Факторы учебной неуспешности младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 48 + 48 источников
- Добавлена 10.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ 5
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 5
1.1. Характеристика понятия «школьная неуспешность» 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Проведение исследования, направленного на изучение причин
школьной неуспеваемости у учащихся 4 «я» класса 28
2.3. Рекомендации для родителей по устранению причин
школьной неуспешности у детей 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
д.;страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей;страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей;страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок. Методика «Лесенка»По методике «Лесенка» Саша и Женя поставили себя на 4 ступень, что говорит о заниженной самооценке.Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».Методики «Изучение учебной мотивации М.Р. Гинзбург»Согласно методике М. Р. Гинзбурга, уровни мотивации могут быть следующими:I — очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;II — высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;III — нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;IV — сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;V — низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.По результатам использования методики у Саши отмечается – 5 - низкий уровень мотивации учения. Внешний мотив - страх перед наказаниями, материальные поощрения, признание со стороны взрослых, социально желательное поведение, принижающая критика и игнорирование вниманием.У Жени - 2- высокий уровень мотивации учения. Позиционный мотив - например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.Методика Пьерона — Рузера Перед Сашей и Женей были положены чистые бланки, и психолог, заполняя пустые фигурки образца, говорил: «Смотрите, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике - вот такую черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе -- вот такую черточку (горизонтальную). Все остальные фигуры вы заполните сами, точно так же, как я показал» (еще раз повторил, где и что нарисовать, -- устно).После того, как дети приступили к работе, психолог включил секундомер и зафиксировал количество знаков, поставленных детьми за 1 минуту (всего дается 3 минуты),- отмечает точкой или черточкой прямо на бланке.Хорошими результатами выполнения методики считаются:- быстрое запоминание условных обозначений;- ситуация, когда после первой заполненной строчки ребенок перестает смотреть на образец;- незначительное количество ошибок (1-2 за 3 минуты).По результатам использования данной методики: у Саши и Жени отмечаетсяочень низкий уровень концентрации внимания.По результатам проведенных исследований сделаем выводы, что основными факторами неуспешности детей Саши и Жени в исследуемом нами классе являются:неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата;высокий уровень страха самовыражения; высокий уровень страха ситуации проверки знаний;высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих;очень низкий уровень концентрации внимания.Кроме того, в число факторов (по исследованию одного из учениковпо методике М. Р. Гинзбурга) может быть включен низкий уровень мотивации.Таким образом, исследование показало, что причинами школьной неуспешности являются как педагогические, так и психологические причины. 2.3. Рекомендации для родителей по устранению причиншкольной неуспешности у детейВажно, чтобы взрослые поддерживали ребенка и помогали ему чувствовать себя успешным. При оценке его работы следует придерживаться нескольких простых правил. Основное правило – не сравнивать его результаты с чьим-то идеальным стандартом, а только с его собственными достижениями. Поощрять следует за каждое улучшение. Например, если вчера он решил правильно только одну задачу из десяти, а сегодня уже две, это уже успех, который стоит высоко оценить без снисходительности или иронии.Открывая новый день с пониманием, что сегодняшний успех может быть ниже предыдущего, важно помнить о вере в то, что завтрашний результат превзойдет все ожидания. Следует активно искать область, в которой ребенок может проявить свои таланты и достичь успеха. Эта область должна иметь особое значение и привлекать внимание своей уникальностью. Будь то спорт, бытовые навыки, компьютерные технологии или искусство, важно, чтобы родители проявляли живой интерес к достижениям ребенка. Необходимо избегать упреков за неудачи в учебе и, напротив, поддерживать и подчеркивать успешные стороны развития. Если ребенок достиг чего-то значимого, то это говорит о его способности к обучению и развитию в других областях.Никогда не следует считать, что у ребенка отсутствуют таланты и способности. Возможно, он обладает отличной физической выносливостью? Тогда стоит рассмотреть вариант записать его в спортивную секцию для развития этого направления (а не думать, что ему не хватает времени из-за школьных обязанностей). Может быть, у него есть талант в мелкой моторике? В таком случае, стоит рассмотреть возможность посещения кружка, где занимаются авиамоделированием. Для ребенка, который испытывает постоянные неудачи, важно не только поощрять и не критиковать его (что очевидно), но и важно делать это в момент, когда он активно занимается чем-то (а не когда бездейственно присутствует в процессе, не доставляя неудобств окружающим).