иследование конкурентной среды на рынке банковских карт
Заказать уникальную дипломную работу- 73 73 страницы
- 73 + 73 источника
- Добавлена 08.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические основы исследования конкурентной среды на рынке банковских карт 5
1.1. Понятие и сущность конкурентной среды 5
1.2. Методы исследования конкурентной среды 13
1.3. Направления повышения конкурентоспособности в банковской отрасли……………………………………………………………………………16
2. Анализ конкурентной среды на рынке банковских карт на примере ПАО «Сбербанк» 21
2.1. Общая характеристика ПАО «Сбербанк» 21
2.2. Анализ конкурентной среды банковских карт ПАО «Сбербанк» 39
2.3. Оценка внешней и внутренней среды, оказывающей влияние на конкурентоспособность банковских карт ПАО «Сбербанк» 44
3. Направления повышения конкурентоспособности банковских карт ПАО «Сбербанк» 51
3.1. Направления повышения конкурентоспособности банковских карт 51
3.2. Оценка эффективности и изменения уровня конкурентоспособности банковских карт 53
Заключение 60
Список литературы 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1- SWOT-анализ ПАО «Сбербанка» 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2- Данные Рest-анализа 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 3- SWOT-анализ по изменениям ПАО «Сбер» в связи с реализацией мероприятий повышения конкурентоспособности 73
Таким образом, будет наблюдаться рост конкуренции банковских карт. Количественные цели на 2024-26 (ежегодное среднее значение) обозначено в таблице 3. Таблица 3- Количественные ежегодные целиПотенциальная доля прибыли в компании, %Относительные темпы роста, %Привлеченные клиенты, млнДоля компании на рос. рынке в своем сегменте %Объем инвестиций от прибыли компании, %Циф-я, IT и ИИДо 1530До 5-2035-50До 30 Финансовая бизнес-модель80-905-10До 250-60До 20Экосистемная подписочная модель «Прайм»2-530От 235-50До 15Риск менеджмент включает все виды риска по действующим бизнес-моделям. Достаточность капитала – надежность банка, минимальный для российских банков Н20.0 – 8%, в Сбербанке – 13,3%, ROE – более 22%. Оценка эффективности и изменения уровня конкурентоспособности банковских картОценка эффективности инновационной стратегии в современных условиях представляет прогноз возможного сценария и наиболее вероятного результата деятельности компании в условиях турбулентности, а также создания устойчивого конкурентного преимущества компании.Ожидаемый экономический эффект от предложенной инновационной стратегии будет зависеть в первую очередь от того, как будет развиваться экономика. Далее официальный прогноз СберБанка на 2024-2026 годы: по динамике ВВП в период с 2024-2026 - будет составлять 1. 2 ежегодно;инфляция замедлится и достигнет уровня в 4% к 2025 году; вслед за снижением инфляции ключевая ставка снизится до 8%; в связи с этим будет расти и банковский бизнес: рост на уровне 10% ежегодно(СAGR);в кредитовании присутствует жесткая денежно-кредитная политика, надбавки по коэффициентам риска, макропруденциальные лимиты, следовательно, будут определенные замедления роста;высокие процентные ставки стимулируют приток привлеченных средств в банки;количество клиентов предполагает рост в глубину отношений с клиентом. Долгосрочные отношения. Чем больше продуктов использует клиент, тем больше шансов на долгосрочные отношения. Срок жизни клиента со Сбером увеличивается и увеличиваются доходы. В этом смысле Экосистема – драйвер роста глубины отношений;средняя чистая процентная маржа в 2024-2026 году 5,5%; доходы IT, как бизнеса, вырастут за 3 года в 4 раза, благодаря устойчивому спросу;уровень риска – 100-110 б.п.;прибыль Сбербанка за 2023 год составила 1,5 трлн млрд руб. Экономический эффект от стратегии конкурентной «инновационной дифференциации» ИИ в Экосистеме: ориентируясь на прогнозы Сбербанка на 2024-2026 года, прибыль за 3 года составить может составить до 15%, а именно до 675 млрд руб. Экономический эффект от стратегии «инновационной дифференциации» в бизнес-процессах внутри банка: потенциальная доля прибыли за 3 года – 675 млрд руб.Место компании среди конкурентов и ожидаемый положительный эффект от внедрения стратегии:Экономия за счет оптимизации бизнес-процессов внутри банка.Претендент на лидерство в сегменте Экосистемных подписочных моделях.Внедрение и развитие ИИ как формирование долгосрочной конкурентной позиции во всех бизнес-моделях компании.Прогнозный рост прибыли банка.ИИ поможет банку привлечь внимание потребителя. ИИ - это дополнительная ценность, которая поможет заработать больше, чем конкуренты. Он будет определять динамику конкурентной борьбы – конкурентам будет трудно повторить (требуются значительные инвестиции).Эффект инновационной стратегии для Экосистемы, где главном «козырем» Сбера станет развитии ИИ. Создавая инновационный продукт, технологическое освоение которой соперниками будет являться слишком затратной, поможет убыточной Экосистеме сформировать свое уникальное конкурентное преимущество на данном рынке. И дать возможность роста прибыли до 2-5% уже в 2024 году.