Развитие координационных способностей гандболистов 19-20 лет
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 08.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания координационных способностей гандболистов 19 – 20 лет 5
1.1. Понятие о координационных способностях 5
1.2. Средства и методы развития координационных способностей 10
1.3. Особенности координационных способностей гандболистов 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию координационных способностей гандболистов 19 – 20 лет 16
2.1. Организация исследования 16
2.2. Результаты исследования 20
2.3. Разработка методических рекомендаций по развитию координационных способностей гандболистов 24
Заключение 29
Список использованных источников 32
Следовательно, на данном этапе можно констатировать, что уровень сформированности координационных способностей было примерно равным. На контрольном этапе исследования были получены иные результаты:Таблица 2Результаты статистического анализа по t-критерию Стъюдента (констатирующий этап, экспериментальная и контрольная группы)Параметр КСt-критерий СтъюдентаЛовкость2,926**Пространственные ориентировки1,046Равновесие2,083*Точность2,184** - значимо для Р – 0,05** - значимо для Р = 0,01Tкр = 2,064 при Р = 0,05; tкр = 2,797 при Р = 0,01Таким образом, статистически значимые различия на уровне 1% получены по такому показателю сформированности координационных способностей, как ловкость. Различия на уровне 5% отмечены по показателям «Равновесие» и «Точность». Итак, после реализации формирующего эксперимента установлено, что у гандболистов экспериментальной группы значительно повысились координационные способности по сравнению с младшими школьниками контрольной группы.2.3. Разработка методических рекомендаций по развитию координационных способностей гандболистовВ данном параграфе проводится характеристика содержания методики тренировочных занятий гандболистов Указаны:- основные методические положения, сопровождающие проведение тренировочных занятий по гандболу с целью развития координационных способностей; - отличия подготовки в 1-ом и во 2-ом полугодии. С целью развития координационных способностей гандболистов использовалось следующее:- варьирование веса мяча, который применялся в работе над координационными способностями; - использование прыжков вверх: 1) на первом этапе – без отягощения, 2) на втором этапе – с небольшим отягощением, 3) на третьем этапе – со значительным отягощением; - отработка прыжков в яму с целью формирования умений группировки и падения.При выборе специальных отягощений важно руководствоваться следующими критериями: - использование отягощений не должно приводить к изменению структуры действий; - упражнения с отягощениями должны чередоваться с упражнениями без отягощений; - упражнения с лёгкими отягощениями должны выполняться с чередованием с упражнениями с тяжёлыми отягощениями; - важно использовать отягощения в условиях высокой скорости отработки двигательных действий гандболистов. Выполнение специальных упражнений для развития координации гандболистов должно осуществляться по следующим требованиям: - специальная работа на координацию выполняется 3 раза в неделю: 1 раз – умеренная интенсивность; 2 раза – поддержка полученных умений; - экспериментальная работа проводится в середине специальной работы; Следует отметить оптимальные параметры выполнения упражнений на координацию: - прыжки вверх без отягощения выполняются по 8-10 подходов, количество серий – от 5 до 8, отдых между подходами составляет 4-5 минут; - прыжки с отягощениями выполняются по 4 подхода, между ними должна быть пауза отдыха не менее 5 минут, после прыжков необходимо проверить пульс занимающихся. Количество сери – 4. Прыжки в яму выполняются также сериями. В рамках одного подхода количество прыжков не должно превышать 10 раз. Спортсмен может выполнять 5-5 серий. Пауза отдых составляет 5 минут.При выполнении упражнений важно развивать как координацию верхних, так и координацию нижних конечностей, а также координацию туловища: 1. Важно, чтобы упражнения выполнялись в сериях. Когда решаются задачи по совершенствованию нескольких компонентов координационных способностей (например, и точности, и равновесия), то важно анализировать успешность развития каждого качества отдельно.2. Важно, чтобы специальные упражнения выполнялись уже после разминки, когда тело спортсмена готово к интенсивной нагрузке. При том развитие координации требует высокого напряжения ЦНС, так что важно, чтобы к этому времени усталость спортсменов не была высокой. На первых этапах работа на координацию выполняется по следующему плану: - сначала дополнительные отягощения не используются; - на втором этапе отягощения являются умеренными; - далее вес отягощений повышается, развитие координации идёт в сочетании с силовой подготовкой. В подготовительном периоде используются упражнения без отягощений, а также упражнения, предполагающие использование незначительных отягощений. С приближением к соревновательному периоду вес отягощений должен повышаться. Непосредственно перед участием гандболистов с соревнованиях нельзя использовать тренировки с отягощениями: это, во-первых, может привести к травмам, во-вторых, в этот период работа на развитие координации не может проводиться интенсивно: спортсменам важно «выкладываться» на каждой игре.