Для достижения успехов в учебе необходимо иметь терпение и понимание, что процесс улучшения знаний требует времени и усилий. Он не может происходить мгновенно и без усилий. Поэтому важно, чтобы как родители, так и учителя были готовы к тому, что прогресс может быть медленным и требует постоянной поддержки. Школа должна создавать атмосферу поддержки и понимания, что помогает уменьшить тревожность и повысить результаты. Необходимо принимать во внимание, что школьные дела могут оставаться вне зоны комфорта для детей, и поэтому важно применять различные методы для снижения стресса и давления, чтобы создать благоприятные условия для обучения.Во-первых, необходимо уменьшить важность школьных оценок (но не знаний!). В некоторых серьезных случаях приходится даже игнорировать другие школьные требования и ценности, такие как неполное выполнение домашних заданий. Благодаря этим мерам у ребенка постепенно уменьшается тревожность по поводу школы, а так как он продолжает учиться на уроках, то у него начинают накапливаться некоторые достижения. Важно, чтобы родители не выражали свою беспокойство по поводу учебных неудач ребенка.При фокусировке на школьной жизни детей, родители акцентировали внимание на взаимоотношениях в классе, подготовке к праздникам и экскурсиях, при этом не уделяли значимости школьным оценкам. Они выделяли сферу, в которой ребенок успешен и может проявить себя, чтобы вернуть ему уверенность в себе. Этот подход позволяет избежать негативного отношения к учебе, которое может привести к деструктивному поведению в подростковом возрасте.Чем чаще ребенок ощущает хроническую неудачу, тем вероятнее, что он столкнется с тотальным отступлением в своем развитии, что приведет к глубокой пассивности и равнодушию. Неудачи в школе ухудшаются тем больше, чем родители и учителя настаивают на его присутствии в учебном заведении.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, неуспешность – это сложное и неоднозначное явление школьной действительности. Неуспешные школьники часто не умеют учиться. Они не желают или не могут осуществлять логическую обработку предлагаемой темы. На уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают его наспех, не анализируя учебный материал, либо заучивают наизусть, не вникая в сущность. Существуют разные классификации причин, которые порождают неуспешность. В общем виде выделяют внутренние и внешние причины. В большинстве случаев эти причины действуют в совокупности. Более структурированно классификация причин представлена в работах у П.П. Борисова и Ю.К. Бабанского: педагогические; психологические; социальные. Апробация диагностик, направленных на изучение причин школьной неуспеваемости, проводилась на базе общеобразовательной школы в 4 «я» классе. Из беседы учителей и анализа классных журналов выделилось несколько неуспешных учеников. В нашей работе мы провели исследование в отношении двух детей Саши и Жени.По результатам проведенных исследований сделали выводы, что основными факторами неуспешности детей в исследуемом классе являются:неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата;высокий уровень страха самовыражения; высокий уровень страха ситуации проверки знаний;высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих;очень низкий уровень концентрации внимания;низкий уровень мотивации. В соответствии с выявленными причинами школьной неуспешностимы предложили рекомендации для родителей, которые могут помочь в преодолении причин неуспешности у детей.На наш взгляд, все предложенные рекомендации способствуют устранению педагогических и психологических причин неуспешности у младших школьников. Цель курсовой работы достигнута.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Альманах психологических тестов [Текст]. – М.: Изд-во КСП, 1995. – 400 с. 2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриев. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с. 3. Арямов, И. А. Особенности детского возраста: очерки [Текст] / И. А. Арямов. – М.: Учпедгиз, 1953. – 192 с. 4. Бабанский, Ю. К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников [Текст]: сб. статей / Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону.: Педагогика, 1972. – 523 с. 5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. 6. Бабенышева, Л. Ф. Причины слабого развития самостоятельности в учении у школьников и пути их устранения [Текст] / Л. Ф. Бабенышева // Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников: сб. статей / Ю. К. Бабанский. – Ростов-на-Дону: Просвещение, 1973. – С. 35-41. 7. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя [Текст] / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с. 8. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 280 с. 9. Бардин, К. В. Если ваш ребенок не хочет учиться: методические указания [Текст] / К. В. Бардин. – М.: Знание, 1980. – 96 с. 10. Блейхер, В. М., Крук, И. В. Патопсихологическая диагностика [Электронный ресурс] / В. М. Блейхер, И.