Чтобы оценить эффект от общей предложенной инновационной стратегии Сбера – инновационной дифференциации необходимо рассмотреть, как изменятся сильные и слабые стороны компании в обновленном SWOT-анализe, представленной в Приложении 3. Далее приведем плановый эффект от предложенных мероприятий в рамках стратегии конкурентоспособности ПАО «Сбер» (таблица 4).Таблица 4 - Плановый эффект от внедрения предложенных мероприятийПлановое повышение выручки банка, %Расходы на мероприятие, тыс. руб. Новые клиенты в «Сбер» и / или «Прайм», тыс. чел. в год Внедрение повсеместно ИИ: для оценки кредитоспособности клиентов, для рекламной деятельностиДо 15%0,5 млрд. руб. в год10 млн. чел. Разработка и продажа собственного ПО80-90%0,1 млрд. руб. в среднем за одно ПО (в среднем за год планируется к разработке 10 ПО)10 тыс. ед. ПО в год продажа ЮЛ Расширение подписки «Прайм»2-5%0,05 млрд. руб. в год на оплату партнерам «Прайм»5 млн. чел.Далее по определённым плановым доходам и расходам банка просчитаем экономический эффект в таблице 5. Таблица 5 - Плановый экономический эффект от внедрения предложенных мероприятийНаименование показателя финансового результата банка2023 год факт, 2024 год план Пояснение2025 год планПояснение2026 год планПояснениеЧистая прибыль1493 млрд. руб. 1752,338 млрд. руб.+ 16,6% чистой прибыли от привлечения новых клиентов (кредитование по оценке ИИ, реклама с помощью ИИ по новым услугам банка) +200 тыс. руб. *10 000 ед. = 2 млрд. руб. – от разработки и продажи ПО + 1900 руб. (стоимость «Прайм» в год для 1 чел.) * 5 млн. чел. = 9,5 млрд. руб.2062,7355+ 17% чистой прибыли от привлечения новых клиентов (кредитование по оценке ИИ, реклама с помощью ИИ по новым услугам банка) + 2,5 млрд. руб. – от разработки и продажи ПО + 10 млрд. руб. от «Прайм» в год 2447,52784+ 18% чистой прибыли от привлечения новых клиентов (кредитование по оценке ИИ, реклама с помощью ИИ по новым услугам банка) + 3 млрд. руб. – от разработки и продажи ПО + 10,5 млрд. руб. от «Прайм» в годРасходы 843 млрд. руб.844,55 млрд. руб. + 0,5 млрд. руб. в год – от внедрения ИИ+0,1 млрд. руб. *10 ед. = 1 млрд. руб. – от разработки нового ПО+ 0,05 млрд. руб. – от расширения подписки «Прайм»845,65+ 1 млрд. руб. в год – от внедрения ИИ+0,5 млрд. руб. – от разработки нового ПО+ 0,5 млрд. руб. – от расширения подписки «Прайм»847,65+ 1 млрд. руб. в год – от внедрения ИИ+0,5 млрд. руб. – от разработки нового ПО+ 0,5 млрд. руб. – от расширения подписки «Прайм»Чистый денежный поток 650 млрд. руб.907,788 млрд. руб. Выручка – себестоимость 1217,0855Выручка – себестоимость1599,87784Выручка – себестоимостьРентабельность по чистому денежному потоку банка43,5%51,08%Валовая прибыль / выручка *100%59,00%Валовая прибыль / выручка *100%65,37%Валовая прибыль / выручка *100%Численность клиентов 108,5 млн. чел. 123,5 млн. чел.+10 и 5 млн. чел от внедрения ИИ и расширения подписки «Прайм»139,5+11 и 5 млн. чел от внедрения ИИ и расширения подписки «Прайм»156,5+12 и 5 млн. чел от внедрения ИИ и расширения подписки «Прайм»На основании приведенного планового эффекта можно сделать вывод, что:- рентабельность выросла с 43,5% до 51,08%;- численность клиентов банка выросла с 108,5 млн. чел. до 123,5 млн. чел. Далее проведем оценку эффективности предложенных направлений по показателям эффективности бизнес-планирования. Ставка дисконтирования определена по формуле Фишера: уровень инфляции + ставка рефинансирования = 16% +7,5% = 23,5%. В таблице 6 приведены дисконтированные денежные потоки. Таблица 6 - Дисконтированные денежные потокиОтчётный период Чистый денежный поток Дисконтированный денежный поток 2023650526,322024907,788595,1820251217,08646,1320261599,88687,732023 = 650/(1+23,5%)1 = 526,32 тыс. руб.2024 = 907,788/(1+23,5%)2 =595,18 тыс. руб.2025 = 1217,08/(1+23,5%)3 =646,13 тыс. руб.2026 = 1599,88/(1+23,5%)4 =687,73 тыс. руб.NPV = 526,32+595,18+646,13+687,73 – (843+844,55+845,65+847,65) = 767,81 тыс. руб. IRR = 16%. Расчет проведем с помощью формулы в Ексель ВСД =Рентабельность инвестиций = 1687,55/2455,36*100 = 68,73%Таким образом, эффект от общей инновационной стратегии дифференциации усилит сильные стороны организации, обеспечит долгосрочное конкурентное преимущество компании Сбербанка, а также на горизонте 2024-2026 годов приведет к увеличению прибыли компании.ЗаключениеОсновная проблема при применении конкурентной стратегии в компании ПАО «Сбербанк» сложилась в связи с политическими и экономическими факторами. Санкционные ограничения повлияли на отрасль в целом. И такие основные методы, применяемые в банковской отрасли для сравнения конкурентов, как оценка процентных ставок по кредитам, вкладам и т.