Реформы в области гражданских прав (судебная, военная, земская, городская): замыслы и реальные результаты

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 32 32 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 04.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II 5
1.1. Предпосылки реформ 5
1.2. Земская и городская реформы 10
1.3. Судебная реформа 13
1.4. Военная реформа 16
2. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ 22
2.1. Контрреформы 80-90-х годов 22
2.2. Противоречивое развитие России после реформ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Фрагмент для ознакомления

К голосованию были допущены только владельцы недвижимости в столицах с минимальной стоимостью 3000 рублей, в провинциальных городах – 1500 рублей, а в других городах – 1000 рублей. В результате в выборах приняли участие только дворянство, крупная буржуазия и часть среднего класса. Число избирателей, имеющих право голоса, резко сократилось. Например, если до 1892 года в Москве насчитывалось 20 000 избирателей, то после этого года их осталось всего 7000. Возросло участие губернаторов в городских делах.Не менее решительно проводились контрреформы в системе образования. В соответствии с хартией 1884 года университетская автономия была отменена. Должности ректоров, деканов и профессоров вновь были заполнены не путем выборов, а путем назначения. Университеты были поставлены в полную зависимость от Министерства образования и попечителей учебных округов.В 1887 году правила приема были изменены: абитуриентам с респектабельным, по мнению правительства, "образом мышления" было разрешено посещать среднюю школу. В то же время плата за обучение увеличилась в пять раз. В том же 1887 году был издан известный министерский циркуляр, касающийся "поварских детей". Он закрывал доступ в гимназии для детей поваров, лакеев, официантов, прачек, владельцев мелких магазинов и т.д. Все эти меры были направлены на восстановление классового разделения в сфере образования.Доступ женщин к высшему образованию значительно сократился. Набор на высшие женские курсы был прекращен и возобновился только в конце 19 века. Усилился контроль Церкви за содержанием образования, в том числе высшего.В 1882 году были введены в действие новые "Временные правила о печати", которые фактически восстановили предварительную цензуру периодических изданий. Административные меры против "неподчиняющихся" изданий ужесточились, для их пресечения использовались штрафы и конфискация экземпляров. Для продвижения и поддержки проправительственных СМИ при Главном управлении по делам прессы был создан специальный фонд, получивший название "фонд рептилий".Официальный лозунг "Православие, самодержавие, народность" активно пропагандировался школами, церквями и цензурой.2.2. Противоречивое развитие России после реформВ первые годы после реформ начался экономический подъем и развитие рынка. Начал формироваться новый социальный класс – рабочий. Сельское население разделилось на сельскую буржуазию, бедноту и крестьян-середняков. К концу 19 века около 2% населения составляли представители крупной буржуазии, землевладельцы, высокопоставленные чиновники и военные. Еще 18% составляли зажиточные мелкие фермеры, 29% - бедные мелкие фермеры и 51% - пролетарии и полупролетарии.С конца 19-го по начало 20-го века число рабочих увеличилось в три раза. С 750 000 человек до 1,8 миллиона.Экономика землевладельцев также претерпела изменения. Существовало три основных типа помещичьих хозяйств: рабочие, капиталистические и смешанные, сочетающие элементы как капиталистической, так и рабочей экономики.Рассматриваемая производственная система представляет собой форму эксплуатации, которую можно охарактеризовать как полуфеодальную, с низкой производительностью труда. Такая ситуация сложилась из-за нехватки земли и финансовых ресурсов у крестьян, которые вынуждены искать землевладельцев, чтобы арендовать у них землю.При капиталистической системе наемный труд использовался крестьянами, которые работали на землях землевладельцев, используя свои собственные инструменты. Это привело к увеличению количества сельскохозяйственной техники, что, в свою очередь, привело к увеличению урожаев и повышению товарности.В то время на Украине, в Белоруссии и в некоторых российских провинциях была распространена смешанная система, сочетавшая внештатный труд с подработками. Однако к концу 19-го века капиталистическая система начала постепенно вытеснять трудовую систему.Крестьянское хозяйство развивалось медленнее, чем у помещиков. Это было связано с нехваткой земли, средств из-за уплаты выкупов и налогов, неграмотностью и невежеством крестьян, а также с тем, что большинство их хозяйств находилось на грани выживания. В неурожайные годы по российской сельской местности прокатился голод. Только отдельные фермеры смогли создать успешные хозяйства, которые начали выплачивать свои долги.В целом сельское хозяйство развивалось медленными темпами, но из-за расширения земель и освоения новых территорий темпы его развития начали постепенно увеличиваться. Несмотря на это, конфликты между крестьянами и землевладельцами продолжались.Отмена крепостного права создала благоприятные условия для быстрого роста капитализма в других отраслях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, сформировался пролетариат, расширился внутренний рынок и укрепились связи с другими странами. Однако капитализм в России развивался с некоторыми уникальными особенностями.Сложность отрасли сохранилась, поскольку крупная машиностроительная промышленность соседствует с производственными процессами и мелкосерийным производством.