Государство и средства массовой информации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 10.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1.Общая характеристика государства 6
1.1.Понятие и признаки государства 6
1.2. Взгляды на место и роль государства в политической системе общества 9
2. Государство и средства массовой информации 14
2.1.Понятие, значение и функции средств массовой информации 14
2.2.Взаимосвязь государства и средств массовой информации 17
2.3.Актуальные проблемы взаимодействия СМИ и государства на современном этапе развития Российского государства 20
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 29
Фрагмент для ознакомления

д.).Многие исследователи в числе отличительных особенностей информационного поля РФ называют доминирование телевидения, которое стало не только основным, но для многих граждан РФ и единственно доступным каналом массовой информации. Это главным образом характеризует тип и содержание картины мира, которую создают СМИ в человеческом сознании: оно главным образом имеет событийно-жанровый характер, где тесно переплетены информация и развлечения, тематические материалы все более вытесняются различными шоу, а их обсуждение сконцентрировано на персонаже, а не на проблеме.За популярностью телевидения стоит не только иллюзия бесплатного доступа к коммуникации (по сравнению с дорогостоящей печатной продукцией). Относительные гарантии этого доступа, причем максимально синхронизированного с транслируемыми событиями (газеты существенно запаздывают, журналы выходят нерегулярно, доставка налажена плохо), или впечатляющая подробность, наглядность, телесообщения в сравнении с радиопередачей. Телевидение формирует мир, который в этом случае дублирует зачаточные, слабо развитые формы организации социальной жизни или возмещает отсутствующие институты гражданского общества. Доверие к масс-медиа (все еще относительное высокое) – обратная сторона отчужденности реципиентов от происходящего, выражение их зрительского участия в социальной реальности.Просмотр телевидения не только замещает активную, массовую политическую жизнь пассивным просмотром телевизионных новостей. Телевидение замещает и большинство иных несостоявшихся форм участия граждан, социальной солидарности (клубы по интересам, различные союзы и ассоциации, формы самоорганизации досуга и потребительского поведения, в конечном счете, реальные политические партии), формируя целые области исключительно визуальной чужой жизни, виртуально-телевизионной реальности, которая завораживает зрителей своей как бы доступностью, иллюзией присутствия. Разыгрывая разные ситуации, инсценируя сюжетные коллизии, телевидение воспроизводит полный перечень представлений и ценностей, значимых сегодня для сообщества россиян в целом, является неким «живым календарем» ритуалов социальной сопричастности и единства. Соответственно, телевидение сегодня самим апелляционным характером к массе формирует целостность, вне указанного систематически повторяющегося акта коммуникации не существующую.Ведущим агентом информационного поля продолжает оставаться Российское государство. Оно не только предусматривает права и обязанности журналистских коллективов, определяет «правила игры», регламентирует их деятельность через уполномоченный на то орган, но и признается (как минимум де-факто) собственником большинства СМИ (в особенности региональных).Представление о возможностях влияния государства на средства массовой информации предоставляет перечень прерогатив, относящихся к полномочиям государства:1) выработка и практическая реализация политики государства в сфере СМИ;2) регистрация СМИ и рекламных агентств;3) лицензирование радио- и телевещания;4) контроль за соблюдение российского законодательства, правил регистрации и получения лицензий, наложений взысканий, установленных российским законодательством, вынесение предупреждений, предоставление и аннулирование лицензий и регистраций в предусмотренном порядке;5) выработка и реализация мероприятий в сфере развития, эксплуатации, реконструкции, сертификации и стандартизации технической базы, технических и других стандартов и нормативов;6) подготовка законодательных и других юридических актов в сфере СМИ.Таким образом, можно прийти к выводу, что сегодня у политического режима Российской Федерации есть достаточно ресурсов (финансовых, правовых и административных), которые обеспечивают возможность выстраивать такую информационную политику, которая, с одной стороны, определяется гомогенностью происходящих в стране и мире процессов и явлений, с другой — занимает доминирующее положение. СМИ в Российской Федерации выступают в роли агента государства, а медиативная функция посредника между различными социальными группами отходит на второй план. Думается, это связано с тем, что власть не стремится к диалогу с общественными группами и реальному взаимодействию с ними.ЗаключениеХарактеристика России в качестве правового государства предполагает, что в деятельности и организации государства преобладают правовые принципы, а не мотивы политической целесообразности.