д., оказались на фоне столь частого изменения неинформативны. В 2022 году банку пришлось экстренно перестраивать бизнес-модель, а также стратегии, цели и миссию. Однако, опубликована окончательно она была лишь 6.12.2023 года. Новая стратегия развития ПАО «Сбербанк» ориентировалась на ближайшие 3 года. Далее, данные МСФО отчета банками за 2023 год подаются теперь в апреле 2024 года, поэтому необходимые данные для анализа есть не в полном объеме. А также ВНД банка, положения о конфиденциальности не дают возможности раскрытию некоторых видов финансовых показателей, бюджетов, раскрытия полноценных бизнес-процессов и внутренней структуры и многого другого. В 2020 году Сбербанк создал Стратегию развития, стратегический цикл которой рассчитан до 2023 года включительно. Стратегия заключалась в курсе на создание Экосистемы Сбербанка. В соответствии с корпоративной стратегией были определены конкурентные стратегии: по И. Ансоффу «связная диверсификация» и «дифференциация» по М. Портеру. «Дифференциация» по М. Портеру выражается в позиционировании на потребностях целевой аудитории, ребрендинге банка в Сбербанка (дизайн, личный стиль, надежность, имидж и качество), что получилось успешно реализовать и в главном отличии от других Экосистем – созданием «умной» среды: устройств с виртуальными ассистентами Салют со своими характерами для домашнего использования (ТТ-приставка Sber Box, ТВ-медиацентр, умные лампочки, розетки и т.д.), в чем отличия, как такого не получилось, так как у Экосистемы Яндекса более совершенствованная система умного дома во главе с виртуальным ассистентом Алисой, а у второго конкурента была реализована ценовая стратегия «низкой цены», таким образом, получилось «застревание на середине».Рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии в ПАО «Сбербанк». Применение ИИ внутри банковских процессов, а также ИИ как отдельный самостоятельный продукт, встроенный в Экосистему, формирует самое удачное решение – это «инновационная дифференциация». В первую очередь создание собственной генеративного ИИ, а именно, уникальной нейросети Кандинский, встраивание ее в голосового ассистента Салют – формирует конкурентное преимущество. Во-вторую, сокращения асимметрии информации в банковском ПО, что соответствует целям компании.Экономический эффект от стратегии конкурентной «инновационной дифференциации» ИИ в Экосистеме: ориентируясь на прогнозы Сбербанка на 2024-2026 года, прибыль за 3 года составить может составить до 15%, а именно до 675 млрд руб. Экономический эффект от стратегии «инновационной дифференциации» в бизнес-процессах внутри банка: потенциальная доля прибыли за 3 года – 675 млрд руб.Место компании среди конкурентов и ожидаемый положительный эффект от внедрения стратегии:Экономия за счет оптимизации бизнес-процессов внутри банка.Претендент на лидерство в сегменте Экосистемных подписочных моделях.Внедрение и развитие ИИ как формирование долгосрочной конкурентной позиции во всех бизнес-моделях компании.Прогнозный рост прибыли банка.ИИ поможет банку привлечь внимание потребителя. ИИ - это дополнительная ценность, которая поможет заработать больше, чем конкуренты. Он будет определять динамику конкурентной борьбы – конкурентам будет трудно повторить (требуются значительные инвестиции).Эффект конкурентной стратегии для Экосистемы, где главном «козырем» Сбербанка станет развитии ИИ. Создавая инновационный продукт, технологическое освоение которой соперниками будет являться слишком затратной, поможет убыточной Экосистеме сформировать свое уникальное конкурентное преимущество на данном рынке. И дать возможность роста прибыли до 2-5% уже в 2024 году.В рамках третьей главы были сформулированы три основных мероприятия, которые предложены в рамках совершенствования конкурентной стратегии для ПАО «Сбербанк»: внедрение повсеместно ИИ: для оценки кредитоспособности клиентов, для рекламной деятельности, разработка и продажа собственного ПО и расширение подписки «Прайм». На основании приведенного планового эффекта можно сделать вывод, что: рентабельность выросла с 43,5% до 51,08% и численность клиентов банка выросла с 108,5 млн. чел. до 123,5 млн. чел. Таким образом, эффект от общей конкурентной стратегии дифференциации усилит сильные стороны организации, обеспечит долгосрочное конкурентное преимущество компании Сбербанка, а также на горизонте 2024-2026 годов приведет к увеличению прибыли компании. К сожалению, на российском рынке ПАО «Сбербанк» - уникальная компания, которой нет равных. Авторские в данной выпускной квалификационной работе рекомендации даны исключительно для анализируемой организации.Список литературыч.5 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)ч. 6 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)Рубин Ю.Б. Конкуренция в предпринимательстве. М.: Синергия Принт.Рубин Ю.Б. Что такое конкуренция? (Введение в теорию конкурентного поведения) // Современная конкуренция. 2014. № 1 (43). Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии: учебник / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 577с. - режим доступа http:// biblioclub.ru Головин И. В. Разработка конкурентных стратегий. – М.: Маркет ДС, 2004), «Стратегии конкурентного поведения субъектов предпринимательства: в поисках рационального выбора»//Общество и экономика. – 2005. – № 2Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000. С. 76.Дэй Дж.Стратегический маркетинг. М.: Эксмо, 2003. С. 159.Hill Charles W.L. International Business: Competing in the Global Marketplace. – McGraw-Hill Higher Education, 2004.Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х.Маркетинг. – М.: Экономика, 1999.Рубин Ю.Б. «Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции»//Современная конкуренция. 2010 / 3(21).А.Ю. Юданов статья «Типы конкурентной стратегии: «биологический подход» к классификации компаний» (см.: Мировая экономика и международные отношения, 1990, №10).Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 3-е изд. М.: ГНОМ и Д, 2001.Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011.Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011.Бабошин А.В, Конкурентное позиционирование: Как нейтрализовать или использовать конкурента. М.: Маркет ДС, 2011. Рубин Ю.Б. Стратегии конкурентных действий// Современная конкуренция. 2014. № 4 (46). С. 119-143.Эл Райс, Джек Траут. Маркетинговые войны. – СПб: «Питер», 2010. Главы 1-3.Волков А.В., Светуньков С.Г. Методологические проблемы измерения конкуренции // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 54-64.Рубин Ю. Б. Разработка конкурентных стратегий// Современная конкуренция / 2014 / 6 (48).Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000.Рубин Ю. Б. Разработка конкурентных стратегий// Современная конкуренция / 2014 / 6Леднев М.В. Интернет-курс по дисциплине «Конкуренция». Москва 2017.//Экосистемы, подходы к регулированию». Апрель 2021 года Доклад ЦБ. С. 21.Рубин Ю.Б. Конкуренция в предпринимательстве. М.: Синергия Принт.Интернет-источники:Сайт журнала «Современная конкуренция»: Материалы в свободном доступе. http://moderncompetition.ru/r/free/.Сайт издательского дома «Коммерсант» http://www.kommersant.ru/Сайт газеты «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/ОТЧЕТ ЭМИТЕНТА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ Публичное акционерное общество «Сбербанк России» /Код эмитента: 01481-В/за 6 месяцев 2023 года. // с. 6. https://www.sberbank.com/ru/aboutОфициальный сайт ПАО Сбербанк https://www.sberbank.com/ru/aboutКОДЕКС корпоративного управления ПАО Сбербанк (протокол от 08.12.2020 № 42) Москва, 2020. С. 3. https://www.sberbank.com/ru/aboutКратное название Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».КОДЕКС корпоративного управления ПАО Сбербанк (протокол от 08.12.2020 № 42) Москва, 2020. https://www.sberbank.com/ru/aboutОТЧЕТ ЭМИТЕНТА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ Публичное акционерное общество «Сбербанк России» /Код эмитента: 01481-В/за 6 месяцев 2023 года // С. 11-12.https://cbr.ru/banking_sector/credit/FullCoList/https://finuslugi.ru/ekspertnyj_rejting_bankov Фин.Услуги ПАО Московская Биржа обозначены пометкой «Открытие онлайн на Финуслугах». Иная информация на сайте www.finuslugi.ru считается размещенной ООО «МБ Маркетплейс», если иное явно не следует из существа размещаемой информации. ООО «МБ Маркетплейс» входит в Группу «Московская Биржа». сайт BROBANK https://brobank.ruПроект Сбера. «Лаборатория нейронаук и поведения человека» под руководством Андрея Курпатова. https://sberlabs.com/laboratories/laboratoriya-neyronauk/https://vk.com/jsontv J’son & Partners Consulting – консалтинговаяаналитика.«Эксперт РА» www.raexpert.ruСокращенные результаты ПАО Сбербанк по РПБУ за 5М 2023 года https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/groupresults/may_2023Mediascope https://mediascope.net/Третье ядро Сбера выделилось с 6.12.2023 года, период написания дипломной работы начался с 1.11.2023 года. Доклад ЦБ РФ «Экосистемы: подходы к регулированию» ЦБ РФ от 04.01.2021 года. С. 45.КОДЕКС корпоративного управления ПАО Сбербанк (протокол от 08.12.2020 № 42) Москва, 2020. С. 3.Устав БанкаПоложение о комитетах Наблюдательного советаФедеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»официальные финансовые отчеты Сбера с 2012-2022гг. https://www.sberbank.ru/ru/disclosure3921uПубличный отчета на сайте эмитента. Официальный сайт ПАО Сбербанк https://www.sberbank.com/ru/aboutСокращенные результаты ПАО Сбербанк по РПБУ за 10 месяцев 2023 года https://www.sberbank.ru/ru/sberpress/finansy/article?newsID=d52b26e5-b532-4abc-a582-c64cff04f29e&blockID=4c429410-545e-4fa2-abe6-adbf0693699a®ionID=78&lang=ru&type=NEWSДата обращения декабрь 2023/январь 2024гг.Кредитное рейтинговое агентство НКР создано 11 февраля 2019 года. НКР является 100% дочерней компанией медиа-холдинга РБК https://ratings.ru/about/Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество), далее – АКРА, – первое рейтинговое Агентство в России, аккредитованное Банком России в 2016 году в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №222-ФЗ. Основная деятельность АКРА – присвоение кредитных рейтингов различным категориям клиентов, а также их отдельным финансовым обязательствам.https://cbr.ru/banking_sector/likvidbase/ статья на сайте ЦБ РФ, дата обращения 16.01.2024год.https://cbr.ru/banking_sector/credit/FullCoList/ Сайт Банка России, дата обращения ноябрь 2023г. Список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, сформирован на основании Книги государственной регистрации кредитных организаций.https://finuslugi.ru/finansovyj_rejting_bankovсайт