В. Крук. – Киев, 1986. – URL: https://refdb.ru/look/2797427-p6.html (дата обращения: 06.06.2024). 11. Блонский, П. П. Школьная успеваемость [Текст] / П. П. Блонский. – М.: Просвещение, 2006. – 423 с. 12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. - 400 с. 13. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л. Р. Болотина // Начальная школа. – 1994 – №11. – 13 с. 14. Борисов, П. П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления [Текст] / Б. Н. Боденко. – Якутск, 1980. – 90 с. 15. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: автореферат канд. дис. [Текст] / А. А. Бударный. – М.: Просвещение, 2005. – 521 с. 16. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию [Текст] / А. Бэддели. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 320 с. 17. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение. – 1966. – 443 с. 18. Выготский, Л. С. Кризис семи лет [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984 – Т. I. – 376 – 385 с. 19. Гаврилычева, Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 1994. - №1. - С. 16-18; №8. - С. 4-8. 20. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. – М.:, 1995. – 58-64 с. 21. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2005. – 326 с. 22. Гизатуллина, Д. Х. Когда учиться трудно [Текст] / Д. Х. Гизатуллина. – М: Академия, 2003. – 210 с. 23. Данилов, М. А. Процесс обучения в советской школе [Текст] / М. А. Данилов, под ред. Г. Ф. Морозова. – М.: Учпедгиз, 1960. – 299 с. 24. Дубровина, И. В. Методы выявления индивидуально-психологических особенностей младших школьников [Текст] / И. В. Дубровина // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М.: 1988. – 166 с. 25. Ежкова, Н. С. Эмоциональная поддержка первоклассников в учебной деятельности [Текст] / Н. С. Ежкова, А. Е. Ежкова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – №5. – С. 52 – 55. 26. Завьялова, Т. Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников [Текст] / Т. Л. Завьялова. - М.: Аркти, 2008. – 56 с. 27. Зак, А. З. Занимательные задачи для развития мышления [Текст] / А. З. Зак // Начальная школа. – 1985. - №5. – С. 37-41. 28. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Электронный ресурс] / М. В. Зверева, Н. К. Индик, В. В. Занков. – М.: Педагогика. 1990 – URL: http://www.zankov.com/works-ogl.htm, (дата обращения: 06.06.2024). 29. Зейгарник, Б. В. Патопсихология. Изд. 2-е, переработанное и дополненное [Текст] / Б. В. Зейгарник. – М.: Академия, 1999. – 208 с. 30. Ищеева-Филатова, М. М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся [Текст] / М. М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 1987. – 432 с. 31. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст] / Б. Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 2004. – 553 с. 32. Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания [Текст] / Е. И. Кикоин. - М.: Педагогика, 1993. – 284 с. 33. Киселев, П. А. Как развить память ребенка [Текст] / П. А. Киселев. – СПб.: Аквариум, 1996. – 400 с. 34. Ковалева, Н. В. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания [Текст] / Н. В. Ковалева. – Калининград: Педагогика, 1997. – 24 c. 35. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное [Текст] / Н. К. Корсакова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с. 36. Курганов, С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге [Текст] /С. Ю. Курганов – М.: Просвещение, 1999. – 318 с. 37. Липкина, А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А. И. Липкина. – М.: Просвещение, 1968. – 335 с. 38. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка [Текст] / И. Ю. Матюгин. – М.: Эйдос, 1994. – 112 с. 39. Мир детства: Младший школьник [Текст] / Под ред. А. Г. Хрипковой, П. И. Гелазония [и др.]. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с. 40. Морозов, М. Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста [Текст] / М. Ф. Морозов // Известия АПН РСФСР, 1955. - №73. – С.15 – 54. 41. Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников [Текст] / Н. И. Мурачковский. – М.: Народная асвета, 1977. – 80 с. 42. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с. 43. Нечаева, Н. Знакомься, школа, - твой ученик! [Электронный ресурс] / Н. Нечаева, С. Яковлева // Начальная школа. – 2007. - №16. URL: http://nsc.1september.ru/article.php?id=200701609 (дата обращения: 06.06.2024). 44. Хорева, Н. А. Причины школьной неуспеваемости [Электронный ресурс] / Н. А. Хорева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/212812/ (дата обращения: 06.06.2024). 45. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В. С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 243 с. 46. Цетлин, В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся [Текст] / В. С. Цетлин. – М.: Знание, 1989. – 80 с. 47. Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: сб. статей / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Н. Е. Корнеева [и др.]. – М.: Просвещение, 1990. – 135 с. 48. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин, под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. ПРИЛОЖЕНИЕВопросы для теста школьной тревожности Филлипса1.Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2.Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3.Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4.Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? 5.Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? 6.Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорил? 7.Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8.Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9.Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11.Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12.Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? 13.Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 14.Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15.Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты? 16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? 17.Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? 18.Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе? 20.Похож ли ты на своих одноклассников? 21.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? 23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24.Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по- дружески? 25.Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27.Боишься ли ты временами вступать в спор? 28.Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30.Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? 32.Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? 33.Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? 34.Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37.Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38.Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? 39.Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники? 40.Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? 41.Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42.Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?44.Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? 45.Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? 46.Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47.Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 48.Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49.Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50.Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51.Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52.Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53.Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54.Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты? 55.Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56.Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 57.Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 58.Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
1. Альманах психологических тестов [Текст]. – М.: Изд-во КСП, 1995. – 400 с.
2. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст] / А. Ф. Ануфриев. – М.: Ось-89, 1997. –
224 с.
3. Арямов, И. А. Особенности детского возраста: очерки [Текст] / И. А. Арямов. – М.: Учпедгиз, 1953. – 192 с.
4. Бабанский, Ю. К. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников [Текст]: сб. статей / Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону.: Педагогика, 1972. – 523 с.
5. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
6. Бабенышева, Л. Ф. Причины слабого развития самостоятельности в учении у школьников и пути их устранения [Текст] / Л. Ф. Бабенышева // Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников: сб.
статей / Ю. К. Бабанский. – Ростов-на-Дону: Просвещение, 1973. – С. 35-41.
7. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя [Текст] / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
8. Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей [Текст] / Н. Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – 280 с.
9. Бардин, К. В. Если ваш ребенок не хочет учиться: методические указания [Текст] / К. В. Бардин. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
10. Блейхер, В. М., Крук, И. В. Патопсихологическая диагностика [Электронный ресурс] / В. М. Блейхер, И.В. Крук. – Киев, 1986. – URL: https://refdb.ru/look/2797427-p6.html (дата обращения: 06.06.2024).
11. Блонский, П. П. Школьная успеваемость [Текст] / П. П. Блонский. – М.: Просвещение, 2006. – 423 с.
12. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
13. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л. Р. Болотина // Начальная школа. – 1994 – №11. – 13 с.
14. Борисов, П. П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления [Текст] / Б. Н. Боденко. – Якутск, 1980. – 90 с.
15. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества: автореферат канд. дис. [Текст] / А. А. Бударный. – М.: Просвещение, 2005. – 521 с.
16. Бэддели, А. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию [Текст] / А. Бэддели. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 320 с.
17. Возрастные возможности усвоения знаний [Текст] / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М.: Просвещение. – 1966. – 443 с.
18. Выготский, Л. С. Кризис семи лет [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984 – Т. I. – 376 – 385 с.
