Методика обучения сочинениям на литературную тему
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 12.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков в процессе обучения сочинению на уроке литературы………………5
1.1. Коммуникативная компетенция обучающихся в теории речевой деятельности………………………………………………………………………5
1.2. Сочинение - рассуждение как функционально-смысловой тип речи………………………………………………………………….12
Глава 2. Работа по формированию коммуникативных навыков при обучении сочинению в школе………………………………………………16
2.1. Демонстрация изучения сочинения как средства формирования коммуникативных навыков учащихся на занятиях литературы…………..16
2.2. Работа над сочинением в старших классах…………………………18
Глава 3. Методика обучения сочинениям на литературную тему……..31
3.1. Конспект урока………………………………………………………..31
3.2. План внеурочной деятельности «Методика обучения сочинению на литературную тему»……………………………………………………………..39
Заключение………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………………………….44
Планируемые результаты:Личностные развитие у обучающихся:уважения и ценностного отношения к своей Родине – России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; Метапредметные познавательные УУДиспользовать наблюдения для получения информации об особенностях слова;формулировать выводы по результатам проведенного исследования;регулятивные УУДпонимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;коммуникативные УУДосуществлять смысловое чтение определять главную мысль, назначение текста участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение);осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказываниеУУД совместной деятельности понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;ПредметныеОсознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;Ход урокаОрганизационный. Этап постановки целей урока и мотивации.- Здравствуйте, садитесь- Исходя из высказывания известного лингвиста, определите тему нашего урока:«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» В. Литвинов (сочинение-рассуждение) Запишем тему урока в тетрадях:Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на философскую тему 9.3- Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы написать сочинение – рассуждение?- Как вы считаете, пригодится ли этот урок вам в дальнейшем?Что можно считать одним из условий успешного выполнения этого задания? Начитанность. И второе важное условие – умение проникать в смысл читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приемами анализа текста, уметь подбирать необходимые аргументы.Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение в формате задания 9.3 ОГЭ по русскому языку.Запишите тему урока: Подготовка к сочинению – рассуждению на философскую тему.II. Актуализация имеющихся знаний.- Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.Вспомним композицию данного типа сочинения. Предлагаю одному из вас составить ее план на доске из готовых понятий (учащийся работает у доски)В это время вопрос всем (фронтально): Какова особенность такого сочинения?(Необходимо дать определение понятия, которое и является тезисом, т.е сформулировать тезис самим)Проверка композиции работающего у доски1. Тезис. (Определение понятия + пояснение)2. Аргументация: а) аргумент №1(из текста) б) аргумент №2(из жизненного опыта)3. Вывод (определение понятия в общем виде с указанием его значения не только для вас, но и для людей вообще)Работа по вопросам (фронтально):Что представляет собой аргумент? (пример предложения(ий) из текста + его пояснение своими словами)Что такое пример из жизненного опыта?(ответы детей)Является ли пример из литературы примером из жизненного опыта? Да.III. Знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности.- Начнём работу с чтения текста, на основе которого напишем сочинение-рассуждение. Он находится у вас на столах. Прочитаем текст Георгий Иванович Андреева (род.в 1971г.)-современного писателя-публициста выразительно. (читаем текст по ролям, подготовившись 1 минуту- элемент Итогового устного собеседования)Текст(1)Я не успел дочитать книгу, потому что раздался стук в дверь моей комнаты и на пороге появился отец. (2)Выглядел он задумчивым и даже встревоженным.(3) – Сын, нам нужно поговорить. (4) Ты ведь мужчина, а мужчина должен зарабатывать деньги, обеспечивать семью.(5) Ты хоть знаешь, сколько получают учителя? (6)Хочешь всю жизнь считать каждую копейку , не вылезать из долгов, мучиться из-за того что твои дети выглядят хуже других?..(7)Он еще долго говорил, приводя примеры престижных профессий : юрист, экономист, программист… стоматолог, наконец!(8)- И вообще , где ты видел в школе нормальных мужиков? (9)Так, одни неудачники. Не способные больше ни на что!(10) - Пап, ну что ты говоришь. А как же ты сам?! (11)- Да что я… - отец как-то безнадежно махнул рукой и вышел из комнаты.