Подзаконные нормативные правовые акты: понятия, виды

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 27 27 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 12.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК ПРАВА 5
1.1 Возникновение, классификация, признаки закона 5
1.2. Юридическая сила закона 8
Глава 2. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ 11
2.1. Понятие и виды подзаконных нормативных правовых актов 11
2.2. Признаки подзаконных нормативных правовых актов 16
2.3. Сравнительная характеристика законов и подзаконных 19
нормативных правовых актов как источников права 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, можно установить взаимосвязи между актами, выявив различные взаимосвязи между ними. Таких связей можно найти в изобилии. Подзаконные акты, не связанные с законами, являются подзаконными актами. К ним относятся нормативные акты, изданные Президентом и Правительством Российской Федерации.Министерства и ведомства, а также органы местного самоуправления и управленческие структуры подчиняются Указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства. Объем и юридическая сила этих документов различаются (пункты 3-6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).Указы Президента могут издаваться по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (статьи 80-90 Конституции Российской Федерации), но не должны противоречить действующим законам. Постановления правительства основаны на законах и указах президента и вытекают из них. В случае противоречия между указом президента или постановлением правительства и законом применяется закон.Настоящий указ применяется на основании постановления Правительства Российской Федерации и указа Президента Российской Федерации.В настоящее время не существует конкретного правового положения, непосредственно устанавливающего взаимосвязь между решениями палат и законом. Это представляет собой явный пробел в конституционном законодательстве.В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания не должны противоречить конституции страны. Поскольку это акты законодательного органа, принятые простым большинством голосов без специальной законодательной процедуры, они также не должны противоречить федеральным законам.При систематическом применении законов посредством подзаконных нормативных актов значительную роль играют нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти. Эти акты издаются уполномоченными органами, входящими в состав исполнительной власти.Структура федеральных органов исполнительной власти в России утверждается Президентом на основании части 1 статьи 112 Конституции. К таким органам относятся федеральные министерства, государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзорные органы, межведомственные комиссии и другие.Закон устанавливает взаимосвязь между конкретным типом нормативного правового акта и законом посредством различных общих формулировок. Наиболее распространенной формулировкой, используемой в нормативных правовых актах, является "на основе закона и в соответствии с ним". Эта правовая формула устанавливает подчиненный статус нормативных актов по отношению к законам, а также тот факт, что основанием для издания таких актов является сам закон.Нормативные акты, изданные на основе законов и во исполнение их, несомненно, являются подзаконными актами. Сама формулировка этих актов указывает на их подчиненный характер и важность закона как их основы. "На основании и в соответствии с законом" можно считать "классической" формулой, устанавливающей оптимальный нормативный баланс между подзаконным правовым актом и законом. Эта формула закреплена, например, в нормативных актах Правительства Российской Федерации. Поэтому подзаконный нормативный акт, который не должен противоречить закону, при определении его юридической силы в первую очередь должен быть соотнесен с законом.С одной стороны, такой акт обладает большей независимостью в плане опубликования, чем другие подзаконные акты. С другой стороны, регулирование различных аспектов общественной жизни, входящих в компетенцию издающего его органа, должно подлежать существенному регулированию законом. Подзаконные нормативные акты, которые не противоречат федеральному законодательству, не так строго зависят от закона, как подзаконные нормативные акты.