АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 47 47 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 06.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА И ЕЕ
РЕАЛИЗАЦИЯ 5
1.1 Понятие «технологический суверенитет» 5
1.2 Применение технологического суверенитета в региональной
практике 13
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
СУВЕРЕНИТЕТА 21
2.1 Реализация концепции технологического суверенитета в
Новосибирской области 21
2.2 Дискуссионные вопросы во круг технократической политики
обеспечения технологического суверенитета 25
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
35
3.1 Проблемы обеспечения технологического суверенитета
Новосибирской области 35
3.2 Приоритеты обеспечения технологического суверенитета в
регионе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Фрагмент для ознакомления

Поэтому срочно необходимо пересмотреть стратегические ориентиры государственной научно-технологической и инновационной политики, чтобы обеспечить технологический суверенитет страны.Для этого требуется: 1. Обновление документальной базы: - Необходимо разработать новую стратегию инновационного развития, которая будет отражать современные вызовы и возможности. Эта стратегия должна быть основана на глубоком анализе актуальных технологических трендов, прогнозировании развития ключевых отраслей и выявлении перспективных направлений для инвестирования. - Прогноз научно-технологического развития России также нуждается в пересмотре. Он должен быть основан на анализе глобальных технологических трендов, оценке потенциала отечественных научных школ и определении приоритетных направлений научно-технологического развития. - Перечень критических технологий Российской Федерации также требует обновления. Необходимо пересмотреть существующий список, добавив в него новые технологии, которые являются ключевыми для обеспечения технологического суверенитета страны, например, квантовые технологии, искусственный интеллект, биотехнологии, новые материалы. 2. Формирование современной инновационной инфраструктуры: - Необходимо создать эффективные механизмы финансирования научных исследований и разработок, стимулирующие внедрение инноваций. Особое внимание следует уделить поддержке молодых исследователей и перспективных стартапов. - Важно создать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в научно-технологический сектор. Для этого необходимо упростить законодательство, снизить налоговую нагрузку и создать прозрачные правила игры. - Необходимо развивать современную инновационную инфраструктуру: научно-исследовательские центры, технопарки, инкубаторы, где ученые и предприниматели могут объединять усилия для создания и внедрения новых технологий. 3. Развитие человеческого капитала: - Необходимо создать систему подготовки высококвалифицированных кадров, способных работать в сфере научных исследований и разработок. Для этого требуется модернизация системы образования, переориентация на современные технологии и привлечение к преподавательской работе ведущих ученых. - Важно стимулировать интерес молодежи к науке и технике, проводя профориентационные мероприятия, создавая условия для участия в научных проектах и предоставляя стипендии для талантливых студентов. - Необходимо создавать условия для привлечения в Россию ведущих ученых из других стран, предлагая им конкурентные условия работы и возможности для реализации научного потенциала. 4. Укрепление государственного регулирования: - Необходимо разработать систему мер по защите интеллектуальной собственности, которая будет стимулировать инновационную деятельность и предотвращать утечку технологий за рубеж. - Необходимо разработать механизмы по предотвращению недобросовестной конкуренции и защите отечественных производителей от недобросовестных действий иностранных компаний. - Важно создать систему государственных закупок, которая будет стимулировать использование отечественных инновационных продуктов и технологий. 5. Повышение роли науки и технологий в решении общественных проблем: - Необходимо использовать научные разработки для решения актуальных социальных проблем, таких как охрана окружающей среды, здравоохранение, образование. - Важно развивать наукоемкие отрасли, способные создавать новые рабочие места и повышать уровень жизни населения. - Необходимо использовать технологии для повышения эффективности государственного управления, оптимизации процессов и предоставления качественных государственных услуг. Реализация этих мер позволит не только ликвидировать технологическое отставание, но и обеспечить технологический суверенитет страны, создав условия для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения.3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ3.1 Проблемы обеспечения технологического суверенитета Новосибирской областиВ настоящее время технологический суверенитет становится все более актуальной проблемой для многих регионов, в том числе и для новосибирской области. Несмотря на то, что регион обладает значительным потенциалом в сфере научно-технического развития и инноваций, имеются определенные проблемы, которые затрудняют достижение полного технологического суверенитета. Новосибирская область, будучи крупным центром научного потенциала и инноваций, обладает богатой почвой для развития технологического суверенитета. Однако, несмотря на сильную научную базу, региону предстоит преодолеть ряд препятствий, чтобы достичь полного технологического суверенитета.