BROBANK https://brobank.ruJ’son & Partners Consulting – консалтинговая аналитиИсточник «Эксперт РА» www.raexpert.ru на основании данных банка РоссииРанее «Сетелем Банк». Банк входит в группу компаний Сбербанка с сентября 2012 года, когда Сбер приобрел долю в размере 70% его уставного капитала. На сегодняшний день Сбербанк владеет долей в размере 100% уставного капитала Драйв Клик Банка. Подробнее на сайте Banki.ru https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10977039Sberlabs https://sberlabs.com/laboratories/laboratoriya-neyronauk/https://vc.ru/future/58249-sberbank-sozdal-laboratoriyu-neyronauk-i-povedeniya-cheloveka-pod-rukovodstvom-doktora-kurpatova статья «Сбербанк» создал лабораторию нейронаук и поведения человека под руководством доктора Курпатова от 12 фев 2019, дата обращения ноябрь-декабрь 2023г.Сокращенные результаты ПАО Сбербанк по РПБУ за 5М 2023 года https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/groupresults/may_2023Источник: https://kolosovkacbs.ru/reiting-bankov-rossii-2023-po-kolicestvu-klientovПо данным Mediascope на 2022г. https://mediascope.net/Статья на сайте РБК «Сберкарта на все случаи жизни» от 5.08.2021 г. https://plus.rbc.ru/partners/60f843de7a8aa919784837d7Сбербанк создал собственную ОС https://www.cnews.ru/news/top/2023-05-10_sberbank_sozdal_sobstvennuyuСбербанк сделал умный дом более умным и импорто независимым https://www.cnews.ru/news/top/2023-08-15_sozdan_polnostyu_suverennyjСайт Банки.ру, ссылка на сайт Banki.ru https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10966563 Дата обращения 15.01.2024г.Определение описано в докладе «Экосистемы: подходы к регулированию» ЦБ РФ от 04.01.2021 года. С. 45.Показатели в настоящем пресс-релизе рассчитаны по внутренней методике ПАО Сбербанк https://www.sberbank.ru/ru/sberpress/finansy/article?newsID=d52b26e5-b532-4abc-a582-c64cff04f29e&blockID=4c429410-545e-4fa2-abe6-adbf0693699a®ionID=78&lang=ru&type=NEWSПо данным сайта https://finuslugi.ru/ekspertnyj_rejting_bankov Фин.Услуги, период обращения ноябрь-декабрь 2023годПРИЛОЖЕНИЕ 1- SWOT-анализ ПАО «Сбербанка»S (Strengths – сильные стороны)Мощные финансовые возможности, большие золотовалютные резервы и «подушки безопасности». Постоянный контроль оптимизации расходов.;Репутация банка;Клиентоориентированность. Государственное присутствие, в виде акционера;Мощные интегрированные рекламные проекты («Зеленый день» и т.д.)Высокий уровень сервиса;Признанный лидер рынка; Колоссальный опыт работы с физическими и юридическими лицами;Большой опыт быстрых реагирований на конкурентные действия участников рынка, внешние угрозы и выстраивание собственных уникальных ценностных предложений; Технологическая зрелость.Цифровизация банка, развитие НИОКР, исследования и инновации. Постоянно совершенствующаяся система управления рисками компании. Система снижения модельного риска, автомониторинг, ИИ, выстроенная система управления рисками. Инструменты стресс-тестирования и сценарного анализа. Широкая филиальная сеть; Наличие собственного института повышения квалификации сотрудников и подготовки кадров для дальнейшей работы в Сбере. А также возможность индивидуального карьерного роста сотрудников на метах. Построение империи Экосистемы, внедрение ее в жизнь клиентов, встраивание в нее банкинга-невидимки. Стабильный рост новых компаний за счет удержания в Экосистеме; Продуманные сервисы для работников банка ДМС, автоматизированная платформа HR «Пульс», годовые, квартальные премии и тд.W (Weaknesses – слабые стороны)Масштабность организационной структуры. Медленное реагирование, а порой бездействие на местах до принятия решением высшего руководства.Кадровая политика на местах. Высокая доля бюрократии. Текучесть. При поглощении компаний, для построения Экосистемы, многие бизнес-партнеры уходят, а налаженная система работы рушится. Что сказывается на качестве работы.O (Opportunities – возможности)Возможность быстрого роста из-за резкого увеличения ставки ЦБ (на сегодняшний день);Улучшение инвестиционного климата в стране;Расширение рынка кредитования за счет государственных программ;Цифровизация. Импортозамещение. От создания удобных систем оплат (QR-код, «оплата лицом» и др.), биометрических систем, приложений и др. инновационных продуктов, до ИИ, контролирующего работу сотрудников и подразделений на всех уровнях, а также алгоритмы и поведенческие аспекты покупательского спроса. T (Threats – угрозы)Кредитный риск. Риск Ликвидности. Потеря резервных средств для ведения бизнеса. Операционный риск. Модельный риск. Риск участия в вынужденной поддержке. Риск Технологий. Риск поведения;Выход на рынок новых категорий конкурентов, в том числе с уникальным предложением. Наложение санкционных ограничений. Экономически не стабильная ситуация. Кризисы. Валютные и процентные риски банковской книги;Логистические угрозы в Экосистеме;Технические сбои при оплатах в Экосистеме. Оплат смартфоном и тд. Уход с рынка зарубежных ПО, в том числе и для банкоматов; Отток кадров при поглощении компании; Кибератаки на банковские системы и сервисы.