Внешний контроль деятельности аудиторов в Российской Федерации.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 06.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические и правовые основы внешнего контроля деятельности аудиторов………………………………………………………………………
5
1.1. Субъекты оказания аудиторских услуг в Российской Федерации…….. 5
1.2. Организация и правовая база функционирования системы внешнего контроля, надзора в сфере аудиторской деятельности……………………...
12
2. Практика внешнего контроля, надзора в сфере аудиторской деятельности в Российской Федерации……………………………………...
18
2.1. Анализ результатов внешнего контроля, надзора в сфере аудиторской деятельности в Российской Федерации в 2023 г……………………………
18
2.2. Основные современные проблемы системы внешнего контроля, надзора в сфере аудиторской деятельности в Российской Федерации и пути их решения……………………………………………………………….
23
Заключение……………………………………………………………………. 27
Список литературы…………………………………………………………… 29
Нарушения Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций- Нарушения требований в отношении соблюдения отдельных принципов профессиональной этики;- Нарушения требований в отношении выявления угроз независимости;- Совершение действий, которые могут дискредитировать аудиторскую профессию;- Нарушения требований к документированию решений по вопросам независимостиТаким образом, начатаяРосфиннадзором деятельностьпо осуществлению внешнего контроля аудиторской деятельности оказывает существенное дисциплинирующеевоздействие на субъекты аудиторской деятельности, способствует повышению надежностифинансовой информации и укреплению доверияк ней пользователей бухгалтерской (финансовой)отчетности.Основные современные проблемы системы внешнего контроля, надзора в сфере аудиторской деятельности в Российской Федерации и пути их решенияВ условиях развития рыночной экономики, осуществления государством мероприятий по улучшению состояния инвестиционного климата значение эффективности аудиторской деятельности значительно возрастает, так как от результатов проведенного аудита зависит степень реализации права пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности на получение достоверной информации о финансовом положении аудируемого лица.На сегодняшний день по результатам проведения внешнего контроля аудиторской деятельности установлены случаи предоставления некачественных аудиторских услуг или выдачи некорректных аудиторских заключений. В свою очередь, это свидетельствует о неэффективности использования исключительно регуляторных инструментов воздействия на сферу аудита, в том числе путем ужесточения внешних требований.Значение внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью очень высоко, так как он обеспечивает законность и правопорядок в сфере аудита, являющейся составным элементом общественных и государственных интересов. [19, C. 5-10]На основании проведенного анализа результатов внешнего контроля аудиторской деятельности в РФ за 2023 год можно выделить ряд проблем в области аудита:- отсутствие должного контроля за результатами аудиторских проверок со стороны надзорных органов;- отсутствие мониторинга деятельности аудиторских организаций;- слабый контроль за повышением квалификации штатных и внештатных аудиторов, отсутствие зависимости результатов аудита от материального стимулирования;- неэффективность мер, направленных на противодействие уклонению аудиторских организаций, аудиторов от прохождения контроля;- проблемы независимости и объективности при осуществлении, возложенной на СРО аудиторов, контрольной функции.Для решения общих проблем организации внешнего контроля необходимо принять следующие меры:1) Повысить результативность аудиторских процедур, в том числе с помощью перехода от контроля полноты аудиторских процедур, обозначенных в федеральных стандартах аудиторской деятельности, к контролю результативности и обоснованности принятых аудиторских решений, расширения практики применения риск-ориентированного подхода при планировании деятельности по внешнему контролю (надзору) за аудиторской деятельностью, увеличения объема информации, анализируемой в ходе контрольных мероприятий;2) Разработать механизм осуществления мониторинга деятельности аудиторских организаций и аудиторов, способствующий своевременному выявлению рисков нарушения ими установленных федеральными стандартами требований, а также развивать работу по устранению данных нарушений. А также регулировать результативность деятельности аудиторов с помощью положений в трудовых договорах, предусматривающих ответственность за проведенные проверки;3) Расширить кадровое обеспечение деятельности по внешнему контролю за аудиторской деятельностью, например, обеспечить повышение квалификации штатных и внештатных контролеров, их ответственность за результаты проведенных проверок, разработать систему материального стимулирования за результаты аудиторских проверок;4) Осуществить меры государственного контроля, направленные на снижение количества уклонений аудиторских организаций и аудиторов от прохождения контроля со стороны СРО аудиторов.