Методика обучения сочинениям на литературную тему

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 45 45 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 12.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков в процессе обучения сочинению на уроке литературы………………5
1.1. Коммуникативная компетенция обучающихся в теории речевой деятельности………………………………………………………………………5
1.2. Сочинение - рассуждение как функционально-смысловой тип речи………………………………………………………………….12
Глава 2. Работа по формированию коммуникативных навыков при обучении сочинению в школе………………………………………………16
2.1. Демонстрация изучения сочинения как средства формирования коммуникативных навыков учащихся на занятиях литературы…………..16
2.2. Работа над сочинением в старших классах…………………………18
Глава 3. Методика обучения сочинениям на литературную тему……..31
3.1. Конспект урока………………………………………………………..31
3.2. План внеурочной деятельности «Методика обучения сочинению на литературную тему»……………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………………………….44

Фрагмент для ознакомления

Планируемые результаты:Личностные  развитие у обучающихся:уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; Метапредметные познавательные УУДиспользовать наблюдения для получения информации об особенностях слова;формулировать выводы по результатам проведенного исследования;регулятивные УУДпонимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;коммуникативные УУДосуществлять смысловое чтение определять главную мысль, назначение текста участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказываниеУУД совместной деятельности понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;ПредметныеОсознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;Ход урокаОрганизационный. Этап постановки целей урока и мотивации.- Здравствуйте, садитесь- Исходя из высказывания известного  лингвиста, определите тему нашего урока:«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» В. Литвинов (сочинение-рассуждение) Запишем тему урока в тетрадях:Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на философскую тему 9.3- Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы написать сочинение – рассуждение?- Как вы считаете, пригодится ли этот урок вам в дальнейшем?Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания? Начитанность. И второе важное условие – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приемами анализа текста, уметь подбирать необходимые аргументы.Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение в формате задания 9.3 ОГЭ по русскому языку.Запишите тему урока: Подготовка к сочинению – рассуждению на философскую тему.II. Актуализация имеющихся знаний.- Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.Вспомним композицию данного типа сочинения. Предлагаю одному из вас составить ее план на доске из готовых понятий (учащийся работает у доски)В это время вопрос всем (фронтально):  Какова особенность такого сочинения?(Необходимо дать определение понятия, которое и является тезисом, т.е сформулировать тезис самим)Проверка композиции работающего у доски1. Тезис. (Определение понятия + пояснение)2. Аргументация:    а) аргумент №1(из текста)    б) аргумент №2(из жизненного опыта)3. Вывод (определение понятия в общем виде с указанием его значения не только для вас, но и для людей вообще)Работа по вопросам (фронтально):Что представляет собой аргумент? (пример предложения(ий) из текста  + его пояснение своими словами)Что такое пример из жизненного опыта?(ответы детей)Является ли пример из литературы примером из жизненного опыта? Да.III. Знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности.- Начнём работу с чтения текста, на основе которого напишем сочинение-рассуждение. Он находится у вас на столах. Прочитаем текст  Георгий Иванович Андреева (род.в 1971г.)-современного  писателя-публициста  выразительно. (читаем текст по ролям, подготовившись 1 минуту- элемент Итогового устного собеседования)Текст(1)Я не успел дочитать книгу, потому что раздался стук в дверь моей комнаты и на пороге появился отец. (2)Выглядел он задумчивым и даже встревоженным.(3) – Сын, нам нужно поговорить. (4) Ты ведь мужчина, а мужчина должен зарабатывать деньги, обеспечивать семью.(5) Ты хоть знаешь, сколько получают учителя? (6)Хочешь всю жизнь считать каждую копейку , не вылезать из долгов, мучиться из-за того что твои дети выглядят хуже других?..(7)Он еще долго говорил, приводя примеры престижных профессий : юрист, экономист, программист… стоматолог, наконец!