Проблемы, сдерживающие технологический суверенитет:- Отсутствие единого вектора развития: несмотря на наличие множества научных институтов и университетов, работающих в различных сферах, отсутствует единый вектор развития, объединяющий усилия и ресурсы. Отсутствие согласованной стратегии развития технологий приводит к разрозненности научных исследований и проектов, затрудняет их коммерциализацию и внедрение в производство.- Недостаточное взаимодействие науки и бизнеса: несмотря на наличие программы «Умный город», существует разрыв между научными разработками и их внедрением в реальный сектор экономики. Низкая инвестиционная привлекательность новосибирских технологий препятствует их коммерциализации и масштабированию.Недостаточное взаимодействие науки и бизнеса - проблема, требующая срочного решения. Новосибирск, с его богатой научной традицией и потенциалом для инноваций, сталкивается с барьером, препятствующим реализации этой программы "Умный город". Разрыв между научными разработками и их внедрением в реальный сектор экономики - вопиющий факт, тормозящий развитие не только Новосибирска, но и всей страны. Низкая инвестиционная привлекательность новосибирских технологий – это результат сложного сочетания факторов. В первую очередь, отсутствует четкая система оценки и продвижения технологий, что делает их не конкурентоспособными на международном рынке. Инвесторы, в основном, ориентируются на уже известные и проверенные технологии, а новосибирские разработки часто остаются незамеченными. Кроме того, отсутствует система поощрения и поддержки предпринимательской инициативы. Молодые ученые не всегда могут превратить свои изобретения в конкурентоспособные продукты, отсутствует достаточная инфраструктура для инновационного бизнеса. Нехватка финансовых ресурсов, ограниченный доступ к маркетинговым и продажным каналам – все это тормозит процесс коммерциализации и масштабирования.- Дефицит квалифицированных кадров: несмотря на высокий уровень подготовки в университетах и научных институтах, отмечается недостаток специалистов, способных эффективно внедрять и управлять инновационными технологиями. Также не хватает инженерных кадров, способных реализовывать научные проекты на практике.Дефицит специалистов с опытом работы в реальных условиях – острая проблема, тормозящая развитие инновационной экономики. Несоответствие образования требованиям рынка: Обучение в университетах часто фокусируется на теоретических знаниях, оставляя на заднем плане практические навыки. Программы обучения не всегда учитывают быстро меняющиеся потребности рынка, а профессиональная ориентация студентов зачастую отсутствует. В результате выпускники обладают обширным багажом теоретических знаний, но не имеют достаточного опыта работы с реальными технологиями.- Отсутствие инновационного мышления: недостаток специалистов, способных критически мыслить, генерировать идеи и эффективно решать нестандартные задачи - еще одна важная проблема. Традиционное образование часто подавляет творческие способности студентов, заставляя их следовать строгим алгоритмам и шаблонам. В результате многие специалисты оказываются не готовы к работе в динамично развивающейся инновационной среде, требующей гибкости и нестандартного подхода.- Отсутствие инфраструктуры для развития практических навыков: нехватка современных лабораторий, оснащенных новейшим оборудованием, а также отсутствие реальных проектов для практического применения знаний – серьезные препятствия для формирования практических навыков у студентов. Нередко они лишены возможности применить свои знания на практике и отточить их в реальных условиях.- Недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса: отсутствие эффективных программ поддержки малого и среднего бизнеса, работающего в сфере технологических инноваций, затрудняет их развитие и привлечение инвестиций.- Нехватка современной инфраструктуры: отсутствие достаточно развитой инфраструктуры для разработки и тестирования технологий сдерживает инновационную деятельность и препятствует привлечению инвестиций.3.2 Приоритеты обеспечения технологического суверенитета в регионеОпределение и обеспечение приоритетов в области технологического суверенитета является одним из основных задач для Новосибирской области. Технологический суверенитет понимается как способность обеспечить независимость в разработке, производстве и использовании технологий, что имеет важное значение для экономического и социального развития региона.В эру быстро меняющихся технологий и глобализации, обеспечение технологического суверенитета становится все более актуальной задачей для региональных властей. В этом контексте Новосибирская область стремится к разработке и реализации стратегии, которая определяет приоритетные области для обеспечения технологического суверенитета.