МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 17.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Сущность и содержание понятия «орфографическая грамотность» в начальном общем образовании 5
1.2. Возрастные особенности формирования орфографической грамотности у обучающихся на уровне начального общего образования 8
1.3. Методика проведения словарной работы в структуре современного урока русского языка в начальной школе 12
1.4. Анализ современных УМК по русскому языку в контексте проблемы исследования 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Выявление уровня сформированности орфографической грамотности у детей младшего школьного возраста 23
2.2. Опыт работы по организации словарной работы на уроках русского языка в начальном общем образовании 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
В частности, в слове болото есть корень –болот– и окончание –0. Основной слово является –болот–. Такой разбор поможет при выявлении однокоренных слов, образовании новых слов.Подбор однокоренных слов, а также словообразование с помощью префиксов исуффиксов. Например, детям могут быть даны словарные слова, а к ним требуется подобрать однокоренное слово (болото – болотистый, болотце, болотный) или образовать он него новое слово с помощью префиксов (заболоченный) или суффиксов (болотина, болотце).Подборк слову синонимов, которые помогают выразить мысль более отчетливо иярко. Так, например, к слову болото дети могут подобрать синонимы топь, трясина, зыбун. Такая работа позволяет обучить детей умению находить слова, которыми можно заменить слово, которое вызывает у них затруднение.Обращение к истокам слова. Знакомство с происхождением слов очень интересно для детей младшего школьного возраста, а также способствует развитию внимания кязыку. Так, например, слово болот имеет старославянские корни, получило свое название по белому цвету растущих на нем мхов.Различные виды работы с фразеологизмами, загадками, пословицами и поговорками. Например, к слову болото можно подобрать фразеологизм «Заказ над болотом», такие пословицы как «Всяк кулик свое болото хвалит», «Было бы болото, а черти будут», «Ну его в болото». Диктанты (предупредительный, объяснительный, выборочный, рисуночный, творческий диктанты, диктант с комментированием), которыеявляются активной формой тренировочных упражнений и средством проверки навыков учащихся поправописанию.Творческие задания. Примером такого задания может быть создание детьми собственных словарей по предложенным темам, например, слова на букву а, слова, которые имеют отношение к растениям и т.д.Таким образом, в течение всего года выученные слова повторяются путем быстрого произнесения, систематически вводятся в упражнения, выполняемые на уроке, в каллиграфические минутки, словарные и контрольные диктанты.Словарная работа может осуществляться в игровой форме.Рассмотрим виды игр, используемых в процессе работы над словом на уроках русского языка.«Диктор».Расставь ударения, произнеси правильно.«Составь предложение». Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово или несколько словарных слов.«Немой словарик». Учитель или «ведущий» – ученик, молча, но четко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» еще раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребенок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.«Магазин трудных слов»: обучающиеся делятся на две группы, «продавцов» и «покупателей», первая группа выбирает из словаря слова на определенную тему («Овощи», «Фрукты» и т. д.) и обозначает пропуски в них. Вторая группа детей, получая слова и пользуясь словарем, вставляет нужные буквы.Составление орфографических словарей по определенной теме объемом 15–30 слов. Тематика словарей может быть самая разнообразная: космический словарь;словарь моих любимых слов;словарь вежливых слов;спортивный словарь;школьный словарь;словарь добрых слов;игрушки;посуда.Дети подбирают словарный диктант по изучаемой теме, а на следующем уроке можно им предложить побывать в роли учителя.Игра «Эрудит». Раскрой значение слова. Ведущий (учитель или ученик), не называя слова, объясняет всем его лексическое значение. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.Работа над фразеологизмами начинается во 2 классе. Здесь дети впервые знакомятся с фразеологическим словарем.«Галерея фразеологических оборотов». Младшие школьникивыполняют рисунки, иллюстрируя известные фразеологические обороты, выставляют их в классе и предлагают друг другу угадать фразеологизм. По итогам выставки оформляется альбом фразеологизмов.Также во 2 классе уже осуществляется наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.На этих уроках детей нужно познакомить со словарями синонимов и антонимов и в игровой форме закрепить навыки в их использовании.