(8)-  И вообще , где ты видел в школе нормальных мужиков? (9)Так, одни неудачники. Не способные больше ни на что!(10) - Пап, ну что ты говоришь. А как же ты сам?! (11)-  Да что я… - отец  как-то безнадежно махнул рукой и вышел из комнаты.(12) -  Вечером за дверью послышались легкие шаги мамы. (13)Она ,как водится, начала издалека. (14)- Андрей, ты конечно, уже взрослый , можешь самостоятельно принимать решения, но…(15)-Послушай…(16) Посмотри хотя бы на меня. (17) Это ведь не жизнь, а мука: бесконечные тетрадки, изматывающая подготовка к урокам. (18) А ученики?! (19) Ты сам знаешь, какие сейчас школьники – дерзят, учителя ни в грош не ставят.(20) Если раньше педагогов уважали, то сегодня школа- это рабский и адский труд, женский коллектив,  интриги…(21)Зачем тебе все это?!(22)- Хорошо, мама, я подумаю.(23)- Я очень тебя прошу.(24)Конечно, я хитрю: обещаю подумать, хотя все давно решил и даже уже подал документы в педагогический институт.(25)Хочу , как мои родители, быть учителем. (26) Они уже много лет работают в одной школе. (27)И нужно видеть, как горят их глаза, когда они обсуждают очередной урок  или пишут сценарий для школьного вечера. (28) В такие минуты я понимаю: несмотря ни на что, мои родители по-настоящему счастливы, потому что они влюблены в свою профессию.(29)Глядя на них, я понимаю древний девиз «Светя другим , сгораю сам», ведь так говорят о людях, самоотверженно преданных благородной профессии.(30) Я тоже слышу в себе настойчивый зов большой и загадочной страны, где побывали мы все и где у каждого были свои находки и потери, взлеты и падения, радости и печали.(31)Мне так хочется, чтобы путешествие в эту страну оставляло только самые добрые и яркие воспоминания. (32) Именно поэтому я и хочу стать учителем – проводником , который ведет все новых и новых путешественников по тернистому пути к новым знаниям , к новой, взрослой жизни!      * Георгий Иванович Андреев (род. в 1971 г.) — современный писатель-публицист9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое призвание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 словIV. Аналитическая работа с текстом.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Отец приводил сыну примеры престижных профессий :юрист, экономист, программист, стоматолог.      Б) Родители убеждали Андрея, что педагог- уважаемая в обществе профессия      В) Родители Андрея влюблены в свою профессию      Г) Андрей еще не решил для себя, кем он станет      Д) Родители Андрея работают в разных школахО чем этот текст? Как бы вы определили его тему?     - о выборе профессии     - о желании для сына лучшей доли     - о профессии учителя     - о призвании     - о взаимопонимании в семье Какова, по –вашему,  главная мысль текста? Выбор профессии –это осознанный выбор своей судьбы. Любимая профессия- это счастье и для человека, и для общества. Герои нашли свое призвание в учительском трудеКакие предложения текста это подтверждают?     26-29О каких качествах героев говорят слова «Светя другим, сгораю сам»?Бескорыстное служение людям, самоотверженность, любовь к профессии и людямВыполняя работу не по принуждению, а по велению сердца, родители Андрея отдавали себя, свое время, свою душу детям, не думая о выгоде, заработке.V. Теперь внимательно изучите задание (задания )9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение . Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое призвание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения : один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 словИтак , пишем ТЕЗИС.Попробуем дать определение данного понятия.(Ответы  детей: Призвание- то, к чему человек призван, к чему у него есть способности. Призвание – это любимое дело , которому человек посвятил жизнь)Работа со словарем. Нам поможет словарь С.И.Ожегова. Найдите определение.Призвание- 1. Склонность к тому или иному делу. 2.Дело жизни, назначениеВ каком значении употреблено это слово в тексте Андреева?( ведь нам необходимо давать определение понятия именно исходя из текста).Помочь могут и афоризмы мудрых людей Давайте оформим тезис в тетради, записав определение понятия ПРИЗВАНИЕ. Удобно начинать сочинение с вопроса, сформулированного в задании.Что такое призвание? Мне кажется, это любимое дело человека, любимая профессия, которую он выбрал сам и которой он посвящает все свои способности и свою жизнь.Как мы можем прокомментировать это определение? Помним , что комментарий состоит из 3-4 предложений и должен быть доказан затем примером из текста.