Формирование навыков графическом рисовании в средней группе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 41 41 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 14.07.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков графического рисования у детей дошкольного возраста 5
1.1 Понятие и сущность графического рисования как вида изобразительной деятельности 5
1.2 Особенности развития графических навыков у детей среднего дошкольного возраста 9
Глава 2. Практическое исследование формирования навыков в графическом рисовании в средней группе 18
2.1 Диагностическое исследование навыков в графическом рисовании в средней группе 18
2.2 Содержание работы по развитию навыков в графическом рисовании в средней группе 25
Заключение 30
Список литературы 31
Приложения 33
Фрагмент для ознакомления

70% детей с низкой успеваемостью показали ошибки при копировании трех цифр.Фигура 1 – фигуры разных размеров; фигура 2 – количество элементов неверно и расстояние между ними разное, горизонтальная ось не проходит через вершины; фигура 3 – все углы внешней формы неправильные, внутренняя форма не касается внешней ни сверху, ни снизу (обе стороны).Результаты диагностики показывают необходимость специальной помощи для развития графических навыков, которые являются основополагающим элементом овладения письменной речью.2.2Содержание работы по развитию навыков в графическом рисовании в средней группеОсновной формой организации обучения учащихся в образовательных организациях дошкольного образования является занятие или непосредственная образовательная деятельность (в соответствии с ФГОС). Занятия организуются и проводятся преподавателями в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. Исходя из этого, можно сказать, что занятие – это организованная форма обучения и временной период процесса обучения, который может отражать все его структурные компоненты (общеобразовательную цель, дидактические цели, содержание, методы и средства «обучения»).Чтобы добиться определенных результатов в развитии ребенка, необходимо регулярно посещать занятия, направленные на развитие той или иной деятельности. Систематическое обучение на уроке является важным инструментом воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Для достижения практической цели нашей работы мы выделили несколько направлений работы по развитию графических навыков. Работа включала три этапа: подготовительный, основной и заключительный.Подготовительный этап. Задачи:- формирование функциональных способностей кистей и пальцев; тренировка силы пальцев и рук;- формирование ритмической организации речи;- формирование зрительно-пространственной ориентации;- формирование умения ориентироваться в окружающем пространстве;- формирование умения ориентироваться на листе бумаги.Подготовительный этап включал два направления: формирование тонко-координированных движений рук и пальцев и формирование зрительно-пространственной ориентации. Формирование зрительно-пространственной ориентации осуществлялось в формировании ориентировки в окружающем пространстве и развитии ориентировки на листе бумаги.На первом уровне сложности у детей развивалось умение выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживая его, а детям предлагались упражнения на развитие кинестетического праксиса. На этом этапе детям был предложен комплекс статических упражнений для пальцев и рук: «Кошка», «Мышка», «Кролик и уши», «Коза», «Гусь», «Петух», «Курица», «Оса». «Жук», «Слон».Упражнения предлагались основной рукой, затем дополнительной рукой, если ребенок стоял лицом, предлагалось выполнять упражнение обеими руками одновременно. Каждая заданная поза удерживалась до 5 секунд. Упражнения были спроектированы так, чтобы их можно было автоматизировать. Второй уровень сложности включал упражнения на формирование умения ребенка правильно и быстро менять положение рук. Цель: Формировать умение ребенка правильно и быстро менять положение руки по заданному шаблону. На этом этапе детям предлагались динамические упражнения с участием обеих рук: «Дерево», «Птица», «Стаканчики», «Флаг», «Пароход», «Стул», «Стол», «Грабли», «Стол». Цепочка», «Скворечник», «Шарик», «Корзинка», «Колокольчик».