Лексико-грамматическое своеобразие женских образов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 27 27 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 06.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования своеобразия основных женских образов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 5
1.1. Наташа Ростова 5
1.2. Мария Болконская 10
1.3. Элен Безухова 14
Глава 2. Изучение лексико-грамматических особенностей женских образов в романе «Война и мир» 17
2.1. Исследование лексических особенностей романа «Война и мир» 17
2.2. Сравнительная характеристика лексико-грамматических характеристик женских образов в романе «Война и мир» 21
Заключение 25
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Эпитеты Толстого также точны и специфичны. Стремление к точности изображения душевных настроений объясняет обилие сложных прилагательных в романе. Автор определяет облик персонажей как вопросительно-гневный, затем как недовольно-вопросительный, затем как насмешливо-вызывающий, затем как радостно-спокойный и т.д.Особую трудность для каждого писателя представляет изображение сложных душевных настроений. В этих случаях писатели обычно используют прием однородных определений, подобранных на основе синонимии (например: усталый, страдающий, недовольный вид). Толстой в данном случае оказывается оригинальным художником. Чтобы изобразить сложное психологическое переживание, он часто прибегает не к подбору синонимов, а, наоборот, к использованию антонимов. Так, в романе "Война и мир" мы встречаем беззаботные усталые лица солдат, смешные, некрасивые ругательства, красивые, наглые глаза Долохова. Кажется, к прилагательному усталый нужно было бы подобрать какое-то другое определение на основе синонимии (усталый, мрачный, задумчивый и т.д.). Толстой дает контрастное определение: беззаботно-усталые лица. Это оказывается неожиданно и в то же время глубоко правильным, если оценить ситуацию, в которой солдаты отступали по грязи от наседающего врага.Стремление Толстого к естественности и точности в изображении жизни наложило своеобразный отпечаток даже на синтаксический строй его речи. Говоря о языке романа "Война и мир", мы уже отмечали громоздкость и тяжеловесность его отдельных фраз.Приведем пример сложного предложения Толстого с многочисленными придаточными и союзами if, what, sothat: "Что бы делала Соня, если бы у нее не было радостного сознания, что она три ночи не раздевалась, чтобы быть готовой в точности выполнить все предписания врача, и что она теперь не спит по ночам, чтобы не пропустить те часы, когда нужно давать таблетки..." Толстой был мастером художественного слова и тщательно отделывал свои рукописи. В основе его синтаксической длинноты лежит обдуманное, осознанное стремление к наиболее точному выражению своих творческих идей. Толстой "лепил" свои образы, как художник-скульптор лепит произведения.Обычно он стремился не рассказать, а показать мыслительный процесс во всей его целостности и недифференцированности. Это стремление иногда приводило его к громоздким синтаксическим конструкциям. С другой стороны, борьба с искусственностью литературного и книжного языка, с его утонченностью и округлостью слога, сознательно привела Толстого на путь своеобразных синтаксических инноваций. Таким образом, можно сказать, что синтаксис Толстого полностью обусловлен его стремлением к строгому реализму.В области языка, как и во всем своем художественном творчестве, Толстой борется за правду и простоту, за реализм, за беспощадное разоблачение словесных штампов, ходячих фраз, за точное, неприкрашенное изображение жизни художественным и публицистическим словом.Такое слово создано Толстым, опираясь на язык людей, которые не прикрывают фразой свои истинные мысли и чувства, как светское общество, а переходят к слову из жизни, из бизнеса, из живого влияния, именно поэтому и существуют такие ярлыки его определения. "В России, - писал Толстой в статье о народном образовании, - мы часто говорим на плохом языке, но люди всегда хорошие". Именно за этот хороший народный язык - точный, реалистичный - боролся Толстой.2.2. Сравнительная характеристика лексико-грамматических характеристик женских образов в романе «Война и мир»Рассмотрим, какие оосбенности характеризуют женские образы романа-эпопеи Л.Н. Толстого» Война и мир». Наташа Ростова – дворянка, дочь графа И. Ростова. Наталья Ростова имеет привлекательную внешность с самого детства. Даже Пьер Безухов и Андрей Болконский оценили ее красоту: «Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека...» [1, с. 221], «...эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж. Это здесь редкость...» [1, с. 205]. Доминирующими качествами характера героини являются доброта, чуткость и умение разбираться в людях: «..Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек... что он неприятен и неестествен...» [1, с. 44]. Наталья Ростова упорна и имеет твердый характер: «...