Конституционные основы федеративного устройства России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 21 21 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 10.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Федерация как форма государственного устройства в России 5
1.1.Понятие, признаки и виды федеративных государств 5
1.2. Правовая природа Российского государства как федерации 6
Глава 2.Особенности конституционных основ федеративного устройства РФ 11
2.1.Конституционные принципы федеративного устройства РФ 11
2.2.Проблемы совершенствования федеративного устройства РФ 15
Заключение 19
Библиографический список 21

Фрагмент для ознакомления

Законодательство субъектов РФ создано так, что не предполагает каких-либо экономических стимулов во время наращивания своего потенциала. Рост своей доходной базы влечет за собой снижение дотаций для выравнивания бюджетного обеспечения.Все вышеизложенные проблемы свидетельствуют об объективной потребности преобразования федеративных отношений в РФ. Думается, что для того, чтобы федеративные отношения в стране развивались органично, требуется, по большей части, принимать во внимание объективные факторы, которые способствуют возникновению федеративных отношений (к примеру, общность истории, народное единство); во-вторых, учитывать как фактические, так и юридические принципы федеративного устройства; в-третьих, совершенствовать и отлаживать систему взаимодействия между властью регионов и федеральным центром при соблюдении норм законодательства, подчинении закону всех структур власти; в-четвертых, разработать классификацию в соответствии с новыми факторами, критериями, оказывающими воздействие на федерацию в условиях современности, придав им системность. Мы считаем, что гармоничное экономическое и политическое развитие России сложно представить без оптимизации состава субъектов РФ, предполагающее качественные и количественные изменения. Для того, чтобы оптимизировать федеративное устройство, необходимо принимать во внимание характерные признаки и государственную историю; строительство теоретически идеальной модели федерализма для конкретного государства; планирование и дальнейшая проработка поэтапных изменений, предполагающее блокирование негативных факторов и максимально возможное приближение к идеальной модели федеративного устройства. Учитывая общие и частные признаки развития мирового федерализма и исторические признаки РФ, считаем, что оптимальная модель российского федерализма является конституционно-правовой, симметричной, централизованной, с административно-территориальным разделением субъектов РФ. Кроме того, представляется, что для РФ наиболее оптимальным будет точное определение сфер общественных отношений, установление комплекса прав и обязанностей РФ и субъектов РФ, определение точных параметров разграничения полномочий, в частности, точное определение того, кто и за что отвечает. Все это поспособствует эффективной деятельности государственного аппарата, а также развитию и становлению государства в целом. Это прямо зависит не только от слаженной деятельности системы государственного управления и эффективных законов, но и от стабильных правоотношений, высокой степени правовой культуры, согласованного направления власти РФ и субъектов РФ.Мы придерживаемся позиции, что основной целью изменения федеративных отношений в РФ считается достижение политической и экономической стабильности развития российских регионов, соответственно, и всего государства. Данная цель предполагает выполнение следующих задач: - постепенное преобразование сложного субъектного состава, то есть отказ от смешанного принципа организации РФ в пользу административно-территориального принципа;- преодоление неравномерного экономического, политического, а также культурного развития субъектов РФ;- снижение численности субъектов РФ;- повышение эффективности взаимодействия между РФ и субъектами РФ. Главным образом, от того, сумеем ли мы перейти к истинно федеративному государству, будет зависеть дальнейшая судьба России. К тому же, при преобразовании российского федерализма необходимо помнить, что у него имеются свои истоки, и без понимания этого построение прочного и стабильного государства практически невозможно.ЗаключениеИсходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что государственным устройством признается внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, разделение территории государства на те или иные системные компоненты, их юридическое положение, отношения между государством и его субъектами.Форма государственного устройства – это элемент формы государства, определяющий территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства принято выделять:- унитарные;- федеративные;- конфедеративные. Несмотря на все имеющееся разнообразие федеративных государств, всех их консолидирует одна основная особенность, а именно тот факт, что в основании каждого из них, будь-то централизованное или децентрализованное государство, симметричное или ассиметричное государство, заложен определенный компромисс между региональной и федеральной властью, предназначенный сгладить противоречия и решить конфликты. Основное предназначение федерализма заключается именно в консолидации интересов РФ и субъектов РФ с целью достижения общих благ и целей, к примеру, обеспечения прав и свобод гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта РФ он живет. Развитие федеративных отношений в стране следует считать основной задачей в сфере современной политики, для эффективного функционирования государственной власти. Данный фактор проистекает из многонациональности и многоконфессиональности России как государства, на протяжении продолжительного времени сталкивавшегося с угрозой сохранения своей территории и сепаратизмом некоторых субъектов. Формирование эффективно действующего федеративного государства – это вопрос, связанный с преодолением наследия истории, отличительных особенностей административно-территориального устройства, часто не отвечающей требованиям социального, политического и экономического статуса РФ. По этой причине необходимо ставить вопрос о проработке системной концепции федерализма, предполагающей формирование механизмов, при помощи которых получилось бы преодолеть исторически созданные проблемы в государственном устройстве. Для обеспечения стабильной и сбалансированно действующей федерации требуется, чтобы происходило развитие всех субъектов. Имеется острая нужда в нормативном установлении в Конституции единого положения субъекта РФ. Следует по-новому взглянуть на административно-территориальное устройство РФ, следует создать субъекты РФ не по национальному компоненту, а самое главное, принимая во внимание особенности экономики. Для этого требуется точно обосновать и доказать новые идеи формирования российских регионов.Принцип федерализма крайне важен для России вследствие того, что она отличается колоссальными территориями, многообразием регионов, каждый из которых отличается по национальным, экономическим и другим факторам. Федеративная система предназначена выступить в качестве гаранта исторически сформировавшегося государственного единства РФ на основе всеобщего согласия. В многонациональной России федеральная система способствует тому, что с одной стороны, на практике общепризнанных принципов равенства и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, интересам большей части населения. Библиографический списокНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.2. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 N ВС-22/15 // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2003, N 1(157), ст. 3.Научная и учебная литература:3.Братановский С.Н., Галицкая Н.В. Россия как федеративное государство // Журнал «Гражданин и право». -2022. - № 8. - С. 15-17.4. Виноградова Е. В. Федеративные отношения как интегративная основа современной суверенной Российской государственности // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2024. – С.11-13.5. Власова П.Н. Федеративное государство: основные понятия и принципы федеративного строя Российской Федерации // Журнал «Студенческий вестник». - 2021. - № 1-2 (146). - С. 66-67.6. Денисов П.Г. Становление и развитие России как федеративного государства // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей. - 2023. - С. 67-70.7. Дзидзоев Р. М. Вопросы федеративного устройства в обновленной Конституции России // Журнал «Юридические исследования». – 2020. – С. 29-31.8.Иванчик И.С. Российский федерализм в свете конституционной реформы // Журнал «Epomen. Global». -2021. - № 23. - С. 58-61.9. Карпова М.А. Конституционно-правовая характеристика России как федеративного государства // Журнал «Студенческий вестник». -2020. - № 33-1 (131). - С. 66-70.10. Ковалев С.В. Актуальные вопросы российского федерализма // Журнал «Образование и право». - 2022. - № 9. - С. 71-73.11.Комкова, Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 453 с.12. Кушнарев А.С. Некоторые проблемы российского федерализма // Журнал «Территория науки». - 2021. - № 4. - С. 40-45.13.Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 526 с.14.Сухотерина М.В. Актуальные проблемы российского федерализма // Журнал «Вопросы российской юстиции». - 2022. - № 17. - С. 167-169.