Стратегия, разрабатываемая региональными властями, должна основываться на следующих ключевых принципах:Одним из приоритетных направлений в обеспечении технологического суверенитета является развитие и поддержка местных инновационных компаний и стартапов. Создание благоприятной экосистемы для инноваций и предоставление финансовой поддержки способны стимулировать развитие новых технологий в области, что обеспечит независимость и конкурентоспособность региона.Другой важной задачей является развитие и укрепление научно-технического потенциала региона. Стимулирование фундаментальных исследований: поддержка ведущих научных институтов и университетов, создание условий для проведения передовых исследований в приоритетных областях, таких как искусственный интеллект, робототехника, биотехнологии, новые материалы и энергетика.Новосибирская область известна своими высококвалифицированными научными кадрами и крупными научными институтами, их вклад в разработку новых технологий и инноваций невозможно переоценить. Поддержка и развитие науки, обеспечение доступа к современным лабораториям и инфраструктуре, а также создание условий для взаимодействия научных и бизнес-сфер, позволят региону усилить свой технологический суверенитет.Кроме того, важным аспектом при обеспечении технологического суверенитета является развитие цифровой экономики и применение современных информационно-коммуникационных технологий. Улучшение доступности интернета, развитие цифровой инфраструктуры и предоставление цифровых услуг для граждан и бизнеса содействуют развитию региона и повышению его технологической независимости.Развитие инновационной инфраструктуры: создание технопарков, инкубаторов, центров коллективного пользования, которые предоставляют доступ к современным лабораториям, оборудованию и экспертизе. Повышение роли университетов в разработке и внедрении технологий: создание совместных научно-исследовательских центров с участием университетов, предприятий и государственных органов, развитие программ подготовки высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий.Создание условий для развития отечественного производства: Развитие промышленной кооперации: поддержка местных предприятий, создание кластеров по ключевым отраслям, способствующих интеграции в цепочки создания стоимости. Стимулирование импортозамещения: разработка и внедрение отечественных аналогов импортных технологий и оборудования, создание программ субсидирования и льготного кредитования для предприятий, занимающихся импортозамещением. Развитие высокотехнологичного производства: создание условий для привлечения инвестиций в развитие новых производств, ориентированных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Обеспечение цифровой безопасности: - Развитие собственных информационных систем и технологий: создание защищенных сетей связи, развитие отечественных систем управления базами данных, программного обеспечения и кибербезопасности. -Сотрудничество с ведущими отечественными разработчиками информационных технологий: обеспечение внедрения передовых технологий в государственные и коммерческие организации, повышение уровня информационной безопасности. - Подготовка специалистов в области информационной безопасности: развитие образовательных программ, направленных на формирование квалифицированных кадров в области информационной безопасности, способных противостоять киберугрозам. Поддержка молодых талантов: - Создание условий для реализации проектов молодых исследователей и разработчиков: разработка грантовых программ, организация конкурсов и хакатонов для молодых талантов, предоставление доступа к инфраструктуре и экспертизе. - Развитие STEM-образования: введение в школьную программу предметов, связанных с наукой, технологиями, инженерией и математикой, популяризация технических специальностей среди молодежи. - Создание центров профессиональной ориентации и подготовки кадров: создание площадок, где молодые люди могут получить информацию о перспективных профессиях в области высоких технологий, пройти обучение и получить практические навыки. Международное сотрудничество: - Развитие сотрудничества с ведущими зарубежными научными центрами и университетами: обмен опытом, совместные исследования, привлечение иностранных специалистов. - Участие в международных научных проектах: создание международных консорциумов для реализации амбициозных проектов в области высоких технологий. - Привлечение иностранных инвестиций в развитие технологической базы: создание привлекательного инвестиционного климата для иностранных компаний, заинтересованных в развитии инновационных проектов в России. Реализация стратегии технологического суверенитета в Новосибирской области потребует комплексного подхода, объединяющего усилия региональных властей, научного сообщества, бизнеса и общественности. Важно создать систему мер, способствующую развитию научных исследований, внедрению новых технологий, формированию высококвалифицированных кадров и обеспечению цифровой безопасности. Только за счет совместных усилий можно обеспечить независимость региона в области высоких технологий и создать основу для устойчивого экономического и социального развития.