ПРИЛОЖЕНИЕ 2-Данные Рest-анализаФАКТОРЫВОЗМОЖНОСТИ(проявления)УГРОЗЫВлияние (1-3)P- ПолитическиеЗамедление роста мировой экономики в 2022 г. По оценке МВФ, замедлился на 3,4%. В сравнении в 2021г в 6%.Российская экономика в 2022 году столкнулась с введением масштабных санкций. Потребительская активность, %, темп роставнешних торговых и финансовых ограничений со стороны ряда стран, связанной с политической ситуацией.Политическая ситуация привела к ослаблению курса рубля, ажиотажный спрос и ограничение импорта привели к резкому повышению темпов роста цен до 17,8% в апреле 2022 года. В то же время снижение потребительской активности и последующееукрепление рубля способствовали замедлению инфляции до 11,9% в годовом выражении в декабре 2021 года.В 2022 году банковская российская система подверглась жестким санкционным мерам, в связи с политической ситуацией.5. Ведение кибератак на банковские системы, в связи с политической ситуацией. - Замедление роста мирового ВВП в 2022 году спровоцировала очень высокая инфляция, а также быстрое и синхронное ужесточение денежной политики во всем мире, в том числе в крупных развитых экономиках. - значительное ухудшение финансовых условий на глобальном рынке.- В результате введенных санкций и высокой неопределенности спад экономики по итогам года составил 2,1% после роста на 5,6% в 2021 году- В ответ на усиление волатильности на финансовых рынках и увеличение инфляционных ожиданий Банк России повысил ставку до 20% годовых в феврале 2022 года, ввел контроль за движением капитала и другие стабилизирующие меры. По мере нормализации ситуации регулятор ослабил часть ограничений и последовательно снизил ставку до 7,5% годовых в сентябре 2022 года.- замораживание значительной части валютных активов, нарушение сложившегося механизма образование курса на валютном рынке.- Запрет на использование кор.счета за банка за границей;- «Блокирующий список санкций» и др. действующие и будущие ограничения;- Отключение от SWIFT и тд.Попытки хищения денежных средств.33332Создание национальной платежной системы «МИР» и вынужденный массовый перевод зарплат бюджетных организаций, социальных выплат и т.д. на новую систему, в связи в полит. ситуацией.- операционные, возможные проблемы с тестированием и созданием новых видов карт;- репутационные, так как мера вынужденная, а значит «навязанная»;- ведение кибератак;- проблема использования за границей.1233E – ЭкономическиеПовышение ключевой ставки ЦБ РФ, и, как следствие, ставки рефинансирования ЦБ.- уменьшения кредитного портфеля.1Высокая инфляция- сокращения роста вкладчиков1Государственное регулирование конкурентной среды. - антимонопольный контроль1Ослабление/укрепление курса рубля по отношению к доллару и евро.- обязательства банка могут превысить их «запасы». 2Введение цифрового рубля.- Риск офлайн расчетов;- Риск кибербезопасности;- низкой осведомленности населения при проведении операций с ЦР- рост просроченной задолженности 1Введение СБПРост конкуренции в секторе «Переводы»1T- ТехнологическиеВнедрение биометрических систем для обеспечения деятельности государства в банковской и гос.системах- риски кибербезопасности;- риски освоения работы с технологией; 1Внедрение искусственного интеллекта (Система Open Banking API, чат-боты и т.д.)- Повышение уровня конкуренции в финансовой отрасли.1Модель встроенных банковских услуг- Доля рынка будет только расти. Самой распространенной на сегодняшний день интеграцией с огромными темпами роста является «Купи сейчас – плати потом». 3Внедрение трансграничных переводов и платежей85% вендоров прекратили работу со Сбером, в том числе основные – Microcoft, adobe, miro, sash, doll, Teradata, bosh и тд.- Обход санкций. Быстрый рост конкуренции на фоне «первых» банков, освоивших систему.- быстрый рост операционных рисков банковской системы. 33S – Социальные (общественные)Низкая финансовая грамотность россиян- недоверие из-за риска мошеннических действий;- недоверия к банкам, в связи с историей девальвации рубля в 90-е;- сложность банковских продуктов для понимания обывателю. 1- 1Доступность кредитных продуктов для большинства населения- с развитием интернет-банкинга рост кредитного портфеля увеличился, так как социальный и психологический барьер преодолен. - 1ПРИЛОЖЕНИЕ 3- SWOT-анализ по изменениям ПАО «Сбер» в связи с реализацией мероприятий повышения конкурентоспособностиS (Strengths – сильные стороны)Мощные финансовые возможности, большие золотовалютные резервы и «подушки безопасности». Постоянный контроль оптимизации расходов.;Репутация банка;Клиентоориентированность. Государственное присутствие, в виде акционера;Развитие ИИ и цифоровизация банкаИмпортозамещение и независимость о вендоров;Мощные интегрированные рекламные проекты («Зеленый день» и т.д.)Высокий уровень сервиса;Признанный лидер рынка; Колоссальный опыт работы с физическими и юридическими лицами; Аналитика;Большой опыт быстрых реагирований на конкурентные действия участников рынка, внешние угрозы и выстраивание собственных уникальных ценностных предложений; Технологическая зрелость.