она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили» [1, с. 418]. Кроме высоких человеческих качеств, у Наташи Ростовой обширный круг увлечений, способов проведения досуга: она разбирается в музыке, поет, танцует, любит охоту, хорошая наездница. Кардинально меняются характеристики героини после замужества: «В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка…» [1, с. 266], «Она то, что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете...» [1, с. 267]. Теперь все ее время занимает семейная жизнь, она посвятила себя мужу и детям, она становится требовательной и экономной и скупой, как отмечай сам Пьер Безухов. Мария Болконская – молодая дворянка на выданье, дочь князя Н. Болконского. Внешне не является прекрасной девушкой: «Зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо» [1, с. 110], «И кто ее возьмет из любви? Дурна, неловка. Возьмут за связи, за богатство» [1, с. 273]. Л. Н. Толстой также наделяет ее тяжелой, неграциозной походной, делает ее неловкой. Несмотря на это, Марья Болконская прелестная девушка с чистой, невинной душой: «Но вы презираете меня, вы, столь чистая, должны презирать меня, вы никогда не поймете этого увлечения страсти...» [1, с. 283]. Княжна великодушна и очень добра: она не держит зла на свою подругу Бурьен, которая флиртовала с Анатолием Курагиным, приехавшим к ней свататься, более того, помогает им сойтись: «Я всё сделаю, чтоб устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою...» [1, с. 284]. Отличительной чертой Марии Болконской является ее глубокая вера в бога: «Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек...» [1, с. 231]. Больше всего в людях Мария ценит чистое сердце, душевные качества, она – благодарная дочь, продолжает любить отца, несмотря на его тяжелый характер. Княжна не сильно приучена к порядку, умеет играть на клавикорде, любит деревенскую жизнь, с радостью помогает людям втайне от отца. Главным несчастьем Марии Болконской было долгое нахождение в одиночестве. Отец пытался удержать дочь при себе, она становится «старой невестой» и теряет надежду на замужество. Только после смерти отца, ей удается выйти замуж за Николая Ростова и родить детей. Элен Курагина – дочь князя В. Курагина. Ключевыми чертами характера героини является ее меркантильность, лицемерие и неискренность, что подтверждается материально выгодное для нее замужество с Пьером Безуховым. Элен не была верной женой, однако Пьер был готов дать ей еще один шанс, который не увенчался успехом. Княжна была необычайно красива, фигуриста, модна, обладала «античной внешностью»: «...красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала...» [1, с. 14], «Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем...» [1, с. 251]. Элен обладала красивой улыбкой, носила откровенные наряды, но имела изящные манеры и светский такт: ...указывая на отплывающую величавую красавицу. «И как держит себя! Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя!» [1, с. 250]. После замужества Элен часто устраивает светские вечера в своем имении, где собирается высший свет Петербурга, но среди всех у нее нет настоящего друга. Несмотря на свою привлекательность и популярность в обществе, Элен пуста, бездушна и глупа: «..Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела...» [1, с. 298], «...и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер...» [1, с. 298]. Для героини характерны отрицательные качества: лицемерие, бессердечность, жестокость, лесть, обман, пошлость, неверность, манипуляция верой. Наказанием за ее грехи становится смерть в молодом возрасте от приема лекарства, которое она выпила, чтобы сделать аборт. Таким образом, в изображении героинь Л. Н. Толстой также использует антонимы: 1) противопоставляет Наталью Ростову с Марией Болконской по внешности; 2) противопоставляет Наталью Ростову и Марию Болконскую с Элен Курагиной по отношению к мужу, близким и окружающим, материальным/духовным ценностям, образу жизни. ЗаключениеВ рамках данного исследования определены лексические особенности формирования образов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова свободна в своих действиях и своем выборе, жизнь же налагает ответственность за каждый поступок, что Наташа осознает уже после трагичной для нее гибели Андрея Болконского. Повзрослев, она начинает разделять своеволие и свободу, ветреность и ответственность за свои поступки. Княжна Марья по настоящему становится свободной лишь после смерти ее отца, Николая Болконского, до этого она искала свободу в вересоздала с ее помощью для себя иллюзорный мир, где она могла укрыться от тирании отца, но ее свобода зарождалась уже в ее искренности, прямоте и духовной чистоте. Она была лишена порочности – так проявляется независимость ее души. Элен Безухова или же Курагина так и не достигла свободы, она осталась окольцована своими грехами, став даже персонификацией грехов в романе Толстого. Она с первых страниц романа была обречена, потому что служила, скорее для отражения несовершенства светского общества, нежели существовала, как отдельный персонаж.