(12) - Вечером за дверью послышались легкие шаги мамы. (13)Она ,как водится, начала издалека. (14)- Андрей, ты конечно, уже взрослый , можешь самостоятельно принимать решения, но…(15)-Послушай…(16) Посмотри хотя бы на меня. (17) Это ведь не жизнь, а мука: бесконечные тетрадки, изматывающая подготовка к урокам. (18) А ученики?! (19) Ты сам знаешь, какие сейчас школьники – дерзят, учителя ни в грош не ставят.(20) Если раньше педагогов уважали, то сегодня школа- это рабский и адский труд, женский коллектив, интриги…(21)Зачем тебе все это?!(22)- Хорошо, мама, я подумаю.(23)- Я очень тебя прошу.(24)Конечно, я хитрю: обещаю подумать, хотя все давно решил и даже уже подал документы в педагогический институт.(25)Хочу , как мои родители, быть учителем. (26) Они уже много лет работают в одной школе. (27)И нужно видеть, как горят их глаза, когда они обсуждают очередной урок или пишут сценарий для школьного вечера. (28) В такие минуты я понимаю: несмотря ни на что, мои родители по-настоящему счастливы, потому что они влюблены в свою профессию.(29)Глядя на них, я понимаю древний девиз «Светя другим , сгораю сам», ведь так говорят о людях, самоотверженно преданных благородной профессии.(30) Я тоже слышу в себе настойчивый зов большой и загадочной страны, где побывали мы все и где у каждого были свои находки и потери, взлеты и падения, радости и печали.(31)Мне так хочется, чтобы путешествие в эту страну оставляло только самые добрые и яркие воспоминания. (32) Именно поэтому я и хочу стать учителем – проводником , который ведет все новых и новых путешественников по тернистому пути к новым знаниям , к новой, взрослой жизни! * Георгий Иванович Андреев (род. в 1971 г.) — современный писатель-публицист9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое призвание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 словIV. Аналитическая работа с текстом.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Отец приводил сыну примеры престижных профессий :юрист, экономист, программист, стоматолог. Б) Родители убеждали Андрея, что педагог- уважаемая в обществе профессия В) Родители Андрея влюблены в свою профессию Г) Андрей еще не решил для себя, кем он станет Д) Родители Андрея работают в разных школахО чем этот текст? Как бы вы определили его тему? - о выборе профессии - о желании для сына лучшей доли - о профессии учителя - о призвании - о взаимопонимании в семье Какова, по –вашему, главная мысль текста? Выбор профессии –это осознанный выбор своей судьбы. Любимая профессия- это счастье и для человека, и для общества. Герои нашли свое призвание в учительском трудеКакие предложения текста это подтверждают? 26-29О каких качествах героев говорят слова «Светя другим, сгораю сам»?Бескорыстное служение людям, самоотверженность, любовь к профессии и людямВыполняя работу не по принуждению, а по велению сердца, родители Андрея отдавали себя, свое время, свою душу детям, не думая о выгоде, заработке.V. Теперь внимательно изучите задание (задания )9.3 Как Вы понимаете значение слова ПРИЗВАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение . Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое призвание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения : один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 словИтак , пишем ТЕЗИС.Попробуем дать определение данного понятия.(Ответы детей: Призвание- то, к чему человек призван, к чему у него есть способности. Призвание – это любимое дело , которому человек посвятил жизнь)Работа со словарем. Нам поможет словарь С.И.Ожегова. Найдите определение.Призвание- 1. Склонность к тому или иному делу. 2.Дело жизни, назначениеВ каком значении употреблено это слово в тексте Андреева?( ведь нам необходимо давать определение понятия именно исходя из текста).Помочь могут и афоризмы мудрых людей Давайте оформим тезис в тетради, записав определение понятия ПРИЗВАНИЕ. Удобно начинать сочинение с вопроса, сформулированного в задании.Что такое призвание? Мне кажется, это любимое дело человека, любимая профессия, которую он выбрал сам и которой он посвящает все свои способности и свою жизнь.Как мы можем прокомментировать это определение? Помним , что комментарий состоит из 3-4 предложений и должен быть доказан затем примером из текста.Возможно, вам поможет в этом такой алгоритм на доскеСклонности –любимая профессия - дело жизни Возможный вариант пояснения:Найти свое призвание, значит жить не столько своими личными интересами, сколько стараться приносить пользу другим.Обмен мнениями - чтение вслух получившихся вариантов тезиса. Исправление грамматических и речевых ошибок.VI. Аргументация сочинения. Предлагаю эту работу выполнить по вариантам.1 вариант находит примеры и пишет пояснение для аргумента 1.Обратитесь к тексту. Подберите предложения, которые подтверждают наш тезис.Аргумент 1.26-29 предложения текста. Поясните примеры.Самостоятельная работа учащихся 1 вариантаАргумент 2 из жизни приводит вариант 2. Поработаем вместе.