развитие НИОКР, исследования и инновации. Постоянно совершенствующаяся система управления рисками компании. Система снижения модельного риска, автомониторинг, ИИ, выстроенная система управления рисками. Инструменты стресс-тестирования и сценарного анализа. Широкая филиальная сеть; Наличие собственного института повышения квалификации сотрудников и подготовки кадров для дальнейшей работы в Сбере. А также возможность индивидуального карьерного роста сотрудников на метах. Построение империи Экосистемы, внедрение ее в жизнь клиентов, встраивание в нее банкинга-невидимки. Стабильный рост новых компаний за счет удержания в Экосистеме; Продуманные сервисы для работников банка ДМС, автоматизированная платформа HR «Пульс», годовые, квартальные премии и тд.W (Weaknesses – слабые стороны)Масштабность организационной структуры. Медленное реагирование, а порой бездействие на местах до принятия решением высшего руководства.Кадровая политика на местах. Высокая доля бюрократии. Текучесть. O (Opportunities – возможности)Возможность быстрого роста из-за резкого увеличения ставки ЦБ (на сегодняшний день);Улучшение инвестиционного климата в стране;T (Threats – угрозы)Кредитный риск. Риск Ликвидности. Потеря резервных средств для ведения бизнеса. Операционный риск. Модельный риск. Риск участия в вынужденной поддержке. Риск Технологий. Риск поведения;Наложение санкционных ограничений. Экономически не стабильная ситуация. Кризисы. Валютные и процентные риски банковской книги;Непредсказуемость поведения нейросетей в будущем
1. ч.5 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)
2. ч. 6 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)
3. Рубин Ю.Б. Конкуренция в предпринимательстве. М.: Синергия Принт.
4. Рубин Ю.Б. Что такое конкуренция? (Введение в теорию конкурентного поведения) // Современная конкуренция. 2014. № 1 (43).
5. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии: учебник / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 577с. - режим доступа http:// biblioclub.ru
6. Головин И. В. Разработка конкурентных стратегий. – М.: Маркет ДС, 2004), «Стратегии конкурентного поведения субъектов предпринимательства: в поисках рационального выбора»//Общество и экономика. – 2005. – № 2
7. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000. С. 76.
8. Дэй Дж.Стратегический маркетинг. М.: Эксмо, 2003. С. 159.
9. Hill Charles W.L. International Business: Competing in the Global Marketplace. – McGraw-Hill Higher Education, 2004.
10. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х.Маркетинг. – М.: Экономика, 1999.
11. Рубин Ю.Б. «Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции»//Современная конкуренция. 2010 / 3(21).
12. А.Ю. Юданов статья «Типы конкурентной стратегии: «биологический подход» к классификации компаний» (см.: Мировая экономика и международные отношения, 1990, №10).
13. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 3-е изд. М.: ГНОМ и Д, 2001.
14. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011.
15. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011.
16. Бабошин А.В, Конкурентное позиционирование: Как нейтрализовать или использовать конкурента. М.: Маркет ДС, 2011.
17. Рубин Ю.Б. Стратегии конкурентных действий// Современная конкуренция. 2014. № 4 (46). С. 119-143.
18. Эл Райс, Джек Траут. Маркетинговые войны. – СПб: «Питер», 2010. Главы 1-3.
19. Волков А.В., Светуньков С.Г. Методологические проблемы измерения конкуренции // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 54-64.
20. Рубин Ю. Б. Разработка конкурентных стратегий// Современная конкуренция / 2014 / 6 (48).
21. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000.
22. Рубин Ю. Б. Разработка конкурентных стратегий// Современная конкуренция / 2014 / 6
23. Леднев М.В. Интернет-курс по дисциплине «Конкуренция». Москва 2017.//
24. Экосистемы, подходы к регулированию». Апрель 2021 года Доклад ЦБ. С. 21.
25. Рубин Ю.Б. Конкуренция в предпринимательстве. М.: Синергия Принт.
26. Интернет-источники:
27. Сайт журнала «Современная конкуренция»: Материалы в свободном доступе. http://moderncompetition.ru/r/free/.
28. Сайт издательского дома «Коммерсант» http://www.kommersant.ru/
29. Сайт газеты «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/
30. ОТЧЕТ ЭМИТЕНТА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ Публичное акционерное общество «Сбербанк России» /Код эмитента: 01481-В/за 6 месяцев 2023 года. // с. 6. https://www.sberbank.com/ru/about
31. Официальный сайт ПАО Сбербанк https://www.sberbank.com/ru/about
32. КОДЕКС корпоративного управления ПАО Сбербанк (протокол от 08.12.2020 № 42) Москва, 2020. С. 3. https://www.sberbank.com/ru/about
33. Кратное название Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
34. КОДЕКС корпоративного управления ПАО Сбербанк (протокол от 08.12.2020 № 42) Москва, 2020. https://www.sberbank.com/ru/about
35. ОТЧЕТ ЭМИТЕНТА ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ Публичное акционерное общество «Сбербанк России» /Код эмитента: 01481-В/за 6 месяцев 2023 года // С. 11-12.
