Медицинская помощь в Российской Федерации как вид социального обеспечения – проблемы и перспективы развития
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 63 + 63 источника
- Добавлена 16.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика медицинской помощи как вида социального обеспечения 6
1.1 Понятие и правовое регулирование медицинской помощи 6
1.2 Субъекты получения медицинской помощи в рамках социального обеспечения 15
1.3. Формы и виды медицинской помощи 26
Глава 2. Практическая реализация оказания медицинской помощи как вида социального обеспечения 35
2.1. Организация медицинской помощи 35
2.2. Реализация прав граждан в области охраны здоровья 43
2.3. Проблемы предоставления медицинской помощи как вида социального обеспечения и перспективы развития системы предоставления медицинской помощи 49
Заключение 54
Список использованных источников 57
Выбор формы обеспечения является основанием для обращения к определенному кругу нормативно-правовых актов, которыми, в зависимости от формы социального обеспечения, закреплены уполномоченные органы государственной власти, контролирующие органы, круг лиц, имеющих право на получение помощи, порядок получения помощи. Основу правового регулирования реализации социальных прав всех категорий составляют нормы Конституции РФ. Так, в ст. 7 Конституции РФ закреплен один из основных принципов функционирования государства – социальная направленность развития. В соответствии с данным принципом политика, проводимая государством, должна иметь в качестве цели достойные условия жизни граждан. Вопрос социальной направленности государства также отражен в ст. 39 Основного закона, где закреплено право граждан на социальную защиту и социальное обеспечение. Развитие конституционные положения получили в федеральных законах. Следует отметить, что сферу социальной поддержки регулирует множество норм, закрепленных как в законах, специально регулирующих рассматриваемую сферу, так и в законах, которые косвенно связаны с данной сферой. Социальное обеспечение с точки зрения права определяется как форма оказания помощи гражданам при наступлении определенных законом случаев. Как правило, социальное обеспечение предоставляется строго определенным категориям, при этом формы социального обеспечения также определяются законом для каждой группы лиц. Одной в отношении некоторых категорий социальное обеспечение применяется больше не с позиции компенсации низкого материального уровня жизни, а с позиции обеспечения государственной поддержки лиц, наделенных широкими полномочиями в сфере реализации власти.В соответствии с общим подходом под социальным обеспечением понимается материальные государственные гарантии для граждан, которые попали в социально значимые ситуации с целью восстановления материального положения. В то же время существует подход, в соответствии с которым социальным обеспечением является деятельность публичного образования, направленная на предотвращение социального неравенства граждан путем предоставления им помощи материального или иного характера.Также социальное обеспечение рассматривается как форма помощи государства гражданам, в рамках которой материальные блага, за счет формируемых с помощью специально созданных механизмов фондов, распределяются между населением в соответствии с затраченным каждым гражданином трудом. Такое обеспечение направлено на удовлетворение основных потребностей различных, названных законом, категорий граждан. Представляется, что такое определение отражает сущность социального обеспечения.В современной научной литературе выделяют основные критерии, наличие которых позволяет отнести то или иное обеспечение к способу реализации социальных прав. К числу таких критериев отнесены следующие.1. Основным признаком называют круг субъектов, которым предоставляется социальное обеспечение. Это всегда лица, которые названы в законодательстве, например, нетрудоспособные лица по причине старости или заболеваний; несовершеннолетние и др. К числу таких лиц законом отнесены и муниципальные служащие. 2. Финансирование за счет средств бюджета или специально создаваемых и пополняемых фондов, например, фонд социального страхования, который формируется за счет средств, отчисляемых работодателями. 3. Наступление установленных законодательством обстоятельств, которые являются основанием для предоставления социального обеспечения. Такие обстоятельства могут носить различный характер, в частности, достижение определенного возраста; установление определенного уровня материального обеспечения; принадлежность к определенной трудовой и профессиональной деятельности и др.4. Еще одним критерием социального обеспечения является цель его предоставления. Представляется, что применительно к рассматриваемой в рамках работы категории граждан данный признак не вполне применим, так как основной целью социального обеспечения, как правило, называют выравнивание социального положения. Социальное и материальное положение муниципальных служащих не требует выравнивания по сравнению с иными гражданами, в данном случае социальное обеспечение выполняет другое назначение. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ к совместной компетенции государства и его субъектов отнесено социальное обеспечение, при этом реализация социальных прав включена в один пункт с правами на здоровье, образование, защиту семьи. Такая формулировка представляется не случайной, поскольку указанные права близки по своей направленности. Так, социальное обеспечение заключается, в том числе, в медицинском страховании, предоставлении лекарств, что направлено на обеспечение здравоохранения. 2.3. Проблемы предоставления медицинской помощи как вида социального обеспечения и перспективы развития системыпредоставления медицинской помощиПроблемы предоставления медицинской помощи как вида социального обеспечения можно выявить, исследуя предоставление такой помощи отдельным категориям субъектов получения социального обеспечения с точки зрения медицинской помощи. Например, Обеспечение психиатрической помощью осуществляется в соответствии с положениями, закрепленными в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Таким образом, обеспечение психиатрической помощью является частью системы охраны здоровья граждан и предоставления медицинской помощи. Представляется, что такой подход является верным, поскольку обеспечение психиатрической помощью составляет часть мероприятий, направленных на поддержанье здоровья человека. Здоровье является одним из нематериальных благ, которое считается неотъемлемым и охраняется законом. Между тем, здоровье – сложно явление, категория, которая исследуется многими науками, соответственно, здоровью дается множество определений. В частности, понятие «здоровье» интересно наравне с правом для философии, медицины, психологии, социологии и других наук. Как правило, рассмотрение в правовом аспекте какого-либо явления, представляющего интерес для нескольких наук, за основу берется понимание явления в философии. Что касается здоровья, то понимание данного явления в философии чаще всего связывается с иерархией ценностей для личности. Так, под здоровьем понимается ценность, которая находится на верхней ступени в лестнице человеческих ценностей и определяет нуждаемость человека в приобретении и сохранении других ценностей.В других науках здоровье определяется через количество функций организма человека и качество их выполнения. В частности, здоровье часто определяется как самостоятельная способность организма полноценно выполнять основные функции и адаптироваться к внешним условиям. Также под здоровьем понимается отсутствие болезней, физическое и духовное, умственное и социальное благополучие. Приводится и множество других определений.Исходя из изложенных позиций, можно согласиться с точкой зрения, который полагает, что определения понятия «здоровье» можно разделить на три группы, в соответствии с тем или иным подходом. За основу берутся индивидуальный, профессиональный и коммунитарный подходы, где первый основан на собственном восприятии человеком здоровья; второй толкует здоровье как отсутствие болезней; третий по здоровьем понимает возможность участия в жизни общества. Представляется, что каждый из подходов является верным, его целесообразность зависит от аспекта, в котором рассматривается здоровье.В то же время, множество определений здоровья не дает понимание термина в правовом смысле. Для юриспруденции понятие «здоровье» имеет значение как объект права, который требует оценки нормального состояния и состояний, связанных с неблагоприятными изменениями. В правовом смысле для понимания здоровья имеют значение анатомо-физиологические характеристики.Интересной представляется позиция М.Л. Нохриной, которая, рассматривая здоровье, как правовую категорию и вид нематериального блага, указывает на невозможность человека напрямую воздействовать на само здоровье, человек способен лишь оказывать действие направлены на иные блага, которые, в свою очередь, воздействуют на здоровье (пища, медицинские услуги и т.п.).Однако с такой позицией нельзя согласиться. В том случае, если мы признаем невозможность самостоятельного воздействия человека на здоровье, нельзя будет признать и прямое воздействие на здоровье человека других лиц. вместе с тем, именно через такое воздействие (прямое или опосредованное) причиняется вред данному немодельному благу. Верным представляется мнение А.