Какие примеры являются примерами из жизни?(собственный опыт, жизнь знакомых. родных и т.д.; телепередачи, к/ф.спектакли; худ.лит-ра)На слайде портрет А. Маресьева. ( в рамка декады было проведено внеклассное мероприятие «Настоящая повесть о настоящем человеке»1.Посмотрите на портрет. Может ли судьба Алексея Мересьева быть примером самоотверженности, бескорыстного служения своей профессии и людям?2.Знаете ли вы лично людей , профессия которых стала их призванием?Запишите аргумент 2.Людей , которым посчастливилось найти свое призвание знают все. Одним из таких людей был(является)…В моей жизни тоже есть человек , для которого профессия стала призванием . Это…А теперь послушаем друг друга, поучимся друг у друга, оценим друг друга.Чтение вслух получившихся вариантов. Не забываем сверяться с тезисом.Обмен мнениями - чтение вслух получившихся вариантов Аргумента 1. Исправление грамматических и речевых ошибок.Аргумент 2. Пример из жизненного опыта. Доказывает ли данный пример понятие ПРИЗВАНИЕ?7. Попробуем сделать вывод из всего написанного и услышанного, помня. Что он – обобщенное выражение тезиса. Призвание – это дело, которому лежит душа и которое приносит не только удовлетворение человеку, его выбравшему ,но и пользу обществу.X.Анализ сочиненийУчитель: Кто хочет поделиться с нами своими самыми сокровенными мыслями и прочитать свою работу? Тем, кому понравится сочинение вашего одноклассника, тот может выразить свое одобрение аплодисментами.(Учащиеся по желанию читают свои сочинения).Учитель: Чья работа вам понравилась? Чем и почему?(Ответы детей).XI. Подведение итогов. Домашнее задание.(2 мин)- Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Чему научились? (ответы ребят) Справились ли мы с задачей? Каковы результаты нашей совместной работы?Дома : Дописать сочинение . Отредактировать его.Проверить по критерию «Грамотность»РефлексияВспомним начало урока«Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово» - В. ЛитвиновНад чем задумались мы, работая над сочинением? Что поняли мы о жизни. Вчитываясь в текст и создавая свой?Продолжите мысль:Работая над сочинением, я понял… я почувствовал… мне захотелось…Спасибо за работу, ребята. И все же, завершая урок, хочу вам напомнить, что разговор о призвании для вас только начинается. Ведь вы впервые в жизни должны сделать выбор- выбор профессии , выбор жизненного пути.Желаю вам не ошибиться и найти свое призвание! Урок окончен.3.2. План внеурочной деятельности «Методика обучения сочинению на литературную тему»Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания № п/пТема занятияКол-во часовДатаПланФакт.1Структура сочинения-рассуждения. Критерии его оценивания. День Знаний1 2Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Международный день распространения грамотности1 3Как сформулировать проблему? Типовые конструкции. Типичные ошибки при формулировании проблемы1 4Практическое занятие. Анализ текстов с точки зрения их проблематики1 5Типы комментария. Типы информации в тексте1 6Типовые конструкции для комментирования проблемы.1 7Цитаты. Способы цитированияПредметные олимпиады1 8Практическое занятие. Создание собственных комментариев, редактирование текстов-образцов1 9Индивидуальная консультация1 10Позиция автора. Средства выражения авторской позиции1 11Авторская позиция в публицистическом и художественном текстах1 12Типовые конструкции для выражения авторской позиции1 13Практическое занятие. Анализ текстов: проблема – авторская позиция1 14Творческая работа. Сочинение-рассуждение заданной структуры: проблема – комментарий – авторская позиция1 15Индивидуальная консультация1 16Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка1 17Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.1 18Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста1 19Основная и дополнительная информации микротекста1 20Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки1 21Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами1 22Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи1 23Виды и формы вступления1 24Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении1 25Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов1 26Средства связи предложений в тексте1 27Типы ошибок. Фактические ошибки. Логические ошибки1 28Грамматические ошибки1 29Речевые ошибки1 30Практическое занятие. Редактирование сочинений-образцов1 31Творческая работа. Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста1 32Творческая работа. Продолжение1 33Редактирование собственного сочинения1 34Индивидуальная консультацияУрок открытых мыслей1 35Итоговое занятие1 ЗаключениеТаким образом, проанализировав литературу по данной теме, мы приходим к следующим выводам:Одной из важнейших задач в процессе изучения литературы в школе на нынешнем этапе- это развитие речи учащихся. Многие ученые занимаются разработкой методик развития устной и письменной речи на уроках литературы. Выступление должно проводиться систематически, это обязательное условие.