Для решения проблем, связанных с деятельностью органов, осуществляющих государственный контроль аудиторской деятельности необходимо принять следующие меры:1) Повысить результативность деятельности федерального органа по надзору и контролю - Федерального казначейства путем повышения эффективности осуществления процедур по контролю обоснованности и результативности принятых аудиторами и аудиторскими организациями решений и выводов;2) Уточнить круг аудиторских организаций, контроль за деятельностью которых осуществляется Федеральным казначейством (включение в список аудиторских организаций, обслуживающих только общественно значимые организации);3) Предоставить Банку России полномочия по применению мер контрольного реагирования в случае обнаружения признаков нарушения обязательных требований, предъявляемых к осуществлению аудиторских услуг на финансовом рынке, на основании жалоб граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации, иных источников;4) Провести работу по расширению взаимодействия Федерального казначейства с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, а также Банком России, СРО аудиторов;5) Обеспечить эффективное сотрудничество Федерального казначейства с прочими органами власти, выполняющими контрольные и надзорные функции в сфере аудита, в том числе путем информационного обмена, обмена методическими данными, проведения совместных контрольных мероприятий;6) Осуществить поэтапный переход на электронный документооборот, в том числе в части предоставления финансовой отчетности аудируемым лицом.Анализируя данные о проведении внешнего контроля аудиторской деятельности за 2023 год, нужно также отметить, чтоФедеральным казначейством меры воздействия были применены к преобладающему числу аудируемых организаций, а СРО аудиторов – менее, чем к половине. Данный факт свидетельствует о том, что существуют отличия государственного внешнего контроля (надзора) от контроля СРО аудиторов, которые заключаются в организационной и финансовой независимости контролирующих субъектов от подконтрольных.Кроме того, функциональная направленность контроля, проводимого СРО аудиторов, сводится к оказанию ими методической помощи членам СРО аудиторов, а государственный контроль является более независимым и направлен на выявление недобросовестных участников аудиторской деятельности.Это является еще одной проблемой внешнего контроля – отсутствие независимости и объективности при осуществлении функции контроля СРО аудиторов. Деятельность многих субъектов аудиторской деятельности по факту остается вне сферы воздействия функционально, организационно и имущественно независимого внешнего контроля, что отрицательно сказывается на уровне качества оказываемых ими услуг.Решение обозначенной проблемы сводится к пересмотру отдельных положений действующего законодательства в части, касающейся правового регулирования внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью. Например, существует необходимость наделить Федеральное казначейство полномочиями по проведению внеплановых внешних проверок в случае поступления жалоб на действия (бездействие) аудиторской организации или аудитора или получения сведений из СМИ и иных источников. [12, C. 183-190]В целях практической реализации обозначенной функции необходимо закрепить на законодательном уровне обязанность СРО аудиторов по своевременному направлению в Федеральное казначейство поступившей к ней жалобы на действия (бездействие) аудиторской организации или аудитора.Таким образом, можно сделать вывод, что функционирующая на сегодняшний день система внешнего контроля (надзора) аудиторской деятельности в РФ в целом отвечает установленным федеральным и международным требованиям и потребностям общества. При этом, существует ряд проблем, требующих законодательного регулирования для развития эффективного внешнего контроля деятельности аудиторов и аудиторских организаций.ЗаключениеАудит явление сложное и многогранное. Егоглавное задачей является подтверждение достоверности отражения финансовогосостояния организации в отчетности, там самым снижая информационные риски.Кроме того, каждый из видов аудита имеет свои особенности, и можетрегламентироваться различными нормативными актами. Чтобы заниматьсяаудиторской детальностью недостаточно иметь диплом о высшем образовании,необходимо так же иметь определенный опыт работы, подтвердить свои знания приквалификационной аттестации и иметь государственную лицензию.[14, с. 15]Современное состояние рынка аудиторских услуг трансформируется в условиях финансового кризиса и законодательных изменений.Качество аудиторской деятельности должен обеспечивать внешний и внутренний контроль ее осуществления.Внешний контроль качества аудита может быть предварительный, текущий и последующий.