Пальчиковая гимнастика выполнялась для формирования ритмической организации движений в сопровождении стишков: «Моя семья», «Этот пальчик», «Мизинец».Третий уровень сложности состоял из упражнений на регуляцию мышечного тонуса и упражнений на координацию движений. Цель: Тренировать функциональность кистей и пальцев, развивать силу пальцев, формировать координацию движений. Упражнение предполагает продуктивную деятельность детей. Лепка из пластилина «Шарик», «Слепой снеговик», «Гусеница», «Ежик»; бумажная работа («Гармошка»).Упражнения на скручивание («Скатать шарик») и набивание ниток («Собрать бисер»). В этом смысле ориентировочные упражнения предлагаются на трех уровнях сложности. Цель: Формировать ориентацию на линии работы и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо), зрительно-моторную координацию, зрительное внимание, укреплять мелкие мышцы пальцев.На первом уровне сложности детям предлагались игровые упражнения. Упражнения выполнялись в тетрадях в большой клетке. Ребенку предлагалось начать рисовать узор, соблюдая последовательность действий с указанием количества клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз) («Узор 1», «Узор 2», «Узор 3»). Упражнения выполнялись на слух. Второй уровень сложности представлял собой более сложный графический диктант («Корабль», «Ракета», «Машина»). Соблюдая последовательность действий с указанием количества клеток и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу самостоятельно. Наиболее сложные упражнения («Лошадь», «Олень», «Лебедь») были представлены на третьем уровне сложности.Ребенок выполнял работу согласно последовательности действий, представленной количеством клеток и их направлениями (влево, вправо, вверх, вниз).Основная сцена. Задачи:- тренировка зрительно-моторной координации на листе бумаги;- формирование умения рисовать вертикальные и горизонтальные линии;- формирование умения рисовать круги;- формирование умения рисовать квадрат и треугольник.Основной этап был посвящен тренировке зрительно-моторной координации. Первый уровень сложности был направлен на развитие умения копировать предложенный узор, состоящий из вертикальных, горизонтальных и пересекающихся линий.Детям были предложены упражнения, направленные на воспроизведение вертикальных («Белка», «Яблочко»), горизонтальных («Дерево», «Гриб») и скрещенных («Ежик», «Бабочка») линий. Детям давался образец заданной линии с указанием направления, ориентируясь на него, дети продолжали рисовать. Второй уровень сложности состоял из упражнений, направленных на развитие умения воспроизводить на листе бумаги полукруг («Волна») и круг («Улитки», «Черепахи», «Снеговик»).Дети обвели рисунок точками в заданном направлении. Данные упражнения помогли сформировать умение копировать предложенный узор, состоящий из кругов (приложение 1).Упражнения на формирование умения воспроизводить на листе бумаги квадрат и треугольник относятся к третьему уровню сложности. Цель: Формировать умение копировать предложенный узор, состоящий из квадратов и треугольников. Детям были предложены следующие упражнения: «Домики», «Лодочки», «Звезды», «Дойди до звездочки». Дети рисовали точечные рисунки, состоящие из квадратов и треугольников. Заключительный этап. Задачи:- тренировка зрительно-моторной координации на листе бумаги;- формирование умения копировать предложенный образец;- формирование умения воспроизводить графический образ посредством представления.На этом этапе продолжалась работа по формированию зрительной координации. Цель: Закрепить умение копировать предложенный образец, состоящий из всевозможных фигур и линий (вертикальных, горизонтальных и скрещенных линий, круга, овала, квадрата, треугольника), а также формировать умение воспроизводить графический рисунок на образец.На первом уровне сложности предлагались упражнения, в которых необходимо было самостоятельно обвести рисунок в заданных точках («Шапка – шарф – варежки», «Цветочный луг», «Заяц», «Ежик»).На втором уровне сложности предлагались упражнения, в которых необходимо было самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, состоящую из разнотипных фигур и линий («Рыбы и бабочки», «Домики и Кораблики»).