Возможно, вам поможет в этом такой алгоритм на доскеСклонности –любимая профессия  - дело жизни  Возможный вариант пояснения:Найти свое призвание, значит  жить не столько своими личными интересами, сколько стараться приносить пользу другим.Обмен мнениями -  чтение вслух получившихся вариантов тезиса. Исправление грамматических и речевых ошибок.VI. Аргументация сочинения. Предлагаю эту работу выполнить по вариантам.1 вариант находит примеры и пишет пояснение для аргумента 1.Обратитесь  к тексту. Подберите  предложения, которые подтверждают наш тезис.Аргумент 1.26-29 предложения текста. Поясните примеры.Самостоятельная работа учащихся 1 вариантаАргумент 2 из жизни приводит вариант 2. Поработаем вместе.Какие примеры являются примерами из жизни?(собственный опыт, жизнь знакомых. родных и т.д.; телепередачи, к/ф.спектакли; худ.лит-ра)На слайде портрет А. Маресьева. ( в рамка декады было проведено внеклассное мероприятие «Настоящая повесть о настоящем человеке»1.Посмотрите на портрет. Может  ли  судьба Алексея Мересьева быть примером самоотверженности, бескорыстного служения своей профессии и людям?2.Знаете ли вы лично людей , профессия которых стала их призванием?Запишите аргумент 2.Людей , которым посчастливилось найти свое призвание знают все. Одним из таких людей был(является)…В моей жизни тоже есть человек , для которого профессия стала призванием . Это…А теперь послушаем друг друга, поучимся друг у друга, оценим друг друга.Чтение вслух получившихся вариантов. Не забываем сверяться с тезисом.Обмен мнениями - чтение вслух получившихся вариантов Аргумента 1. Исправление грамматических и речевых ошибок.Аргумент 2. Пример из жизненного опыта. Доказывает ли данный пример понятие ПРИЗВАНИЕ?7. Попробуем сделать вывод из всего написанного и услышанного, помня. Что он – обобщенное выражение тезиса. Призвание – это дело, которому лежит душа и которое приносит не только удовлетворение человеку, его выбравшему ,но и пользу обществу.X.Анализ сочиненийУчитель: Кто хочет поделиться с нами своими самыми сокровенными мыслями и прочитать свою работу? Тем, кому понравится сочинение вашего одноклассника, тот может выразить свое одобрение аплодисментами.(Учащиеся по желанию читают свои сочинения).Учитель: Чья работа вам понравилась? Чем и почему?(Ответы детей).XI. Подведение итогов. Домашнее задание.(2 мин)- Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Чему научились? (ответы ребят) Справились ли мы  с задачей? Каковы результаты нашей совместной работы?Дома : Дописать сочинение . Отредактировать его.Проверить по критерию «Грамотность»РефлексияВспомним начало урока«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» - В. ЛитвиновНад чем задумались мы, работая над сочинением? Что поняли мы о жизни. Вчитываясь в текст и создавая свой?Продолжите мысль:Работая над сочинением, я понял…                                                 я почувствовал…                                                 мне захотелось…Спасибо за работу, ребята. И все же,  завершая урок, хочу вам напомнить, что разговор о призвании для вас только начинается. Ведь вы впервые в жизни должны сделать выбор- выбор профессии , выбор жизненного пути.Желаю вам не ошибиться и найти свое призвание! Урок окончен.3.2. План внеурочной деятельности «Методика обучения сочинению на литературную тему»Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания № п/пТема занятияКол-во часовДатаПланФакт.1Структура сочинения-рассуждения. Критерии его оценивания. День Знаний1  2Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Международный день распространения грамотности1  3Как сформулировать проблему? Типовые конструкции. Типичные ошибки при формулировании проблемы1  4Практическое занятие. Анализ текстов с точки зрения их проблематики1  5Типы комментария. Типы информации в тексте1  6Типовые конструкции для комментирования проблемы.1  7Цитаты. Способы цитированияПредметные олимпиады1  8Практическое занятие. Создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов1  9Индивидуальная консультация1  10Позиция автора. Средства выражения авторской позиции1  11Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах1  12Типовые конструкции для выражения авторской позиции1  13Практическое занятие. Анализ текстов: проблема – авторская позиция1  14Творческая работа. Сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция1  15Индивидуальная консультация1  16Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка1  17Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.1  18Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста1  19Основная и дополнительная информации микротекста1  20Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки1  21Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами1  22Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи1  23Виды и формы вступления1  24Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении1  25Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов1  26Средства связи предложений в тексте1  27Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки1  28Грамматические ошибки1  29Речевые ошибки1  30Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов1  31Творческая работа. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста1  32Творческая работа. Продолжение1  33Редактирование собственного сочинения1  34Индивидуальная консультацияУрок открытых мыслей1  35Итоговое занятие1   ЗаключениеТаким образом, проанализировав литературу по данной теме, мы приходим к следующим выводам:Одной из важнейших задач в процессе изучения литературы в школе на нынешнем этапе- это развитие речи учащихся. Многие ученые занимаются разработкой методик развития устной и письменной речи на уроках литературы. Выступление должно проводиться систематически, это обязательное условие.Успех работы в этом направлении связан с анализом интеллектуальных и нравственных произведений искусства.Традиционно работа над произведениями искусства проводится на уроках. Она заканчивается эссе на литературную тему. Одним из способов интерпретации текста служит рассуждение по предложенной теме. В сочинении-рассуждении обучающиеся активизируют умение доказывать свои утверждения, продумывать аргументацию, делать выводы.Именно поэтому учителям, которые поставили перед собой задачу подготовить выпускников к сдаче экзамена, следует уделять особое внимание изучению логических рассуждений, начиная с 5-го класса. Только планомерная и систематизированная работа позволяет активно и творчески овладеть всеми видами речевой деятельности, сформировать личность, осознающую необходимость своего культурного и речевого совершенствования, кроме того, позволяет учащимся ориентироваться в выполнении сложных заданий в рамках единого государственного экзамена.Задача, поставленная в работе, выполнена:- Изучена специальная литература.- В свете теории речевой деятельности приведены особенности исследования по формированию коммуникативных способностей- Сделан акцент на развитии жанра рассуждения в методической литературе- Разработана рекомендательная система для подготовки к выполнению задания части С экзамена по литературе.При подготовке к сочинению учитель использует большое количество творческих заданий. При этом он может самостоятельно придумать их или использовать различные методические разработки: специальные сборники заданий по развитию речи, рабочие тетради к учебнику.Список использованной литературы1.Аванесян А.Ю. Работа с текстом публицистического стиля как этап подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ/ Филологический анализ в школе и вузе: сборник научных трудов / науч. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: МГПИ,2003.-С.39-41.2.Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. - М., 19983.Арефьева С.А. Сочинение - рассуждение: Учеб.-метод.пособие. - Йошкар-Ола, 20034.Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе. - 1993. - № 3. - С. 36 - 38.5.Басистов П.Е.Материалы к решению вопроса:что надобно знать, чтобы ознакомить учащихся с рассуждениями?/Учебно-воспитательная библиотека. - М.,1978.- Т.2.6.Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.,19767.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка/ Преподавание отечественного языка: Учеб.пособие для пед.ин-тов по спец. «Русский язык и литература». - М.,19928.Вилечко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи. Учебные пособия для 10-11 классов общеобразовательного учреждения. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2002 .10.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,195611.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.,198212.Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). - М.: Издательство «Экзамен», 200913.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997 .14.Калягина Н.В. Вопрос о рассуждении в научно-методической и лингвистической литературе // Филологический анализ в школе и вузе: сборник научных трудов / науч. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: МГПИ,2003.-С.39-41.15.Капинос В.И. и другие. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей под редакцией Т.А. Ладыжеской. - М.: Просвещение, 1980 .16.Капинос В.И., Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. и другие. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы - М.: Просвещение, 200517.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983 .18.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2001; Стратегия модернизации содержания общего образования. -М., 200119.Ладыженская Т.А., Ивченков П.Ф., Равенский Ю.И. и др. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы): Пособие для учителей/ Под редакцией Т.А. Ладыженской,- М.: Просвещение, 197820.Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М.,197421.Нечаева О.А.Типы речи и работа над ними в школе: Учебное пособие для студентов. - Красноярск, 198922.Проект образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Письмо МО РФ от 12.08.2002 за №13-51-98/14.23.Рыбченкова Л.М., Капинос В.И., Цыбулько И.П. О ЕГЭ и мониторинг по русскому языку (2002-2003 уч.г) // РЯШ №3-2004 г.24.Система обучения сочинениям в 4-8 классах/Под ред. Т.А. Ладыженской.- М,197325.Степанова Л.С. Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам// РЯШ №2-2001 г.26.Степанова Л.С. Элементы редактирования при работе над ошибками в сочинениях // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября» -№ 24, 27, 28- 2004 г. с.26-31, 18-20.27.Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. - М.: Эксмо,2004 г.28.Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. - М.: Эксмо,2005 г.

Список использованной литературы
1.Аванесян А.Ю. Работа с текстом публицистического стиля как этап подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ/ Филологический анализ в школе и вузе: сборник научных трудов / науч. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: МГПИ,2003.-С.39-41.
2.Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. - М., 1998
3.Арефьева С.А. Сочинение - рассуждение: Учеб.-метод.пособие. - Йошкар-Ола, 2003
4.Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе. - 1993. - № 3. - С. 36 - 38.
5.Басистов П.Е.Материалы к решению вопроса:что надобно знать, чтобы ознакомить учащихся с рассуждениями?/Учебно-воспитательная библиотека. - М.,1978.- Т.2.
6.Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.,1976
7.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка/ Преподавание отечественного языка: Учеб.пособие для пед.ин-тов по спец. «Русский язык и литература». - М.,1992
8.Вилечко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи. Учебные пособия для 10-11 классов общеобразовательного учреждения. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2002 .
10.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,1956
11.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.,1982
12.Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). - М.: Издательство «Экзамен», 2009
13.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997 .
14.Калягина Н.В. Вопрос о рассуждении в научно-методической и лингвистической литературе // Филологический анализ в школе и вузе: сборник научных трудов / науч. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: МГПИ,2003.-С.39-41.
15.Капинос В.И. и другие. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей под редакцией Т.А. Ладыжеской. - М.: Просвещение, 1980 .
16.Капинос В.И., Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. и другие. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы - М.: Просвещение, 2005
17.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983 .
18.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2001; Стратегия модернизации содержания общего образования. -М., 2001
19.Ладыженская Т.А., Ивченков П.Ф., Равенский Ю.И. и др. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы): Пособие для учителей/ Под редакцией Т.А. Ладыженской,- М.: Просвещение, 1978
20.Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М.,1974
21.Нечаева О.А.Типы речи и работа над ними в школе: Учебное пособие для студентов. - Красноярск, 1989
22.Проект образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Письмо МО РФ от 12.08.2002 за №13-51-98/14.
23.Рыбченкова Л.М., Капинос В.И., Цыбулько И.П. О ЕГЭ и мониторинг по русскому языку (2002-2003 уч.г) // РЯШ №3-2004 г.
24.Система обучения сочинениям в 4-8 классах/Под ред. Т.А. Ладыженской.- М,1973
25.Степанова Л.С. Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам// РЯШ №2-2001 г.
26.Степанова Л.С. Элементы редактирования при работе над ошибками в сочинениях // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября» -№ 24, 27, 28- 2004 г. с.26-31, 18-20.
27.Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. - М.: Эксмо,2004 г.
28.Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. - М.: Эксмо,2005 г.