Успех работы в этом направлении связан с анализом интеллектуальных и нравственных произведений искусства.Традиционно работа над произведениями искусства проводится на уроках. Она заканчивается эссе на литературную тему. Одним из способов интерпретации текста служит рассуждение по предложенной теме. В сочинении-рассуждении обучающиеся активизируют умение доказывать свои утверждения, продумывать аргументацию, делать выводы.Именно поэтому учителям, которые поставили перед собой задачу подготовить выпускников к сдаче экзамена, следует уделять особое внимание изучению логических рассуждений, начиная с 5-го класса. Только планомерная и систематизированная работа позволяет активно и творчески овладеть всеми видами речевой деятельности, сформировать личность, осознающую необходимость своего культурного и речевого совершенствования, кроме того, позволяет учащимся ориентироваться в выполнении сложных заданий в рамках единого государственного экзамена.Задача, поставленная в работе, выполнена:- Изучена специальная литература.- В свете теории речевой деятельности приведены особенности исследования по формированию коммуникативных способностей- Сделан акцент на развитии жанра рассуждения в методической литературе- Разработана рекомендательная система для подготовки к выполнению задания части С экзамена по литературе.При подготовке к сочинению учитель использует большое количество творческих заданий. При этом он может самостоятельно придумать их или использовать различные методические разработки: специальные сборники заданий по развитию речи, рабочие тетради к учебнику.Список использованной литературы1.Аванесян А.Ю. Работа с текстом публицистического стиля как этап подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ/ Филологический анализ в школе и вузе: сборник научных трудов / науч. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: МГПИ,2003.-С.39-41.2.Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. - М., 19983.Арефьева С.А. Сочинение - рассуждение: Учеб.-метод.пособие. - Йошкар-Ола, 20034.Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе. - 1993. - № 3. - С. 36 - 38.5.Басистов П.Е.Материалы к решению вопроса:что надобно знать, чтобы ознакомить учащихся с рассуждениями?/Учебно-воспитательная библиотека. - М.,1978.- Т.2.6.Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.,19767.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка/ Преподавание отечественного языка: Учеб.пособие для пед.ин-тов по спец. «Русский язык и литература». - М.,19928.Вилечко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи. Учебные пособия для 10-11 классов общеобразовательного учреждения. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2002 .10.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,195611.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.,198212.Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). - М.: Издательство «Экзамен», 200913.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997 .14.Калягина Н.В. Вопрос о рассуждении в научно-методической и лингвистической литературе // Филологический анализ в школе и вузе: сборник научных трудов / науч. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: МГПИ,2003.-С.39-41.15.Капинос В.И. и другие. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей под редакцией Т.А. Ладыжеской. - М.: Просвещение, 1980 .16.Капинос В.И., Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. и другие. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы - М.: Просвещение, 200517.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983 .18.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2001; Стратегия модернизации содержания общего образования. -М., 200119.Ладыженская Т.А., Ивченков П.Ф., Равенский Ю.И. и др. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы): Пособие для учителей/ Под редакцией Т.А. Ладыженской,- М.: Просвещение, 197820.Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М.,197421.Нечаева О.А.Типы речи и работа над ними в школе: Учебное пособие для студентов. - Красноярск, 198922.Проект образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Письмо МО РФ от 12.08.2002 за №13-51-98/14.23.Рыбченкова Л.М., Капинос В.И., Цыбулько И.П. О ЕГЭ и мониторинг по русскому языку (2002-2003 уч.г) // РЯШ №3-2004 г.24.Система обучения сочинениям в 4-8 классах/Под ред. Т.А. Ладыженской.- М,197325.Степанова Л.С. Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам// РЯШ №2-2001 г.26.Степанова Л.С. Элементы редактирования при работе над ошибками в сочинениях // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября» -№ 24, 27, 28- 2004 г. с.26-31, 18-20.27.Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. - М.: Эксмо,2004 г.28.Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. - М.: Эксмо,2005 г.
