«Речевое поведение человека в малых социальных общностях».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Языкознание
  • 23 23 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 09.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Малые социальные общности и их значение для социолингвистики.................................................................................................5
1.1. Понятие малых социальных общностей и их значение для социолингвистики ..................................................................................................5
1.2. Особенности коммуникации в малых группах..............................................6
1.3. Виды малых групп............................................................................................7
1.4. Структура малой группы.................................................................................9
1.5. Влияние социокультурного контекста на речевое поведение....................10
1.6. Роль языка и коммуникативных стратегий в малых социальных общностях...............................................................................................................11
1.7. Влияние речевого поведения на социальные отношения..........................12
Глава 2. Анализ речевого поведения в малых социальных общностях....15
2.1. Коммуникативные стратегии в решении конфликтов в малых группах...15
2.2. Роль языковых средств в формировании и укреплении связей в малых социальных общностях........................................................................................18
2.3. Анализ полученных данных и их обсуждение...........................................19
Заключение..........................................................................................................22
Список использованной литературы..............................................................24
Приложение.........................................................................................................26


Фрагмент для ознакомления

Они способствуют улаживанию ситуаций и направляют нас к общей цели.8. Мы принимаем решения коллективно, обсуждая все возможные варианты действий и выбирая наилучший для группы путь.9. Мы научились лучше понимать друг друга, уважать различия мнений и работать сообща для достижения общих целей.Эти ответы отражают подход "Клуба литературных сомелье" к коммуникативным стратегиям в решении конфликтов и подчеркивают значимость диалога, уважения и сотрудничества в рамках малых групп.2.2. Роль языковых средств в формировании и укреплении связей в малых социальных общностяхВ книжном клубе "Клуб литературных сомелье" языковые средства играют важную роль в формировании и укреплении связей между участниками. В малой группе, у которой было взято интервью для исследования речевого поведения в разрешении конфликтов, разговоры о книгах и книжных вкусах ведутся на общем языке - русском, причем разговорным с элементами художественного и научного в приведении литературоведческих терминов, к примеру. Участники активно общаются, делятся впечатлениями от прочитанных книг, задают вопросы друг другу и высказывают свои точки зрения. Благодаря использованию языковых средств одного языка контакт между участниками малой группы установился быстро и развивается активно по сей день, несмотря на некоторые разногласия, которые между ними возникают (обычно на фоне того, что кому-то не нравится любое произведение другого человека, который состоит в этой же группе - отсюда возникают споры).Также, по признанию, участников малой группы книжного клуба, выбор тех или иных языковых средств устанавливает особую атмосферу при обсуждении литературных произведений. Так, когда зимой участники обсуждали «Властелин Колец», то использовали яркие образные выражения в речи, разные тропы и фигуры речи. В их речи преобладала экспрессия.Также в книжном клубе "Клуб литературных сомелье" языковые средства порой используются для проведения литературных мероприятий, дискуссий между участниками. Они дают свои рекомендации насчет книг, которые стоит почитать и обсудить в следующий месяц. Обсуждение литературных произведений на языке, понятном всем участникам (т.е. на русском), помогает более глубокому пониманию материала и позволяет каждому выразить свое мнение на ту или иную книгу.Таким образом, языковые средства играют ключевую роль в коммуникации и взаимодействии участников книжного клуба "Клуб литературных сомелье". Между ними преобладает доверие и взаимопонимание, что создает дружелюбную атмосферу.2.3. Анализ полученных данных и их обсуждениеДля анализа коммуникативных стратегий в решении конфликтов в выбранной для исследования малой группы клуба "Клуб литературных сомелье" и роли языковых средств в формировании и укреплении связей в этой общности, обобщим полученные результаты исследования:- малая группа книжного клуба умеют вежливо общаться друг с другом и решать возникающие противоречия и конфликты;-говоря на одном языке и читая одни и те же книги каждый месяц, члены малой группы более глубоко общаются друг с другом, понимают мнения друг друга и стараются учитывать точки зрения каждого участника;-малая группа книжного клуба обычно использует различные языковые средства, ориентируясь на прочитанные книги за каждый месяц. - речевое поведение малой группы можно считать корректно выстроенным, что позволяет членам этой общности дружелюбно и с доверием общаться друг с другом;- благодаря умению применять различные средства члены выбранной малой группы могут активно читать и обсуждать литературные произведения.Таким образом, различные коммуникативные стратегии могут быть использованы для разрешения возникающих конфликтов. При этом важно также учитывать контекст и особенности группы при выборе той или иной коммуникативной стратегии. Например, важно учитывать культурные различия, гендерный аспект, динамику взаимодействия между участниками.В малых социальных общностях языковые средства могут использоваться для установления близких отношений, поддержания социальной связи, передачи информации и выражения уважения друг к другу. Понимание речевого поведения, роли языка в формировании и укреплении связей в малых группах имеет важное значение для изучения динамики групповых взаимоотношениях.ЗаключениеГлава 1 посвящена изучению малых социальных общностей и их значению для социолингвистики. Малые социальные общности играют важную роль в формировании языковых практик, норм и идентичности. В них участники взаимодействуют на повседневном уровне, что способствует развитию уникальных коммуникативных стратегий, сленговых выражений и специфических общностных норм. Исследование малых социальных общностей позволяет лучше понять, как формируется языковая среда и какие факторы влияют на ее развитие.Глава 2 сосредотачивается на анализе речевого поведения в малых социальных общностях на примере нескольких участников «Клуба литературных сомелье». Языковые средства играют важную и многофункциональную роль в этой группе. В данном клубе язык служит не только средством общения, но также способствует формированию и укреплению связей между участниками.Языковые средства позволяют участникам выражать свои мысли, эмоции, обмениваться мнениями, анализировать тексты и создавать общие ценности и традиции. Язык становится инструментом для общения, установления контактов, укрепления взаимоотношений и формирования общего понимания внутри группы. Кроме того, языковые средства помогают участникам развивать навыки коммуникации, критического мышления и анализа текстов. Обсуждение литературных произведений на общем языке способствует более глубокому пониманию материала и позволяет каждому участнику выразить свое мнение. Языковые средства в книжном клубе "Клуб литературных сомелье" не только способствуют эффективному общению и обмену информацией, но также играют ключевую роль в формировании доверия, сотрудничества и обогащении общего опыта чтения и обсуждения литературы среди участников клуба.В целом, изучение малых социальных общностей и анализ речевого поведения в них демонстрирует важность контекста и культурных особенностей при изучении языковых явлений. Понимание динамики взаимодействия в малых группах помогает расширить наши знания о том, как язык функционирует в различных социокультурных контекстах и как он служит инструментом создания и поддержания социальных связей.Список использованной литературыБобарыкина, H.A. Общение в малой социальной группе Текст.: автореф. дис. канд. филол. наук / H.A. Бобарыкина. Саратов, 2003. - 19 с.Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М., 1990. – 246 с.Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. – М.: Либроком, 2009. – 176 с.Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с.Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. / Т.А. Дейк. – М., 1989. – 312 с.Донцов, А.И. О понятии «группа» в социальной психологии Текст./A.И.Донцов//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология,-1997, №4. С. 17-25. Земская, Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. / Е.А. Земская. – М.: Языки слав. культуры, 2004. – 254 с.Краснов А.В. Социальная психология: психология малых групп [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Краснов ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020. – 1,24 Мб ; 88 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/krasnovsocialnaya-psixologiya-psixologiya-malyx-grupp.pdf. – Заглавие с экрана.Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты Текст./ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. М., 1991.- 317с. Крысин, Л. П. О речевом поведении в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность. -М. : Наука, 1989а. - С. 78 - 86.Литературный сомелье. Режим доступа: https://litsome.ru/ (дата обращения: 08.06.2024).Маслова, В.А. Лингвокультура: Учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений / В.А. Маслова. – М., 2001. – 208 с.Ожегов, C. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. — М., 1974.Опалев, А.В. Умение общаться с людьми/А.В. Опалев. – М., 1996. – 318 с.Рыбкина Д. П. Особенности речевого поведения и внутригрупповые отношения членов малой социальной группы (на примере речевого общения циркового коллектива "конфетти") // E-Scio. 2019. №8 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-povedeniya-i-vnutrigruppovye-otnosheniya-chlenov-maloy-sotsialnoy-gruppy-na-primere-rechevogo-obscheniya (дата обращения: 09.06.2024).Эксакусто, Т. В. Основы психологии малых групп и управления коллективом: учебное пособие. / Т. В. Эксакусто; Южный федеральный университет. – Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 209 с.ПриложениеРисунок 1 - сайт «Клуба литературных сомелье»