М. Михайлич, который считает, что нематериальные блага, характеризуемые неотчуждаемостью, существуют в любом случае, вне зависимости от того, названы ли они в правовой норме, охраняются ли законом. В то же время объектом правоотношений данные блага становятся только тогда, когда они закреплены в нормах права. В этом случае человек, являясь их обладателем, становится носителем субъективным права на личное благо. Таким образом, в правовом смысле понимание здоровья сводится к толкованию его как объекта правоотношений. Следует обратить внимание на перечень принципов, которые отражены в ст. 4 названного закона, среди них названы такие принципы как доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Однако данные принципы не закреплены в качестве основополагающих в Законе о психиатрической помощи. Представляется, что данный недостаток подлежит устранению, поскольку законодатель в рассматриваемом законе не ссылается на применение всех принципов оказания медицинской помощи. Психиатрическая помощь, в соответствии со ст. 18 Закона о психиатрической помощи, может оказываться медицинскими организациями, стационарными организациями для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также врачами-психиатрами, которые являются индивидуальными предпринимателями и имеют соответствующую лицензию. В любом случае психиатрическую помощь должен оказывать врач-психиатр. Виды учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, в зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению подразделяются на (ст.4 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»):- стационарное учреждение осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях;- полустационарное учреждение;- нестационарное учреждение обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения);- комплексное учреждение;- учреждение социального обслуживания на дому;- учреждение срочного социального обслуживания;- учреждение срочной социально-консультационной помощи.Таким образом, обеспечение психиатрической помощью является одной из государственных гарантий реализации права на здоровье. Психиатрическая помощь может оказываться как организациями, так и врачами-психиатрами, которые являются индивидуальными предпринимателями и имеют лицензию. Обеспечение психиатрической помощью является частью системы охраны здоровья граждан и предоставления медицинской помощи. Представляется, что такой подход является верным, поскольку обеспечение психиатрической помощью составляет часть мероприятий, направленных на поддержанье здоровья человека. В ст. 4 Закона о психиатрической помощи отражен перечень принципов оказания психиатрической помощи, среди них названы такие принципы как доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Однако данные принципы не закреплены в качестве основополагающих в Законе о психиатрической помощи. Представляется, что данный недостаток подлежит устранению, поскольку законодатель в рассматриваемом законе не ссылается на применение всех принципов оказания медицинской помощи. ЗаключениеТаким образом, в настоящее время в законодательстве и подзаконных актах поддерживается позиция, в соответствии с которой медицинская помощь представляет собой понятие, не ограничивающееся проведением мероприятий на безвозмездной основе. Принимаемые правовые акты предполагают возможность оказания медицинской помощи на платной основе, что не свидетельствует об утрате в таком случае сущностных характеристик понятия. На основании изложенного считаем необходимым отразить указанную тенденцию в п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона об охране здоровья, закрепив в нем следующее определение медицинской помощи: «медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, проводимых как бесплатно, так и на возмездной основе». Субъектами получения медицинской помощи в рамках социального обеспечения являются лица, застрахованные в рамках обязательного медицинского страхования, а также лица, имеющие право на получение социального обеспечения по различным основаниям. Действующие нормы ст. 10 Закона б обязательном медицинском страховании не вполне четко отграничивают права граждан РФ и иных физических лиц как участников ОМС. Проставляется, что предоставление ряда возможностей, обусловленных ОМС, обуславливает необходимость четкого определения перечня и правового положения застрахованных лиц. Кроме того, открытый перечень лиц, перечисленных в пункте 5 части 1 свидетельствует об отсутствии необходимости такого перечисления.В связи с изложенным предлагается внести изменения в ст. 10 Закона об ОМС путем разграничения правового положения граждан РФ и иных физических лиц. исходя из толкования статьи в действующей редакции, застрахованными лицами являются все граждане РФ, за исключением названных в статье. Такого указания достаточно для определения перечня застрахованных лиц – граждан РФ. