Духовные факторы социализации молодёжи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 40 40 страниц
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 10.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМА СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и проблема социализации молодежи в современном обществе 6
1.2. Социальный анализ феномена духовности 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 27
2.1. Факторы духовного развития современной молодежи 27
2.2. Анализ влияния социальных и духовных ценностей на социализацию молодежи 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Фрагмент для ознакомления

Этот выбор требует определенной гибкости, поскольку, с одной стороны, стоит задача интегрироваться в глобальное сообщество на правах равноценного партнера международных отношений, а с другой – не утратить своей уникальности на фоне процессов стандартизации и унификации культуры.Молодежь более подвержена социальным рискам, девиациям, а также негативному воздействию, которое несет информационное общество, оказывая все возрастающее влияние на процессы развития молодых людей, их ценностные ориентации, особенности мышления. Эти особенности, наблюдаемые уже в нескольких поколениях последнего десятилетия, позволяют с уверенностью утверждать, что речь идет о формировании человека нового типа – более уверенного в том, что касается манипуляций материальными объектами и средствами поиска информации, но гораздо менее подготовленного к социальному взаимодействию[7, с. 72]. В частности, можно обратить внимание на снижение значимости в современных ценностных ориентациях молодежи таких качеств, как доброта, альтруизм, способность к сопереживанию. При этом на более высокие позиции поднялись такие качества, как потребность к самоактуализации, ориентация на успех.Однако, эти данные следует интерпретировать не как показатель роста бездуховности, а как маркер, указывающий на такие проблемы современных молодых людей, как чувство отчужденности от мира, необходимость приспосабливаться к быстрым социальным изменениям, отсутствие уверенности в будущем и своего места в нем. Эти проблемы не новы, и решение их лежит в поддержке и формировании позитивных ценностей молодых людей, создании социального пространства для реализации их интересов и способностей. Именно на это, в частности, ориентирована современная государственная молодежная политика.Рассматривая комплекс причин, следует обратить внимание на ключевом факторе, провоцирующим у молодежи девиации. Таким фактором является неприятие молодым человеком своего «Я», недостаток самоуважения. Неприятие собственного «Я» появляется, в свою очередь, когда молодой человек ощущает свое несоответствие требованиям и ожиданиям общества в силу каких-то причин: недостатка материальных ресурсов, неспособности правильно определить свои социальные роли, противоречивость предъявляемых требований и ожиданий. Важным также является то, что в молодежном возрасте еще не сформирована способность эффективно применять конструктивные психологические защиты, позволяющие минимизировать последствия негативного социального опыта. И именно девиантное поведение становится такой (деструктивной) психологической защитой, которая дает молодому человеку субъективное чувство собственной значимости. Важнейшим фактором практики девиантного поведения являются девиантное окружение. Группа сверстников, отличающаяся девиантным поведением, образует замкнутую субкультуру, принадлежность и одобрение которой становится для молодых людей эрзацем чувства самоуважения. Обусловлено это тем, что такая субкультура формирует внутри собственные социальные ценности и требования, которым подросток соответствует, выполняя определенные действия и придерживаясь определенных правил. Молодому возрасту присущ высокий уровень готовности к принятию групповых норм, изменению убеждений в соответствии с мнением наиболее авторитетных взрослых лиц. В современной социокультурной ситуации мнение группы выступает определяющим фактором для формирования мировоззрения молодого человека, в связи с чем в рамках государственной политики особое значение приобретают такие формы работы с молодежью, которые позволяли бы ей формировать собственную позитивную социальную идентичность.Таким образом, социально-философский анализпозволяет раскрыть специфику усложняющегося механизма социального конструирования реальности и механизма социализации в рамках информационного общества. Алгоритм социализации, в ходе которых у индивидов формируются определенные типизированные «запросы» и «отклики» может быть дополнен новыми социальными факторами, порой усложняющими данный алгоритм до состояния «сбоя», в результате которого наблюдается кризис традиционной линейной модели социализации. В числе таких факторов мы полагаем необходимым назвать разные аспекты информационной и виртуальной реальности, порой дублирующие, а порой расширяющие социальную действительность.