Таким образом, в обеспечении технологического суверенитета Новосибирской области необходимо уделить приоритетное внимание развитию инновационной сферы, укреплению научно-технического потенциала и развитию цифровой экономики. Только через эти пути регион сможет стать независимым и конкурентоспособным в мире быстро меняющихся технологий.ЗАКЛЮЧЕНИЕРассматривая вопрос о технологическом суверенитете в Новосибирской области, следует вновь обозначить аспекты, изложенные в данной работе, как основные при определении данной проблематики.Подробно рассмотрены основные теоретические подходы к определению понятия «технологический суверенитет» в главе 1, а также приведена история введения данного понятия в научный оборот. В работе также рассмотрены высказывания политиков РФ, связанные с определением понятия «технологический суверенитет». Учитывая разнообразие подходов и определений в отношении данной проблематики, можно сделать вывод о том, что под технологическим суверенитетом понимается достижение государством технологической и инновационной независимости от внешних акторов, при этом стимулирующее экономическое развитие государства и обеспечивающее функционирование базовых и критически важных отраслей экономики и жизнедеятельности. Следует отметить, что на сегодняшний день технологический суверенитет представляет собой мировой тренд, который активно распространяется в крупнейших экономиках мира.Глава 2 посвящена реализации технологического суверенитета в общероссийской практике и на примере Новосибирской области. В отношении общероссийской практики, можно сделать вывод, что технологический суверенитет активно реализуется, однако в большей степени через разработку специальных приложений и информационных систем для министерств и ведомств. Это объясняется серьезными вызовами и угрозами, с которыми сталкивается Россия со стороны недружественных государств. Однако защита функционирования и независимости систем для внутреннего использования министерствами и ведомствами не способствует стремительному экономическому развитию государства. В связи с этим отмечен опыт реализации технологического суверенитета в Новосибирской области. В данном регионе успешно внедрена комплексная модель технологического суверенитета, включающая развитие научных центров, инновационных продуктов, наукоемких отраслей экономики, а также развитие промышленности, предприятий и привлечение инвестиций.Во второй главе также рассмотрены дискуссионные вопросы, связанные с реализацией технологического суверенитета в России. Одной из основных проблем является нехватка научных кадров. Несмотря на заявления политиков о необходимости развития технологического суверенитета, игнорируется проблема оттока квалифицированных специалистов на Запад, а также постепенное сокращение количества научных разработок. Одной из основных проблем в области технологолического отстаивания России является высокий уровень бюрократических барьеров, тормозящих развитие, реализацию и внедрение инновационных разработок.В третьей главе рассмотрены перспективы реализации технологического суверенитета. Несмотря на значительные затраты на импортозамещение и создание технологической и инновационной инфраструктуры, что является положительным аспектом с точки зрения развития технологического суверенитета РФ, наблюдается сокращение финансирования образования, науки и цифровой экономики, что частично нивелирует положительный эффект от расширения финансирования технологической инфраструктуры. Вместе с тем, оценивается положительный опыт СССР в развитии наукоемких отраслей экономики и производства, и возникает необходимость переосмыслить и применить данную систему в современных условиях.Итак, в целом в России успешно реализуется концепция технологического суверенитета. Технологический суверенитет активно реализуется в различных регионах страны через создание технопарков, бизнес-инкубаторов, национальных научных центров, особых экономических зон и др., что способствует развитию науки и инноваций в регионах РФ. Поддержка данной концепции также проявляется в Новосибирске.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые акты:1.Федеральный закон "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 216-ФЗ (последняя редакция)2.Указ Президента Российской Федерации от 14.04.2022 № 203"О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"Книги и периодические печатные издания:3.Барсегян Н.В., Лубнина А.А., Абуталипова Ю.А. Модернизация институтов развития промышленности в условиях технологического суверенитета // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2022. № 6 (97). С. 104-114.4. Данейкин Ю.В. Достижение технологического суверенитета высокотехнологичных отраслей экономики РФ: состояние и перспективы // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. № 4. С. 74-92.5. Константинов И.Б., Константинова Е.