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, то в норме следует сохранить формулировку абзаца 1 части 1, дополнив ее указанием на временно пребывающих на территории России физических лиц. Из рассмотренных положений законодательства также следует, что медицинская помощь на специальных условиях, предполагаемых социальным обеспечением, предоставляется не только социально незащищенным гражданам, но и другим категориям, особенность статуса которых зависит от вида их деятельности. В связи с этим считаем необходимым дополнить ст. 8 Закона об охране здоровья указанием на то, что социальная защищенность граждан поддерживается не только в связи с утратой здоровья, но и в связи с необходимостью его поддержания путем реализации медицинских мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Таким образом, условия установления инвалидности в отношении гражданина и группы инвалидности закреплены в Правилах признания лица инвалидом. Исходя из буквального толкования правил, для установления инвалидности достаточно не менее двух условий, которым должно соответствовать такое лицо. Однако для направления лица на МСЭ достаточно одного, первого условия, то есть, стойкого нарушения здоровья. Наличие данного условия устанавливается медицинской организацией, в которой проходит лечение гражданин, по результатам рассмотрения необходимости его направления на МСЭ врачебной комиссией. В Правилах закреплено право на обращение в МСЭ гражданина, проходящего лечение в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, что предоставляет возможность направления на МСЭ частными медицинскими организациями. Вопрос о наличии условия, выявленного медицинской организацией, а также о наличии остальных условий установления инвалидности, решает комиссия МСЭ в порядке, установленным Правилами. В действующих правовых нормах закреплены виды и формы оказания медицинской помощи. Данный перечень включает в себя такие виды и формы, которые позволяют получить медицинскую помощь в соответствии с потребностями, обусловленными состоянием пациента. Несмотря на то, что в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353 в некоторой степени отражена специфика предоставления медицинской помощи субъектам права социального обеспечения, однако, полностью данные особенности не учтены. Например, в постановлении не отражены особенности установления особых показаний здоровья лиц, которые отнесены к той или иной группе лиц, нуждающихся в социальной помощи. Обеспечение психиатрической помощью является одной из государственных гарантий реализации права на здоровье. Психиатрическая помощь может оказываться как организациями, так и врачами-психиатрами, которые являются индивидуальными предпринимателями и имеют лицензию. Обеспечение психиатрической помощью является частью системы охраны здоровья граждан и предоставления медицинской помощи. Представляется, что такой подход является верным, поскольку обеспечение психиатрической помощью составляет часть мероприятий, направленных на поддержанье здоровья человека. В ст. 4 Закона о психиатрической помощи отражен перечень принципов оказания психиатрической помощи, среди них названы такие принципы как доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Однако данные принципы не закреплены в качестве основополагающих в Законе о психиатрической помощи. Представляется, что данный недостаток подлежит устранению, поскольку законодатель в рассматриваемом законе не ссылается на применение всех принципов оказания медицинской помощи. Список использованных источниковI. Нормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // "Российская газета. № 263. 23.11.2011.Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. № 6. 12.01.2002.Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 274.Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032.Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // Российская газета. 1995. № 19.Указ Президента РФ от 17.02.1995 № 161 (ред. от 23.04.2007) «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» // Российская газета. № 39. 22.02.1995.Постановление Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353 (ред. от 23.03.2024) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2023.Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 41. Ст. 5628.Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 21.02.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // Собрание законодательства РФ. 23.04.2012. № 17. Ст. 1965.Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.07.2021.Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (утратил силу) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, № 27, ст. 920.Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 19.07.2018) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.1992, № 33, ст. 1913.II. Материалы судебной практикиОпределение Конституционного суда РФ от 06.06.2002 №115-О // СПС «КонсультантПлюс».Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2013 № 77-КГ13-1 // СПС «КонсультантПлюс».Определение Верховного Суда РФ от 04.05.2012 № 84-ВПР12-1 // СПС «КонсультантПлюс».Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18.03.2011 // http://novgorodski.nvg.sudrf.ru/III. Учебная и монографическая литература. Периодические изданияАнбрехт, Т.А., Дизер, О.А. О социальной защите ветеранов боевых действий // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 13 (368). С. 16-21.БренёваМ.О. Охрана здоровья и медицинская помощь как конституционное право граждан // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. № 13. 