Документ был издан на основании и в соответствии с действующим законодательством. Однако в случае возникновения коллизии между федеральным законом и правовым актом более низкого уровня, изданным в соответствии с этими условиями, например, указом Президента Российской Федерации, преимущественную силу должен иметь закон более высокого уровня. Единственным требованием для реализации принципа верховенства права, закрепленного в части 2 статьи 4 Конституции, является то, что сами федеральные законы не должны противоречить Конституции (часть 1 статьи 15), и они должны приниматься и публиковаться в соответствии с процедурами, установленными Конституцией. В соответствии с иерархической системой правовых актов в Российской Федерации, ни один нормативный акт не может содержать положений, противоречащих положениям вышестоящего акта.Противоречия закону, выявленные в тексте подзаконного нормативного правового акта, представляют собой серьезное нарушение принципа верховенства права и должны привести к принятию соответствующих мер юридической ответственности в отношении лиц, виновных в таких нарушениях. Эти нарушения приводят к нарушению иерархических отношений, установленных Конституцией Российской Федерации и другими законами. Следовательно, важно поддерживать иерархическую взаимосвязь, выраженную через нормативное определение взаимосвязи между законом и подзаконным нормативным актом, не только с точки зрения построения системы нормативных актов в рамках российского законодательства, но и с точки зрения формирования всех уровней правовой системы в России.Подзаконный нормативный акт призван дополнить или изменить действующее законодательство. Он не должен противоречить закону, поскольку имеет меньшую юридическую силу, но его полномочий должно быть достаточно. Подзаконные акты и нормативные акты регулируют применение закона.Разъяснять положения законов, поскольку большинство правовых норм содержатся в подзаконных актах. Законы и подзаконные нормативные акты разработаны для регулирования отношений между государством и обществом с акцентом на интересы общества. К сожалению, в настоящее время в стране отсутствует закон, регулирующий процедуру принятия нормативных актов, их структуру и положение. Однако в этом направлении достигнут определенный прогресс, поскольку разработан соответствующий проект. В случае принятия и реализации этот проект заложит прочную основу для дальнейшего развития законодательной базы посредством законов и подзаконных нормативных актов.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследования на эту тему привели к следующим выводам:Во-первых, закон сохраняет свою актуальность на протяжении многих веков существования и имеет большое значение в современном мире, поскольку служит защите интересов общества.Во-вторых, закон основан на определенных принципах. В юридической науке общепризнано несколько таких принципов:1. Законы принимаются исключительно законодательными органами или путем референдумов;2. Процесс разработки и принятия законов регулируется Конституцией Российской Федерации и Федеральным Собранием (регламентами палат).;3. Законы отражают волю и интересы граждан;4. Законы имеют высшую юридическую силу (которой должны соответствовать все подзаконные акты);5. Законы направлены на регулирование важнейших аспектов общественной жизни.Эти характеристики отличают законы от других нормативных правовых актов и обеспечивают их верховенство.Только орган, принявший закон, имеет полномочия отменять или изменять закон, в то время как действовать необходимо строго определенным образом. Подзаконные акты, в свою очередь, принимаются на основе закона с целью конкретизации законодательных решений, их толкования или установления первичных норм. Подзаконные акты и подзаконные акты регулирующего характера обладают необходимой юридической силой. Юридическая сила подзаконных актов не обладает тем превосходством и универсальностью, которые присущи закону, но все же отводит подзаконным актам важное место в системе государственного законодательства.В соответствии с законодательством нашей страны указы считаются подзаконными нормативными правовыми актами, издаваемыми Президентом Российской Федерации, и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными актами центральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, государственных комитетов). Таким образом, подзаконные акты всегда вытекают из закона и не противоречат ему. В рамках подзаконных нормативных правовых актов существует определенная иерархия.Согласно подзаконному нормативному акту, нижестоящие органы власти должны выполнять предписания вышестоящих органов власти. В целом законы и подзаконные акты призваны регулировать отношения между правительством и обществом, уделяя особое внимание интересам общества. К сожалению, в нашей стране до сих пор нет закона, регулирующего процесс принятия нормативных правовых актов, их структуру и положение. Однако был достигнут определенный прогресс, поскольку был разработан соответствующий проект, который, в случае его принятия и реализации, заложит прочную основу для дальнейшего развития законодательной системы путем принятия законов и подзаконных нормативных правовых актов.