Другой характерной чертой является неравномерное развитие промышленности в России. В то время как некоторые регионы являются высокоразвитыми, Сибирь и Центральная Азия остаются совершенно неразвитыми.Промышленность также развивается неравномерно по отраслям. Ведущую роль играет легкая промышленность. Текстильное производство является наиболее развитым с точки зрения технического оснащения, в нем занято более половины рабочей силы в промышленности. Тяжелая промышленность также набирает обороты, но отечественное машиностроение остается недостаточно развитым.Для России характерно активное государственное вмешательство в промышленный сектор посредством займов, субсидий, заказов, финансовой и таможенной политики, что привело к формированию государственно-капиталистической системы.Нехватка внутреннего капитала привела к интенсивному притоку иностранного капитала. Инвесторов из Европы привлекла дешевая рабочая сила, изобилие сырья и возможность получения существенной прибыли.Развитие механизированного транспорта, в первую очередь железных дорог, сыграло значительную роль в индустриализации России. Их создание имело экономическое, стратегическое и социальное значение. Железные дороги строились при значительном участии частного капитала, но к середине 1890-х годов большинство железных дорог находилось под контролем государства. Наиболее интенсивно железные дороги развивались в европейской части России. В 1860-х годах протяженность железных дорог в России составляла 2000 верст, а к концу XIX века эта цифра увеличилась до 53 000 верст.Одновременно с развитием железнодорожного транспорта совершенствовался и водный транспорт. Паровые суда были сосредоточены в бассейне реки Волга, в то время как речное судоходство развивалось на других крупных реках, таких как Днепр, Дон, Обь и Енисей. Во второй половине XIX века количество пароходов более чем удвоилось.За это время завершился процесс формирования российского рынка. Производство и потребление приобрели рыночно ориентированный характер. Основным производимым товаром был хлеб, более 50% которого шло на внутренний и международный рынки. Торговля промышленными товарами быстро росла, спрос на них рос не только в городах, но и в сельской местности. Широкое распространение получила продажа сырья, такого как железная руда, уголь, древесина и нефть.Россия все больше интегрируется в мировую экономику. Объем международной торговли неуклонно растет. Попытки выйти на азиатские рынки для массового сбыта российских промышленных товаров столкнулись с европейской конкуренцией и не увенчались успехом. Основными внешнеторговыми партнерами России являются Германия и Англия. Важной составляющей этой торговли является импорт хлопка, необходимого для развития текстильной промышленности страны. К концу 19-го века Россия поддерживала положительное сальдо торгового баланса, в основном за счет экспорта зерна.Давайте подытожим выводы, сделанные во второй главе. Исторический переходный период и сложность экономического развития России в постреформенный период привели к формированию уникальной социальной структуры и многообразным социальным конфликтам, которые характеризуют страну. Классовая структура общества остается в основном неизменной, при этом каждый социальный класс имеет четко определенные привилегии и ограничения. Возникновение капитализма постепенно изменило социальную структуру, породив два новых социальных класса: буржуазию и пролетариат, которые представляют капиталистический порядок. Старый и новый общественные порядки сосуществуют в сложной социальной системе.Таким образом, экономическое и социальное развитие России на рубеже 20-го века было значительным. За несколько десятилетий Россия достигла того, на что Европе потребовались столетия. Отмена крепостного права стала главным катализатором развития России. Это событие подтолкнуло Россию к новой фазе капиталистического развития, известной как империализм.ЗАКЛЮЧЕНИЕК началу XX века Россия столкнулась с рядом нерешенных проблем, прежде всего в социально-экономической сфере. Эти проблемы были в первую очередь результатом противоречивого характера крестьянской реформы 1861 года. Отмена крепостного права проложила путь к формированию новых капиталистических отношений, которые к концу 19-го и началу 20-го веков наиболее ярко проявились в промышленном секторе. Именно в этой области Россия прошла стремительную модернизацию, постепенно приближаясь к уровню передовых западноевропейских стран. Однако в то же время реформы в значительной степени сохранили и увековечили старые феодальные отношения. В несколько измененной форме они продолжали доминировать в сельской России даже в пореформенный период. Следовательно, Россия была обречена на постоянную, напряженную борьбу между старым и новым: непоследовательная и незавершенная модернизация неизбежно приводила к экономическим трудностям и острой социальной и политической напряженности.Вторая половина XIX века ознаменовалась в России периодом значительных политических и социальных перемен, которые привели к трансформации феодализма в более современную капиталистическую систему. Этот период ознаменовался рядом реформ, направленных на модернизацию и укрепление политических институтов страны, но центральная власть самодержавной монархии практически не изменилась.Реформы 1860-х и 1870-х годов стали значительным шагом вперед в развитии России, поскольку они были направлены на создание более справедливого общества. Однако, несмотря на эти усилия, бюрократический аппарат монархии продолжал обладать значительной властью, и реформы не смогли полностью устранить все формы неравенства и угнетения.