Государственное управление в современной России: исторические особенности и проблемы
Заказать уникальное эссе- 15 15 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 10.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Необходимо поддерживать активность институтов гражданского общества, вовлекать их в процессы разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ и проектов. Следует установить четкие правовые основания, формы и процедуры взаимодействия органов власти с некоммерческими организациями, волонтерскими движениями, экспертными центрами. Государство должно оказывать данным институтам информационную, методическую, а в ряде случаев и финансовую поддержку.Таким образом, демократизация государственного управления предполагает обеспечение прозрачности, подотчетности и подконтрольности деятельности органов власти, расширение участия граждан и их объединений в разработке и реализации управленческих решений. Открытость системы государственного администрирования запросам и инициативам общества - непременное условие ее эффективности и соответствия ценностям демократического правового государства.3.2. Оптимизация функций и структуры органов государственного управленияДругим важным направлением совершенствования системы государственного управления должна стать оптимизация функций и структуры органов власти в целях повышения результативности их деятельности, устранения дублирования полномочий, сокращения избыточных звеньев управления.Прежде всего, необходим критический анализ и пересмотр функций федеральных органов исполнительной власти. Целый ряд полномочий, носящих рутинный, технический характер, может быть передан на аутсорсинг коммерческим и некоммерческим организациям. Это позволит сосредоточить деятельность министерств и ведомств на стратегических вопросах управления, разработке государственной политики.Следует законодательно закрепить исчерпывающий перечень функций органов исполнительной власти, установить четкие критерии и процедуры наделения их новыми полномочиями. Любые функции должны иметь обоснование с точки зрения целей и задач государственной политики, оценку необходимых для их реализации ресурсов. Регулярный анализ и оценка эффективности исполнения государственных функций должны стать неотъемлемым элементом управленческого цикла [3, с. 48].Назрела необходимость разукрупнения ряда федеральных министерств и ведомств, численность центральных аппаратов которых избыточна. Это касается, в частности, силовых и правоохранительных структур. В то же время нужно укрепить потенциал министерств и ведомств, отвечающих за разработку и реализацию структурных реформ, модернизацию экономики и социальной сферы.Приоритетом должна стать децентрализация системы государственного управления, передача значительной части управленческих функций и ресурсов на региональный уровень. Для этого потребуется внести изменения в бюджетное и налоговое законодательство, расширить финансовую самостоятельность субъектов РФ. Одновременно следует усилить ответственность региональных руководителей за эффективность проводимой политики, распоряжение общественными ресурсами.На региональном и муниципальном уровнях целесообразно развивать практику объединения малочисленных и слабых в экономическом отношении субъектов РФ и муниципалитетов. Укрупнение административно-территориальных единиц позволило бы оптимизировать сеть органов власти, сократить управленческие расходы, повысить инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность регионов [4, с. 83].Наконец, серьезное внимание должно быть уделено развитию горизонтальных связей и взаимодействий между органами власти различных уровней и ветвей. Нужно создавать постоянно действующие советы, комиссии, рабочие группы с участием представителей федеральных, региональных и муниципальных структур для координации работы по ключевым направлениям государственной политики. Это позволит комплексно решать сложные межведомственные и межтерриториальные проблемы.В целом оптимизация функций и структуры государственного управления должна быть направлена на формирование компактного, эффективного и гибкого административного аппарата, адекватного современным потребностям развития страны. Необходим отказ от дублирования и параллелизма в работе органов власти, передача отдельных функций негосударственным институтам, децентрализация полномочий и ресурсов на уровень регионов и муниципалитетов.3.3. Формирование современной системы государственной службыКлючевое значение для повышения эффективности государственного управления имеет формирование высокопрофессиональной и компетентной государственной службы, способной эффективно решать сложные задачи социально-экономического развития страны.Необходима разработка современных квалификационных требований к государственным должностям, учитывающих специфику конкретных направлений и сфер управленческой деятельности. Наряду со знаниями и навыками в области права, экономики, социологии, государственные служащие должны обладать компетенциями в сфере стратегического планирования, проектного управления, информационно-коммуникационных технологий, антикризисного менеджмента [22, с. 261].Следует внедрить систему непрерывного профессионального развития государственных служащих на основе индивидуальных планов профессионального роста. Каждому чиновнику необходимо регулярно проходить программы повышения квалификации, участвовать в тренингах и семинарах, осваивать передовой зарубежный опыт государственного управления. Особое внимание нужно уделить формированию у госслужащих навыков инновационного мышления, работы в проектных командах.