1.Аванесян А.Ю. Работа с текстом публицистического стиля как этап подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ/ Филологический анализ в школе и вузе: сборник научных трудов / науч. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: МГПИ,2003.-С.39-41.
2.Арефьева С.А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. - М., 1998
3.Арефьева С.А. Сочинение - рассуждение: Учеб.-метод.пособие. - Йошкар-Ола, 2003
4.Баранов М.Т. Выбор упражнений для сформирования умений и навыков // Русский язык в школе. - 1993. - № 3. - С. 36 - 38.
5.Басистов П.Е.Материалы к решению вопроса:что надобно знать, чтобы ознакомить учащихся с рассуждениями?/Учебно-воспитательная библиотека. - М.,1978.- Т.2.
6.Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. - М.,1976
7.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка/ Преподавание отечественного языка: Учеб.пособие для пед.ин-тов по спец. «Русский язык и литература». - М.,1992
8.Вилечко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык Грамматика. Текст. Стили речи. Учебные пособия для 10-11 классов общеобразовательного учреждения. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2002 .
10.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,1956
11.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.,1982
12.Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). - М.: Издательство «Экзамен», 2009
13.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997 .
14.Калягина Н.В. Вопрос о рассуждении в научно-методической и лингвистической литературе // Филологический анализ в школе и вузе: сборник научных трудов / науч. ред. С.А. Арефьева. - Йошкар-Ола: МГПИ,2003.-С.39-41.
15.Капинос В.И. и другие. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей под редакцией Т.А. Ладыжеской. - М.: Просвещение, 1980 .
16.Капинос В.И., Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. и другие. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы - М.: Просвещение, 2005
17.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983 .
18.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2001; Стратегия модернизации содержания общего образования. -М., 2001
19.Ладыженская Т.А., Ивченков П.Ф., Равенский Ю.И. и др. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-8 классы): Пособие для учителей/ Под редакцией Т.А. Ладыженской,- М.: Просвещение, 1978
20.Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М.,1974
21.Нечаева О.А.Типы речи и работа над ними в школе: Учебное пособие для студентов. - Красноярск, 1989
22.Проект образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Письмо МО РФ от 12.08.2002 за №13-51-98/14.
23.Рыбченкова Л.М., Капинос В.И., Цыбулько И.П. О ЕГЭ и мониторинг по русскому языку (2002-2003 уч.г) // РЯШ №3-2004 г.
24.Система обучения сочинениям в 4-8 классах/Под ред. Т.А. Ладыженской.- М,1973
25.Степанова Л.С. Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам// РЯШ №2-2001 г.
26.Степанова Л.С. Элементы редактирования при работе над ошибками в сочинениях // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября» -№ 24, 27, 28- 2004 г. с.26-31, 18-20.
27.Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. - М.: Эксмо,2004 г.
28.Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ. Тренировочные тесты. Русский язык. - М.: Эксмо,2005 г.