СПИСОКИСТОЧНИКОВИЛИТЕРАТУРЫНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации 1993года. Принята всенароднымголосованием 12.12.1993 г. // "Российская газета". - № 237, 25.12.1993.Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядкеопубликования и вступления в силу федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2023) // Собрание законодательстваРоссийской Федерации.1996. № 5. Ст. 410.Научная литератураКолесников Е.В., Пажетных Д.В. Участие Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 11.Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. - М.: Юрист, 2010. - 392 с.Малько А.В. Дисциплинарная политика как особая разновидность правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М: Зерцало,2019. – 848 с.Матузов Н.И. Теория государства и права/ под ред. Проф. Власова В.И. Ростов – на – Дону, Март, 2016. 203 с.Матузов Н.И., Малько А.В. Теориягосударства и права: учебник (2-ое изд.) / М: "Юристъ", 2017. 541 с.Медведев Ю. Интеллект в нагрузку // Российская газета. 2014. 1 декМелехин А. В. Теория государства и права. – М.: Маркет ДС, 2017. – 478 с.Михеева И.В. Российское правотворчество: традиционные акценты истории //Журнал российского права. 2020. №10.Мозженко И.И. Систематизация законодательства и ее признаки // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 12.Морозова Л.А. Основы государства и права. Пособие для поступающих в вузы. – М.: ООО Издательство Новая Волна: ЗАО Издательский Дом ОНИКС, 2015.Общая теория государства и права: Уч./под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд.; перераб. и доп. – М.; Юрист; 2016. – 345 с.Общая теория права. / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 2018. 253 с.Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консул; Ун-т внутр. дел, 2010. — 704 с.Смоленский М.Б. Право, и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2022. № 11.Сирин А.Д. Специфика законов общества и их роль в регулировании общественных процессов. М.// доктор философских наук. 1981. 86 с.Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. Марченко. М.Н. - Зерцало. - 2018. - 346с.Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. - М.: Манускрипт, 2018. – 94 с.Шершеневич Г.Ф. Общая теория государства и права: Уч./под ред. В.В.Лазарева. 3-е изд.; перераб. и доп. – М.; Юрист; 2016. 345 с.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993года. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // "Российская газета". - № 237, 25.12.1993.
2. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации.1996. № 5. Ст. 410.

Научная литература
1. Колесников Е.В., Пажетных Д.В. Участие Совета Федерации в законодательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 11.
2. Мазуренко А.П. Российская правотворческая политика: концепция и реальность. - М.: Юрист, 2010. - 392 с.
3. Малько А.В. Дисциплинарная политика как особая разновидность правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 2.
4. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - М: Зерцало,2019. – 848 с.
5. Матузов Н.И. Теория государства и права/ под ред. Проф. Власова В.И. Ростов – на – Дону, Март, 2016. 203 с.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник (2-ое изд.) / М: "Юристъ", 2017. 541 с.
7. Медведев Ю. Интеллект в нагрузку // Российская газета. 2014. 1 дек
8. Мелехин А. В. Теория государства и права. – М.: Маркет ДС, 2017. – 478 с.
9. Михеева И.В. Российское правотворчество: традиционные акценты истории //Журнал российского права. 2020. №10.
10. Мозженко И.И. Систематизация законодательства и ее признаки // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 12.
11. Морозова Л.А. Основы государства и права. Пособие для поступающих в вузы. – М.: ООО Издательство Новая Волна: ЗАО Издательский Дом ОНИКС, 2015.
12. Общая теория государства и права: Уч./под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд.; перераб. и доп. – М.; Юрист; 2016. – 345 с.
13. Общая теория права. / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 2018. 253 с.
14. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консул; Ун-т внутр. дел, 2010. — 704 с.
15. Смоленский М.Б. Право, и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2022. № 11.
16. Сирин А.Д. Специфика законов общества и их роль в регулировании общественных процессов. М.// доктор философских наук. 1981. 86 с.
17. Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. Марченко. М.Н. - Зерцало. - 2018. - 346с.
18. Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. - М.: Манускрипт, 2018. – 94 с.
19. Шершеневич Г.Ф. Общая теория государства и права: Уч./под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд.; перераб. и доп. – М.; Юрист; 2016. 345 с.