Требуется сформировать эффективные механизмы карьерного роста в системе государственной службы. Продвижение по должностной лестнице должно осуществляться исключительно на основе профессиональных заслуг и достижений, по результатам открытых конкурсов. Необходимо создать кадровый резерв на замещение руководящих должностей из числа наиболее перспективных и результативных специалистов.Важную роль призвано сыграть внедрение современных кадровых технологий в деятельность государственных органов - таких как ассессмент-центры, метод "360 градусов", проведение стрессовых интервью, психологического тестирования. Это позволит обеспечить комплексную оценку профессиональных и личностных качеств кандидатов на государственную службу, выявить их потенциал и мотивацию [23, с. 142].Необходимо создать действенный механизм ротации кадров в системе государственного управления. Регулярное перемещение чиновников между различными ведомствами и уровнями власти будет препятствовать формированию устойчивых коррупционных связей, обеспечит приток "свежих сил" и идей, расширит кругозор и компетенции управленцев. При этом ротация не должна носить формальный характер - требуется разработать четкие критерии и процедуры ее осуществления.Наконец, особого внимания заслуживает решение проблемы материального стимулирования труда госслужащих. Уровень оплаты на государственной службе должен быть конкурентоспособным по сравнению с частным сектором, компенсировать высокие антикоррупционные стандарты и ограничения. В то же время нужно внедрить прозрачную систему премирования по результатам деятельности, четко увязать размер вознаграждения с достижением показателей эффективности.Таким образом, приоритетными направлениями развития государственной службы в современной России являются: повышение профессионализма и компетентности кадров на основе современных образовательных и кадровых технологий; обеспечение карьерного роста и ротации кадров исходя из принципов меритократии; создание адекватной системы материального стимулирования, позволяющей привлекать и удерживать лучшие управленческие кадры.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы.Исторически специфика государственного управления в России определялась рядом факторов - обширностью территории, полиэтничностью и поликонфессиональностью состава населения, геополитическим положением на стыке цивилизаций. Это обусловило утверждение самодержавно-монархической модели управления, для которой характерна централизация власти, сильная исполнительная вертикаль, патерналистский характер отношений общества и государства.На протяжении советского периода в стране сформировалась специфическая административно-командная система управления, отличительными чертами которой стали: директивное планирование экономики, номенклатурный принцип подбора кадров и продвижения по службе, отсутствие обратной связи между властью и обществом. Кризис данной системы стал одной из причин распада СССР.Становление системы государственного управления в постсоветской России происходит на основе принципов федерализма, разделения властей, демократии и местного самоуправления, закрепленных в Конституции 1993 года. В то же время практическое функционирование государственного аппарата сопряжено с рядом проблем - бюрократизмом, коррупцией, недостаточной эффективностью и прозрачностью, что снижает качество разработки и реализации управленческих решений.Приоритетными направлениями совершенствования системы государственного управления должны стать: демократизация и повышение открытости путем развития механизмов парламентского и общественного контроля, информирования граждан, использования инструментов "электронной демократии"; оптимизация функций и структуры органов власти, сокращение дублирования полномочий, децентрализация управления; формирование высокопрофессиональной и компетентной государственной службы на основе современных кадровых технологий.Императивом развития системы государственного управления в современной России является поиск оптимального баланса между централизацией и децентрализацией, традициями и инновациями, эффективностью и открытостью власти. Только на основе учета исторических особенностей, с опорой на демократические ценности и общественный диалог возможно создание результативной, пользующейся доверием граждан системы государственного администрирования.Таким образом, дальнейшее развитие государственного управления в России должно быть связано с комплексной модернизацией системы в соответствии с принципами правового государства, рыночной экономики, гражданского общества. Требуется внедрение передовых управленческих технологий, повышение качества разработки и реализации государственной политики, оптимизация функций и структуры органов власти. Ключевое значение имеет формирование открытой и подконтрольной гражданам системы управления, способной гибко реагировать на запросы общества в условиях динамично меняющегося мира.Список источников:Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2006. - 584 с.Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - Т.1. - 464 с., Т.2. - 488 с.Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 480 с.Глазунова Н.И. Государственное управление как система: Монография. – М.: Изд-во ГУУ, 2001. – 373 с.Купряшин Г.Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 312 с.
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2006. - 584 с.
2. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2 т. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - Т.1. - 464 с., Т.2. - 488 с.
3. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 480 с.
4. Глазунова Н.И. Государственное управление как система: Монография. – М.: Изд-во ГУУ, 2001. – 373 с.
5. Купряшин Г.Л. Модернизация государственного управления: институты и интересы. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 312 с.