Несмотря на эти трудности, очевидно, что реформы стали важным шагом на пути к созданию более демократичного и процветающего общества. Они заложили основу для дальнейшего прогресса в последующие годы, и их влияние на российское общество было неоспоримым.Весь общественный порядок претерпел трансформацию, охватывающую государство, правовую систему и социально-экономическую структуру. Несомненно, становление нового социально-экономического порядка потребовало значительного периода времени, и реформы, проведенные во второй половине XIX века, представляют собой лишь первый шаг на этом пути. Тем не менее, этот шаг был самым сложным и исторически значимым, даже революционным. Следовательно, его характеристика некоторыми учеными как "революции сверху вниз" вполне уместна.Историческая значимость реформ заключается также в том, что они позволили стране выйти из глубокого экономического и политического кризиса и дали мощный импульс капиталистическому развитию без каких-либо значительных потрясений или социальных потрясений.Реформы не достигли своего логического завершения. Они не увенчались конституционной реформой. Установление парламентаризма не состоялось. Эта неспособность осуществить конституционную реформу и поворот к контрреформам не только отдалили либеральные элементы общества от правительства, но и содержали в себе зачатки факторов, которые в сочетании с нерешенными аграрными, социальными и национальными проблемами в конечном итоге привели к революционным потрясениям 1905-1907 и 1917 годов в России.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Александр II. // Российские государи. –М., Просвещение 1993. – 806 с.2.Александр II и реформы 60-70-х гг. 19в. // Энциклопедический словарь юного историка. М.: Наука, 1997. – 670 с.3.Ананьич Б. Проблемы российского реформаторства. // Знание – сила. –1992.-№2Сборник "Либерализм в России", М. - Агентство "Знак", 1993.4. Гармиза В.М. Подготовка земской реформы 1864 года. М.: Коммунист, 1957. – 356 с.5.Головатенко А. Преобразования Александра II: Великие свершения и неиспользованные возможности. – М.: АСТ, 2021. - 540 с.6. Зубкова В.Ю. Общество и реформы (1945-1964). - М.: Юрайт,2020. – 346 с.7.Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция. // Вопросы истории. –1999. -№11/128.История России, XX – начало XXI века: Учеб. Для 11 кл. общеобра-зоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. – 8-е изд., пере-раб. и доп. – М.: Просвещение, 2013. – 383с.9.Конец XVII – XIX век: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Буганов, П.Н. Зырянов; Под. ред. А.Н. Сахарова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2012. – 304с.10. Куликов В.И., История государственного управления в России. М.: Мастерство, 2001. – 508 с.11.Ляшенко Л.М. Царь – Освободитель. –М.: Наука, 1994. – 488 с.12.Новицкая Т.Е. Реформы Александра II. // Вестник Московского университета. –сер.11, Право. –2018.13.Отечественная история: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, Ю.П. Кожаев, Под. Ред. Проф. Ш.М. Мунчаева – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2019. – 412с.14. Постовой В.П. Местное самоуправление: история, теория, практика.- М.: Просвещение, 2021. – 560 с.15. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под. ред. В.И. Уколовой. – М.: Дрофа, 2016. – 400с.16.ЯковенкоИ. Г. "Основные особенности развития либеральной идеи на разных исторических этапах"// "Хрестоматия либерализма"- электронная версия (http://www.libertarium.ru).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александр II. // Российские государи. –М., Просвещение 1993. – 806 с.
2. Александр II и реформы 60-70-х гг. 19в. // Энциклопедический словарь юного историка. М.: Наука, 1997. – 670 с.
3. Ананьич Б. Проблемы российского реформаторства. // Знание – сила. –1992.- №2Сборник "Либерализм в России", М. - Агентство "Знак", 1993.
4. Гармиза В.М. Подготовка земской реформы 1864 года. М.: Коммунист, 1957. – 356 с.
5. Головатенко А. Преобразования Александра II: Великие свершения и неиспользованные возможности. – М.: АСТ, 2021. - 540 с.
6. Зубкова В.Ю. Общество и реформы (1945-1964). - М.: Юрайт, 2020. – 346 с.
7. Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция. // Вопросы истории. –1999. -№11/12
8. История России, XX – начало XXI века: Учеб. Для 11 кл. общеобра-зоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. – 8-е изд., пере-раб. и доп. – М.: Просвещение, 2013. – 383с.
9. Конец XVII – XIX век: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / В.И. Буганов, П.Н. Зырянов; Под. ред. А.Н. Сахарова. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2012. – 304с.
10. Куликов В.И., История государственного управления в России. М.: Мастерство, 2001. – 508 с.
11. Ляшенко Л.М. Царь – Освободитель. –М.: Наука, 1994. – 488 с.
12. Новицкая Т.Е. Реформы Александра II. // Вестник Московского университета. –сер.11, Право. –2018.
13. Отечественная история: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, Ю.П. Кожаев, Под. Ред. Проф. Ш.М. Мунчаева – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2019. – 412с.
14. Постовой В.П. Местное самоуправление: история, теория, практика.- М.: Просвещение, 2021. – 560 с.
15. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под. ред. В.И. Уколовой. – М.: Дрофа, 2016. – 400с.
16. Яковенко И. Г. "Основные особенности развития либеральной идеи на разных исторических этапах"// "Хрестоматия либерализма"- электронная версия (http://www.libertarium.ru).