На примере романа-эпопеи «Война и мир» определены лексико-грамматические особенности. Отмечается, что Л.Н. Толстой использует антонимы как при характеристике поведения персонажей, так и при характеристике предметов и явлений. Можно отметить использование антонимов в противопоставлении Наташи Ростовой и Марии Болконской по внешности. Также посредством антонимов автор противопоставляет Наталью Ростову и Марию Болконскую с Элен Курагиной по отношению к мужу, близким и окружающим, материальным/духовным ценностям, образу жизни. Список литературыТолстой Л.Н. Война и мир. – М. : Электронное издание «Весь Толстой в один клик», 2010. – 1918 с.Введенская, Л. A. Словарь антонимов русского языка / Л. A. Введенская. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2010. – 320 с.Виноградов В. О языке Толстого: (50—60-е годы) // Л. Н. Толстой / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.: Изд-во АН СССР, 1939. – Кн. I. – С. 117-220.Ершов, Л. Искусство исторического эпоса : М. Шолохов и Л. Толстой // Звезда. – 1966. – С. 198-205.Иванцева Л.Е. Тема войны в русской литературе [Электронный ресурс]. – 2021. – URL : https://spravochnick.ru/literatura/ russkaya_literatura/tema_voyny_v_russkoy_literature/.Мамиева И.В. Жанровые признаки романной эпопеи: корреляция между идеологическим и национально-этническим // Научный диалог. – 2020. – С. 45-53.Панова О.Б. Мирообраз эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – С. 24-28.Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого: жанр – миф – ритуал : монография. – М.: МГПУ, 2014. – 328 с.Серебренников, Б. Общее языкознание / Б. Серебренников. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 420 с.Слаутина, М. В. Отображение антонимических отношений в словаре синонимов / М. В. Слаутина. – Текст : электронный // Вопросы лексикографии. – 2012. – №2. – С. 97-103.Стрельцов, А.М. К проблеме: историзм, историософия в «Войне и мире» Толстого и «Тихом Доне» Шолохова // Шолоховские чтения. Сборник трудов. Вып. 4 / Отв. ред. Ю. Г. Круглов. – М. : Таганка МГОПУ, 2004. – 220 с.Сулейманова, О. А. Принципы и методы лингвистических исследований : учебное пособие / О. А. Сулейманова, М. А. Фомина, И. В. Тивьяева ; отв. ред . О. А. Сулейманова. – 2-е изд. – Москва : Языки Народов Мира ; НВИ, 2020. – 352 с.Штернина, Е. С. Категория отрицания в культурологическом аспекте / Е. С. Штернина. – Текст : электронный // Вестник РХГА. – 2016. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-otritsaniya-vkulturologicheskom-aspekte


1. Толстой Л.Н. Война и мир. – М. : Электронное издание «Весь Толстой в один клик», 2010. – 1918 с.
2. Введенская, Л. A. Словарь антонимов русского языка / Л. A. Введенская. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону : Издательский центр «МарТ», 2010. – 320 с.
3. Виноградов В. О языке Толстого: (50—60-е годы) // Л. Н. Толстой / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.: Изд-во АН СССР, 1939. – Кн. I. – С. 117-220.
4. Ершов, Л. Искусство исторического эпоса : М. Шолохов и Л. Толстой // Звезда. – 1966. – С. 198-205.
5. Иванцева Л.Е. Тема войны в русской литературе [Электронный ресурс]. – 2021. – URL : https://spravochnick.ru/literatura/ russkaya_literatura/tema_voyny_v_russkoy_literature/.
6. Мамиева И.В. Жанровые признаки романной эпопеи: корреляция между идеологическим и национально-этническим // Научный диалог. – 2020. – С. 45-53.
7. Панова О.Б. Мирообраз эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – С. 24-28.
8. Полтавец Е.Ю. «Война и мир» Л.Н. Толстого: жанр – миф – ритуал : монография. – М.: МГПУ, 2014. – 328 с.
9. Серебренников, Б. Общее языкознание / Б. Серебренников. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 420 с.
10. Слаутина, М. В. Отображение антонимических отношений в словаре синонимов / М. В. Слаутина. – Текст : электронный // Вопросы лексикографии. – 2012. – №2. – С. 97-103.
11. Стрельцов, А.М. К проблеме: историзм, историософия в «Войне и мире» Толстого и «Тихом Доне» Шолохова // Шолоховские чтения. Сборник трудов. Вып. 4 / Отв. ред. Ю. Г. Круглов. – М. : Таганка МГОПУ, 2004. – 220 с.
12. Сулейманова, О. А. Принципы и методы лингвистических исследований : учебное пособие / О. А. Сулейманова, М. А. Фомина, И. В. Тивьяева ; отв. ред . О. А. Сулейманова. – 2-е изд. – Москва : Языки Народов Мира ; НВИ, 2020. – 352 с.
13. Штернина, Е. С. Категория отрицания в культурологическом аспекте / Е. С. Штернина. – Текст : электронный // Вестник РХГА. – 2016. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-otritsaniya-vkulturologicheskom-aspekte