Работа, специально направленная на развитие координационных способностей, проводилась на трёх тренировках в неделю. При этом общий объём нагрузки был примерно одинаковый в экспериментальной и контрольной группах, чтобы спортсмены контрольной группы не перетренировывались и имели возможность восстановиться. Все параметры отягощений, которые были использованы для координационной подготовки, по величине соответствовали возможностям спортсменов и вес их варьировал в соответствии с подготовкой конкретного спортсмена.Как правило, тренировка подразделялась на три основные части: разминка + спецработа, основная часть, заключительная часть + дыхательная гимнастика. Экспериментальная работа проводилась в течение 30 минут. Далее рассмотрим, как работа по развитию координационных способностей распределялась по занятиям: Занятие 1:- прыжки без отягощений до 5 серий с интервалом отдыха 5 минутПрыжки в яму – 8- выпрыгивания из ямы – 8Перекаты – 8- упражнения с незначительными отягощениями – 4 серии с интервалом отдыха 5 минут. Занятие 2:- броски с использованием средних отягощений до 10 повторений, пауза отдыха 5 минут;- броски с использованием тяжёлых отягощений, 4 серии, пауза 5 минут- перекаты – 10 раз- прыжки в яму – 10 раз - выпрыгивания из ямы – 10 раз. На 3 занятии: - прыжки в яму с отягощениями – до 8 раз- выпрыгивания из ямы с отягощениями – до 8 раз.- броски без отягощений – 10 раз (4-5 серий)Таким образом, содержание работы на координацию варьировалось в разные дни недели в связи с решением тренировочных задач.В ходе тренировочного процесса проводилось наблюдение за самочувствием спортсменов. Установлено, что частота пульса у всех была в пределах нормы, не наблюдалось высокого уровня переутомления. Спортсмены проявляли высокий уровень мотивации к тренировкам, а также были нацелены на совершенствование координационных способностей.Таким образом, в рамках данного исследования удалось разработать эффективную методику с учётом диагностики спортсменов, поэтому цель полностью достигнута.ЗаключениеПроведённый анализ источников научной и методической литературы позволил определить сущность понятия «координационные способности» как способность человека интенсивно перестраивать двигательные действия в резко изменившихся внешних условиях.К настоящему времени создано множество разработок для развития координационных способностей. Выбор определённых из них основывается на возрастных особенностях занимающихся, уровня их подготовленности, а также цели развития координационных способностей.Развитие координационных способностей представляет собой одну из важнейших задач физического развития. В этой возрастной категории формируется мышечная система, скорость нарастания мышечной массы максимальна по сравнению с другими возрастными периодами, отмечается высокая психофизиологическая потребность в двигательной активности, которая обеспечивает своевременное и полноценное развитие систем организма, адаптацию к неблагоприятным условиям и устойчивость к инфекционным болезням. Двигательные нагрузки создают оптимальный темп созревания всех органов и систем и развитие физических качеств. Важнейшими методами развития координационных способностей становятся игровой и соревновательный.При анализе научной литературы было выявлено, что: 1) развитие координационных способностей происходит в возрасте от 4 до 16 лет, совершенствование координационных способностей начинается с 11 лет, в возрасте 15-20 лет спортсмены способны усваивать сложные координационные способности; 2) координационные способности представляют собой наиболее доступный эффективный способ как управления, так и регулирования двигательными действиями организма, наряду с чем реализуется адекватная адаптация лица к своеобразным внешним факторам и условиям, также наряду с данными процессами реализуется адаптация организма к быстроте, стабильности и координационной точности в процессе обучения движениям;3) общие координационные способности представляют собой способности лица, отражающие фактическую готовность организма к осуществлению эффективного управления собственными двигательными действиями; 4) специальные координационные способности представляют собой имеющиеся у человека возможности, исходя из которых определяется готовность организма к процессу осуществления оптимального управления двигательными действиями, которые схожи между собой по критерию происхождения и смысла; Стоит отметить, что в качестве базового средства, направленного на развитие координационных гандболистов в рамках исследования идентифицируются физические упражнения разнообразного характера, целью выполнения которых является деятельность по преодолению трудностей в процессе реализации координации собственных движений. На