36. https://cbr.ru/banking_sector/credit/FullCoList/
37. https://finuslugi.ru/ekspertnyj_rejting_bankov Фин.Услуги ПАО Московская Биржа обозначены пометкой «Открытие онлайн на Финуслугах». Иная информация на сайте www.finuslugi.ru считается размещенной ООО «МБ Маркетплейс», если иное явно не следует из существа размещаемой информации. ООО «МБ Маркетплейс» входит в Группу «Московская Биржа».
38. сайт BROBANK https://brobank.ru
39. Проект Сбера. «Лаборатория нейронаук и поведения человека» под руководством Андрея Курпатова. https://sberlabs.com/laboratories/laboratoriya-neyronauk/
40. https://vk.com/jsontv J’son & Partners Consulting – консалтинговаяаналитика.
41. «Эксперт РА» www.raexpert.ru
42. Сокращенные результаты ПАО Сбербанк по РПБУ за 5М 2023 года https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/groupresults/may_2023
43. Mediascope https://mediascope.net/
44. Третье ядро Сбера выделилось с 6.12.2023 года, период написания дипломной работы начался с 1.11.2023 года.
45. Доклад ЦБ РФ «Экосистемы: подходы к регулированию» ЦБ РФ от 04.01.2021 года. С. 45.
46. КОДЕКС корпоративного управления ПАО Сбербанк (протокол от 08.12.2020 № 42) Москва, 2020. С. 3.
47. Устав Банка
48. Положение о комитетах Наблюдательного совета
49. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
50. официальные финансовые отчеты Сбера с 2012-2022гг. https://www.sberbank.ru/ru/disclosure3921u
51. Публичный отчета на сайте эмитента. Официальный сайт ПАО Сбербанк https://www.sberbank.com/ru/about
52. Сокращенные результаты ПАО Сбербанк по РПБУ за 10 месяцев 2023 года https://www.sberbank.ru/ru/sberpress/finansy/article?newsID=d52b26e5-b532-4abc-a582-c64cff04f29e&blockID=4c429410-545e-4fa2-abe6-adbf0693699a®ionID=78&lang=ru&type=NEWSДата обращения декабрь 2023/январь 2024гг.
53. Кредитное рейтинговое агентство НКР создано 11 февраля 2019 года. НКР является 100% дочерней компанией медиа-холдинга РБК https://ratings.ru/about/
54. Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество), далее – АКРА, – первое рейтинговое Агентство в России, аккредитованное Банком России в 2016 году в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №222-ФЗ. Основная деятельность АКРА – присвоение кредитных рейтингов различным категориям клиентов, а также их отдельным финансовым обязательствам.
55. https://cbr.ru/banking_sector/likvidbase/ статья на сайте ЦБ РФ, дата обращения 16.01.2024год.
56. https://cbr.ru/banking_sector/credit/FullCoList/ Сайт Банка России, дата обращения ноябрь 2023г. Список кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, сформирован на основании Книги государственной регистрации кредитных организаций.
57. https://finuslugi.ru/finansovyj_rejting_bankov
58. сайт BROBANK https://brobank.ru
59. J’son & Partners Consulting – консалтинговая аналити
60. Источник «Эксперт РА» www.raexpert.ru на основании данных банка России
61. Ранее «Сетелем Банк». Банк входит в группу компаний Сбербанка с сентября 2012 года, когда Сбер приобрел долю в размере 70% его уставного капитала. На сегодняшний день Сбербанк владеет долей в размере 100% уставного капитала Драйв Клик Банка. Подробнее на сайте Banki.ru https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10977039
62. Sberlabs https://sberlabs.com/laboratories/laboratoriya-neyronauk/
63. https://vc.ru/future/58249-sberbank-sozdal-laboratoriyu-neyronauk-i-povedeniya-cheloveka-pod-rukovodstvom-doktora-kurpatova статья «Сбербанк» создал лабораторию нейронаук и поведения человека под руководством доктора Курпатова от 12 фев 2019, дата обращения ноябрь-декабрь 2023г.
64. Сокращенные результаты ПАО Сбербанк по РПБУ за 5М 2023 года https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/groupresults/may_2023
65. Источник: https://kolosovkacbs.ru/reiting-bankov-rossii-2023-po-kolicestvu-klientov
66. По данным Mediascope на 2022г. https://mediascope.net/
67. Статья на сайте РБК «Сберкарта на все случаи жизни» от 5.08.2021 г. https://plus.rbc.ru/partners/60f843de7a8aa919784837d7
68. Сбербанк создал собственную ОС https://www.cnews.ru/news/top/2023-05-10_sberbank_sozdal_sobstvennuyu
69. Сбербанк сделал умный дом более умным и импорто независимым https://www.cnews.ru/news/top/2023-08-15_sozdan_polnostyu_suverennyj
70. Сайт Банки.ру, ссылка на сайт Banki.ru https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10966563 Дата обращения 15.01.2024г.
71. Определение описано в докладе «Экосистемы: подходы к регулированию» ЦБ РФ от 04.01.2021 года. С. 45.
72. Показатели в настоящем пресс-релизе рассчитаны по внутренней методике ПАО Сбербанк https://www.sberbank.ru/ru/sberpress/finansy/article?newsID=d52b26e5-b532-4abc-a582-c64cff04f29e&blockID=4c429410-545e-4fa2-abe6-adbf0693699a®ionID=78&lang=ru&type=NEWS
73. По данным сайта https://finuslugi.ru/ekspertnyj_rejting_bankov Фин.Услуги, период обращения ноябрь-декабрь 2023год