§ 2.2. Анализ влияния социальных и духовных ценностей на социализацию молодежиМолодежь, как и другие социальные группы, формирует свои цели и ценности под воздействием различных факторов, о которых будет рассказано позднее. Изучая положительные и отрицательные черты молодежи, можно выявить некоторые противоречия: в ней сочетаются целеустремленность и бездействие, альтруизм и эгоизм, человеколюбие и агрессивность, высокий ум и лень, стремление к знаниям и жажда богатства. Эти черты, в сущности, являются человеческими пороками и добродетелями. Проблемы социализации молодежи и их реализация в жизни долгое время привлекали внимание выдающихся российских социологов, таких как Боряз В.Исследования, проведенные Н. Вишневским Ю. Р. и Горшковым М. К, позволяют выделить основные ценности, которые ценит современная молодежь. Среди них можно выделить следующие: материальное благополучие и успешная карьера, любовь, семья, личная свобода, толерантность, дружба, мир и противостояние насилию, здоровье, культ тела, саморазвитие, уважение к родителям, лидерство, возможность творчества и самовыражения. Важно отметить, что формирование современного подростка и молодого человека подвержено сильному влиянию различных аспектов.Современное сознание человека подвержено постоянным изменениям, которые обусловлены воздействием различных внутренних и внешних процессов. Молодежь формирует свое миропонимание под воздействием различных факторов, включая природную и социальную среду, общественные отношения, социализацию и индивидуализацию, межличностные взаимодействия, а также образовательную систему. Эти факторы оказывают значительное влияние на процессы формирования сознания и восприятия мира[27, с. 170].Важно учитывать, что образовательные учреждения, влияние воспитательных процессов на человека, самообразование и саморазвитие, государственная идеология и политика, а также средства массовой информации, все они оказывают значительное воздействие на молодежь. Особенно важно отметить, что средства массовой информации играют роль в формировании мировоззрения, что приводит к пассивному формированию мировоззрения извне. СМИ имеют возможность оказывать массированное единовременное воздействие на общественное мнение и опосредованно влиять на мировоззрение людей.В ходе социальных действий, они стимулируют быстрое укрепление необходимых мировоззренческих установок в сознании людей. Культура представляет собой выражение духовных потребностей человека и отражает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Она проявляется в формах организации жизнедеятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [11, с. 181].Исследование выявило следующие особенности социализации молодежи в России: 1. Изменение основных социальных институтов. Социальные институты обеспечивают стабильность и устойчивость взаимодействия членов общества в ключевых областях жизнедеятельности. Их трансформация и изменение приводят к затруднениям в выборе молодыми людьми модели поведения. 2. Искажение ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и формирование системы социального контроля. Такое искажение неизбежно приводит к дезорганизации общественной системы, и вместе с тем происходит замещение задачи социального контроля противоположным процессом.3. Акселерация общественного развития сказывается на процессе социализации молодежи, который протекает значительно быстрее по сравнению с эпохой Советского Союза. Рост территориальной и социальной мобильности играет ключевую роль в формировании личности молодого человека, уменьшая значимость его привязанности к конкретному месту проживания. Воздействие массовой культуры, рекламы и средств массовой информации оказывает отрицательное воздействие на российскую молодежь, приводя к отчуждению от духовных ценностей и идеалов предшествующих поколений.Во многих случаях негативное воздействие наблюдается при определенных условиях, что способствует формированию девиантного поведения среди молодежи. Один из основных факторов, который влияет на это, связан с урбанизированным образом жизни. Развитие информационных технологий приводит к увеличению роли городов в обществе, что привлекает все больше молодых людей и способствует росту численности мегаполисов из года в год. Кроме того, изменение стратегий в отношении брачно-семейных отношений также оказывает свое влияние. Современная российская молодежь больше не стремится к созданию семьи, а ставит на первое место достижение успеха в профессиональной карьере и саморазвитие. Брак постепенно теряет свою значимость в их глазах.4. Развитие научных знаний и информационных технологий направлено на формирование экономической социализации индивида. В связи с этим стремление молодежи к достижению материального благосостояния становится ключевым аспектом[26, с. 182]. Процессы изменения институтов опережают трансформацию личности, что приводит к кризису в традиционной социальной деятельности, усилению экономических проблем по сравнению с социальными и появлению конфликтов между этическими и рыночными ценностями. Экономическая свобода замещает моральную в силу реальных условий жизни молодого поколения.В контексте экономической социализации важным фактором являются ценности и самосознание личности. Процесс интеграции молодежи в общественное пространство, объединяющее экономику, политику и социокультурные аспекты, требует активной экономической социализации личности как основного направления государственной социальной политики. Однако необходимо понимать, что преобладание экономических конфликтов в жизни молодежи без возможности их разрешения может привести к психологическим деформациям, задержке профессионального развития и увеличению социальной напряженности в обществе.