Государственная власть в России подлежит осуществлению на основании разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Все органы государства являются самостоятельными. Подобное разделение единой государственной власти заключается, в первую очередь, в осуществлении каждой из них независимыми друг от друга структурами механизма государства. Целью подобного разделения признается обеспечение прав и свобод граждан, законности, формирование гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь власти государства ограничивается другой, разные ее ветви взаимно обуславливают друг друга, действуя в качестве механизма сдержек и противовесов, предотвращая монополию власти одним определенным институтом. Политическая система РФ сформировалась в результате реформирования советской политической системы. По этой причине на данный период времени политическая система России продолжает переживать период собственного постановления – это довольна продолжительная процедура, болезненная и противоречивая. Структура гражданского общества является аморфной, нестабильность отношений в обществе порождает у граждан безразличие к решению общественных проблем.Взаимодействие государства и средств массовой информации довольно разнопланово и может иметь большое количество форм (как противодействия, так и положительного взаимодействия). В настоящее время необходимо развивать и поддерживать положительное взаимодействие государственных органов власти и СМИ, по этой причине средства массовой информации исполняют роль посредников между государством и обществом.Посредническая роль средств массовой информации состоит, в первую очередь, в том, что они представляют общественные интересы перед властью, оказывают обществу помощь в их формулировании и защите, сами признаются наиболее важным институтом гражданского общества, не уклоняясь, вместе с тем, от роли некоего передаточного механизма импульсов, которые идут от государства к обществу и обратно. Для власти в этих отношениях приоритетом является общественная поддержка, благополучие государства и свое благополучие, а для средств массовой информации желание максимально полезно для людей осуществить собственную деятельность и быть, вместе с тем, контролером и посредником между обществом и государством.Главная цель СМИ при этом – достижение демократии, утверждения обществом всех ценностей демократии. СМИ реализовывают здесь не только функцию формирования, но также и моделирования политической культуры граждан, являются реальным участником сложной процедуры нейтрализации подданничества и формирования новых ориентаций, призванных обеспечить партнерство в обществе и политическую ответственность.В РФ «гражданское общество» в существенной мере отражает гибридный тип политического режима, включающий в себя демократические и авторитарные элементы. Безусловно, развитие дискурсивных практик подразумевает расширение области социально-политических средств массовой коммуникации в общей структуре СМИ.Следовательно, СМИ исполняют колоссальную роль в процессе формирования правового государства и становления правовой культуры, и только по итогам их работы любой участник общества сумеет получить навыки сотрудничества, общения, формирования совместной деятельности, овладевает способностью ставить и решать жизненные и профессиональные задачи. В свою очередь это послужит совершенствованию российского общества, повышению уровня правовой культуры.В целях совершенствования взаимодействия СМИ и государства предлагается следующее. Для формирования экономической независимости СМИ, их ответственности перед обществом, способности к самоорганизации, государству необходимо разработать критерии, позволяющие выделить СМИ, которые нуждаются в поддержке, а также определиться с налоговыми льготами, субсидиями, проявить лояльность к издательствам, полиграфическим комбинатам и средствам связи, а также упорядочить систему доставки печатных изданий.Государство в силу ряда причин, вызванных непростой экономической ситуацией, неразвитостью гражданского общества и процессов саморегулирования СМИ, должно принять на себя основную тяжесть регулирования процессов массовой коммуникации.Следует законодательно закрепить освобождение от государственного учредительства региональные СМИ, ибо, чем более самостоятельным участником политического процесса станет пресса, тем больше от этого выиграет демократия.Список использованных источников и литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.03.2024) О средствах массовой информации // Российская газета, N 32, 08.02.1992Научная и учебная литература:3. Агеева П.И., Юкласова А.В. Анализ взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации // Журнал «Закон и право». - 2023. - С. 129-130.4. Афонин М.В., Кривова А.Л., Свиридов Д.Ю. Глобализация как условие и фактор взаимодействия общества, государства и СМИ // Вопросы национальных и федеративных отношений. Сборник научных статей. - 2023. - Т. 13. - № 5 (98). - С. 2034-2036.5. Баранова Л.Р., Днепровская Д.Н. СМИ и государство // Журнал «Заметки ученого». - 2020. - № 1 (44). - С. 177-180.6. Бочаров А.Б. Государство и СМИ как социальные институты: пути конвергенции // Журнал «Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС». - 2023. - Т. 14. - № 4 (61). - С. 204-211.7.Бялт В.