Игра«Кто больше». Подбери синонимы к словам.Также целесообразно использовать эти словари на уроках развития речи при изучении тем «Типы текстов» и для создания собственных текстов и их корректировке с учетом точности, правильности.При изучении исконных и заимствованных слов, для различения изменяемых и неизменяемых слов детей следует познакомить со словарем иностранных слов.«Переводчики».Обучающиеся с помощью словарей иностранных слов дают объяснение предложенным словам.Это могут быть задания на объяснение слов, фразеологизмов, пословиц и поговорок. Современный мир будущего невозможен без компьютеров, поэтому необходимо учить детей умению осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием сети Интернет. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей на уроке. Ребята с удовольствием выполняют эти задания. Конечно, задания и виды работ могут быть разнообразны. Благодаря такой работе к 3-4 году обучения обучающиеся уже легко ориентируются в словарях и с удовольствием используют их. Постоянное использование словаря на уроках, регулярное обращение к нему за помощью и советом поможетсформировать жизненно важное для каждого человека умение работать с информацией.Если на ранних этапах обучения ребенку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей и сможет сам добывать необходимые знания. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.Если у обучающегося младшего школьного возрастаобращение к тому или иному словарю (в зависимости от проблемы) войдет в привычку, есть основание считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой вопросы и осознанно искать на них ответы. Таким образом, от последовательности, системности зависит успех последующего формирования соответствующего общеучебного умения, важного для развития личности.Таким образом, можно сделать вывод о том, что подобранный языковой материал и разработанная система упражнений позволяет разнообразить словарную работу, использовать игровые моменты и сделать уроки более интересными и информативными, постоянно поддерживать интерес учащихся к русскомуязыку.ВЫВОДЫПОГЛАВЕ2Результатыпрактическогоизученияпроблемыисследованиятаковы.ПедагогическийэкспериментпроводилсянабазеМБОУ«Средняяобщеобразовательнаяшкола №58именигенерал-майора М.В. Овсянникова»г.Курска.Участникиисследования:27обучающихсямладшегошкольноговозраста в возрасте 9-10 лет (3 класс). В состав педагогического экспериментавошликонстатирующийиформирующийэтапы.На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что уровень сформированности орфографических умений детей в области написания словарных слов в целом средний. При этом около 20% детей отличаются низким уровнем, что требует коррекции.Мы провели работу по коррекции выявленных отклонений.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе данной курсовой работы были рассмотрены важные аспекты формирования орфографической грамотности у детей начальной школы.В главе I было проведено теоретическое обоснование проблемы, начиная с анализа сущности и содержания понятия «орфографическая грамотность» до изучения возрастных особенностей формирования этой грамотности у детей на уровне начального образования. Была также рассмотрена методика проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе и проанализированы современные учебники по русскому языку в контексте данной проблемы.Глава II представила практическую работу по решению проблемы формирования орфографической грамотности посредством словарной работы. На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что уровень сформированности орфографических умений детей в области написания словарных слов в целом средний. При этом около 20% детей отличаются низким уровнем, что требует коррекции. Мы провели работу по коррекции выявленных отклонений.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбутоваД.Ж. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе / Д.Ж. Абутова, П.Б. Даулетжанова // Мировая наука, 2023. – № 1 (70). – С. 196-199.АманбаеваЗ.С. Возрастные особенности морфофункционального развития детей младшего школьного возраста / З.С. Аманбаева // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, 2019. – № 3 (51). – С. 105-110.Анохина Т.И. Моторная память как средство повышения орфографической грамотности в условиях дистанционного обучения / Т.И. Анохина // LinguisticaJuvenis, 2022. – № 24. – С. 15-23.Антонова Е.М. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.БанинаО.А. Формирование исследовательских умений у младших школьников при изучении словарных слов / О.А. Банина // Проблемы и перспективы развития начального образования. Сборник статей по материалам 3-й Всероссийской научно-практической конференции, 2023. – С. 32-36.Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших учебных заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.И. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.БуковцоваН.Н. Трудности формирования орфографических умений и навыков у учащихся средних классов общеобразовательной школы / Н.Н. Буковцова // Самарский научный вестник, 2016. – № 3 (16). – С. 148-154.ГадельшинаА.А. Условия эффективного формирования орфографических навыков младших школьников / А.А. Гадельшщина, А.Л. Фатыхова // Colloquium-journal, 2021. – № 10-2 (97). – С. 52-53.ГасымоваА.Э. Педагогические условия формирования орфографических навыков у обучающихся 5 классов на уроках русского языка / А.Э. Гасымова // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы конференции. Т. 12, 2022. – С. 226-231.Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии / А.Н. Гвоздев. – 5-е изд., доп. – М.: Ленанд, 2016. – 122 с.ГрыгрышеваЕ.О. Проблемы совершенствования орфографических навыков младших школьников / Е.О. Грыгрышева, Т.Ю. Лысова // Образовательный альманах, 2022. – № 11 (61). – С. 82-83.ДейковаЛ.А. Дидактические основы развития орфографических способностей на начальном этапе обучения / Л.А. Дейкова, З.З. Зайнутдинова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. – № 1 (65). – С. 16-21.ЖажеваД.Д. Орфографическая грамотность учащихся начальных классов и условия ее формирования / Д.Д. Жажева // Новые технологии, 2010. – № 4. – С. 161-164.КанакинаВ.П. Русский язык: 1-й класс: учебник / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 143 с.КанакинаВ.П. Русский язык: 2-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 143 с.КанакинаВ.П. Русский язык: 2-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 143 с.КанакинаВ.П. Русский язык: 3-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 159 с.КанакинаВ.П. Русский язык: 3-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 159 с.КанакинаВ.П. Русский язык: 4-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 159 с.КанакинаВ.П. Русский язык: 4-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 159 с.Колесникова С.М. Современный русский язык: учебник и практикум для академического бакалавриата, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям: учебник для студентов высших учебных заведений. В 3 т. Т. 1. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев и др.; под ред. С.М. Колесникова. – М.: Юрайт, 2017. – 305 с.Колесова О.В. Нетрадиционные приемы работы со словами с непроверяемым написанием в начальной школе / О.В. Колесова, А.А. Лобанова // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 69-3. – С. 115-118.Корецкая В.П. Формирование навыка правописания словарных слов у младших школьников / В.П. Корецкая // Настаўніцкіячытанні. МатэрыялыРэспубліканскайнавукова-практычнайканферэнцыі. У 3-х частках. Том Частка 3., 2023. – С. 46-48.ЛьвовМ.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.ОларьЮ.В. Формирование социокультурных компетенций младших школьников / Ю.В. Оларь // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2017. – № 2 (34). – С. 89-94.Савицкая Ж.А. Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка при изучении словарных слов / Ж.А. Савицкая // Современные тенденции развития начального и эстетического образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященных 60-летию факультета начального и музыкального образования, 2019. – С. 133-134.Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 187 с. СкирденкоИ.Л. Приемы запоминания словарных слов младшими школьниками / И.Л. Скирденко // Интерактивная наука, 2021. – № 10 (65). – С. 27-28.ТухужеваЛ.А. Психологические особенности младшего школьника / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования, 2021. – № 8 (133). – С. 53-55.Шевцова А.О. Формирование орфографической грамотности и основные принципы письма / А.О. Шевцова // Novainfo.ru, 2021. – № 124. – С. 86-87.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Контрольная работаКласс ___________Фамилия Имя ___________________1. Раздели слова на группы – проверяемые орфограммы и непроверяемые орфограммы:Земл_ника, ш_на, в_рона, в_скресенье, картоф_ль, закла_ка, р_бята, уж_н, п_м_дор, капст_ный, св_ча, в_р_бей, звез_ный, р_стение, за_тр_к.2. Впиши пропущенные буквы:Т_пор, м_рковь, д_ректор, д_ревня, б_льшой, п_ртрет, до св_дания, с_рока, скольк_, х_р_шо, _дежда, алф_вит, за_тра, за_ц, праз_ник.3. Найди ошибки в словах и исправь их:Корандаш, уражай, мидведь, рисунок, дежурный, пшиница, здраствуйте, агород, рибята, пасажир, карова, ящерица, бериг, девочка, ягада.
Аманбаева З.С. Возрастные особенности морфофункционального развития детей младшего школьного возраста / З.С. Аманбаева // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, 2019. – № 3 (51). – С. 105-110.