Изучая процесс социализации молодежи как проблему в социальной и психологической плоскости, необходимо учитывать как социальные факторы влияют на формирование личности, а также каким образом личность адаптируется к социальным влияниям и как она проявляет свою социальную сущность в различных ситуациях[28, с. 303]. Таким образом, молодежь, как особая социальная группа, обладает уникальными функциями, и ее механизмы адаптации к определенной среде более гибкие по сравнению с другими группами населения. Эти особенности являются наиболее ценными в условиях современных изменений в обществе, направленных на централизацию.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе был осуществлен социально-философский анализ процесса социализации молодежи в условиях современного общества.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Процесс социализации представляет собой непрерывный процесс, в рамках которого общество передает и осваивает человек на протяжении всей его жизни социальные нормы, культурные ценности, идеалы и образцы поведения, необходимые для нормального существования в определенном обществе. В то время как ранее роль индивида определялась его присутствием в материальной, социальной и духовной сферах, сегодня развитие информационных технологий и их интеграция в межличностное общение и духовную жизнь позволяют утверждать, что теперь человека также определяет его наличие в информационном пространстве.Эволюция новых форм информации и увеличение объема информационного потока приводят к изменениям в восприятии окружающего мира человеком. Эти изменения затрагивают не только поведение и ценности человеческой природы, но также влияют на его мировоззрение. В результате возникает необходимость пересмотра классической модели социализации, что приводит к усложнению и нелинейности этого процесса.Современные информационные технологии можно рассматривать как фундаментальное онтологическое условие для существования современного человека.С учетом эволюционных изменений в информационных технологиях и Интернете, их влияние на актуальные ценности объективного мира будет меняться. Наблюдаемые особенности этих технологий в последние десятилетия позволяют с уверенностью говорить о появлении нового типа человека. Этот тип более уверен в манипуляциях материальными объектами и поиске информации, но менее подготовлен к социальному взаимодействию. Это приводит к росту популярности развлечений, которые не требуют личной коммуникации, то есть виртуальных форм.В результате анализа было обнаружено значительное усиление противоречий в ценностных установках, вызванное специфичными характеристиками социального статуса молодежи и ее взаимодействия в сфере социальных отношений. Молодые индивиды остро ощущают увеличивающееся разночтение между заявленными целями и недостатками правовых, экономических и управленческих механизмов в их практической реализации. Эта проблема наиболее ярко проявляется в осуществлении планов молодежи в области образования и профессионального самоопределения.Исследование показывает, что современная молодежь оценивает возможности образования и профессионального роста в стране выше, чем они на самом деле. В то же время, выявлены различные факторы, которые серьезно ограничивают доступ к образованию и карьере для многих молодых людей. Молодежь все чаще придает большее значение практическим аспектам общественной и личной жизни, подчиняя свою трудовую активность личным целям. Однако в этой тенденции можно увидеть и позитивные моменты, такие как готовность молодого поколения активно участвовать в социальных изменениях.В современной эпохе, структуры государства, ответственные за интеграцию молодежи в общество (включая образование, медицину, семью и другие), показывают определенные недостатки, что вызывает определенное сожаление. Чтобы раскрыть потенциал молодежи, необходимо ясно определить цели, методы и задачи работы с этим социальным сегментом. Общество не может функционировать на должном уровне без эффективной и тщательно продуманной молодежной политики, что является важным интересом для общества в целом.Данное исследование не претендует на исчерпывающую полноту. Наиболее перспективным направлением дальнейшего изучения проблемы социализации является исследование влияния факторов глобализации и социальных трансформаций, на процессы самоидентификации молодежи.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАрдашев Р.Г. Трансформация сознания молодежи в эпоху виртуальности / Р.Г. Ардашев // Alma Mater (Вестник высшей школы). –2021. - № 5. –С. 31-34.Ардашев Р.Г. Трансформация сознания после пандемии:новые грани виртуальности / Р.Г. Ардашев // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. –Иркутск, 2020. –С. 56-63Бауман, З. Глобализация: последствия для человека и общества / З. Бауман [Электронный ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/bauman-globalizaciya-8l.pdf (дата обращения: 08.06.2024).Бергер, П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – М.: Медиум, 1995. – 334 с.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.