Список использованной литературы
1. Бобарыкина, H.A. Общение в малой социальной группе Текст.: автореф. дис. канд. филол. наук / H.A. Бобарыкина. Саратов, 2003. - 19 с.
2. Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М., 1990. – 246 с.
3. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т.Г. Винокур. – М.: Либроком, 2009. – 176 с.
4. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с.
5. Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. / Т.А. Дейк. – М., 1989. – 312 с.
6. Донцов, А.И. О понятии «группа» в социальной психологии Текст./A.И.Донцов//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология,-1997, №4. С. 17-25.
7. Земская, Е.А. Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. / Е.А. Земская. – М.: Языки слав. культуры, 2004. – 254 с.
8. Краснов А.В. Социальная психология: психология малых групп [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. В. Краснов ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020. – 1,24 Мб ; 88 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/krasnovsocialnaya-psixologiya-psixologiya-malyx-grupp.pdf. – Заглавие с экрана.
9. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты Текст./ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. М., 1991.- 317с.
10. Крысин, Л. П. О речевом поведении в малых социальных общностях (постановка вопроса) // Язык и личность. -М. : Наука, 1989а. - С. 78 - 86.
11. Литературный сомелье. Режим доступа: https://litsome.ru/ (дата обращения: 08.06.2024).
12. Маслова, В.А. Лингвокультура: Учебн. пособие для студентов высш. учебн. заведений / В.А. Маслова. – М., 2001. – 208 с.
13. Ожегов, C. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. — М., 1974.
14. Опалев, А.В. Умение общаться с людьми/А.В. Опалев. – М., 1996. – 318 с.
15. Рыбкина Д. П. Особенности речевого поведения и внутригрупповые отношения членов малой социальной группы (на примере речевого общения циркового коллектива "конфетти") // E-Scio. 2019. №8 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-povedeniya-i-vnutrigruppovye-otnosheniya-chlenov-maloy-sotsialnoy-gruppy-na-primere-rechevogo-obscheniya (дата обращения: 09.06.2024).
16. Эксакусто, Т. В. Основы психологии малых групп и управления коллективом: учебное пособие. / Т. В. Эксакусто; Южный федеральный университет. – Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 209 с.