Библиографический список
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Конституция Республики Башкортостан от 24.12.1993 N ВС-22/15 // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 2003, N 1(157), ст. 3.

Научная и учебная литература:

3. Братановский С.Н., Галицкая Н.В. Россия как федеративное государство // Журнал «Гражданин и право». -2022. - № 8. - С. 15-17.
4. Виноградова Е. В. Федеративные отношения как интегративная основа современной суверенной Российской государственности // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2024. – С.11-13.
5. Власова П.Н. Федеративное государство: основные понятия и принципы федеративного строя Российской Федерации // Журнал «Студенческий вестник». - 2021. - № 1-2 (146). - С. 66-67.
6. Денисов П.Г. Становление и развитие России как федеративного государства // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных статей. - 2023. - С. 67-70.
7. Дзидзоев Р. М. Вопросы федеративного устройства в обновленной Конституции России // Журнал «Юридические исследования». – 2020. – С. 29-31.
8. Иванчик И.С. Российский федерализм в свете конституционной реформы // Журнал «Epomen. Global». -2021. - № 23. - С. 58-61.
9. Карпова М.А. Конституционно-правовая характеристика России как федеративного государства // Журнал «Студенческий вестник». -2020. - № 33-1 (131). - С. 66-70.
10. Ковалев С.В. Актуальные вопросы российского федерализма // Журнал «Образование и право». - 2022. - № 9. - С. 71-73.
11. Комкова, Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 453 с.
12. Кушнарев А.С. Некоторые проблемы российского федерализма // Журнал «Территория науки». - 2021. - № 4. - С. 40-45.
13. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 526 с.
14. Сухотерина М.В. Актуальные проблемы российского федерализма // Журнал «Вопросы российской юстиции». - 2022. - № 17. - С. 167-169.