Бураева, Л.А., Дадова, З. И. О проблемах негативного влияния глобального информационного пространства на процесс становления системы ценностей молодежи / Л. А. Бураева, З. И. Дадова // Социально-политические науки. – 2018. – № 5. – С. 270-272.Бушкевич В. В. Проектный подход к реализации приоритетов государственной молодежной политики в России / В.В. Бушкевич // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. - № 2. – С. 70-72.Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи / В. Виндельбанд В. // Избранное: Дух и история. – Москва : Юрист, 1995. – С. 20-293.Гревцева Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде/ Г.Я. Гревцева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. –2022. - № 1. –С. 40-49.Даниленко В. П., Даниленко Л. В. Основы духовной культуры в картинах мира / В.П. Даниленко, Л.В. Даниленко. – Иркутск : ИГУ, 1999. – 537 с.Долгополова М. Е. Жизненные ценности современной молодёжи / М.Е. Долгополова, Е.В. Яценко. // Юный ученый. – 2023. - № 4 (67). – С. 177-180Дудина О.В. К вопросу о структуре цифровой социализации в контексте современного образования/ О.В. Дудина // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. –2021. - № 3 (112). –С. 161-166Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, М.Г. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 358 с.Кошарная Г.Б. Современные формы девиантного поведения молодежи в условиях цифровизации российского общества / Г.Б. Кошарная, Е.А. Данилова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. общественные науки. –2021. - № 2(58). –С. 100-109.Мартынов, К. Homo digitus. Кирилл Мартынов о цифровом человечестве [Электронный ресурс] / К. Мартынов // Фонд Общественное мнение. URL: http://fom.ru/science/10025. (дата обращения: 08.06.2024).Маслова В. А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 256 с.Мид Дж. Интернационализированные другие и самость / Дж.Г. Мид // Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 265 с.Митрохин РВ. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р. В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. – № 2. – С. 53-58.ПанаринА. Православная цивилизация в глобальном мире / А. Панарин – Москва : Изд-во Эксмо, 2003. – 543 с.Петров И. Ф., Петров Л. И. Изучение духовой жизни общества: социологический подход / И.Ф. Петров, Л.И. Петров // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - № 17. – С. 183-190.Поликанова, Е.П. Социализация личности / Е. П. Поликанова // Философия и общество – 2003. - № 2. – С. 84-109.Поликарпова В. А., Поликарпова Е. В. Этические ценности как защитная система культуры / В.А. Поликарпова, Е.В. Поликарпова // Манускрипт. – 2019. - № 11. – С. 185-188.Полюшкевич О.А. Формы просо-циальных практик в виртуальном мире / О.А. Полюшкевич // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич.– Иркутск, 2021. –С. 121-123.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс / пер. с англ. В. Данченко. – М.: Прогресс, 2004. – 479 с.Силенко C. B. Философия Г.Риккерта: Единство гносеологии, методологии и аксиологии: автореферат дис. кандидата философск. наук / C.B. Силенко. – Ростов-на-Дону, 2006. – 24 с.Скуденков В.А. Влияние виртуальности на экономические притязания граждан России/ В.А. Скуденков // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. –Иркутск, 2021. –С. 181-183.Скуденков В.А. Экономические и социальные притязания в условиях виртуализации образа жизни молодежи / В.А. Скуденков // Социальная реальность виртуального пространства. материалы IV Международной научной конференции. –Иркутск, 2022. –С. 168-173.Скуденков В.А. Экономические притязания и социальные статусы в выборе виртуальных профессий в цифровом мире/ В.А. Скуденков // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. –Иркутск, 2021. –С. 302-306.Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович – Москва : Республика, 1994. – 464 с.Уледов А. А. Духовная жизнь общества / А.А. Уледов. – Москва : УРСС, 1990. – 271 с.Черёмухина А. В. Особенности социализации современной российской молодежи / А. В. Черёмухина, Л. Э. Панкратова // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе: сборник статей X Уральского демографического форума: в 2-х т. –Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2019. – С. 418-422.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – Москва : Прогресс, 1996. – 344 с.Ярославцева Е.И. Интерактивный человек в пространстве современных межкультурных коммуникаций / Е. И. Ярославцева // Библиотечное дело XXI век. – 2008. - № 1. – С. 89-94.

1.Ардашев Р. Г. Трансформация сознания молодежи в эпоху виртуальности / Р.Г. Ардашев // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2021. - № 5. – С. 31-34.
2.Ардашев Р.Г. Трансформация сознания после пандемии:новые грани виртуальности / Р.Г. Ардашев // Социальная реальность виртуального пространства. материалы II Международной научно-практической конференции. – Иркутск, 2020. – С. 56-63
3.Бауман, З. Глобализация: последствия для человека и общества / З. Бауман [Электронный ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/bauman-globalizaciya-8l.pdf (дата обращения: 08.06.2024).
4.Бергер, П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – М.: Медиум, 1995. – 334 с.