Третий уровень сложности включал упражнения на формирование умения воспроизводить графический образ в спектакле. Детям предлагалось выполнить самостоятельные упражнения по рисованию по изображению: «Дом», «Цветок», «Солнце», «Елка».Таким образом, последовательная, поэтапная работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий способствовала развитию изобразительных навыков у старших дошкольников. Для наиболее успешного развития графических навыков мы выбрали вышеперечисленные направления работы. Работа основана на индивидуальных и возрастных особенностях развития детей дошкольного возраста. При этом соблюдались гигиенические правила на занятиях по развитию графических умений.ЗаключениеИсследования, проведенные в рамках данной темы, позволяют сделать вывод о важности формирования навыков графического рисования у детей средней группы дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, внимания и воображения через графическое творчество способствует всестороннему развитию личности ребенка. Подход к обучению должен быть индивидуализированным, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.Важно обратить внимание на взаимодействие педагогов и родителей в процессе обучения графическому рисованию. Совместные усилия способствуют более эффективному результату и улучшению качества обучения. Для развития навыков графического рисования важно создавать стимулирующую обстановку, предоставлять доступ к различным материалам и инструментам, а также поощрять ребенка к экспериментированию и самовыражению.Таким образом, формирование навыков графического рисования в средней группе играет значимую роль в развитии детей, способствуя их творческому потенциалу и улучшению когнитивных функций. Педагоги и родители должны работать вместе, чтобы создать благоприятные условия для развития ребенка через графическое творчество. Дальнейшие исследования в этой области могут принести новые результаты и рекомендации для улучшения процесса обучения.Заключение проведенных исследований подтверждает, что формирование навыков графического рисования в средней группе является важным этапом в развитии детей и оказывает положительное влияние на их когнитивные, эмоциональные и социальные навыки. Данные результаты могут быть использованы для оптимизации программ обучения и педагогических практик в дошкольных учреждениях.Список литературы1. Аникина Н. А. Формирование любознательности дошкольников через организацию изобразительной деятельности в детском саду // Символ науки. - 2020. - № 4. - С. 115–117. 2. Буянова Т. А. Детское изобразительное творчество: актуальные проблемы и противоречия // МНКО. - 2021. - № 4 (89). - С. 18–22. 3. Вершинина Н. А. Характеристика информационных потоков методики обучения дошкольников изобразительной деятельности // Вестник ОГУ. -2022. - № 7. - С. 151–158. 4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2021. - 96 с. 5. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 2022. - 344с.6. Дубровская А. В. Изучение особенностей изобразительной деятельности дошкольников // Образовательный процесс. - 2022. - № 2 (13). - С. 12–14.7. Кузнецова, Х. А. Разнообразные подходы к изобразительным навыкам в средних группах / Х. А. Кузнецова. // Молодой ученый. - 2023. - № 4 (451). - С. 168-170. 8 Леонтьева А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьева. - М.-Л.: «Академия педагогических наук», 2021. - 132 с. 9. Холодняк, Л. В. Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста / Л. В. Холодняк // Инновационные педагогические технологии. - Казань : Бук, 2021. - С. 56-58.Ресурсы Интернет10. Быковская М.А. Психолого-педагогический аспект обучения графике детей дошкольного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-aspekt-obucheniya (дата обращения: 14.06.2024).11. Локшина В. И. Исследование особенностей рисования у детей 4-5 лет. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey (дата обращения: 14.06.2024).12. МАДОУ «Детский сад № 322» - URL: https://madou322.ru/?ysclid=lxdru4yams85969153 (дата обращения: 14.06.2024).13. Метод «дорожки» (по Л.А. Венгеру) - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/01/20 (дата обращения: 14.06.2024).14. Методика «Домик», разработанная Н.