С., Чимаров С.Ю. К вопросу о понятии и признаках государства // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2022. - № 90-2. - С. 37-39.8. Гончаров Д.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Современная наука: проблемы и перспективы развития». - 2022. - С. 72-76.9. Горшунова Е.Е. Роль СМИ в процессе взаимодействия государства и общества // Журнал «Труды молодых ученых Алтайского государственного университета». - 2022. - № 16. - С. 156-158.10. Ковалев М. Понятие, сущность и функции средств массовой информации // Молодые ученые России. Сборник научных статей. - 2021. - С. 215-218.11. Кулебякина А.Е., Покарева М.А. Определение понятия государства, его сущностные признаки // Юность. Наука. Культура. Сборник научных статей. - 2022. - С. 288-292.12. Марченко, М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс : учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024.-304 с.13. Огурцова А.Ю. Средства массовой информации как элемент структуры гражданского общества // Исторические, философские, методологические проблемы современной науки. Сборник научных статей. – 2022. – С. 386-391.14. Полищук Н.И. Понятие, признаки и сущность государства // Журнал «Закон и право». - 2022. - № 28. - С. 148-189.15.Сабирова Н.С. Влияние средств массовой информации на политическую культуру современной России // Журнал «Вопросы политологии». - 2021. - Т. 11.- № 11 (75). - С. 3146-3151.16. Селезнева П.М. Понятие государства, его признаки и функции // Журнал «Неделя науки». -2020. - С. 240-243.17.Финажина А.Л. Средства массовой информации: понятие, сущность и правовые основы // Журнал «Актуальные исследования». - 2023. - № 29-2 (159). - С. 42-48.18.Холодкова А.А. Конституционно-правовой статус средств массовой информации (СМИ) // Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Сборник научных статей. - 2023. - С. 369-371.19. Шаталов Е.А. К вопросу о государстве и политической системе общества // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2022. - № 7. - С. 15-19.20.Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Вестник экономической безопасности». - 2021. - № 1. - С. 29-35.

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 11.03.2024) О средствах массовой информации // Российская газета, N 32, 08.02.1992

Научная и учебная литература:

3. Агеева П.И., Юкласова А.В. Анализ взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации // Журнал «Закон и право». - 2023. - С. 129-130.
4. Афонин М.В., Кривова А.Л., Свиридов Д.Ю. Глобализация как условие и фактор взаимодействия общества, государства и СМИ // Вопросы национальных и федеративных отношений. Сборник научных статей. - 2023. - Т. 13. - № 5 (98). - С. 2034-2036.
5. Баранова Л.Р., Днепровская Д.Н. СМИ и государство // Журнал «Заметки ученого». - 2020. - № 1 (44). - С. 177-180.
6. Бочаров А.Б. Государство и СМИ как социальные институты: пути конвергенции // Журнал «Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС». - 2023. - Т. 14. - № 4 (61). - С. 204-211.
7. Бялт В.С., Чимаров С.Ю. К вопросу о понятии и признаках государства // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2022. - № 90-2. - С. 37-39.
8. Гончаров Д.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Современная наука: проблемы и перспективы развития». - 2022. - С. 72-76.
9. Горшунова Е.Е. Роль СМИ в процессе взаимодействия государства и общества // Журнал «Труды молодых ученых Алтайского государственного университета». - 2022. - № 16. - С. 156-158.
10. Ковалев М. Понятие, сущность и функции средств массовой информации // Молодые ученые России. Сборник научных статей. - 2021. - С. 215-218.
11. Кулебякина А.Е., Покарева М.А. Определение понятия государства, его сущностные признаки // Юность. Наука. Культура. Сборник научных статей. - 2022. - С. 288-292.
12. Марченко, М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс : учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024.-304 с.
13. Огурцова А.Ю. Средства массовой информации как элемент структуры гражданского общества // Исторические, философские, методологические проблемы современной науки. Сборник научных статей. – 2022. – С. 386-391.
14. Полищук Н.И. Понятие, признаки и сущность государства // Журнал «Закон и право». - 2022. - № 28. - С. 148-189.
15. Сабирова Н.С. Влияние средств массовой информации на политическую культуру современной России // Журнал «Вопросы политологии». - 2021. - Т. 11.- № 11 (75). - С. 3146-3151.
16. Селезнева П.М. Понятие государства, его признаки и функции // Журнал «Неделя науки». -2020. - С. 240-243.
17. Финажина А.Л. Средства массовой информации: понятие, сущность и правовые основы // Журнал «Актуальные исследования». - 2023. - № 29-2 (159). - С. 42-48.
18. Холодкова А.А. Конституционно-правовой статус средств массовой информации (СМИ) // Современные тенденции и инновации в науке и производстве. Сборник научных статей. - 2023. - С. 369-371.
19. Шаталов Е.А. К вопросу о государстве и политической системе общества // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2022. - № 7. - С. 15-19.
20. Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Вестник экономической безопасности». - 2021. - № 1. - С. 29-35.