П. Технологический суверенитет как стратегия будущего развития Российской экономики // Вестник Поволжского института управления. 2022. Т. 22. № 5. С. 12-22.6.Куликов Н.И., Вдовина Е.С., Куликова М.А. Партнерство государства и бизнеса как основа достижения настоящего технологического суверенитета России в условиях современных экономических санкций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. Т. 19. № 3 (420). С. 485-515.7. Приходько И.И. Теоретические аспекты концепции технологического суверенитета // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8. № 4. С. 88-96.8.Сальников В.П., Масленников Д.В., Захарцев С.И., Морозов А.И. Ценностное основание суверенитета (к вопросу о суверенной государственно-правовой идеологии) // Юридическая наука: история и современность. – 2019. – № 11. – c. 149–162.9.Сморгунов Л.В. Доказательная политика технологического суверенитета и ее дизайн // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23, №3. С. 6-19.10.Судоргин О.А., Макаренко Е.И. Технологический суверенитет и подготовка будущей технической интеллигенции // Власть. 2022. Т. 30.№ 5. С. 145-150.11. Шкодинский С.В., Кушнир А.М., Продченко И.А. Влияние санкций на технологический суверенитет России // Проблемы рыночной экономики. 2022. № 2. С. 75-96.12. Jennyfer Chrétien, Etienne Drouard, Guillaume Buffet, Lucien Castex, Arnaud Dechoux, et al. European technological sovereignty. [Research Report] Think tank Renaissance Numérique. 2022.13.Roumate F. Ethics on al and technological sovereignty // Communications.Media. Design. 2021. Т. 6. № 4. С. 139-151.14.Sapir J. Basic principles of economic sovereignty and the question of the forms of its exercise // Studies on Russian Economic Development. – 2020. –№ 2. – p. 129–135.Электронные источники:15. Как суверенитет страны будет прирастать Сибирью [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovsibir.ru/news/17533116. Научно-образовательный комплекс [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovsibir.ru/news/17533117.Технологический суверенитет России обеспечивать пока некому [Электронный ресурс]. URL: https://ng- ru.turbopages.org/ng.ru/s/economics/2022-06-28/1_8472_sovereignty.html

Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 216-ФЗ (последняя редакция)
2. Указ Президента Российской Федерации от 14.04.2022 № 203 "О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
Книги и периодические печатные издания:
3. Барсегян Н.В., Лубнина А.А., Абуталипова Ю.А. Модернизация институтов развития промышленности в условиях технологического суверенитета // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2022. № 6 (97). С. 104-114.
4. Данейкин Ю.В. Достижение технологического суверенитета высокотехнологичных отраслей экономики РФ: состояние и перспективы // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. № 4. С. 74-92.
5. Константинов И.Б., Константинова Е.П. Технологический суверенитет как стратегия будущего развития Российской экономики // Вестник Поволжского института управления. 2022. Т. 22. № 5. С. 12-22.
6. Куликов Н.И., Вдовина Е.С., Куликова М.А. Партнерство государства и бизнеса как основа достижения настоящего технологического суверенитета России в условиях современных экономических санкций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. Т. 19. № 3 (420). С. 485-515.
7. Приходько И.И. Теоретические аспекты концепции технологического суверенитета // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8. № 4. С. 88-96.
8. Сальников В.П., Масленников Д.В., Захарцев С.И., Морозов А.И. Ценностное основание суверенитета (к вопросу о суверенной государственно-правовой идеологии) // Юридическая наука: история и современность. – 2019. – № 11. – c. 149–162.
9. Сморгунов Л.В. Доказательная политика технологического суверенитета и ее дизайн // Южно-российский журнал социальных наук. 2022. Т. 23, №3. С. 6-19.
10. Судоргин О.А., Макаренко Е.И. Технологический суверенитет и подготовка будущей технической интеллигенции // Власть. 2022. Т. 30. № 5. С. 145-150.
11. Шкодинский С.В., Кушнир А.М., Продченко И.А. Влияние санкций на технологический суверенитет России // Проблемы рыночной экономики. 2022. № 2. С. 75-96.
12. Jennyfer Chrétien, Etienne Drouard, Guillaume Buffet, Lucien Castex, Arnaud Dechoux, et al. European technological sovereignty. [Research Report] Think tank Renaissance Numérique. 2022.
13. Roumate F. Ethics on al and technological sovereignty // Communications. Media. Design. 2021. Т. 6. № 4. С. 139-151.
14. Sapir J. Basic principles of economic sovereignty and the question of the forms of its exercise // Studies on Russian Economic Development. – 2020. – № 2. – p. 129–135.

Электронные источники:
15. Как суверенитет страны будет прирастать Сибирью [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovsibir.ru/news/175331
16. Научно-образовательный комплекс [Электронный ресурс]. URL: http://www.sovsibir.ru/news/175331
17. Технологический суверенитет России обеспечивать пока некому [Электронный ресурс]. URL: https://ng- ru.turbopages.org/ng.ru/s/economics/2022-06-28/1_8472_sovereignty.html