19. Гаврилычева, Г.Ф. Диагностики изучения личности младшего школьника [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. - 1994. - №1. - С. 16-18; №8. - С. 4-8.
20. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема [Текст] / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3. – М.:, 1995. – 58-64 с.
21. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2005. – 326 с.
22. Гизатуллина, Д. Х. Когда учиться трудно [Текст] / Д. Х. Гизатуллина. – М: Академия, 2003. – 210 с.
23. Данилов, М. А. Процесс обучения в советской школе [Текст] / М. А. Данилов, под ред. Г. Ф. Морозова. – М.: Учпедгиз, 1960. – 299 с.
24. Дубровина, И. В. Методы выявления индивидуально-психологических особенностей младших школьников [Текст] / И. В. Дубровина // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М.: 1988. – 166 с.
25. Ежкова, Н. С. Эмоциональная поддержка первоклассников в учебной деятельности [Текст] / Н. С. Ежкова, А. Е. Ежкова // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – №5. – С. 52 – 55.
26. Завьялова, Т. Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников [Текст] / Т. Л.
Завьялова. - М.: Аркти, 2008. – 56 с.
27. Зак, А. З. Занимательные задачи для развития мышления [Текст] / А. З. Зак // Начальная школа. – 1985. - №5. – С. 37-41.
28. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Электронный ресурс] / М. В. Зверева, Н. К. Индик, В. В. Занков. – М.: Педагогика. 1990 – URL: http://www.zankov.com/works-ogl.htm, (дата обращения: 06.06.2024).
29. Зейгарник, Б. В. Патопсихология. Изд. 2-е, переработанное и дополненное [Текст] / Б. В. Зейгарник. – М.: Академия, 1999. – 208 с.
30. Ищеева-Филатова, М. М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся [Текст] / М. М. Ищеева-Филатова. - Нальчик: Эльбрус, 1987. – 432 с.
31. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст] / Б. Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 2004. – 553 с.
32. Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания [Текст] / Е. И. Кикоин. - М.: Педагогика, 1993. – 284 с.
33. Киселев, П. А. Как развить память ребенка [Текст] / П. А. Киселев. – СПб.: Аквариум, 1996. – 400 с.
34. Ковалева, Н. В. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося: Методические указания [Текст] / Н. В. Ковалева. – Калининград: Педагогика, 1997. – 24 c.
35. Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Издание второе, дополненное [Текст] / Н. К. Корсакова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
36. Курганов, С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге [Текст] /С. Ю. Курганов – М.: Просвещение, 1999. – 318 с.
37. Липкина, А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А. И. Липкина. – М.: Просвещение, 1968. – 335 с.
38. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка [Текст] / И. Ю. Матюгин. – М.: Эйдос, 1994. – 112 с.
39. Мир детства: Младший школьник [Текст] / Под ред. А. Г. Хрипковой, П. И. Гелазония [и др.]. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
40. Морозов, М. Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста [Текст] / М. Ф. Морозов // Известия АПН РСФСР, 1955. - №73. – С.15 – 54.
41. Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников [Текст] / Н. И. Мурачковский. – М.: Народная асвета, 1977. – 80 с.
42. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
43. Нечаева, Н. Знакомься, школа, - твой ученик! [Электронный ресурс] / Н. Нечаева, С. Яковлева // Начальная школа. – 2007. - №16. URL: http://nsc.1september.ru/article.php?id=200701609 (дата обращения: 06.06.2024).
44. Хорева, Н. А. Причины школьной неуспеваемости [Электронный ресурс] / Н. А. Хорева // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: http://festival.1september.ru/articles/212812/ (дата обращения: 06.06.2024).
45. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В. С. Цетлин. – М.: Педагогика, 1977. – 243 с.
46. Цетлин, В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся [Текст] / В. С. Цетлин. – М.: Знание, 1989. – 80 с.
47. Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: сб. статей / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Н. Е. Корнеева [и др.]. – М.: Просвещение, 1990. – 135 с.
48. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин, под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.