2019. С. 36-40.Гражданское право. Особенная часть: учебник / Н.В. Багрова, Т.Ю. Баришпольская, Р.С. Бевзенко и др.; под ред. Е.С. Болтановой. Москва: ИНФРА-М, 2023. С. 112.ДемурчиеваМ.П., Аветисян Н.А. Особенности заключения трудового договора // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-5 (87). – С. 96-97.Кузнецов Д.В. Понятие договора возмездного оказания услуг и его соотношение с договором подряда // Вестник магистратуры. 2017. № 6-1 (69). С. 129-132.Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений // Российское право: образование, наука, практика. - 2020. № 18. - С. 3.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. С. 344.ОтнюковаГ.Д. Предпринимательская деятельность в виде оказания услуг // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2023. № 8 (108). С. 62-69. Порох В.И., КатруновВ.А., Засыпкина Е.В. Основы концепции обеспечения прав пациента // Юридическая наука и правоохранительная практика, № 1 (27), 2014, С. 14-19.РадийчукК.Ю. Понятие услуги как объекта гражданских прав. Классификация услуг // StudNet. 2020. № 10. С. 43.Терех К.С. Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации // Вестник Московского финансово-юридического университета, № 3, 2014, С. 62-67.ХодулинаЮ.А. Трудовой договор - основной инструмент управления персоналом / Ю.А. Ходулина // Юридическая наука. – 2018. – № 6. – С. 42-45.Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. № 234. Устав АНО «Второе дыхание» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/16mldlEn3S7guvaBtpgRT76_FYZU940eL/view (дата обращения: 14.06.2023).Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 24.01.2023) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Собрание законодательства РФ. 2022. № 15. Ст. 2506. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) // СПС Консультант Плюс.Ткаченко В.С. Инвалидность как состояние социальной дезадаптированности (социофункцио-нальный аспект) // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. № 2(30). С. 318-330.Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 10.07.2023) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская юстиция. 1995. № 11. БушкаревА.Н. Ограничения и запреты, связанные с осуществлением полномочий судьи / А.Н. Бушкарев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2018. - № 1. - С. 117-121.ГадаборшевМ.И., Левкевич М.М., РудлицкаяН.В. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи. - М: НИЦ Инфра-М, 2016. С. 62.Лошкарев А.В., Гусарова Е.А. Процесс лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых. - 2019. - № 4-8 (61). - С. 20-21.Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. - № 97. - 06.05.2011.Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 28.11.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // Собрание законодательства РФ. - 23.04.2012. - № 17. - Ст. 1965.Приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.04.2018.Приказ Минздрава России от 28.04.2022 № 292н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «мануальная терапия» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.06.2022.Клинические рекомендации «Туберкулез у взрослых» (одобрены Минздравом России) // Официальный сайт Минздрава России https://minzdrav.gov.ru/, 14.05.2024.Приказ Минздрава России от 07.12.2023№ 667н «Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при сальмонеллезе (диагностика и лечение)» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.01.2024.Амбарцумян В.Э., Нестерова Н.В. Социальное страхование в России // Интерактивная наука. 2024. №1 (87). С. 66-68.Старкова О. Совершенствование механизма социального страхования // The Scientific Heritage. 2020. №54-5. С. 56-58.Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 274.Прокопьева Е.Л. Актуальные вопросы страхового регулирования в России и пути повышения его эффективности // Финансы и кредит, № 23, № 28 (748), 2017, С. 1690-1706.Амбарцумян В.Э., Нестерова Н.В. Социальное страхование в России // Интерактивная наука. 2024. №1 (87). С. 66-68.Молчанов А.А, Шубников Ю.Б. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России,№ 54, № 2, 2012, С. 86-89.Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.05.2023). – Текст : электронный. БыстренкоВ.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // LexRussica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений // Российское право: образование, наука, практика. - 2020. № 18. - С. 3.ЛолаеваА.С. ДжикаеваФ.З. Понятие и признаки объектов интеллектуальной собственности // Аграрное и земельное право. 2020. № 9. С. 14-18.ЧамбалБ.С. Способы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина // Вестник магистратуры. 2021. № 10-2 (121). С. 71-73.Попович М.М. Реализация права граждан на здоровье // Образование и право. 2021. № 10. С. 403-408. Дума А.В. Гражданско-правовая природа и сущность нематериальных благ // Вестник магистратуры. 2021. № 6-2 (117). С. 68-70.