Предварительный контроль выполняется на стадии аттестации аудиторовпутем сдачи квалификационного экзамена; текущий контроль осуществляется в рамках аудиторских проверок; последующий контроль проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций устанавливается уполномоченным федеральныморганом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право на их осуществление саморегулируемым организациям аудиторов вотношении участников этих объединений.По результатам проведенного исследования эффективности внешнего контроля аудиторской деятельности в РФ за 2023 год установлено наличие существенных различий в подходах СРО аудиторов и Росфиннадзора к проведению проверок, которые свидетельствуют о существовании проблемы независимости и объективности при осуществлении возложенной на СРО аудиторов контрольной функции. Данная проблема требует решений на законодательном уровне. Необходимо наделить Федеральное казначейство дополнительными функциями в рамках внешнего контроля аудиторской деятельности.В рамках выполнения данного исследования достигнуты поставленные цели и задачи:- раскрытыпонятие внешнего контроля аудиторской деятельности в РФ и его субъекты;- изучена система, правовые основы и механизм функционирования системы внешнего контроля, надзора в сфере аудита;- проанализированы результаты внешнего контроля аудиторской деятельности в РФ за 2023 год;- выявлены основные проблемы внешнего контроля аудиторской деятельности и разработаны рекомендации по его улучшению.Таким образом, недочеты в законодательной базе по регулированию внешнего контроля аудиторской деятельности существуют на сегодняшний день. При этом необходимостьпроведения внешнего контроля качества аудита очевидна, и позволяет достичь требованийдостоверности результатов проверки и соответствия выполненных процедур действующему законодательству.Список литературыФедеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Источник публикации: Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 49 ст. 6076.Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Источник публикации: Собрание законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. № 1 ст. 15.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863.Федеральный стандарт аудиторской деятельности 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержденный приказом Минфина РФ от 24.02.2010 г. № 16н.Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций».Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 3709-р «Об утверждении Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года».Алборов Р.А. Практический аудит / Р. А. Алборов, С. М. Концева. М.: Издательство «Дело и сервис», 2011. – 304 с.Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и аудит. Учебное пособие / И. М. Дмитриева. М.: Юрайт, 2014. –306 с.Дягелец И.Д. Основы аудита: Учебное пособие / И. Д. Дягелец. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 103 с.Мирошниченко Т. А. Аудит: учебное пособие. Ч. 1. Основы аудита / Т. А. Мирошниченко. Донской ГАУ. – Новочеркасск: Колорит, 2018. – 163 с.Федоренко И.В. Аудит / И. В. Федоренко. М.: Инфра-М, 2013. – 272 с.Аманжолова Б.А. Теоретические основы применения процессного подхода в организации внутреннего контроля качества аудиторских услуг / Б. А. Аманжолова, П. А. Неверов // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 6. - С. 183–190.Аманжолова Б. А. Внешний контроль качества аудита: этапы и перспективы развития / Б. А. Аманжолова, П.А. Неверов // Вестник НГУЭУ. – 2015. - № 2. – С. 192-204.Донская В. В. Проблемы внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2022. - № 52 (447). - С. 241-244.Кобозева Н.В. Показатели качества аудита: проблемы и решения. / Н. В. Кобозева, В.Т. Чая // Аудит. - 2018. - № (4). - С. 7–12.Кучеров А. В. Проблемы организации внутреннего и внешнего контроля качества аудита / А.В. Кучеров, К.А. Салина // Молодой ученый. – 2013. – № 6 (53). – С. 365-369.Харитонова К.В. Теоретические аспекты аудита // Современные инновации. – 2020. - № 3(37). – С. 33-38.Основные показатели деятельности по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов в 2023 году: официальный сайт Минфина РФ. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=307337-osnovnye_pokazateli_deyatelnosti_po_osushchestvleniyu_vneshnego_kontrolya_deyatelnosti_auditorskikh_organizatsii_auditorov_v_2023_godu (дата обращения: 05.06.2024).Ашурбекова А.Р. Внешний контроль проведения аудиторской проверки / А.Р. Ашурбекова, Х.Р. Рабаданова, З.М. Залитинова // Экономика и бизнес: теория и практика, № 12-1 (106), - 2023. URL: file:///C:/Users/iravo/Downloads/vneshniy-kontrol-provedeniya-auditorskoy-proverki%20(1).pdf (датаобращения 04.06.2024).Богров Е.Г. Порядок государственного контроля и надзора за аудиторской деятельностью в Российской Федерации. URL: file:///C:/Users/iravo/Downloads/poryadok-gosudarstvennogo-kontrolya-i-nadzora-za-auditorskoy-deyatelnostyu-v-rossiyskoy-federatsii.pdf (дата обращения: 03.06.2024).
1. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Источник публикации: Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 49 ст. 6076.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Источник публикации: Собрание законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. № 1 ст. 15.
3. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту», утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863.
4. Федеральный стандарт аудиторской деятельности 4/2010 «Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля», утвержденный приказом Минфина РФ от 24.02.2010 г. № 16н.
5. Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 1202 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций».
6. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 3709-р «Об утверждении Концепции развития аудиторской деятельности в Российской Федерации до 2024 года».
7. Алборов Р.А. Практический аудит / Р. А. Алборов, С. М. Концева. М.: Издательство «Дело и сервис», 2011. – 304 с.
8. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и аудит. Учебное пособие / И. М. Дмитриева. М.: Юрайт, 2014. – 306 с.
9. Дягелец И.Д. Основы аудита: Учебное пособие / И. Д. Дягелец. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. – 103 с.
10. Мирошниченко Т. А. Аудит: учебное пособие. Ч. 1. Основы аудита / Т. А. Мирошниченко. Донской ГАУ. – Новочеркасск: Колорит, 2018. – 163 с.
11. Федоренко И.В. Аудит / И. В. Федоренко. М.: Инфра-М, 2013. – 272 с.
12. Аманжолова Б. А. Теоретические основы применения процессного подхода в организации внутреннего контроля качества аудиторских услуг / Б. А. Аманжолова, П. А. Неверов // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 6. - С. 183–190.
13. Аманжолова Б. А. Внешний контроль качества аудита: этапы и перспективы развития / Б. А. Аманжолова, П. А. Неверов // Вестник НГУЭУ. – 2015. - № 2. – С. 192-204.
14. Донская В. В. Проблемы внешнего контроля (надзора) за аудиторской деятельностью в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2022. - № 52 (447). - С. 241-244.
15. Кобозева Н. В. Показатели качества аудита: проблемы и решения. / Н. В. Кобозева, В. Т. Чая // Аудит. - 2018. - № (4). - С. 7–12.
16. Кучеров А. В. Проблемы организации внутреннего и внешнего контроля качества аудита / А. В. Кучеров, К. А. Салина // Молодой ученый. – 2013. – № 6 (53). – С. 365-369.
17. Харитонова К. В. Теоретические аспекты аудита // Современные инновации. – 2020. - № 3(37). – С. 33-38.
18. Основные показатели деятельности по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов в 2023 году: официальный сайт Минфина РФ. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=307337-osnovnye_pokazateli_deyatelnosti_po_osushchestvleniyu_vneshnego_kontrolya_deyatelnosti_auditorskikh_organizatsii_auditorov_v_2023_godu (дата обращения: 05.06.2024).
19. Ашурбекова А. Р. Внешний контроль проведения аудиторской проверки / А. Р. Ашурбекова, Х. Р. Рабаданова, З. М. Залитинова // Экономика и бизнес: теория и практика, № 12-1 (106), - 2023. URL: file:///C:/Users/iravo/Downloads/vneshniy-kontrol-provedeniya-auditorskoy-proverki%20(1).pdf (дата обращения 04.06.2024).
20. Богров Е. Г. Порядок государственного контроля и надзора за аудиторской деятельностью в Российской Федерации. URL: file:///C:/Users/iravo/Downloads/poryadok-gosudarstvennogo-kontrolya-i-nadzora-za-auditorskoy-deyatelnostyu-v-rossiyskoy-federatsii.pdf (дата обращения: 03.06.2024).