И. Гуткиной. - URL: https://www.ocri.ru/upload/userfile/metodiki/6/57.pdf? (дата обращения: 14.06.2024).15. Методика «Фигуры». - URL: https://psychojournal.ru/tests_online/2373-test-vkljuchennyh-figur-gottshaldta.html (дата обращения: 14.06.2024).ПриложенияПриложение 1Наглядный материал к диагностической методике №1 «Домик»(Н.И. Гуткиной)Наглядный материал к диагностической методике №2 «Дорожки»(Л.А. Венгера)Наглядный материал к диагностической методике №3 «Фигуры» (В. Мытацина)Приложение 2УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙКООРДИНАЦИИ ПРИ КОПИРОВАНИИ КОНТУРОВ ПРЕДМЕТОВ1) Упражнение «Продолжи узор»2) Упражнение «Закончи узор по клеточкам»3) Упражнение «Нарисуй такой же рисунок»4) Упражнение « Реши пример и продолжи узор»5) Упражнение «Дорисуй картинку и продолжи узор»6) Упражнение «Найди спрятанную картинку и продолжи узор»7) Упражнение «Перенеси контуры влево»Приложение 3УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ НАПРАВЛЕННЫХ ДВИЖЕНИЙРУКИ1) Нарисуй как падают осенние листья. Раскрась2) Обведи по точкам3) Обведи по контурамСоедини точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.Приложение 4Таблица 1 - Анализ диагностических данных по методике «Дорожки»ПараметрыТочность движений при выполнении проб (уровень)1средний2низкий3низкий4низкий5низкий6высокий7средний8низкий9низкий10низкий11средний12низкий13низкий14низкий15низкий16высокий17средний18низкий19низкий20низкийТаблица 2 - Анализ диагностических данных по методике «Домик»ПараметрыУмение ориентироваться на образец, точно скопировать его, сформированность пространственного восприятия (уровень)1средний2средний3средний4низкий5низкий6средний7низкий8средний9низкий10низкий11средний12средний13средний14низкий15низкий16средний17низкий18средний19низкий20низкийПриложение 5Таблица 3. Анализ диагностических данных по методике «Фигуры»ПараметрыСкорость движений и уровень развития координации кисти руки(уровень)1низкий2средний3низкий4низкий5средний6высокий7низкий8низкий9низкий10низкий11низкий12средний13низкий14низкий15средний16высокий17низкий18низкий19низкий20низкий

1. Аникина Н. А. Формирование любознательности дошкольников через организацию изобразительной деятельности в детском саду // Символ науки. - 2020. - № 4. - С. 115–117.
2. Буянова Т. А. Детское изобразительное творчество: актуальные проблемы и противоречия // МНКО. - 2021. - № 4 (89). - С. 18–22.
3. Вершинина Н. А. Характеристика информационных потоков методики обучения дошкольников изобразительной деятельности // Вестник ОГУ. -2022. - № 7. - С. 151–158.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 2021. - 96 с.
5. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. / Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 2022. - 344с.
6. Дубровская А. В. Изучение особенностей изобразительной деятельности дошкольников // Образовательный процесс. - 2022. - № 2 (13). - С. 12–14.
7. Кузнецова, Х. А. Разнообразные подходы к изобразительным навыкам в средних группах / Х. А. Кузнецова. // Молодой ученый. - 2023. - № 4 (451). - С. 168-170.
8 Леонтьева А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А. Н. Леонтьева. - М.-Л.: «Академия педагогических наук», 2021. - 132 с.
9. Холодняк, Л. В. Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста / Л. В. Холодняк // Инновационные педагогические технологии. - Казань : Бук, 2021. - С. 56-58.
Ресурсы Интернет
10. Быковская М.А. Психолого-педагогический аспект обучения графике детей дошкольного возраста. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-aspekt-obucheniya (дата обращения: 14.06.2024).
11. Локшина В. И. Исследование особенностей рисования у детей 4-5 лет. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey (дата обращения: 14.06.2024).
12. МАДОУ «Детский сад № 322» - URL: https://madou322.ru/?ysclid=lxdru4yams85969153 (дата обращения: 14.06.2024).
13. Метод «дорожки» (по Л.А. Венгеру) - URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/01/20 (дата обращения: 14.06.2024).
14. Методика «Домик», разработанная Н.И. Гуткиной. - URL: https://www.ocri.ru/upload/userfile/metodiki/6/57.pdf? (дата обращения: 14.06.2024).
15. Методика «Фигуры». - URL: https://psychojournal.ru/tests_online/2373-test-vkljuchennyh-figur-gottshaldta.html (дата обращения: 14.06.2024).