Анохина Т.И. Моторная память как средство повышения орфографической грамотности в условиях дистанционного обучения / Т.И. Анохина // Linguistica Juvenis, 2022. – № 24. – С. 15-23.
Антонова Е.М. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 464 с.
Банина О.А. Формирование исследовательских умений у младших школьников при изучении словарных слов / О.А. Банина // Проблемы и перспективы развития начального образования. Сборник статей по материалам 3-й Всероссийской научно-практической конференции, 2023. – С. 32-36.
Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших учебных заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.И. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
Буковцова Н.Н. Трудности формирования орфографических умений и навыков у учащихся средних классов общеобразовательной школы / Н.Н. Буковцова // Самарский научный вестник, 2016. – № 3 (16). – С. 148-154.
Гадельшина А.А. Условия эффективного формирования орфографических навыков младших школьников / А.А. Гадельшщина, А.Л. Фатыхова // Colloquium-journal, 2021. – № 10-2 (97). – С. 52-53.
Гасымова А.Э. Педагогические условия формирования орфографических навыков у обучающихся 5 классов на уроках русского языка / А.Э. Гасымова // XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Материалы конференции. Т. 12, 2022. – С. 226-231.
Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии / А.Н. Гвоздев. – 5-е изд., доп. – М.: Ленанд, 2016. – 122 с.
Грыгрышева Е.О. Проблемы совершенствования орфографических навыков младших школьников / Е.О. Грыгрышева, Т.Ю. Лысова // Образовательный альманах, 2022. – № 11 (61). – С. 82-83.
Дейкова Л.А. Дидактические основы развития орфографических способностей на начальном этапе обучения / Л.А. Дейкова, З.З. Зайнутдинова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2019. – № 1 (65). – С. 16-21.
Жажева Д.Д. Орфографическая грамотность учащихся начальных классов и условия ее формирования / Д.Д. Жажева // Новые технологии, 2010. – № 4. – С. 161-164.
Канакина В.П. Русский язык: 1-й класс: учебник / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 15-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 143 с.
Канакина В.П. Русский язык: 2-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 143 с.
Канакина В.П. Русский язык: 2-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 143 с.
Канакина В.П. Русский язык: 3-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 159 с.
Канакина В.П. Русский язык: 3-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 159 с.
Канакина В.П. Русский язык: 4-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 159 с.
Канакина В.П. Русский язык: 4-й класс: учебник. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2023. – 159 с.
Колесникова С.М. Современный русский язык: учебник и практикум для академического бакалавриата, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям: учебник для студентов высших учебных заведений. В 3 т. Т. 1. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование / С.М. Колесникова, Н.А. Николина, В.А. Лаврентьев и др.; под ред. С.М. Колесникова. – М.: Юрайт, 2017. – 305 с.
Колесова О.В. Нетрадиционные приемы работы со словами с непроверяемым написанием в начальной школе / О.В. Колесова, А.А. Лобанова // Проблемы современного педагогического образования, 2020. – № 69-3. – С. 115-118.
Корецкая В.П. Формирование навыка правописания словарных слов у младших школьников / В.П. Корецкая // Настаўніцкія чытанні. Матэрыялы Рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі. У 3-х частках. Том Частка 3., 2023. – С. 46-48.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
Оларь Ю.В. Формирование социокультурных компетенций младших школьников / Ю.В. Оларь // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2017. – № 2 (34). – С. 89-94.
Савицкая Ж.А. Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка при изучении словарных слов / Ж.А. Савицкая // Современные тенденции развития начального и эстетического образования. Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященных 60-летию факультета начального и музыкального образования, 2019. – С. 133-134.
Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 187 с.
Скирденко И.Л. Приемы запоминания словарных слов младшими школьниками / И.Л. Скирденко // Интерактивная наука, 2021. – № 10 (65). – С. 27-28.
Тухужева Л.А. Психологические особенности младшего школьника / Л.А. Тухужева // Вопросы науки и образования, 2021. – № 8 (133). – С. 53-55.
Шевцова А.О. Формирование орфографической грамотности и основные принципы письма / А.О. Шевцова // Novainfo.ru, 2021. – № 124. – С. 86-87.