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
6. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // "Российская газета. № 263. 23.11.2011.
7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. № 6. 12.01.2002.
8. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 274.
9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3032.
10. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
11. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» // Российская газета. 1995. № 19.
12. Указ Президента РФ от 17.02.1995 № 161 (ред. от 23.04.2007) «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» // Российская газета. № 39. 22.02.1995.
13. Постановление Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353 (ред. от 23.03.2024) «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2023.
14. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 41. Ст. 5628.
15. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 21.02.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // Собрание законодательства РФ. 23.04.2012. № 17. Ст. 1965.
16. Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.07.2021.
17. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 (утратил силу) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, № 27, ст. 920.
18. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 19.07.2018) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.1992, № 33, ст. 1913.
II. Материалы судебной практики
19. Определение Конституционного суда РФ от 06.06.2002 №115-О // СПС «КонсультантПлюс».
20. Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2013 № 77-КГ13-1 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Определение Верховного Суда РФ от 04.05.2012 № 84-ВПР12-1 // СПС «КонсультантПлюс».
22. Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18.03.2011 // http://novgorodski.nvg.sudrf.ru/
III. Учебная и монографическая литература. Периодические издания
23. Анбрехт, Т.А., Дизер, О.А. О социальной защите ветеранов боевых действий // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 13 (368). С. 16-21.
24. Бренёва М.О. Охрана здоровья и медицинская помощь как конституционное право граждан // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. № 13. 2019. С. 36-40.
25. Гражданское право. Особенная часть: учебник / Н.В. Багрова, Т.Ю. Баришпольская, Р.С. Бевзенко и др.; под ред. Е.С. Болтановой. Москва: ИНФРА-М, 2023. С. 112.
26. Демурчиева М.П., Аветисян Н.А. Особенности заключения трудового договора // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-5 (87). – С. 96-97.
27. Кузнецов Д.В. Понятие договора возмездного оказания услуг и его соотношение с договором подряда // Вестник магистратуры. 2017. № 6-1 (69). С. 129-132.
28. Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений // Российское право: образование, наука, практика. - 2020. № 18. - С. 3.
29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. С. 344.
30. Отнюкова Г.Д. Предпринимательская деятельность в виде оказания услуг // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2023. № 8 (108). С. 62-69.
31. Порох В.И., Катрунов В.А., Засыпкина Е.В. Основы концепции обеспечения прав пациента // Юридическая наука и правоохранительная практика, № 1 (27), 2014, С. 14-19.
32. Радийчук К.Ю. Понятие услуги как объекта гражданских прав. Классификация услуг // StudNet. 2020. № 10. С. 43.
33. Терех К.С. Понятие и правовое регулирование гражданства в Российской Федерации // Вестник Московского финансово-юридического университета, № 3, 2014, С. 62-67.