5.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
6.Бураева, Л.А., Дадова, З. И. О проблемах негативного влияния глобального информационного пространства на процесс становления системы ценностей молодежи / Л. А. Бураева, З. И. Дадова // Социально-политические науки. – 2018. – № 5. – С. 270-272.
7.Бушкевич В. В. Проектный подход к реализации приоритетов государственной молодежной политики в России / В.В. Бушкевич // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. - № 2. – С. 70-72.
8.Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи / В. Виндельбанд В. // Избранное: Дух и история. – Москва : Юрист, 1995. – С. 20-293.
9.Гревцева Г .Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде / Г.Я. Гревцева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2022. - № 1. – С. 40-49.
10.Даниленко В. П., Даниленко Л. В. Основы духовной культуры в картинах мира / В.П. Даниленко, Л.В. Даниленко. – Иркутск : ИГУ, 1999. – 537 с.
11.Долгополова М. Е. Жизненные ценности современной молодёжи / М.Е. Долгополова, Е.В. Яценко. // Юный ученый. – 2023. - № 4 (67). – С. 177-180
12.Дудина О. В. К вопросу о структуре цифровой социализации в контексте современного образования / О.В. Дудина // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2021. - № 3 (112). – С. 161-166
13.Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, М.Г. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 358 с.
14.Кошарная Г.Б. Современные формы девиантного поведения молодежи в условиях цифровизации российского общества / Г.Б. Кошарная, Е.А. Данилова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. общественные науки. – 2021. - № 2(58). – С. 100-109.
15.Мартынов, К. Homo digitus. Кирилл Мартынов о цифровом человечестве [Электронный ресурс] / К. Мартынов // Фонд Общественное мнение. URL: http://fom.ru/science/10025. (дата обращения: 08.06.2024).
16.Маслова В. А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 256 с.
17.Мид Дж. Интернационализированные другие и самость / Дж.Г. Мид // Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 265 с.
18.Митрохин РВ. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р. В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. – № 2. – С. 53-58.
19.Панарин А. Православная цивилизация в глобальном мире / А. Панарин – Москва : Изд-во Эксмо, 2003. – 543 с.
20.Петров И. Ф., Петров Л. И. Изучение духовой жизни общества: социологический подход / И.Ф. Петров, Л.И. Петров // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2011. - № 17. – С. 183-190.
21.Поликанова, Е.П. Социализация личности / Е. П. Поликанова // Философия и общество – 2003. - № 2. – С. 84-109.
22.Поликарпова В. А., Поликарпова Е. В. Этические ценности как защитная система культуры / В.А. Поликарпова, Е.В. Поликарпова // Манускрипт. – 2019. - № 11. – С. 185-188.
23.Полюшкевич О. А. Формы просо-циальных практик в виртуальном мире / О.А. Полюшкевич // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. – Иркутск, 2021. – С. 121-123.
24.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс / пер. с англ. В. Данченко. – М.: Прогресс, 2004. – 479 с.
25.Силенко C. B. Философия Г.Риккерта: Единство гносеологии, методологии и аксиологии: автореферат дис. кандидата философск. наук / C.B. Силенко. – Ростов-на-Дону, 2006. – 24 с.
26.Скуденков В. А. Влияние виртуальности на экономические притязания граждан России / В.А. Скуденков // В поисках социальной истины. материалы III Международной научно-практической конференции. –Иркутск, 2021. – С. 181-183.
27.Скуденков В. А. Экономические и социальные притязания в условиях виртуализации образа жизни молодежи / В.А. Скуденков // Социальная реальность виртуального пространства. материалы IV Международной научной конференции. – Иркутск, 2022. – С. 168-173.
28.Скуденков В.А. Экономические притязания и социальные статусы в выборе виртуальных профессий в цифровом мире / В.А. Скуденков // Социальная реальность виртуального пространства. Материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. – Иркутск, 2021. – С. 302-306.
29.Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии / Л.Н. Столович – Москва : Республика, 1994. – 464 с.
30.Уледов А. А. Духовная жизнь общества / А.А. Уледов. – Москва : УРСС, 1990. – 271 с.
31.Черёмухина А. В. Особенности социализации современной российской молодежи / А. В. Черёмухина, Л. Э. Панкратова // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе: сборник статей X Уральского демографического форума: в 2-х т. –Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2019. – С. 418-422.
32.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – Москва : Прогресс, 1996. – 344 с.
33.Ярославцева Е. И. Интерактивный человек в пространстве современных межкультурных коммуникаций / Е. И. Ярославцева // Библиотечное дело XXI век. – 2008. - № 1. – С. 89-94.