наш взгляд, средства гандбола является эффективными для развития координационных способностей, поскольку упражнения с мячом направлены на отработку точности движения, способности определения себя и предмета в пространственном поле, развитие ловкости и быстроты движения. В ходе педагогического эксперимента экспериментально проверили эффективность воздействия гандбола на развитие координационных способностей. Нами был составлен и реализован в экспериментальной группе комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей средствами гандбола. На каждом занятии по физической культуре планировались упражнения, направленные на развитие всех двигательных качеств. Все упражнения, направленные на развитие координационных способностей средствами гандбола, мы разделили на следующие виды: упражнения для разминки, упражнения с мячом, специально-развивающие упражнения. Занятия в экспериментальной группе проводились регулярно. Время одного занятия составляло 95 минут.Проведенное исследование подтверждает эффективность применения комплекса упражнений для развития координационных способностей у гандболистов. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.Список использованных источниковАкрамов Ж. А. Обоснование методики контроля и анализа критериев техники бросков мяча в ворота в гандболе: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 2012Аллани А. Б. Взаимосвязь эффективности защитных действий гандболистов и уровня развития физических качеств: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2015.Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. М.: Физкультура и спорт. -2011.Воронина В. Т. (2017) О развитии командных видов спорта в России [Текст] / В. Т. Воронина // Карельский научный журнал. - № 4 (21). – С. 341-344.Гандболистки "Ростов Дона" запустили онлайн тренировки и челлендж "гандбол дома" [Электронный ресурс] // TASS. URL: https://tass.ru/sport/8126525Горбачева В.В. (2020) Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения [Текст] / В.В. Горбачева, Е.Г. Борисенко // Волгоградская государственная академия физической культуры. - Том 1. – 370 с.Дзагания Д. Г. Исследование возрастной динамики морфофункциональных показателей гандболистов // Теория и практика физ. культуры. - 2016.- № 4. - С 29.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2011. Игнатьева В.Я. Гандбол. // «Физкультура и спорт». 2014. № 10Игнатьева В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов (Теория, методика и организация): Дис. доктора пед. наук. - М.,2011.Павлова Э.Г. Оптимальное сочетание тренировочных и восстановительных средств на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям гандболисток высокой квалификации: Метод, рекомендации. - Баку, 2010.Филин В.П. Становление и перспективы развития теории и методики юношеского спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - №2. - С.23.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. – М, 2012.Die kampagnefürdenhandballnachwuchs [Электронный ресурс] // DHB URL: https://www.dhb.de/de/services/mitspielen/es-lebe-der-sport/infos-- amp--motive/
1. Акрамов Ж. А. Обоснование методики контроля и анализа критериев техники бросков мяча в ворота в гандболе: Автореф. дис.канд. пед. наук. -М., 2012
2. Аллани А. Б. Взаимосвязь эффективности защитных действий гандболистов и уровня развития физических качеств: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2015.
3. Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. М.: Физкультура и спорт. -2011.
4. Воронина В. Т. (2017) О развитии командных видов спорта в России [Текст] / В. Т. Воронина // Карельский научный журнал. - № 4 (21). – С. 341-344.
5. Гандболистки "Ростов Дона" запустили онлайн тренировки и челлендж "гандбол дома" [Электронный ресурс] // TASS. URL: https://tass.ru/sport/8126525
6. Горбачева В.В. (2020) Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения [Текст] / В.В. Горбачева, Е.Г. Борисенко // Волгоградская государственная академия физической культуры. - Том 1. – 370 с.
7. Дзагания Д. Г. Исследование возрастной динамики морфофункциональных показателей гандболистов // Теория и практика физ. культуры. - 2016.- № 4. - С 29.
8. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2011.
9. Игнатьева В.Я. Гандбол. // «Физкультура и спорт». 2014. № 10
10. Игнатьева В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов (Теория, методика и организация): Дис. доктора пед. наук. - М.,2011.
11. Павлова Э.Г. Оптимальное сочетание тренировочных и восстановительных средств на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям гандболисток высокой квалификации: Метод, рекомендации. - Баку, 2010.
12. Филин В.П. Становление и перспективы развития теории и методики юношеского спорта // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - №2. - С.23.
13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания. – М, 2012.
14. Die kampagne für den handballnachwuchs [Электронный ресурс] // DHB URL: https://www.dhb.de/de/services/mitspielen/es-lebe-der-sport/infos-- amp--motive/