34. Ходулина Ю.А. Трудовой договор - основной инструмент управления персоналом / Ю.А. Ходулина // Юридическая наука. – 2018. – № 6. – С. 42-45.
35. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. № 234.
36. Устав АНО «Второе дыхание» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/16mldlEn3S7guvaBtpgRT76_FYZU940eL/view (дата обращения: 14.06.2023).
37. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 24.01.2023) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Собрание законодательства РФ. 2022. № 15. Ст. 2506.
38. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) // СПС Консультант Плюс.
39. Ткаченко В.С. Инвалидность как состояние социальной дезадаптированности (социофункцио-нальный аспект) // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. № 2(30). С. 318-330.
40. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 10.07.2023) «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская юстиция. 1995. № 11.
41. Бушкарев А.Н. Ограничения и запреты, связанные с осуществлением полномочий судьи / А.Н. Бушкарев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2018. - № 1. - С. 117-121.
42. Гадаборшев М.И., Левкевич М.М., Рудлицкая Н.В. Органи-зация, оценка эффективности и результативности ока¬зания медицинской помощи. - М: НИЦ Инфра-М, 2016. С. 62.
43. Лошкарев А.В., Гусарова Е.А. Процесс лицензирования медицинской деятельности в Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых. - 2019. - № 4-8 (61). - С. 20-21.
44. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. - № 97. - 06.05.2011.
45. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 28.11.2020) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» // Собрание законодательства РФ. - 23.04.2012. - № 17. - Ст. 1965.
46. Приказ Минздрава России от 07.03.2018 № 92н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.04.2018.
47. Приказ Минздрава России от 28.04.2022 № 292н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «мануальная терапия» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 21.06.2022.
48. Клинические рекомендации «Туберкулез у взрослых» (одобрены Минздравом России) // Официальный сайт Минздрава России https://minzdrav.gov.ru/, 14.05.2024.
49. Приказ Минздрава России от 07.12.2023№ 667н «Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при сальмонеллезе (диагностика и лечение)» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.01.2024.
50. Амбарцумян В.Э., Нестерова Н.В. Социальное страхование в России // Интерактивная наука. 2024. №1 (87). С. 66-68.
51. Старкова О. Совершенствование механизма социального страхования // The Scientific Heritage. 2020. №54-5. С. 56-58.
52. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 274.
53. Прокопьева Е.Л. Актуальные вопросы страхового регулирования в России и пути повышения его эффективности // Финансы и кредит, № 23, № 28 (748), 2017, С. 1690-1706.
54. Амбарцумян В.Э., Нестерова Н.В. Социальное страхование в России // Интерактивная наука. 2024. №1 (87). С. 66-68.
55. Молчанов А.А, Шубников Ю.Б. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России,№ 54, № 2, 2012, С. 86-89.
56. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 № 1048-О – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 19.05.2023). – Текст : электронный.
57. Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность / В.И. Быстренко // Идеи и идеалы. - 2018. - № 4 (38). - С. 26-48.
58. Синюков В.И. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции / В.И. Синюков // Lex Russica. - 2018. - № 10 (143). - С. 18-29.
59. Куренной А.М. Некоторые актуальные проблемы правового регулирования трудовых отношений // Российское право: образование, наука, практика. - 2020. № 18. - С. 3.
60. Лолаева А.С. Джикаева Ф.З. Понятие и признаки объектов интеллектуальной собственности // Аграрное и земельное право. 2020. № 9. С. 14-18.
61. Чамбал Б.С. Способы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина // Вестник магистратуры. 2021. № 10-2 (121). С. 71-73.
62. Попович М.М. Реализация права граждан на здоровье // Образование и право. 2021. № 10. С. 403-408.
63. Дума А.В. Гражданско-правовая природа и сущность нематериальных благ // Вестник магистратуры. 2021. № 6-2 (117). С. 68-70.