сюжет идействия героев.Проводить экскурсии по теме игры.Наблюдать за работой взрослых в ближайшем окружении дошкольника (врачом, медсестрой, поваром, швеей и т.п.).Проводить беседы о самых разных профессиях, сопровождая эторазглядыванием картинок и соответствующих иллюстраций.Вводить в уже известную игру новую роль, уточнять обязанности.Оказыватьребятам помощь ворганизации игровой обстановки.Проводить совместные с дошкольниками игры.Вносить новые атрибуты, уточнять их значение, вариантыиспользования.Реализовывать постановку проблемных игровых задач.Посещать другую группу, просматривать аналогичную игру, её обсуждать.Воспитателю необходиморассказывать об играх иной группы.Поручатьдошкольникампровести беседу с родителями, касаемо темы игры (чем интересна определенная профессия) после чего ребятам должныподелится друг с другом тем, о чем они узнали.Поручать родителям посещать с ребёнком театр, зоопарк, магазины и т.п.; обмениваться впечатлениями.Нужно детям составлять рассказы на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогалп друг другу» и др.Составлять рассказы по сюжетно-образным игрушкам.Воспитателю необходимо составлять с воспитуемыми альбом по тематике игры.Обсуждать с ними план сюжетно-ролевой игры.Обсуждать ход и результаты игры (цель здесь заключается в оказании помощидошкольникам понять собственные действия и поступки в сюжетно-ролевой игре). Нужно использовать мимические этюды, элементы психогимнастики.Привлекатьвоспитанников к тому, чтобыизготавливать и оформлять атрибуты игры.Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками.1. Тема игры.2. Цель игры.3. Задачи игры (примерные):Путем учёта игровых их интересов и предпочтений сделать, чтоб игра должна была быть интересная и привлекательная для детей игра должна была быть интересная и привлекательная для детей.Развитие умениясюжетосложения.Развитие умения распределять роли и действовать согласно им.Развитие умения входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать нужные постройки.Воспитание доброжелательных отношений между ребятами.Развитие познавательных психических процессов (воображения, памяти, мышления, речи и внимания) и детского творчества.4. Игровое оборудование.5. Ход игры:Организационный момент (рассматриваются картинки, выстраивается нужная модель из стульев, строительных материалов и распределяются роли).Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)6. Подведение итогов игры (проводится воспитателем).Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?ЗаключениеОсновной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Игра раскрывается перед детьми мир творческих способностей личности. Полноценного умственного развития не может быть без игры. Несмотря на большое значение игровой деятельности в жизни дошкольника, организация игры в дошкольных учебных заведениях требует усовершенствования, что можно объяснить недооценкой педагогами её роли в разностороннем развитии дошкольников.Во многих дошкольных образовательных организациях недостаточно внимания уделяется балансу между индивидуальными особенностями ребенка и организованной игры детей, что свидетельствует о созданной надлежащей игровой среды. Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях. При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый её вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему, то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, для преобразования её и себя.Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время дети дошкольного возраста овладевают недостаточным уровнем развития игры. Игра – это сложный социокультурный феномен, неотъемлемая часть жизни человека от рождения до последних дней.В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. Невозможно изучать психологические аспекты деятельности ребенка, не анализируя её как деятельность личности. Особый интерес представляют работы, изучающие проблемы интеллектуальной активности, в структуру которой входят как качественные способности, так и мотивационные факторы.На основе этого разработаны основные принципы правильно организованной игровой деятельности:1. Игра должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка (физическому развитию, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового), которые ребенок может проявить в игре.2. При выборе игры учитывается эмоциональное состояние ребенка в данный момент.3. Вводя ребенка в игровую деятельность необходимо предусмотреть семейное положение ребенка (полная, неполная семья, конфликты).4. Игра должна быть доступная детям, проста и понятна.5. Дать детям возможность активно проявить себя, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения её результатов.6. Занимательная и эмоциональная игра значительно усиливает познавательный интерес.7. Игровая деятельность должна отражать единство цели для игроков.8. Присутствие результативности необходимо для отражения осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды.Список информационных источниковБорисова В. Н., Макарова Т. А. Ребенок старшего дошкольного возраста как субъект игровой деятельности в процессе организации сюжетно-ролевой игры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 381–385.Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок. — № 11. -2020. -с. 22–30. Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 133–135.Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //и Управление ДОУ. — 2012. — № 5. Крайг Г., Бокум Д, Психология развития. СПб.: Питер, 2015. — 940 с.Крамченинова Е.Ю.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА// Вестник науки. – 2020. № 1 (22) – С. 20-25.Литвинова Р.М. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 103-108. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.Наливкина Ю. М. Игровые инновационные технологии в ДОО / // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 71–73.Николаева Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева. // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 25-29.Пушкарская О.В. Игровая деятельность как форма психической активности дошкольника // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том 5. № 4. С. 71-92. Селезнев В.В., Пилипенко А.С., Шашеро В.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Теория и практика современной науки. – 2017. - № 4 (22) – С. 1207-1211.Семенова А. В. Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста / А. В. Семенова, З. В. Иванова, Г. Р. Тарасевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 183-185.Серышева Е. А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1032-1036. Смазнова Т.С., Белецкая Е.А. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026708?ysclid=lwxo9vzgvl692416618 (дата обращения: 02.06.2024 ).
Стрюкова, Т. А. Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС / Т. А. Стрюкова, Н. Л. Киданова. // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 416-418. Тишининова Е.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА// Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. - № 3 (67) – С. 101-105.Тупиченко Н. А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 150-156.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.Чемезова С.Г., Максимова Л.И. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 126-128.Приложение1. Борисова В. Н., Макарова Т. А. Ребенок старшего дошкольного возраста как субъект игровой деятельности в процессе организации сюжетно-ролевой игры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 381–385.
2. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок. — № 11. -2020. -с. 22–30.
3. Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 133–135.
4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //и Управление ДОУ. — 2012. — № 5.
5. Крайг Г., Бокум Д, Психология развития. СПб.: Питер, 2015. — 940 с.
6. Крамченинова Е.Ю.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА// Вестник науки. – 2020. № 1 (22) – С. 20-25.
7. Литвинова Р.М. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 103-108.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
9. Наливкина Ю. М. Игровые инновационные технологии в ДОО / // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 71–73.
10. Николаева Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева. // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 25-29.
11. Пушкарская О.В. Игровая деятельность как форма психической активности дошкольника // Педагогика: история, перспективы. 2022. Том 5. № 4. С. 71-92.
12. Селезнев В.В., Пилипенко А.С., Шашеро В.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Теория и практика современной науки. – 2017. - № 4 (22) – С. 1207-1211.
13. Семенова А. В. Основные акценты развития сюжетно-ролевой игры современных детей старшего дошкольного возраста / А. В. Семенова, З. В. Иванова, Г. Р. Тарасевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 183-185.
14. Серышева Е. А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 1032-1036.
15. Смазнова Т.С., Белецкая Е.А. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026708?ysclid=lwxo9vzgvl692416618 (дата обращения: 02.06.2024 ).
16. Стрюкова, Т. А. Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС / Т. А. Стрюкова, Н. Л. Киданова. // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 416-418.
17. Тишининова Е.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА// Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. - № 3 (67) – С. 101-105.
18. Тупиченко Н. А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 150-156.
19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
20. Чемезова С.Г., Максимова Л.И. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 126-128.